Порядок регистрации юл. Порядок государственной регистрации юридического лица (Зобова Е.П.) 3 государственная регистрация юридических лиц


Государственная регистрация заключительный этап создания коммерческой организации. Она считается созданной и приобретает статус юридического лица со дня ее государственной регистрации (п.2 ст.51 ГК). Регистрация имеет значение как юридический факт, на основании и с момента совершения которого, возникает юридическое лицо.

Цели регистрации:

осуществление государственного контроля за ведением хозяйственной деятельности;

проведение налогообложения;

получение государственных сведений статистического учета для регулирования экономики;

предоставление всем участникам хозяйственного оборота и государственным органам информации о субъектах предпринимательской деятельности;

Принципы регистрации:

публичность - реестр доступен каждому, желающему ознакомится с ним. Сведения содержащиеся в государственном реестре общедоступны, кроме паспортных данных и ИНН учредителей;

общеизвестности - на основании публикации данных реестра каждое лицо считается осведомленным, что лишает возможности ссылаться на незнание сведений реестра;

достоверности - принцип правильности реестра, опровержение его данных возможно лишь в судебном порядке.

Все сведения о зарегистрированных юридических лицах заносятся в государственный реестр. Главным принципом ведения государственного реестра который указан в законе является единство и сопоставимость указанных в нем сведений. Государственный реестр является федеральным информационным ресурсом и ведется на бумажных и электронных носителях. В случае изменения содержащихся в государственном реестре сведений ранее внесенные сведения сохраняются. Записи в государственном реестре делаются на основании документов, представленных заявителями при государственной регистрации юридических лиц и внесении изменений в государственный реестр. Сведения из государственного реестра предоставляются либо в виде выписки из него либо в виде копии документа, содержащегося в нем.

Процедура регистрации регулируется: ГК РФ и Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.01. №129-ФЗ (далее, Закон о регистрации).

В современных условиях законодательно закреплен единый порядок регистрации юридических лиц, хотя закон допускает возможность установления особого порядка регистрации для некоторых организаций. В связи с этим представляется возможным рассмотреть способы создания юридических лиц, которые выделяются в научной литературе. Анализ практики создания юридических лиц позволяет выделить три таких способа: распорядительный, когда организация создается по распоряжению уполномоченного государственного органа, разрешительный, когда для создания юридического лица необходимо получить разрешение государственного органа и явочно-нормативный, когда юридическое лицо создается по воле его учредителей, но должно быть зарегистрировано в установленном законом порядке. В своем первоначальном виде первые два способа не применяются, так как в законе закреплен явочно-нормативный способ создания юридического лица, однако их элементы применяются при создании некоторых видов юридических лиц (например, распорядительного, при создании унитарных, разрешительного, при создании политических и общественных организаций).

В соответствии с ГК РФ регистрация должна проводиться органами юстиции и оно осуществляет регистрацию некоммерческих организаций. Ст.2 Закона о регистрации, просто указывает на федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный КРФ и ФКЗ «О правительстве Российской Федерации» проводить государственную регистрацию юридических лиц. Сейчас, органом, осуществляющим регистрацию коммерческих юридических лиц и индивидуальных предпринимателей является налоговый орган.

Государственная регистрация осуществляется по месту нахождения указанному в учредительных документах в течение пяти дней. Процесс государственной регистрации и последующей легитимации состоит из следующих стадий:

Сдача документов на регистрацию при создании или реорганизации юридического лица, в состав которых входят:

заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной

Правительством РФ;

решение о создании юридического лица, в виде протокола первого собрания учредителей, договора или иного документа в соответствии с законодательством;

учредительные документы (подлинники или нотариально удостоверенные копии);

документы, подтверждающие уплату госпошлины;

документы легитимации иностранных юридических лиц учредителей;

иные, в зависимости от вида юридического лица (банки, страховые компании, биржи, политические организации).

Несколько иной перечень документов закон устанавливает для регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации:

заявление о государственной регистрации всех создающихся юридических лиц, с указанием о том, что все кредиторы уведомлены, а разделительный баланс и передаточный акт содержат сведения об универсальном правопреемстве;

учредительные документы вновь создаваемых юридических лиц;

решение о реорганизации юридического лица;

договор о слиянии или присоединении, в предусмотренных законом случаях;

передаточный акт или разделительный баланс;

документ об уплате государственной пошлины.

Ранее предусматривалось проведение правовой экспертизы учредительных документов всех регистрируемых юридических лиц. Сейчас Закон о регистрации возложил ответственность за соответствие их требованиям закона на учредителей юридического лица. Экспертиза учредительных документов проводится Минюстом РФ лишь при регистрации некоторых некоммерческих организаций (политических партий, движений) и по итогам экспертизы дается заключение на предмет их соответствия КРФ и другим федеральным законам.

Регистрация в регистрирующем органе осуществляется путем присвоения организации очередного номера в журнале регистрации поступающих документов, проставления специального штампа с наименованием регистрирующего органа и выдачи регистрационного свидетельства.

Регистрация в органах статистики с присвоением кодов классификаторов и включением коммерческой организации в единый государственный регистр предприятий и организаций.

Открытие расчетного счета в банке (с внесением на него не менее 50% уставного капитала для некоторых коммерческих организаций). Счет открывается по представлению заявления, копии свидетельства о регистрации и учредительных документов, образцов подписей руководителя и главного бухгалтера.

Изготовление печати. Эскиз печати и штампа должен согласовываться с регистрирующим органом исполнительным органом юридического лица на специальном бланке. Бланк представляется в регистрирующий орган и для изготовления печати выдается декларация.

Постановка на учет в налоговом органе осуществляется по месту нахождения организации с присвоением ИНН (идентификационный номер налогоплательщика). Порядок постановки на учет в налоговых органах определяется в ст.84 Налогового кодекса. В настоящее время это делается одновременно с регистрацией юридического лица.

Постановка на учет в государственных внебюджетных социальных фондах: пенсионном, государственного социального страхования, обязательного медицинского страхования.

В субъектах РФ порядок этапов прохождения легитимации может отличаться, но все ее этапы должны быть пройдены.

Отказ в регистрации возможен только в том случае, если нарушен порядок образования юридического лица (не представлены необходимые для регистрации документы) или представление документов для регистрации в ненадлежащий орган. Для юридических лиц к которым применяется особый порядок государственной регистрации могут устанавливаться и иные основания для отказа в государственной регистрации. Недопустим отказ в регистрации по мотивам нецелесообразности. Отказ в регистрации может быть обжалован в арбитражный суд. Решение суда не является актом регистрации, но это основание для внесения записи в государственный реестр. За отказ в регистрации с использованием служебного положения или в нарушение судебного акта и может последовать наказание по ст.169 УК РФ.

Осуществление предпринимательской деятельности юридическим лицом без государственной регистрации - правонарушение. Доход от незаконной предпринимательской деятельности подлежит взысканию в соответствующий бюджет. Кроме того, может наступить ответственность по ст. ст.171 и172 УК РФ.

Не всегда факт регистрации дает право немедленно заниматься определенными видами предпринимательской деятельности. В ряде случаев необходимо произвести еще ряд действий - получить лицензию, зарегистрировать контрольно-кассовые машины, зарегистрировать права на имущество и т.д.

Государственной регистрации подлежат и все изменения, вносимые в учредительные документы в процессе деятельности юридического лица. В этом случае помимо заявления и документа об уплате государственной пошлины, в регистрирующий орган представляется решение о внесении изменений и текст самих изменений.

Юридические лица могут быть коммерческими и некоммерческими. Если вы учреждаете юридическое лицо с целью получения дохода, оно относится к первой группе. Коммерческие организации, в свою очередь, подразделяются на корпоративные и унитарные.

Столь популярная в России организационно-правовая форма ведения бизнеса, как ООО, относится к коммерческим корпоративным организациям. В эту же категорию попадают хозяйственные товарищества, партнерства, крестьянские хозяйства и производственные кооперативы. Наибольшей популярностью пользуется ООО, поэтому, рассказывая о государственной регистрации юридических лиц, мы в первую очередь подразумеваем организации такого типа.

Где осуществляется государственная регистрация юридического лица

Государственную регистрацию юридических лиц осуществляет инспекция ФНС, за которой “закреплен” район, в котором предприниматель нашел адрес под офис. Определить точные координаты проще всего с помощью сервиса ФНС : введите город, улицу, дом — и система автоматически подскажет, какая инспекция вам нужна.

Приготовьтесь вместе с пакетом регистрационных документов представить сотруднику регистрирующего органа на юридический адрес. Такое письмо оформляет собственник или арендодатель помещения, подтверждая готовность разместить у себя офис создаваемой организации. Гарантийное письмо не служит безусловным доказательством “чистоты” юридического адреса: адрес массовой регистрации юридических лиц ФНС “забракует” в любом случае.

Закон не запрещает регистрацию ООО на адрес, по которому проживает директор или учредитель. Правда, при таком раскладе нельзя исключить вероятность отказа в регистрации юридического лица: сотрудники ИФНС могут посчитать, что ведение предпринимательской детельности в жилом помещении нарушает интересы других жильцов. Будьте готовы подтвердить обратное. Если место государственной регистрации юридического лица — это квартира, заявление Р11001 понадобится сопроводить копией свидетельства о праве собственности и оформленным в свободной форме . Возможно, потребуется согласие от каждого прописанного в квартире лица.

Какие документы нужны для регистрации юридического лица

Обратите внимание: с 29 апреля 2018 года в заявлении на регистрацию заявитель должен указывать свой электронный адрес. Документы, подтверждающие факт регистрации (лист записи ЕГРИП или ЕГРЮЛ, устав с отметкой ИФНС, свидетельство о постановке на налоговый учет), направляются инспекцией не в бумажном виде, как раньше, а в электронном. Бумажные документы, в дополнение к электронным, можно будет получить только по запросу заявителя.

Если вы выступаете единственным учредителем ООО, от вас понадобятся такие документы:

  • заявление на регистрацию по форме Р11001,
  • решение о создании организации,
  • устав учреждаемого общества,
  • банковская квитанция об оплате государственной пошлины за регистрацию юридического лица.

Если вы создаете ООО вместе с деловыми партнерами, список будет длиннее:

  • заявление по форме Р11001,
  • протокол общего собрания учредителей,
  • договор об учреждении коммерческой организации (в ИФНС на регистрацию он не создается, но должен быть заключен)
  • устав ООО,
  • квитанция об оплате госпошлины за регистрацию юридического лица.

Также понадобятся документы, подтверждающие юридический адрес. Если в создании юридического лица участвуют иностранные граждане, документы, удостоверяющие их личности, нужно будет перевести на русский. Если подавать заявление на регистрацию юрлица учредитель будет не сам, понадобится нотариальная доверенность, на основании которой представитель вручит сотруднику регистрирующего органа пакет документов для регистрации юридического лица.

Порядок регистрации юридического лица

Чтобы зарегистрировать юридическое лицо, нужно проделать следующие шаги:

  1. Придумайте , которое не противоречит букве закона. Не забывайте, что названия на иностранных языках и аббревиатуры разрешают использовать исключительно в качестве дополнительных. Подробнее об этом и других нюансах читайте в нашем материале, посвященном наименованию ООО.
  2. Определитесь с юридическим адресом. Воспользуйтесь адресов массовой регистрации юридических лиц, чтобы избежать отказа.
  3. Выберите коды ОКВЭД, описывающие деятельность создаваемой вами компании. Чтобы упростить эту задачу и не упустить ни одного кода, который может оказаться полезным впоследствии, воспользуйтесь по направлениям бизнеса.
  4. Определитесь с суммой . Минимальная сумма уставного капитала — 10 тысяч рублей (для некоторых типов бизнеса — больше). Если минимальная сумма не делится поровну на всех учредителей без остатка, увеличьте ее до подходящей цифры. Внести уставный капитал можно вплоть до четырех месяцев с дня регистрации в налоговом органе юридического лица, но чем быстрее, тем лучше.
  5. Оформите решение учредителя или протокол общего собрания и договор об учреждении ООО. вы найдете на нашем сайте. Здесь же можно оформить полный пакет документов с помощью бесплатного сервиса, тем самым избежав опечаток и неточностей, не нарушив хронологию и правила сокращений.
  6. Подготовьте . Учредители ООО могут воспользоваться типовым уставом или взять готовый устав из нашего сервиса и отредактировать его в соответствии со спецификой организации. Чтобы ничего не упустить при оформлении устава, стоит воспользоваться бесплатной услугой проверки регистрационных документов.
  7. Заполните . Образец заявления о государственной регистрации юридического лица вы найдете на нашем сайте. Обратите внимание: ошибки в заявлении чаще всего приводят к отказам в регистрации компании, поэтому не рекомендуем оформлять этот документ вручную. Воспользуйтесь специальной программой ФНС или подготовьте заявление вместе с прочими документами в нашем онлайн-сервисе. Распечатав заявление, не подписывайте его. Сделать это нужно на глазах у сотрудника регистрирующего органа или при нотариусе.
  8. Внесите в банке. В 2019 году госпошлина за регистрацию юридического лица — 4000 рублей. Сумма должна быть поровну разделена между учредителями.
  9. Подготовьте , если планируете платить налоги по этой системе. В большинство налоговых инспекций достаточно представить два экземпляра, но некоторые ИФНС требуют три.
  10. Проверьте документы и подавайте их в свою ИФНС. Если не получается сделать это лично, отправьте вместо себя доверенное лицо, предварительно посетив нотариальную контору. В таком случае понадобится сделать особую отметку в заявлении о государственной регистрации юридического лица.

Долго ожидать решения по вашему вопросу не придется: в 2019 году на регистрацию юридического лица в общем случае уходит не более трех рабочих дней (если нет объективных причин продлить срок рассмотрения документов).

Сведения о государственной регистрации юридических лиц вносятся в ЕГРЮЛ. Проверить информацию в реестре регистрации юридических лиц можно у нас на сайте через .

Юридическое лицо - организация, имеющая в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечающая по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (ч. 1 п. 1 ст. 48 ГК РФ).

Юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Государственная регистрация юридических лиц при их создании

Организация как юридическое лицо считается созданной с момента ее государственной регистрации со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц (п. 2 ст. 51 ГК РФ).

С момента регистрации у юридического лица появляется правоспособность, возникают гражданские права и обязанности.

Государственная регистрация юридических лиц при их создании осуществляется регистрирующими органами по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Процедура государственной регистрации юридических лиц включает в себя перечисленные ниже этапы.

1. Представление документов в регистрирующий орган, в качестве которого Постановление Правительства РФ от 17 мая 2002 г. № 319 «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей» определило налоговые органы РФ.

Для регистрации создаваемой организации необходимо представить следующие документы:

1) заявление о государственной регистрации с подтверждением соответствия учредительных документов требованиям законодательства, достоверности сведений, соблюдения порядка учреждения юридического лица, оплаты уставного (складочного) капитала, уставного (паевого) фонда. Подпись заявителя должна быть нотариально удостоверена.

Заявителем при государственной регистрации является физическое лицо, подпись которого на заявлении должна быть нотариально удостоверена. Например, заявителем может быть один из учредителей, руководитель исполнительного органа организации-учредителя, полный товарищ, если создается хозяйственное товарищество.

  • 2) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством РФ.
  • 3) учредительные документы юридического лица (подлинники или нотариально удостоверенные копии), состав которых различен для разных видов организаций. Организациями, функционирующими на основе одного учредительного документа - устава, являются акционерные общества, производственные кооперативы (артели), государственные и муниципальные унитарные предприятия (уставные организации). Организациями, действующими только на основании учредительного договора, являются хозяйственные товарищества - полное товарищество и товарищество на вере (договорные организации). К юридическим лицам, имеющим и устав, и учредительный договор, относятся общества с ограниченной и с дополнительной ответственностью (уставно-договорные организации).
  • 4) выписка из реестра иностранных юридических лиц ответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя.
  • 5) документ об уплате государственной пошлины.

Регистрирующий орган не вправе требовать представления других документов, кроме установленных законом. Документы представляются уполномоченным лицом непосредственно или почтовым отправлением.

Датой представления документов является день их получения регистрирующим органом. В этот же день заявителю выдается расписка в получении документов с указанием перечня и даты их получения регистрирующим органом.

2. Проведение правовой экспертизы документов осуществляет регистрирующий орган в целях установления соответствия документов требованиям законодательства как по форме, так и по содержанию.

Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.

По итогам экспертизы государственный служащий Федеральной налоговой службы (далее - ФНС России) РФ составляет заключение о соответствии (несоответствии) документов установленным требованиям.

  • 3. Принятие решения о государственной регистрации юридического лица является основанием внесения соответствующей записи в государственный реестр, которое осуществляется путем присвоения организации очередного номера в журнале регистрации поступающих документов, проставления специальной надписи (штампа) с наименованием регистрирующего органа, номером и датой на первой странице учредительных документов, скрепляемой подписью должностного лица, ответственного за регистрацию.
  • 4. Выдача заявителю документа (регистрационного свидетельства), подтверждающего факт внесения записи в государственный реестр, осуществляется в срок не позднее одного дня с момента государственной регистрации юридического лица.

В соответствии со ст. 23 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» отказ в государственной регистрации допускается в случае:

  • а) непредставления необходимых для государственной регистрации документов;
  • б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган;
  • в) в иных случаях, указанных в законе (п. 2 ст. 20 или п. 4 ст. 22.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

Отказ в государственной регистрации юридического лица по мотивам нецелесообразности не допускается.

Решение об отказе в государственной регистрации должно быть принято не позднее срока, установленного для государственной регистрации (пять рабочих дней) и должно содержать основания отказа.

Решение об отказе в государственной регистрации направляется лицу, указанному в заявлении о государственной регистрации, с уведомлением о вручении такого решения и может быть обжаловано в судебном порядке.

Для отдельных юридических лиц установлен специальный порядок государственной регистрации, в том числе иной перечень документов, представляемых для государственной регистрации. Например, для государственной регистрации торгово-промышленной палаты необходимо представить:

  • - заявление учредителей торгово-промышленной палаты, в котором также указываются сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа торгово-промышленной палаты;
  • - устав торгово-промышленной палаты в трех экземплярах;
  • - протокол учредительного съезда (конференции) или общего собрания учредителей, принявших устав торгово-промышленной палаты;
  • - решение Торгово-промышленной палаты Российской Федерации о согласии на создание данной торгово-промышленной палаты;
  • - документ об уплате государственной пошлины.

В ряде случаев государственная регистрация юридического лица проходит по усложненной процедуре. Например, в связи с тем что создание унитарного предприятия непосредственно связано с наделением его государственным или муниципальным имуществом, требуется соответствующее распоряжение органа государственной власти или местного самоуправления. Поэтому унитарные предприятия создаются не в нормативно-явочном, а в распорядительном порядке.

Для создания некоторых юридических лиц необходимо (в противоположность нормативно-явочной регистрации) согласие государственных органов или третьих лиц. Так, кредитная организация регистрируется после решения Центрального банка РФ о возможности выдачи ей лицензии (разрешения) на совершение банковских операций.

Чтобы не допустить ограничения конкуренции, установлен разрешительный порядок создания коммерческих организаций в результате слияния и присоединения, если суммарная балансовая стоимость активов учредителей превышает 30 млн. МРОТ. В этом случае необходимо направить ходатайство в Федеральную антимонопольную службу о даче согласия на создание подобной организации.

В начале 90-х гг. XX в. обсуждалась возможность установления уведомительного порядка создания коммерческих организаций, заимствованного из законодательства некоторых американских штатов, где юридическое лицо считается созданным уже с момента представления документов на регистрацию путем отправки по почте или даже сообщения по телефону. Последующий отказ в регистрации влечет появление юридических лиц de facto, но их статус может быть впоследствии подтвержден судебным решением. Однако в качестве общего порядка в действующем законодательстве закреплена нормативно-явочная регистрация, а уведомительный порядок применяется только в отношении отдельных регистрационных процедур: внесение в устав хозяйственного общества сведений об открытии филиалов и представительств и уведомление о начале процедуры ликвидации, формировании ликвидационной комиссии и составлении промежуточного ликвидационного баланса.

Представление документов при государственной регистрации юридических лиц по общему правилу осуществляется регистрирующими органами по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа, по месту нахождения иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Представление документов для государственной регистрации юридических лиц при их создании осуществляется по общим правилам в порядке, предусмотренном статьей 9 Федерального закона №129-ФЗ.

Государственная регистрация юридических лиц при их создании осуществляется также по общим правилам в сроки , предусмотренные статьей 8 Федерального закона №129-ФЗ.

По общему правилу основанием для внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц является решение регистрирующего органа -территориального подразделения налогового органа (пункт 1 статьи 11 Федерального закона №129-ФЗ).

Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в государственный реестр юридических лиц (пункт 2 статьи 11 Федерального закона №129-ФЗ).

Итак, регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации, в соответствии с законодательством о государственной регистрации и положениями НК РФ, выдает (направляет) заявителю (представителю юридического лица):

- «Свидетельство о государственной регистрации юридического лица» - документ, подтверждающий факт внесения в ЕГРЮЛ записи о создании юридического лица

- «Свидетельство о постановке на учет юридического лица в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации»

Обращаем ваше внимание , что содержание документа формы Р51001 – свидетельство о создании юридического лица, и в подтверждение данного факта – в нем (в документе) указывается присвоенный конкретному юридическому лицу Основной государственный регистрациронный номер (так называемый – ОГРН).

У юридического лица может быть только один ОГРН, который в дальнейшем указывается во всех документах прямо или косвенно касающихся государственной регистрации или учета сведений, подлежащих внесению в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) и (или) в Единый государственный реестр налогоплательщика (ЕГРН).

В дальнейшем, в случаях внесения в ЕГРЮЛ каких либо сведений или внесения изменений в уже имеющиеся сведения о юридическом лице, регистрирующий орган выдает «Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц» - документ формы - 50003, утвержденной Постановлением №439.

Документ формы-Р50003 подверждает, что в ЕГРЮЛ внесена запись (о новых или измененных сведениях) о конкретном юридическом лице (указываются его наименование и организационная форма и присвоенный ему ранее ОГРН (смотрите форму-Р51001)). А ниже – указание на регистрирующий орган (наименование) и указание на дату внесения государственный регистрационный номер (ГРН) соответствующей записи в ЕГРЮЛ.

Каждый раз, в связи с внесением или изменением сведений, регистрирующий орган выдает юридическому лицу Свидетельство (документ – форма Р50003) с указанием лишь соответствующего ГРН записи.

ОГРН – номер записи в ЕГРЮЛ, подтверждающий факт государственной регистрации созданного юридического лица;

ГРН – номер записи в ЕГРЮЛ о внесении или изменении сведений о юридическом лице.

Примечание.

Организациям, для которых федеральным законом может устанавливаться специальный порядок регистрации (статья 10 Федерального закона №129-ФЗ), Свидетельство о постановке на налоговый учет выдается (направляется) не позднее 5-ти дней с даты внесения записи в ЕГРЮЛ (часть 3 пункта 5 Правил ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков, утвержденных Постановлением №110).

Далее, регистрирующий орган, в срок не более чем пять рабочих дней с момента государственной регистрации юридического лица, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации представляет (направляет) сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, в:

Государственные внебюджетные фонды для регистрации юридических лиц в качестве страхователей,

В государственные органы, определенные Правительством Российской Федерации. Состав сведений, направляемых в указанные государственные органы, а также порядок и сроки предоставления соответствующему юридическому лицу сведений о его учетных данных, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

К вопросу о постановке организации – юридического лица на учет в качестве налогоплательщика.

Единый государственный реестр налогоплательщиков (ЕГРН), включающий в себя государственные базы (в том числе и ЕГРЮЛ) данных учета налогоплательщиков, ведется территориальными налоговыми органами на основе единых принципов и документированной информации, поступающей в эти органы.

Правила ведения ЕГРН утверждены постановлением Правительства №110. Правила разработаны в соответствии с НК РФ, законодательными и иными нормативными правовыми актами о налогах и сборах и законодательством Российской Федерации, регулирующим отношения, возникающие при формировании и использовании информационных ресурсов.

Постановка на учет организации, как налогоплательщика, в налоговом органе по месту нахождения, осуществляется на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ.

Внимание.

Важно иметь в виду, что государственная регистрация субъекта гражданских правоотношений как юридического лица и постановка юридического лица на учет в налоговом органе как налогоплательщика – по сути разные действия.

Гражданское законодательство определяет правовое положение субъектов гражданского оборота, регулирует договорные и иные (имущественные и неимущественные) отношения.

Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (часть 1 статьи 2 НК РФ).

ЕГРН содержит сведения об организациях, поставленных на учет по основаниям, установленным НК РФ (с указанием ИНН, а также КПП).

При государственной регистрации создаваемого юридического лица, регистрирующий орган в установленном порядке осуществляет постановку организации - юридического лица, как налогоплательщика, на учет в налоговом органе в порядке, утвержденном Приказом МНС Российской Федерации от 3 марта 2004 года №БГ-3-09/178 «Об утверждении порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц».

Как документ, «Порядок и условия присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц», утвержденныйПриказом МНС России от 3 марта 2004 года №БГ-3-09/178, разработан в соответствии с положениями НК РФ и содержит разделы по следующим вопросам:

I. Структура ИНН;

II. Условия присвоения ИНН в налоговом органе;

III. Изменение, а также признание ИНН недействительным;

IV. Применение ИНН.

Более подробно с вопросами, касающимися государственной регистрации юридических лиц, Вы можете познакомиться в книге ЗАО «BKR Интерком-Аудит» «Государственная регистрация юридических лиц».

Нормативно – правовое регулирование Гражданский кодекс ФЗ «О государственной регистрации ЮЛ и ИП» А также ряд специальных ФЗ, например, ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»

Согласно ст. 49 ГК РФ правоспособность юридического лица возникает в момент его создания, а созданным оно считается с момента государственной регистрации (п. 2 ст. 51 ГК РФ).

При государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются: а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица;

б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации; в) учредительные документы юридического лица; г) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя; д) документ об уплате государственной пошлины.

Порядок государственной регистрации юридических лиц при их создании 1. Государственная регистрация юридических лиц при их создании осуществляется регистрирующими органами по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Регистрирующим орган при создании коммерческого ЮЛ будет налоговая, при создании некоммерческого ЮЛ – территориальный орган Мин. Юста. Такое разделение предусмотрено в зависимости от целей, в соответствии с которыми данное ЮЛ создается. 2. Представление документов для государственной регистрации юридических лиц при их создании осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 Федерального закона. 3. Государственная регистрация юридических лиц при их создании осуществляется в сроки, предусмотренные статьей 8 Федерального закона.

Порядок представления документов при государственной регистрации Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица (заявителя), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).

При государственной регистрации юридического лица заявителями могут являться следующие физические лица: 1) руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица; учредитель (учредители) юридического лица при его создании; руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица; конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации или реорганизации юридического лица; иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления. При государственной регистрации индивидуального предпринимателя заявителем может являться физическое лицо, обращающееся за государственной регистрацией или зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя

3) Заявителю выдается расписка в получении документов с указанием перечня и даты их получения регистрирующим органом, в случае, если документы представляются в регистрирующий орган непосредственно заявителем. Расписка должна быть выдана в день получения документов регистрирующим органом.

4) Регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом. 5) Нотариальное удостоверение документов, представляемых при государственной регистрации, необходимо только в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр. Регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации выдает (направляет) заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в соответствующий государственный реестр.

Сроки регистрации Регистрация ЮЛ осуществляется в срок не менее 5 дней (т. е. это минимальный срок) со дня принятия от заявителя всех необходимых документов. В зависимости от конкретного вида ЮЛ сроки могут быть разными. В случае, когда заявителем были предоставлены не все документы, предусмотренные ФЗ, регистрирующий орган уведомляет заявителя о необходимости донести документы в определенный срок, а срок регистрации в это время приостанавливается (не течет)