Правила поведения людей при пожаре для детей. Правила поведения детей при пожаре


На чтение 4 мин.

Огонь, над которым человек потерял власть, одна из самых разрушительных стихий. Пожар приносит материальный, моральный ущерб, становится причиной гибели людей.

В сложной стрессовой ситуации пламя не оставляет шанса на промедление и роковые ошибки. Поведение в ситуациях, которые опасны для жизни человека, должно быть подчинено правилам. Сложно оценить всю обстановку и принять единственно правильное решение не только для детей, но и многих взрослых.

Ежегодно в России от пожара погибает почти 2500 детей

Правила поведения могут быть записаны и размещены в доступном месте, в этом случае подключается зрительная память ребят.

Важно излагать все правила поведения простым, понятным детям, языком, только в этом случае можно добиться хорошей усвояемости.

Причины пожаров

Причины пожара могут быть самыми разными, одно из важнейших правил поведения – это предупреждение возгорания, если дети это усвоят такое поведение, то многих опасных ситуаций можно просто избежать:

  • Нарушение элементарных правил электробезопасности.
  • Ошибки в использовании оборудования и электросетей.
  • Поджог.
  • Самопроизвольное возгорание веществ.
  • Природные катаклизмы: извержение вулканов, грозы.
  • Игры с неосторожное обращение с огнем.

Правила поведения при пожаре для дошкольников

Базовые знания о пожарной безопасности

Грамотное поведение в плане пожарной безопасности минимизирует возможность возникновения пожара.

  • Огонь, электроприборы и детская шалость несовместимы, это в прямом смысле слова гремучая смесь, результат такого взаимодействия не может никто предсказать.
  • Нельзя применять открытый огонь в качестве источника света. Такое поведение чревато возгоранием.
  • Строго запрещено включать свет и создавать источник огня в помещении, где вы почувствовали запах газа.

Игра со спичками – частая причина пожаров

Что делать при возникновении пожара

Если пожара не удалось избежать, то соблюдайте следующие правила поведения:

  • Ребенок должен знать номера телефонов спасения, свое имя, адрес, уметь звонить по телефону, это сэкономит драгоценное время в случае пожара.
  • Нужно всеми силами сохранить спокойствие в критической ситуации суета нанесет непоправимый вред.

В случае небольшого возгорания выполняйте правила – можно накрыть очаг одеялом, покрывалом, верхней одеждой.

  • Нельзя при пожаре тушить электроприборы водой, однако можно ее использовать при тушении других предметов.
  • Отличное противопожарное средство – песок, с его помощью можно потушить различные возгорания.
  • Если пламенем объят электроприбор, детям лучше его не трогать, ребенок должен просить помощи у взрослых, привлечь их внимание, такая форма поведения позволит ситуации скоро разрешиться.
  • Если возгорание произошло в отсутствие взрослых, то необходимо собрать всех детей и вывести из здания.
  • Если у детей есть возможность сообщить о пожаре, то лучше сделать это в кратчайшие сроки, правила четко об этом говорят, как сэкономить время.
  • В случае блокирования двери можно выбраться из здания через окно, в многоэтажном доме лучше использовать пожарной лестницей, если этот элемент присутствует.
  • В случае локализации пожара в отдельной комнате необходимо прекратит доступ воздуха, плотно закрыть все окна, двери.

Что детям делать при пожаре

Если нет возможности выбраться из горящего помещения, но есть доступ к воде при пожаре, то необходимо вылить ее на пол, так огонь не сможет распространиться,

  • В ожидании пожарных не прячьтесь в скрытные места, это усложнит поиск для пожарных.
  • Если рассчитывать на экстренную помощь во время пожара не приходится, концентрация дыма и огня стремительно нарастает, то смочите широкое полотно водой, укройтесь, двигайтесь в направлении выхода. Если количество ткани и воды ограничены, то прикройте голову и дыхательные пути.

Пожар на природе чаще всего возникает из-за людей

Самая важное – человеческая жизнь, при пожаре ребенок должен спасти себя и всех окружающих, отдавая им приоритет перед домашними животными и материальными ценностями.

  • Если в доме есть лифт, то в случае пожара не стоит им пользоваться, возгорание может провести к поломке, легко оказаться в ловушке.
  • Если пожар подобрался настолько близко, что загорелась одежда, то необходимо кататься по земле, сбивая огонь. В такой ситуации нельзя бесцельно бежать, это разожжет еще большее пламя, ребенок может получить серьезные повреждения. Для тушения одежды на человеке может быть использованы вода, песок, покрывало.

Обучение детей азам противопожарной грамотности, рациональное поведение должны начинаться с игры, с обсуждения примеров.

Только в этом случае у детей сформируется навык быстрого реагирования, верного поведения в сложной ситуации. Важно сэкономить время при пожаре и спасти жизнь себе и окружающим.

Инженеры отдела профилактики пожаров МБУ УПО города Уфы по Кировскому району регулярно проводят учебно-методические занятия с детьми по правилам пожарной безопасности в дошкольных и школьных учреждениях. Но родители также должны обучать мерам пожарной безопасности своих детей, начиная с 3-4 лет. Ведь по статистике именно дома, в их отсутствие, с детьми чаще всего случаются трагедии.

Поэтому детям необходимо разъяснять опасность игр и шалостей с огнем, правила предосторожности в обращении с электробытовыми приборами.

Что нужно делать ребенку, если пожар все-таки случился:

Следует позвонить на номера 01 или 101 , по сотовому телефону - 112 , отчетливо сообщить адрес, имя, фамилию и ждать помощь.

Если пожар начался в квартире, а взрослых дома нет, нужно убегать подальше от огня, обязательно закрыв за собой дверь, чтобы огонь не распространялся дальше. Если же дверь дома оказалась закрытой и невозможно выйти, нужно кричать в окно, звать на помощь. Находиться в горящей квартире, безусловно, очень страшно, но прятаться в шкаф, под кровать или другие тайные места нельзя, потому что пожарным очень трудно находить детей в таких местах.

В случае загорания одежды нужно упасть на пол или на землю и кататься до полного угасания огня. При ожоге руки нужно подставить ее под струю холодной воды и звать на помощь взрослых.

При возникновении пожара в подъезде нельзя выходить из квартиры. Нужно открыть окно или балкон (хотя бы форточку) и громко звать на помощь.

При пожаре в доме не следует пользоваться лифтом, так как он может остановиться между этажами, и вы окажетесь в самой настоящей ловушке.

Уважаемые родители! Чаще беседуйте с детьми о мерах пожарной безопасности. Дети должны сознательно выполнять правила пожарной безопасности как дома, так и в школе, на улице, в лесу.

Ежегодно при пожарах и возгораниях погибают и получают серьезные травмы дети младше четырнадцати лет. Главной причиной можно назвать недобросовестность родителей, а также отсутствие знаний и навыков поведения при пожаре. Для профилактики пожарной безопасности нужно проводить уроки, беседы, лекции. Рекомендуется закреплять результат при помощи игр, способствующих актуализации полученной информации.

Маленьким детям правила пожарной безопасности помогут объяснить мультфильмы, разработанные при поддержке Пожарной службы («Пожар в лесу», «Пожар в квартире», «Правила поведения детей при пожаре»).

Правила пожарной безопасности объяснят на уроках ОБЖ, а также на классных часах по этой теме. Поможет в этом использование стихотворений С. Маршака «Очень-очень важные правила!», «Песенка спичек», А. Усачева «Огонь», Е. Гладковой «Если огонь в доме» и другие.

Основные правила пожарной безопасности для детей

  • нельзя играть со спичками, зажигалками, спичками-свечами;
  • нельзя поджигать сухие листья, сухую траву, деревья, тополиный пух;
  • нельзя играть с фейерверками, бенгальскими огнями, хлопушками без присмотра взрослых;
  • нельзя использовать бензин, керосин и другие горючие материалы в игровых целях;
  • нельзя кидать в костер или поджигать флаконы из-под дезодорантов, духов, освежителей воздуха и т.п. Это может привести к взрыву и немедленному возгоранию;
  • нельзя разводить костер, играть с открытым огнем в помещениях;
  • нельзя разводить костер в деревянных сараях, ветхих постройках, в подвалах и чердаках;
  • если возникнет необходимость в свете, лучше воспользоваться фонариком, чем спичками;

Правила обращения с огнем дома

Для детей главное правило - нельзя играть с огнем без присмотра взрослых. Таким образом, исключаются использование и игра с электроприборами (телевизор, микроволновая печь, компьютер), включение газовой плиты, зажжение свечей, игра с лампочками, гирляндами.

Детей старшего возраста можно научить пользоваться плитой, бытовой техникой, однако заострить внимание на том, что если нет большой необходимости в их применении, лучше подождать родителей. Обязательным требованием будет отключение всей техники от электросети после использования.

Не нужно настраивать ребенка против огня, но следует максимально честно рассказать о последствиях пожаров.

Дети - большие выдумщики, в их головах роятся тысячи идей, и если заранее не предупредить о результатах таких опасных шалостей, то станет поздно.

Родители должны сами оградить от опасности своего ребенка.

В первую очередь необходимо хранить всю бытовую химию в недоступном для детей месте, вся она имеет высокую степень огнеопасности. Также дети не должны иметь свободного доступа к спичкам, зажигалкам, свечам, а электропровода необходимо спрятать под плинтусы.

А чтобы не задохнуться во время пожара нужно намочить тряпку или марлю и дышать через нее. Также необходимо опуститься на пол, потому что концентрация дыма там ниже.

Правила обращения с огнем в лесу

В большинстве случаев причиной возгорания лесных массивов является беспечность и неосторожность людей.

  • Нельзя разводить костер в местах с сухой травой, под кронами деревьев, в торфяниках. Место для костра нужно тщательно выбирать, очищать от огнеопасного материала, а сам огонь разводить в специально выкопанной земляной ямке.
  • Не допускается уходить и оставлять костер непотушенным или тлеющим. Его можно залить водой или засыпать песком.
  • Нельзя разводить костер в сухую и ветреную погоду.
  • Нельзя оставлять на месте отдыха бумагу, пластиковую посуду и предметы из стекла. Последние очень опасны потому, что солнечные лучи фокусируются на стекле, последствием может стать лесной пожар.
  • Нельзя оставлять в лесу самовозгорающиеся материалы.
  • Нельзя использовать в лесу пиротехнику.

Правила поведения детей при пожаре

Если во время возгорания рядом с ребенком не окажется взрослых, он должен будет самостоятельно принимать решения и действовать уверенно. Для этого родители или учителя должны научить его цепочке действий при пожаре.

  • Позвонить по телефонам 01 / 112 и сообщить о своем месте нахождения и чрезвычайной ситуации.
  • Обратится за помощью к соседям, рассказать им о пожаре.
  • Не прятаться в труднодоступные места, спасатели просто не смогут прийти на помощь, обнаружить пострадавшего.
  • Не пользоваться лифтом при пожаре. Спускаться только по лестницам.
  • Выполнять все указания пожарных и спасателей, прибывших на место происшествия.

Презентация для проведения классного часа "Правила пожарной безопасности" PPT - 3,8 Мб

Пожары в общественных местах представляют собой одну из самых больших опасностей, ведь в них всегда гибнет много людей, в том числе и детей. Как избежать излишних жертв? Каким правилам безопасности родители должны обучить своих малышей, чтобы они не пострадали во время пожара?

Каждый ребенок должен с самого раннего возраста понимать, какую опасность представляет собой огонь, и знать, как правильно себя вести в случае возникновения пожара. В школах и детских садах проводятся специальные занятия, на которых сотрудники МЧС и преподаватели рассказывают детям, что можно и что нельзя делать во время пожара.

С самыми маленькими родители могут посмотреть дома обучающий мультфильм, в котором наглядно описано, как кроха должен вести себя при пожаре.


ВОТ 8 ВАЖНЫХ ПРАВИЛ, КОТОРЫМ РОДИТЕЛИ ДОЛЖНЫ ОБЯЗАТЕЛЬНО ОБУЧИТЬ СВОЕГО МАЛЫША:
  1. Ребенок обязательно должен знать наизусть телефон экстренной службы 101 и уметь подать сигнал тревоги другим людям, если он станет свидетелем возгорания. Помещение, в котором начался пожар нужно покинуть как можно скорее. Во время пожара часто начинается паника.
  2. Обучите ребенка правилам поведения в большой толпе людей.
  3. Идти нужно только по направлению движения, ни в коем случае не останавливаясь. Малыш должен знать, что если в толпе он потерял маму и папу, нужно продолжать двигаться вперед, к выходу. Мама и папа обязательно найдет его на улице.
  4. Если малыш падает, он должен встать любой ценой. Расскажите ребенку, что он может цепляться за одежду других взрослых и даже хватать их за ноги. Потренируйтесь с малышом дома, пусть он попробует взобраться на маму или папу, цепляясь за ноги или одежду как обезьянка. Такая тренировка в игровой форме облегчит малышу задачу в опасной ситуации.
  5. Расскажите ребенку, что встречные преграды нужно обходить, чтобы не пораниться. Для этого нужно сложить руки на груди, выставив руки немного вперед и положив их на плечи. Так, если ребенка сдавят, у него будет возможность свободно дышать.
  6. Приучайте детей к игре: найди выход. Если научить малыша ориентироваться в пространстве, для него это может войти в привычку и очень поможет в критической ситуации. Потому в течение 2-3 недель, приходя в любое помещение, будь то больница, торговый центр, бассейн, школа или детский сад, смотрим, куда бы мы побежали в случае пожара. Направление движения ребенок сам может уточнять у сотрудников.
  7. Если выйти из помещения ребенок не может, расскажите ему, что он должен добраться до туалета, при этом оставив на ручке двери при входе любой предмет своей одежды, который будет знаком для пожарных. Объясните малышу, что нужно открыть все краны в умывальниках, намочить всю свободную одежду и обложить ею дверь, тщательно заткнув все щели.
  8. Не всегда вода бывает у нас под рукой, а погибают дети в основном наглотавшись дыма. Спасти жизнь ребенка может описанный шарфик или любой другой предмет одежды. Берем любую одежду (желательно такую, которую можно обмотать вокруг лица, это может быть шарф, колготки, футболка), писаем и дышим через описанную ткань. Моча гораздо лучше фильтрует и дым и ядовитые вещества, чем вода. Объясните ребенку, что это не стыдно, а в экстренной ситуации может спасти ему жизнь.
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ТОРГОВОМ ЦЕНТРЕ ПРИ ПОЖАРЕ: ИНСТРУКЦИЯ

Уважаемые родители! В целях вашей безопасности и безопасности ваших детей как можно чаще беседуйте с малышами о том, как себя вести в чрезвычайных ситуациях.

Главное: научите детей избегать потенциальную опасность пожара. Не забывайте повторять с детьми правила пожарной безопасности.

Слёзы пожара не тушат

«В руках спичка была, да изба сплыла» - гласит пословица. Увы, такая беда, как пожар, - всё ещё нередкий гость в домах. И главным образом - из-за собственного попустительства хозяев.

За 11 месяцев текущего года на Рогачёвщине зарегистрировано 53 пожара. И 40 из них - в жилом фонде: факт, свидетельствующий о том, что сохранность нажитого имущества, всего того, что должно быть ценно и дорого, забота о жизни и здоровье своём, родных и близких, для многих - вещь абстрактная. Больше всего тревожит ситуация в сельской местности: здесь с января по ноябрь произошло 33 пожара в жилых домах, уничтожено либо повреждено 39 строений.

«Искру туши до пожара»…

Как же защититься от беды? В помощь - ещё одна народная мудрость: «Искру туши до пожара, буде отводи до удара». Всё далеко не так сложно, как может показаться на первый взгляд. И главное здесь простейшее правило - сломать стереотип стороннего наблюдателя, рассуждающего по принципу «со мной этого не случится». Присмотреться внимательно: что может послужить причиной пожара в собственном доме, что может вызывать в этом плане беспокойство в жилищах родных, соседей, знакомых?

В большинстве случаев избежать печальных неприятностей поможет осмотрительность, 20 пожаров в районе произошли из-за неосторожности с огнём, 3 погибших потеряли бдительность из-за алкогольного опьянения. Стоит задуматься!

Ближе зима - выше риски

Ещё две наиболее частые, по статистике, причины пожаров: нарушения при устройстве либо неправильная эксплуатация печей и теплогенерирующих установок, неисправность, конструктивные недостатки и нарушение правил эксплуатации электросетей и электрооборудования. Отметим, что риск пожаров по этим причинам возрастает с наступлением холодов - то есть именно сейчас. Нетрудно догадаться, почему - хочется согреться, сохранить тепло в доме (увы, порой совсем забывая о мерах безопасности)… А потому ещё раз напомним основные правила пожарной безопасности в отопительный сезон.

1. Ни в коем случае нельзя использовать для обогрева самодельные и неисправные приборы. Помните, ремонт неисправных приборов должен производиться только квалифицированными специалистами!

2. Для того, чтобы при использовании электронагревательных приборов не возникло ситуаций, способствующих возникновению пожаров, нельзя эксплуатировать поврежденных розетки.

3. Пожарную опасность представляют всевозможные слабые контакты, например, в местах присоединения проводов к приборам или при сращивании их между собой. Такие соединения могут приводить к перегреву и искрению, что также является возможной причиной возникновения пожаров.

4. Соприкосновение обогревателей с мебелью и имуществом вызывает тепловое воспламенение, поэтому при их эксплуатации рекомендуется использовать несгораемые токонепроводящие подставки.

5. Важно исключить возможность попадания шнуров питания электрических обогревателей в зону теплового излучения и воду.

6. Не включайте одновременно в сеть все имеющиеся в доме электроприборы! Уходя из дома, необходимо вынуть шнур питания электрических обогревателей из розетки.

7. При первых признаках возникновения пожара (запаха горелой изоляции, дыма) следует отключить электроприбор от сети, вынув вилку шнура питания из розетки.

8. Не забудьте проверить печь! Это нужно сделать ещё до начала отопительного сезона и при необходимости отремонтировать. Помните: кладку и ремонт должны выполнять только специалисты! Побелите все элементы печи, чтобы на белом фоне легче было заметить появление трещин и копоти от проходящего через них дыма. Во время отопительного сезона необходимо прочищать дымоходы не реже 1 раза в 3 месяца. Следить за печью нужно не только в жилых помещениях, но и периодически проверять чердаки.

О детях и стариках

Ещё один важный момент: не оставляйте без присмотра детей! С начала текущего года из-за детской шалости в Гомельской области произошло 8 пожаров. Последняя трагедия произошла в Дрибинском районе Могилёвской области: 18 октября в агрогородке Черневка в огне погиб мальчик 2015 года. Двое братьев, четырёх и пяти лет, играли во дворе между рулонами со спичками, в результате чего солома загорелась. Старший мальчик прибежал в дом к матери и рассказал о случившемся. Когда огонь во дворе начали тушить, нашли тело младшего мальчика - ребёнок был мертв…

Помните: как говорят в народе, «слезы пожара не тушат». Найдите время «пройтись» с детьми по основным правилам безопасности дома, на улице, в школе. Вам помощь - замечательные мультфильмы «волшебная книга МЧС», мобильное приложение «МЧС Беларуси. Помощь рядом», сайт Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь (mchs.gov.by) раздел «Мультимедиа ОБЖ», там вы найдёте много полезной информации для занятий с детьми.

Ещё один повод для размышлений: от пожаров часто страдают люди пенсионного возраста. Если ваши родители преклонных лет и живут отдельно, тем более в сельской местности, обязательно навестите их! Убедитесь, что в их жилищах все в порядке с пожарной безопасностью, установите или проверьте работоспособность автономных пожарных извещателей в доме. Ведь вы в ответе за их благополучие!

Вопросы, на которые каждый ребенок должен знать правильный ответ:

  • Что нужно делать, если возник пожар в квартире? (позвонить по телефону 101 и сообщить адрес пожара, свою фамилию, что и где горит)
  • Можно ли играть со спичками и зажигалками?Ответ: Нельзя. Спички - одна из причин пожара.
  • Чем можно тушить пожар?Ответ: Одеялом, пальто, водой, песком, огнетушителем.
  • Можно ли самостоятельно пользоваться розеткой?Ответ: Нельзя. Нужно просить взрослых включить или выключить электроприборы.
  • Назови номер пожарной службы?Ответ: 1 01.
  • Главное правило при любой опасности?Ответ: Не поддаваться панике, не терять самообладания.
  • Можно ли без взрослых пользоваться свечами, бенгальскими огнями у елки?Ответ: Нет, нельзя, может возникнуть пожар.
  • Можно ли дотрагиваться до включенных электроприборов мокрыми руками?Ответ: Нельзя! Вода пропускает ток через себя. Это опасно для жизни.

В случае возникновения пожара, если рядом нет взрослых, детям нужно действовать следующим образом:

  • Обнаружив пожар, позвонить по телефону 101, сообщить фамилию, адрес, что и где горит.
  • Предупредить о пожаре соседей, если необходимо, они помогут ребенку вызвать пожарных.
  • Нельзя прятаться под кровать, в шкаф, под ванну, а постараться убежать из квартиры.
  • Ребенку необходимо знать: дым гораздо опаснее огня. В задымленном помещении - закрыть нос и рот мокрой тряпкой, лечь на пол и ползти к выходу - внизу дыма меньше.
  • При пожаре в подъезде пользоваться лифтом запрещается. Он может отключиться.
  • Ожидая приезда пожарных, сохранять спокойствие.
  • Когда приедут пожарные, выполнять все их указания.

***

Консультация для родителей «Как научить ребенка правильному поведению при пожаре»

Как научить ребенка правильному поведению при пожаре.

Основы воспитания детей закладываются в дошкольном возрасте

Поэтому пожарно-профилактическая работа с детьми должна начинаться с самого раннего детства ещё в родительском доме. Велика любознательность ребёнка. Ему хочется всё узнать и самому всё испытать. И, конечно, в первую очередь ребёнка интересуют яркие и надолго запоминающиеся явления и предметы. А что может быть интереснее огня, с которым ребёнок встречается на каждом шагу? Мама чиркнула спичкой - огонь; папа щёлкнул зажигалкой - опять огонь; первая осознанная встреча Нового года - и всё небо полыхает огнями петард; даже настенные электровыключатели и розетки вокруг ребёнка зажигают свет - огонь.

Поэтому родителям следует самостоятельно научить своих детей действовать в сложной ситуации.

На первом же этапе детского любопытства немедленно возникает необходимость пресечь любые шалости и игры с огнём. И здесь, к сожалению, одних словесных разъяснений оказывается всегда недостаточно. После того, как ребёнок проявил первый интерес к огню, становится уже жизненно-необходимым провести профилактическое ознакомление его с грозящей опасностью. Так, например, поднеся в своей руке руку ребёнка к горячему пламени, можно своевременно сформировать первые впечатления ребёнка об опасности огня, заставить его осознать реальную необходимость быть осторожным в обращении с любым проявлением огня. Детские впечатления останутся с человеком на всю жизнь, помогая ему адекватно оценивать опасность огня.

В возрасте от трёх до шести лет дети часто в своих играх повторяют поступки и действия взрослых, отображают их поведение и труд. На данном этапе развития ребёнка, кроме мер воспитательного характера, требуется ещё и установление надёжного режима недоступности со стороны ребёнка ко всем пожароопасным веществам, электроприборам и предметам.
Пока ребёнок не подрастёт: горючие жидкости, спички, свечи, зажигалки, утюги, электроплитки, обогреватели и т.п. - следует убирать в такие места, откуда он не сможет их достать. Причём прятать это нужно так, чтобы у ребёнка не возникло подозрение, что названные предметы умышленно скрываются от него, иначе любопытство может взять верх над запретом.
Особо следует обратить внимание родителей на недопустимость учить детей считать с помощью спичек и (или) выкладывать с ними различные фигурки из отдельных спичек. Во всём этом таится большое зло: дети привыкают к спичкам, просят их, специально ищут, а найдя, устраивают игры, опасные для их жизни.
Чем старше становится ребёнок, тем шире круг вопросов, интересующих его, тем разнообразнее игры, тем самостоятельнее он в своих действиях. Стремление к самостоятельности особенно проявляется в то время, когда дети остаются одни. Причём «одни» они могут оставаться даже при видимом присутствии взрослых.

К семи годам ребёнок уверенно овладевает умением пользоваться самыми различными предметами. Не случайно в этом возрасте ребёнок, на предложение взрослых помочь ему что-либо сделать, часто отвечает:«Я сам» .

Теперь уже не следует полностью отстранять детей от спичек. Учитывая естественную тягу детей к огню, следует обучить их правильно и безопасно пользоваться спичками, бенгальскими огнями, свечами, бытовыми электротехническими приборами. В противном случае простыми запретами и угрозами родители могут добиться только обратного эффекта, поскольку они возбуждают любопытство, повышают стремление к сопротивлению и, тем самым, подстрекают к самостоятельным действиям.
После безоговорочных запретов дети начинают играть с пожароопасными предметами в потайных местах. Тут-то и открывается широкий простор для детских поджогов.
Предупреждая использование в играх огнеопасных предметов, важно в то же время приучать ребёнка ничего не брать без разрешения, даже если это лежит на виду, не заперто и не закрыто. При этом совершенно необходимо периодически проверять и контролировать содержание детских карманов и мест потайных «секретов».

Реакция детей во время пожара:

· Напуганный ребенок закрывает глаза или прячется в укромное место, думая, что там его никто не найдет, так проявляется инстинкт самосохранения.

· Ребенок может кричать от страха, но если шок от события слишком большой - голос может отказать, и ребенок будет просто молча прятаться, что в случае пожарной опасности значительно затрудняет его поиск и повышает риск гибели.

· Дети часто боятся пожарных в больших ярких костюмах, принимая их чудовищ из мультиков и сказок, а поэтому прячутся и от них тоже. Обязательно нужно рассказывать ребенку истории о том, как его ровесник смог остановить пожар и спасти друзей, как храбрые пожарники помогают при тушении огня и тому подобное.

Важно, чтобы малыш понял, что во время пожара нельзя поддаваться чувству страха и молча прятаться, а можно спасти себя и других. Ни в коем случае не следует пугать ребенка тем, что при его плохом поведении позовут страшного дядю-пожарника, нельзя рассказывать ему страшные истории, в которых речь идет об игре со спичками, смерти от возгораний и пожаров.

Родителям нужно научить своего малыша тому, как правильно вести себя при пожаре, рассказать и показать место, где в помещении находиться пожарный шкаф, противопожарное оборудование или средства, помогающие тушению пламени (плотные тканевые вещи, одеяла).

Ребенок должен знать, что если он видит пламя, то нужно:

· звать на помощь взрослых или позвонить им по телефону (для этого в его мобильном телефоне или возле стационарного аппарата всегда должен быть номер соседа, родственника, службы спасения и, конечно, ваш);

· в случае небольшого возгорания на улице, если нет проводов, заливать его водой, использую пожарный гидрант или огнетушители;

· не тушить огонь в квартире самостоятельно;

· выходить из горящей квартиры через дверь или окно, при условии, что этаж невысокий и окно свободно открывается;

· ни в коем случае не пользоваться лифтом, а спускаться по лестнице;

· если квартира заперта, прятаться от огня в ванной комнате, следить, чтобы дым не проникал в вентиляцию;

Дети всегда запоминают информацию в виде рисунков легче, поэтому можно учить их правилам противопожарной безопасности и поведению во время пожара, рисуя эти ситуации и планы эвакуации.

Используйте эти советы при беседе с детьми, для профилактики пожарной безопасности.

Пожар - неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.

Опасные факторы при пожаре:

1. Воздействие токсичных продуктов горения

Основной причиной гибели людей на пожарах является отравление угарным газом. Это опасное вещество реагирует с гемоглобином крови в 200-300 раз активнее, чем кислород, вследствие чего организм не снабжается кислородом.

В 50-80% случаев гибель людей на пожарах вызывается отравлением угарным газом и недостатком кислорода.

Следует обратить особое внимание на горение синтетических материалов, которые широко используются в современных учреждениях и квартирах. Они не просто великолепно горят, но еще и выделяют целую гамму высокотоксичных веществ. Более того, сгорая, они испускают настоящие отравляющие вещества - до 100 видов.

2. Пониженная концентрация кислорода в зоне пожара

В условиях пожара при сгорании различных веществ и материалов концентрация кислорода в помещении уменьшается (норма - 22-24%).

Понижение концентрации кислорода всего лишь на 3% от нормы вызывает ухудшение двигательных функций организма.

3. Высокая температура окружающей среды

Пребывание на пожаре с температурой окружающей среды 70 0 С в течение 25-30 минут опасно, поскольку вызывает ожог дыхательных путей.

При температуре 140 0 С и содержании кислорода 6 0 смерть может наступить через несколько минут.

4. Открытый огонь.

Во-первых, в очаге сгорает все имущество; во-вторых, он уничтожает постройки (в первую очередь деревянные); в-третьих, огонь вызывает ожоги.

5. Падающие части строительных конструкций

Обрушения строительных конструкций под воздействием огня могут привести к гибели или нанесению увечья людям, оказавшимся в помещениях, охваченных огнем.

Взрыв - освобождение большого количества энергии в ограниченном объеме за короткий промежуток времени.

Поражающие факторы взрыва:

1. Воздушная ударная волна

При взрывах ударная волна представляет собой область сильного сжатия воздуха, которая оказывает механическое воздействие (давление, разрушение) на окружающие тела, наносит людям различные травмы (ушибы, вывихи, переломы, контузии).

Кроме непосредственного действия ударная волна наносит также косвенные поражения - обломками разрушаемых зданий.

2. Осколочные поля

Поражение людей происходит в результате разлета осколков и «начинки» взрывного устройства, а также летящими обломками разного рода строительных конструкций, стекла и т. д.

Действия при пожаре и взрыве:

  1. Вызвать пожарную охрану по телефону «101».
  2. Не входить в зону задымления, если видимость менее 10 м.
  3. В сильно задымленном помещении надо двигаться ползком или пригнувшись, органы дыхания закрыть увлажненной тканью.
  4. Прежде чем войти в горящее помещение, накройтесь с головой мокрым куском плотной ткани, пальто, плащом.
  5. Дверь в задымленное помещение открывать следует осторожно, чтобы избежать вспышки пламени от быстрого притока воздуха.
  6. Если на вас загорелась одежда, надо лечь на пол (землю) и, перекатываясь, сбить огонь или набросить на себя пальто, плащ и плотно прижать, чтобы прекратить приток воздуха к огню.
  7. При тушении пожара используйте огнетушители, пожарные краны, воду, песок и другие подручные средства.
  8. Если горит вертикальная поверхность, воду подавать в верхнюю ее часть.
  9. Огнегасящие вещества направлять не в места наиболее интенсивного горения и не на пламя, а на горящую поверхность.
  10. При неизбежности взрыва быстро лечь на пол и прикрыть голову руками (при этом положении воздействие ударной волны уменьшается примерно в 6 раз).
  11. Не паникуй, будь бдительным и внимательным. Опасайся падения штукатурки, строительных конструкций. Держись дальше от окон, зеркал, светильников.
  12. Постарайся как можно быстрее выйти на улицу и отойти подальше от здания. При покидании здания не пользоваться лифтом, а использовать запасные выходы, наружные и приставные лестницы.

Безопасные места в здании при взрыве:

Опасные места в здании при взрыве:

  • лифт;
  • лестничные марши;
  • нависшие строительные конструкции;
  • подвесные потолки, антресоли;
  • перекрытия с большими трещинами;
  • застекленная поверхность (окна, лоджии, зеркала, шкафы, двери).

Помни!!!

Ты не должен паниковать и в одиночку бороться с огнем, прыгать из окна и прятаться!

Ты должен сохранять спокойствие и принять меры для оповещения (поднять тревогу) и спасения жизни!