Правовое положение населения римской общины. С.и


ГЛАВА IX

Внутренняя история Рима до IV века

III. Борьба патрициев с плебеями

238. Причины борьбы патрициев с плебеями

Самым важным и даже наиболее существенным явлением внутренней истории Рима в V u IV вв. была борьба патрициев с плебеями . Эта борьба тянулась очень долго и отличалась большим упорством с обеих сторон. После отмены царской власти положение плебса в Риме ухудшилось, потому что вся власть в государстве попала в руки патрицианских родов, а они пользовались ею исключительно в своих интересах. Все выгоды доставались патрициям, все невыгоды падали на долю плебеев. Когда Рим приобретал приращения к своей государственной земле (ager publicus), пользование отдельными её участками предоставлялось на правах бесплатной оккупации одним патрициям, а между тем, плебеи, участвовавшие в войнах и платившие налоги, как раз доводились этими войнами и налогами, наоборот, до настоящего разорения. Подобно тому, как это было в Аттике перед реформою Солона, простолюдины находились очень часто в неоплатных долгах у знати, причем долговое право и в Риме было крайне жестоко. Должник отдавал в залог не только свое имущество, но и тело: кредитор имел право заковать его в цепи или запереть в тюрьму, заставить на себя работать и даже подвергать наказаниям. Плебеи не хотели переносить таких несправедливостей и стали добиваться лучшего положения в государстве, каждый раз, однако, встречая сильное сопротивление со стороны патрициев. Одним словом, в Риме повторялась в новой форме такая же борьба аристократии и демократии, какая была в Греции. Но у римлян эта сословная борьба приняла иной характер, чем у греков. Здесь именно не было ни народных восстаний, ни установления тирании, и борьба шла на законной почве, потому что в самом же начале плебеям удалось организовать свои силы для мирного пользования политическими правами в народных собраниях и получить в лице своих собственных должностных лиц, трибунов, могущественных защитников своих интересов против злоупотреблений патрицианских властей. Начало организации плебса под предводительством собственных трибунов относится к середине второго десятилетия после изгнания царей.

239. Учреждение трибуната

В 494 г., возвращаясь из одного счастливого похода, плебеи, находившиеся в римском войске, отказались вернуться в Рим и удалились на Священную гору (недалеко от Рима) с намерением построить свой особый, плебейский город. Сенат, испуганный таким решением, пошел на уступки. Патриции согласились на то, чтобы плебс получил свою собственную организацию под начальством особых трибунов. Плебейские трибуны (tribuni plebis), которых было сначала два, а потом вскоре десять, могли выбираться только из плебеев и равным образом лишь плебеями в особых сходках плебса по местным трибам, или трибутных комициях. Эти собрания, кроме того, имели право совещаться о плебейских делах и делать по ним постановления, плебисциты (plebiscita), которые могли потом представляться сенату в виде прошений. Созывались трибутные комиции трибунами. Таким образом, рядом с патрицианскими комициями по куриям и общими комициями по центуриям, явились чисто плебейские комиции по трибам . Обязанность трибунов заключалась в том, чтобы оказывать членам своею сословия помощь и покровительство (jus auxilii) в тех случаях, когда их притесняли, ради чего трибун не мог проводить ночи вне города, и двери его дома должны были быть всегда открыты. Внутри городской черты трибуны скоро добились права уничтожать своим вмешательством (jus intercedendi), одним только словом « veto» (т. е. запрещаю) постановления консулов и других магистратов, если ими нарушались какие‑либо права отдельных лиц из плебса. Трибуны были признаны притом священными и неприкосновенными (sacrosancti), и весь плебс поклялся защищать их от обид и насилия. Но особенно было важно то, что, пользуясь своим правом вмешательства в распоряжения властей, трибуны стали распространять его и на постановления сената, которые тоже могли быть остановлены их « veto». В помощь трибунам даны были эдилы, тоже выборные плебейские чиновники, заведовавшие плебейскою казною, которая составлялась из штрафов за проступки против плебса: дело в том, что трибутные комиции присвоили себе еще право суда над всяким, кто действовал против плебса. Таким образом, государственная община Рима как бы разделилась на две разные общины – патрицианскую и плебейскую, и это разделение имело решающее значение для всей дальнейшей борьбы между обоими сословиями.

240. Предание о Кориолане

Патриции дозволили плебеям иметь своих защитников лишь под влиянием боязни, что плебс покинет город, но впоследствии были не прочь отнять эту уступку. Попытка в этом направлении, по преданию, сделана была патрициатом по совету сенатора Гнея Марция Кориолана (получившего свое прозвище от взятия города Кориол). В Риме был голод, и Кориолан предложил сенату не продавать хлеба из государственных запасов, пока плебс не откажется от трибуната. Потребованный трибунами к суду, Кориолан бежал к враждебному племени вольсков, двинулся с ними на Рим, опустошая поля плебеев, и даже осадил самый город. Но к нему вышли навстречу его мать и жена, и, уступая их мольбам, Кориолан снял осаду с города, за что, однако, был убит раздраженными вольсками.

241. Первое предложение об аграрном законе

В числе причин недовольства плебеев было исключение их из пользования государственными землями. Среди самих патрициев нашелся человек, который стал на сторону плебеев и предложил в их пользу первый аграрный закон , как стали называться в Риме законы об участии в пользовании государственными землями. Это был консул 486 г. Спурий Кассий , которого патриции не замедлили обвинить в стремлении к захвату царской власти. Консул был призван на суд куриатных комиций и подвергнут казни. Плебеев сенат при этом успокоил обещанием отдать им в пользование часть государственных земель, но преемники Спурия Кассия и не думали исполнять это обещание. Через тридцать лет трибун Генуций привлек к суду плебса всех консулов, бывших после Спурия Кассия, но патриции отделались от энергичного трибуна посредством убийства .

242. Децемвиры

Особенно плебеи были недовольны также и тем, что во всех обыкновенные гражданских и уголовных делах судили одни патрицианские магистраты и притом по обычаям и законам, которые они держали в тайне, как хранили в тайне и свои религиозные обряды. Плебс поэтому стал добиваться, чтобы составлены были во всеобщее сведение писаные законы , подобно тому, как требовал писаных законов и афинский демос в конце VII века. В 461 г. об этом сделано было предложение в трибутных комициях одним трибуном (Гаем Терентилием Арсою), и так как патриции на это не давали согласия, то плебс десять лет сряду выбирал постоянно одних и тех же трибунов, пока их упорство не увенчалось успехом. Патриции уступили и, по преданию, даже послали нескольких сенаторов в Грецию, чтобы собрать сведения о законах тамошних городов и в особенности Афин. Для написания законов в 451 г. была образована комиссия децемвиров , т.е. десяти мужей (decemviri legibus scribundis), которые получили на все время своих занятий этим делом и консульскую власть. Таким образом, децемвиры должны были и управлять государством; даже должность трибунов временно была также отменена. В 450 г. полномочия комиссии были продолжены, и в состав её вошло несколько плебеев. Когда законы были наконец готовы и вырезаны на двенадцати медных досках, децемвиры удержали за собою власть под тем предлогом, что составленные ими и принятые народом законы нуждаются еще в дополнениях. Во главе децемвиров стоял честолюбивый и властолюбивый Аппий Клавдий, начавший действовать совершенно произвольно. По преданию, он задумал овладеть дочерью одного почтенного плебея, Виргинией, и судебным приговором приказал отдать ее одному своему клиенту, объявившему, что она его беглая рабыня. Отец Виргинии, не желая, чтобы его дочь досталась Аппию Клавдию, сам убил ее на форуме, и это было сигналом к новому взрыву народного негодования, выразившемуся опять в уходе на Священную гору. Тогда децемвиры сложили с себя власть, и между патрициями и плебеями состоялось примирение (449).

243. Законы XII таблиц

247. Окончательное уравнение прав патрициев и плебеев

В 376 г. у плебеев явилось два энергичных трибуна – Гай Лициний Столон и Луций Секстий Латеран. Стремясь к уравнению прав, они сделали в трибутных комициях три важных предложения: одно об облегчении уплаты долгов путем включения в должную сумму уже выплаченных процентов, второе о том, чтобы никто не имел права пользоваться более, чем 500 югерами государственной земли, и третье – чтобы впредь выбирались вновь только консулы, и один из них был плебей. Патриции всячески сопротивлялись этим предложениям, возобновлявшимся Лицинием и Секстием каждый год в течение целых десяти лет, так как каждый раз они снова выбирались в трибуны. Сначала патриции склоняли на свою сторону их товарищей, и те своим « veto» останавливали Лициния и Секстия; потом патриции добились назначения диктатора из особенно рьяных защитников привилегий своего сословия; наконец, когда ничто не помогло, они готовы были уступить все, кроме консульства. Но энергичные трибуны стояли на своем и в 366 г., соединив все три предложения в одну рогацию, достигли признания её за закон [Лициния и Секстия] (leges Liciniae Sextiae). Соглашаясь на допущение плебеев к консульству, патриции, однако, добились отделения от него чисто судейских обязанностей на том основании, что право известно одним патрициям, которым одним и сделались доступными две новые должности, отделенные теперь от консульства: преторство и курульное эдильство. Судебные обязанности консулов были поручены претору, который был как бы товарищем консулов, выбирался вместе с ними и одним с ними порядком и даже заступал их место во время их отсутствия. Сначала был один претор, потом число их стало возрастать. Вступая в должность, претор письменно излагал те правила, которыми он обязывался руководиться на суде (преторский эдикт). Обязанность распоряжаться публичными играми, наблюдать за торговлею и общественными зданиями, за порядком и чистотой на площадях и улицах возложена была на патрицианскую должность курульных эдилов (aediles curules), названных так в отличие от эдилов плебейских по праву сидеть на особом курульном кресле, бывшему привилегией одних патрицианских магистратов. В ознаменование примирения между патрициями и плебеями после этого в Риме был построен храм Согласия. Вслед за тем одна должность за другою из остававшихся еще за одними патрициями переходила к плебеям – диктатура (356), цензура (338), претура (336) и курульное эдильство. Дольше всею за патрициатом сохранялось исключительное право на занятие жреческих должностей, но около 300 г. плебеям был открыт доступ и к должности главного понтифика, т.е. верховного жреца. Один царь священных дел (rex sacrificulus) и жрецы‑возжигатели (flamines) до самого конца могли быть лишь из патрицианских родов. Но эти должности не пользовались никаким политическим значением. Уравнением прав патрициат, таким образом, не был еще совсем уничтожен, но все его учреждения уже имели после 300 г. лишь совершенно частный характер.

248. Возникновение нобилитета

Уравнение прав патрициев и плебеев повлекло за собою новую группировку партий. По мере того, как падали сословные перегородки, все большее и большее значение стали получать имущественные различия, на которых основано было деление граждан на пять классов с разною степенью их участия в центуриатных комициях. Богатые патриции и плебеи стали сближаться между собою, родниться посредством браков, поддерживать друг друга. Избрание магистратов в центуриатных комициях зависело лишь от них, и только они могли брать на себя безвозмездное отправление трудных и ответственных должностей консула, претора и т. п. Вот почему все должности, а с ними и места в сенате сделались достоянием определенного числа фамилий, образовавших из себя новую аристократию нобилей , т.е. именитых людей, иначе нобилитет (nobiles). Это уже не была родовая знать, освященная в глазах народа религиозными преданиями: это была знать служебная , все значение которой, кроме богатства, держалось на занятии государственных должностей. В течение некоторого и притом довольно продолжительного времени (до середины II в.) новая знать пользовалась большим авторитетом в народной массе и направляла всю внутреннюю и внешнюю политику государства. Это был правящий класс Рима, при котором, впрочем, и народ имел свою долю влияния на ход дела. Главным органом нового правящего класса сделался сенат , уже и раньше занимавший в республике первенствующее место.

От уравнения прав между патрициями и плебеями (366) до начала новых гражданских смут (133) прошло около двух с половиною веков, в течение которых Рим превратился из главы латинского союза в мировую державу.

Патриции и плебеи в Древнем Риме откровенно враждовали. Патриции -- прямые потомки тех, кто основал Рим, -- у них в руках были все рычаги для управления государством.

Плебеи много работали и воевали, но получали только увечья и все глубже влезали в долги.

Плебеи чувствовали себя ущемленными и старались добиться равного с патрициями положения, а те, наоборот, хотели удержать свои привилегии и не подпустить к ним плебеев.

Жесткая борьба, с убийствами и кознями, между патрициями и плебеями в Древнем Риме шла почти 200 лет...

Все началось с первой плебейской "забастовки" в 495 году до нашей эры. Риму грозила война, а плебеи удалились на Авентинский холм и не записывались в войско. Патриции забеспокоились... Подробнее почитать о забастовке и жизни плебеев в Древнем Риме можно в статье

Патриции и плебеи в Древнем Риме

Нельзя сказать, что плебеи и патриции в Древнем Риме -- это бедные и богатые, все было сложнее. Плебеев коренным образом не устраивали три вещи.

Во-первых, законы в Древнем Риме знали только патриции, они и толковали их в свою пользу. Плебеи хотели также владеть законами и иметь возможность защищать себя в суде.

Во-вторых, плебеи не имели доступа к государственным должностям. Они не могли проводить в жизнь выгодные им законы и налагать вето на решения, которые были им неугодны. Такие права были только у патрициев. Особенно это тяготило зажиточных плебеев, которые хотели участвовать в политике.

На невольничьих рынках продавали как мужчин, так и женщин

В-третьих, самые бедные плебеи часто попадали в рабство за долги. А долги получались у плебеев потому, что они уходили на войну защищать государство, за это время их поля никто не возделывал, и по возвращении грозила голодная смерть. Приходилось занимать деньги у ростовщиков, а когда расплатиться было нечем, ростовщик уводил такого плебея в рабство и надевал ему на шею колодку. Некоторых плебеев продавали за границу -- за пределы Тибра, и о них забывали навсегда...

У ученых есть любопытная гипотеза... Поначалу имущественное положение человека в Древнем Риме определялось величиной участка земли у него в собственности и количеством крупных домашних животных.

Плебеи как правило были мелкими землевладельцами или торговцами, ремесленниками. То есть ни земли, ни скота у них почти не было, и это "оправдывало" их низкое положение. Свою ценность плебеи поняли тогда, когда в Риме ввели денежную монету и они увидели точный эквивалент своей значимости в деньгах...

Народные трибуны в Древнем Риме

Забастовку плебеи прекратили и пошли воевать. Но взамен добились уступок от патрициев.

Патриции признали первый плебейский орган власти -- общее собрание плебеев concilia plebis tributa .

Решения, которые принимало это собрание, -- они называются плебисциты, -- были пока обязательны к исполнению только самим народом...

Но главное, -- общее собрание плебеев избирало двоих народных трибунов, с тех пор они официально представляли интересы плебеев и защищали их. Позже народные трибуны в Древнем Риме получили право блокировать решения высшей власти своим вето.

Патриции в Древнем Риме не очень-то хотели признавать народных трибунов, но плебеи это предусмотрели. Была введена неприкосновенность народных трибунов, так называемая sacrosanctitas . Попытавшийся причинить народному трибуну зло лишался покровительства богов и мог быть убит сам, а имущество его конфисковывали в пользу храма Цереры, Либера и Либеры, -- главного святилища плебеев на холме Авентин.

Никто за всю историю Древнего Рима так и не отважился напасть на народных трибунов -- предупреждение о наказании было очень эффективным.

Народные трибуны в Древнем Риме должны были созывать собрания плебеев и председательствовать в них, вносить на голосование собственные предложения и законопроекты.

До этого народные собрания могли созывать только патриции. На голосование выносились подготовленные патрициями законопроекты, а народ либо одобрял их, либо нет, никаких инициатив от себя предлагать не разрешалось.

Законы 12 таблиц

В 451 году до нашей эры римляне впервые изложили законы в письменной форме.

Из патрициев выбрали 10 человек и поручили им составить юридический кодекс. Деятельность консулов и народных трибунов была приостановлена, -- чтобы ни те ни другие перекрестными вето не смогли блокировать работу комиссии.

В течение года дуумвиры писали текст на десяти деревянных табличках, которые выставили на римском форуме для всеобщего обозрения. На следующий год народ выбрал новую комиссию, в нее входили и плебеи тоже, -- так появились еще две таблички. Поэтому законы носят название по числу таблиц -- 12.

Некоторые законы 12 таблиц были направлены против плебеев, например закон о запрете браков между плебеями и патрициями блокировал возможность подобраться к власти. Важно то, что законы 12 таблиц стали доступными для всех, как того и хотелось простым людям.

В 449 году до н.э вспыхнуло еще одно восстание плебеев

Законы 12 таблиц, текст одной из табличек:

  1. Пусть будут даны должнику 30 льготных дней после признания им долга или после постановления против него судебного решения.
  2. По истечении указанного срока пусть истец наложит руку на должника. Пусть ведет его на судоговорение для исполнения решения.
  3. Если должник не выполнил добровольно судебного решения и никто не освободил его от ответственности при судоговорении, пусть истец ведет его к себе и наложит на него колодки или оковы весом не менее, а, если пожелает, то и более пятнадцати фунтов.
  4. Во время пребывания в заточении должник, если хочет, пусть кормится за свой собственный счет. Если же он не находится на своем содержании, то пусть тот, кто держит его в заточении, выдает ему по фунту муки в день, а при желании может давать и больше.

Комментарий одного из историков: "Тем временем, должник имел право помириться с истцом, но если стороны не мирились, то такие должники оставались в заточении 60 дней. В течение этого срока их три раза подряд в базарные дниприводили к претору на комициум и при этом объявлялась присужденная с них сумма денег. В третий базарный день они предавались смертной казни или поступали в продажу за границу, за Тибр".

Как развивалась борьба плебеев с патрициями дальше

Если в вопросах большой политики плебеи постепенно навязывали патрициям свою позицию, то в экономике топтались на одном месте. В годы неурожая и мора небогатые плебеи совсем падали духом. В 440 году до нашей эры состоятельный плебей Спурий Мелий купил на свои деньги зерно у этрусков и продавал его в Риме по низким ценам. За это его обвинили в попытке захвата власти и закололи кинжалом.

Проблемы не решились даже после того, как римляне захватили город Вейо, принадлежавший этрускам, и поделили между плебеями его огромные территории. Надо было отменить рабство за долги, где-то еще раздобыть новые земли, и хорошо бы сделать так, чтобы высшую должность в государстве занял плебей.

В дело вступают два народных трибуна -- Гай Лициний Столон и Луций Секстий Латеран. Они более 10 лет борются за свой законопроект с патрициями, и в итоге побеждают.

Закон Лициния и Секстия от 367 года до н.э.:

  • проценты, которые должником уже уплачены с долга, вычитаются из общей суммы долга, оставшийся долг подлежит к уплате в три этапа с интервалом в один год
  • частное лицо может иметь в собственности земельный надел не более 500 югеров (125 гектаров)
  • следующая цель плебеев -- должности консулов. Римом в годы республики правили два консула, обладающие взаимным правом вето. Они всегда избирались из патрициев. По закону Лициния и Секстия один из двух консулов может быть плебеем

В 445 году до нашей эры запрет на смешанные браки между патрициями и плебеями отменен.

Можно сказать, что закон Лициния и Секстия проложил плебеям дорогу в светлое будущее, и плебеи решительно двинулись по ней вперед.

В 356 году до нашей эры плебей Гай Марций Рутил назначается диктатором;

в 342-м принят закон, по которому плебеями могут быть оба консула. Но в действительности первая пара консулов-плебеев появляется в Древнем Риме в 172 году до нашей эры;

339 год -- диктатор-плебей Квинт Публий Филон отбирает у сената право вето (теперь сенат должен одобрять законы не после того, как за них проголосует народ, а перед голосованием);

336 год -- тот же Квинт Публий Филон становится первым плебеем на должности претора.

Дома, в которых жили и трудились плебеи, напоминали пчелиные ульи

Самую загадочную и дорогую для сердца должность -- священных птицегадателей -- патриции отдают плебеям в 300 году до нашей эры.

Когда Ромул и Рем спорили, кому основать Рим, они удалились на разные холмы и принялись ждать птиц, дающих благоприятный знак, отсюда и пошла традиция...

Как в Риме отменили рабство за долги

Рабство за долги отменили в 326 году до нашей эры. Об этом рассказал Тит Ливий:

"Для римских плебеев этот год был новым началом свободы, потому что уничтожено было рабство за долги; эта перемена в законах объясняется как необычайной жестокостью, так и сладострастием одного ростовщика, Луция Папирия, к которому за отцовские долги попал в кабалу Гай Публилий. Хотя возраст и красота последнего могли бы вызвать только сострадание, однако они воспламенили душу ростовщика к сладострастию и нанесению бесчестья… Но когда истерзанный таким образом юноша бросился на улицу и стал жаловаться на сладострастие и жестокость ростовщика, масса народа, негодуя на дурное с ним обращение, частью из сострадания к его возрасту, частью принимая во внимание свое собственное положение и положение своих детей, устремились на форум, а оттуда толпою в курию.

Заседания в курии выглядели так

Внезапная суматоха заставила консулов созвать сенат, и народ, падая к ногам каждого из сенаторов, по мере того, как они входили в курию, показывал им истерзанную спину юноши. В этот день, вследствие насилия одного человека были уничтожены крепкие цепи кабалы, и консулам было приказано предложить народу, чтобы никто не содержался в колодках или оковах, кроме действительных преступников, пока они не подвергнуться наказанию; за долги же должно отвечать имущество должника, а не его тело. Таким образом, закабаленные были освобождены, и запрещено на будущее время брать должников в кабалу".

Закон Гортензия

Борьба плебеев с патрициями в Древнем Риме заканчивается принятием закона Гортензия -- lex Hortensia -- в 287 году до нашей эры.

Плебеи, которых стали притеснять ростовщики из-за долгов, снова удалились на холм -- в этот раз Яникус. После переговоров диктатор Квинт Гортензий пошел на уступку. Теперь законы, которые приняло общее собрание плебеев -- плебисциты -- стали обязательны для исполнения всеми гражданами Рима, патриции не исключение...

Закон Гортензия является одним из самых загадочных документов в истории Римской республики. Тит Ливий описывает его принятие в 11 книге своей "Истории Рима от основания города", но книга до наших дней не дошла.

После принятия закона Гортензия патриции и плебеи получили в политике одинаковые права. Плебеям остается только выправить свое финансовое положение -- эту проблему решат будущие захватнические походы римлян и колонизация новых земель.

Нобилитет в Древнем Риме

В Риме зарождается новая элита, состоящая из патрициев и плебеев, перемешанных между собой. Они называют себя "нобили", "нобилитет", -- от понятий "известный, значимый". В нобилитет входят те, кто занимал должность консула сам или имел консулами прямых предков.

О том, какие идеалы поддерживал нобилитет, можно судить из надгробной речи в честь Луция Цецилия Метелла, произнесенной его сыном в 221 году до нашей эры:

Он был хорошим солдатом и прекрасным полководцем, достиг в государстве наивысших должностей, славился непревзойденным ораторским искусством. Обрел несметные богатства почетным способом и оставил родине многочисленное потомство...

Плиний Старший

Нобили так же ревностно оберегали свое право рулить в государстве, как раньше это делали патриции. Чтобы начать политическую карьеру, молодой человек должен минимум 10 лет отслужить в армии всадников, а туда набирали только из самых богатых центурий. Имущественный ценз для высших 18 центурий поначалу составлял 100 000 ассов, позже 1 000 000 ассов.

Чтобы заняться в Риме политикой, нужно было иметь и огромное состояние, и протекции от влиятельных людей, -- для этого многие богатые плебеи усыновляли обедневших патрицев или женили детей с помощью далеко продуманных стратегий.

Борьба патрициев и плебеев кратко

Борьба патрициев и плебеев в Древнем Риме шла двести лет, с 495 по 287 год до нашей эры. Постепенно плебеи отвоевали себе место под солнцем, никогда, впрочем, не требуя лишнего. Все запросы плебеев были справедливы и обоснованны.

Сначала плебеи создали собрание, которые могло издавать выгодные им законы, затем появились народные трибуны, проводившие эти законы в жизнь, плебеи заставили патрициев внятно изложить законы на 12 табличках, чтобы никто не мог умышленно толковать их в свою пользу, а затем несколькими важными законами неравенство между плебеями и патрициями выровнялось.

Иногда, правда, плебеям приходилось прибегать к оружию и удаляться от Рима на солидное расстояние, чтобы патриции поняли, как тяжело будет без них воевать...

Занин С.В.

Изгнание Тарквиния Гордого

Все даты даны от основания Рима (776 д.н.э.)

Борьба плебеев с патрициями в Древнем Риме - интересная и красочная страница его истории. По сути, в почти двух вековой борьбе этих сословий возникло государство Рима, "общественный организм". До нас дошло достаточно много свидетельств античных историков и писателей об этой борьбе, но связанных и последовательных рассказов - только два. Великого римского историка Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского. Оба писали свои сочинения в разные эпохи и с разными целями, поэтому иногда противоречат друг другу. Но оба историка, увлекаясь рассказом действительно волнующих событиях, тем не менее, трепетно относились к устной традиции рассказа о них. Записанные ими истории - предания и предмет гордости римского народа. Послушаем их рассказ.

По мере расширения римской территории и увеличения населения, прежнее исключительное положение патрицианских родов не могло остаться низменным. Борьба сословий началась, согласно преданию, еще в конце царского периода. Тит Ливий и Дионисий Галикарнасский следующим образом излагают ход этой борьбы. Первым шагом по пути к распространению политических прав за пределы немногих патрицианских семей наши источники считают реформу Тарквиния Древнего; этот царь присоединил к старинным Рамнам, Тициям и Луцерам ряд новых семей, не образовав из них самостоятельных триб, но включив в прежние под названием Рамнов, Тициев, Луцеров-младших, и дав им тем самым право участия в народном собрании. Часть плебеев (по свидетельству Ливия - 100) получила даже доступ в сенат, в качестве "отцов младших народов". Эта первая мера облегчила дальнейшее улучшение положения плебеев, ближе всего реформу Сервия Туллия, нашедшего себе поддержку в них. Традиция приписывает Сервию не одну военную реформу, но и политическую; разделив народ на классы и центурии, Сервий вместе с тем, по словам римских историков, положил начало центуриатным собраниям, доступным и для патрициев и для плебеев, обладающих необходимым цензом. Этих завоеваний, согласно преданию, чуть не лишились при Такрвинии Гордом, все царствование которого, с момента вступления на престол, было сплошным насилием и нарушением законом. Явно стремясь к расширению своей власти, Тарквиний все реже и реже совещался с сенатором и почти не созывал народных собраний, а решал дела единолично. Затаенное недовольство царем было подогрето насилием над женой Коллатина – Лукрецией, совершенным сыном Тарквиния. Народ объявил Тарквиния Гордого лишенным престола, подверг его с семьей изгнанию и решил навсегда уничтожить царскую власть. Созванное центуриатное собрание избрало двух консулов – преемников царской власти, но с известными ограничениями, с течением времени все увеличивавшимися. Между прочим, уже в первый год республики консул Публий Валерий провел ряд законов, давших ему прозвание Публиколы ("чтящего народ"). Среди законов Валерия обращает на себя внимание не снабженная санкцией закон о провокации – закон об апелляции, позволивший гражданину, осужденному в пределах Рима или 1 мили от него к уголовному наказанию, обратиться к народу с жалобой, до рассмотрения которой приговор не приводится в исполнение. В самом начале республики число сенаторов было поплнено членами из плебеев – "приписанные к Сенату отцы".

1 Патриции - представители коренного населения Лация - области, в которой возник Рим (карта). 300 патрицианских родов имели представителей в Сенате и избирались на все должности в государстве.

Удаление плебеев на Священную Гору

Между тем экономическое положение плебеев было очень тягостно: вследствие непрерывных воин и высоких налогов они запутывались в долгах, расплачиваться за которые по господствовавшей в то время системе приходилось не имуществом, а личностью. Диктатор Валерий, понимавший всю опасность положения, предлагал сенату облегчить хоть сколько-нибудь положение плебеев, но его старания не привели ни к чему. Тогда доведенные до крайности плебеи решили отделиться от Рима и основать свой город. С этой целью они перешли реку Анио и расположились на Священной горе (первое отшествие 260 г. до н.э.). Патриции, лишившись в их лице самой многочисленной части своего войска, напугались и пошли на уступки. Результатом переговоров были так называемые священные законы, объявившая амнистию для отделившихся, кое-какие послабления в долгах, а главное, признавшая за плебеями право избирать своих сословных представителей – народных трибунов и эдилов.

Но плебеи на этом не успокоились: они стали стремиться к признанию за их собраниями законодательной власти. Так как патриции прибегали к самому грубому противодействию, поднимая шум и не давая плебеям заниматься делами, то в 262 г. трибун Ицилий провел в плебейском собрании плебисцит (сходку плебеев), согласно которому лицо, мешающее трибуну говорить на собрании, может быть им оштрафовано, и если не представить поручителей в уплате штрафа, даже осуждено на смерть; провокация на такой приговор допускалась лишь перед плебейским же собранием. Закон Ицилия о плебесците не получил сенатского утверждения, но на практике применялся, присвоив, таким образом, в известной степени собраниям плебеев законодательную власть и право уголовного суда; это право с каждым годом все расширялось, возбуждая недовольства среди патрициев, которые не останавливались даже перед убийством наиболее энергичных вождей народа. Трибуны падали духом и не решались уже действовать в прежнем направлении. Тогда, чтобы воскресить них былую энергию, по предложению Публия Волерона (lex Publilia Voleronis 282 г.) постановил впредь выбирать трибунов в собраниях плебеев по трибам, не без основания рассчитывая усилить этим путем их независимость от патрициев. Закон Волерона прошел, впрочем, не без сопротивления патрициев.

Достигнутые до сих пор результаты, все-таки недостаточно обеспечивали положение плебеев в виду отсутствия писанного законы, что давало патрициям возможность произвольного толкования права при отправлении суда. Поэтому в 292 году трибун Терентилий Арса предложил в плебейском собрании составить комиссию для написания законов в руководство консулам. Сенат отказал в своем согласии, но плебеи пять лет подряд выбирали одних и тех же трибунов, которые возобновляли предложения Терентилия. Патриции, наконец, пошли на мелкие уступки: в 297 г. сенат допустил увеличить число трибунов до 10, в 298 г. плебеям для постройки домов предоставили общественную землю на Авентийском холме (plebiscitum Icilium de Aventimo publicando), в 300 г. консулы проводят в центуриатном собрании Закон Атерния Тарпея, предоставившую плебейским магистратам multae dictio (т.е. право налагать имущественные штрафы) и установившую известную постепенность в наложении штрафов, а также высший предел безапелляционного штрафа (2 овцы и 30 быков). Так как плебеи, несмотря на эти уступки, стояли на своем, согласившись только на чисто патрицианский состав законодательной комиссии, то в 300 году три патриция отправлены были в Грецию ознакомиться с законами Солона, а по их возвращении составлена (в 302 г.) кодификационная комиссия из 10 патрициев – "десять мужей для написания законов", которой предоставили полную власть в государстве: на этот год не выбирались ни консулы ни трибуны; не допускалась на децемвиров и провокация. В течение 303 г. они написали лишь часть законов (на 10 таблицах), а потому им была продолжена власть и на 304 год; работа второго года дала еще две таблицы. Все эти законы прошли через центуриатное собрание (две последние таблицы были проведены консулами уже после падения децемвиров) и составили так называемые "Законы 12 Таблиц". По составлении законов власть децемвиров должна была кончиться, но им не хотелось лишиться власти: они не слагали с себя звания и олигархически управляли государством, так что была власть своего рода десяти царей. Озлобленные плебеи искали только предлога к восстанию. Согласно преданию, такой предлог и представился в покушении децемвира Аппия Клавдия на женскую честь плебеянки Виргинии. Возмущение плебеев выразилось во вторичном отшествии на Священную гору; кроме того, они укрепились на Авентине, откуда угрожали Риму. Лишь стараниями Валерия и Горация удалось убедить их вернуться под условием избрания снова народных трибунов и консулов (305 г.). Консулами были избраны примирители – Валерий и Гораций. Они провели ряд законов, Законы Валерия Горация, содержание которых сводится к следующему:

а) восстанавливаются и объявляются нерикосновенными плебейские учреждения, введенные после первого отшествия, а также десять судей;

б) Объявляется неотмений провокация; предложение закона, запрещающего провокацию против какого-либо магистрата, обрекает автора на смерть;

в) признаются собрания народа по трибам.

Плебеи получают доступ к высшим государственным должностям

Тема Римского права была подсказана assucareira и оказалась настолько глубокой, что я сомневаюсь в своих скромных возможностях ее раскрыть хотя бы даже поверхностно. Я не имею ни малейшего юридического образования или опыта, поэтому просто собираю и сопоставляю общеизвестные, но редко упоминаемые факты, а выводы - делайте сами. Я, как человек, от рождения имею полное право выражать собственное мнение.

ВАЖНОЕ ПРИМЕЧАНИЕ:
Конституция РФ взята для примера, с целью иллюстрации. В статье нет никаких призывов к изменению существующего конституционного строя. Даже если Вам так может показаться. Эта статья - всего лишь анализ свободных источников.

Рабовладельческое право
Римское право - это право общества рабовладельческой формации, но именно на Римском праве построены правовые системы России, всех Европейских стран и большинства стран мира. Другими словами - правовое устройство большинства стран основано на принципах рабовладения, что отражено в символике (см.ниже), конституции (см.ниже) и явно чувствуется мной на собственной шкуре.

Экономические основы рабства
Человек владеет результатами своего труда, в то время как раб - не владеет. В этом - основной экономический смысл рабства.

Что говорится в Конституции РФ о владении результатами труда ():
"Статья 37

1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

2. Принудительный труд запрещен.

3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы."

То есть признается только право на вознаграждение за труд, результаты же самого труда не принадлежат рабу гражданину. То есть - Конституция РФ действительно построена на Римском праве рабовладельческого общественного устройства, где у рабов отбирались результаты труда, а с господского плеча давалась определенная награда. Уж какую форму принимала награда - миску похлебки или большое количество напечатанных цветных фунтиков - фантиков - это не может быть прописано в Конституции, это дело договора раба и работодателя.

Забавно, что четкого определения, кто такой раб, да и отдельной статьи "раб" в Википедии не нашлось. Как в анекдоте про Вовочку - ж.. есть, а слова такого - нет!

Патриции и плебеи
Патриции, Populus Romanus Quiritium, квириты - это лица, принадлежащие к исконным римским родам, пользующиеся всеми правами, включая право на результаты труда (не только своего труда). Они обладают правами по праву рождения. Еще раз повторю - патриции обладают правами ПО ПРАВУ РОЖДЕНИЯ, это очень важно.

Есть основания относить Римскую аббревиатуру SPQR к указанию на Патрициев, обладающих всей полнотой прав.


В последствии этот символ был заменен на ЛАБАРУМ:

Оба символа широко используются в христианстве и по сей день.

Плебеи, в отличие от патрициев, поражены в правах, их права регулируются специальным набором законов, известным как Jus gentium - право народа.

То есть, в обществе, построенном по Римскому праву, есть две основные категории:
- Патриции , обладающие всеми правами по рождению
- Плебеи , чьи права ограничены и описаны в специальных законах

В Конституции РФ используются два понятия, без четкого определения
- Человек
- Гражданин

Тонкость в том, что "человек" и "гражданин" - это юридические термины в основном законе, и они обозначают разные категории людей. Определите сами, к какой категории Вы относитесь де-юре.
Вчитайтесь в Конституцию РФ ():
"Статья 17

1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения .

3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц."

Важно, что человек и гражданин - два разных юридических понятия, в пункте 1 и 2 главы 17 они употребляются совместно "человека и гражданина", а в пункте 2 той же главы стоит только "человек" и говорится о его правах ОТ РОЖДЕНИЯ. В соответствии с Римским правом, "человек" по правовому статусу соответствует патрицию, а "гражданин" - плебею, то есть - рабу.

Тот факт, что раб считает себя человеком (то есть - патрицием), с юридической точки зрения ничтожен, то есть - ничего не значит. Гражданство удостоверяется официальным документом, имеющим юридическую силу.

Если у Вас еще остались сомнения в Вашем статусе, то обратите внимание, что в Конституции прописан референдум, второе название которого - плебесцит, то есть выражение мнения плебсом. В качестве кого Вы имеете право участвовать в референдуме?

Рим
Что такое Рим? Странный вопрос, не правда ли?
Рим - это не местоположение, не государство, не национальность, а правовое устройство общества на принципах рабовладения.

Общеизвестно, что кроме Рима в форме республики и - впоследствии - империи, существовали:

1. (Восточная) Римская империя - Imperium Romanum
Известна также как:
- Византийская империя
- Ромейская Империя
- Васили́я Роме́он
- Романия
- Греческое царство

Полагаю, все знают про сходство этого герба с Российским, Австрийским, и многими другими.

2. Священная Римская Империя - Sacrum Imperium Romanum
Со средних веков носит название: Священная Римская империя германской нации. Основана Оттоном Великим как прямое продолжение античного Рима во времена крещения Руси и Византии и просуществовала до эпохи Пушкина и Наполеона.

3. Третий рейх - Drittes Reich, буквально - Третья империя.
Достаточно взглянуть на символику, чтобы увидеть переемственность:

Первым рейхом, или империей, считалась собственно Священная Римская Империя Германской Нации, а вторым рейхом - Кайзеровская Германия. Не надо быть лингвистом, чтобы прочитать в Кайзере - Кесаря, Римского Кесаря. Да и на голове Кайзера Вильгельма II все тот же узнаваемый орел:

Заметьте еще мальтийский крест к Вильгельма и сравните символику со знаком президента РФ:

4. Третий Рим
Идея третьего Рима, якобы, осталась только лишь идеей, несмотря на символику и принципы устройства Российской империи

Кесари Цари государства Российского, по традиционной истории, с 1762 года являются династией Гольштейн-Готторпских, ближайших родственников Ганноверской династии, ставшей в Англии правящей династией Виндзоров. Однако их претензии на Римский статус недвусмысленно выражены в фамилии, которую они себе избрали - Романовы (Римские, от Рома-Рим).

5. Румыния (Romania)
Название страны происходит от лат. "romanus" - «римский».
Румынский язык очень близок к Итальянскому, который, в свою очередь, непосредственно восходит к "народной латыни". Довершает композицию "орлиный" герб.

Есть еще ряд других больших и малых стран, народов даже султаната, имеющих прямое указание на Рим.

Таким образом, Рим, Римский - это не территориальный, не национальный, не наследный признак, а статус устройства общества на принципах рабовладения .

Символика
Правовая система подразумевает систему наказания за деяния, предусмотренные в законе. Нарушение закона приводит к наказанию, которое в Римском праве осуществляли ликторы (палачи). Символом ликторов являлись фасции , которые дали название фашистскому движению:
- Национальная фашистская партия Италии (Partito Nazionale Fascista)

Фасции широчайше представлены в государственной символике, предлагаю ознакомиться самостоятельно с галереей . Фасции повсеместно встречаются в Питере, в частности - на барельефе Исаакиевского собора.

Особого внимания заслуживает обложка "революционной" Конституции РСФСР 1918 года с двумя фасциями:

То есть и РСФСР был построен на тех же принципах Римского права. Хочу заметить, что Конституция СССР 1936 года (Сталинская), на мой взгляд, построена на совсем других принципах, и не содержит Римской символики. Выглядит так, что Сталин сделал попытку организовать общество на другом принципе, и не мне судить - насколько он преуспел в этом.

Я по-другому осмыслил, почему в СССР одной из самых популярных спортивных команд был (и остается в России!) Спартак. Для меня по-другому зазвучали слова, с которых начиналось обучение в школе: "Мы-не рабы"...

Тот факт, что эмблема Федеральной службы исполнения наказаний РФ тесно напичкана Римской символикой, еще раз подтверждает широчайшее применение Римского права вплоть до настоящего момента:

Что такое фасции и в чем смысл символики? Нигде толком об этом не сказано, официально говорится что это связка березовых или вязовых веток, в которую вставляли би-пенис (пардон муа), он же - лабрис . Набор букв ЛБР-ЛВР повсеместно используется в связи с правовыми аспектами рабства:
- LaBRis, как оружие палача, имеющего по закону право убить раба
- LiBRa, весы, обязательные для процедуры мансипации, описанной в Римском праве (передачи прав собственности на раба). До сих пор весы - символ правосудия.
- LiBRa, мера веса - римский фунт, от которого произошла Итальянская Лира. Весовой кусок металла был обязателен для юридической правомочности процедуры мансипации
- LiBeR, римский бог-покровитель рабов-плебеев
- LiBeR, свобода на латыни. Замечу, что в английском есть два синонимичных понятия, - Liberty и Freedom. Полагаю, что первый применяется к рабам, ищущим свободы, второй - к свободнорожденным патрициям.
- LaBoR, труд
и прочая, и прочая...

Но вернемся к фасциям. Вот этимология этого слова (ссылка):
From Proto-Indo-European *bhasko ‎(“bundle, band”), see also Proto-Celtic *baski ‎(“bundle, load”), Ancient Greek φάκελος ‎(phákelos , “bundle”)...

Факелос!!! По древнегречески - ФАКЕЛОС!!! Теперь становятся понятны факельные шествия фашистов (или их правильнее назвать факелистами, по древнегречески) и факел в руках LiBeRty - статуи свободы США. Чтобы ни у кого, не оставалось иллюзий.

На мой взгляд, фасции использовались при казни на костре, которая широко применялась римлянами и прописана в Римском праве в качестве одной из мер наказаний, задолго до инквизиции, учрежденной римской католической церковью. Традиции, так сказать. То есть фасции - это и символ, и орудие для отправления закона. Обратите внимание на вязанки в костре и би-пенисы (затейники же были эти римляне!) на заднем плане:

Добавлю к символам Римского права еще Римскую тогу - широкий шерстяной плащ или мантию, который имели право и обязанность носить только квиренты - рабовладельцы, свободных от целых разделов Римского права и потенциально имевших право самим судить.
Императоры носили пурпурную (порфирную, багряную) тогу, а квиренты, которые хотели попасть в сенат - выбеленную, белоснежную, которую называли кандида, а будущих сенаторов - соответственно кандидатами.

Везде, где присутствуют фасции, факелы, весы, мантии, пурпур в качестве символов - можете не сомневаться, применяется Римское право.

Ну и "три в одном" - Джордж Вашингтон, председатель Филадельфийского конвента, принявшего Конституцию США, вольный каменщик, с раскинутой тогой на заднем плане и фасциями у правой ноги. Полюбопытствуйте также статей Авраама Линкольна, якобы отменившего рабство, на предмет тоги и фасций.

Подданство и гражданство
Получение подданства Российской Империи означало добровольное рабство (холопство) и получалось путем крещения в православную веру.

Указ 1700 г. (без месяца и числа) отождествлял «крещение Православныя Христианския веры» с «выездом на имя Великаго Государя в вечное холопство ».

Сенатский указ от 27 августа 1747 г . «О клятвенном обещании иностранцев, желающих присягать на вечное подданство России» вводил момент вечности в текст присяги: «Аз нижепоименованный, бывший поданный, обещаюсь и клянусь Всемогущему Богу, что я Всепресветлейшей… Государыне… хощу верным, добрым и послушным рабом и вечно подданным с моею фамилией быть..."

Теперь становится понятным то упорство, с которым на Руси отказывались от крещения, ведь оно автоматически означало рабство, согласно указам! Во всяком случае - рабство для иностранцев, но к тому времени Русь уже стала православно-крепостной, и совершенно непонятно, когда и по какому праву рабство началось.

Принцип тождества подданный=холоп не изменился и сегодня, поменялась только форма и названия. Де-факто Вы НЕ МОЖЕТЕ ОТКАЗАТЬСЯ от гражданства по собственному желанию, Вы можете только ПОМЕНЯТЬ гражданство. В этой статье на реальном примере рассказывается, как юрист и правовед с нерусской фамилией делал безуспешную попытку отказаться от Российского гражданства.

В сети также есть ролик на английском языке о том, как в Великобритании родители отказались регистрировать рождение ребенка, и им это удалось по закону! А уж на тему того, что сертификаты о рождении в США (birth certificates) являются ценными бумагами, которые торгуются на американских биржах, снято огромное количество роликов.

Все становится понятным, если обратиться к Римскому праву. Рабы, равно как и скот, являются имуществом и могут быть переданы (не проданы, а именно - переданы) другому хозяину в ходе процедуры манципации (отчуждения прав одного хозяина и одновременное приобретение прав на рабов или скот другим хозяином). Нам хорошо известно название движения за манципацию - Э-мансипация, когда женщины хотят перейти из рабского положения в семье в другую форму рабства, то есть - сменить хозяина.

Еще раз - раб не может стать свободным, он может при большом желании лишь сменить хозяина. Вы не можете освободиться от гражданства, Вы можете сменить гражданство, при большом желании. Ну взгляните, в конце-концов, на символику на обложках паспортов:

И не обольщайтесь - "Common Law" Великобритании и отсутствием орла на обложке Британского паспорта - это не выход. Морское право имеет еще более "интересные" особенности, о которых надо бы писать отдельно.

Государство
И снова глупый вопрос - что такое государство?

Рес-публика, основная форма устройства большинства государств, происходит от латинского "res publica", которое переводят как "общее дело". То есть республика - это форма общественного устройства, которое объединено "общим делом".

Есть очень похожее известное выражение в наиболее близком к латинскому - итальянском языке, которое хотя и звучит непохоже, но означает "наше дело", я бы сказал - "наше общее дело". Разумеется, Вы догадались - перевод "нашего дела" - это Cosa Nostra.

Почему мафия выбрала себе такое название, столь явно прочитываемое "людьми в теме"? Имеет ли государственное устройство что-либо общее с вооруженными группировками, которые занимаются наркотраффиком, работорговлей, убийствами ни в чем не повинных людей?

Да, был ряд госкорпораций, от Ост-Индских компаний до Российско-Американской компании, со своим флагом, посольствами, регулярными войсками. Эти компании часто путают с государствами, и, например, первая Индийская война за независимость (восстание Сипаев), а также - первая опиумная война в Китае были войнами против Британской Ост-Индской корпорации, а не Британии как государства.

Так где та тонкая грань между государством и корпорацией? С точки зрения Римского права - никакой разницы нет, это просто объединение людей.

Вот как определялось такое объединение:
"Те, которым разрешено образовать союз под име­нем коллегии, товарищества или под другим именем того же рода, приобретают свойство иметь по образцу общины общие веши, общую казну и представителя или синдика, посредством которых, как и в общине, делается и совершается то, что должно совершаться и делаться сообща" (Д.3.4.1.1)."

Учитывая, что граждане рабы - это тоже вещи, то положение Римского о союзах распространяется и на государтво, и на синдикат воров в законе, и на другие объединения тех, кому разрешено образовывать союз. С точки зрения Римского права эти все союзы имеют юридическую основу.

Могли ли быть одни рабы привилегированнее других? Разумеется, вот определение :
"Номенклатор (лат. nomenclātor от nomen «имя» и calare «называть») - в Римской империи специальный раб , вольноотпущенник, реже слуга, в обязанности которого входило подсказывать своему господину (из патрициев) имена приветствовавших его на улице господ и имена рабов и слуг дома."

Многим памятна Советская номенклатура и ее привилегированное, по сравнению с другими гражданами-рабами, положение.

Можно было бы продолжать, но и так уже достаточно информации для самостоятельных выводов, кто он и в каком положении находится.

Есть ли у меня рецепт - что делать, чтобы изменить существующее положение? Нет, увы, я пока нахожусь в поиске. Возможно, напишу отдельный пост о своих мыслях, а также эзотерической составляющей, а возможно, что и не стану этого делать. Будьте осторожны в комментариях, не нарушайте закона, высказывая свое мнение.

Многие слышали о том, что законодательство большинства государств, включая Россию, основано на так называемом "римском праве". Но что на самом деле скрывается за этим понятием? И в чём разница между человеком и гражданином, прописанная в конституции РФ?

Тема Римского права была подсказана assucareira и оказалась настолько глубокой, что я сомневаюсь в своих скромных возможностях ее раскрыть хотя бы даже поверхностно. Я не имею ни малейшего юридического образования или опыта, поэтому просто собираю и сопоставляю общеизвестные, но редко упоминаемые факты, а выводы - делайте сами. Я, как человек, от рождения имею полное право выражать собственное мнение.

ВАЖНОЕ ПРИМЕЧАНИЕ:
Конституция РФ взята для примера, с целью иллюстрации. В статье нет никаких призывов к изменению существующего конституционного строя. Даже если Вам так может показаться. Эта статья - всего лишь анализ свободных источников.

Рабовладельческое право
Римское право - это право общества рабовладельческой формации, но именно на Римском праве построены правовые системы России, всех Европейских стран и большинства стран мира. Другими словами - правовое устройство большинства стран основано на принципах рабовладения, что отражено в символике (см.ниже), конституции (см.ниже) и явно чувствуется мной на собственной шкуре.

Экономические основы рабства
Человек владеет результатами своего труда, в то время как раб - не владеет. В этом - основной экономический смысл рабства.

Что говорится в Конституции РФ о владении результатами труда ( ):
"Статья 37

1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

2. Принудительный труд запрещен.

3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. "

То есть признается только право на вознаграждение за труд, результаты же самого труда не принадлежат рабу-гражданину. То есть - Конституция РФ действительно построена на Римском праве рабовладельческого общественного устройства, где у рабов отбирались результаты труда, а с господского плеча обеспечиавлось лишь содержание раба. Уж какую форму принимало это соедржание - миску похлебки или некоторое количество напечатанных цветных фунтиков - фантиков - это не может быть прописано в Конституции, это дело договора раба и работодателя.

Забавно, что четкого определения, кто такой раб, да и отдельной статьи "раб" в Википедии не нашлось. Как в анекдоте про Вовочку - ж..па есть, а слова такого - нет!

Патриции и плебеи
Патриции, Populus Romanus Quiritium, квириты - это лица, принадлежащие к исконным римским родам, пользующиеся всеми правами, включая право на результаты труда (не только своего труда). Они обладают правами по праву рождения. Еще раз повторю - патриции обладают правами ПО ПРАВУ РОЖДЕНИЯ, это очень важно.

Есть основания относить Римскую аббревиатуру SPQR к указанию на Патрициев, обладающих всей полнотой прав.

В последствии этот символ был заменен на ЛАБАРУМ:

Оба символа широко используются в христианстве и по сей день.

Плебеи, в отличие от патрициев, поражены в правах, их права регулируются специальным набором законов, известным как Jus gentium - право народа.

То есть, в обществе, построенном по Римскому праву, есть две основные категории:
- Патриции , обладающие всеми правами по рождению
- Плебеи , чьи права ограничены и описаны в специальных законах

В Конституции РФ используются два понятия, без четкого определения
- Человек
- Гражданин

Тонкость в том, что "человек" и "гражданин" - это юридические термины в основном законе, и они обозначают разные категории людей. Определите сами, к какой категории Вы относитесь де-юре.
Вчитайтесь в Конституцию РФ ( ):
"Статья 17

1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения .

3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. "

Важно, что человек и гражданин - два разных юридических понятия, в пункте 1 и 2 главы 17 они употребляются совместно "человека и гражданина", а в пункте 2 той же главы стоит только "человек" и говорится о его правах ОТ РОЖДЕНИЯ. В соответствии с Римским правом, "человек" по правовому статусу соответствует патрицию, а "гражданин" - плебею, то есть - рабу.

Тот факт, что раб считает себя человеком (то есть - патрицием), с юридической точки зрения ничтожен, то есть - ничего не значит. Гражданство удостоверяется официальным документом, имеющим юридическую силу.

Если у Вас еще остались сомнения в Вашем статусе, то обратите внимание, что в Конституции прописан референдум, второе название которого - плебесцит, то есть выражение мнения плебсом. В качестве кого Вы имеете право участвовать в референдуме?

Рим
Что такое Рим? Странный вопрос, не правда ли?
Рим - это не местоположение, не государство, не национальность, а правовое устройство общества на принципах рабовладения.

Общеизвестно, что кроме Рима в форме республики и - впоследствии - империи, существовали:

1. (Восточная) Римская империя - Imperium Romanum
Известна также как:
- Византийская империя
- Ромейская Империя
- Васили́я Роме́он
- Романия
- Греческое царство

Полагаю, все знают про сходство этого герба с Российским, Австрийским, и многими другими.

2. Священная Римская Империя - Sacrum Imperium Romanum
Со средних веков носит название: Священная Римская империя германской нации. Основана Оттоном Великим как прямое продолжение античного Рима во времена крещения Руси и Византии и просуществовала до эпохи Пушкина и Наполеона.

3. Третий рейх - Drittes Reich, буквально - Третья империя.
Достаточно взглянуть на символику, чтобы увидеть переемственность:

Первым рейхом, или империей, считалась собственно Священная Римская Империя Германской Нации, а вторым рейхом - Кайзеровская Германия. Не надо быть лингвистом, чтобы прочитать в Кайзере - Кесаря, Римского Кесаря. Да и на голове Кайзера Вильгельма II все тот же узнаваемый орел:


Заметьте еще мальтийский крест к Вильгельма и сравните символику со знаком президента РФ:


4. Третий Рим
Идея третьего Рима, якобы, осталась только лишь идеей, несмотря на символику и принципы устройства Российской империи

Кесари Цари государства Российского, по традиционной истории, с 1762 года являются династией Гольштейн-Готторпских, ближайших родственников Ганноверской династии, ставшей в Англии правящей династией Виндзоров. Однако их претензии на Римский статус недвусмысленно выражены в фамилии, которую они себе избрали - Романовы (Римские, от Рома-Рим).

5. Румыния (Romania)
Название страны происходит от лат. "romanus" - «римский».
Румынский язык очень близок к Итальянскому, который, в свою очередь, непосредственно восходит к "народной латыни". Довершает композицию "орлиный" герб.

Есть еще ряд других больших и малых стран, народов даже султаната, имеющих прямое указание на Рим.

Таким образом, Рим, Римский - это не территориальный, не национальный, не наследный признак, а статус устройства общества на принципах рабовладения .

Символика
Правовая система подразумевает систему наказания за деяния, предусмотренные в законе. Нарушение закона приводит к наказанию, которое в Римском праве осуществляли ликторы (палачи). Символом ликторов являлись фасции, которые дали название фашистскому движению:
- Национальная фашистская партия (Италия)

Национальная фашистская партия (Германия

Фасции широчайше представлены в государственной символике, предлагаю ознакомиться самостоятельно с галереей . Фасции повсеместно встречаются в Питере, в частности - на барельефе Исаакиевского собора.

Особого внимания заслуживает обложка "революционной" Конституции РСФСР 1918 года с двумя фасциями:


То есть и РСФСР был построен на тех же принципах Римского права. Хочу заметить, что Конституция СССР 1936 года (Сталинская), на мой взгляд, построена на совсем других принципах, и не содержит Римской символики. Выглядит так, что Сталин сделал попытку организовать общество на другом принципе, и не мне судить - насколько он преуспел в этом.

Я по-другому осмыслил, почему в СССР одной из самых популярных спортивных команд был (и остается в России!) Спартак. Для меня по-другому зазвучали слова, с которых начиналось обучение в школе: "Мы-не рабы"...

Тот факт, что эмблема Федеральной службы исполнения наказаний РФ тесно напичкана Римской символикой, еще раз подтверждает широчайшее применение Римского права вплоть до настоящего момента:

Что такое фасции и в чем смысл символики? Нигде толком об этом не сказано, официально говорится что это связка березовых или вязовых веток, в которую вставляли би-пенис (пардон муа), он же - лабрис. Набор букв ЛБР-ЛВР повсеместно используется в связи с правовыми аспектами рабства:
- LaBRis, как оружие палача, имеющего по закону право убить раба
- LiBRa, весы, обязательные для процедуры мансипации, описанной в Римском праве (передачи прав собственности на раба). До сих пор весы - символ правосудия.
- LiBRa, мера веса - римский фунт, от которого произошла Итальянская Лира. Весовой кусок металла был обязателен для юридической правомочности процедуры мансипации
- LiBeR, римский бог-покровитель рабов-плебеев
- LiBeR, свобода на латыни. Замечу, что в английском есть два синонимичных понятия, - Liberty и Freedom. Полагаю, что первый применяется к рабам, ищущим свободы, второй - к свободнорожденным патрициям.
- LaBoR, труд
и прочая, и прочая...

Но вернемся к фасциям. Вот этимология этого слова (ссылка ):
From Proto-Indo-European *bhasko ‎(“bundle, band”), see also Proto-Celtic *baski ‎(“bundle, load”), Ancient Greek φάκελος ‎(phákelos, “bundle”)...

Факелос!!! По древнегречески - ФАКЕЛОС!!! Теперь становятся понятны факельные шествия фашистов (или их правильнее назвать факелистами, по древнегречески) и факел в руках LiBeRty - статуи свободы США. Чтобы ни у кого, не оставалось иллюзий.

На мой взгляд, фасции использовались при казни на костре, которая широко применялась римлянами и прописана в Римском праве в качестве одной из мер наказаний, задолго до инквизиции, учрежденной римской католической церковью. Традиции, так сказать. То есть фасции - это и символ, и орудие для отправления закона. Обратите внимание на вязанки в костре и би-пенисы (затейники же были эти римляне!) на заднем плане:

Добавлю к символам Римского права еще Римскую тогу - широкий шерстяной плащ или мантию, который имели право и обязанность носить только квиренты - рабовладельцы, свободных от целых разделов Римского права и потенциально имевших право самим судить.
Императоры носили пурпурную (порфирную, багряную) тогу, а квиренты, которые хотели попасть в сенат - выбеленную, белоснежную, которую называли кандида, а будущих сенаторов - соответственно кандидатами.

Везде, где присутствуют фасции, факелы, весы, мантии, пурпур в качестве символов - можете не сомневаться, применяется Римское право.

Ну и "три в одном" - Джордж Вашингтон, председатель Филадельфийского конвента, принявшего Конституцию США, вольный каменщик , с раскинутой тогой на заднем плане и фасциями у правой ноги. Полюбопытствуйте также статей Авраама Линкольна, якобы отменившего рабство, на предмет тоги и фасций.

Подданство и гражданство
Получение подданства Российской Империи означало добровольное рабство (холопство) и получалось путем крещения в православную веру.

Указ 1700 г. (без месяца и числа) отождествлял «крещение Православныя Христианския веры» с «выездом на имя Великаго Государя в вечное холопство ».

Сенатский указ от 27 августа 1747 г. «О клятвенном обещании иностранцев, желающих присягать на вечное подданство России» вводил момент вечности в текст присяги: «Аз нижепоименованный, бывший поданный, обещаюсь и клянусь Всемогущему Богу, что я Всепресветлейшей… Государыне… хощу верным, добрым и послушным рабом и вечно подданным с моею фамилией быть..."

Теперь становится понятным то упорство, с которым на Руси отказывались от крещения, ведь оно автоматически означало рабство, согласно указам! Во всяком случае - рабство для иностранцев, но к тому времени Русь уже стала православно-крепостной, и совершенно непонятно, когда и по какому праву рабство началось.

Принцип тождества подданный=холоп не изменился и сегодня, поменялась только форма и названия. Де-факто Вы НЕ МОЖЕТЕ ОТКАЗАТЬСЯ от гражданства по собственному желанию, Вы можете только ПОМЕНЯТЬ гражданство. В этой статье на реальном примере рассказывается, как юрист и правовед с нерусской фамилией делал безуспешную попытку отказаться от Российского гражданства.

В сети также есть ролик на английском языке о том, как в Великобритании родители отказались регистрировать рождение ребенка, и им это удалось по закону! А уж на тему того, что сертификаты о рождении в США (birth certificates) являются ценными бумагами, которые торгуются на американских биржах, снято огромное количество роликов.

Все становится понятным, если обратиться к Римскому праву. Рабы, равно как и скот, являются имуществом и могут быть переданы (не проданы, а именно - переданы) другому хозяину в ходе процедуры манципации (отчуждения прав одного хозяина и одновременное приобретение прав на рабов или скот другим хозяином). Нам хорошо известно название движения за манципацию - Э-мансипация, когда женщины хотят перейти из рабского положения в семье в другую форму рабства, то есть - сменить хозяина.

Еще раз - раб не может стать свободным, он может при большом желании лишь сменить хозяина. Вы не можете освободиться от гражданства, Вы можете сменить гражданство, при большом желании. Ну взгляните, в конце-концов, на символику на обложках паспортов:


И не обольщайтесь - "Common Law" Великобритании и отсутствием орла на обложке Британского паспорта - это не выход. Морское право имеет еще более "интересные" особенности, о которых надо бы писать отдельно.

Государство
И снова глупый вопрос - что такое государство?

Рес-публика, основная форма устройства большинства государств, происходит от латинского "res publica", которое переводят как "общее дело". То есть республика - это форма общественного устройства, которое объединено "общим делом".

Есть очень похожее известное выражение в наиболее близком к латинскому - итальянском языке, которое хотя и звучит непохоже, но означает "наше дело", я бы сказал - "наше общее дело". Разумеется, Вы догадались - перевод "нашего дела" - это Cosa Nostra.

Почему мафия выбрала себе такое название, столь явно прочитываемое "людьми в теме"? Имеет ли государственное устройство что-либо общее с вооруженными группировками, которые занимаются наркотраффиком, работорговлей, убийствами ни в чем не повинных людей?

Да, был ряд госкорпораций, от Ост-Индских компаний до Российско-Американской компании, со своим флагом, посольствами, регулярными войсками. Эти компании часто путают с государствами, и, например, первая Индийская война за независимость (восстание Сипаев), а также - первая опиумная война в Китае были войнами против Британской Ост-Индской корпорации, а не Британии как государства.

Так где та тонкая грань между государством и корпорацией? С точки зрения Римского права - никакой разницы нет, это просто объединение людей.

Вот как определялось такое объединение:
"Те, которым разрешено образовать союз под име­нем коллегии, товарищества или под другим именем того же рода, приобретают свойство иметь по образцу общины общие веши, общую казну и представителя или синдика, посредством которых, как и в общине, делается и совершается то, что должно совершаться и делаться сообща" (Д.3.4.1.1)."

Учитывая, что граждане рабы - это тоже вещи, то положение Римского о союзах распространяется и на государтво, и на синдикат воров в законе, и на другие объединения тех, кому разрешено образовывать союз. С точки зрения Римского права эти все союзы имеют юридическую основу.

Могли ли быть одни рабы привилегированнее других? Разумеется, вот определение :
"Номенклатор (лат. nomenclātor от nomen «имя» и calare «называть») - в Римской империи специальный раб, вольноотпущенник, реже слуга, в обязанности которого входило подсказывать своему господину (из патрициев) имена приветствовавших его на улице господ и имена рабов и слуг дома."

Многим памятна Советская номенклатура и ее привилегированное, по сравнению с другими гражданами-рабами, положение.

Можно было бы продолжать, но и так уже достаточно информации для самостоятельных выводов, кто он и в каком положении находится.

Есть ли у меня рецепт - что делать, чтобы изменить существующее положение? Нет, увы, я пока нахожусь в поиске. Возможно, напишу отдельный пост о своих мыслях, а также эзотерической составляющей, а возможно, что и не стану этого делать. Будьте осторожны в комментариях, не нарушайте закона, высказывая свое мнение.