Председатель Конституционного Суда Российской Федерации: порядок назначения, сроки, полномочия и обязанности. Конституционный суд РФ: история, структура, полномочия Председатель конституционного суда рф назначается на срок


Закон РФ «О статусе судей». Статья 6.1. Порядок наделения полномочиями и прекращения полномочий председателей и заместителей председателей судов

1. Председатель Конституционного Суда Российской Федерации и его заместители назначаются в порядке, установленном Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации".

2. Председатель Верховного Суда Российской Федерации, Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются на должность Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации сроком на шесть лет по представлению Президента Российской Федерации при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.

Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации представляет Президенту Российской Федерации указанное заключение не позднее чем за два месяца до истечения срока полномочий Председателя Верховного Суда Российской Федерации, Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а в случае досрочного прекращения полномочий указанных лиц - не позднее чем через три месяца со дня открытия вакансии.

3. Заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместитель Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются на должность Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации сроком на шесть лет по представлению Президента Российской Федерации, основанному на представлении соответственно Председателя Верховного Суда Российской Федерации, Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.

Председатель Верховного Суда Российской Федерации, Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации вносят Президенту Российской Федерации указанные представления не позднее чем за два месяца до истечения срока полномочий заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а в случае досрочного прекращения полномочий указанных лиц - не позднее чем через три месяца со дня открытия вакансии.

4. Президент Российской Федерации вносит в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации представление о назначении Председателя Верховного Суда Российской Федерации или заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации, Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации или заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации не позднее чем за 14 дней до истечения срока их полномочий, а в случае досрочного прекращения полномочий указанных лиц - не позднее чем через шесть месяцев со дня открытия вакансии.


5. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации рассматривает вопрос о назначении на должность Председателя Верховного Суда Российской Федерации или заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации, Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации или заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий 14 дней после получения представления Президента Российской Федерации.

6. Председатели, заместители председателей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, военных судов назначаются на должность Президентом Российской Федерации сроком на шесть лет по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.

7. Председатели, заместители председателей федеральных арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации, специализированных арбитражных судов назначаются на должность Президентом Российской Федерации сроком на шесть лет по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.

Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации вносит указанное представление Президенту Российской Федерации не позднее чем за два месяца до истечения срока полномочий председателя, заместителя председателя соответствующего суда, а в случае досрочного прекращения полномочий указанных лиц - не позднее чем через три месяца со дня открытия вакансии.

8. Председатели, заместители председателей районных судов назначаются на должность Президентом Российской Федерации сроком на шесть лет по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации при наличии положительного заключения соответствующих квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации.

Председатель Верховного Суда Российской Федерации вносит указанное представление Президенту Российской Федерации не позднее чем за два месяца до истечения срока полномочий председателя, заместителя председателя соответствующего суда, а в случае досрочного прекращения полномочий указанных лиц - не позднее чем через три месяца со дня открытия вакансии.

9. Отклоненные кандидатуры на должности председателей и заместителей председателей судов того же суда могут быть повторно представлены для назначения не ранее чем через год в порядке, установленном настоящей статьей.

10. Председатели, заместители председателей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации назначаются на должность в порядке, определяемом законами соответствующих субъектов Российской Федерации.

11. Полномочия председателей и заместителей председателей судов прекращаются по истечении срока, на который они были назначены.

Указанные полномочия могут быть также досрочно прекращены решением соответствующей квалификационной коллегии судей в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением председателями, заместителями председателей судов своих должностных обязанностей, предусмотренных федеральными конституционными законами и настоящим Законом.

По прекращении полномочий председателя, заместителя председателя суда за ними сохраняются полномочия судьи суда, в котором они замещали должность председателя, заместителя председателя суда.

Полномочия председателей и заместителей председателей судов приостанавливаются либо прекращаются в случае приостановления либо прекращения полномочий указанных лиц в качестве судей соответствующих судов.

В случае, если на должность председателя или заместителя председателя суда назначается лицо, не являющееся судьей соответствующего суда, и в данном суде отсутствует вакантная должность судьи, штатная численность судей этого суда увеличивается на основании заявления председателя или заместителя председателя соответствующего суда, полномочия которого прекращены.

12. Не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока полномочий председателя, заместителя председателя суда, а в случае досрочного прекращения полномочий указанных лиц - не позднее чем через 10 дней со дня открытия вакансии соответствующая квалификационная коллегия судей объявляет об открытии вакансии в средствах массовой информации с указанием времени и места приема заявлений от претендентов на должность председателя или заместителя председателя суда, а также времени и места рассмотрения поступивших заявлений.

13. Председатель, заместитель председателя районного суда вправе обжаловать решение о досрочном прекращении их полномочий в Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации в течение 10 дней после получения копии указанного решения. Председатель, заместитель председателя иного федерального суда вправе обжаловать решение о досрочном прекращении их полномочий в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней после получения копии указанного решения. Решение Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в тот же срок.

14. Одно и то же лицо может быть назначено на должность председателя (заместителя председателя) одного и того же суда неоднократно, но не более двух раз подряд, если иное не установлено соответствующим федеральным конституционным законом.".

Ст. 24 Закона «О Конституционном Суде РФ» и п. 2 Регламента Конституционного Суда РФ определяют полномочия Председателя Конституционного Суда.

Председатель Конституционного Суда РФ:

1) руководит подготовкой пленарных заседаний Конституционного Суда, представляет на утверждение Конституционного Суда календарный план проведения пленарных заседаний и рабочих совещаний судей, созывает плановые, а также по собственной инициативе или по требованию одного или более судей - внеплановые пленарные заседания Конституционного Суда или рабочие совещания судей, председательствует на них;

2) вносит на обсуждение Конституционного Суда вопросы, подлежащие рассмотрению в пленарных заседаниях и заседаниях палат;

3) представляет Конституционный Суд в отношениях с государственными органами и организациями, общественными объединениями, по уполномочию Конституционного Суда выступает с заявлениями от его имени;

4) осуществляет общее руководство аппаратом Конституционного Суда, представляет на утверждение Конституционного Суда кандидатуры руководителей Секретариата и других подразделений аппарата, иных служб Конституционного Суда, а также Положение о Секретариате Конституционного Суда и штатное расписание аппарата;

5) осуществляет прием на работу и увольнение с работы сотрудников аппарата Конституционного Суда; применяет к сотрудникам аппарата Конституционного Суда меры поощрения и меры дисциплинарного взыскания; организует работу по повышению квалификации сотрудников аппарата Конституционного Суда;

6) представляет на рассмотрение и утверждение Конституционного Суда проект сметы расходов на очередной финансовый год и отчет о ее исполнении;

7) дает согласие на служебные командировки судей Конституционного Суда, с согласия судей направляет их в такие командировки. Направление судей в командировки продолжительностью свыше 30 суток осуществляется только с согласия Конституционного Суда;

8) в конце года представляет на пленарном заседании доклад о деятельности Конституционного Суда, а также регулярно информирует судей о своей деятельности.

Согласно действующей редакции федерального конституционного закона от 21 июля 1994 года "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации (КС РФ) - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации определяются Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации".

В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации Конституционный Суд:

1. Разрешает дела о соответствии Конституции РФ:

Федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;

Конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ;

Договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;

Не вступивших в силу международных договоров РФ.

2. Разрешает споры о компетенции:

Между федеральными органами государственной власти;

Между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;

Между высшими государственными органами субъектов РФ.

3. По жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.

4. Дает толкование Конституции РФ.

5. Дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

6. Выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.

7. Осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией Российской Федерации и законодательством.

Конституционный Суд решает исключительно вопросы права.

КС РФ состоит из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ.

Председатель КС назначается на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ сроком на шесть лет из числа судей Конституционного Суда.

КС рассматривает и разрешает дела в пленарных заседаниях и заседаниях палат.

Конституционный Суд состоит из двух палат, включающих в себя соответственно 10 и девять судей КС РФ. Персональный состав палат определяется путем жеребьевки, порядок проведения которой устанавливается Регламентом КС РФ.

В пленарных заседаниях участвуют все судьи Конституционного Суда Российской Федерации, в заседаниях палат - судьи, входящие в состав соответствующей палаты.

Председатель и заместители Председателя Конституционного Суда РФ не могут входить в состав одной и той же палаты.

Очередность исполнения судьями, входящими в состав палаты, полномочий председательствующего в ее заседаниях определяется на заседании палаты.

Решения Конституционного Суда Российской Федерации обязательны на всей территории Российской Федерации .

История Конституционного Суда

Идею создания специализированного органа, ответственного за соблюдение Основного закона страны, приписывают Михаилу Горбачеву. Именно он предложил создать Комитет конституционного надзора СССР.

Законодательно эта идея была воплощена 1 декабря 1988 года, когда в статью 125 Конституции СССР были внесены изменения и дополнения. Устанавливалось, что Комитет конституционного надзора (ККН СССР) будет состоять из 23 высококвалифицированных специалистов - юристов и политологов; что в его состав будут входить представители от каждой из 15 союзных республик; и что избираться ККН СССР будет Съездом народных депутатов СССР.

21-23 декабря 1989 года II Съезд народных депутатов СССР принял закон "О конституционном надзоре в СССР" и избрал председателя ККН и его заместителя, соответственно Сергея Алексеева и Бориса Лазарева.

Остальных 25 членов комитета (по сравнению с первоначальными планами численность ККН была увеличена) съезд поручил избрать Верховному Совету.

Комитет Конституционного надзора СССР должен был проверять конституционность не только законов СССР, но и законопроектов, а также акты Генерального прокурора СССР, Главного государственного арбитра СССР и еще ряд других нормативных актов.

В декабре 1991 года Комитет конституционного надзора СССР по собственной инициативе прекратил свое существование.

За время своего существования - с мая 1990 года по декабрь 1991 года - ККН СССР принял 23 решения. Среди наиболее известных решений - признания неконституционности разрешительного порядка прописки и порядка применения неопубликованных нормативных актов.

15 декабря 1990 года в Конституции РСФСР впервые появилось упоминание о Конституционном Суде. В поправке, которая была одобрена II Съездом народных депутатов РСФСР, говорилось о том, что Конституционный Суд РСФСР должен избираться Съездом РСФСР, и что порядок его деятельности должен быть установлен отдельным законом.

Закон о Конституционном Суде РФ был утвержден V Съездом народных депутатов РСФСР 12 июля 1991 года.

30 октября 1991 года состоялось первое рабочее совещание Конституционного Суда РСФСР, а 14 января 1992 года - первое заседание.

На первом заседании Конституционный Суд рассмотрел дело о проверке конституционности Указа Президента РСФСР "Об образовании Министерства безопасности и внутренних дел РСФСР", которым он объединил в один орган министерства государственной безопасности и внутренних дел.

Конституционный Суд признал этот Указ не соответствующим Конституции. Суд указал на то, что Президент, подписав этот Указ, превысил свои полномочия. Также в постановлении Конституционного Суда говорилось о том, что деятельность правоохранительных органов связана с реальными ограничениями прав и свобод граждан, в том числе права на неприкосновенность личности, личной жизни, жилища, тайны переписки, телефонных переговоров. Разделение и взаимное сдерживание служб государственной безопасности и внутренних дел призвано обеспечить демократический строй и является одной из гарантий против узурпации власти.

Одним из самых долгих дел за всю историю Конституционного Суда, слушания которого длились почти полгода, и самым громким и массовым стало дело о проверке конституционности указов Президента РФ, которыми он в августе 1991 года приостановил, а затем и прекратил деятельность Коммунистической партии и фактически объявил ее вне закона. В рамках этого же дела Конституционный Суд проверял конституционность самих партий - КПСС и КП РСФСР.

Конституционный Суд принял миротворческое решение. Он признал, что сращивание партийных структур с государственной властью недопустимо, однако вывел из-под удара рядовых членов партии. Конституционный Суд указал на то, что запрета на идеологию в демократическом государстве быть не может, соответственно невозможен и запрет на объединение в организацию людям с теми или иными убеждениями.

22 сентября 1993 года Конституционный суд принял решение, повлекшее за собой драматические последствия: Суд признал противоречащим Конституции Указ Президента Бориса Ельцина № 1400 о роспуске Съезда народных депутатов.

После событий 3-4 октября 1993 года Президент РФ Борис Ельцин приостановил деятельность Конституционного Суда.

24 июня 1994 года Государственная Дума приняла новый закон о Конституционном Суде - федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации". 12 июля за предложенную редакцию проголосовал Совет Федерации. 21 июля закон был подписан Президентом РФ, а 23 июля - опубликован.

В феврале 1995 года Суд был полностью укомплектован.

2000-е годы стали временем непрерывного совершенствования законодательной основы и практических механизмов работы КС. В январе 2001 года срок полномочий судей, назначенных на должность Советом Федерации, был продлен с двенадцати до пятнадцати лет. В марте 2005 года в Федеральный Конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации" были внесены поправки, которые установили, что полномочия судьи КС перестали быть ограничены определенным сроком.

5 февраля 2007 года вступили в силу изменения, согласно которым местом постоянного пребывания Конституционного Суда стал Санкт-Петербург.

С 21 мая 2008 года конституционное судопроизводство стало осуществляться в комплексе исторических зданий Сената в центре Санкт-Петербурга.

В июне 2009 года был изменен порядок назначения на должность Председателя Конституционного Суда и его заместителей. Отныне и Председатель, и два его заместителя назначаются на свои должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Срок их полномочий составляет шесть лет, но по истечении этого срока они вновь могут быть назначены на занимаемые должности.

Брежнев О.В., заведующий кафедрой государственного строительства и конституционного права Курского института государственной и муниципальной службы, доктор юридических наук.

Срок полномочий представляет собой важный элемент правового статуса любого органа власти и должностного лица. Его значимость обусловлена следующими обстоятельствами. Во-первых, срок полномочий устанавливает временные границы реализации компетенции конкретным составом коллегиального органа власти и лицом, замещающим ту или иную должность. Во-вторых, как следствие вышесказанного, законодательно установленный срок полномочий обусловливает обязательное периодическое обновление властвующих элит, что является неотъемлемым признаком современного демократического государства.

Сроки полномочий судей всегда отличались спецификой с точки зрения их законодательной регламентации по причине того, что они тесно связаны с важнейшими принципами, определяющими правовой статус носителей судебной власти, - несменяемостью, независимостью, неприкосновенностью судей (ст. 120 - 122 Конституции Российской Федерации). Срок полномочий, наряду с иными средствами законодательного регулирования статуса судьи, призван обеспечивать невозможность произвольного прекращения или приостановления этого статуса, равно как и перевода судьи на другую должность без его добровольного согласия. Он должен создавать условия, при которых исключалось бы какое-либо внешнее воздействие на судью при исполнении им своих должностных полномочий, эффективно защищались бы его личные права. Исходя из этого, чаще всего сроки полномочий судей значительно превышают сроки полномочий иных органов государственной власти - парламента, главы государства, правительства. Как отмечает Н.В. Витрук, это "обеспечивает известный "консерватизм" в действиях судебной власти, стабильность конституционного строя", но в то же время позволяет обновлять состав судов, делает его подвижным, что, как показывает практика, оправдывает себя <1>.

<1> См.: Витрук Н.В. Конституционное правосудие. Судебное конституционное право и процесс: Учебное пособие. М., 1998. С. 133.

Все вышесказанное в полной мере относится к проблеме определения сроков полномочий судей Конституционного Суда Российской Федерации, ибо в соответствии со ст. 12 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. "О судебной системе Российской Федерации" все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией, что, впрочем, не исключает и возможность специальной законодательной регламентации некоторых особенностей правового положения отдельных категорий судей <2>.

<2> Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 1. Ст. 1.

Анализ российского и зарубежного законодательства о статусе судей конституционных судов позволяет сделать вывод, что в целях определения сроков полномочий данной категории судей законодатель традиционно использует следующие способы:

  1. нормативное ограничение пребывания в должности судьи определенным временным промежутком (в этом случае, как правило, закрепляется норма о недопустимости повторного избрания или назначения судьи на новый срок);
  2. установление предельного возраста, по достижении которого полномочия судьи прекращаются;
  3. закрепление обязательности периодической ротации состава конституционного суда (как правило, на одну треть).

Законодатель может отдать предпочтение какому-либо одному из вышеуказанных способов или использовать их в сочетании. При этом чаще всего закрепляются нормы о том, что судья конституционного суда считается вступившим в должность с момента принесения им присяги, а его полномочия прекращаются в последний день месяца, в котором истекает срок его полномочий или в котором он достигает предельно допустимого возраста.

Законодательное регулирование срока полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации исторически прошло несколько этапов.

Закон РСФСР от 12 июля 1991 г. "О Конституционном Суде РСФСР" впервые в новейшей российской истории закрепил норму (ст. 15) о том, что полномочия судьи Конституционного Суда не ограничены определенным сроком <3>. Одновременно с этим был установлен предельный возраст для занятия должности соответствующего судьи - 65 лет. В отношении судей всех иных судов в тот период действовала конституционная норма о десятилетнем сроке полномочий <4>. Таким образом, при принятии Закона "О Конституционном Суде РСФСР" российский законодатель в известной мере предвосхитил последующее правовое регулирование рассматриваемых общественных отношений, ибо в соответствии с Законом Российской Федерации от 9 декабря 1992 г. в Конституцию была внесена норма о том, что "полномочия судей в Российской Федерации не ограничены определенным сроком, поскольку иное не установлено Конституцией и законами Российской Федерации" <5>. Теоретическое обоснование данного положения содержалось в Концепции судебной реформы в РСФСР, утвержденной Постановлением Верховного Совета РСФСР от 24 октября 1991 г. <6>. В ней, в частности, было отмечено: "Краеугольным камнем преобразований будет несменяемость судей, распространяемая на всех судей, кроме мировых, для которых будет восстановлена выборность населением на 5-летний срок. Прочие судьи будут назначаться... НА СРОК ДО ОТСТАВКИ В СВЯЗИ С ДОСТИЖЕНИЕМ УСТАНОВЛЕННОГО ВОЗРАСТА. Будет упразднен институт отзыва судей (кроме мировых)" (выделено мной. - О.Б.). В соответствии с Законом РСФСР от 12 июля 1991 г. 29 - 30 октября того же года 13 судей Конституционного Суда РСФСР были избраны на соответствующие должности без ограничения срока полномочий, до достижения 65-летнего возраста <7>.

<3> Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. N 30. Ст. 1017.
<4> См.: Закон РСФСР от 27 октября 1989 г. "Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР" // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1989. N 44. Ст. 1303.
<5> Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. N 2. Ст. 55.
<6> См.: Постановление Верховного Совета РСФСР от 24 октября 1991 г. "О Концепции судебной реформы в РСФСР" // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. N 44. Ст. 1435.
<7> Согласно ч. 1 ст. 3 данного Закона Конституционный Суд состоял из 15 судей. Таким образом, после соответствующего голосования на Съезде народных депутатов Российской Федерации в составе Суда остались две вакантные судейские должности.

Конституция Российской Федерации 1993 г. непосредственно не содержала положений о сроке полномочий судьи Конституционного Суда. Поэтому соответствующий вопрос активно обсуждался в процессе подготовки проекта Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" и при его рассмотрении в Государственной Думе и Совете Федерации <8>. В итоге большинство депутатов согласилось с мнением о целесообразности ограничения срока полномочий судьи Конституционного Суда 12 годами, при одновременном "повышении" предельно допустимого возраста для занятия судейской должности до 70 лет. Соответствующая норма была закреплена в ч. 1 ст. 12 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. "О Конституционном Суде Российской Федерации" <9>. По мнению депутатского корпуса, такое решение позволяло оптимально сохранить независимость Конституционного Суда и обеспечивало в то же время периодическое обновление его состава, тем более что законодательно был закреплен и запрет на назначение на должность судьи на второй срок.

<8> См.: Митюков М.А. Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации": правовые дискуссии при разработке и принятии (введение в тему) // Конституционное и муниципальное право. 2006. N 12. С. 27 - 37.
<9> Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. N 14. Ст. 1447.

Возник вопрос и о статусе тех 13 судей Конституционного Суда, которые были избраны на соответствующие должности Съездом народных депутатов Российской Федерации без ограничения срока полномочий, до достижения 65-летнего возраста. В п. 5 раздела второго "Заключительные и переходные положения" Конституции России содержалась следующая норма: "После вступления в силу Конституции судьи всех судов Российской Федерации сохраняют свои полномочия ДО ИСТЕЧЕНИЯ СРОКА, НА КОТОРЫЙ ОНИ БЫЛИ ИЗБРАНЫ. Вакантные должности замещаются в порядке, установленном настоящей Конституцией" (выделено мной. - О.Б.). Данная норма, по сути, была воспроизведена в п. 4 раздела пятого "Переходные положения" Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации". Она породила такое своеобразное явление, как разделение состава Конституционного Суда, который был увеличен Конституцией Российской Федерации 1993 г. (ч. 1 ст. 125) до 19 судей, на две части: избранных на неограниченный срок полномочий, до достижения 65-летнего возраста, и назначенных на 12-летний срок с предельным возрастным ограничением в 70 лет. Хотя формально статус всех судей был единым и регулировался главой II Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", отличия между судьями "первой и второй волны" существовали. Они касались не только сроков полномочий, но и опыта работы в должности судьи Конституционного Суда. Все-таки судьи, избранные Съездом народных депутатов Российской Федерации, получили определенную "закалку" в сложных политических обстоятельствах 1992 - 1993 годов. Как отмечает М.А. Митюков, это обстоятельство даже вызвало определенную дискуссию при рассмотрении Советом Федерации проекта Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" <10>. По мнению депутата Е.Б. Мизулиной, разделение судейского корпуса "не обеспечит приоритет Конституции Российской Федерации над политикой и политическими столкновениями" <11>. Депутат А.В. Усс, наоборот, утверждал, что "очень хорошо, что сегодня часть судей Конституционного Суда находится вне пределов нашей досягаемости. Они уже от нас независимы..." <12>. Последняя точка зрения получила признание парламентского большинства.

<10> См.: Митюков М.А. Указ. соч. С. 37.
<11> Там же.
<12> Там же.

Изменение законодательного регулирования срока полномочий судей Конституционного Суда Российской Федерации произошло с принятием Федерального конституционного закона от 8 февраля 2001 г. "О внесении изменений и дополнения в Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации", который предусмотрел: увеличение срока полномочий судей Конституционного Суда до 15 лет; отмену предельного возраста для занятия должности судьи в 70 лет; распространение нового регулирования на всех судей Конституционного Суда, назначенных на должность Советом Федерации <13>. Была сохранена норма о недопустимости повторного назначения на должность судьи Конституционного Суда. В Пояснительной записке, направленной Президентом Российской Федерации (субъектом законодательной инициативы) вместе с проектом данного Закона в Государственную Думу, необходимость его принятия обосновывалась следующим образом: "...сложность и специфика деятельности судьи Конституционного Суда Российской Федерации таковы, что требуется определенное время, пока судья не начнет работать с полной отдачей. С учетом этих факторов действующее в настоящее время положение, касающееся предельного возраста пребывания в должности судьи Конституционного Суда Российской Федерации, неоправданно сокращает период его полноценной деятельности. Этими же обстоятельствами обусловлено и предусмотренное законопроектом увеличение срока полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации с 12 до 15 лет" <14>.

<13> Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. N 7. Ст. 607.
<14> См.: Пояснительная записка к проекту Федерального конституционного закона "О внесении изменений и дополнения в Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации".

Дополнительным аргументом в пользу принятия данного Закона послужило и то обстоятельство, что действовавшее в то время законодательство о статусе судей не предусматривало предельного возраста для занятия судейской должности, то есть в данном случае можно было ставить вопрос и об обеспечении единства статуса судей.

Интересно отметить, что первоначально предполагалось распространить новую норму о сроке полномочий судей Конституционного Суда России не только в отношении тех из них, кто был назначен Советом Федерации, но и тех, кто был избран Съездом народных депутатов, за исключением тех судей, срок полномочий которых превышал 15 лет. Однако впоследствии депутаты посчитали более корректным придать обратную силу соответствующей норме только применительно к судьям, назначенным на должность после вступления в силу действующей Конституции Российской Федерации.

15 декабря 2001 г. по инициативе Президента Российской Федерации были приняты три важных Закона: Федеральный конституционный закон "О внесении дополнения и изменений в Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" <15>, Федеральный конституционный закон "О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации" <16>, Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" <17>. Данные Законы привнесли много нового в правовое регулирование статуса судей. Одной из новелл явилось установление предельного возраста для занятия федеральной судейской должности - 65 лет (за исключением судей Конституционного Суда Российской Федерации). Первоначально не предполагалось каким-либо образом изменять нормы о сроке полномочий судей Конституционного Суда. Однако уже в процессе обсуждения соответствующего законопроекта депутаты пришли к выводу о том, что следует восстановить отмененный несколькими месяцами ранее предельный возраст для занятия должности судьи Конституционного Суда в 70 лет. При этом было установлено, что соответствующая норма вступает в силу с 1 января 2005 г., то есть действие прежнего регулирования пролонгировалось в течение некоторого промежутка времени. Была сохранена норма о 15-летнем сроке полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации.

<15> Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. N 51. Ст. 4825.
<16> Там же. 2001. N 51. Ст. 4824.
<17> Там же. 2001. N 51. Ст. 4834.

В результате новых изменений законодательства сложилась ситуация, которая очень точно была охарактеризована в одном из заключений Правительства Российской Федерации, представленном в Государственную Думу: "...особенности правового положения отдельных категорий судей в настоящее время не позволяют говорить о реальном единстве статуса судей. Так, одной из гарантий независимости судей является неограниченный срок их полномочий (п. 1 ст. 11 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации"), однако по отношению к судьям Конституционного Суда Российской Федерации срок полномочий ограничен 15 годами (ст. 12 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации"). Различен также предельный возраст пребывания судьи в должности. Для судей Конституционного Суда Российской Федерации он определен в 70 лет, для остальных судей предельный возраст пребывания в должности - 65 лет" <18>. Исходя из этого, актуальной задачей стало принятие мер, направленных на устранение неравенства в вопросах срока полномочий между статусом судей Конституционного Суда и статусом иных федеральных судей, с тем, чтобы в конечном счете обеспечить реальность и единство гарантий самостоятельности и независимости всех носителей судебной власти. И такие законодательные меры не заставили себя ждать.

<18> См.: Заключение Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2004 г. N 5451п-П4 на проекты Федеральных конституционных законов "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации" и "О внесении изменения в статью 14 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", проект Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и Федеральные законы "О мировых судьях в Российской Федерации" и "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", вносимые в Государственную Думу Президентом Российской Федерации.

5 апреля 2005 г. были приняты следующие законы: Федеральный конституционный закон "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" <19>, Федеральный конституционный закон "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации" <20>, Федеральный закон "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", Федеральный закон "О мировых судьях в Российской Федерации", Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" <21>. В соответствии с данными законодательными изменениями было установлено, что полномочия судьи Конституционного Суда не ограничены определенным сроком, предельный возраст для пребывания в должности судьи - 70 лет. Такое же регулирование срока полномочий закреплялось применительно и к другим федеральным судьям.

<19> Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. N 15. Ст. 1274.
<20> Там же. 2005. N 15. Ст. 1273.
<21> Там же. 2005. N 15. Ст. 1278.

Особо отметим, что новой норме о сроке полномочий судей Конституционного Суда Российской Федерации была придана обратная сила. Устанавливалось, что она распространяется на всех действующих судей Конституционного Суда, то есть как назначенных на должность Советом Федерации, так и избранных Съездом народных депутатов России, в связи с чем были внесены изменения в п. 4 раздела пятого "Переходные положения" Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации". Насколько такое решение законодателя правомерно? Хотя судьи "первой волны" избирались без ограничения срока (на что часто ссылаются сторонники такого регулирования), все же "повышение" для них предельно допустимого возраста для занятия судейской должности означает не что иное, как фактическое продление их полномочий, что, безусловно, расходится со смыслом п. 5 раздела второго "Заключительные и переходные положения" Конституции Российской Федерации.

Сам Конституционный Суд придерживается на этот счет иной позиции. В его Определениях от 11 марта 2005 г. N 3-О и N 148-О, касающихся проблемы законодательного изменения срока полномочий судей судов общей юрисдикции, указывается: "...введение... предельного возраста пребывания в должности судьи... и распространение названного ограничения на судей, которые ранее были назначены на должность без определения конкретного срока полномочий, не противоречит конституционному принципу несменяемости судей. Нарушением данного принципа было бы распространение на действующих судей нормы, устанавливающей предельный возраст пребывания в должности судьи, МЕНЬШИЙ по сравнению с установленным законом, на основании которого они были избраны" <22> (п. 3.1 мотивировочных частей Определений) (выделено мной. - О.Б.).

<22> Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 2005. N 5. С. 60, 67.

Глубоко аргументированная критика подобной позиции содержится в Особом мнении по этим Определениям судьи Конституционного Суда Российской Федерации Б.С. Эбзеева <23>. Он акцентирует внимание на необходимость соблюдения п. 5 раздела второго "Заключительные и переходные положения" Конституции Российской Федерации при любом законодательном изменении сроков полномочий судей. Из данного конституционного положения, по мнению Б.С. Эбзеева, вытекают следующие выводы: "1) источником полномочий соответствующих судей является не воля Совета Федерации или главы государства, а воля многонационального народа Российской Федерации, выраженная на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.; 2) эта воля, выраженная ясно и недвусмысленно, направлена на сохранение полномочий судей, избранных до вступления в силу действующей Конституции Российской Федерации, до истечения срока, на который они были избраны...; 3) федеральный законодатель не вправе и не может легитимным образом преодолеть данное положение, поскольку оно является выражением воли народа-суверена, которая сама является источником полномочий парламента, главы государства; 4) иные положения Конституции Российской Федерации не могут истолковываться в противоречие с указанным императивным велением Основного Закона. Объективности ради полагаю нужным оговориться, что указанные выводы в полной мере распространяются и на судей Конституционного Суда Российской Федерации, избранных V (внеочередным) Съездом народных депутатов РСФСР в 1991 году, включая автора настоящего Особого мнения..." <24>. И далее: "...принцип несменяемости судей в различных правовых системах может наполняться различным нормативным содержанием и по-разному осуществляется: посредством пожизненного избрания или назначения; посредством назначения или избрания на определенный срок; посредством назначения или избрания до достижения определенного возраста. Возможна, как об этом свидетельствует отечественная государственно-правовая практика, и их комбинация. Следовательно, законодатель вправе избрать иной, чем это было сделано ранее, вариант реализации указанного принципа, но такой выбор и его регулятивное воздействие могут распространяться на судей, наделенных соответствующими полномочиями ПОСЛЕ ТОГО, КАК ЗАКОНОДАТЕЛЬ СДЕЛАЛ СВОЙ ВЫБОР" <25> (выделено мной. - О.Б.). Только такой взгляд на проблему, как представляется, соответствует содержанию конституционного принципа демократического государства, предполагающего разумную стабильность сроков полномочий судей и недопустимость законодательного "манипулирования" ими.

<23> Там же. С. 69 - 72.
<24> Там же. С. 70.
<25> Там же. С. 72.

Председатель Конституционного суда РФ:

  • 1. Руководит подготовкой заседаний Конституционного Суда Российской Федерации, созывает их и председательствует на них;
  • 2. Вносит на обсуждение Конституционного Суда Российской Федерации вопросы, подлежащие рассмотрению в его заседаниях;
  • 3. Представляет Конституционный Суд Российской Федерации в отношениях с государственными органами и организациями, общественными объединениями, по уполномочию Конституционного Суда Российской Федерации выступает с заявлениями от его имени;
  • 4. Осуществляет общее руководство аппаратом Конституционного Суда Российской Федерации, представляет на утверждение Конституционного Суда Российской Федерации кандидатуры руководителей аппарата и Секретариата Конституционного Суда Российской Федерации, а также Положение о Секретариате Конституционного Суда Российской Федерации и структуру аппарата;
  • 5. Осуществляет другие полномочия в соответствии с настоящим федеральным конституционным законом и Регламентом Конституционного Суда Российской Федерации.

Председатель Конституционного Суда Российской Федерации также издает приказы и распоряжения. 1 ФКЗ О Конституционном Суде Российской Федерации. ст. 23 2

Заместитель Председателя Конституционного суда РФ:

  • 1. Когда наступает его очередность председательствовать на заседании палаты Конституционного Суда РФ, созывает данные заседания и председательствует на них;
  • 2. Участвует в заседании палаты как член суда, когда председательствует другой судья Конституционного Суда РФ;
  • 3. Участвует в пленарном заседании;
  • 4. По уполномочию Председателя Конституционного Суда РФ

осуществляет отдельные его функции;

  • 5. Выполняет свои обязанности, возложенные на него Конституционным Судом РФ;
  • 6. Временно исполняет обязанности Председателя Конституционного Суда РФ, когда последний не в состоянии сам исполнять таковые.

Как председатель, так и заместитель Председателя Конституционного Суда РФ не вправе воздержаться при голосовании или уклониться от голосования при обсуждении и принятии Конституционным Судом РФ решения.

Непосредственное руководство работой аппарата Конституционного Суда РФ осуществляет судья-секретарь Конституционного Суда РФ. Помимо данного вида деятельности он:

  • 2. Организационно обеспечивает подготовку и проведение заседаний Конституционного Суда РФ;
  • 2. Доводит до сведения соответствующих органов, организаций и лиц решения, принятые Конституционным Судом РФ, и информирует Конституционный Суд РФ об их исполнении;
  • 3. Организует информационное обеспечение судей Конституционного Суда РФ;
  • 4. Контролирует работу Секретариата по подготовке материалов к заседаниям Конституционного Суда по обращениям и запросам, принятым к рассмотрению, к посланиям и выступлениям Конституционного Суда с законодательной инициативой;
  • 5. Контролирует работу Секретариата по подготовке аналитических и информационных материалов об исполнении решений Конституционного Суда. Обобщенные данные этой работы по мере необходимости, а также по итогам календарного года направляет судьям Конституционного Суда;
  • 6. Организует работу комиссии по присвоению классных чинов, определению стажа работы и выслуги лет сотрудников аппарата Конституционного Суда;
  • 7. Визирует проекты приказов и распоряжений Председателя Конституционного Суда, представления начальника Секретариата о приеме на работу и увольнении с работы сотрудников Секретариата Конституционного Суда;
  • 8. Осуществляет другие полномочия в соответствии с Федеральным конституционным законом и Регламентом Конституционного Суда РФ. 1 § 4 Регламента Конституционного Суда Российской Федерации 3

Судебным органом Российской Федерации, осуществляющим свою власть через конституционное судопроизводство, является конституционный суд страны. Сфера и способы его функционирования, а также структура, состав и полномочия судей регулируются высшим нормативным актом РФ - Конституцией. Часто этот судебный орган влиял даже на изменение законодательства. Какую структуру имеет этот судебный орган, а также как назначается и снимается с должности Председатель Конституционного Суда, какие полномочия имеет, расскажет эта статья.

Нормативно правовые акты, регламентирующие деятельность Конституционного судебного органа

Состав и структура Конституционного Суда РФ, выбор на должность лиц, их полномочия, порядок деятельности и другие вопросы, регламентируют ФЗ «О Конституционном Суде», действующий Регламент и Конституция страны.

Кто входит в состав этого судебного органа?

Под составом суда подразумеваются списки тех, кто является в нем должностным лицом и выполняет свои определенные функции. В конституционном суде 19 судей. Осуществлять свою деятельность они могут только при наличии 75% всего состава (т. е. минимум 13 судей). Каждый судья выбирается лично президентом нашей страны. Утверждает же кандидата на должность уже Совет Федерации – одна из палат парламента.

Должностные лица, входящие в его состав органа:

  • Председатель суда.
  • Заместитель Председателя Конституционного Суда РФ.
  • Судья-секретарь.
  • Ряд судий КС, занимающихся именно судебными разбирательствами.
  • Работники аппарата и иных подразделений.

Структура конституционного суда

Суд делится на две похожие палаты, состоящие из 9 судей в одной и 10 - в другой. Их состав определяется посредством жеребьевки. Процесс проведения этой процедуры регулируется действующим регламентом. Составы палат меняются каждые три года. Важно отметить, что председатель и его заместитель обязательно должны быть в разных структурных частях. Каждая палата имеет равные полномочия.

Также, согласно регламенту, в конституционный суд могут входить пресс-службы, научно-консультативные советы и рабочие комиссии.

Основные полномочия КС РФ

Этой судебной инстанции подвластно:

  • Разбирать дела, связанные с соответствием законодательства основному закону страны – Конституции РФ.
  • Рассматривать по существу споры о компетенции между разными органами власти.
  • Анализировать жалобы граждан о нарушении их основных конституционных прав.
  • Издавать толкования конституции, чтобы каждый мог понять то, что написано юридическим языком.
  • Осуществлять ряд иных полномочий, закрепленных в действующем законодательстве.

Кто может быть Председателем КС РФ?

Судьи являются одной из основных ячеек суда. Председатель Конституционного Суда Российской Федерации назначается из списка уже действующих должностных лиц. Кандидаты должны соответствовать нескольким критериям:

  • Быть гражданином России.
  • Возраст к вступлению на должность - не менее 40 лет.
  • Безупречная репутация, т. е. отсутствие судимостей или приводов в суд, никаких конфликтов на предыдущих должностях и т. д.
  • Стаж работы в юридической сфере не меньше 15 лет.
  • Обладать высоким уровнем квалификации в праве.

Предложить кандидата в судьи КС РФ может не только президент, но и представители Государственной думы, законодательные органы субъектов и высшие судебные органы.

Совет Федерации РФ обязан вынести постановление о назначении на должность или не принять выдвинутую кандидатуру не позднее 14 дней, как получит представление от имеющих на это право лиц.

Судьи, в отличие от председателя КС, несменяемы. Они имеют неприкосновенность и не могут подвергаться какой-либо ответственности без согласия членов КС РФ.

Причины досрочного прекращения деятельности конституционного судьи

Прекратить полномочия судьи можно только по следующим причинам:

  • Нарушение установленной процедуры назначения на должность.
  • Достижение предельного возраста для занимаемой должности (70 лет).
  • Письменное заявление.
  • Потеря гражданства, в случае нарушения законодательства.
  • Обвинение в суде, которое все же вступило в силу.
  • Смерть.
  • Объявление умершим или пропавшим без вести или недееспособным.
  • Пренебрежительное отношение к исполнению своих обязательств.

В каких случаях деятельность конституционного судьи может быть приостановлена?

Право судьи осуществлять свою деятельность может быть приостановлено в случае:

  1. Если совет дает согласие на снятие неприкосновенности и ведения разбирательства. В этом случае осуществление профессиональной деятельности судьи приостанавливается на время ведения уголовного преследования.
  2. Если у судьи проблемы со здоровьем и ему необходимо долгосрочное лечение.

Кто может назначить председателя на должность?

Как уже говорилось выше, председатель конституционного суда назначается из списка действующих судей. Кандидатуру предлагает президент страны, право ее одобрения принадлежит Совету Федерации. По такому же принципу выбирают заместителей председателя. В соответствии с российским законодательством предусмотрены две должности замов. Данная процедура назначения на должность действует с 2009 года. До вступления изменений в силу председатель конституционного суда, заместитель и судья-секретарь выбирались тайным голосованием.

Кто занимает должность председателя и его заместителей сегодня?

На сегодняшний день Председатель Конституционного Суда РФ - Зорькин Валерий Дмитриевич. По новому способу избрания занял свою должность уже в пятый раз. Это заслуженный юрист нашей страны, награждённый орденами «За заслуги перед Отечеством» нескольких степеней.

Его заместителями являются Хохрякова Ольга Сергеевна и Маврин Сергей Петрович. Занимают свою должность с 2011 года и 2015 года соответственно. Оба - заслуженные юристы и деятели науки нашей страны.

Срок полномочий

После вступления поправок в НПА «О Конституционном Суде РФ» в 2009 году Председатель Конституционного Суда РФ назначается палатой парламента на шесть лет. На этот же срок вступают на свой пост и его замы. По прошествии шести лет должностное лицо исполняет свои профессиональные обязанности до назначения нового лица. Стоит отметить, что после окончания срока действия полномочий они могут быть переизбраны на свой пост.

Полномочия Председателя Конституционного Суда РФ

Помимо участия в рассмотрении дел, он наделен целым рядом полномочий:

  • созывать, участвовать и руководить подготовкой пленарных заседаний КС РФ;
  • давать на рассмотрение вопросы на пленарных заседаниях КС РФ;
  • представлять КС РФ во время официальных встреч с разными общественными органами и организациями;
  • руководить аппаратом КС РФ, предлагать кандидатуры на разные должности этого структурного подразделения.

Самая главная отличительная обязанность, которой наделен Председатель Конституционного Суда РФ, - издавать распоряжения и приказы. Это обязательные для исполнения нормативные акты, которым подчиняются все должностные лица этого суда.

Когда председатель или его заместители могут быть досрочно сняты с должности?

Причины, по которым Председатель Конституционного Суда РФ или его заместители могут быть лишены права занимать свой пост:

  1. По личному письменному заявлению, которое констатируется решением самого суда.
  2. В случае если они не исполняют надлежащим образом свои должностные обязанности или вовсе уклоняются от их исполнения. Решение принимается на совете судей через тайное голосование, в составе не меньше 2/3 от всего состава.
  3. По тем же причинам, когда снимается с должности конституционный судья.

Рассмотрение дела и участие в этом процессе председателя

Сначала все поступившие дела рассматриваются на заседаниях одной из палат. Их созывает Председатель Конституционного Суда РФ. В этом процессе должно принимать участие три четверти всех судей. Рассматривать они могут любое поступившее им дело. Хотя есть ряд исключений, внесенных в регламент конституционного суда:

  • Дело об основном законодательстве других регионов.
  • Дела о толковании основного закона страны, т. е. Конституции.
  • Дела об импичменте (т. е. отстранении от должности) президента.
  • Дела, несущие законодательную инициативу.

Но перед тем как обращение будет вынесено на рассмотрение палаты, Председатель Конституционного Суда РФ поручает одному или нескольким судьям изучить его. Только после предварительного изучения обращение поступает в производство одной из палат.

На заседаниях не затрагиваются и те вопросы, которые возникают на пленумах, будь то деление на палаты, назначение председателя и т. п. Заседания предназначены только для рассмотрения по существу того или иного судебного дела.

Вердикты, вынесенные на этих заседаниях, являются решениями Конституционного Суда РФ. Палата имеет право издавать разъяснения в случае возникновения каких-либо вопросов.

В случае возникновения разногласий между судьями в принятии решения собирается пленарное заседание, и дело рассматривается по существу повторно. Чаще всего подобные ситуации встречаются, когда решение по новому делу противоречит ранее принятым в других процессах. В таком случае созывается пленарное заседание, где этот вопрос пересматривается уже более подробно.

Важным отличием пленарного заседания от обычного разбирательства является то, что в первых участвуют все судьи Конституционного Суда РФ, а в обычных – судьи только одной из палат.

Во время судопроизводства ведется протокол заседания, его в обязательном порядке подписывает Председатель Конституционного Суда РФ либо по его распоряжению один из замов.

Заключительный этап рассмотрения дела – вынесение решения, которое принимается в процессе открытого голосования судей, рассматривающих дело.

Заключение

Несмотря на то что в Российской Федерации нет многих элементов современного демократического общества, конституционный суд работает стабильно. Принятием своих решений этот судебный орган совершенствует правовую систему страны.

Конституционный суд нашей страны обеспечивает политическую стабильность в органах государственной власти и ограничивает их в случае превышения должностных полномочий. Он является не только судебным, но и конституционным органом, который оказывает влияние на законодательные и исполнительные органы действующей власти. Таким образом, они действительно могут перевесить чашу весов в пользу граждан, а не государственной машины контроля.

Конституционный суд РФ – это оплот действующей демократии в нашей стране. А Председатель Конституционного Суда России осуществляет главные полномочия как руководитель. Именно благодаря этому лицу все остальные элементы сложной системы суда могут правильно функционировать.