Преступления в кредитно финансовой системе статья. Финансовые преступления в россии


Финансовые преступления

1. Общая характеристика финансовых преступлений.

2. Основные положения методики расследования финансовых преступлений.

Литература:

  • Волженкин Б. В. Экономические преступления./ Волженкин Б. В. -М.:Юридический центр пресс: СПб., 1999.-312с.
  • Трунцевский Ю. В. Экономические и финансовые преступления: учеб. пособие/ Ю. В. Трунцевский, О. Ш. Петросян.-М.:ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2008. – 288 с.
  • В.М.ЮРИН РАССЛЕДОВАНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Общая характеристика финансовых преступлений

Финансовые преступления – общественно – опасное деяние, посягающее на финансово – экономические отношения, урегулированные нормами финансового (в т.ч. налогового, валютного) права, по формированию, распределению, перераспределению и использованию фондов денежных средств (финансовых) ресурсов государства, ОМС, иных хозяйствующих субъектов.

Финансы: 1) денежные средства, 2) финансовые ресурсы, рассматриваемые в их создании и движении, распределении и перераспределении, использовании, 3) экономические отношения, обусловленные взаимными расчетами между хоз. субъектами, движением ден. средств, ден. обращением, использованием денег.

Объект преступления в сфере финансов – правопорядок как определенная система общ. отношений, введенных в рамки порядка, предусмотренного нормами регулятивного (финансового) права.

2 группы фин. преступлений: 1) преступления, посягающие на гос. и мун. фин. системы (финансы – воспроизводство, обращение и перемещение (вывоз) капитала);

2) преступления, посягающие на финансы иных хозяйствующих субъектов (предприятий и организаций).

По материальному содержанию ФП: - бюджетные,

Налоговые,

В сфере страхования;

В сфере кредита (государственного и банковского) и расчетов; - связанные с валютными отношениями.

От сферы посягательств:

Кредитно – денежные отношения (денежно – кредитная и валютная системы), влияющие на развитие экономики, - денежные отношения (эмиссионная политика ЦБ РФ), валютные отношения;

Кредитно – банковская система – кредитные отношения (в том числе по поводу обеспечения эффективности гос. кредитования), банковская система в ее влиянии на финансово – денежную систему;

Гос. финансы – бюджетно – налоговая система (управление доходами и расходами бюджетной системы и внебюджетных фондов; фин. контроль);

Рынок ценных бумаг – отношения по поводу организации и функционирования фондового рынка (гос. регулирование фондового рынка, управление эмиссией и перераспределением ценных бумаг),

Страхование и оценочная деятельность – система соц. страхования и рынка страховых услуг, в частности обеспечение фин. устойчивости страховых организаций; оценочная деятельность (в т.ч. регламентация, стандартизация и контроль оценочной деятельности в РФ).

В фин. правоотношениях субъекты – государство, хоз.субъекты и граждане.

В зависимости от нарушенных субъектных прав участников фин. отношений:

Преступления, посягающие на права кредиторов, гарантов;

Преступления, посягающие на права инвесторов (вкладчиков, акционеров, пайщиков);

Преступления, посягающие на интересы государства (бюджетные, налоговые и таможенные преступления).

Виды ФП: 1) преступления, посягающие на гос. финансы и фин. контроль:

Налоговые преступления (ст. 198 – 199.2),

Таможенные платежи – уклонение от уплаты таможенных платежей (ст.194);

Бюджетная система – нецелевое расходование бюджетных средств и средств гос. внебюджетных фондов, нецелевое расходование гос. Целевого кредита (ст. 285-1, 285-2, ч.2 ст.176);

Расходование бюджетных средств (ст. 159 и 160),

Финансовый (налоговый) контроль (ст. 171-1, 287, ч.3 ст.325, 327-1).

2) преступления, посягающие на банковскую систему (172, 174, 174-1, 191).

3) преступления, посягающие на безопасность финансовой (банковской, налоговой) системы, добросовестную конкуренцию в данной сфере (ст.183).

4) преступления, посягающие на денежное обращение:

Безналичные расчеты (ст. 187),

Денежное обращение и рынок ценных бумаг (ст.186),

Таможенно – валютный контроль (ст. 181, 188, 191, 192, 193),

Порядок государственного регулирования фондового рынка, управление эмиссией и перераспределением ценных бумаг (ст. 185, 185-1).

5) преступления, посягающие на кредитную систему (ст. 176 и 177).

6) преступления, посягающие на банковскую, налоговую и кредитную системы (ст.173).

7) преступления, посягающие на налоговую и кредитную системы (ст.195).

8) фин. мошенничество в сфере: - страхования, - рынка ценных бумаг, фондового рынка; - денежного обращения; - банков; - кредита, в т.ч. гос. кредита (субсидии); - налогообложения.

Финансовый механизм, необходимый для реализации преступного замысла:

Выявление пробелов в действующем нормативном регулировании и механизме реализации конкретной финансовой операции, позволяющих, легализовать важнейшие элементы криминальной финансовой операции или придать им видимость легальности;

Сбор образцов бланков, печатей подписей или изготовление необходимых документов, отражающих аналогичные легальные финансовые операции;

Определение наиболее рациональной последовательности предстоящего документооборота;

Подбор или создание конкретных финансовых учреждений и юридических лиц, обеспечивающих движение финансовых ресурсов;

Изготовление или получение документов, отражающих будущую финансовую операцию;

Подбор или наем исполнителей отдельных операций, приобретение технических, в том числе компьютерных и коммуникационных средств и др.

Для финансовых преступлений характерно, что их фактическое совершение осуществляется в весьма короткие сроки, организаторы преступления, поставив перед собой конкретные цели, прекращают преступные действия немедленно по их достижении.После совершения преступления осуществляются активные действия по его сокрытию, часто связанные с ликвидацией предприятий и финансовых учреждений, их фиктивным или преднамеренном банкротством, уничтожением документов, искажением бухгалтерской, статистической и иной отчетности, переводом на другие должности или увольнением лиц, которым было что-либо известно о ходе финансовой операции.

Обстановка , складывающаяся или создаваемая преступниками для возможности совершения указанных преступлений, прежде всего, формируется под влиянием различного рода нестыковок, противоречивых, неразвитых положений, имеющихся в законодательстве, регулирующем финансовую сферу; непродуманностью отдельных решений и механизма их реализации в действиях соответствующих должностных лиц и др.

Корыстным преступлениям, связанным с использованием разных финансовых информационных систем, чаще всего способствует обстановка слабого контроля за порядком работы в той или иной информационной системе, недостаточная защищенность таких информационных систем от неправомерного доступа. Например, недостаточная защита от мошеннических действий банковских платежных документов, недостаточно высокое качество их изготовления и порядка сохранности и др.

Благоприятная обстановка для мошеннического использования пластиковых платежно-расчетных карточек возникает в связи с отсутствием надежной электронной или телефонной связи с учитывающими платежи центрами, несвоевременным получением принимающими платежи организациями «стоп-листа», при невнимательности лиц, принимающих платежи по таким карточкам.

Корыстным преступлениям, связанным с использованием финансовых информационных систем, построенных на базе ЭВМ, их сетей и систем, способствует чаще всего обстановка слабого контроля за порядком работы в информационной системе, недостаточная ее защищенность от неправомерного доступа.

Обстановке, в которой осуществляется неправомерное кредитование и последующее уклонение от возврата полученных денежных средств, свойственно недостаточно тщательное изучение кредиторами данных о заемщике, отсутствие детальной проверки его финансового состояния и хозяйственной деятельности, обеспечивающих возвратность полученного кредита, а также контроля над деятельностью заемщика после получения кредита.

Близка к вышеизложенному и ситуация осуществления незаконного предпринимательства и банковской деятельности.

Если такого рода преступления совершаются ОПГ, то к числу элементов обстановки их совершения целесообразно отнести данные о специфике того региона, в котором действует ОПГ. Указанные особенности влияют на выбор базового вида финансовых преступлений, на совершение которых нацеливается ОПГ, и наиболее доступные и эффективные способы их совершения. Например, в крупных городах с большим числом банков и их отделений чаще всего преступления совершаются с использованием ценных бумаг и с помощью информационных технологий, т. е. наиболее притягательными для ОПГ являются банки, обладающие большими денежными средствами и огромным числом вкладчиков. В более мелких промышленных городах финансовые преступления чаще связаны с незаконным предпринимательством и незаконной банковской деятельностью. В таких городах легче действовать фирмам и банкам без лицензии.

Для ОПГ, совершающих финансовые преступления, характерна:

Небольшая численность (в пределах от двух-трех до десяти человек),

Сравнительно простая организационная структура с достаточно высоким общепрофессиональным и преступным уровнем членов ее руководящего и даже исполнительского звена. Указанные группы обычно создаются ситуативно-договорным способом и на сравнительно короткие сроки, по сравнению с ОПГ, создаваемыми для осуществления длительного преступного бизнеса. Отсюда и слабость коррумпированных связей анализируемых групп. Лидеры таких преступных групп характеризуются большей степенью активности при совершении преступлений и руководстве усилиями ее членов. Наиболее слабые их звенья - лица, осуществляющие технические функции.

В целом жетипологические черты всех субъектов данных преступлений во многом сходны. У большинства из них доминируют установки к стяжательству, страсть к наживе, стремление быстрого накопления богатства любым путем. У организаторов таких преступлений и лиц их совершающих сравнительно высокий уровень образования. Каждые двое из трех правонарушителей имеют не только среднее, но и среднее специальное и высшее образование. Большинство из них непосредственно участвуют в финансово-коммерческой деятельности на разном функциональном уровне (руководители и другие организаторы коммерческих структур, банков и др.). Среди них всегда имеются лица, владеющие информацией о деятельности кредитно- финансовых структур, знающие изъяны в их деятельности. По половому составу преобладают мужчины, хотя число женщин - правонарушителей по этим делам - значительно выше, чем по другим. Основную возрастную группу составляют лица от 25 лет и старше (75%).

Обстоятельства, подлежащие установлению в процессе расследования финансовых преступлений, независимо от их вида во многом определяются на основе их криминалистической характеристики и с учетом предмета доказывания. Они по своему содержанию и делению на группы сходны с перечнем обстоятельств, подлежащих выяснению при расследовании преступлений против собственности путем присвоения, растраты, мошенничества и вымогательства.

Т. КРИВЕНКО, Э. КУРАНОВА
Т. Кривенко, Э. Куранова, научные сотрудники НИИ Генеральной прокуратуры РФ, кандидаты юридических наук.
Правонарушения в сфере финансовой и банковской деятельности представляют серьезную угрозу экономическим интересам всего общества. Они причиняют ущерб гражданам, коммерческим структурам, государству, разрушают финансовую систему, способствуют расслоению общества.
Эти преступления совершают предприниматели, а также разного рода аферисты, действующие под видом предпринимателей. В незаконных финансовых операциях нередко участвуют работники банков, которые либо выдают за взятки крупные кредиты, обналичивают безналичные денежные средства, либо соучаствуют в незаконных финансовых операциях, направленных на хищения.
Значительный ущерб наносится неправомерными действиями должностных лиц органов управления, разбазаривающих бюджетные средства, выделенные регионам в виде целевых кредитов.
Преступные махинации сегодняшних предпринимателей связаны прежде всего с незаконным получением, в том числе и на льготных условиях, кредитов и их невозвращением.
Незаконное получение кредитов осуществляется путем совершения таких противоправных действий:
- создаются лжефирмы, чаще всего на подставных лиц, исключительно с целью получить кредит и присвоить его;
- при заключении кредитных договоров изготавливаются подложные документы, создающие видимость финансовой состоятельности (в частности, представляются ложные балансы), недостоверные бизнес - планы и технико - экономические обоснования предстоящих инвестиций за счет кредитных средств;
- фабрикуются подложные документы в обоснование кредитного запроса, договоры о якобы заключенных сделках;
- представляются подложные документы на право получения кредита на льготных условиях, по заниженной процентной ставке;
- представляются в обеспечение возвратности кредита подложные или полученные неправомерным путем гарантийные письма от имени солидных государственных или коммерческих структур;
- представляется в качестве залога неполноценное либо уже заложенное, а иногда и не принадлежащее получателю кредита имущество;
- подкупаются банковские работники, чтобы склонить их к выдаче кредитов с нарушением экономических нормативов, требований обеспечения возвратности кредита и т.д.
Использование подобных противоправных приемов позволяет преступникам не возвращать в установленный срок полученные кредиты, присваивать их либо, необоснованно пользуясь льготами, получать незаконный доход.
В одних случаях умысел преступников изначально направлен на присвоение кредитных средств, в других - действия по незаконному получению кредита первоначально могут быть направлены не на хищение, а на изыскание средств для погашения долгов. Когда с помощью полученного незаконным путем кредита не удается выпутаться из долгов, предприниматель скрывается с остатками кредитных сумм, не расплатившись с банком - кредитором.
В первом случае квалификация содеянного по ст. 147 и ст. 196 (либо ст. 175 УК) не вызывает сомнений.
Во второй ситуации, в зависимости от конкретных обстоятельств и направленности умысла, может идти речь о квалификации либо по ст. 147, либо по ст. 148(3) (и, естественно, по статьям о подлогах).
Статья 148(3) должна применяться тогда, когда незаконным получением и невозвращением кредита причиняется имущественный ущерб собственнику (в данном случае - банку) путем обмана или злоупотребления доверием, но при отсутствии умысла на хищение кредитных средств.
Растранжиривание кредитных средств порой происходит в результате злоупотреблений или прямой корыстной заинтересованности должностных лиц (чаще всего - региональных органов управления), которые, распределяя централизованные льготные кредиты, раздают их не тем, кому они адресованы, а за взятки нужным людям, иногда - своим замаскированным коммерческим структурам.
Такая порочная практика имеет место, в частности, при распределении бюджетных ассигнований, выделяемых на поддержку фермерства, других приоритетных социально - экономических программ, развитие конкретных регионов, свободных экономических зон и т.п.
Незаконному получению кредитов и их хищению нередко способствуют неправомерные действия работников банков. Порой они даже бывают инициаторами незаконного получения и присвоения кредита, получая из похищенных средств свою долю.
В других случаях работники банков обеспечивают изъятие полученных кредитных средств: за взятки не направляют кредитные средства по назначению в соответствии с кредитным договором, а зачисляют на расчетные счета хозяйствующих структур и даже на личные счета участников преступления. В результате снимаются предпринимателями - мошенниками или перечисляются другим предпринимательским структурам.
Квалификация действий работника органа управления, банка (по ст. 147, 147(1), 148(3), либо ст. ст. 17 и 147, 147(1) и 148(3) УК РФ, или по статьям об ответственности за должностные преступления) зависит от конкретных обстоятельств дела, правового статуса работника банка или органа управления и его конкретной роли в махинациях по незаконной выдаче кредита, формы собственности учреждения банка.
Примером типичных действий преступников по присвоению незаконно полученного банковского кредита с помощью специально созданных лжефирм может служить такое уголовное дело.
Л. и К. по инициативе М. по поддельным паспортам (на чужие паспорта были наклеены их фотографии) учредили в 1992 г. две коммерческие лжефирмы (ТОО "Боллар" и ТОО "Кокат"). Фирмы были зарегистрированы регистрационной палатой, банк открыл расчетные счета, подписал договоры о кассовом обслуживании. Имея намерение получить в коммерческом банке "Аист" кредит и похитить его, они заключили между собой подложный договор, согласно которому ТОО "Боллар" якобы покупает, а ТОО "Кокат" продает электротехническую аппаратуру. На основании этого договора ТОО "Боллар" заключил с комбанком "Аист" кредитный договор на сумму более 25 млн. руб. Деньги были перечислены сначала на расчетный счет ТОО "Кокат" якобы в оплату закупаемой аппаратуры, а оттуда по распоряжению его главы К. - на лицевой счет частного лица Т. в "Тверьуниверсалбанке". Основанием для такого перечисления денег послужил еще один подложный договор о продаже товаров народного потребления. В конце концов Т. обналичил деньги и передал их Л., К. и организатору всей преступной акции М., которые, получив деньги, скрылись.
В других случаях присвоение кредитных средств происходит по следующей схеме: деньги тратятся не на цели, обозначенные в кредитном договоре (например, на развитие производства), а на приобретение различных ценностей для фирмы - получателя кредита (машин, дорогой оргтехники и т.п.). В дальнейшем руководитель фирмы, имея намерение присвоить полученные средства, учреждает ряд новых коммерческих структур на свое имя или на имя своих соучастников и передает эти ценности с баланса структуры - получателя кредита на балансы новых структур. Тем самым затрудняется установление принадлежности ценностей и их изъятие в целях возмещения ущерба.
Бюджетные средства, выделяемые в виде льготных целевых кредитов, растранжириваются чаще всего по такой схеме.
С ведома, а иногда и с явной корыстной заинтересованностью должностных лиц, уполномоченных распределять эти средства, они раздаются не по назначению, не на цели, на которые были выделены, по произвольной процентной ставке, без предварительного просчета экономического состояния коммерческой структуры - получателя кредита, без контроля за целевым расходованием и своевременным погашением кредита. В итоге бюджетные средства тратятся не на развитие региона, выполнение конкретных экономических программ, а используются для обогащения коммерческих структур и покровительствующих им должностных лиц.
При расследовании преступных действий по получению и присвоению кредитных средств важно проследить все этапы преступной деятельности, чтобы сделать правильный вывод об участниках преступной акции, обстоятельствах выделения льготного кредита, моменте возникновения умысла на хищение кредитных средств, обстоятельствах непогашения кредита, способах изъятия (незаконных перечислениях, обналичиваний) похищаемых средств.
Исходя из этой задачи, следствию надлежит подробно исследовать:
- обстоятельства создания фирмы (фирм), получившей кредит; законность ее учреждения, подлинность предъявленных при регистрации фирмы документов и т. д.;
- договор (его подлинность) о той или иной хозяйственной сделке, предъявленный в качестве обоснования кредитной заявки;
- представленные гарантии финансовой благонадежности и обеспечения возвратности кредита (баланс, гарантийные письма, залог, страховые полисы и др.);
- подлинность документов о праве на льготное получение кредита;
- обоснованность получения льготного кредита; правильность применения льготной процентной ставки; контроль за целевым использованием кредита; фактическое расходование полученного кредита;
- подписание кредитного договора, движение полученных кредитных средств, его соответствие договору, представленному в качестве обоснования кредитного запроса;
- изъятие кредитных средств, обстоятельства их обналичивания и фактическое расходование; судьба приобретенных на кредитные средства материальных ценностей;
- участники незаконного получения кредита: наличие подставных лиц, на которых зарегистрирована лжефирма, организатора всей преступной акции; роль работников банка как при заключении кредитных договоров, так и при перечислении кредитных средств; роль должностных лиц органа управления, предоставивших льготный кредит.
При расследовании преступления этой категории нередко значительные усилия следствия тратятся на проверку показаний получателей кредита о якобы возникших непредвиденных трудностях, помешавших своевременному возврату кредита.
Прослеживание фактической траты кредитных средств, ревизионное (экспертное) исследование реальной деятельности коммерческой структуры могут подтвердить либо опровергнуть, что взятые в кредит средства и не направлялись на цели, указанные в кредитном договоре.
Частое использование подложных гарантийных писем при получении банковских кредитов требует особого внимания к проверке в ходе следствия их подлинности и правомочности выдачи той или иной организацией. Так, филиалы банков не правомочны выдавать гарантийные письма, обеспечивающие возвратность кредитов. Поэтому уже наличие такого гарантийного письма в исследуемой ситуации должно насторожить следователя и потребовать тщательной проверки его подлинности и обстоятельств получения.
Известны случаи, когда фальсификация гарантийных писем касается не всего документа, в отдельных его пунктов, относящихся к условиям наступления ответственности для гаранта. В экземпляре, хранящемся в банке, эти условия формулируются конкретно и четко, что и определяло принятие банком этого письма и выдачу кредита. В экземпляре же, оставшемся у фирмы - гаранта, соответствующая конкретизация отсутствует, и, когда наступает страховой случай, это обстоятельство освобождает фирму - гаранта от возмещения кредита.
Столь же тщательно должны проверяться документы, касающиеся залогового имущества: принадлежит ли оно заемщику, соответствует ли его стоимость размеру полученного кредита, не было ли оно заложено ранее, не предъявлено ли в качестве залогового имущества, еще не принадлежащее заемщику ("товары в пути", товары, по поводу которых имеются сомнительные соглашения об их предстоящей купле-продаже или сведения лишь о намерениях их заключения). Известны факты, когда в качестве залогового имущества принимались денежные суммы на расчетном счете заемщика, что неправомерно, поскольку средства на расчетном счете - величина непостоянная, они находятся в движении и в нужный момент их может просто не оказаться.
Большое внимание должно уделяться ситуациям, когда в качестве залогового имущества представляются доли в уставном капитале обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью, закрытых акционерных обществ, поскольку существует ряд гражданско - правовых ограничений для изъятия этого имущества в случаях несвоевременного погашения долга залогодателем.
Еще одним средством обеспечения возвратности банковского кредита является его страхование. Установление такого порядка тотчас породило ряд преступлений.
Прежде всего, это подделка получателями кредитов договоров страхования и предъявление их в банк в качестве документов, обеспечивающих возвратность получаемых кредитных средств.
Во-вторых, создание лжефирм якобы для осуществления страхования сделок по кредитованию и выдача ими государственным и коммерческим предприятиям подложных страховых документов. В действительности такие фирмы страховыми не являлись, средств, обеспечивающих возвратность "страхуемых" ими кредитов, не имели, по существу занимались мошеннической деятельностью. Получаемые ими от клиентов страховые вознаграждения присваивались.
При расследовании преступных махинаций по страхованию кредитов следует проверять и версию о соучастии банковских работников, которые либо "не замечают" подложности страховых документов, либо не проверяют надежности страховых фирм, выдавших полисы.
Особую группу преступлений в банковской сфере составляют хищения денежных средств, совершаемые путем изготовления и ввода в финансовый оборот подложных банковских платежных документов. Например, в одних документах изменяется адрес получателя денег ("переадресовка" денежных перечислений), другие вовсе не обеспечены денежными средствами (поддельные кредитовые авизо, расчетные чеки лимитированных книжек).
Схема преступления выглядит следующим образом: подложный документ пускается в финансовый оборот, на его основании фактически не существующие либо направляемые в другой адрес деньги зачисляются на расчетные счета фирм - соучастников. В дальнейшем возможна серия новых перечислений в фирмы следующего уровня, в итоге преступники изымают эти деньги и присваивают их.
Как правило, используемая преступниками в качестве способа хищения переадресовка перечисляемых денежных средств осуществляется в соучастии с банковскими работниками. Именно они, внося подлоги в платежные поручения, изменяют в одном из экземпляров адрес, номер расчетного счета и другие реквизиты, в результате чего деньги зачисляются не на счет фирмы, которой они предназначались, а на счет фирмы - мошенника, личный счет преступника.
Порой участие банковских работников пассивно. Они сознательно (или в силу загруженности, крайней неопытности) не замечают в платежных поручениях изменения адреса в одном из экземпляров, подделки подписей лиц, имеющих право подписи на такого рода документах.
Расследование таких преступлений представляет значительную сложность. Причем, если задача установления подлинности платежных документов, не обеспеченных финансовыми средствами или адресованных другому получателю (платежное поручение, кредитовое авизо, расчетные чеки лимитированных книжек и др.), и составленных на их основе документов о дальнейшем перечислении и изъятии денег решается сравнительно легко, то установление лиц, организовавших это преступление, изготовивших, в частности, поддельное авизо и запустивших его в действие, представляет значительную сложность.
Поскольку способ хищения с использованием поддельного платежного документа включает в себя несколько этапов, на каждом из которых действуют определенные лица, используются различные подложные документы, задача следствия состоит в детальном прослеживании всех действий преступников на каждом из этапов. Такой подход позволит выявить все факты использования подложных документов, движение похищаемых денежных средств, а также главных участников хищения.
К основным обстоятельствам, подлежащим установлению по рассматриваемым преступлениям, могут быть отнесены:
- подготовительный этап преступления: действия участников преступной группы по подготовке адресов, куда будут направляться похищаемые денежные средства; обстоятельства создания подставных фирм, договоренность с владельцами уже существующих фирм об использовании их расчетных счетов для зачисления на них похищаемых средств;
- действия по составлению подложных платежных документов и их отправке, представлению в банк: откуда, с чьим участием были получены бланки платежных документов, кем конкретно они заполнены, каким способом изготовлены (на пишущей машинке, компьютере), какие печати и штампы использовались, кому они принадлежали, были подлинными или поддельными;
- откуда, от имени какого банка и конкретного коммерческого предприятия были отправлены подложные документы;
- через какой банк, в чей адрес, в каких суммах должны были перечисляться деньги; поступили ли они туда и в каком размере;
- куда фактически были направлены деньги в результате подлога в платежном документе, в каком размере;
- действия по продвижению похищаемых средств для последующего их изъятия: дальнейшая их переадресовка по подложному платежному документу ("распыление"); коммерческие фирмы, куда переадресовывались деньги, кто определял эти фирмы, какие договоры составлялись в обоснование перечисления денег; конкретные обстоятельства и участники составления договоров и платежных поручений, других документов; размер оплаты за прохождение денег через расчетный счет подставной коммерческой структуры;
- действия по изъятию и присвоению похищаемых денежных средств: через кого конкретно, какие суммы и под прикрытием каких документов изымались деньги, как распределялось и на что, в чьих интересах расходовалось похищенное;
- состав организованной преступной группы, наличие организатора, распределение ролей, степень участия и виновность каждого члена группы, действия участников организованной преступной группы по сокрытию следов преступления.
По делам такой категории особое значение приобретает работа с документами, чтобы установить их подлинность или подложность, лиц, их исполнивших. Это относится как к самому платежному документу, всем его экземплярам, так и к иным документам, сопровождающим его дальнейшее продвижение и направленным на изъятие похищенных денег (платежные поручения, банковские выписки, договоры, обосновывающие перечисление денег, их изъятие в дальнейшем, и т. д.).
Специфическим приемом проверки подлинности или подложности, например, кредитового авизо является истребование с места его отправки (из банка - отправителя, самой коммерческой структуры, указанной в качестве отправителя в авизо, и др.) информации, подтверждающей или опровергающей сам факт перечисления денег по этому платежному документу. В случае получения отрицательного ответа возникает необходимость в установлении способа получения преступниками бланка авизо, кодов и шифров, обстоятельств заполнения авизо, использования печатей и штампов, прохождения авизо через расчетно - кассовый центр Центрального Банка России, зачисления на расчетный счет конкретного предприятия. Эта работа может помочь следователю установить конкретных лиц, причастных к составлению подложного авизо, перечислению по нему денег, подготовке расчетных счетов различных структур для зачисления на них похищаемых денег.
Важными документами, подлежащими исследованию, являются платежные поручения о перечислении поступивших по подложному авизо денег на расчетные счета фирм, задействованных в преступной операции, в другие адреса для их изъятия, а также договоры, послужившие обоснованием для этих перечислений. Исследование их позволит установить подлоги, адреса и размеры распыляемых для дальнейшего изъятия денег, лиц, участвовавших в преступлении на этом этапе.
Кроме изучения содержания названных документов, их исследование включает и проведение различных экспертиз - почерковедческой, криминалистической и других.
Поскольку в последнее время участились случаи изготовления подложных документов с помощью оргтехники, а также изготовления ксерокопий, отдельных записей в документах методом комбинирования с использованием компьютерных, полиграфических и копировально - множительных средств, потребовались и появились соответствующие экспертные исследования.
По одному из уголовных дел возникли сомнения в подлинности договора, послужившего основанием для перечисления крупной суммы денег. Следователем была проведена технико - криминалистическая экспертиза, которая установила подложность этого договора: отдельные листы его оказались ксерокопиями совсем другого договора, а один из листов был выполнен при помощи монтажа с использованием нескольких документов. С помощью этих подлогов в договор были внесены заранее не обговоренные дополнительные условия в пользу преступника.
По другому уголовному делу была проведена полиграфическая экспертиза сомнительных платежных документов. Она установила признаки, указывающие на выполнение записей и подписей в них методом комбинирования с использованием копировальных средств.
Проведение документальной ревизии позволит проследить движение подложных документов от их отправки до зачисления "поступивших" по ним средств на счета коммерческих структур, их дальнейшее "распыление" и изъятие. Другая задача ревизионного исследования - проверка реальности договоров, обосновывающих перечисление денег из одной коммерческой структуры в другие, т. е. действительно ли выполнялись и в каком объеме работы, услуги, закупка товаров, указанные в договорах и иных документах, в оплату которых перечислялись деньги по конкретным платежным документам. Если в качестве обоснования перечисления денег назывался возврат неиспользованной части якобы ранее полученных денег, ревизия может установить, насколько обоснован их возврат.
С помощью судебно - бухгалтерской и судебно - экономической экспертиз исследуется экономическое содержание финансовых операций, указанных в платежных документах, реальная финансовая возможность их осуществления, происхождение перечисляемых средств, фактическая цель переброски денежных средств, их расходование, адекватность отражения в бухгалтерском учете, кому и в каком размере причинен материальный ущерб.
Поскольку выявление участников организованной преступной группы, использующих подложные платежные документы, в частности кредитовые авизо, для хищения денежных средств, представляет особую трудность, по такого рода делам важное значение имеют оперативные мероприятия по установлению связей, передвижений, телефонных переговоров между участниками хищения. В этом плане особое значение имеет прослушивание и запись телефонных разговоров причастных к преступлению лиц и последующее проведение фоноскопической экспертизы. По одному уголовному делу таким путем были зафиксированы переговоры, в ходе которых организатор преступной акции корректировал действия соучастников, вносил поправки в коды и шифры, которые использовались для отправки подложного авизо.
Наложение ареста на счета, куда поступили деньги по подложным платежным документам, предупредит их изъятие и послужит обеспечением для возмещения ущерба. При этом следует иметь в виду, что аресту подлежат только те суммы на счетах, которые имели непосредственное отношение к подложным платежным документам.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

"УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РСФСР"
(утв. ВС РСФСР 27.10.1960)
Законность, N 1, 1996

Преступления в финансово-кредитной сферезанимают особое место в структуре экономической преступности вследствие аккумуляции в этой сфере колоссального количества денежных средств и из-за возможности получения преступниками за сравнительно короткий срок незаконной сверхприбыли. О высокой степени криминализации финансово-кредитной системы российской экономики и огромных масштабах причиняемого стране ущерба свидетельствуют данные Интерпола, согласно которым доходы организованной преступности в указанной сфере превышают доходы от иной преступной деятельности в целом, уступая лишь наркобизнесу. К основным формам экономической преступности в этой сфере относятся:

криминальные денежные расчеты;

коррумпированность банковской и кредитно-денежной системы, особенно связанной с деятельностью чековых и других аукционов и инвестиционных фондов;

бесконтрольное обналичивание денежных средств;

фальшивомонетничество, в результате которого в оборот выпускаются фальшивые деньги, валюта, ценные бумаги, банковские документы;

фиктивное и умышленное банкротство.

Несмотря на относительно небольшой удельный вес преступлений экономической направленности в общем числе зарегистрированных преступлений (около 15%), ущерб от их совершения многократно превышает совокупные материальные потери от общеуголовных преступлений и ежегодно достигает, по данным МВД России, более 60 млрд рублей.

При анализе экономической преступности необходимо учитывать особо высокий уровень ее латентности. Реальные масштабы этой скрытой преступности несопоставимы с количеством зарегистрированных преступлений. Большинство экономических преступлений по разным причинам не находит отражения в официальной статистике - уровень их латентности находится в пределах 70-95%. Результаты специальных исследований свидетельствуют, что вся зарегистрированная экономическая преступность составляет не более трети от ее общего фактического массива.

В то же время уровень латентности преступлений экономической направленности существенно различается по отдельным ее видам. Например, сравнительно низкую латентность имеют преступления, связанные с изготовлением и сбытом поддельных денег и ценных бумаг, т.к. факты фальшивомонетничества выявляются в результате проведения проверок при расчете за товары либо при поступлении в кредитно-банковские учреждения.

Наиболее латентными являются: незаконное предпринимательство; преступления, связанные с легализацией (отмыванием) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем; монополистические действия и ограничение конкуренции; принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения; изготовление или сбыт поддельных кредитных либо расчетных карт и иных платежных документов, взяточничество.

На значительной латентности преступлений в сфере экономической деятельности сказывается и пассивность населения. Так, выборочные исследования свидетельствуют, что около 80% опрошенных граждан ежегодно становятся потерпевшими от экономических преступлений, а 2,8% из них - два и более раза. Однако лишь каждый девятый потерпевший обратился в правоохранительные органы с заявлением о совершенном в отношении него преступлении.

Общественная опасность экономических преступлений неизмеримо возрастает в связи с их совершением организованными преступными формированиями и фактическим сращиванием экономической и общеуголовной преступности. В настоящее время, по данным статистики, ежегодно около 10 тыс. преступлений экономической направленности совершаются организованными группами или преступными сообществами. Как правило, этими формированиями совершаются наиболее опасные, наносящие огромный вред экономике страны в целом и отдельным предприятиям и гражданам, в частности, особенно сложные для раскрытия, изощренные экономические преступления.

Следствием растущих масштабов экономической преступности является рост нелегальных доходов, что на фоне нехватки бюджетных средств приводит к недопустимому разрыву между величиной доходов дельцов «теневого» бизнеса и работников бюджетной сферы, пенсионеров, инвалидов. Доходы 10% наиболее обеспеченного населения превысили доходы 10% наименее обеспеченного населения более чем в 15 раз. Указанное обстоятельство приводит к нарастанию социальной напряженности в обществе и недоверию к государственным и властным институтам, расширению коррупции.

Криминологическое значение для экономической преступности имеют и особенности личности соответствующего преступника.

Лица, совершающие эти преступления, отличаются высокой социальной приспособленностью, хорошей ориентацией в социальных и правовых нормах. Данный тип личности преступника характеризуют корыстная мотивация, стремление к наживе, роскоши, утилитарность, прагматизм, гипертрофированное представление о роли денег: «деньги решают все», «что нельзя купить за деньги, можно купить за большие деньги». Как правило, это мужчины и женщины, достигшие возраста 30 и более лет, имеющие высшее или среднее образование, работающие в государственных или частных экономических структурах.

Вершина «дерева целей» этих лиц формируется в соответствии с так называемой дихотомией целей экономического преступника - в своей противоправной деятельности типичный экономический преступник стремится к укреплению либо завоеванию как прочного экономического положения (за счет максимизации прибыли), так и высоких статусных позиций в обществе. Достижение сверхприбыли обеспечивается ими за счет неприемлемого для легальной хозяйственной системы поведения - прямого нарушения уголовного, гражданского, налогового, таможенного и иного законодательства либо ухода от исполнения юридических обязанностей в условиях нестабильности, пробельности и противоречивости законодательства.

Экономические преобразования в 90-х гг. прошлого века, происходившие без должного правового, организационного и социального обеспечения, показали ошибочность расчета политической власти на самодостаточность рыночных механизмов для преодоления криминальных процессов в экономике страны.

Деструктивные тенденции в развитии рыночных отношений в экономике и социальной сфере:

а) экономически и социально немотивированный радикализм и непоследовательность в осуществлении реформ;

б) разрыв производственно-хозяйственных связей, падение производства и рост посредничества на пути товара от производителя к потребителю;

в) сохранение действия криминогенных факторов, присущих административно-командным методам в руководстве экономикой;

г) усиление дифференциации жизненного уровня населения;

д) отсутствие у большинства граждан навыков экономического поведения в условиях развития рыночных отношений, правовой нигилизм и юридическая неграмотность в отправлении хозяйственных операций;

е) целенаправленные действия преступного мира, преследующего в сфере экономики собственные корпоративные интересы.

Отсутствие реальной защищенности легитимных экономических отношений, отставание правотворческой деятельности от потребностей хозяйственной практики; либерализация правового регулирования предпринимательской деятельности и смягчение ответственности за правонарушения в данной сфере; бессистемное принятие правовых актов применительно к отдельным элементам экономической системы, в связи с чем упомянутые акты не только не соотносятся друг с другом, но иногда носят противоречивый характер.

Отсутствие эффективной системы государственного контроля за приватизацией, процессами перераспределения, движением капиталов, деятельностью хозяйствующих субъектов и т.д.

Недостатки в организации в экономических структурах документооборота и учета материальных ценностей, контроля за их использованием, ошибки в подборе, расстановке кадров и т.п.

Недостатки в деятельности правоохранительных органов, отставание организационно-управленческих мер реагирования на изменение криминогенной ситуации в сфере экономики. 1

Заключение

«Экономические преступления являются частью корыстной преступности, непосредственно связанной с экономическими отношениями в стране и в мире. Понимание этой группы деяний еще более неопределенно, чем сама корыстная преступность. Тем не менее, эти преступления во многих странах рассматриваются в виде относительно самостоятельной группы. И к этому есть много оснований - экономических, социальных, криминологических и даже политических» 1 .

Причины экономической преступности коренятся во всех сферах жизни общества: экономической, социальной, политической и духовной. Особое значение экономики как социального института, обеспечивающего относительную устойчивость общественных отношений, связано с тем, что материальное производство и отношения по разделению труда, обмену, обращению, распределению материальных благ представляют собой основу государственно-правовых и идеологических представлений общества, а также соответствующих этим представлениям остальных социальных институтов.

В числе первоочередных общегосударственных мер по предупреждению экономической преступности - укрепление роли государственной власти, повышение доверия к ее институтам, рационализация механизма выработки решений и формирования экономической политики в сфере кредитно-финансовых отношений, создание условий для "включения" защитных механизмов, основанных на рыночном саморегулировании и препятствующих развитию дестабилизирующих тенденций.

Эти меры могут принести результаты во взаимодействии с мерами по формированию нравственного, правового, экономического сознания населения. Важно укрепление финансового, экономического контроля, обеспечение неотвратимости установленной законом ответственности за экономические преступления.

Экономическая безопасность зависит от выработанной и реализуемой в конкретных действиях политики борьбы с преступностью в целом. Важно обеспечивать экономико-социальную и криминологическую обоснованность такой политики, проводить ее в рамках закона.

Список используемой литературы

1) Алексеева А. И. Криминология: курс лекций., М., 2005.

2) Антоняна Ю. М. Криминология., М., 2007. С.762.

3) Долговой А. И. Криминология., М., 2008

4) Лунеев В.В. Преступность ХХ века. - М.: 2000.

5) Мамардашвили М. Картезианские размышления. - М. 2003.

6) Мишин Г.К. Проблема экономической преступности (опыт междисциплинарного изучения). - М.: ВНИИ МВД России, 1994.

Дополнительная литература:

1) Кузнецова Н.Ф. Кодификация норм о хозяйственных преступлениях// Вестник Московского университета. Сер. 11: Право. 2007.

    Рудовский Е. Н. Преступления в сфере экономической деятельности // Новое время. 2008. № 20.

Интернет портал «МВД России»

Размещено на Allbest.ru

1 http://www.mvd.ru/presscenter/statistics/reports/show_104186/

1 Алексеева А. И. Криминология: курс лекций., М., 2005. С. 344.

2 Мамардашвили М. Картезианские размышления. - М. 2003. С.32.

1 Кузнецова Н.Ф. Кодификация норм о хозяйственных преступлениях// Вестник Московского университета. Сер. 11: Право. 2007. № 4. С. 12.

1 Мишин Г.К. Проблема экономической преступности (опыт междисциплинарного изучения). - М.: ВНИИ МВД России, 1994, С. 33-34.

2 Лунеев В.В. Преступность ХХ века. - М.: 2000. - С. 257.

1 Алексеева А. И. Криминология: курс лекций., М., 2005. С. 345.

2 Долговой А. И. Криминология., М., 2008. С., 920.

1 Долговой А. И. Криминология., М., 2008. С., 920.

2 Антоняна Ю. М. Криминология., М., 2007. С.762.

1 Антоняна Ю. М. Криминология., М., 2007. С.762.

1Степанчикова С.А. Криминология.Учебный курс (учебно-методический комплекс)

1 Рудовский Е. Н. Преступления в сфере экономической деятельности // Новое время. 2008. № 20. С. 16.

Введение

Актуальность данной темы заключается в необходимости комплексного изучения и решения проблем связанных с ростом преступлений в финансово-кредитной сфере.

Объектом исследования являются общественные отношения в финансово-кредитной сфере.

Предметом исследования выступают уголовно-правовые нормы, устанавливающие ответственность за нарушения в финансово-кредитной сфере, механизм, орудия и средства совершения преступления в данной сфере.

Цели и задачи данной курсовой работы состоят в том, чтобы сформулировать и обосновать совокупность теоретических выводов по совершенствованию ряда норм уголовного законодательства Российской Федерации в области борьбы с преступлениями в финансово-кредитной сфере.

Целью данного исследования является:

изучение и соотношение экономических категорий финансов и кредита, существующих в настоящее время в России, с уголовно-правовыми нормами, охраняющими данную сферу от преступных посягательств;

обоснование необходимости выделения сферы финансово-кредитных отношений в самостоятельный видовой объект уголовно-правовой охраны;

решение вопроса о том, является ли круг уголовно-правовых норм, охраняющих сферу финансово-кредитных отношений, исчерпывающим;

попытка разрешения спорных вопросов, возникающих при квалификации преступлений, совершаемых в данной сфере.

Достижение указанных целей потребовало решение следующих задач:

1. Определение понятия и содержания финансово-кредитной сферы как объекта преступного посягательства.

преступление финансовый кредитный уголовный

2. Проведение классификации преступлений в сфере финансово-кредитных отношений

3. Разработка квалификации преступлений, совершаемых в сфере финансово-кредитных отношений.

Методологическую основу данного исследования составляют как общенаучные методы познания: системный, единства исторического и логического, социологический, так и правовые: сравнительно-правовой, системно-структурный методы исследования, а также метод экспертных оценок и др.

Нормативная база курсовой работы основана на изучение широкого круга законодательного и иного нормативного материала, в частности на нормативно-правовые акты, регулирующие сферу финансово-кредитных отношений.

Теоретическую основу курсовой составляют труды, таких известных отечественных правоведов, как М.П. Журавлев, А.Н. Рарога, О.Г. Карпович, А.К. Бекряшев, О.П. Ковалев и др.

Общая характеристика преступлений в сфере финансово-кредитных отношений

1.1 Понятие и содержание финансово-кредитной сферы как объекта преступного посягательства

Преступление в кредитно-финансовой сфере - это общественно опасное деяние, посягающее на финансово-экономические отношения, урегулированные нормами финансового (налогового, валютного) права, по формированию, распределению, перераспределению и использованию фондов денежных средств (финансовых ресурсов) государства, органов местного самоуправления, иных хозяйствующих субъектов.

Общественная опасность преступлений в кредитно-финансовой сфере заключается в том, что в результате таких посягательств причиняется или создается реальная возможность причинения существенного ущерба экономическим интересам государства, а также иным субъектам, связанным с кредитно-финансовой деятельностью.

Преступления в кредитно-финансовой сфере - это преступная деятельность, осуществляемая в рамках легитимных финансовых отношений, в результате которой субъект таких отношений (предприниматель, должностное лицо), преследуя корыстные интересы, причиняет вред правам и законным социально-экономическим интересам государства, общества, хозяйствующих субъектов или частных лиц.

Преступник использует существующий (позитивный) кредитно-финансовый механизм (совокупность организационно-правовых форм, сделок, финансовых операций, государственных гарантий и т.п.) для достижения своего преступного результата, которым, в широком смысле, является преступное обогащение.

Родовым объектом преступлений предусмотренных в разделе VIII УК РФ в соответствии с терминологией принятой в тексте самого уголовного закона является экономика. В целом можно признать, что сфера экономики, как родовой объект преступлений, предусмотренных в разделе VIII УК РФ, - это совокупность общественных отношений, связанных с производством и всей хозяйственной деятельностью людей.

Н.А. Лопашенко родовой объект экономических преступлений определяет, как "общественные отношения в сфере реализации принципов осуществления экономической деятельности, т.е. принципы свободы экономической деятельности, ее законности, добросовестной конкуренции, добропорядочности ее субъектов и запрета заведомо криминальных форм их поведения" См.: Лопашенко Н.А. Вопросы квалификации преступлений в сфере экономической деятельности: монография / Н.А. Лопашенко. Саратов., 1997. С. 184. .

Из этих конституционных положений следует, что все субъекты права собственности должны иметь одинаковые возможности защиты своего имущества (объектов собственности) и связанных с ним интересов.

Подвидовым объектом - отношения, складывающиеся в кредитно-финансовой сфере. Это не просто, охраняемые уголовным правом общественные отношения, а их содержание - субъективные права участников: право кредитора на возврат долга; право государства на доходы лиц в виде налогов; право коммерческой организации на прибыль и т.п. В кредитно-финансовых отношениях лица, чтобы стать его участниками, с помощью соответствующих норм права уже были наделены полномочиями, обязанностями и ответственностью. Это означает, что между участниками подобных отношений была установлена юридическая связь и при совершении подобного преступления индивидуум действует исходя из уже существующих правоотношений в данном обществе, участвует в них в качестве субъекта (например, государственный регистратор, предприниматель, налогоплательщик и т.п.).

В финансовых правоотношениях субъектами являются: государство, хозяйствующие субъекты, а также граждане. В кредитно-финансовых правоотношениях государство выступает в лице высших и местных органов власти, компетенция которых в области финансов установлена Конституцией РФ и конституциями республик, а также законодательными и другими нормативными актами. Как субъект кредитно-финансовых правоотношений государство выступает через специальные уполномоченные финансовые органы (кредитные учреждения), представляющие его интересы. Финансовый орган (кредитное учреждение) осуществляет эти правомочия независимо от того, кто является второй стороной финансовых правоотношений - государственный орган, хозяйствующий субъект или гражданин.

Субъектами финансовых правоотношений являются и отдельные граждане, физические лица. Основным признаком правосубъектности гражданина в кредитно-финансовых правоотношениях является наличие самостоятельного источника дохода (заработка или имущества на территории Российской Федерации).

Наряду с гражданами Российской Федерации субъектами кредитно-финансовых правоотношений могут быть иностранцы, проживающие и работающие в Российской Федерации или имеющие на ее территории законом разрешенные источники доходов, если особыми соглашениями они не освобождаются от уплаты налогов на основе принципа взаимности в отношениях с другими государствами См.: Карпович О.Г. Правила квалификации преступлений, совершаемых в кредитно-финансовой сфере: теория и практика применения: монография. М., 2011. С. 6.

1.2 Классификация преступлений в сфере финансово-кредитных отношений

Финансовые преступления могут быть классифицированы по различным основаниям.

В зависимости от уровня финансовых отношений, являющегося объектом посягательств, различают:

а) преступления, посягающие на финансовую систему государства (государственные и муниципальные финансы);

б) преступления, посягающие на финансы предприятий.

В зависимости от сферы посягательств различают:

а) преступления в сфере налогообложения;

б) преступления на рынке ценных бумаг;

в) преступления в сфере страхового рынка;

г) преступления в сфере валютного рынка;

д) преступления в сфере межбанковского денежного рынка;

е) преступления в сфере кредитного рынка;

ж) преступления на рынке товаров и услуг.

В зависимости от вида операций, используемых в преступных целях, различают преступления в сфере кредитных, расчетных, валютных, фондовых, учетных операций.

В зависимости от субъекта экономических отношений, на права которого осуществляется посягательство, выделяют:

а) преступления, посягающие на права кредиторов, гарантов;

б) преступления, посягающие на права инвесторов (вкладчиков, акционеров, пайщиков);

в) преступления, посягающие на интересы государства (налоговые и таможенные преступления);

В зависимости от субъекта различают:

а) преступления плательщиков обязательных платежей (налогов, сборов, пошлин, взносов);

б) преступления менеджеров предприятий, учреждений;

в) преступления наемных работников коммерческих и некоммерческих предприятий;

г) преступления государственных служащих;

д) преступления лиц, являющихся сторонами в обязательственных отношениях (должников, страхователей, страховщиков, эмитентов, клиентов и др.)

е) преступления иных лиц под прикрытием финансовых отношений или профессиональной деятельности.

Финансовые преступления крайне многообразны и сложны. В зависимости от обстоятельств криминалистическое значение могут иметь различные факторы и целесообразны различные варианты классификации См.: Бекряшев А.К. Теневая экономика и экономическая преступность: электронный учебник. URL: http: //newasp. omskreg.ru/bekryash/contents. htm.

Как только в мире появились первые деньги, сразу зародились и связанные с ними преступления. Поначалу они были просты: , обманы, подделки. С развитием финансовой системы усложнились и криминальные стороны этой сферы.

Если подходить строго, в УК нет особой главы, которая посвящалась бы финансовым преступлениям, рассматривается сфера экономики в целом. Только в КоАПе область финансов упоминается в названии 15-й главы.

Выделение финансового раздела в общей массе преступлений продиктовано логикой и стремлением к удобству. Названный раздел, в свою очередь, содержит пять подразделов, которые мы и рассмотрим.

Хозяйственные финансовые преступления

Хозяйственной деятельностью считаются всевозможные производства, выполнение работ, оказание услуг. Современный спрос даёт предпринимателям почти безграничные возможности. Вот только пользуются ими порой совсем не по закону, и тогда получается .

  • Наиболее распространённая ситуация – это наполовину или на 100% нелегальный бизнес. Неофициальные, но весьма известные определения в этой сфере – фирмы-однодневки или .
  • Отрыться, заработать и исчезнуть с рынка – вот простейшая характеристика ещё одной группы преступлений. Условно их можно называть .
  • Ещё более распространённый сценарий – отчитываться государству в отсутствии прибылей. И одновременно держать в сейфе целые пачки «налички», которыми так удобно платить зарплату в конверте или рассчитываться как можно дешевле с рабочими-нелегалами.

Уклонение от налогов

Проблемная сфера, которая приносит колоссальные убытки. Как оценить масштаб этого преступного явления ?

Представьте: допустим, некая компания должна налогов на один миллион рублей. В России приблизительно 1100 городов. Значит, если в каждом городе хотя бы один такой должник, то общая сумма задолженности превышает миллиард рублей.

Но ведь в любом городе серьёзных налоговых должников куда больше одного, да и сумма долга может существенно превышать один миллион. Не случайно данные по общей задолженности всех налогоплательщиков просто отсутствуют – их просто нереально подсчитать. Очевидно, что счёт идёт на многие миллиарды.

Существует несколько преступлений, в результате которых госбюджет не досчитывается серьёзных сумм. Все они подробно рассматриваются соответствующими разделами.

Валютные

Против кредиторов

Вы заплатили деньги за услугу или товар, но не получили желаемого? Гражданин/организация категорически не желают выплачивать кредитные или заёмные средства? Вот ситуации, которые фактически являются .

Здесь особенно важно не сужать понятия «кредитор» до банка или подобной ему организации. Кредитором становится каждый, кому так или иначе должны – физлицо, организация или государство.

Речь пойдёт о преступлении, если нанесённый таким образом ущерб перейдёт отметку в полтора миллиона рублей. Потери от злодеяний такого рода подчас огромны и невосполнимы.

Экономические

Преступления данного раздела, можно было бы назвать также коммерческими. Ведь все они так или иначе касаются получения нечестной прибыли.

В одних случаях недобросовестные/обиженные сотрудники . В других злоумышленники зарабатывают на торговле нечестно добытым имуществом или якобы брендовыми товарами. Как и в предыдущих группах, преступления такого рода весьма разнообразны, а виновные подчас очень изобретательны.

Наказания за финансовые преступления

Существенные , работы всех видов, ограничение, – вот наиболее частые карательные меры. Кроме того, суд может запретить виновному занимать некие должности или вести определённые виды деятельности.

Финансовые преступления – это порой огромный ущерб. При этом преступники могут долгое время весьма успешно маскировать своё неподчинение законам. Во многом в этом виновата относительная непрозрачность современного российского бизнеса. Не исключено, что дальнейшее развитие финансово-экономической сферы нашей страны несколько улучшит нынешнюю ситуацию.