Презентация "обеспечение радиационной безопасности населения". Обеспечение радиационной безопасности населения Презентация на тему радиационная безопасность населения


В ходе проведения урока, учащиеся знакомятся с рекомендациями специалистов МЧС России по правилам поведения населения, проживающего в непосредственной близости от радиационно опасных объектов, при получении сигнала оповещения о радиационной аварии, при эвакуации, при проживании на радиационно-загрязненной местности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Обеспечение радиационной безопасности населения

Цель: ознакомить учащихся с рекомендациями специалистов МЧС России по правилам поведения населения, проживающего в непосредственной близости от радиационно опасных объектов, при получении сигнала оповещения о радиационной аварии, при эвакуации, при проживании на радиационно-загрязненной местности

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация

Ход урока

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

Проверка домашнего задания проводится в виде соревнования между двумя командами. Класс делится на две команды. Каждая команда выбирает капитана.

1 задание. Выполнить тест.

1. Объект, на котором хранят, перерабатывают или транспортируют радиоактивные вещества, при аварии на котором или при его разрушении может произойти облучение ионизирующим излучением людей или радиоактивное загрязнение окружающей среды:

а). химически опасные объекты

б). гидротехнические сооружения

в). радиоактивно опасные объекты

г). взрывопожароопасные объекты

2. Назвать вид события на АЭС при котором разрушается реактор и происходит выброс в окружающую среду значительной доли радиоактивных продуктов:

а). авария в пределах АЭС

б). тяжелая авария

в). авария с риском для окружающей среды

г). глобальная авария

3. При какой дозе облучения в большинстве случаев наступает смерть:

а). 200 бэр

б). 600 бэр

в). 100 бэр

г). 50 бэр

4. Какие органы человека больше всего страдают от радиационного воздействия:

а). щитовидная железа

б). кожный покров

в). легкие

г). красный костный мозг

5. Однократное облучение:

а). первые двое суток

б). первые четверо суток

в). первые сутки

г). первые трое суток

6. После стабилизации радиационной обстановки в районе аварии, в период ликвидации устанавливается зона:

а). зона отчуждения

б). зона ограничений

в). зона профилактических мероприятий

г). зона экстренных мер защиты населения

2 задание. Ответить на вопросы. (каждой команде по 3 вопроса)

1. Классификация аварий на радиационно опасном объекте.

2. Классификация происшествий на радиационно опасном объекте.

3. Зоны радиоактивного заражения.

4. Фазы аварий.

5. Стадии лучевой болезни.

6. Типы радиационно опасных объектов.

3 задание. Блиц-опрос для капитанов. (капитаны отвечают на вопросы поочередно, при ошибочном ответе может отвечать второй капитан)

На вопросы капитаны отвечают поочередно, при ошибочном ответе может отвечать второй капитан.

1. Что такое ионизирующее излучение?

2. Какое событие понимается как радиационная авария?

3. Что такое радиационно опасный объект?

4. Что такое радиоактивное загрязнение окружающей среды?

5. Источники внешнего облучения.

6. Источники внутреннего облучения.

3. Изучение нового материала

Радиационно опасные объекты в режиме нормальной работы не представляют опасности для здоровья персонала и населения. Опасности при использовании ядерной энергетики возникают при авариях на радиационно опасных объектах. Поэтому в целях обеспечения радиационной защиты населения нашей страны в 1995 г был принят Федеральный закон «О радиационной безопасности населения». В законе определены основные понятия, имеющие отношение к радиационной безопасности; определено государственное нормирование в области обеспечения радиационной безопасности и установлены основные гигиенические нормативы (допустимые пределы доз) облучения в результате использования источников ионизирующего излучения.

  • радиационная безопасность населения – это состояние защищенности

настоящего и будущего поколений людей от вредного для их здоровья воздействия ионизирующего облучения;

  • естественный радиационный фон – это доза излучения, создаваемая

космическим излучением и излучением природных радионуклидов, которой постоянно подвергаются все живые организмы на Земле.

  • техногенно измененный радиационный фон – это естественный

радиационный фон, измененный в результате деятельности человека;

  • санитарно-защитная зона – это территория вокруг источника

ионизирующего излучения, на которой уровень облучения людей в условиях нормальной эксплуатации данного источника может превысить установленный предел дозы для населения.

  • зона наблюдения – это территория за пределами санитарно-защитной

зоны, на которой проводится радиационный контроль;

  • радиационная авария – это потеря управления источником

ионизирующего излучения, вызванная неисправностью оборудования, неправильными действиями работников (персонала), стихийными бедствиями или иными причинами, которые могли привести или привели к облучению людей выше установленных норм или к радиоактивному загрязнению окружающей среды.

Все люди на Земле получают от всех естественных и искусственных источников в среднем по 0,25 бэр в год. Это и принято за начальную точку отсчета при установлении допустимых уровней облучения организма человека.

Для обеспечения радиационной безопасности населения специалистами МЧС России разработаны рекомендации по правилам поведения населения в зависимости от возникшей ситуации.

Возникновение радиационной аварии

1. находясь на улице необходимо:

Немедленно защитить органы дыхания платком, шарфом

Укрыться в ближайшем здании, лучше в своей квартире

Войдя в помещение, в коридоре следует снять с себя верхнюю одежду и обувь, поместить их в пластиковый пакет или пленку.

2. находясь дома необходимо:

Закрыть окна, двери, вентиляционные отверстия

Включить телевизор и ждать информации о дальнейших действиях

Загерметизировать помещении е

Открытые продукты поместить в полиэтиленовые мешки, пакеты

Сделать запас воды в закрытых сосудах

Продукты и воду поместить в холодильник

Помещение оставлять в крайней необходимости, одевая средства индивидуальной защиты

Эвакуация при радиационной аварии

Собрать необходимые вещи: документы, деньги, личные вещи (обувь и одежду по сезону), однодневный запас продуктов и сложить все это в чемодан или рюкзак

Обернуть чемодан полиэтиленовой пленкой

Отключить электро- и газовые приборы

Одеть средства индивидуальной защиты и двигаться к сборному эвакуационному пункту

При движении не снимать средств индивидуальной защиты, избегать поднятия пыли и движения по высокой траве, не прикасаться к посторонним предметам, не пить, не принимать пищу, не курить

Зарегистрироваться на эвакуационном пункте

Прибыв в безопасный район, принять душ и сменить белье и обувь на незараженные

Правила поведения при проживании на радиационно загрязненной местности

Уборка помещения влажным способом с тщательным стиранием пыли с мебели и подоконников

Обувь, в которой ходили по улице, ополаскивать водой (особенно подошву), затем протирать влажной тряпкой

При возможности обувь и верхнюю одежду оставлять вне квартиры (дома)

Территорию двора периодически увлажнять

Мусор из пылесоса и использованную ветошь при уборке необходимо сбрасывать в яму, вырытую в земле

На открытой местности не раздеваться, не садиться на землю, не курить

Не купаться в открытых водоемах

Не употреблять в пищу рыбу, раков, особенно из местных водоемов

Перед приемом пищи тщательно вымыть руки с мылом и прополоскать рот 0,5% раствором питьевой соды

Проведение йодной профилактики (в течение 7 дней по одной таблетке йодистого калия, а для детей до 2 лет ¼ таблетки)

4. Закрепление

1. На каких предприятиях нашего города может произойти радиационная авария.

2. Вы проживаете на местности, где степень радиационного загрязнения превышает допустимые нормы. Определите свой порядок действий для обеспечения личной безопасности.

3. Вам разрешено проживать на территории, прилегающей к зоне радиационной аварии. Какие правила необходимо соблюдать при этом.

4. Вы находились на занятиях в школе. По сигналу «Внимание всем» вы включили телевизор и получили информацию о радиационной аварии. Ваши действия.

5. При проживании в районе с повышенным радиационным фоном и радиоактивным загрязнением местности, сложившимся в результате аварии на АЭС, вам по необходимости приходится выходить на улицу (открытую местность). Какие санитарно-гигиенические мероприятия вы должны выполнить при возвращении в дом (квартиру)? Ваши действия и их последовательность.

5. Домашнее задание

Восточная экономико-юридическая

гуманитарная академия (Академия ВЭГУ)

Институт экономики, информатики и управления

Кафедра бухгалтерского учёта, анализа и аудита

По дисциплине «»

На тему «Радиационная безопасность»

Выполнил: студент гр. СПО-08

Масалимова Алина Рашитовна

Проверил: преподаватель

Уфа – 2010г.

    Основные принципы обеспечения радиационной безопасности 3

    Пути обеспечения радиационной безопасности 4

    Санкции за нарушение требовании норм и правил по радиационной безопасности в РФ 6

    Действующие в России правила и нормы 7

    Радиационная защита 8

Список использованной литературы 9

    Основные принципы обеспечения радиационной безопасности

Радиационная безопасность персонала, населения и окружающей природной среды считается обеспеченной, если соблюдаются основные принципы радиационной безопасности (обоснование, оптимизация, нормирование) и требования радиационной защиты, установленные Федеральными законами РФ, действующими нормами радиационной безопасности и санитарными правилами.

    Принцип обоснования-запрещение всех видов деятельности по использованию источников излучения, при которых полученная для человека и общества польза не превышает риск возможного вреда, причиненного облучением. Должен применяться на стадии принятия решения уполномоченными органами при проектировании новых источников излучения и радиационных объектов, выдаче лицензий и утверждении нормативно-технической документации на использование источников излучения, а также при изменении условий их эксплуатации.

В условиях радиационной аварии принцип обоснования относится не к источникам излучения и условиям облучения, а к защитному мероприятию. При этом в качестве величины пользы следует оценивать предотвращенную данным мероприятием дозу. Однако мероприятия, направленные на восстановление контроля над источниками излучения, должны проводиться в обязательном порядке.

    Принцип оптимизации предусматривает поддержание на возможно низком и достижимом уровне как индивидуальных (ниже пределов, установленных действующими нормами), так и коллективных доз облучения, с учетом социальных и экономических факторов. В условиях радиационной аварии, когда вместо пределов доз действуют более высокие уровни вмешательства, принцип оптимизации должен применяться к защитному мероприятию с учетом предотвращаемой дозы облучения и ущерба, связанного с вмешательством. Также известен, в том числе в международной практике как принцип ALARA(ALARP).

    Принцип нормирования, требующий непревышения установленных Федеральными законами РФ и действующими нормами РБ индивидуальных пределов доз и других нормативов РБ, должен соблюдаться всеми организациями и лицами, от которых зависит уровень облучения людей.

    Пути обеспечения радиационной безопасности

Радиационная безопасность на объекте и вокруг него обеспечивается за счет:

    качества проекта радиационного объекта;

    обоснованного выбора района и площадки для размещения радиационного объекта;

    физической защиты источников излучения;

    зонирования территории вокруг наиболее опасных объектов и внутри них;

    условий эксплуатации технологических систем;

    санитарно-эпидемиологической оценки и лицензирования деятельности с источниками излучения;

    санитарно-эпидемиологической оценки изделий и технологий;

    наличия системы радиационного контроля;

    планирования и проведения мероприятий по обеспечению радиационной безопасности персонала и населения при нормальной работе объекта, его реконструкции и выводе из эксплуатации;

    повышения радиационно-гигиенической грамотности персонала и населения.

Радиационная безопасность персонала обеспечивается:

    ограничениями допуска к работе с источниками излучения по возрасту, полу, состоянию здоровья, уровню предыдущего облучения и другим показателям;

    знанием и соблюдением правил работы с источниками излучения;

    достаточностью защитных барьеров, экранов и расстояния от источников излучения, а также ограничением времени работы с источниками излучения;

    созданием условий труда, отвечающих требованиям действующих норм и правил РБ;

    применением индивидуальных средств защиты;

    соблюдением установленных контрольных уровней;

    организацией системы информации о радиационной обстановке;

    проведением эффективных мероприятий по защите персонала при планировании повышенного облучения в случае угрозы и возникновении аварии.

Радиационная безопасность населения обеспечивается:

    созданием условий жизнедеятельности людей, отвечающих требованиям действующих норм и правил РБ;

    установлением квот на облучение от разных источников излучения;

    организацией радиационного контроля;

    эффективностью планирования и проведения мероприятии по радиационной защите в нормальных условиях и в случае радиационной аварии;

    организацией системы информации о радиационной обстановке.

3. Санкции за нарушение требовании норм и правил по радиационной безопасности в РФ.

За нарушение санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии со статьей 55 Федерального закона “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”. Административная ответственность устанавливается за следующие нарушения санитарного законодательства:

    нарушение санитарно-эпидемиологических требований к жилищным помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта;

    нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения, продукции, ввозимой на территорию Российской Федерации, продукции производственно-технического назначения, химическим, биологическим веществам и отдельным видам продукции, потенциально опасным для человека, товарам для личных и бытовых нужд, пищевым продуктам, пищевым добавкам, продовольственному сырью, а также контактирующим с ними материалами и изделиями, новым технологиям производства;

    нарушение санитарно-эпидемиологических требований к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху в городских и сельских поселениях, воздуху в местах постоянного или временного пребывания человека, почвам, содержанию территорий городских, сельских поселений и промышленных площадок, сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления, а также к планировке и застройке городских и сельских поселений;

    нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям труда, воспитанию и обучению, работы с источниками физических факторов воздействия на человека, работы с биологическими веществами, биологическим и микробиологическим организмам и их токсинам;

    невыполнение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

Административные взыскания за нарушение санитарного законодательства налагаются постановлениями должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в соответствии с полномочиями, предусмотренными статьей 51 Федерального закона “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”. Дисциплинарная и уголовная ответственность за нарушение санитарного законодательства устанавливается законодательством Российской Федерации.

4. Действующие в России правила и нормы

    Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ 99/2010);

    Санитарные правила проектирования и эксплуатации атомных станций (СП АС-2003);

    Правила радиационной безопасности при эксплуатации атомных станций (ПРБ АС-99);

    Нормы радиационной безопасности (НРБ-99/2009).

    Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»

    Радиационная защита

Радиационная защита - система регламентации воздействия ионизирующих излучений, направленная на защиту населения и профессиональных работников, а также, изыскание способов ослабления поражающего действия ионизирующих излучений; одно из направлений радиобиологии.

Защита включает в себя:

    профессиональную защиту от радиации (защита рабочих)

    медицинскую защиту от радиации (защита пациентов)

    общественную защита от радиации (защита населения).

Основными способами защиты от ионизирующих излучений являются:

    защита расстоянием;

    защита временем;

    защита экранированием:

    от альфа-излучения - лист бумаги, резиновые перчатки, респиратор;

    от бета-излучения - плексиглас, тонкий слой алюминия, стекло, противогаз;

    от гамма-излучения - тяжёлые металлы (вольфрам, свинец, сталь, чугун и пр.);

    от нейтронов - вода, полиэтилен, другие полимеры;

    химические средства дезактивации.

Список использованной литературы

    Гончаренко Е. Н., Кудряшов Ю. Б.- Химическая защита от лучевого поражения- М.: Изд-во МГУ, 1985

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Обеспечение радиационной безопасности населения Обеспечение радиационной безопасности населения Преподаватель ОБЖ ХхХучев Ю.В. СОШ № 1 г. Моздок

План урока 1. Введение 2. Основные достижения в области атомной энергии 3. Поражающие факторы 4. Виды радиационного воздействия на людей 5. Методы защиты людей 6. Эвакуация из зоны радиационного заражения 7. Заключение Преподаватель ОБЖ Хучев Ю.В. СОШ № 1 г. Моздок

Основные достижения в области атомной энергии 1939г. - открытие реакции деления урана И.В.Курчатов обосновал необходимость развития атомной энергетики 1954 г. – первая в мире атомная станция, г.Обнинск. 1957г. - атомный ледокол «Ленин» Использование энергии атома - подводные лодки и надводные корабли с ядерными установками, - поиск полезных ископаемых, применение радиоактивных изотопов в биологии, медицине, в освоении космоса Атомная энергия: за и против Преимущества атомных электростанций (АЭС) перед тепловыми (ТЭЦ) и гидроэлектростанциями (ГЭС) очевидны: нет отходов, газовых выбросов, нет необходимости вести огромные объемы строительства, возводить плотины и хоронить плодородные земли на дне водохранилищ. При правильной эксплуатации это чистые источники энергии.

Поражающие факторы радиационное воздействие (подвергаются люди, животные, растения и приборы, чувствительные к излучениям) радиоактивное загрязнение (подвергаются сооружения, коммуникации, оборудование, транспорт, имущество, продовольствие, с/х угодья и природная среда).

Виды радиационного воздействия на людей внешнее облучение при прохождении радиоактивного облака внутреннее облучение в результате потребления загрязненных продуктов питания и воды внешнее облучение, обусловленное радиоактивным загрязнением поверхности земли, зданий, сооружения и т.п. контактное облучение при попадании радиоактивных веществ на кожные покровы и одежду внутреннее облучение при вдыхании радиоактивных аэрозолей, продуктов деления (ингаляционная опасность)

В ходе радиационной аварии образуются зоны: зона возможного опасного радиоактивного загрязнения; зона экстренных мер защиты населения; зона профилактических мероприятий; зона ограничений; зона радиационной аварии.

После стабилизации радиационной обстановки в районе аварии могут устанавливаться зоны: отчуждения; временного отселения; жесткого контроля.

Облучение людей однократной дозой 100Р и более называют острым облучением. Однократное облучение (за первые 4 суток) Многократное облучение (более 4 суток) Импульсное (при воздействии проникающей радиации) Равномерное (при облучении на радиоактивно загрязненной местности) При определении допустимых доз облучения учитывают

На территории РФ для населения средняя эффективная доза облучения равна 0,1 бэр в год Ориентировочные нормы радиационной безопасности человека: 450 бэр – тяжелая степень лучевой болезни 100бэр – нижний уровень развития лучевой болезни 75 бэр – кратковременное незначительное изменение состава крови 25 бэр – допустимое аварийное облучение персонала (разовое) 10 бэр - допустимое аварийное облучение населения (разовое) 5 бэр - допустимое облучение персонала в нормальных условиях за год 3 бэра – облучение при рентгеноскопии зубов (местное) 500 мбэр – допустимое облучение населения за год 100 мбэр – фоновое облучение за год.

Методы защиты: укрытие в защитных сооружениях, складках местности, лечь на землю. При воздействии на промышленные здания различают три зоны пожаров: 1) зона горения и тления в завалах; 2) сплошных пожаров; 3) отдельных пожаров; Проникающая радиация. Действует

Эвакуируясь из дома: Включите радио, телевизор, прослушайте сообщение Освободите от продуктов холодильник Вынесите скоропортящиеся продукты и мусор Выключите газ, электричество, погасите огонь в печи Возьмите необходимые вещи, документы, продукты питания Наденьте средства индивидуальной защиты

Двигаясь на сборный эвакопункт по зараженной местности Используйте средства защиты органов дыхания и кожи Не пылите и не ставьте вещи на землю Избегайте высокой травы и кустарника Не садитесь и не прикасайтесь к местным предметам Не курите, не пейте, не ешьте Перед посадкой в транспорт обметите средства защиты, одежду, вещи, обмойте открытые участки тела

Без убежища и средств защиты Проведение йодной профилактики Для предохранения организма от попадания внутрь радиоактивных элементов необходимо принимать йодистый калий, который предохраняет попадание в щитовидную железу и накопление в ней радиоактивного йода. При отсутствии таблеток используйте 5% раствор йода: 3-5 капель на стакан воды для взрослых и 1-2 капли на 100г воды для детей до 2-х лет. Приём повторить через 5-7 часов. Домашнее задание: § 5.3 стр.106-112


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 23»

Урок по теме

Обеспечение радиационной безопасности и химической защиты населения. Средства индивидуальной защиты.

Подготовил преподаватель основ

безопасности жизнедеятельности

Казарин Михаил Васильевич

г. Северодвинск

8 класс

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

«____»_________200_г.

ТЕМА: 6.1. Обеспечение радиационной безопасности и химической защиты населения. Средства индивидуальной защиты.

УЧЕБНАЯ ЦЕЛЬ: Изучить основные средства индивидуальной защиты (СИЗ) органов дыхания, порядок подбора и использования при ЧС

Оборудование: плакаты, видеофильм о ГП – 7, обучающий диск по ОБЖ 10 класс, противогазы ГП – 5 на каждого ученика, противогазы ГП – 7, ватно-марлевые повязки, респираторы Р-2, плакаты. Учащиеся имеют бейджи.

МЕТОД ЗАНЯТИЯ: Практическое занятие.

Расчетвремени (мин)

Руководитель занятия ___________ М. В. Казарин.


Ход урока.

1. Вводная часть. Орг. момент.Проверка наличия обучаемых, готовности к занятию, объявление темы и учебной цели занятия. Учебные вопросы:
    Основные средства защиты органов дыхания и правила их использования. Отработка порядка получения и пользования средствами индивидуальной защиты (СИЗ)

Цели урока

(тема урока и цели урока на доске)
2. Проверка усвоения пройденного на предыдущем уроке материала.
Контрольное тестирование по предыдущей теме. (карточки на каждого, 1 и 2 варианты)

3. Основнаячасть.

Изложение нового материала.

    Средства индивидуальной защиты (СИЗ) предназначены для защиты от попадания внутрь организма, на кожные покровы и одежду радиоактивных (РВ), отравляющих веществ (ОВ) и бактериальных средств (БС).
(объяснение по плакату по плакату на доске) К ним относятся:
    а) средства защиты органов дыхания
(противогазы, респираторы, противопыльные тканевые маски, ватно-марлевые повязки)
    б) средства защиты кожи (защитная одежда, подручные средства защиты кожи); в) медицинские средства защиты (аптечка индивидуальная АИ-2, индивидуальный противохимический пакет ИПП-8)
2) Мы рассмотрим СИЗ органов дыхания. (показ образцов простейших СИ З) По плакату-схеме: 1. Средства защиты органов дыхания;

    2, простейшие средства защиты органов дыхания - противопыльные тканевые маски (изготавливаются самостоятельно);

    ватно-марлевые повязки.

лепестки; .респиратор; «Феникс»; самоспасатель – СПП – 2, 4 3. выпускаемые промышленностью респираторы (Р-2); 4. фильтрующие противогазы (общевойсковой, ГП-5, ГП-7, ПДФ-2Ш, ПДФ-2Д);
3 ) Показ фрагмента в/ф о видах СИЗ с диска 10 класса 3 минуты (до размеров ГП-5) После просмотра ответить на вопросы:
Беседа по вопросам фильма. -Что представляют собой средства индивидуальной защиты? - Что относится к средствам индивидуальной защиты органов дыхания? Что представляет собой противогаз? Для чего он служит? - Как делятся средства индивидуальной защиты органов дыхания по принципу защиты? - Как делятся средства индивидуальной защиты органов дыхания по способу изготовления? - Кто изобрел противогаз?
Рассказ, показ:

4) Классификация противогазов:

Для защиты органов дыхания используются:

а) изолирующие (предназначены для защиты л/с (пожарных, горноспасателей) от высоких концентраций ОВ. (КИП -7, КИП – 8, АСВ)

Изолирующие противогазы предназначены для защиты органов дыхания, глаз, кожи лица человека при выполнении аварийных, газоспасательных и восстановительных работ в непригодной для дыхания атмосфере независимо от состава и концентрации вредных веществ в воздухе, а также при недостатке или отсутствии кислорода.

Принцип действия противогазов основан на поглощении диоксида углерода и влаги, выдыхаемых человеком, регенеративным продуктом и одновременным выделении внутри противогаза кислорода в количестве достаточном для дыхания. Противогазы приводятся в действие с помощью пускового устройства, дыхание в них осуществляется по замкнутой маятниковой схеме.

Состав противогазов: лицевая часть, гофрированная трубка, регенеративный патрон с пусковым устройством, дыхательный мешок с клапаном избыточного давления, сумка для хранения.

б) фильтрующие.

Принцип защитного действия противогазов основан на очищении (фильтрации) вдыхаемого человеком воздуха от вредных примесей.

Защитные свойства фильтрующего противогаза основаны на том, что вдыхаемый воздух, проходя противогазовую коробку, фильтруется в ней и попадает в органы дыхания очищенным.

запись в тетради:

Адсорбция – это поглощение паров и газов поверхностью твердого тела.

Виды фильтрующих противогазов:

Общевойсковые, гражданские и промышленные противогазы, детские

фильтрующий противогаз состоит из:

(показ, под запись)

    фильтрующе-поглощающей коробки;

    лицевой части.

В комплект противогаза, кроме того, входит сумка для хранения и переноски противогаза и коробка с незапотевающими пленками.

Фильтрующе-поглощающая коробка противогаза служит для очистки вдыхаемого воздуха от радиоактивных, отравляющих веществ и бактериальных средств.

В металлическом корпусе коробки помещены специальные поглотители и противодымный фильтр. При вдохе воздух, поступающий в коробку, проходит сначала через фильтр, на котором остаются частицы пыли, дыма, тумана, а затем через поглотители, где задерживаются пары ОВ.

Лицевая часть противогаза состоит из:

    резиновой шлем-маски (5 ростов) с очковыми узлами и обтекателями;

    клапанной коробки;

Очковый узел состоит из:

    смотрового стекла;

    внутренней и внешних обойм, которыми стекло крепится в корпусе шлем-маски;

    прижимного кольца для крепления незапотевающей пленки.

Обтекатели предназначены для подвода вдыхаемого воздуха непосредственно к стеклам очкового узла, благодаря чему снижается их запотеваемость.

Клапанная коробка служит для распределения потоков вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Внутри нее имеются клапан вдоха и два клапана (основной и дополнительный) выдоха.

(Принцип работы клапанной коробки разъясняю по плакату)

Для определения роста шлем-маски надо измерить голову по замкнутой линии, проходящей через макушку, щеки и подбородок:

5. Практический обмер и определение размера противогаза, 15 швейных сантиметров.


7.О противогазе ГП-7
(просмотр фрагмента о ГП-7 с диска 10 класса 7 минут) Даю проблему – зачитываю вопросы перед просмотром для последующего обсуждения)
Вопросы к фильму: -В каких положениях используется противогаз? (походное,наготове, боевое) - Что необходимо сделать по команде «Газы»? - Как определяется размер маски противогаза ГП-7? (сумма размеров горизонтального и вертикального обхватов головы) - Для чего служит дополнительный патрон ДПГ-1 и ДПГ-3?

Противогаз ПДФ-2Ш (показать) (противогаз детский фильтрующий, школьный, тип второй) предназначен для детей в возрасте до 17 лет.

2.

8. Практическая тренировка по использованию противогаза ГП-5.

Противогаз носят в положениях:

1. «походном» (если нет непосредственной угрозы нападения противника);

2. «наготове» (если такая угроза есть и поданы сигнал «Воздушная тревога:. или команда «Противогаз готовь»); «боевом» (по команде «Газы», а также при первых признаках химического или бактериологического (биологического) заражения).

В «походном» положении противогаз носят на левом боку. Верх сумки должен быть на уровне талии, клапан застегнут.

3. При переводе противогаза в положение «наготове» необходимо передвинуть сумку вперед, расстегнуть клапан, закрепить противогаз поясной тесьмой (шнуром).

Для перевода противогаза в «боевое» положение необходимо задержать дыхание, закрыть глаза, снять головной убор, вынуть шлем-маску. Взять ее обеими руками за утолщенные края у нижней части так, чтобы большие пальцы были снаружи, а остальные внутри. Приложить нижнюю часть шлем-маски под подбородок и резким движением рук вверх и назад натянуть ее на голову так, чтобы не было складок, а очковый узел пришелся против глаз. Сделать полный выдох, открыть глаза и возобновить дыхание. Надеть головной убор и закрепить противогаз на боку, если этого не было сделано ранее.

4. Противогаз снимается по команде «Противогаз снять». для этого нужно взять свободной рукой клапанную коробку, слегка оттянуть шлем-маску (маску) вниз и движением руки вперед вверх снять ее.

5. Для надевания противогаза на пораженного необходимо опуститься на колени и положить на них его голову (или посадить пораженного); вынуть из сумки шлем-маску (маску) и, взяв ее обеими руками у нижней части, подвести к подбородку пораженного; слегка растягивая края (тесемки), надеть ее на голову.

    При повреждении противогаза в условиях зараженного воздуха придется какое-то время пользоваться им. Если шлем-маска (или одна из тесемок крепления маски) незначительно порвана, надо ладонью плотно прижать ее к лицу. При большом порыве шлем-маски (маски), повреждении стекол очковых узлов, клапанов вдоха или выдоха следует задержать дыхание, закрыть глаза, снять шлем-маску (маску) и отвинтить соединительную трубку от фильтрующе-поглощающей коробки, затем взять горловину коробки в рот, зажать пальцами нос и дышать через коробку (не открывая глаз).

4. Закрепление. Беседа:

Что называется адсорбцией?

От чего защищает фильтрующий противогаз?

Что относится к простейшим средствам защиты органов дыхания?

Назвать фамилию русского ученого, предложившего простейший противогаз в виде повязки с углем:

Назвать газ, который не имеет цвета, без запаха, ядовит, практически не растворим в воде

    Итог урока . Д/з:Повторить основные положения темы. Произвести горизонтальный и вертикальный обмеры головы для определения размера вашего противогаза ГП-7.

ТЕМА: Средства индивидуальной защиты.

Цели урока: Изучить основные средства индивидуальной защиты (СИЗ) органов дыхания, порядок подбора и использования при ЧС.

Учебные вопросы:

    Основные средства защиты органов дыхания и правила их использования.

    Отработка порядка пользования средствами индивидуальной защиты (СИЗ)

Вопросы к фильму:

Для чего предназначены собой средства индивидуальной защиты?

Что относится к средствам индивидуальной защиты органов дыхания?

Что представляет собой противогаз? Для чего он служит?

Как делятся средства индивидуальной защиты органов дыхания по принципу защиты?

Кто изобрел противогаз?

8 класс. Тест 3.2

Вариант 1


1. Последствиями аварий на химически опасных предприятиях могут быть:
а) заражение окружающей среды опасными ядовитыми веществами;б) разрушение наземных и подземных коммуникаций, промышленных зданий в результате действий ударной волны;в) резкое повышение или понижение атмосферного давления в зоне аварии и на прилегающей к ней территории;г) массовые поражения людей, животных и растений.
2. Территория или акватория, в пределах которой распространены или куда принесены опасные химические вещества в концентрациях и количествах, создающих опасность для жизни и здоровья людей, животных и растений в течение определенного времени, это:
а) очаг химического заражения;б) область химического заражения;в)территория заражения;г) зона химического заражения.



4. Хлор – это:
а) зеленовато-желтый газ с резким запахом;б) бесцветный газ с резким запахом (нашатырного спирта);в) парообразное вещество с запахом горького миндаля, металлическим привкусом во рту.
5. Аммиак - это:
а) бесцветный газ с резким удушливым запахом, легче воздуха;б) бесцветный газ с резким запахом, тяжелее воздуха;в) газ с удушливым неприятным запахом, напоминающих запах гнилых плодов.

8 класс. Тест 3.2 Тема: Аварии с выбросом АХОВ.

Вариант 2

1. Территория или акватория, в пределах которой распространены или куда принесены опасные химические вещества в концентрациях и количествах, создающих опасность для жизни и здоровья людей, животных и растений в течение определенного времени, это:
а) очаг химического заражения;б) область химического заражения;в) зона химического зараженияг) территория заражения.
2. Последствиями аварий на химически опасных предприятиях могут быть:
а) массовые поражения людей, животных и растений;б) разрушение наземных и подземных коммуникаций, промышленных зданий в результате действий ударной волны;в) резкое повышение или понижение атмосферного давления в зоне аварии и на прилегающей к ней территории;г). заражение окружающей среды опасными ядовитыми веществами.

3. Выходить из зоны химического заражения следует с учетом направления ветра:
а) по направлению ветра;б) перпендикулярно направлению ветра;в) навстречу потоку ветра.
4. Аммиак - это:
а) бесцветный газ с резким удушливым запахом, легче воздуха;б)) газ с удушливым неприятным запахом, напоминающих запах гнилых плодов;в бесцветный газ с резким запахом, тяжелее воздуха.
5. Хлор – это:
а) бесцветный газ с резким запахом (нашатырного спирта);б) зеленовато-желтый газ с резким запахом;в) парообразное вещество с запахом горького миндаля, металлическим привкусом во рту.


Использованная литература:

1.Смирнов А. Т., Хренников Б. Ю. Основы безопасности жизнедеятельности, М., «Просвещение», 2011г.

2. Судаков А. К. Защита населения от радиоактивных осадков, М., Атомиздат, 1973.

3. Надиров Ю. С., Веленец И. С, Дружинин Л. М., Павлов Е. И. Защита населения от оружия массового поражения, М., Воениздат, 1968.

10

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Обеспечение радиационной безопасности населения Обеспечение радиационной безопасности населения Преподаватель ОБЖ ХхХучев Ю.В. МБОУ ООШ Д.Хийденсельга

2 слайд

Описание слайда:

План урока 1. Введение 2. Основные достижения в области атомной энергии 3. Поражающие факторы 4. Виды радиационного воздействия на людей 5. Методы защиты людей 6. Эвакуация из зоны радиационного заражения 7. Заключение Преподаватель ОБЖ Лингвист А.А МБОУ ООШ Д.Хийденсельга

3 слайд

Описание слайда:

Основные достижения в области атомной энергии 1939г. - открытие реакции деления урана И.В.Курчатов обосновал необходимость развития атомной энергетики 1954 г. – первая в мире атомная станция, г.Обнинск. 1957г. - атомный ледокол «Ленин» Использование энергии атома - подводные лодки и надводные корабли с ядерными установками, - поиск полезных ископаемых, применение радиоактивных изотопов в биологии, медицине, в освоении космоса Атомная энергия: за и против Преимущества атомных электростанций (АЭС) перед тепловыми (ТЭЦ) и гидроэлектростанциями (ГЭС) очевидны: нет отходов, газовых выбросов, нет необходимости вести огромные объемы строительства, возводить плотины и хоронить плодородные земли на дне водохранилищ. При правильной эксплуатации это чистые источники энергии.

4 слайд

Описание слайда:

Поражающие факторы радиационное воздействие (подвергаются люди, животные, растения и приборы, чувствительные к излучениям) радиоактивное загрязнение (подвергаются сооружения, коммуникации, оборудование, транспорт, имущество, продовольствие, с/х угодья и природная среда).

5 слайд

Описание слайда:

Виды радиационного воздействия на людей внешнее облучение при прохождении радиоактивного облака внутреннее облучение в результате потребления загрязненных продуктов питания и воды внешнее облучение, обусловленное радиоактивным загрязнением поверхности земли, зданий, сооружения и т.п. контактное облучение при попадании радиоактивных веществ на кожные покровы и одежду внутреннее облучение при вдыхании радиоактивных аэрозолей, продуктов деления (ингаляционная опасность)

6 слайд

Описание слайда:

7 слайд

Описание слайда:

В ходе радиационной аварии образуются зоны: зона возможного опасного радиоактивного загрязнения; зона экстренных мер защиты населения; зона профилактических мероприятий; зона ограничений; зона радиационной аварии.

8 слайд

Описание слайда:

После стабилизации радиационной обстановки в районе аварии могут устанавливаться зоны: отчуждения; временного отселения; жесткого контроля.

9 слайд

Описание слайда:

Облучение людей однократной дозой 100Р и более называют острым облучением. Однократное облучение (за первые 4 суток) Многократное облучение (более 4 суток) Импульсное (при воздействии проникающей радиации) Равномерное (при облучении на радиоактивно загрязненной местности) При определении допустимых доз облучения учитывают

10 слайд

Описание слайда:

На территории РФ для населения средняя эффективная доза облучения равна 0,1 бэр в год Ориентировочные нормы радиационной безопасности человека: 450 бэр – тяжелая степень лучевой болезни 100бэр – нижний уровень развития лучевой болезни 75 бэр – кратковременное незначительное изменение состава крови 25 бэр – допустимое аварийное облучение персонала (разовое) 10 бэр - допустимое аварийное облучение населения (разовое) 5 бэр - допустимое облучение персонала в нормальных условиях за год 3 бэра – облучение при рентгеноскопии зубов (местное) 500 мбэр – допустимое облучение населения за год 100 мбэр – фоновое облучение за год.

11 слайд

Описание слайда:

12 слайд

Описание слайда:

Методы защиты: укрытие в защитных сооружениях, складках местности, лечь на землю. При воздействии на промышленные здания различают три зоны пожаров: 1) зона горения и тления в завалах; 2) сплошных пожаров; 3) отдельных пожаров; Проникающая радиация. Действует < 15 секунд. нейтронный поток. При воздействии радиации на здания и сооружения в больших дозах сами строительные материалы становятся источниками радиации. Радиация приводит к снижению производительности труда предприятий, т.к. необходимо работать в средствах защиты. Проникающая радиация оказывает влияние на монтаж РЭА (конденсаторы, диоды и т.д.), на фотоэлементы. Радиоактивное заражение. Действует относительно продолжительное время. Источники заражения: продукты, образовавшиеся в результате ядерной реакции, горячие частицы (ядерное топливо), ядерное топливо, которое не вступило в реакцию. В зависимости от вида взрыва (наземный, подземный) - заражение местности и воздуха, т.е. создание радиационной обстановки.