Про сигнальные флаги. Морская азбука Сигнальные флаги вмф ссср


Источники: Справочник по управлению кораблем (под руков. А.А.Александрова), М., Воениздат, 1974 г. Н. С. Серебряный, Б, Б. Жданов. Справочник сигнальщика, Воениздат, 1983 г. и др. Правила сигналопроизводства на военных кораблях. Изд-во морского министерства, 1901 г. В.В.Полозок. Зрительная связь и зрительное наблюдение. Военное издат-во МО, Москва, 1954 г. Военно-морской флот использует для передачи между кораблями донесений, распоряжений, оповещений систему сигналов. Среди них видную роль занимают флажные сигналы. Передача сигнала осуществляется подъёмом на рее одного или нескольких флагов. Сигнальные флаги изготовляются из шерстяной материи - флагдука. Каждый корабль ВМФ имел на борту специальные сигнальные книги (Трёхфлажный свод военно-морских сигналов, Шлюпочная сигнальная книга), с помощью которых можно было расшифровать любое сочетание сигнальных флагов. Двухфлажный и трёхфлажный своды сигналов появились еще во времена Российской империи (3-хфлажный - ок.1904 г.). Свод военно-морских сигналов состоял из нескольких разделов: "общие сигналы", "Географические наименования", "Наименования кораблей, частей, соединений, учреждений, воинских званий и должностей", "Таблицы времени, угловых мер, линейных мер, чисел и их долей". В каждом разделе содержалось множество трехфлажных сигналов и их расшифровка. Так как множество сообщений военного флота не должны быть понятны противникам, то и книги, содержащие расшифровку флажных сигналов были секретными. Например, т.н. "Боевой эволюционный свод сигналов" (БЭС), "Свод эволюционных сигналов" (СЭС). Отдельные трёхфлажные сигналы могут образовавать "фразу", когда такие сигналы поднимаются одновременно на нескольких фалах. Чтение такой фразы начинается с сигнала на фале правого нока верхнего рея, затем - левого нока верхнего рея, затем - правого нока нижнего рея, затем - левого нока нижнего рея, затем - фала, расположенного между правым ноком нижнего рея и мачтой... и т.д. На кораблях, оснащенных штагкарнаком (т.е. леером между фок-мачтой и грот-мачтой) сигнальные фалы крепятся к штагкарнаку. При этом первым фалом считается ближний к фок-мачте фал, а последним - более удаленный от фо-мачты фал. Соответственно происходит и чтение поднятых на этих фалах сигналов. Для переговоров с иностранными судами или гражданскими судами используется Международный свод сигналов. В Российской империи, а затем и в СССР существовали буквенные сигнальные флаги, 10 цифровых флагов, 4 дополнительных и 13 специальных флагов (количество флагов по данным на 1992 год). Эта же система с незначительными изменениями воспринята и ВМФ России. Сигнальные флаги использовались военными кораблями СССР в качестве "флагов расцвечивания", то есть декорировали корабль в торжественных случаях. 32 сигнальных флага соответствуют буквам русского алфавита:

Для переговоров военных кораблей со своими шлюпками, военных шлюпок между собой, шлюпок допризывной подготовки, кораблей Осоавиахима (когда таковые существовали), а позднее кораблей ДОСААФ использовались сигналы «Шлюпочной сигнальной книги» (сначала книга 1939 года, потом - новое издание ШСК-70). Сигналы по Шлюпочной сигнальной книге производились согласно Правилам сигналопроизводства ПНС №2-39 г., позже - в соответствии с Правилами зрительной связи и сигнализации ВМФ (ПЗС-69). Чтобы показать, что переговоры ведутся по Шлюпочной сигнальной книге на одном из ноков корабля поднимается шлюпочный флаг. На шлюпках такого флага не поднимается, так как они могут подавать сигналы только по "Шлюпочной сигнальной книге". Шлюпочный флаг, поднятый на корабле, также может обозначать: - вместе с одним буквенным флагом поднятым над шлюпочным на одном фале – позывной шлюпки. Позывной шлюпки, поднятый на корабле обозначает требование шлюпке подойти к борту, на котором поднят позывной. Если шлюпка принадлежит другому кораблю, то вместе с ее позывным поднимается и позывной этого корабля. - перед сигналом флагами, без позывных – "сигнал предназначен для всех шлюпок". Ниже приведены значения одиночных флагов согласно "Шлюпочной сигнальной книге": А - «Не согласен, не разрушаю» Б – «Больше ход. сильнее гресть. Прибавить парусов. Сняться с дрейфа». В – «Курс ведет к опасности» Г – Брандвахтенный Д – «Да. Согласен. Разрешаю» Е – «Что случилось?» Ж – З – «Имею задний ход. Меня дрейфует. Дать задний ход. Табанить» И – К – «Не могу управляться» Л – «Держать левее» М – «Меньше ход. Легче гресть. Убавить парусов» Н – «Грузу или имею боевой запас» О – П – «Держать правее» Р – С – «Застопорить машину. Суши весла. Лечь в дрейф». Т – «Так держать» У – Ф – Отменительный Х – «Конец учения или занятия» Ч – «Человек за бортом» Ш – Щ – Ъ – «Флагман (командир) показывает курс» Ы – Ь – Э – Ю – Я – Цифры – 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 0 – «Начало шлюпочных гонок» «Норд» - Румб норд «Зюйд» - Румб зюйд «Ост» - Румб ост «Вест» - Румб вест «Телеграфный» - «Имею важное поручение» «Ответный вымпел» - «Ясно вижу. Понял» «Шлюпочный» - «Веду разговор по шлюпочной книге. Позывные гонок» В "Шлюпочной сигнальной книге" приведено и расшифровано также множество сигналов из двух флагов (буквенных или цифровых). Источник - "ШЛЮПОЧНАЯ СИГНАЛЬНАЯ КНИГА ВМФ СОЮЗА ССР", Под ред. интенданта 1 ранга А. Клафтона. Гос. военно-морское издательство НКВМФ, Москва, Ленинград, 1940 г.

Нарукавные повязки службы корабельных нарядов

отличительные нарукавные повязки, состоящие из трех полос различных цветов а) для вахты красный, белый, красный, б) для дежурства - синий, белый, синий. На повязках дежурного по соединению и его помощников, дежурного по кораблю и вахтенного офицера нашивается звезда золотистого цвета, а на повязках дежурных по низам и по команде красная звезда. Для лиц, несущих специальные наряды в боевых частях корабля и службах, на повязках нашиваются отличительные (черною цвета) цифры (буквы), присвоенные соответствующим боевым частям (службам). На повязках дежурного боцмана нашивается черная буква «Б».

  • - полоски галуна золотистого цвета на клапане из цветного сукна, нашитые горизонтально илн углом вниз на рукав мундира...

    Словарь военных терминов

  • - организуется при нахождении соединения кораблей в базе, на переходе морем и в бою. Состоит иа ближнего и дальнего охранения и осуществляется выделенными силами и средствами в составе авиационного и корабельного...

    Словарь военных терминов

  • - прием под охрану участка ГГ сменяемыми пограничными нарядами. Старший пограничного наряда уточняет у сменяемого наряда обстановку и принимает участок под охрану...

    Пограничный словарь

  • - покрытие поверхностей помещений теплоизоляционными или звукопоглощающими материалами для обеспечения комфортных условий обитаемости корабля...

    Морской словарь

  • - институт Особенной части российского уголовного законодательства, предусмотренный гл. 30 УК РФ. Данный институт относится к субинституту "Преступления против государственной власти"...

    Словарь-справочник уголовного права

  • - I Повя́зки комплекс лечебных перевязочных средств, накладываемых на тело больного при различных повреждениях и заболеваниях: под термином «повязка» понимают также способ закрытия раневой поверхности, фиксации...

    Медицинская энциклопедия

  • - пятиконечные звезды, нашиваемые на рукава форменной одежды адмиралов, офицеров и мичманов выше нарукавных нашивок и на верхнее суконное обмундирование курсантов над нарукавными знаками...

    Морской словарь

  • - полоски галуна золотистою цвета, нашитые горизонтально или углом вниз на рукава форменной одежды...

    Морской словарь

  • - комплекс боевых действий и мероприятий в системе всех (видов обороны и защиты, направленных на недопущение внезапного нападения авиации, подводных лодок и надводных, кораблей противника,...

    Морской словарь

  • - место, ограниченное определенными пределами и неизменно связанное с несением на нем тех или иных служебных обязанностей...

    Морской словарь

  • - несется личным составом корабля и имеет своим назначением: поддержание на корабле назначенной боевой готовности; обеспечение внешней и внутренней безопасности корабля...

    Морской словарь

  • - см. Корабельные...
  • - из красных лент, заруги или ниток - принадлежат к числу самых распространенных амулетов. Такими повязками предохраняют от сглаза и болезней не только людей, но и животных, и деревья...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - делятся на 1) простые, или покрывающие, 2) неподвижные, 3) вытягивающие и 4) давящие повязки...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - См. ЗАВИСТЬ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - бинты, бандажи и пр., употребляемые в медицине для защиты ушибленных, раненных...

    Словарь иностранных слов русского языка

"Нарукавные повязки службы корабельных нарядов" в книгах

2. Действия корабельных групп

Из книги Япония в войне 1941-1945 гг. [с иллюстрациями] автора Хаттори Такусиро

Нарукавные нашивки

Из книги Дивизия СС «Рейх». История Второй танковой дивизии войск СС. 1939-1945 гг. автора Акунов Вольфганг Викторович

Нарукавные нашивки Руны найдёшь И постигнешь знаки, Сильнейшие знаки, Крепчайшие знаки. Старшая Эдда. «Речи Высокого» В августе 1942 года в германском вермахте были введены полевые знаки различия в форме матерчатых нашивок для ношения на левом рукаве камуфлированных

Сокровища в корабельных трюмах

Из книги Атлантика без Атлантиды автора Кондратов Александр Михайлович

Сокровища в корабельных трюмах «Атлас сокровищ» - так называется собрание более сорока морских карт, выпущенное нью-йоркской «Поисковой ассоциацией». Второе издание атласа, вышедшее в 1957 году, указывает координаты трех с половиной тысяч затонувших судов, унесших с

2. Действия корабельных групп

Из книги Япония в войне 1941-1945 гг. автора Хаттори Такусиро

2. Действия корабельных групп 1-й рейдовый отряд (2-й флот) 18 октября покинул якорную стоянку Линга и 20 октября прибыл в Бруней (о. Борнео). Командующий отрядом вице-адмирал Курита отдал приказ:1) Отряду в составе 5 линкоров (в том числе «Мусаси» и «Ямато»),10 тяжелых и 2 легких

ПЕТЛИЦЫ И НАРУКАВНЫЕ ЗНАКИ РККА И НКВД

Из книги автора

ПЕТЛИЦЫ И НАРУКАВНЫЕ ЗНАКИ РККА И НКВД В 1935 г. были установлены новая форма обмундирования Красной Армии и система персональных воинских званий командного и начальствующего состава (приказ Наркомата обороны № 176 от 3 декабря 1935 г.). Упразднялись прежние должностные

8.4. Меры безопасности при корабельных работах

автора Автор неизвестен

8.4. Меры безопасности при корабельных работах Каждая работа по поддержанию в исправном состоянии корпуса и помещений корабля поручается определенной группе военнослужащих под непосредственным наблюдением руководителя работ (офицера или старшины). Назначается личный

Из книги Справочник по морской практике автора Автор неизвестен

Подготовка и инструктаж нарядов

автора Законы РФ

Подготовка и инструктаж нарядов 43 Подготовка и инструктаж нарядов проводятся, как правило, в специально оборудованном классе службы (приложение 8). Лица, назначенные в наряд для несения патрульно-постовой службы, прибывают в орган внутренних дел или специально

Глава V. Права нарядов милиции

Из книги Устав Патрульно-Постовой Службы Милиции Общественной Безопасности РФ автора Законы РФ

Глава V. Права нарядов милиции 99 Патрульно-постовым нарядам для выполнения возложенных на них обязанностей предоставляется право:– требовать от граждан и должностных лиц прекращения преступления или административного правонарушения, а также действий, препятствующих

§ 4. Составление номенклатуры и формирование дел (нарядов)

Из книги Настольная книга нотариуса автора Гонгало Бронислав Мичиславович

§ 4. Составление номенклатуры и формирование дел (нарядов) Номенклатура дел (нарядов) составляется на основе примерной номенклатуры (приложение 1, форма N 6).В номенклатуру должны быть включены все дела (наряды), которые ведутся в нотариальной конторе, а также реестры, книги,

Солевые повязки, компрессы, смеси солевые повязки

Из книги Лечение солью. Народные рецепты автора Константинов Юрий Михайлович

Солевые повязки, компрессы, смеси солевые повязки Эта разновидность согревающего компресса, накладывается либо на очаг боли, либо вблизи его. Повязку делают из стерильной льняной или хлопчатобумажной ткани, сложенной в несколько раз, или марли, сложенной в восемь раз.

О службе корабельных нарядов

Из книги Памятная книжка краснофлотца автора Кузнецов Н. Г.

О службе корабельных нарядов 1. Служба корабельных нарядов имеет своим назначением:а) поддержание на корабле назначенной боевой готовности;б) обеспечение внутренней и внешней безопасности корабля;в) поддержание общекорабельного распорядка службы и жизни

Приложение 3. Нарукавные знаки различия военнослужащий Военно-Морского Флота:

Из книги автора

Приложение 3. Нарукавные знаки различия военнослужащий Военно-Морского Флота: Адмирал Флота Советского Союза адмирал флота вице-адмирал контр-адмирал капитан 1 ранга капитан 2 ранга капитан 3 рангакапитан-лейтенантстарший лейтенант лейтенантмладший

Фасоны вечерних нарядов

автора Криксунова Инна Абрамовна

Фасоны вечерних нарядов Три подхода к созданию вечернего облика В создании вечернего облика можно использовать три основных подхода. Из них каждая женщина может выбрать для себя наиболее

Фасоны свадебных нарядов

Из книги Книга-подарок, достойный королевы красоты автора Криксунова Инна Абрамовна

Фасоны свадебных нарядов Традиционный наряд Как уже говорилось в начале главы, в день свадьбы каждая молодая женщина мечтает быть похожей на принцессу, ведь свадьба является днем ее триумфа. Поэтому традиционный свадебный туалет, действительно, напоминает наряд

Картинка-памятка для быстрого запоминания действующих флагов МСС


Нижеприведенны материал о флагах полностью стащен с http://www.vexillographia.ru/signal.html

В тексте использованы материалы книги Д.Фоли "Энциклопедия знаков и символов"
(John Foley, Guinness Encyclopedia of Signs and Symbols)


К идее передавать сигналы на море с помощью цветных флагов люди пришли довольно давно. Хотя первые попытки регламентировать и унифицировать флажные сигналы относятся только к XVII веку

В 1653 году в Великобритании был издан первый сборник флажных сигналов. Значение сигнала зависело не только от вида флага, но и от места его подъёма, а также от сопровождения определённой комбинацией парусов или выстрелами из орудий.

В 1780 году в сигнальной системе лорда Ричарда Хоу (Howe signal book) было решено оставить в качестве сигнальных флагов лишь 10. Каждая комбинация флагов имела определённое значение. Чуть позже, в 1799 году, капитан Хоум Риггс Попхэм (Popham) составил т.н. "Морской словарь", в котором расшифровывались более 2000 флажных сигналов. В 1803 году систему Попхэма принял Королевский Военно-морской флот. Дабы было понятно, что на мачте поднят сигнал "по Попхэму", ряд флагов предварял т.н. "телеграфный флаг" - дигонально разделенный на красный и белый треугольники.

Сигнальные флажные системы XVII-XVIII-нач.XIX веков оставались прерогативой военных. Лишь в начале XIX века усилиями капитана Фредерика Марриата (Marryat) был составлен "Кодекс сигналов для торгового флота" (опубликован в 1817 году). Система состояла из 10 цифровых флагов, двух специальных флагов (Rendezvous, Telegraph) и пяти вспомогательных вымпелов. С помощью неё можно было передавать слова и целые предложения. Сигналы состояли в основном из четырех цифр. При этом учитывалось поднят ли при четырехфлажном сигнале дополнительный флаг (Rendezvous, Telegraph) или вымпел (1-й, 2-й, 3-й заменяющие, номерной), от этого зависело значение сигнала. В таблице 1847 года в составе сигнальных флагов показан Юнион Джек с белой каймой (его подъём на мачте показывал, что флажный сигнал представляет собой название британского военного корабля). Система поначалу использовалась только британцами, но издание этой системы 1854 года уже называлось "Универсальный Свод сигналов для торговых флотов всех наций" (The Universal Code of Signals for the Mercantile Marine of All Nations).

Существовало несколько различных флажных сигнальных книг: Адмиралтейский кодекс (1808), сингальная книга Томаса Линна (Ост-Индск. комп., 1814), книга сигналов Элфорда (1818), сигнальная книга Натаниэла Сквайра (Англия, 1816, 1820), сигнальная книга Джозефа Конолли (Англия, 1821), Ричарда Берри (1823), лейтенанта Филиппса (Англия, 1836), капитана Л.Рёде (Дания, 1836), книга адмирала Генри Рэпера (1828), книга Бернарда Уотсона (Англия, 1832), лейтенанта Б. Уолкера (Англия, 1841), лейтенанта Вильяма Лорда (Англия, 1845), сигнальная книга А. Ирдли-Вильмота (Англия, 1850), Паркера (1832), Генри Роджерса (США, 1847, 1854).

Некоторое время во флотах разных стран использовалась система сигналов Рейнольда. Она разработана французским офицером Шарлем Рейнольдом де Шованси (Charles REYNOLD de CHAUVANCY) в 1845 году поначалу для использования в пределах острова Реюньон, между портами Сен-Дени и Сен-Поль. Существовавшую до него систему передачи информации между портами (использовались цветные шары и флаги разных цветов) критиковали за то, что было сложно иногда с большой дистанции определить цвет флага или шара. Поэтому Рейнольд стал использовать сигналы из трех предметов: один шар, один флаг и один вымпел одного и того же цвета. Когда все три предмета были одноцветными, снижалась вероятность ошибки в дешифровке сигнала. Успех системы привел к тому, что в 1855 г Рейнольдс расширил ее и для флота. Система Рейнольда была принята 15 нациями: Великобритания, Нидерланды, Сардиния, Швеция, Греция, Неаполь, Бельгия, Пруссия, Норвегия, Уругвай, Гамбург, Ольденбург, Чили, Дания, Австрия. Позже, видимо, и другие нации присоединялись к этому коду. Румыния, Россия и др. В каждой из стран использовались различные флаги. Но была общей система, т.е. использовались цифровой флаг, цифровой вымпел в разных сочетаниях. Общим был только специальный флаг свода - желтый с синей диагональю, на которой помещались три звездочки. Этот флаг означал, что поднятый на мачту сигнал нужно расшифровывать с помощью кода Рейнольда. Во французском флоте для кода Рейнольда использовались цветные флаги существовавшей с начала 19 века системы Фредерика Марриата. В других флотах - свои собственные цифровые флаги. Однако Британия позже занялась разработкой нового свода сигналов. В результате и во Франции код Рейнольда был отменен в 1863 году.


Со временем возникла необходимость составить аналогичную систему для международного использования. В 1855 году британским министерством торговли была начата разработка сигнальной системы для торгового флота, а в 1857 году она была опубликована под названием "Система кодовых сигналов для торгового флота" (The Commercual Code of Signals). В системе было 18 "буквенных" флагов, а также вымпел свода. Основой "Системы..." стал свод сигналов Марриата. Её пользовались уже в Британии, США, Канаде, Франции.

Для связи с коммерческими судами по международному коду могли использоваться различные наборы флагов. Например, были определены флаги из систем Роджерса, Марриата, набора британского адмиралтейства, которые использовались для общения по международному коду.

В 1887 году "Система кодовых сигналов..." была переименована в Международный свод сигналов (INTERCO. international code of signals). Все морские государства приняли этот cвод. Он вступил в силу 1 января 1901 года. В 1902-м году к системе сигналов добавились новые флаги для букв A, E, I, O, U, X, Y, Z. Т.е. "буквенных" флагов стало 26 вместо прежних 18-ти. Также в таблицах флагов Медждународного свода в начале века помещались и британский лоцманский флаг (Юнион Джек с белой каймой по 4 сторонам полотнища), а также бело-красный горизонтальный биколор "лоцман на борту". В 1931 году международная комиссия из 8 стран модифицировала систему сигналов, сделав её более удобной. В 1934 году были добавлены 13 новых флагов (треугольные флаги букв C,D,E,F,G стали цифровыми флагами 1-5, а для этих букв разработаны новые прямоугольные флаги, новые флаги сочинены также для цифр 6, 7, 8,9, 0, добавлены заменяющие флаги. Последняя ревизия Свода состоялась 1 апреля 1969 года. C тех пор флаги Свода имеют расшифровку и на кириллице. Обозначения Международного свода сигналов - МСС-65 или ICOS-69.

Свод состоит из нескольких разделов: отдельно оговорены однобуквенные сигналы, двубуквенные сигналы, имеется специальный медицинский раздел, где оговорены трехбуквенные сигналы для наименования болезней и лекарственных средств. Четырехбуквенные сигналы несут информацию о государственной принадлежности судна. Флаги Международного Свода сигналов могут использоваться и для побуквенной передачи различных слов. Собственно МСС не ограничивается одними лишь флажными сигналами, в нем оговорены сигналы фонарями, флажным семафором, сообщения в азбуке Морзе, радиосигналы. Но наиболее широко известны, конечно, сигналы флагами. Сигнал, составленный из сигнальных флагов поднимается на фале и держится до появления ответа принимающей стороны. Увидевшие сигнал должны поднять до половины «ответный вымпел», а когда сигнал будет ими понят – «ответный вымпел» поднимается до места. Такие же действия с приспусканием и подъемом «ответного вымпела» производят при подъеме на передающем сигнал судне каждой новой фразы. По завершении послания передающая сторона поднимает ответный вымпел. Это означает, что переданный сигнал был последним. Если принимающая сторона не может разобрать сигнал, то она может ответить сигналами ZQ – «Ваш сигнал закодирован неправильно. Проверьте и повторите» или ZL – «Ваш сигнал принят, но не понят» Если флажный сигнал адресован вполне конкретному судну, то на отдельном фале поднимается его флажный позывной. Если позывной не поднят, значит сигнал адресован всем. Ныне Международный свод сигналов содержит 26 «буквенных» флагов, 10 «цифровых», три дополнительных и один вымпел свода. Т.е. всего 40 флагов.

Помимо сигналов МСС-65 Соглашением между США и СССР о предотвращении инцидентов в открытом море и в воздушном пространстве над ним от 25 мая 1972 г. были утверждены специальные сигналы для использования военными кораблями США и СССР. Каждый такой сигнал состоит из двух буквенных и одного цифрового флага. Каждому сочетанию флагов присвоено определенное значение. Дабы эти сигналы не были перепутаны с сигналами МСС-65 каждый такой сигнал предварятеся группой "YV1".

Ниже приведены значения сигналов из одного флага, а также названия флагов и их соответствие буквам латинского алфавита и кириллицы.

А, А Alfa, Альфа

Я спустил водолаза, соблюдай дистанцию и проходи на малой скорости.

Использование флага "А" на судах, спустивших водолаза оговорено также и в "Конвенция о международных правилах предупреждения столкновении судов в море 1972 года" (МППСС-72) Там же говорится о том, что на малых судах этот флаг изготавливается в виде жёсткого щита высотой не менее 1 м, должны быть приняты меры к тому, чтобы обеспечить круговую видимость этого флага (щита).

B, Б Bravo, Браво

Я загружаюсь, или разгружаюсь, или несу опасный груз

C, Ц Charlie, Чарли

Интересно, что в «Правилах сигналопроизводства на военных кораблях» 1901 года в таблице Международных сигнальных флагов литеру «С» обозначает белый вымпел с красным кругом у шкаторины – тот что позже стал обозначать цифру «1». Собственно изменение флага для литеры "С" с треугольного вымпела на современный флаг произошло в редакции Кодекса 1934 года.

D, Д Delta, Дельта

Соблюдай дистанцию, я маневрирую с трудом

В «Правилах сигналопроизводства на военных кораблях» 1901 года в таблице Международных сигнальных флагов литеру «D» обозначает синий вымпел с белым кругом у шкаторины – тот что позже стал обозначать цифру «2». Собственно изменение флага для литеры "D" с треугольного вымпела на современный флаг произошло в редакции Кодекса 1934 года.

E, Е Echo, Эхо

Я поворачиваю направо

В «Правилах сигналопроизводства на военных кораблях» 1901 года в таблице Международных сигнальных флагов литеру «E» обозначает треугольный вымпел из вертикальных красной, белой, синей полос – тот что позже стал обозначать цифру «3». Собственно изменение флага для литеры "E" с треугольного вымпела на современный флаг произошло в редакции Кодекса 1934 года.

F, Ф Foxtrot, Фокстрот

Я потерял управление и возможность связи

В «Правилах сигналопроизводства на военных кораблях» 1901 года в таблице Международных сигнальных флагов литеру «F» обозначает треугольный красный вымпел с белым крестом – тот что позже стал в МСС обозначать цифру «4». Собственно изменение флага для литеры "F" с треугольного вымпела на современный флаг произошло в редакции Кодекса 1934 года.

G, Г Golf, Гольф

Мне нужен лоцман. Рыболовные суда этим флагом сигнализируют "Я выбираю сети".

В «Правилах сигналопроизводства на военных кораблях» 1901 года в таблице Международных сигнальных флагов литеру «G» обозначает треугольный вымпел из жёлтой (у шкаторины) и синей половин – тот что позже стал обозначать в МСС цифру «5». Собственно изменение флага для литеры "G" с треугольного вымпела на современный флаг произошло в редакции Кодекса 1934 года.

H, Х Hotel, Хотэл

У меня на борту лоцман

I, И India, Индия

"Я меняю курс. Поворачиваю влево"

J, Й Juliett, Джулиэт

"У меня пожар и имею опасный груз на борту"

K, К Kilo, Кило

«Я хочу связяться с вами». Если после сигнала «Кило» идет цифра, то она обозначает тип связи: сигнальными флагами языком Морзе, мегафоном, сигнальными фонарями, звуковыми сигналами и т.п.

L, Л Lima, Лима

В порту – «Судно под карантином». В море - «Немедленно остановитесь»

В «Правилах сигналопроизводства на военных кораблях» 1901 года в таблице Международных сигнальных флагов литеру «L» обозначает такой же флаг, но расположение цветных прямоугольников иное.

Именно этим флагом пограничные корабли останавливают невоенные суда в территориальных и внутренних водах!

M, М Mike, Майк

"Я прекратил движение"

N, Н November, Новэмбэр

В «Правилах сигналопроизводства на военных кораблях» 1901 года в таблице Международных сигнальных флагов литеру «N» такой же флаг, но белые и синие поля поменены местами.

O, О Oscar, Оска

Человек за бортом

P, П Papa, Папа

В гавани: "Судно собирается в море, всем доложить о прибытии". В море может обозначать - "Мне нужен лоцман". Рыболовные суда этим флагом сообщают «Мои сети зацепились за препятствие".

С древности известно другое имя этого флага - "Синий Питер". В XVIII веке этим флагом пользовались, если нужно было попросить повторить плохо понятый сигнал. Blue Repeater - "Синий повторитель" со временем превратился в "Синего Питера"

Q, Щ Quebec, Кэбэк

На моём судне все здоровы, прошу освободить меня от карантина

R, Р Romeo, Роумио

Флаг не имеет определенного значения. Иногда обозначает - «Принято»

S, С Sierra, Сиэрра

«За кормой моего судна сейчас заработают винты», т.е. судно дает задний ход. Может дополняться цифровыми флагами, обозначающими скорость в узлах.

T, Т Tango, Тангоу

U, У Uniform, Юниформ

Вы идёте навстречу опасности

V, Ж Victor, Викта

Прошу помощи.

W, В Whiskey, Уиски

Требуется медицинская помощь

X, Ь X-ray, Эксрей

"Прекратите выполнение того, что делаете. Наблюдайте за моими сигналами"

Y, Ы Yankee, Янки

Я поднимаю якорь

Z, З Zulu, Зулу

Мне нужен буксир

Для обозначения цифр существуют специальные вымпела.

1 (unaone, унауан) - белый вымпел с красным кругом [до 1934 года он обозначал литеру "С"];
2 (bissotwo, биссоту) - синий вымпел с белым кругом [до 1934 года он обозначал литеру "D"];
3 (terrathree, тэратри) - вымпел из красной, белой и синей вертикальных полос [до 1934 года он обозначал литеру "E"];

4 (kartefour, картэфоур) - красный вымпел с белым крестом [до 1934 года он обозначал литеру "F"];
5 (pantafive, пантафайв) - вымпел из вертикальных жёлтой и синей полос [до 1934 года он обозначал литеру "G"];
6 (soxisix, соксисикс) - вымпел из горизонтальных чёрной и белой полос;

7 (setteseven, сэтэсэвн) - вымпел из горизонтальных жёлтой и красной полос;
8 (oktoeight, октоэйт) - белый вымпел с красным крестом;
9 (novenine, ноувэнайн) - четверочастный вымпел: белый, чёрный, красный, жёлтый;

0 (nadazero, надазэро) - жёлтый вымпел с красной вертикальной полосой.

Есть также три "заменяющих" вымпела.
1-й заменяющий (1st substitute) - жёлтый с синей каёмкой;
2-й заменяющий (2nd substitute) - сине-белый;
3-й заменяющий (3rd substitute) - белый с чёрной горизонтальной полосой.

В Международном Своде сигналов всего три заменяющих флага. Но суда НАТО (в дополнение к этим трём) обычно используют и четвертый заменяющий флаг – красный вымпел с жёлтым квадратом у шкаторины.

Заменяющие флаги требуются в ситуациях, когда необходимо одновременно поднять несколько одинаковых сигнальных флагов, а в комплекте их нет. Тогда используются заменяющие флаги. При том первый заменяющий флаг обозначает верхний в сигнале флаг, второй заменяющий - второй сверху флаг и т.д.

Вымпел свода – красное полотнище с 2 вертикальными полосами. Он же используется как «ответный вымпел». В передаче цифр он обозначает десятичную точку. Когда вымпел свода поднимается в начале сигнала, это означает, что дальнейшая передача сигнала будет идти по правилам свода, а не по неким другим, например, военным кодам. Этот вымпел остается поднятым все время, пока корабль передает сообщения по МСС.

Размеры сигнальных флагов могут быть различными. Основные типоразмеры:
№1: 30х40 (буквенные), 30х45 (репитерные треугольные), 25х75 см, ширина у свободного конца 6 см (цифровые и ответные флаги в форме вымпелов);
№2: соответственно 50х60, 50х65, 25х75 (6) см
№3: соответственно 70х90, 70х90, 50х150 (15) см
№4 соответственно 120х140, 120х150, 90х270 (25) см.
№5 соответственно 150х180, 150х190, 130х390 (35) см

Сигнальные флаги в РФ изготавливаются в соответствии с ГОСТ Р 51131-98.


Флажный этикет и ритуалы

Считается, что флаг не должен реять на флагштоке круглые сутки. Утром с восходом солнца флаг должен подниматься, а вечером спускаться. В США, например, круглосуточное вывешивание национального флага разрешено лишь в трёх местах (мемориалах). Во многих странах за соблюдением этого ритуала ревностно следят в государственных учреждениях и даже университетах и школах (в России, к сожалению, таких обычаев нет, а флажный протокол исполняется разве что в военном флоте...)

Флаг или знамя ни в коем случае не должны касаться земли, даже краем. Нельзя помещать флаг в могилу. Например, если в похоронной церемонии флаг используется как покрывало гроба; то перед опуском в могилу флаг должен быть снят и передан на хранение родственникам погибшего.

Также запрещается вывешивать флаг перевёрнутым (за исключением специально оговоренных случаев). Это считается оскорблением государству и нации.

Правила совместного вывешивания флагов нескольких государств, флагов государства и мунициапального образования или предприятия описываются в соответствующих Положениях. Общее правило таково: флаги двух равноправных субъектов должны быть одного размера, флаг части страны (города, предприятия) не может быть больше флага государства. Если несколько равноправных флагов располагаются на флагштоках в ряд, то значение имеет их порядок. Наиболее привилегированными местами в ряду флагов считается центр и левый от зрителя фланг. В этих местах обычно помещают флаги международных организаций, форумов и т.п. Остальные флаги целесообразнее всего расположить по алфавиту.

В США и ряде других стран флаг принято поднимать на флагшток быстро (полотнище должно как бы "взлетать" вверх). Спуск флага наоборот производится медленно и торжественно. В российском флоте в ритуале подъема флага предусмотрено, что флаг и поднимается медленно. Если поднимаются несколько флагов, то первым следует поднять флаг с более высоким статусом (государственный), при спуске флагов он спускается последним.

Места подъема флагов на кораблях и судах


На невоенных кораблях и судах главным является Государственный флаг. На стоянке и на ходу он поднимается на наиболее почетном месте - на кормовом флагштоке. На некоторых яхтах не ходу флагшток может мешать парусам, на таких яхтах флагшток на ходу убирается, и флаг поднимается:
либо к ноку гафеля;
либо к ноку бизань-мачты;
либо на ахтерштаге (примерно на 2/3 его высоты).

На моторных катерах флаг может быть поднят на гафеле сигнальной мачты.

Государственный флаг можно не поднимать на стоянке своего клуба в гавани. При плавании по внутренним водам спортивные яхты могут вместо Государственного флага нести флаг своего спортивного общества или яхт-клуба.

Флаг или брейд-вымпел яхт-клуба или спортивного общества (т.н. Burgee) поднимается над клотиком мачты. Если это невозможно из-за конструктивных особенностей корабля, то флаг яхт-клуба поднимается под краспицей правого борта. Место под краспицей правого борта на яхтах вообще "забронировано" под флаг страны захода или т.н. "флаг вежливости", т.е. государства в территориальных водах которого находится яхта, под флагом страны захода может также размещаться карантинный флаг. Возможно также под флагом страны захода поднимать региональные флаги страны захода. Когда правая краспица занята, то флаг яхт-клуба может быть перемещен на левую краспицу.

Флаг вежливости поднимается после поднятия кормового флага, а спускается непосредственно перед спуском кормового флага.

Под левой же краспицей поднимается и флаг судоходной компании или порта приписки (т.н. House Flag), а также национальные флаги отдельных членов экипажа или гостей яхты.

На моторных лодках флаг вежливости поднимается справа от сигнальной мачты. Слева от сигнальной мачты может быть поднят флаг страны почетного гостя.

Подъём флагов расцвечивания


В торжественных случаях (Государственные и национальные праздники) судно украшается флагами расцвечивания. Расцвечивание производят только на стоянке на бочке или у причала, на ходу расцвечивание не производится. Флаги расцечивания находятся на фалах, натянутых между штевнями корабля и клотиками мачт. Торговые суда и яхты используют для расцвечивания флаги Международного Свода Сигналов (сам вымпел Свода для этого не используется). Корабли ВМФ используются флаги Военно-морского свода сигналов. В общем случае для расцвечивания могут использоваться все флаги, имеющиеся в корабельном комплекте. Запрещается использовать для расцвечивания лишь государственный флаг, флаг ВМФ, гюйс, флаги вспомогательных судов и судов пограничной охраны должностные флаги и брейд-вымпелы, а также иностранные государственные или военные флаги. Необходимо также следить, чтобы сочетание сигнальных флагов, поднятых в качестве флагов расцвечивания, не образовывало никаких фраз.

Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»)

Книга-фотохроника: «Легендарный БПК-СКР «Свирепый» ДКБ ВМФ 1970-1974 гг.».

26. Севастопольская Морская школа ДОСААФ. Свод сигнальных флагов ВМФ СССР. 25.05.1971.

Фотоиллюстрация из открытой сети Интернет.

Источники:
Архипов С.Н. Наблюдение и связь на военном корабле. М изд. МО 1953г. 112с рис мягкий переплёт, уменьшенный формат.
Гл. ред. Главнокомандующий Военно-Морским Флотом адмирал флота В. Н. Чернавин. 3-я тетрадка. Флаги Военно-морского свода сигналов СССР // Военно-морской словарь = Военно-морской словарь. - М.: Воениздат, 1989. - С. 511.
Википедия.

Во вторник 25 мая 1971 с утра наша группа слушателей севастопольской Морской школы ДОСААФ начала изучать свод сигнальных флагов СССР.

Сначала нам показали плакаты с цветными изображениями сигнальных флагов свода, потом из специального шкафа «Капитан» достал несколько сложенных должным образом флагов и показал на примере (на макете мачты в аудитории) как правильно крепятся, а потом поднимаются сигнальные флаги.

Для закрепления в памяти вида, формы и значения сигнальных флагов, мы вырезали ножницами из розданных плакатов соответствующие флаги, наклеивали их в свои рабочие тетради и записывали их значение и необходимую информацию.

На втором часе занятий по военно-морскому своду сигналов СССР мы выходили во внутренний двор морской школы и тренировались в подборе и подъёме соответствующих сигнальных флагов по командам «Капитана».

При этом, нас разделили на пары: один подбирал для соответствующего сообщения сигнальный флаг и поднимал его, другой опускал и сворачивал. На втором сообщении-команде они менялись местами и обязанностями.

Дома мы по своим рабочим тетрадям-конспектам должны были выучить наизусть форму, цвета и виды сигнальных флагов и их значение, чтобы утром на следующем задании могли по памяти ответить на контрольные вопросы «Капитана». В зачёт шли ответы как персональные, так и пар будущих рулевых-сигнальщиков.

Это нужно для того, - сказал нам «Капитан», - чтобы каждый из вас мог в любой момент дублировать товарища. Сигнальщики находятся на открытом мостике и подвержены всем воздействиям окружающей среды и мира. Они могут захворать, приболеть, заболеть, потерять сознание, память, их могут ранить. Поэтому сигнальщики – это всегда сплочённая команда взаимозаменяемых моряков-братьев. Старайтесь…

Мы старались. Очень старались…

Наши успехи были «налицо», потому что мы безоговорочно поверили «Капитану», приняли на себя его слова об облике и поведении «настоящего моряка» и старались во всём походить на него – строгого, подтянутого, стройного, красивого и умного человека.

Первым мы выучили Военно-морской свод сигналов СССР – набор сигнальных флагов, применявшийся наряду с семафорной азбукой для передачи информации (сигналов, приказов) между кораблями и береговыми постами.

Свод сигналов военно-морского флота СССР сохранял традиции свода сигналов военно-морского флота России (Российской империи), а также соответствовал международному своду сигналов.

Полный набор флагов свода сигналов ВМФ СССР состоит из 59 флагов: 32 флага – это буквы русского алфавита, 10 флагов - цифры, 4 флага - дополнительные и 13 флагов – специальные.

Для передачи сигналов, то есть приказов или сообщений, сигнальные флаги поднимаются на мачтах или реях в той последовательности букв и цифр, которые есть в передаваемом сигнале (приказе или сообщении).

В особых случаях отдельные сигнальные флаги передают целую фразу, например: «У меня работает водолаз. Держитесь от меня подальше».

Каждый корабль имеет специальные сигнальные книги, например, «Трёхфлажный свод военно-морских сигналов», «Шлюпочная сигнальная книга». По этим сигнальным книгам можно расшифровать любое сочетание сигнальных флагов.

Кстати, старинный военно-морской ответ в устной речи: «Добро!», что означает - «Разрешаю или согласую какое-либо действие», - возникло от сигнального флага, который обозначает букву «Д» (добро), так как этот флаг в своде сигналов означает: «Да, согласен, разрешаю».

С этого момента в нашей группе то и дело кто-то обязательно отвечал «грубым мужским голосом»: «Добро!»…