««Проблемы семьи» и образ Анны Карениной. Нравственная и философская проблематика романа Л


Я человек, но так ли я велик,

Но так ли безупречен, совершенен?

В. Боков

Сравнивая «Войну и мир» с «Анной Карениной», Л. Толстой заметил, что в первом романе он любил «мысль народную», а во втором — «семейную». Проблема семейных отношений всегда волновала его, она присутствует почти во всех его произведениях.

Роман «Анна Каренина» начинается так: «Все счастливые семьи похожи одна на другую, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Этими словами автор подчеркнул, что главное его внимание будут занимать несчастливые семьи. И в самом деле: нет счастья ни в семье Облонских, ни в семье Карениных. Отчего так?

Литературные критики объясняют это бурным развитием капитализма в поре-форменной России, который рушил старые устои, разорял дворянство и был совер-шенно чужд Толстому. Я думаю, дело не только в этом. Семейное счастье зависит от самих людей, от их взаимопонимания. В семье Левиных тоже бывали ссоры, но они любили, понимали и уважали друг друга. Только эту семью в романе и можно назвать счастливой. Правда, сам Левин отличается от других и бесстрашно чест-ным умом, и добротой, и богатством внутреннего мира. Долли говорит о нем: «Это мало сказать, что прекрасный. Я не знаю лучшего человека».

С образом Левина связана очень важная для Толстого проблема самосовершен-ствования личности. Лучшие его герои всегда чрезвычайно требовательны к себе. Таков и Левин. Он считает, что не достоин Кити. Значит, надо стать лучше, найти свое истинное призвание, проявить в полной мере свою личность.

А главное его стремление — достигнуть такого положения, когда бы он мог пе-ред народом «чувствовать себя вполне правым». Так «мысль семейная» переплета-ется в романе с «мыслью народной».

Левин упорно занимается хозяйством, ходит с мужиками на косовицу и в то же время пишет книгу о землеустройстве в России, пытаясь выяснить тот путь, по которому должна развиваться деревня в новых условиях. С глубоким огорчением убеждается он в исторической обреченности дворянства. Можно было бы смирить-ся с обеднением дворян, если бы дворянские земли попадали в руки к мужикам. Но чаще всего за счет разорения дворянства наживались темные дельцы вроде купца Рябинина (как это знакомо нам сегодня!).

Симпатизируя крестьянам, Левин так и не перешел на их сторону и, сам того не замечая, переводит вопросы, которые его мучили, из социального плана в мораль-ный. Так возникает перед ним проблема смысла жизни, проблема смерти и бес-смертия. У постели умирающего брата Левин «ужаснулся не столь самой смерти, сколько жизни без малейшего знания о том, откуда, для чего, зачем и что оно та-кое». Мучительные вопросы и ни одного ответа. Это доводит его до отчаяния. Но вера в собственный и общечеловеческий разум спасает его от того шага, который был сделан Анной Карениной.

Анну и Левина сближает то, что они не подчиняются слепо общепринятым нор-мам жизни, а пытаются жить по-своему. Они постоянно сталкиваются с «нечест-ной действительностью», мучаются и страдают, но при этом духовно растут и все глубже познают окружающий их мир. Однако путь Левина идет по восходящей линии, а Карениной — по нисходящей. Мы оставляем Левина в конце романа сча-стливым человеком, для которого смысл жизни — творить добро.

Анна же была счастлива только в короткий период первых свиданий с Вронс-ким. Разлученная с сыном, оскорбляемая обществом, она с ужасом видит, что и любви, ради которой принесено столько жертв, уже нет. «Отчего же не потушить свечу, когда смотреть больше не на что?..» Материал с сайта

«Анна Каренина» — роман о людях большой и трудной судьбы, о прекрасной женщине, желавшей полноценного человеческого счастья, о величии и бесстрашии человеческого ума, способного дойти до истины и признать истину, чего бы это ни стоило. И хотя смерть в этой книге идет рядом с жизнью, жизнь неизменно берет верх. Ведь и сама Анна решила умереть только потому, что, кроме смерти, у нее не было средства защитить свою честь и чистоту своей жизни. Поэтому «Анна Каре-нина» — не трагедия, а жизнеутверждающий роман. Читая его, мы учимся нена-видеть ложь и праздную жизнь, постигаем красоту человеческих отношений, вов-лекаемся в мир духовных исканий, то есть ощущаем себя по-настоящему людьми.

В самые значительные минуты своей жизни мы, как и Левин, видим перед со-бой небо, высокое и бесконечно мудрое. И радость бытия наполняет душу. Прекра-сен этот мир! Значит, прекрасным должен быть и человек.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • анна каренина проблематика романа
  • нравственные и философские проблемы в романе анна каренина
  • проблематика роману анна каренина
  • бытовое и философское в романе анна каренина
  • философська тематика анна каренина

Сочинение по роману Л. М. Толстого «Анна Каренина». В основе социального романа «Анна Каренина» - историческое явление, которое затрагивает жизнь всего народа. Быт пореформенного времени выдался непрочным. Обнищание, семейные драмы, крахи банков, катастрофы на железных дорогах - такими были признаки 70-х лет XIX столетия. В романе «Анна Каренина» Толстому прежде всего импонировала главная мысль произведения - роль семьи. Ведь все важнейшие общественные изменения начинаются или завершаются в семейном круге, в личном мире, в повседневной жизни. Значение социальных изменений в жизни человека измеряются, вероятно, степенью их влияния на семейные распорядки.

Трагедия Анны Карениной имеет социальный характер. Даже от любви Вронского Анна была одинокой в мире и в своей семье. Взгляд на семью в светском обществе был довольно странным: дети воспитывались отдельно от родителей. Возможно поэтому так жестоко решил Каренин судьбу Анны, разлучив ее с сыном, что сам не ощущал родительской любви к своему ребенку? И вдобавок в обществе властвует вранье. Если бы Анна придерживалась внешней благопристойности в семейных отношениях, то общество не отвернулось бы от нее. Но такая натура, как Анна, не могла жить во вранье. Итак, основными преградами к счастью Карениной с Вронским были Каренин и светское общество. Анна боролась за свое счастье, но не имела поддержки даже любимого. Поиски выхода из положения прослеживаются в желании Анны стать писательницей, поборницей женского образования, в ее спорах относительно женских гимназий. Тем не менее искусственность ее положения и занятий приводит к поискам забвения с помощью наркотиков. Силы надломлены... Сначала Анне удавалось все. Каренин с болью замечал, что она приобретала триумф: не захотела оставаться у него дальше - не осталась, решила поехать с Вронским - и поехала. Не было такой жертвы, которую бы Анна не принесла во имя осуществления своей мечты о счастье.

« Мир » не извинил Анне открытой и честной любви. И Вронский, как типичный представитель этого «мира», тоже оказался по другую сторону от нее. Даже любовь не уменьшила противостояния общества и личности, а подтолкнула к распрям и спорам с миром, с людьми, с жизнью. Драма Анны Карениной заключается в том, что она, имея чистейшие моральные чувства и помыслы, вступила в противоречие со своей средой, своей эпохой. Через личную трагедию Анны Карениной, через напряженные духовные поиски Константина художник показывает общественную атмосферу пореформенной эпохи. Изображает жизненный порядок и быт разных прослоек тогдашнего общества: от высших сфер петербургской аристократии и чиновничества к крестьянам.

На первых страницах романа главная героиня - Анна Аркадиевна - возникает перед нами как образцовая мать и жена, изысканная женщина из высшего мира, которую все уважают.

Лев Толстой предоставил своей героине много обворожительности, женской привлекательности и одухотворенной красоты. Некоторые особенности внешнего вида Анны - стройность сложения, темные волосы, которые красиво вьются, грациозность и живость движений - подобный характерным деталям внешности дочери большого поэта Пушкина Марии Александровны Гартунг. Уже при первом знакомстве с Анной Карениной всех поражала скрытая сила жизни, полнота чувств, которая пробивалась наружу то в ее взгляде и в улыбке, то в быстром, энергичном пожатии руки. Поражала не только красота молодой женщины, а также простота, естественность, откровенность. Ощущалось, что Анне присущий какой-либо невидимый, тайный, но глубокий мир высших духовных интересов, что это личность необыкновенная, совсем не похожая на другие. Это была женщина умная, просвещенная, какая имела глубокие знания в разных областях жизни.

Сначала тяжело догадаться, что извне спокойная и сдержанная Анна ощущает себя очень несчастной. Сама же героиня в полной мере осознала это, полюбив Алексея Вронского. Любовь пришла неожиданно и принесла с собой много испытаний.

Неправда и вранье были невыносимым для горячей и правдивой натуры героини, а, итак, неумолимо приближался ее разрыв не только с Карениным, но и с высшим светом. Трагизм положения Анни после того, как она пошла к Вронскому, заострился невозможностью соединить чувство любящей женщины и отданной матери. Разлука с сыном Сергеем нанесла ей большую боль. Тем временем высший мир отомстил Карениной за самовольно взятое счастье, за брошенный ему вызов. Знакомые отвернулись, подчеркивая свое презрение, а бывшие друзья стали равнодушными к ней. Она чувствовала себя так, будто ее поставили возле «позорного столба». Анна страдала, чувствовала вину, но отстаивала свое право на свободу и счастье. Вынужденная одинокость, узкий круг интересов, в которое поставило ее сама жизнь, напрасные поиски какого-то занятия, что захватило бы ее и заставило забыть о своем положении, о разлуке с дорогим ей сыном, - все это трудным камнем легло на душу Анны. Только любовь к Вронскому, вера в его чувство предоставляли ей силы.

Избранник Карениной был типичным представителем дворянской «золотой молодежи». Здоровый, красивый, богатый человек, он жил по правилам высшего мира. В полку Вронский был общим любимцем, его воспринимали как счастливого избранника судьбы. И сам он был благосклонен к обычному быту дворянской военщины со всеми его атрибутами - строевой службой, вином, картами, конями и легкими связями. Очарованный духовной красотой Анны, Вронский страстно пришел в восхищение ею и в то же время понял, что связь с замужней женщиной из высшего мира прибавит ему блеска в глазах его товарищей. Любовь победила те мелкие чувства, оказалась искренней и серьезной. Ради того он пошел в отставку, отказавшись от блестящей карьеры, порвал с высшим миром. Больше того, он начал замечать непристойность и плачевность дворянского мира, его лицемерие и низость. Однако удержаться на той высоте Вронский не смог. Слишком сильными были бывшие привычки и связи. Он снова ощущал неудержимый порыв к давно знакомому обществу, к обычным развлечениям. И в любви Анны, в ее стремлении удержать его он бессознательно усматривал препятствие своим стремлениям и давал ей это ощутить.

Круг замкнулся . Свое отчаяние, разочарование Анна перенесла на весь мир: «Везде неправда, везде вранье, везде властвует зло!» Несчастная женщина пришла к отчаянию, у нее возникли даже мысли о том, что не следует жить дальше, о собственной смерти, которая, возможно, подвергла наказанию бы Вронского, нанесши ему большую боль. И страшная развязка трагедии неизбежно настала...

Эпиграф романа «Мнет отмщение и аз воздам» имеет символическое содержание, он не только говорит о вине Анны и наказании за нее, сколько является своеобразным предупреждением лицемерам из высшего мира, которые считали, что имели право судить и наказывать женщину, которая есть такой искренней в своих чувствах. «Не вам судить ее!» - будто говорит этой системой образов сам автор романа.

Анализ романа "Анна Каренина" Л. Толстого

Толстой, ты доказал с терпеньем и талантом,
Что женщине не следует "гулять"
Ни с камер-юнкером, ни с флигель-адъютантом,
Когда она жена и мать.
Н.А.Некрасов.

Роман «Анна Каренина» одно из величайших произведений русской литературы. В романе объединены черты, характерные нескольким видам романного творчества. В первую очередь произведение можно охарактеризовать как семейный роман . В центре сюжета жизнь и судьба нескольких семей. Семейные отношения и конфликты выдвинуты на первый план произведения. В тоже время через историю семейных отношений описывается множество социальных и общественных процессов, а судьбы героев раскрывают их внутренний мир, развитие их личности. Поэтому роман может характеризоваться и как психологический и социальный . Все слои органично вписываются в канву сюжета. Такая многоплановость также показывает черты романа-эпопеи, характерные и другим произведения Льва Толстого.

Роман пропитан духом своего времени . Читатель попадает на балы и светские салоны, знакомится с делами высокопоставленных лиц и чиновников, встречает идеи и вопросы, волновавшие общество. В романе также описывается жизнь простых крестьян и рабочих.
Роман построен на двух основных линиях - обличения светской и буржуазной жизни и культуры общества того времени(раскрытой через историю Анны, Каренина и Вронского) а также изображения патриархально - усадебного уклада жизни(история Левина и Кити).

Главной идеей романа стала «мысль семейная». На примерах судеб своих героев Толстой показывает примеры счастья и несчастья в семье и браке. Проблематика произведения - это вопросы о браке, любви и семье, рассматривает в связи с самыми разнообразными сторонами современной героям действительности, времени,когда на смену политическим и нравственным основам крепостнического строя пришли новые, буржуазные.

И все же в первую очередь роман захватывает своим сюжетом, историей драматической любви Анны и Вронского, чистой и романтической любви Левина и Кити. Толстой тонко и точно описывает нам характеры героев. По ходу произведения каждый персонаж не только раскрывает свой характер, но и меняется,развивается. Автор преподносит читателю множество своеобразных средств и приемов, таких как «внутренний монолог» и « психологический комментарий». С их помощью удается с особенной глубиной раскрыть внутренний мир героев.

Тема романа - это не только семейные отношения, но и множество общественных, социальных и философских вопросов. Роман « Анна Каренина» давно признан классикой русской литературы. Великий автор сумел соединить в романе множество судеб, сохранив при этом композиционную и художественную целостность, с тонкостью искусного психолога передать драматизм судеб героев, их переживаний и конфликтов.

Проблематика романа «Анна Каренина» Л.Н. Толстого

Семья, брак (роль семьи в жизни человека («мысль семейная» (Л. Толстой) поиски основ крепких семейных связей: «все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастна по-своему »).

Взаимоотношения родителей и детей (право женщины / мужчины в жизни за движениями своей души или долг перед членами своей семьи, прежде всего детьми - судьба Сергея Каренина и маленькой Ани.)

Место человека в обществе.

Смысл бытия.

Жизнь и смерть.

Обязанности и ответственности.

«Анна Каренина» начинается фразой, которая является психологическим ключом произведения:
«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему».
Пафос романа состоит не в утверждении духовного единства между членами семьи, а в исследовании разрушения семей и человеческих взаимоотношениях.

Главная проблема романа развивается на примере нескольких семейных пар:
Анна + Каренин
Долли + Облонский
Китти + Левин
Во всех случаях автор так и не находит ответа на волнующие его вопросы: как живет человек в семье и в обществе, можно ли ограничиться только рамками семьи? В чем секрет человеческого счастья?

Семья «неправильная»:

Семья Анны и Алексея Карениных : построена из расчета, без любви. Муж старше на 20 рокив.

Семья Анны и Вронского : построена на любви, но не узаконена, поэтому не признается в обществе, осуждается. Становится бременем для всех: Вронский не может себя полностью посвятить семье; Анна страдает от изоляции в обществе, от разлуки с сыном, от ревности.

Семья Облонских: Стива постоянно изменяет, Долли вынуждена мириться

Семья «правильная»:

Семья Левина и Кити : основывается на любви и верности друг другу; имеют близкие взгляды на семейную жизнь

Долли полностью посвятила себя семье и детям, но не нашла счастья, потому что ее муж - Степан Аркадьевич Облонский постоянно изменяет ей, и не видит в этом ничего предосудительного. Для него нет ничего необычного в измене, и хотя он любит Долли и своих детей, он не понимает, что счастье и нормальные семейные отношения не могут быть построены на лжи. Долли решила сохранить семью и обман продолжается. Автор подчеркивает, что не имеет значение, изменяет ли ей Стива и дальше, главное - нарушено внутреннее духовное единство между людьми, каждый живет сам по себе, и руководствуется не велениями собственного сердца и не принципами христианской морали, а светскими законами, которые сами по себе противоречат природной морали.

Во внешне гармоничной семье Левина и Китти т оже нет счастья, хотя она и построена на взаимной любви. Замкнутый мир брака не дает Левину ощутить полноту жизни ответы на вопросы о смысле бытия. Не случайно в романе появляется образ поезда, ставший символом всей эпохи, которая неуклонно двигается на человека, угрожая его существованию. Поэтому семейная трагедия Анны Карениной - это закономерное отражение духовных и социальных противоречий времени.

В романе есть и другие семейные истории: матери Вронского, княжны Бетси и т.д. Но не в одной нет «простоты и правды». Фальшивой жизни аристократов противопоставляется жизнь народа, где еще сохранились настоящие ценности. Семья крестьянина Ивана Парменова живет намного счастливее богачей. Но, как замечает Левин, духовное разрушение проникло и в народную среду. Он наблюдает обман, хитрость, лицемерие среди крестьян. Все общество захвачено внутренней духовной гнилью, нарушены важнейшие моральные принципы, что приводит к драматичной развязке.

Особенность композиции романа в том, что в центре него - две истории, которые развиваются параллельно: история семейной жизни Анны Карениной, и судьба дворянина Левина, который живет в селе и стремиться усовершенствовать хозяйство. Это главные герои романа. Их пути пересекаются под конец произведения, но это не влияет на развитие событий романа. Существует внутренняя связь между образами Анны и Левина. Эпизоды, связанные с этими образами, объединены между собой контрастом, или по закону соответствия, так или иначе, дополняют друг друга. Эта связь помогает автору продемонстрировать ненатуральность, фальшивость человеческой жизни.

Выделим образные центры в романе Л.Н. Толстого “Анна Каренина”:

Анна - Левин. Их объединяют желания, которые окружающим непонятны, и из-за этого они оба страдают.
Анна - Анна. С одной стороны - Анна с любовью - жалостью к мужу, с другой - с любовью - страстью к Вронскому. Общего между ними то, что ни в одном из случаев Анна не обманывает, для нее любовь и ложь несовместимы.
Долли - Кити. Их объединяет то, что они обе несчастны, хотя у обеих внешне счастливый брак. Долли несчастна из-за измены мужа, но ее несчастий никто всерьез не воспринимает, а Кити не понимает Левина, его устремлений.
Стива - Анна. Их также объединяет внешне счастливые браки и внешнее соблюдение приличий и правил общества. Разница в том, что Облонский эти правила принимает, живет по ним, а Анна нарушает, поскольку не может жить, обманывая себя.

И Каренин, и Анна были сиротами , не имели в детстве семьи. Вронский воспитывался в Пажеском корпусе, ведь мать, «светская львица», занималась только собой. Итак, навыки семейной жизни, семейные традиции не были в них заложены с детства, и это не способствовало созданию крепких собственных семей. Большое значение имело также развито не слишком развито чувство долга и многие другие факторы.

Анализ образа Анны Карениной в одноименном романе Толстого

Исследователи творчества Л. Н. Толстого утверждают, что большое влияние на писателя имел роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин»: Лев Николаевич как будто рассуждал о том, что было бы с пушкинской Татьяной, если бы она не отказалась от претензий Онегина и нарушила свой долг перед семьей и мужем.

Да и внешний облик своей героини Л. Н. Толстой описывал, представляя старшую дочь А. С. Пушкина, Марию Александровну Гартунг (1832-1919).

Второй прототип героини Л. Н. Толстого - Анна Степановна Пирогова, которую несчастная любовь привела к гибели - она кинулась под товарный поезд.
Однако реальные факты действительности не определяли творческие замыслы писателя.
«Надо наблюдать много однородных людей, чтобы создать один определенный тип», - говорил Л. Н. Толстой.

Анна Каренина - светская замужняя женщина, мать восьмилетнего сына. Благодаря своему мужу занимает высокое положение в обществе. Она живет, так же как и все из ее круга общения, обычной светской жизнью. Отличается от остальных моральной чистотой, неумением приспосабливаться к обстоятельствам, лицемерить. Она всегда чувствовала фальшь окружающих отношений, и это чувство усиливается после встречи с Вронским.

Любовь Анны и Вронского была не счастливой. Хотя они и закрывали глаза на светский суд, но все равно что-то им мешало, они не могли полностью погрузиться в любовь.

Толстой как реалист и тонкий психолог объясняет трагическую обреченность любви Анны и Вронского не только внешними причинами - пагубным влиянием общества, но и глубокими внутренними обстоятельствами, которые спрятаны в душах героев. Писатель избегает однозначных характеристик героев.

Анна - свободолюбивая, духовно одаренная, умная и сильная женщина, но в ее чувствах было «что-то жестокое, чужое, бесовское». Ради страсти она забывает про свой материнский долг, не замечает страданий Каренина. Живя с Вронским, Анна не понимает его желания иметь совместных детей, создать настоящую семью. В финале произведения ее уже трудно узнать: она не растворяется всем сердцем в своих чувствах, не дарит себя любимому мужчине, а наоборот требует лишь безропотного подчинения и служения себе, хотя и не перестает любить Вронского.

Завершив рассказ о героине, Толстой не решил всех волнующих вопросов: кто виноват в ее смерти? Что толкнуло ее на самоубийство? Почему Анна не смогла довольствоваться браком с Карениным и новыми семейными отношениями с Вронским? Почему женщина, которая превыше всего ценила любовь, в конце концов, от нее и погибла? Автор не заканчивает роман гибелью Анны Карениной, он осознает, что трагический конец жизни героини - следствие глубокого расстройства душевных ценностей, морального разрушения цивилизации.

«Противоречивый образ Анны Карениной»

Краткий пересказ, краткое изложение содержания - переходи по ссылке.

В романе «Анна Каренина» Толстой выступает не только как великий художник, но и как философ-моралист и социальный реформатор. Он ставит в” романе ряд вопросов, которые волновали его в эпоху, когда в России «всё переворотилось» и только начинало укладываться. Среди этих вопросов два особенно привлекали внимание Толстого: вопрос о положении женщины в семье и обществе и вопрос о роли в стране дворянского класса и его перспективах.

В плане постановки, «проблемы семьи» трактуется Толстым образ Анны Карениной.

Толстой осуждает Анну не за то, что она со всей смелостью сильного и прямого человека бросила вызов лицемерному светскому обществу, а за то, что она посмела ради личного чувства разрушить семью. В автобиографическом образе Левина Толстой вскрывает свой собственный путь искателя смысла жизни, утверждая ряд таких взглядов, к которым он пришёл трудным, мучительным путём.

Толстой призывает дворянство бросить безнравственную, пустую и нездоровую городскую жизнь, грозящую разорением и вырождением, и обратиться к своему основному, исконному делу - организации сельского хозяйства на условиях, примиряющих интересы крестьянина и помещика. Взгляды Толстого, выраженные в романе, во многом утопичны. Заслуга Толстого в том, что он в переломную эпоху русской жизни поставил важные и сложные вопросы, привлекая к ним внимание общества. Оценивая эту заслугу писателя, В. И. Белинский говорит: «Рисуя эту полосу в исторической жизни России, Л. Толстой сумел поставить в своих работах столько великих вопросов, сумел подняться до такой художественной силы, что его произведения заняли одно из первых мест в мировой художественной литературе» (В И. Белинский).

Роман написан рукой гениального мастера. Глубина психологической обрисовки образов, тонкость и своеобразие портретной живописи, поразительное мастерство пейзажа, прелесть художественной простоты языка, реализм в изображении быта - всё это делает роман одним из величайших художественных произведений русской литературы.

Он отдавал себе ясный отчёт в том, что в стране назревает социальная катастрофа. Замечание о том, что в стране всё «переворотилось» и только начинает укладываться, мы видим уже в романе «Анна Каренина». А в дневнике за 1881 г. он записывает: «Революция экономическая не то, что может быть, а не может не быть. Удивительно, что её нет».

В «Исповеди» (1879-1881) он рассказывает, какой переворот произошёл с ним после того, как он сблизился с «рабочим народом», т. е. с крестьянской массой.

«Со мной случилось то, что жизнь нашего круга - богатых, учёных - не только опротивела мне, но потеряла всякий смысл. Все наши действия, рассуждения, наука, искусство,- всё это предстало мне в новом значении. Я понял, что всё это - одно баловство, что искать смысла в этом нельзя».

Так Толстой приходит к разрыву с дворянским классом. Мы знаем, что этот перелом в мировоззрении и настроениях писателя готовился давно. Кризис 80-х годов был лишь завершением длительной и сложной полосы исканий, сомнений, противоречий Толстого. Теперь он полностью переходит «а позиции патриархального крестьянства и с этих позиций обрушивается на государственный строй России, на быт и мораль привилегированных классов.

Этот перелом приводит Толстого к отрицанию государства, церкви, собственности. Белинский говорит об этом переломе: «По рождению и воспитанию Толстой принадлежал к высшей помещичьей знати в России,- он порвал со всеми привычными взглядами этой среды и, в своих последних произведениях, обрушился с страстной критикой на все современные государственные, церковные, общественные, экономические порядки, основанные на порабощении масс, на нищете их, на разорении крестьян и мелких хозяев вообще, на насилии и лицемерии, которые сверху донизу пропитывают всю современную жизнь» (Белинский).Однако, вскрыв всё лицемерие и ужас капиталистической системы, основанной на жесточайшей эксплуатации человека человеком, Лев Толстой не сделал для себя правильного вывода о необходимости революционной борьбы для уничтожения капитализма. Путь преодоления социальной несправедливости он ошибочно увидел в моральном перерождении людей, а не в социальной резолюции. Свою новую точку зрения, в свете которой он критически переосмысливал все жизненные явления, Толстой сформулировал в трактате «Так что же нам делать?». Он писал: «Только кажется, что человечество занято торговлей, договорами, войнами, искусством; одно дело для него важно и одно только дело оно делает: оно уясняет себе нравственные законы, которыми оно живёт. Но это уяснение нравственного закона есть ке только главное, но единственное дело всего человечества».

Путь к счастью он видит в нравственном самоусовершенствовании, в непротивлении злу насилием и в опрощении. К группе этих последователей принадлежали люди самых различных категорий; были среди них такие, которые искренне и наивно.верили в непогрешимость учения Толстого и даже пробовали устроить свою жизнь по рецептам Толстого; были просто растерявшиеся интеллигенты, надеявшиеся найти в словах Толстого ответы на мучившие их вопросы; были и лицемеры, использовавшие близость к Толстому в своекорыстных целях.

Сколько сердец, столько и родов любви.

Л. Толстой

«Я часто сажусь писать одно и вдруг перехожу на более широкие дороги, - при­знавался Толстой, - сочинение разрастается». Так случилось и с «Анной Карениной». В самом начале работы над романом автор говорил: «Сюжет романа - неверная жена и вся драма, происшедшая от этого». Но этот сюжет составлял только внешнюю, собы­тийную основу его книги. А внутренний смысл повествования вышел далеко за пределы семейной истории. В романе можно выделить несколько тем, волновавших Толстого: семья и брак, разрушение дворянского уклада жизни и попытки спасти его, пробле­мы взаимоотношения личности и общества, вопросы государственного устройства, хозяйственные реформы. Можно сказать, что в целом писатель стремится понять все «мироустройство человеческое», в котором, конечно, есть место и любви. Тему любви в романе Толстого нельзя отделить от других и рассматривать ее, не касаясь проблем нравственных, социальных. «Все смешалось в доме Облонских!» Эта фраза не только начинает роман «Анна Каренина», она отражает его характерную черту: в нем все сме­шалось, как в самой жизни, все переплелось и запуталось. В книге столько проблем, столько возникает вопросов! А ответов на них нет. И нет, наверное, другой такой сложной и глубокой книги о любви, о семье, о счастье.

Казалось бы, все логично и просто. Все мечтают о любви, ждут ее. Потому что лю­бовь - это первый шаг к счастью. И путь к нему - самый надежный и верный - лежит через семью. В романе Толстого все главные герои любят или хотя бы слегка влюблены, в кого-то: Вронский в Каренину, Анна во Вронского, Каренин любит свою жену, Долли Облонская - своего мужа, Левин - Кита Щербацкую и т. д. И этот период влюбленности и ожидания счастья, по-моему, самый счастливый в жизни героев. Но как трлько Толстой соединяет любящих друг с другом - начинаются проблемы. «Все счастливые семьи по­хожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». В романе «Анна Каренина» все семьи несчастливые. Создается такое впечатление, что брак и семья - это Не мост между любовью и счастьем, а какая-то неодолимая преграда между ними. Но так не должно быть. Почему так сложно и болезненно происходит воссоединение даже тех, кто любит друг друга? И куда потом уходит любовь? Кто виноват в этом?

Может бьггь, дело в самой любви? Любовь у Толстого - понятие сложное. Это вовсе не светлое и радостное чувство, а очень тревожное, неспокойное, обязательно связанное со страданием и даже с ужасом. Так, Вронский накануне своего соединения с Анной, обещая ей любовь и всего себя, говорит: «Я не вижу впереди спокойствия ни для себя, ни для вас». Анна же испытывает «чувство стыда, радости, ужаса перед этим вступлением в новую жизнь». Чувство ужаса испытывает и Каренин «перед возможностью любви в его жене к кому-нибудь, кроме него». Затем к чувству ужаса и тревоги добавляются страда­ния от ревности, от непонимания, от неизбежной лжи. Потом приходит сознание своей вины перед теми, кого любишь, итеми, кого заставил страдать, лишив их своей любви. «Любовь. Я оттого и не люблю этого слова, - говорит Анна, - что оно для меня много значит, больше гораздо, чем вы можете понять». Наверное, это очень важно - уметь понять того, кого любишь. Ведь «сколько сердец, столько и видов любви», - считает героиня Толстого. Может быть, для того, чтобы любовь, семья и счастье соединились в единое понятие, нужно, чтобы два сердца совпали в своем представлении о любви и это не касалось бы больше никого и никому не мешало, не разбивало бы других сердец.

Мне кажется, что любовь Анны и Вронского закончиласьтрагедией не только потому, что героиня поздно встретила свою любовь и чувство вины перед сыном и мужем мешало ее счастью. Даже если бы они встретились раньше, финал мог остаться таким же. Ведь Анна и Вронский воспринимают это чувство по-разному. Для Вронского любовь - толь­ко часть его жизни, жизни внутренней, которая теперь «была наполнена страстью». Но жизнь «внешняя оставалась неизменной. В полку его любили и уважали. И он любил эту жизнь». Его жизнь - это служба, свет, любимое занятие (лошади) и любовь к Анне. Для нее же осталась только любовь. И чем она сильнее, тем меньше шансов на совпадение и больше простора для непонимания.

Прочитав роман, с уверенностью можно сказать только то, что любить - это так же непросто, как и жить. И, может быть, именно эта непостижимая сложность любви и жизни так притягивает нас. «Ежели бы мне сказали, - писал Л. Н. Толстой, - что я могу написать роман, которым неоспоримо установлю кажущееся мне воззрение на все вопросы, я бы не посвятил и двух часов труда на такой роман, но ежели бы мне сказали, что то, что я напишу, будут читать теперешние дети через двадцать лет и будут над ним плакать и смеяться, и полюблять жизнь, я бы посвятил ему всю свою жизнь и все свои силы».