Прокурорская проверка. Как узнать о предстоящей плановой проверке объекта органом государственного пожарного надзора Как организовать прокурорскую проверку предприятия


Это не сложно. Есть два способа.

Способ первый – узнать заранее. Подходит для тех, кто не любит неизвестности и все предпочитает планировать заранее.

Заходим на сайт Генеральной прокуратуры РФ: http://www.genproc.gov.ru/

Крутим колесо «мыши» и спускаемся по странице вниз:

Нажимаем на кнопку «Сводный план проверок субъектов предпринимательства» и оказываемся на следующей странице:

Жмем «Сводный план проверок субъектов предпринимательства на 2012 год» и переходим в следующий раздел:

Вводим в соответствующие поля данные своей организации.
Достаточно ввести только идентификационный номер налогоплательщика (ИНН). Наименование контролирующего органа вводить бессмысленно – все равно система выдаст абсолютно все виды проверок, запланированные различными надзорными органами. Если не вводить период проверок, то система выдаст результаты поиска за весь год. Выбирать регион имеет смысл только если организация имеет развитую филиальную сеть в различных субъектах Российской Федерации.

Введем, например, вот такие данные:

И узнаем, что проверка ОАО «АвтоВАЗ» Управлением надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Самарской области, продолжительностью 20 рабочих дней, запланирована с 29.04.2012 г.

Заодно увидим, что одновременно с проверкой ОАО «АвтоВАЗ» органом ГПН будут проводиться проверки того же объекта Росприроднадзором и Роспотребнадзором. А также проверки трех различных объектов ОАО «АвтоВАЗ», расположенных на территории Шигонского района Самарской области, Комитетом по управлению муниципальным имуществом одноименного муниципального района, в котором не знают как правильно пишется наименование проверяемой организации.

Есть еще два пути получить ту же информацию:

1. На официальном сайте МЧС России: Деятельность > Планы и результаты проведения плановых проверок > Планы проведения плановых проверок на 2012 год > Наименование территориального органа (Регионального центра) МЧС России: http://www.mchs.gov.ru/activities/?ID=703877 . В результате будет скачан архив файлов MS Excel, с графиками проверок по каждой области, входящей в состав соответствующего федерального округа.

2. На сайте Главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации. Например, для Самарской области – на сайте Главного управления МЧС России по Самарской области (http://www.63.mchs.gov.ru/): Направления деятельности > Планы и результаты проведения плановых проверок > План проведения плановых проверок. В результате будет скачан архив с файлом MS Excel План плановых проверок на 2012 год.xls. В частности, по Самарской области на 2012 год запланированы проверки 5 375 объектов.

В этом случае Вы дополнительно узнаете:
— перечень и адреса всех объектов, подлежащих проверке,
— цель проведения проверки (проверка соблюдения требований пожарной безопасности, либо в области ГО и ЧС, либо – и то и другое);
— основание для проведения проверки;
— вид проверки (документарная или выездная).

И еще: если данные трех источников расходятся, то верить следует Генеральной прокуратуре РФ.

Способ второй – Вам сообщат, незадолго до того, как. Подходит для тех, кто любит сюрпризы.

О проведении плановой (документарной и выездной) орган государственного пожарного надзора обязан уведомить юридическое лицо или индивидуального предпринимателя не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения органа ГПН о проведении плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.
Под «не позднее чем в течение трех рабочих дней» чаще всего понимается «не позднее чем, за три рабочих дня».

В настоящее время всех хозяйствующих субъектов заставляют привыкать к постоянным проверкам различных госорганов. Отдельно хотелось бы выделить – прокурорские проверки. Давайте разберемся, что это такое и как действовать в такой ситуации, вместе с партнером рубрики «Аграрное право» – Центром юридического сопровождения «Авега».

Часть 1.

Что это такое и основания проверки:

Прокуратура осуществляет проверку исполнения законов государственными органами, их должностными лицами, коммерческими и некоммерческими организациями.
Основанием для проведения проверки является информация о фактах нарушения законов, требующая принятия мер прокурором. Повод для проведения проверки – обращения граждан, сообщения в СМИ, материалы гражданских, уголовных, административных дел.
Решение о проведении проверки принимает прокурор или его заместитель, которое доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня ее начала, решение о расширении предмета проверки или о начале новой – не позднее дня принятия. В решении указываются цели, основания и предмет проверки.

Предмет проверки:
Закон относит к подведомственности прокуратуры все то, что не входит в компетенцию специальных контролирующих органов, так как органом прокуратуры запрещено подменять другие контролирующие органы.

Срок проверки:
По общему правилу срок проведения проверки не должен превышать 30 календарных дней со дня начала проверки. В исключительных случаях он может быть продлен:
- первоначально по решению прокурора или его заместителя не более чем на 30 календарных дней;
- в дальнейшем по решению Генерального прокурора РФ или уполномоченного им заместителя – еще не более чем на 30 календарных дней.
В срок проведения проверки не включается:
- срок, на который проверка приостанавливалась;
- срок между датой окончания сроков для представления необходимых информации, документов и материалов или их копий, и датой их представления;
Прокурор при проведении проверки вправе:
- по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов;
- иметь доступ к документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;
- требовать от руководителей и других лиц необходимых документов и материалов или их копий, статистических и иных сведений;
- требовать выделения специалистов для выяснения возникших вопросов;
- вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

Срок, в течение которого вы обязаны предоставить запрашиваемые документы:
В течение двух рабочих дней с момента предъявления требования прокурора. В требовании прокурора могут быть установлены более длительные сроки.
В случае приостановления проверки документы и материалы, изъятые у проверяемого органа (организации), возвращаются проверяемому органу (организации), за исключением случаев, если указанные документы и материалы необходимы:
- для решения вопроса об уголовном преследовании;
- для проведения исследований, испытаний, специальных экспертиз, результаты проведения которых могут повлиять на выводы проводимой проверки.

Можно ли ознакомление с материалами проверки?
Коротко и ясно об этом сказано в Приказе Генеральной Прокуратуры РФ от 7 декабря 2007 г. № 195 – «Прокурорский надзор осуществлять гласно», то есть открыто.
При этом, ознакомление гражданина с материалами проверки осуществляется по решению прокурора, в производстве которого находятся соответствующие материалы, либо вышестоящего прокурора, принятому по результатам рассмотрения обращения гражданина, если материалы непосредственно затрагивают его права и свободы.
Здесь следует заметить, что ч. 2 ст. 5 ФЗ РФ «О прокуратуре РФ» позволяла отказывать прокуратуре в ознакомлении с материалами проверки, но Постановлением Конституционного Суда РФ от 18 февраля 2000 г. № 3-П она признана несоответствующей Конституции РФ «постольку, поскольку по смыслу, придаваемому ему правоприменительной практикой, он во всех случаях приводит к отказу органами прокуратуры в предоставлении гражданину для ознакомления материалов, непосредственно затрагивающих его права и свободы».
Иными словами, граждане в праве знакомиться с материалами проверки, за исключением документов, обладающих особым статусом (например, гостайна).

Результаты проверки:
Прокурорская проверка может не выявить нарушений.
В случае выявления нарушений прокурор вправе:
- внести протест на правовой акт, противоречащий закону, нарушающий права и свободы человека и гражданина;
- внести представление об устранении нарушения закона, прав и свобод человека и гражданина;
- вынести мотивированное постановление о возбуждении производства об административном правонарушении;
- вынести предостережение о недопустимости нарушения закона.

Часть 2.

Что делать?
Советы на все случаи жизни дать невозможно. Поэтому, предлагаем рассмотреть наиболее возможные ситуации:

Прокурор (его помощник) пришел в офис.
Прокурор обязан предъявить удостоверение и предъявить решение о проведение проверки.
Свяжитесь с юристом либо адвокатом и пригласите его для участия в процедуре проверки.
Обеспечьте видео- или аудиозапись процесса проверки в своем офисе.

Прокурор вправе требовать предъявления ему документов в соответствии с предметом проверки. Если он запрашивает документы, которые не относятся на ваш взгляд к сути проверки или его компетенции, то:
Вариант 1: предоставить эти документы и в последующем обжаловать эти действия вышестоящему прокурору или в суд.
Вариант 2: отказать в предоставлении этих документов. После возбуждения дела об административном правонарушении (неисполнение законных требований прокурора) доказывать незаконность этих требований.
Совет: ни в коем случае насильственно не препятствовать получению документов прокурором, т.к. это может вылиться в возбуждение уголовного дела.

Прокурор просит предоставить «все документы за три года».
Вариант 1: предоставить эти документы, а потом думать о необходимости обжалования этого требования в суде.
Вариант 2: отказать и потребовать конкретизировать список запрашиваемых документов. Требования представителя власти должны быть понятны и исполнимы. В этом случае отказ с указанием причин оформить письменно и направить в прокуратуру, указав, что после конкретизации перечня документы будут предоставлены.

Прокурор просит открыть сейф, допустить к бухгалтерской электронной базе и предоставить доступ к финансовым документам, за сохранность которых по закону несут ответственность руководитель и бухгалтер организации, а их в это время в офисе нет.
Вариант 1: отказать в предоставлении документов, объяснив причину, взять обязательство предоставить эти документы после возвращения указанных лиц. Отказ лучше оформить письменно и вручить прокурору под роспись либо иным способом, позволяющим отследить получение прокурором этого документа. Это позволит избежать административной ответственности за неисполнение требований прокурора, так как в данном случае отсутствует вина (непредставление документов связано не с вашими действиями, а с объективными причинами)
Вариант 2: предоставить эти документы, с последующим обжалованием этих действий в суде.

Прокурор хочет опросить сотрудников организации.
Вариант 1: хотеть не вредно, но статью 51 Конституции РФ пока никто не отменял («Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников»)
Вариант 2: дать объяснения.
Совет : перед дачей объяснений обязательно проконсультируйтесь с адвокатом или юристом, лучше объяснения давать в его присутствии.

Прокурор в ходе опроса задает вопросы, не относящиеся к предмету проверки.
Вариант 1: отвечать на них.
Вариант 2: отказаться отвечать на них, обязательно письменно отразив в этой части свои замечания в опросном листе.

Прокурор хочет забрать оригиналы документов из офиса.
Совет : обязательно составить список передаваемых документов и передать их под роспись.

Прокурор требует предоставить ему копии документов в короткий неисполнимый срок (принести документы в прокуратуру или подготовить их к его приезду).
Совет : предоставить документы, которые успели фактически приготовить, в остальной части письменно уведомить об объективных причинах невозможности исполнить требование прокурора в полном объеме, указав срок, в который вы сможете уложиться.

Прокурор требует предоставить ему доступ к компьютерным базам.
Вариант 1: предоставить такой доступ.
Вариант 2: отказать, указав, что такие полномочия ст. 22 ФЗ РФ «О прокуратуре РФ» не предусмотрены. Прокурор вправе требовать материалы и документы. Документы на электронных носителях могут быть распечатаны и переданы на бумажном носителе.

Прокурор, получив документы и обследовав помещение, исчез на месяц.
Вариант 1: ждать, когда он вам соизволит сообщить о результатах.
Вариант 2: обратиться письменно со ссылкой на Постановление КС РФ и на законно Прокуратуре в прокуратуру с ходатайством об ознакомлении с материалами проверки и ее результатами.

Вы получили от прокурора представление, предостережение.
Вариант 1: если вы согласны с тем, что действительно в вашей работе были нарушения, необходимо устранить их и в месячный срок сообщить прокурору о результатах.
Вариант 2: если вы не согласны с актом прокурорского реагирования, необходимо обжаловать его в суд. Здесь необходимо иметь в виду, что действия и решения прокурора по такой проверке оспариваются в порядке административного судопроизводства, такое заявление должно быть подано в течение 3-х месяцев с момента совершения действия или получения решения прокурора. Внесудебный порядок обжалования действий и решений нижестоящих прокуроров неэффективен, ожидая реакции вышестоящего прокурора, можно пропустить срок судебного обжалования.

Часть 3 .

Если Вас позвали в прокуратуру для дачи объяснений, что делать?
В первую очередь, следует отметить, что вызов для беседы должен быть документально оформлен: либо повесткой, либо требованием о явке Вас или представителя организации в тексте поступившего письменного запроса. Устные приглашения явиться в прокуратуру не являются основанием для дачи объяснений по поставленным вопросам.
Помните, что вы можете отказаться от дачи объяснений.

Что нужно помнить во время беседы или дачи объяснений?
1. Если сотрудниками прокуратуры задаются общие (не конкретные вопросы), необходимо попросить разъяснить их.
2. В ходе беседы (опроса, допроса) предоставлять информацию только в рамках заданного вопроса. Ни в коем случае не стоит «додумывать» предоставляемую информацию. В случае отсутствия уверенности в объективности и достоверности предоставляемой информации, либо при просьбе о предоставлении информации, которой опрашиваемый не может обладать в силу своих функциональных обязанностей, отказываться от предоставления данной информации, обоснованно аргументируя свой отказ.
3. Не торопитесь отвечать. Некоторые следователи/специалисты специально применяют прием «ускорения» беседы. На вопросы вы имеете полное право отвечать –, «Не могу точно сказать», «Не помню» и т.д
4. При опросе в прокуратуре часто формируют свои вопросы так: «установлено, что…», «всем известно, что вы…», «каждому понятно…», «доказано, что…». Не следует воспринимать это как действительность т.к. это данные обороты направлены на получение «нужных» ответов.
5. Прокурор может говорить о том, что кто-то дал какие-либо пояснения. Например: «Директор филиала предоставил», «Начальник отделения сказал…», «Иванов пояснил…..». Необходимо попросить данные документы, прочитать их. Всегда должны быть конкретные вопросы. Иначе могут предоставлять только ту часть информации, которая выгодна только прокуратуре.
6. Часто вопросы могут формироваться «или-или», не забывайте, что может быть и третий вариант ответа.
7. Прокурор может спрашивать «Было ли это известно начальнику, директору, Иванову……..» Фраза строится так, как-будто один человек наверняка знает, что думает другой. Не стоит додумывать ответы.
8. Прокуроры часто используют трюизмы. Трюизм – это самое очевидное утверждение, используются для того, чтобы вызвать «да»-реакцию. Например: «Вы сидите тут у меня в кабинете, я пишу протокол объяснений, а вы должны давать пояснения…». Вроде всё правильно, дело происходит в кабинете – да, прокурор сидит с протоколом, заполняет – да, а вот с обязанностью давать пояснения или объяснения неочевидно, но после двух «да», как-то логичным кажется и третье утверждение, хотя оно не имеет ни какого отношения к первым двум. Следует обращать на это внимание.
9. В случае, возникновения сомнений в правомерности действий сотрудников прокуратур, в частности, при попытках оказания давления, необходимо помнить о том, что, согласно положениям ст. 51 Конституции РФ, гражданину предоставлено право не свидетельствовать против себя, супруга (супруги) и близких родственников. При ухудшении самочувствия в ходе опроса (допроса, объяснений, пояснений), вызванного изменением кровяного давления, сердечными и головными болями, которые могут привести к необъективному восприятию поставленных вопросов и формирования ответов на них, необходимо об этом заявлять с просьбой перенести беседу. Ухудшение здоровья рекомендуется фиксировать в медицинских учреждениях (справкой или больничным листом).
10. При составлении в ходе беседы (опроса, объяснений, пояснений) соответствующего протокола, необходимо внимательно ознакомится со сведениями, внесенными в него, прежде чем подписывать. При несогласии с чем-либо в тексте протокола (в частности, при искажении информации), следует настоять на внесении в протокол замечаний, либо внести их собственноручно, и только после этого – подписать протокол.
11. Необходимо воздерживаться от признания вины в чем-либо или обвинения какого-либо. Необходимо помнить, что факт виновности или невиновности устанавливает только суд, это не является прерогативой сотрудников прокуратуры или правоохранительных органов.
12. Не подписывайте протокол, если в нем имеются незаполненные графы или записи, противоречащие вашим словам.

Надеемся, наша информация была полезной для Вас. Самое главное правило – это соблюдение норм действующего законодательства, и тогда никакие проверки Вам не будут страшны.

Прокурорские проверки направлены осуществлять контроль над исполнением законов и выявлением фактов их грубого нарушения. Такое право обосновано Федеральным Законом №294 от 2008-года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении надзора и муниципального контроля».

Проверочные действия выполняются на основе поступающей извне информации или по инициативе прокуратуры. Помимо этого, есть плановые и внеплановые проверки. Если нет информационного повода из других источников, то субъектам следует готовиться только к плановой проверке. Это положение закреплено в статье 9 вышеупомянутого закона.

Что и кого может проверять прокуратура

Прежде всего, следует выяснить обязанности прокуратуры РФ при проверках. Например, должна ли она предупреждать о таком действии. В этом плане актуальны два закона: Приказ ГП №195 от 2007 года и Федеральный Закон «О прокуратуре РФ». Первый документ гласит, что проверки прокуратуры носят открытый характер.

О прокурорской проверке не предупреждают

Второй документ также в целом дает право гражданину и субъектам на ознакомление с обстоятельствами проверки. Но здесь учитывается правоприменительная практика. Так, согласно ему, субъекты права очень часто отказываются предоставлять данные, если работник прокуратуры не ознакомит их заранее с планом очередного проверочного мероприятия. Таким образом, право граждан на ознакомление сохраняется за ними. Но есть исключения. Например, когда речь идет о документах особого статуса.

Учитывая серьезность испытания для организаций, возникает логический вопрос — должна ли прокуратура уведомлять о проведении проверки или нет? Здесь имеется своя специфика, которая будет рассмотрена далее.

Этапы прокурорской проверки

Осуществляется данное действие в три этапа: подготовка, проверка и заключение. На первом этапе прокурор определяет поле задач: изучение ранее полученных сведений, основания, круг вопросов и лиц, участвующих в проверке. Если руководитель организации не отказывается от сотрудничества, то его можно и предупредить перед началом проведения данного действия.

Как проводится прокурорская проверка по жалобе гражданина на втором этапе? Это, собственно, сама процедура. Руководитель должен сопровождать лично или выделить помощника для прокурора. При необходимости прокурор назначает экспертизы, проводит беседы, ревизии и снимает копии с документов.

На заключительном этапе составляется акт, в котором указываются результаты проверочных действий. Если обнаружены нарушения, то докладывается об этом руководству, параллельно результаты передаются в компетенцию контролирующих органов. В дальнейшем прокурор следит за исполнением актов. В этом плане он может не ограничиваться отчетами руководства, а пустить в ход свои методы.

Существует три вида проверок:

  • выездная;
  • не выездная;
  • по факту жалобы.

Сроки осуществления мероприятия

Обратите внимание! Законно отведенный срок проверки составляет 30 дней. Если в течение этого отрезка времени проверяющие лица приостанавливали процесс, то эти дни в срок отсчета не включаются. Если в отведенное время проверочные мероприятия не достигли своих целей, то прокурор или его заместитель имеют полномочие продлить срок еще на 30 дней.

Следует разъяснить срок проверки и его особенности. В течение срока прокурор имеет полное право:

  • допрашивать сотрудников учреждения или других причастных к организации лиц. Допрос может происходить путем вызова в прокуратуру или в стенах проверяемой организации;
  • сотрудники обязаны обеспечить беспрепятственный вход или осмотр здания/территории и других помещений, относящихся к проверяемой организации;
  • на полный доступ ко всем видам документов, включая бухгалтерские. Подлинники или копии нужных документов должны предоставляться по первому требованию прокурора;
  • если возникают вопросы узко специализированного характера, то могут быть вовлечены специалисты организации. Руководство должно обеспечить их явку по требованию.

Обратите внимание! Есть ограничение по срокам, в течение которых необходимо предоставить запрашиваемые прокурором данные и документы – 2 дня. Если полученные материалы не требуют проведения экспертизы и не служат вещественными доказательствами на суде, то после проверки возвращаются в организацию.

Что проверяет прокуратура в организации и порядок проведения

Сфера компетенции прокуратуры регламентирована статьей 2 «Закона о прокуратуре». Согласно ей, прокуратура имеет право:

  • проверять исполнение законов и нормативных актов в государственных, частных коммерческих, некоммерческих структурах;
  • проверять соблюдение прав и свобод личности в данных секторах;
  • контролировать исполнение законов в области оперативно-розыскной деятельности и следствия;
  • контролировать деятельность судебных приставов;
  • проверять деятельность и правовую оценку органов исполнения наказания;
  • осуществлять правовую оценку в области уголовного права и судебной практики;
  • проверять деятельность правоохранительных органов в борьбе и профилактике с преступностью;
  • осуществлять надзор над возбуждением дел административного характера и их расследования.

Согласование порядка воздействия между этими органами и действиями прокуратуры описаны в статье 3 вышеназванного закона. Согласно ей, прокурор имеет право участвовать в судебных заседаниях любой инстанции, включая арбитражный. Функции прокурора в данном случае – проверить судопроизводство и опротестовывать незаконно принятые решения.

Важно! Прокурор не может заменить другие государственные органы. Он участвует на заседаниях только если поступала информация о незаконных действиях судебных органов.

Другой вопрос – может ли прокуратура проводить проверки без предупреждения или должен соблюдаться определенный порядок? Ответы далее.

Проверка документов

Может ли прокуратура проводить проверки внепланово и без предупреждения

Как уже говорилось, регламента прокурорских проверок не существует. Прокурор не обязан выписывать предостережение и может прийти в любой момент с целью проверочного действия. Так что внеплановая проверка прокуратуры без предупреждения – дело обычное. Закон обязует прокуроров реагировать на каждую жалобу по факту ее поступления.

Жалобы могут поступать от:

  • недовольных клиентов;
  • партнеров по бизнесу и контрагентов;
  • правоохранительных органов;
  • анонимны источников;
  • публикации в СМИ материалов с упоминанием той или иной организации.

Важно! Независимо от причин, любая организация или производство имеют право знать основание для проверки. В этих целях нужно написать письменное обращение в прокуратуру. Точно также, если проверка была проведена без законных на то оснований, ее можно обжаловать.

Основания для проверок указаны в ФЗ «О прокуратуре». Вдобавок к нему есть еще Приказ ГП от 2007 года, который исключает некоторые виды правонарушений из компетенции прокуратуры в пользу других ответственных органов.

Например, это:

  • подозрение в экстремистской деятельности;
  • в действиях, угрожающих национальной безопасности;
  • нарушения миграционного характера и т.д.

Иными словами, прокурор не может заниматься нарушениями, если они не входят в перечень его законной компетенции. Но он имеет полное право подмечать все факты нарушения в любом аспекте деятельности компании и передавать сведения на разбирательство ответственным органам. Например, если прокурор заметил нарушения Трудового Кодекса, то сообщит об этом в инспекцию труда.

Руководитель может сотрудничать с прокурором

Итоги проведения проверки прокуратурой

Проверка покажет, были ли правонарушения в деятельности организации или нет. В ходе этого действия могут быть обнаружены нарушения в различных сферах. Например, задолженность компании перед сотрудниками, нарушение норм и правил природопользования или неправильное начисление налогов.

Конкретного регламента для проверок не существует. С этой точки зрения у субъектов права почти нет возможности повлиять на ход мероприятия. Если проверка выявила нарушения, то прокурор осуществит один из следующих видов процедур:

  • в случае выявления нарушений в Трудовом, Гражданском Кодексе или других нормативных документов, защищающих права и свободы личности, составляется протест, направленный на устранение нарушений в законном порядке;
  • если обнаружено серьезное нарушение, причинившее вред государству или другим лицам, формируется постановление о возбуждении административного дела;
  • замечание в письменной форме о недопустимости подобных фактов правонарушений.

Другой резонный вопрос – как отслеживается законность действий или кто проверяет прокуратуру? Специального надзорного органа над прокуратурой нет, но сама система построена вертикально: вышестоящие органы проверяют нижестоящие.

По защите прав граждан и их примеры можно регулярно наблюдать в СМИ. Обычно после публикаций или жалобы следуют проверки и выясняются подробности многих фактов.

Включена ли организация или ИП в план проверок того или иного ведомства в 2018 году? Как это проверить? Обобщены ли эти планы на сайте Генеральной прокуратуры? Ответим на эти вопросы.

Сводный план проверок

Плановые проверки министерства и ведомства проводят на основании ежегодно утверждаемых планов. Такие проверки называют плановыми. Свои планы ведомства размещают на своих сайтах. Этого требуют в части 3 и 5 статьи 9 главы 2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ. Сводный план проверок по всем ведомствам на 2018 год размещен на сайте Генеральной прокуратуры. Именно там можно проверить, планируются ли проверки организации и ИП в 2018 году.

Чтобы выяснить, ждать ли фирме или ИП в 2018 году проверяющих из контролирующих органов, потребуется ввести в специальную форму поиска следующие данные (все сразу или некоторые из них):

  • ОГРН;
  • наименование организации;
  • месяц проверки;
  • наименование органа госконтроля;
  • адрес.

Планы на сайтах министерств и ведомств

Также поискать себя в планах проверок можно на сайта конкретных министерств и ведомств. Далее в таблице мы приводим ссылка на сайты с планами проверок на 2018 год.

Проверяющий орган Ссылка на план проверок
Минфин /ФНС Организации и предприниматели (сводный)
Минфин России/Федеральное казначейство Контроль аудиторских организаций*
ФСС/ ПФР Плановые выездные проверки ФСС России и ПФР проводят совместно. План-график таких проверок можно найти на сайте своего регионального отделения ФСС России
Минтруд России/Роструд Организации и предприниматели
Прокуратура Организации и предприниматели
Минэкономразвития России/ Федеральное агентство по управлению государственным имуществом Имущество в федеральной собственности
Минэкономразвития России/ Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии Земельный надзорЗемельный надзор
Минэкономразвития России/ Федеральная служба по аккредитации Аккредитованные лица
Минэкономразвития России/ Федеральная служба по интеллектуальной собственности Организации
Минздрав России/Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения Организации и предприниматели
Минздрав России/Федеральное медико-биологическое агентство Организации и предприниматели
Минпромторг России/Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии Организации и предприниматели
Минприроды России/Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Организации
Минприроды России/Федеральное агентство лесного хозяйства

Внесение изменений в Закон "О прокуратуре Российской Федерации", которые касаются порядка проведения прокурорских проверок.

Закон теперь четко устанавливает сроки проведения прокурорами проверочных мероприятий, а также исполнения теми, кого проверяют, требований надзорного органа.

В частности, согласно принятым изменениям, все необходимые материалы и документы должны представляться безвозмездно в течение пяти рабочих дней с момента поступления требования прокурора. А в ходе проведения проверок исполнения законов этот срок сокращается до двух дней. До одних суток сокращается срок подачи документов прокурорам при наличии угрозы жизни или здоровью граждан, имуществу, окружающей среде, безопасности государства, а также при наличии чрезвычайных ситуаций.

При этом срок проведения ревизии не должен превышать 30 календарных дней. В исключительных случаях он может быть продлен максимум еще на 30 дней. В то же время вышестоящим прокурорам предоставлено право продлевать сроки проверки, если все мероприятия не успели провести в срок. Прокуратура имеет право приостановить проверку на 6 месяцев.

В случае если и этого срока не хватает, то он может быть продлен еще на шесть месяцев, но только по решению Генпрокурора или уполномоченного им заместителя. Когда проверка приостанавливается, закон обязывает возвращать изъятые у организации материалы и документов. Исключение - если эти документы и материалы необходимы для решения вопроса об уголовном преследовании. Или проведения специальных экспертиз, которые в свою очередь могут повлиять на выводы проводимой проверки. Следует отметить, что время, на которое проверка приостанавливалась, не засчитывается в срок ее проведения.

Прокурорская проверка не должна превышать 30 дней, но может быть продлена на этот же срок

Если же она проводится в крупной организации, у которой есть подразделения в нескольких регионах России, то сроки будут исчисляются отдельно по каждому филиалу.

Кроме того, если раньше надзорное ведомство имело право проверять исключительно те материалы, которые относились к предмету проверки, то теперь закон расширил его полномочия. В случае если во время проверки прокурору станет известно и о других нарушениях закона в проверяемой организации, то он имеет право добавить новый предмет проверки или вообще начать новую проверку.

Вводится прямой запрет дублировать полномочия и проводить проверку вместо других органов власти. Также прокурор не вправе требовать у организации информацию, не обусловленную целями проверки или не относящуюся к ее предмету.

Такой же запрет относится и к получению материалов, которые ранее уже передавались органам прокуратуры или были официально опубликованы в СМИ либо были размещены на официальном сайте организации в Интернете.

А еще, согласно закону, вводится новый документ - "решение о проведении проверки". В решении в обязательном порядке указываются цели, основания и предмет проверки. С этим документом прокуроры обязаны знакомить проверяемых, еще до начала ревизии. Если во время проверки нарушений закона выявлено не было, то в течение десяти дней с момента ее завершения составляется акт. После чего копия акта направляется руководителю проверяемой организации.