Регистрация и учет юридических лиц. Государственная регистрация в качестве юридического лица и налогоплательщика


Документы в регистрирующий орган могут быть представлены как лично, так и направлены по почте с обязательной пометкой на конверте "РЕГИСТРАЦИЯ".

Здесь нужно обратить внимание на то, что одновременно с государственной регистрацией юридических лиц при их создании осуществляется процедура постановки на учет с присвоением идентификационного номера налогоплательщика - ИНН и кода причины постановки на учет - КПП налогового органа по месту нахождения организации. Выдача Свидетельств о государственной регистрации юридического лица и о постановке на учет в налоговом органе осуществляется на 5-й день после подачи документов на государственную регистрацию юридического лица. Дата получения свидетельств указана в расписке. Учредительные документы могут быть представлены в налоговый орган следующими лицами:

  • 1. учредителем юридического лица;
  • 2. руководителем юридического лица, выступающим учредителем регистрируемого юридического лица;
  • 3. иным лицом, действующим на основании доверенности. Общий перечень документов, представляемых в регистрирующий орган для осуществления государственной регистрации вновь создаваемого юридического лица, определен в Федеральном законе от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц”.

Перед тем как придти в регистрирующий орган, необходимо уплатить государственную пошлину за государственную регистрацию. Государственная пошлина взимается в размере 2000 рублей. Реквизиты для уплаты государственной пошлины можно узнать на информационных стендах регистрирующего органа.

Квитанцию об оплате государственной пошлины необходимо приложить к следующему пакету документов:

  • - подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. При этом заявителем, согласно ст.9 Федерального закона №129-ФЗ от 08.08.2001 г. "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" могут являться следующие лица;
  • руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;
  • учредитель (учредители) юридического лица;
  • руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;
  • иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления.

В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица. Форму заявления можно найти на информационных стендах в налоговом органе;

  • - для подтверждения оплаты уставного капитала для ООО - справка об открытии накопительного счета .
  • - решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • - учредительные документы юридического лица (подлинники или нотариально удостоверенные копии) желательно в 2-х экземплярах, так как один остается в регистрирующем органе, второй выдается Вам с отметкой регистрирующего органа;
  • - выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя.

В случае отказа предоставить дополнительно запрашиваемые документы, уполномоченные органы могут отказать в приеме документов или в государственной регистрации. В этом случае можно обратиться в арбитражный суд и оспорить действия регистрирующего органа. Если, обращаясь в суд, срок разрешения спора составит от 1 до 3 месяцев со дня принятия заявления к судебному производству. Если не обращаться в суд, необходимо в налоговый орган представить все запрашиваемые им документы.

После того как собран вышеуказанный пакет документов, можно его представить непосредственно в регистрирующий орган или же направить почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. Датой представления документов при осуществлении государственной регистрации является день их получения регистрирующим органом.

После того как регистрирующий орган получил пакет необходимых для регистрации документов, должна быть выдана расписка в получении документов с указанием перечня и даты их получения регистрирующим органом. Расписка должна быть выдана в день получения документов регистрирующим органом.

При поступлении в регистрирующий орган документов, направленных по почте, расписка высылается в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов регистрирующим органом, по указанному заявителем почтовому адресу с уведомлением о вручении. В расписке регистрирующий орган указывает день, в который можно прийти и получить свидетельство о государственной регистрации, либо решение об отказе в ней.

Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. По истечении этого срока необходимо явиться с распиской и получить либо свидетельство о государственной регистрации, либо решение об отказе в государственной регистрации. Когда выдаётся свидетельство о государственной регистрации, это значит, что сведения о юридическом лице внесены в государственный реестр.

Свидетельство выдается на основании решения о государственной регистрации, принятого регистрирующим органом и являющегося основанием для внесения соответствующей записи в государственный реестр. Кроме свидетельства выдаются учредительные документы (устав, учредительный договор, если учредителей более одного), с отметкой регистрирующего органа)

Тот момент, когда запись о юридическом лице внесли в государственный реестр, и будет являться моментом государственной регистрации юридического лица.

09.12.2002

С 1 июля 2002 года государственная регистрация юридических лиц возложена на налоговые органы. В целях упрощения для налогоплательщиков процедуры постановки на учет в налоговых органах теперь она предусмотрена при государственной регистрации юридических лиц. В статье излагается процедура регистрации и постановки на учет в налоговых органах вновь созданного юридического лица, а также юридических лиц, возникших в результате реорганизации.

Понятие государственной регистрации юридических лиц дано в ст. 1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" (далее -- Закон № 129-ФЗ). Государственной регистрацией юридических лиц (далее -- государственная регистрация) является акт регистрирующего органа, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также иных сведений о юридических лицах в соответствии с Законом № 129-ФЗ. С 1 июля 2002 года государственную регистрацию юридических лиц осуществляют территориальные органы МНС России.
Сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц вносятся в государственный реестр на основании документов, представленных заявителем при государственной регистрации юридических лиц и внесении изменений в государственный реестр. Государственная пошлина за государственную регистрацию составляет 2000 руб.
Отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных Законом № 129-ФЗ необходимых для государственной регистрации документов или их представления в ненадлежащий регистрирующий орган.
В соответствии со ст. 8 Закона № 129-ФЗ государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия такого исполнительного органа -- по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Уполномоченным лицом, представляющим документы в регистрирующий орган (заявителем), могут являться следующие физические лица:
-- учредитель (учредители) юридического лица;
-- руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;
-- иное лицо, действующее на основании доверенности или иного полномочия, предусмотренного федеральным законом или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления.
Формы заявления о государственной регистрации юридического лица при создании, а также заявления о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, утверждены постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 № 439 "Об утверждении форм документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, и требований к их оформлению" (далее -- постановление № 439). Заявление удостоверяется подписью заявителя с указанием паспортных данных или в соответствии с законодательством Российской Федерации данных иного удостоверяющего личность документа. Это может быть, например, паспорт моряка, дипломатический паспорт и др. В заявлении также указывается идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) (при его наличии). Подпись заявителя на заявлении о государственной регистрации юридического лица должна быть нотариально удостоверена (ст. 9 Закона № 129-ФЗ).
Датой представления документов при государственной регистрации является день их получения регистрирующим органом. В этот же день заявителю выдается расписка в получении документов с указанием перечня и даты их получения.
Заявитель может представить документы в регистрирующий орган непосредственно или путем направления почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. В этом случае при поступлении в регистрирующий орган документов расписка высылается по указанному заявителем почтовому адресу с уведомлением о вручении в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов регистрирующим органом.

Вновь созданные юридические лица

При государственной регистрации создаваемого юридического лица на основании ст. 12 Закона № 129-ФЗ в регистрирующий орган предоставляются:
-- заявление о государственной регистрации юридического лица при создании;
-- решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;
-- учредительные документы юридического лица (подлинники или нотариально удостоверенные копии).
Юридическое лицо действует на основании устава либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора (ст. 52 ГК РФ). В предусмотренных законом случаях юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида.
Так, например, хозяйственные товарищества (полное товарищество, товарищество на вере) действуют на основании учредительного договора; общества с ограниченной ответственностью -- на основании учредительного договора и устава; производственные кооперативы -- на основании устава;
-- выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица -- учредителя;

По данным документам в срок не более чем пять рабочих дней со дня их представления в регистрирующий орган вносится запись в единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) и не позднее одного рабочего дня выдается (направляется) заявителю свидетельство о государственной регистрации юридического лица. Форма свидетельства утверждена постановлением № 439.
Порядок постановки на учет в налоговом органе созданных или вновь возникших при реорганизации юридических лиц, прошедших государственную регистрацию, утвержден приказом МНС России от 09.08.2002 № БГ-3-09/426 (зарегистрирован в Минюсте России 03.10.2002 № 3830). Им предусмотрено, что одновременно с заявлением о государственной регистрации юридического лица при создании и комплектом перечисленных выше документов подается заявление о постановке на учет в налоговом органе юридического лица , образованного в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма данного заявления утверждена приказом МНС России от 27.11.98 № ГБ-3-12/309 (зарегистрирован в Минюсте России 22.12.98 № 1664).
В адресной части заявления о постановке на учет в налоговом органе в наименовании налогового органа указывается орган, осуществивший государственную регистрацию. Датой подачи заявления является день его предоставления в регистрирующий орган.
Заявление о постановке на учет в налоговом органе заполняется в упрощенном виде (пункты 1 и 2 раздела I, пункты 1 и 2 раздела II). Приложения №№ 1-4 не заполняются. Заявление заверяется подписью лица, подписавшего заявление о государственной регистрации юридического лица при создании, с указанием в п. 6 раздела II его фамилии, имени и отчества.

На основании заявления о постановке на учет в налоговом органе и представленных при государственной регистрации документов налоговый орган, осуществивший государственную регистрацию юридического лица, в течение пяти дней со дня регистрации ставит его на учет в качестве налогоплательщика и в тот же срок выдает (направляет по почте) свидетельство о постановке на учет в налоговом органе .
Если имеется такая возможность, налоговый орган может выдать (направить) налогоплательщику-организации свидетельство о постановке на учет в налоговом органе одновременно со cвидетельством о государственной регистрации юридического лица, то есть не позднее одного рабочего дня с момента его государственной регистрации.
До внесения соответствующих изменений в НК РФ по порядку и срокам постановки на учет в налоговом органе подача заявления о постановке на учет в налоговом органе одновременно с предоставлением в регистрирующий орган документов, необходимых для государственной регистрации, является правом, а не обязанностью юридического лица. В случае отказа одновременно с комплектом документов, необходимых при государственной регистрации юридического лица, предоставить заявление о постановке на учет в налоговом органе юридическое лицо в течение десяти дней после государственной регистрации обязано самостоятельно подать такое заявление в налоговый орган по месту своего нахождения.
Вместе с тем согласно п. 10 ст. 83 НК РФ налоговые органы обязаны на основании имеющихся данных и сведений, сообщаемых им органами, осуществляющими государственную регистрацию юридических лиц, самостоятельно (до подачи заявления налогоплательщиком) принимать меры к постановке на учет налогоплательщиков в налоговые органы. Таким образом, в случае отсутствия заявления о постановке на учет в налоговом органе последний самостоятельно осуществляет постановку юридического лица на учет в качестве налогоплательщика. Но свидетельство о постановке на учет в налоговом органе будет выдано только после получения налоговым органом заявления от налогоплательщика -- юридического лица.
Нарушение должностными лицами установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе влечет наложение административного штрафа на них в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда. Такое же нарушение, сопряженное с ведением деятельности без постановки на учет в налоговом органе, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 до 30 минимальных размеров оплаты труда. Эти меры наказания установлены ст. 15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Юридические лица, возникшие в результате реорганизации

Реорганизацией юридического лица является его прекращение или иное изменение его правового положения, влекущее отношения правопреемства юридических лиц. Ст. 57 ГК РФ различает пять видов реорганизации юридических лиц: слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование .
Как установлено ст. 16 Закона № 129-ФЗ, юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. При реорганизации юридического лица путем присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.
При государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, на основании ст. 14 Закона № 129-ФЗ в регистрирующий орган представляются:
-- заявление о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации. На каждое вновь возникающее в результате реорганизации юридическое лицо заполняется отдельное заявление;
-- учредительные документы каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого в результате реорганизации (подлинники или нотариально удостоверенные копии);
-- решение о реорганизации юридического лица;
-- договор слияния или присоединения в случаях, предусмотренных федеральными законами. Так, на основании ст. 52 Федерального закона от 08.02.98 № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" общее собрание участников каждого общества, участвующего в реорганизации в форме слияния, принимает решение в том числе и об утверждении договора о слиянии;
-- передаточный акт или разделительный баланс;
-- документ об уплате государственной пошлины.
В соответствии со ст. 15 Закона № 129-ФЗ государственная регистрация юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения реорганизуемых юридических лиц в срок не более пяти рабочих дней со дня предоставления документов в регистрирующий орган. Если реорганизуются два и более юридических лица, заявление о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, с необходимым комплектом документов подается одним из реорганизуемых юридических лиц в регистрирующий орган по месту своего нахождения.
Одновременно с комплектом документов, предоставляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, подается заявление о постановке на учет в налоговом органе в отношении каждого вновь созданного юридического лица. Порядок его заполнения такой же, как заявления о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, прошедшего государственную регистрацию при создании.
В случае если место нахождения юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, отличается от места нахождения реорганизуемого юридического лица, в адресной части заявления о постановке на учет в налоговом органе указывается налоговый орган, в котором будет осуществлена постановка на учет вновь возникшего в результате реорганизации юридического лица, а не налогового органа, осуществившего его государственную регистрацию.
Постановка на учет в налоговом органе осуществляется в течение пяти дней с момента государственной регистрации, и в тот же срок налоговый орган по месту нахождения вновь возникшего в результате реорганизации юридического лица выдает (направляет по почте) cвидетельство о постановке на учет в налоговом органе.
Учитывая, что место нахождения юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, может отличаться от места нахождения реорганизуемого юридического лица и что дальнейшая государственная регистрация вновь возникшего юридического лица (при реорганизации, ликвидации, внесении изменений в учредительные документы или в сведения о юридическом лице, содержащиеся в государственном реестре) в соответствии со ст. 8 Закона № 129-ФЗ будет осуществляться регистрирующим органом по месту нахождения юридического лица, при государственной регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, осуществляется взаимодействие регистрирующих органов в соответствии с Порядком, утвержденным постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 № 440 "Об утверждении порядка взаимодействия регистрирующих органов при государственной регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации".

Регистрация в форме преобразования

На основании принятого решения о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации в форме преобразования, регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ записи о вновь возникшем юридическом лице и прекращении деятельности преобразованного юридического лица. О государственной регистрации юридического лица, возникшего путем реорганизации в форме преобразования, регистрирующий орган сообщает в регистрирующий орган по месту нахождения вновь созданного юридического лица. Кроме того, он направляет в его адрес регистрационное дело и заявление о постановке на учет в налоговом органе юридического лица в качестве налогоплательщика в установленный срок.

Реорганизация в форме слияния

В целях избежания одновременной государственной регистрации одного и того же вновь возникшего при реорганизации юридического лица в нескольких регистрирующих органах (в случае обращения двух и более подлежащих реорганизации юридических лиц в регистрирующий орган по месту своего нахождения по вопросу регистрации одного и того же возникшего при реорганизации юридического лица) при получении от заявителя документов о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации в форме слияния, регистрирующий орган незамедлительно сообщает об этом в вышестоящий регистрирующий орган. Последний определяет, каким из регистрирующих органов будет осуществляться государственная регистрация юридического лица, создаваемого путем реорганизации в форме слияния.
На основании принятого решения о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации в форме слияния, регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ соответствующую запись, а также запись о прекращении деятельности реорганизуемого юридического лица, находящегося на его территории. Далее он сообщает о государственной регистрации созданного юридического лица в другие регистрирующие органы по месту нахождения реорганизуемых юридических лиц. Эти сведения необходимы для внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении реорганизуемых юридических лиц, расположенных на их территории.
О государственной регистрации юридического лица, возникшего путем реорганизации в форме слияния, регистрирующий орган сообщает в регистрирующий орган по месту нахождения юридического лица и направляет в его адрес регистрационное дело и заявление о постановке на учет в налоговом органе юридического лица в качестве налогоплательщика в установленный срок.

Реорганизация в форме разделения

На основании принятого решения о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации в форме разделения, регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ записи о создании юридических лиц и прекращении деятельности реорганизуемого юридического лица.
О государственной регистрации юридического лица регистрирующий орган сообщает в регистрирующие органы по месту нахождения вновь созданных юридических лиц и направляет в их адрес регистрационные дела и заявления о постановке на учет в налоговом органе юридического лица в качестве налогоплательщика в установленный срок.

Реорганизация в форме выделения

На основании принятого решения о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации в форме выделения, регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ записи о вновь возникшем юридическом лице. Одновременно в ЕГРЮЛ вносится запись об изменениях в учредительных документах реорганизуемого юридического лица.
Если в учредительные документы юридического лица, создаваемого путем реорганизации, вносятся изменения, государственная регистрация таких изменений осуществляется в соответствии с правилами, установленными главой VI Закона № 129-ФЗ (ст. 14 Закона № 129-ФЗ).
Таким образом, если в результате реорганизации требуется внесение изменений в учредительные документы реорганизуемого юридического лица, для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган одновременно с комплектом документов, представляемых при регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, на основании ст. 17 Закона № 129-ФЗ предоставляются:
-- подписанное заявителем заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, по форме, утвержденной постановлением № 439;
-- решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
-- изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица;
-- документ об уплате государственной пошлины.
О государственной регистрации юридического лица, возникшего путем реорганизации в форме выделения, регистрирующий орган сообщает в регистрирующий орган по месту нахождения вновь возникшего юридического лица и направляет в его адрес регистрационное дело и заявление о постановке на учет в налоговом органе юридического лица в качестве налогоплательщика в установленный срок.

Реорганизация в форме присоединения

При данной форме реорганизации государственной регистрации подлежат изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, к которому присоединяются другие юридические лица, а также прекращение деятельности присоединенных юридических лиц. Государственная регистрация таких изменений осуществляется по правилам, установленным главой VI Закона № 129-ФЗ, на основании документов, предоставленных в регистрирующий орган в соответствии со ст. 17 Закона № 129-ФЗ.
Государственная регистрация изменений осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения юридического лица, к которому присоединяются другие юридические лица.
После принятия решения о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, регистрирующий орган незамедлительно должен сообщить об этом в регистрирующие органы по месту нахождения всех реорганизуемых юридических лиц, которые, в свою очередь, должны внести в ЕГРЮЛ запись о прекращении их деятельности и незамедлительно сообщить об этом в регистрирующий орган по месту нахождения реорганизованного юридического лица. После этого регистрирующий орган по месту нахождения реорганизованного юридического лица вносит в ЕГРЮЛ запись об изменениях в учредительных документах юридического лица и выдает (направляет по почте) свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ.

Особенности регистрации отдельных видов юридических лиц и их постановка на учет в налоговых органах

Специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц может устанавливаться федеральными законами (ст. 10 Закона № 129-ФЗ). Так, в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 21.03.2002 № 31-ФЗ "О приведении законодательных актов в соответствие с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц"", особый порядок государственной регистрации установлен:
-- для общественных организаций (Федеральный закон от 19.05.95 № 82-ФЗ "Об общественных объединениях");
-- торгово-промышленных палат (Закон РФ от 07.07.93 № 5340-1 "О торгово-промышленных палатах Российской Федерации");
-- политических партий (Федеральный закон от 11.07.2001 № 95-ФЗ "О политических партиях");
-- профсоюзных организаций (Федеральный закон от 12.01.96 № 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности");
-- религиозных организаций (Федеральный закон от 26.09.97 № 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях");
-- кредитных организаций (Федеральный закон от 02.12.90 № 395-1 "О банках и банковской деятельности" (в редакции от 21.03.2002) (далее -- Закон о банках).
Государственная регистрация названных выше юридических лиц осуществляется в соответствии Закону № 129-ФЗ с учетом установленного федеральным законом или законом Российской Федерации специального порядка государственной регистрации того или иного вида юридических лиц.
Внесение записи в ЕГРЮЛ о создании, реорганизации, ликвидации торгово-промышленных палат, политических партий, общественных организаций, общественных движений, общественных фондов, общественных учреждений и органов общественной самодеятельности, религиозных организаций, а также иных, предусмотренных федеральным законом сведений об этих юридических лицах, осуществляют территориальные регистрирующие органы по месту их нахождения на основании решения, принятого федеральным органом юстиции или его территориальным органом.
Порядок взаимодействия федерального органа юстиции и его территориальных органов с уполномоченным регистрирующим органом по вопросам государственной регистрации утвержден постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 № 442 "О порядке взаимодействия федерального органа юстиции и федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственную регистрацию юридических лиц".

Федеральный орган юстиции и его территориальный орган в установленные соответствующим законом сроки рассматривают представленные документы и принимают решение о государственной регистрации юридических лиц либо об отказе в государственной регистрации.
После принятия решения о государственной регистрации юридического лица федеральный либо территориальный орган юстиции представляет в территориальный регистрирующий орган один экземпляр документов, предусмотренных статьями 12, 14, 17 и 21 Закона № 129-ФЗ (в зависимости от вида государственной регистрации) для внесения записи в ЕГРЮЛ.
Территориальный регистрирующий орган в срок не более пяти рабочих дней со дня получения необходимых сведений и документов из федерального или территориального органа юстиции, принявшего решение о государственной регистрации, вносит в ЕГРЮЛ соответствующую запись. Не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения записи о государственной регистрации юридического лица, территориальный регистрирующий орган направляет документ, подтверждающий факт внесения записи в ЕГРЮЛ, федеральному органу юстиции или его территориальному органу, принявшему решение о государственной регистрации юридического лица, для выдачи заявителю.
В соответствии с Порядком постановки на учет в налоговом органе созданных или вновь возникших при реорганизации юридических лиц, прошедших государственную регистрацию, территориальный регистрирующий орган, осуществивший регистрацию юридического лица, направляет копию регистрационного дела юридического лица в налоговый орган по месту его нахождения для постановки на учет в качестве налогоплательщика. Данный порядок утвержден приказом МНС России от 09.08.2002 № БГ-3-09/426 (зарегистрирован в Минюсте России 03.10.2002 № 3830).

Особый порядок государственной регистрации установлен и в отношении кредитных организаций . Кредитные организации подлежат государственной регистрации в соответствии с Законом № 129-ФЗ с учетом установленного Законом о банках специального порядка государственной регистрации кредитных организаций (ст. 12 Закона о банках).
Внесение в ЕГРЮЛ сведений о создании, реорганизации и ликвидации кредитных организаций, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляет уполномоченный регистрирующий орган на основании решения Банка России о соответствующей государственной регистрации.
Взаимодействие Банка России с уполномоченным регистрирующим органом осуществляется в соответствии с Регламентом взаимодействия МНС России и Банка России по вопросам государственной регистрации кредитных организаций, утвержденным МНС России и Банком России 26.06.2002 № БГ-16-09/86/01-33/2202.
Банк России (территориальное учреждение Банка России) в срок, не превышающий шести месяцев с даты предоставления всех предусмотренных Законом о банках документов, принимает решение о государственной регистрации кредитной организации и в течение трех рабочих дней с даты принятия решения направляет в уполномоченный регистрирующий орган один комплект документов, предусмотренных статьями 12, 14, 17 и 21 Закона № 129-ФЗ (в зависимости от вида государственной регистрации).
В целях обеспечения единообразия процедуры государственной регистрации в комплект документов, направляемых в уполномоченный регистрирующий орган, включается заявление о государственной регистрации, составленное по формам, утвержденным постановлением № 439.
Уполномоченный регистрирующий орган в срок не более пяти рабочих дней со дня получения всех необходимых для государственной регистрации документов вносит в ЕГРЮЛ соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения соответствующей записи, направляет Банку России или территориальному учреждению Банка России сообщение о внесенной в государственный реестр записи указанием даты внесения и государственного номера.
При государственной регистрации кредитной организации при ее создании (создаваемой путем реорганизации) Банк России на основании информации, содержащейся в документе, подтверждающем факт внесения записи в ЕГРЮЛ о создании юридического лица, предоставленном уполномоченным регистрирующим органом по форме, утвержденной постановлением № 439, оформляет свидетельство о государственной регистрации кредитной организации. Форма такого свидетельства установлена Банком России.
Порядок постановки на учет в налоговом органе созданных или вновь возникших при реорганизации юридических лиц, прошедших государственную регистрацию, утвержден приказом МНС России от 09.08.2002 № БГ-3-09/426 (зарегистрирован в Минюсте России 03.10.2002 № 3830). В соответствии с данным порядком территориальный регистрирующий орган, осуществивший регистрацию юридического лица, направляет копию регистрационного дела юридического лица в налоговый орган по месту нахождения данного юридического лица для постановки на учет в качестве налогоплательщика.
Постановка на учет в налоговом органе осуществляется в течение пяти дней с момента государственной регистрации юридического лица, и в тот же срок выдается (направляется по почте) свидетельство о постановке на учет в налоговом органе.

С.И. Федченко
Из Юридического департамента МНС России
Материал предоставлен журналом "Российский налоговый курьер"

Юридические лица могут быть коммерческими и некоммерческими. Если вы учреждаете юридическое лицо с целью получения дохода, оно относится к первой группе. Коммерческие организации, в свою очередь, подразделяются на корпоративные и унитарные.

Столь популярная в России организационно-правовая форма ведения бизнеса, как ООО, относится к коммерческим корпоративным организациям. В эту же категорию попадают хозяйственные товарищества, партнерства, крестьянские хозяйства и производственные кооперативы. Наибольшей популярностью пользуется ООО, поэтому, рассказывая о государственной регистрации юридических лиц, мы в первую очередь подразумеваем организации такого типа.

Где осуществляется государственная регистрация юридического лица

Государственную регистрацию юридических лиц осуществляет инспекция ФНС, за которой “закреплен” район, в котором предприниматель нашел адрес под офис. Определить точные координаты проще всего с помощью сервиса ФНС : введите город, улицу, дом — и система автоматически подскажет, какая инспекция вам нужна.

Приготовьтесь вместе с пакетом регистрационных документов представить сотруднику регистрирующего органа на юридический адрес. Такое письмо оформляет собственник или арендодатель помещения, подтверждая готовность разместить у себя офис создаваемой организации. Гарантийное письмо не служит безусловным доказательством “чистоты” юридического адреса: адрес массовой регистрации юридических лиц ФНС “забракует” в любом случае.

Закон не запрещает регистрацию ООО на адрес, по которому проживает директор или учредитель. Правда, при таком раскладе нельзя исключить вероятность отказа в регистрации юридического лица: сотрудники ИФНС могут посчитать, что ведение предпринимательской детельности в жилом помещении нарушает интересы других жильцов. Будьте готовы подтвердить обратное. Если место государственной регистрации юридического лица — это квартира, заявление Р11001 понадобится сопроводить копией свидетельства о праве собственности и оформленным в свободной форме . Возможно, потребуется согласие от каждого прописанного в квартире лица.

Какие документы нужны для регистрации юридического лица

Обратите внимание: с 29 апреля 2018 года в заявлении на регистрацию заявитель должен указывать свой электронный адрес. Документы, подтверждающие факт регистрации (лист записи ЕГРИП или ЕГРЮЛ, устав с отметкой ИФНС, свидетельство о постановке на налоговый учет), направляются инспекцией не в бумажном виде, как раньше, а в электронном. Бумажные документы, в дополнение к электронным, можно будет получить только по запросу заявителя.

Если вы выступаете единственным учредителем ООО, от вас понадобятся такие документы:

  • заявление на регистрацию по форме Р11001,
  • решение о создании организации,
  • устав учреждаемого общества,
  • банковская квитанция об оплате государственной пошлины за регистрацию юридического лица.

Если вы создаете ООО вместе с деловыми партнерами, список будет длиннее:

  • заявление по форме Р11001,
  • протокол общего собрания учредителей,
  • договор об учреждении коммерческой организации (в ИФНС на регистрацию он не создается, но должен быть заключен)
  • устав ООО,
  • квитанция об оплате госпошлины за регистрацию юридического лица.

Также понадобятся документы, подтверждающие юридический адрес. Если в создании юридического лица участвуют иностранные граждане, документы, удостоверяющие их личности, нужно будет перевести на русский. Если подавать заявление на регистрацию юрлица учредитель будет не сам, понадобится нотариальная доверенность, на основании которой представитель вручит сотруднику регистрирующего органа пакет документов для регистрации юридического лица.

Порядок регистрации юридического лица

Чтобы зарегистрировать юридическое лицо, нужно проделать следующие шаги:

  1. Придумайте , которое не противоречит букве закона. Не забывайте, что названия на иностранных языках и аббревиатуры разрешают использовать исключительно в качестве дополнительных. Подробнее об этом и других нюансах читайте в нашем материале, посвященном наименованию ООО.
  2. Определитесь с юридическим адресом. Воспользуйтесь адресов массовой регистрации юридических лиц, чтобы избежать отказа.
  3. Выберите коды ОКВЭД, описывающие деятельность создаваемой вами компании. Чтобы упростить эту задачу и не упустить ни одного кода, который может оказаться полезным впоследствии, воспользуйтесь по направлениям бизнеса.
  4. Определитесь с суммой . Минимальная сумма уставного капитала — 10 тысяч рублей (для некоторых типов бизнеса — больше). Если минимальная сумма не делится поровну на всех учредителей без остатка, увеличьте ее до подходящей цифры. Внести уставный капитал можно вплоть до четырех месяцев с дня регистрации в налоговом органе юридического лица, но чем быстрее, тем лучше.
  5. Оформите решение учредителя или протокол общего собрания и договор об учреждении ООО. вы найдете на нашем сайте. Здесь же можно оформить полный пакет документов с помощью бесплатного сервиса, тем самым избежав опечаток и неточностей, не нарушив хронологию и правила сокращений.
  6. Подготовьте . Учредители ООО могут воспользоваться типовым уставом или взять готовый устав из нашего сервиса и отредактировать его в соответствии со спецификой организации. Чтобы ничего не упустить при оформлении устава, стоит воспользоваться бесплатной услугой проверки регистрационных документов.
  7. Заполните . Образец заявления о государственной регистрации юридического лица вы найдете на нашем сайте. Обратите внимание: ошибки в заявлении чаще всего приводят к отказам в регистрации компании, поэтому не рекомендуем оформлять этот документ вручную. Воспользуйтесь специальной программой ФНС или подготовьте заявление вместе с прочими документами в нашем онлайн-сервисе. Распечатав заявление, не подписывайте его. Сделать это нужно на глазах у сотрудника регистрирующего органа или при нотариусе.
  8. Внесите в банке. В 2019 году госпошлина за регистрацию юридического лица — 4000 рублей. Сумма должна быть поровну разделена между учредителями.
  9. Подготовьте , если планируете платить налоги по этой системе. В большинство налоговых инспекций достаточно представить два экземпляра, но некоторые ИФНС требуют три.
  10. Проверьте документы и подавайте их в свою ИФНС. Если не получается сделать это лично, отправьте вместо себя доверенное лицо, предварительно посетив нотариальную контору. В таком случае понадобится сделать особую отметку в заявлении о государственной регистрации юридического лица.

Долго ожидать решения по вашему вопросу не придется: в 2019 году на регистрацию юридического лица в общем случае уходит не более трех рабочих дней (если нет объективных причин продлить срок рассмотрения документов).

Сведения о государственной регистрации юридических лиц вносятся в ЕГРЮЛ. Проверить информацию в реестре регистрации юридических лиц можно у нас на сайте через .

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» Правительством Российской Федерации функции регистрирующего органа возложены на Министерство Российской Федерации по налогам и сборам.

Чем вызвано это новшество? Скорее всего, возложение функций регистрации юридических лиц на Министерство Российской Федерации по налогам и сборам было продиктовано стремлением более жесткого контроля за организациями путем предоставления Министерству по налогам и сборам возможности отслеживать деятельность юридических лиц с самого начала, с момента их «рождения».

С одной стороны, данная позиция законодателя понятна и обоснованна, к тому же и очень удобна - Министерство Российской Федерации по налогам и сборам представлено по всем регионам России, имеет свою корпоративную систему связи, что позволяет передавать информацию и хранить базу данных. Налоговые инспекции перегружены и не укладываются в установленные законом сроки даже при выполнении основных целей своего создания, что же будет, когда к их деятельности добавится еще и обязанность регистрации юридических лиц, и ведение Единого государственного реестра? Законом установлен срок для государственной регистрации не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. П.1 ст.8 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» До 1 июля 2002 года этот срок был определен в три дня, хотя на практике получалось и больше. К сожалению, в настоящий момент в установленные сроки налоговые органы не укладываются.

Кроме того, тут возникает еще один любопытный вопрос. Если юридическое лицо в течение трех дней с момента изменения каких-либо сведений о нем, содержащихся в Едином государственном реестре, не уведомит об этом регистрирующий орган, - оно привлекается к административной и уголовной ответственности. А что же с ответственностью регистрирующего органа за осуществление процедуры государственной регистрации в более длительный срок, нежели предусмотрен законодательством? В данном случае законодатель устанавливает лишь административную ответственность, причем с весьма незначительными санкциями: наложение административного штрафа на должностных лиц органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц, в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда...».

За государственную регистрацию юридических лиц взимается государственная пошлина в размере двух тысяч рублей.

В регистрирующий орган документы, необходимые для государственной регистрации, могут быть поданы как непосредственно заявителем, так и направлены по почте. Следует отметить, что аналогичное положение присуще большинству стран Европы.

Говоря о процедуре государственной регистрации юридических лиц на современном этапе, необходимо выделить ряд новшеств в данной области. В настоящее время юридическое лицо считается созданным с момента внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Помимо того, существенным нововведением является то обстоятельство, что факт «законности» (регистрация) придается лишь созданному юридическому лицу, а вопрос о форме и содержании учредительных документов остается внутренней компетенцией организации. С одной стороны, гражданским законодательством каких-либо дополнительных требований (например, о государственной регистрации) к учредительным документам не предусмотрено. С другой стороны, при открытии счета в банке или обращении организации для получения разрешения на осуществление какой-либо деятельности требуется представить нотариально заверенные копии учредительных документов. Нотариусы же отказываются свидетельствовать верность копии с документов, так как на них отсутствует отметка регистрирующего органа. Данная проблема была решена путем наделения регистрирующего органа возможностью предоставления копий учредительных документов юридического лица, которые прошиваются и заверяются подписью должностного лица, печатью регистрирующего органа с проставлением штампа «копия». Рядом со штампом указывается основной государственный регистрационный номер. За получение копий учредительных документов взимается пошлина в размере двухсот рублей за каждый документ. При необходимости срочного получения копий размер пошлины увеличивается в два раза. Стоимость же нотариального свидетельствования копий составляла от пяти до десяти рублей за один лист, что было значительно выгоднее в материальном плане по сравнению с ныне действующем порядком.

Изложенный материал указывает на необходимость более жесткого контроля со стороны российского законодателя за созданием и деятельностью юридических лиц. Одновременно с этим кардинальные изменения законодательства, имевшие место в последнее время, не отвечают условиям, необходимым для нормального функционирования гражданских правоотношений, а в ряде случаев порождают еще больше проблем и негативных последствий, нежели существовавший ранее порядок.

С учетом потребностей общества и спецификой российского предпринимательства в настоящий момент наиболее актуальной целью государственной регистрации юридических лиц представляется не допустить «выпуск» в гражданский оборот организаций с заведомым «пороком цели создания», а также обеспечить наиболее эффективный государственный контроль за созданием и деятельностью юридических лиц, возможность свободного доступа к сведениям о юридическом лице (разумеется, в строго определенных рамках), а также возможность по представленным сведениям осуществлять связь именно с интересующим юридическим лицом.

Для осуществления этих целей необходимо ведение Единого государственного реестра юридических лиц.

Государственный реестр представляет собой совокупность сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц и соответствующих документов. Таким образом, государственный реестр можно условно разделить на две части:

список юридических лиц с предусмотренными сведениями о них;

определенный пакет документов, на основании которых и были составлены данные сведения.

Анализ законодательства позволяет выделить следующие основные принципы ведения Единого государственного реестра:

всеобщность - в реестр включены все юридические лица независимо от организационно-правовой формы и иных оснований;

достоверность - записи реестра должны соответствовать реальному состоянию юридического лица;

публичность - каждый вправе получить сведения из реестра;

платность - за предоставление сведений из реестра, выписок и копий имеющихся документов взимается плата.

Регистрация юридических лиц в налоговом органе может быть произведена налогоплательщиком, например, с помощью специальных электронных ресурсов, одним из которых является личный кабинет юридического лица на сайте ФНС. В данной статье мы расскажем, для чего конкретно может быть использован личный кабинет на сайте налоговой и как его зарегистрировать.

Регистрация личного кабинета налогоплательщика на сайте ИФНС

В этом блоке нашей статьи мы расскажем, как произвести регистрацию юридических лиц на сайте налоговой.

Личный кабинет юрлица на сайте ФНС России может быть использован для различных целей, в т. ч.:

  • для направления документов в налоговую для госрегистрации юрлица при его создании;
  • получения сведений о задолженности по налогам и сборам и т. д.

Для того чтобы осуществить регистрацию в личном кабинете налогоплательщика — юридического лица, пользователю необходимо выполнить следующие действия:

  • Получить в аккредитованном удостоверяющем центре (их перечень доступен по ссылке) квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи. Указанный сертификат ключа должен быть получен на имя либо руководителя юрлица, либо правомочного действовать без доверенности от имени организации субъекта, либо иного субъекта, которому выдана гендоверенность от имени юрлица.
  • Подключить носитель, содержащий сертификат ключа, к компьютеру/ноутбуку.
  • Провести проверку соответствия технических требований для подключения к личному кабинету (далее — ЛК) налогоплательщика-юрлица, перейдя по ссылке .
  • Перейти на страницу регистрации пользователя в ЛК по появившейся в результате успешной проверки технических данных ссылке.
  • Ознакомиться с содержанием пользовательского соглашения и подписать его электронной подписью.
  • Ввести адрес электронной почты.
  • Ввести код с картинки и кликнуть по иконке «Далее».
  • Перейти по ссылке, содержащейся в направленном пользователю на указанный им адрес эл. почты автоматическом сообщении по результатам успешно произведенной на сайте ИФНС регистрации юридических лиц в ЛК, для активации учетной записи.

Подробная инструкция по работе с ЛК юрлица размещена в открытом доступе на сайте налоговой по ссылке .

Вход в личный кабинет

После регистрации личного кабинета для юридических лиц в налоговой пользователь может начать работу в ЛК от имени соответствующего юрлица.

Для того чтобы после успешно проведенной на сайте налоговой регистрации вход в личный кабинет юридического лица был доступен, пользователь должен выполнить следующие действия:

  • установить носитель электронной подписи;
  • осуществить переход по ссылке ;
  • выбрать в появившемся окне сертификат;
  • ввести pin-код (пароль).

Если при создании ЛК юрлица на электронную почту пользователя не было направлено письмо со ссылкой для активации учетной записи, пользователь может запросить ее при первом входе в ЛК.

При входе лица, зарегистрировавшего ЛК, с новым сертификатом сертификат будет обновлен автоматически. Если ЛК был создан лицом, имеющим гендоверенность от юрлица, то при его входе под новым сертификатом система запросит реквизиты упомянутой доверенности, и только после подтверждения сведения о новом сертификате будут автоматически обновлены.

Регистрация в личном кабинете новых пользователей

Обращаем внимание, что с помощью раздела «Администрирование» в ЛК юрлица руководитель организации, лицо, правомочное действовать без доверенности от имени юрлица, или лицо, имеющее гендоверенность от юрлица, имеют возможность добавить и иных пользователей ЛК (при этом количество таких пользователей системой не ограничивается).

Для этого необходимо произвести следующие действия:

  • кликнуть по иконке «Администрирование»;
  • нажать на открывшейся странице кнопку «Добавить»;
  • заполнить форму добавления сведений о новом пользователе ЛК;
  • кликнуть по иконке «Сохранить» после заполнения формы на нового пользователя.

Если все действия выполнены правильно, на почту новому пользователю придет сообщение, содержащее ссылку для активации учетной записи нового пользователя. После активации учетной записи новый пользователь может входить в ЛК юрлица под своим логином и паролем и совершать необходимые действия с использованием учетной записи.

ВАЖНО! Каждый пользователь должен иметь свой квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи. К нему привязывается учетная запись каждого из пользователей.

Регистрация юридических лиц с помощью сайта налоговой

Как мы указывали выше, регистрация юрлиц на сайте налоговой может быть произведена посредством использования специальных сервисов, доступных владельцам ЛК юрлица на сайте налоговой.

Для этого необходимо следовать нижеприведенной инструкции:

  • авторизоваться на портале ФНС при входе в ЛК налогоплательщика;
  • перейти во вкладку «Подача заявлений» в ЛК;
  • перейти по ссылке «Комплект документов на государственную регистрацию»;
  • в открывшемся окне указать путь к файлу с расширением zip, содержащему комплект документов для госрегистрации юрлица (более подробно о составе пакета документов читайте в статье «Какие документы нужны для регистрации юридического лица?»);
  • кликнуть по иконке «Отправить», которая станет активной после удачной загрузки файла с документами.

ВАЖНО! Данный сервис может быть использован для направления документов на госрегистрацию юрлица, учредителем которого является юрлицо — владелец личного кабинета на сайте налоговой. К обработке принимаются пакеты документов, составленные от имени лица, имеющего право действовать от имени юрлица без доверенности.

Затем можно отслеживать статус направленного в налоговый орган сообщения, перейдя в раздел «Подача заявлений», а далее по ссылке «Информация о документах, направленных в налоговый орган». Здесь же можно будет в дальнейшем скачать и отчет регоргана.

Требования к документам, направляемым через сайт в налоговую инспекцию

Установлены определенные требования к электронным документам, которые направляются через ЛК юрлица на сайте ФНС для регистрации юридического лица в налоговой инспекции:

  • многостраничные документы сканируются в один файл;
  • разрешение при сканировании — 300 × 300 dpi;
  • глубина цвета — 1 бит;
  • цветовая гамма — черно-белый;
  • формат готового файла — многостраничный, TIF.

Для подготовки заявления на регистрацию, его автоматизированного заполнения и формирования контейнера для отправки в регорган можно также воспользоваться бесплатным сервисом налоговой «Программа подготовки документов для государственной регистрации» .

Кроме того, есть отдельный сервис ФНС для формирования комплекта электронных документов для их отправки в налоговую (скачать программное обеспечение можно по ссылке).

В дополнение к представленной информации рекомендуем прочитать нашу статью «Программа для регистрации ООО» . В данной статье также есть ссылка на новый сервис ФНС, предназначенный для электронной регистрации ООО с единственным учредителем.

Постановка на налоговый учет с помощью сайта ФНС

Процесс регистрации юрлица при его создании с помощью ЛК на сайте налоговой мы рассмотрели выше. Еще одной опцией, которая доступна пользователю ЛК помимо регистрации юридических лиц в налоговой, является постановка на учет организации по месту нахождения ее и ее обособленных подразделений.

Для направления соответствующего заявления пользователю ЛК необходимо:

  • авторизоваться в ЛК;
  • перейти в меню «Подача заявлений»;
  • кликнуть по ссылке «Заявление российской организации о постановке на учет (снятии с учета) в налоговом органе в качестве налогового агента»;
  • заполнить предлагаемую автоматически форму для создания заявления;
  • кликнуть по иконке «Просмотреть» (с помощью данной функций можно проверить, корректно ли заполнена форма заявления);
  • кликнуть по иконке «Подписать и отправить» после проверки правильности данных.

Ответ регоргана можно найти во вкладке «Информация об электронном документообороте с налоговыми органами».

Итак, для регистрации юридических лиц в налоговом органе можно воспользоваться специальными бесплатными сервисами, имеющимися на официальном сайте ИФНС.

Регистрация в личном кабинете юрлица на данном сайте может быть произведена только при наличии квалифицированного сертификата проверки ключа электронной подписи, выданного аккредитованным удостоверяющим центром.