Режим жизнедеятельности человека - это что такое? Общее понятие. Жизнедеятельность организма человека Жизнедеятельности человека но не


Жизнедеятельность человека - это способ его существования, и нормальная повседневная деятельность и отдых . Жизнедеятельность протекает в постоянном контакте со средой обитания. Она протекает в условиях, создающих угрозу для жизни и здоровья человека. Жизнедеятельность характеризуется качеством жизни и безопасностью.

Деятельность - это активное сознательное взаимодействие человека со средой обитания.

Формы деятельности разнообразны. Результатом любой деятельности должна быть её полезность для существования человека. Но одновременно с этим любая деятельность потенциально опасна. Она может быть источником негативных воздействий или вреда, приводит к заболеваниям, травматизму и обычно заканчивается потерей трудоспособности или смертью.

Человек осуществляет деятельность в условиях техносферы или окружающей природной среды, то есть в условиях среды обитания.

Опасность - это угроза природной, техногенной, экологической, военной и другой направленности, осуществление которой может привести к ухудшению состояния здоровья и смерти человека, а также нанесению ущерба окружающей природной среде.

Безопасность - это состояние деятельности, при которой с определенной вероятностью исключаются потенциальные опасности, влияющее на здоровье человека.

Основная цель учения о безопасности жизнедеятельности - защита человека в техносфере от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения, достижение комфортных условий жизнедеятельности.

Решение проблемы безопасности жизнедеятельности состоит в обеспечении комфортных условий деятельности людей, их жизни, защите человека и окружающей его среды от воздействия вредных факторов.

За любой вред человек расплачивается своим здоровьем и жизнью, которые можно рассматривать как системообразующие факторы в системе “человек - среда обитания”, конечный результат ее функционирования и критерий качества окружающей среды.

Объектом изучения безопасности жизнедеятельности служит комплекс отрицательно воздействующих явлений и процессов в системе "человек - среда обитания".

Риск - количественная характеристика действия опасностей, отнесенных на определенное количество работников (жителей) за конкретный период времени. Здесь подразумевается, что данные опасности формируются конкретной деятельностью человека, т.е. число смертных случаев, число случаев заболевания, число случаев временной и стойкой нетрудоспособности (инвалидности), вызываются действием на человека конкретной опасности (электрический ток, вредное вещество, двигающийся предмет, криминальные элементы общества и др.).

Задачи, решаемые БЖД:

    идентификация (распознавание и количественная оценка) негативных воздействий среды обитания;

    защита от опасностей или предупреждение воздействия тех или иных негативных факторов на человека;

    ликвидация отрицательных последствий воздействия опасных и вредных факторов;

    создание нормального, то есть комфортного состояния среды обитания человека.

Практическое значение данной дисциплины исходит из целей и задач, которые реализует наука БЖД. Таким образом, основное практическое значение БЖД – это защита жизни и здоровья людей в чрезвычайных ситуациях.

Аксиомы БЖД:

    Всякая деятельность (бездеятельность) потенциально опасна.

    Для каждого вида деятельности существуют комфортные условия, способствующие её максимальной эффективности.

    Все естественные процессы, антропогенная деятельность и объекты деятельности обладают склонностью к спонтанной потере устойчивости или к длительному негативному воздействию на человека и среду его обитания, т.е. обладают остаточным риском.

    Остаточный риск является первопричиной потенциальных негативных воздействий на человека и биосферу.

    Безопасность реальна, если негативные воздействия на человека не превышают предельно допустимых значений с учетом их комплексного воздействия.

    Экологичность реальна, если негативные воздействия на биосферу не превышают предельно допустимых значений с учетом их комплексного воздействия.

    Допустимые значения техногенных негативных воздействий обеспечивается соблюдением требований экологичности и безопасности к техническим системам, технологиям, а также применениям систем экобиозащиты (экобиозащитной техники).

    Системы экобиозащиты на технических объектах и в технологических процессах обладают приоритетом ввода в эксплуатацию и средствами контроля режима работы.

Способ существования человека. Жизнедеятельность человека протекает в постоянном контакте со средой обитания, окружающими предметами, людьми. Среда обитания может оказывать благотворное или неблагоприятное влияние на состояние здоровья человека, его самочувствие и работоспособность. Параметры окружающей среды, при которых создаются наилучшие для организма человека условия жизнедеятельности, называются комфортными.

В жизненном цикле человек и окружающая его среда обитания образуют постоянно действующую систему «человек - среда обитания».

Среда обитания - окружающая человека среда, обусловленная в данный момент совокупностью факторов (физических, химических, биологических, социальных), способных оказывать прямое или косвенное, немедленное или отдаленное воздействие на деятельность человека, его здоровье и потомство.

Действуя в этой системе, человек непрерывно решает, как минимум, две основные задачи: обеспечивает свои потребности в пище, воде и воздухе; создает и использует защиту от негативных воздействий как со стороны среды обитания, так и себе подобных.

Воздействие человека на среду, согласно законам физики, вызывает ответные противодействия всех ее компонентов. Организм человека безболезненно переносит те или иные воздействия до тех пор, пока они не превышают пределы адаптации. БЖД рассматривает:
- безопасность в бытовой среде;
- безопасность в производственной сфере;
- безопасность жизнедеятельности в городской среде (селитебной зоне);
- безопасность в окружающей природной среде;
- чрезвычайные ситуации мирного и военного времени.
Бытовая среда - это вся сумма факторов, воздействующих на человека в быту. Реакцию организма на бытовые факторы изучают такие разделы науки, как коммунальная гигиена, гигиена питания, гигиена детей и подростов.
Производственная среда - это совокупность факторов, воздействующих на человека в процессе трудовой деятельности.
Безопасность в природной среде - это одна из отраслей экологии. Экология изучает закономерности взаимодействия организмов с окружающей средой.

Человек и окружающая его среда гармонично взаимодействуют и развиваются лишь в условиях, когда потоки энергии, вещества и информации находятся в пределах, благоприятно воспринимаемых человеком и природной средой. Любое превышение привычных уровней потоков сопровождается негативными воздействиями на человека и/или природную среду. В естественных условиях такие воздействия наблюдаются при изменении климата и стихийных явлениях. В условиях техносферы негативные воздействия обусловлены элементами техносферы (машины, сооружения и т.п.) и действиями человека. Изменяя величину любого потока от минимально значимой до максимально возможной, можно пройти ряд характерных состояний взаимодействия в системе «человек - среда обитания»:

комфортное (оптимальное), когда потоки соответствуют оптимальным условиям взаимодействия: создают оптимальные условия деятельности и отдыха

допустимое, когда потоки, воздействуя на человека и среду обитания, не оказывают негативного влияния на здоровье, но приводят к дискомфорту , снижая эффективность деятельности человека

опасное, когда потоки превышают допустимые уровни и оказывают негативное воздействие на здоровье человека, вызывая при длительном воздействии заболевания, и/или приводят к деградации природной среды;

чрезвычайно опасное, когда потоки высоких уровней за короткий период времени могут нанести травму, привести человека к летальному исходу, вызвать разрушения в природной среде.

Из четырех характерных состояний взаимодействия человека со средой обитания лишь первые два (комфортное и допустимое) соответствуют позитивным условиям повседневной жизнедеятельности, а два других (опасное и чрезвычайно опасное) - недопустимы для процессов жизнедеятельности человека, сохранения и развития природной среды.

Вопрос 2. Патогенные ситуации и факторы риска. Классификация и медицинская характеристика факторов окружающей среды. Здоровье и болезнь.

Факторы риска - это потенциально опасные для здоровья факторы поведенческого, биологического, генетического, экологического, социального характера окружающей и производственной среды, повышающие вероятность развития заболеваний, их прогрессирование и неблагоприятный исход. В отличие от непосредственных причин заболеваний (причинных факторов - бактерий, вирусов и т.д.) факторры риска действуют опосредованно, создавая благоприятный фон для развития болезней.

Все многообразие факторов риска, влияющих на здоровье, можно разделить на две основные группы: внутренние - эндогенные (генетически обусловленные) и внешние - экзогенные (природные и социальные). Определяющими действие остальных являются факторы социального порядка, но все факторы взаимосвязаны (Петрова Н. А., 1985). Поэтому деление на внутренние и внешние факторы является чисто условным.

. Классификация опасных и вредных факторов.

Согласно существующей классификации опасные и вредные факторы по природе воздействия на человека подразделяются на 4 группы: физические, химические, биологические и психофизиологические.

К физическим факторам относят: движущиеся машины и механизмы, части оборудования; разрушающиеся конструкции, обрушающиеся горные породы; размещение рабочих мест на высоте; повышенная запыленность и загазованность воздуха; повышенный уровень шума, вибрации, инфразвука, ультразвука, ионизирующего излучения, инфракрасной и ультрафиолетовой радиации; повышенная или пониженная температура воздуха, материалов, поверхностей; барометрическое давление, влажность, ионизация, скорость движения воздуха; недостаточное освещение, пульсация светового потока.

Химические факторы классифицируются в зависимости от характера и силы воздействия на организм человека. Проникновение химических веществ в организм происходит через органы дыхания, желудочно-кишечный тракт, кожный покров и слизистые оболочки.

Биологические факторы включают патогенные (болезнетворные) микроорганизмы (бактерии, вирусы, грибы, растения, животные) и продукты их жизнедеятельности.

Психофизиологические факторы делятся на:

Физические перегрузки (статические, динамические);

Нервно-психические перегрузки (умственные, эмоциональные перегрузки, перегрузка анализаторов, монотонность работы).

Приведенная классификация не является исчерпывающей.

При несчастных случаях, авариях, стихийных бедствиях одновременно могут действовать несколько опасных и вредных факторов (пример).

Вклад каждого из этих факторов в развитие заболеваний очень изменчив и зависит от анализируемого вида заболеваний. По мнению экспертов ВОЗ (1997), 23% всех заболеваний и 25% всех случаев рака обусловлены воздействием факторов окружающей среды

Согласно другой классификации , выделяют:
1) социально-экономические факторы (условия груда, жилищные условия, материальное благосостояние и т.д.);
2) социально-биологические факторы (возраст родителей, пол, течение антенатального периода и т.д.);
3) экологические и природно-климатические факторы (загрязнение среды обитания, среднегодовая температура, уровень солнечной радиации и т.д.);
4) организационные и медицинские факторы (качество медицинской помощи, доступность медико-социальной помощи и т.д.).

II. Критерии:
1) альтернативные (отсутствие - наличие; +, -);
2) количественные (ПДК, ПДУ. ПДВ, ПДС, ОБУВ, нормативы, показатели и др.);
3) полуколичественные (ранговые) - балльные или сравнительные (хорошие, удовлетворительные, плохие, экстремальные и т.п.);
4) комплексные (ландшафтные, медико-географические, интегральные показатели состояния здоровья и среды).

По периодичности действия на людей факторы риска окружающей среды можно разделить на:
■ относительно постоянно действующие (пониженное атмосферное давление в горах, загазованность атмосферы в крупных городах, тепловые аномалии);
■ периодически повторяющиеся (циклические) (циклы солнечной активности, сезонность природных явлений, биологические ритмы, смена поколений, пандемии и эпидемии);
■ нарастающие или угасающие (демографический и эпидемиологический переходные периоды, истощение ресурсов растительного и животного мира, опустынивание и т.д.);
■ ациклические (землетрясения, цунами, промышленные катастрофы).

По устранимости влияния факторов риска на жизнедеятельность людей их можно делить на:
■ устранимые;
■ трудноустранимые;
■ частично устранимые;
■ неустранимые.

Здоровье - это главная ценность жизни, оно занимает самую высокую ступень в иерархии потребностей человека..

По определению специалистов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ),здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов.

Болезнь - это жизнь, нарушенная в своем течении повреждением структуры и функции организма под влиянием внешних и внутренних факторов при мобилизации его компенсаторно-приспособительных механизмов. Болезнь характеризуется общим или частным снижением приспособленности к среде и ограничениями свободы жизнедеятельности больного.

ВОПРОС 3. Понятие о безопасности жизнедеятельности и адаптации человека.

Безопасность жизнедеятельности представляет собой систему научных знаний, изучающих природные и антропогенные опасности и позволяющих разрабатывать защиту от них. В этой системе безопасность выступает как «цель» науки «Безопасность жизнедеятельности». А «жизнедеятельность» - как «средство», обеспечивающее безопасность жизнедеятельности. Под безопасностью кого-либо или чего-либо понимается такое их состояние, при котором они находятся в положении надежной защищенности.

Безопасность жизнедеятельности представляет собой область научных знаний, охватывающих теорию и практику защиты человека от опасных и вредных факторов во всех сферах человеческой деятельности, сохранение безопасности и здоровья в среде обитания. Эта дисциплина решает следующие основные задачи:
- идентификация (распознавание и количественная оценка) негативных воздействий среды обитания;
- защита от опасностей или предупреждение воздействия тех или иных негативных факторов на человека;
- ликвидация отрицательных последствий воздействия опасных и вредных факторов ;
- создание нормального, то есть комфортного состояния среды обитания человека.
Адаптация человека - это процесс активного взаимодействия человека с природой, способствующий не только оптимальной жизнедеятельности, но и дальнейшему нормальному биологическому и социальному развитию человечества. Адаптация человека включает несколько уровней: биологический, физиологический, психологический, социальный. Биологическая адаптация человека является элементарным низшим и в то же время фундаментальным уровнем, который оказывает существенное влияние на все вышележащие и более сложные уровни и виды адаптации человека к среде и к себе самому. Человек является сложной природно-биологической и социально-духовной системой, что определяет особенности его адаптации на различных уровнях. Так, биологическая адаптация человека в отличие от биологической адаптации животных обладает рядом существенных особенностей.

Главное отличие биологической адаптации человека в том, что человек - это единственный из всего живого вид, который не только приспосабливается к природным факторам среды, но и приспосабливает среду без изменения своих основных биологических свойств. Эта активная преобразовательная деятельность человека обуславливает отличия человека от животных: а) наличие сознания и труда как осознанной деятельности, б) социальный характер жизнедеятельности человека. Универсальность сущности человека как социального существа в том, что он является и самосознающим и чувствующим субъектом, и одновременно практическим, предметно - действующим, преобразующим и среду и себя.
Превращая природное в социальное, создавая искусственную природу - культуру - человек создает, формирует фундамент социальной адаптации. Таким образом, на основе универсальности биологической адаптации у человека возникают механизмы социальной адаптации, формирующиеся на базе его видовых особенностей - наличия сознания, социальной среды обитания, трудовой деятельности, социального общения. Отсюда - универсальность адаптации человека как социально - биологического существа, который и приспосабливается к среде и приспосабливает ее к себе, являясь тем самым, "адаптивно - адаптирующей системой" (Маркарян). Это выражает активный и двуединый характер человеческой деятельности, которая, благодаря возникновению культуры, является универсальным преобразующим механизмом.

Вопрос 4 . Система обеспечения безопасности жизнедеятельности человека.Виды безопасности.

Обеспечение БЖД - это сложный процесс. Он состоит из решения как научных, так и практических (инженерно-технических) задач. Первые сводятся к теоретическому анализу и разработке методов идентификации опасных и вредных факторов, генерируемых элементами системы "человек-среда обитания-машина-ЧС"; комплексной оценке многофакторного влияния их на работоспособность и здоровье человека; оптимизации условий деятельности и отдыха; реализации новых методов защиты ; моделированию опасных и чрезвычайных ситуаций и т.д. Практические задачи БЖД - это выбор принципов я методов защиты, разработка и рациональное использование СЗ человека и ПС от негативных воздействий этих факторов, а также средств, обеспечивающих комфортное состояние среды жизнедеятельности.

В начале обеспечения БЖД выделяются элементарные составляющие (идея, мысль, основные положения), именуемые принципами . С их помощью определяется уровень знаний об опасностях системы "человек-среда обитания-машина-ЧС" и, следовательно, формируются требования к проведению защитных мероприятий и методы их расчета. Они позволяют находить оптимальные решения защиты от опасностей на основе сравнительного анализа конкурирующих вариантов.

Принципов обеспечения БЖД много, так как они определяются спецификой производства, особенностями технологических процессов, разнообразием оборудования и т.д. По признаку их реализации они делятся на ориентирующие, технические, управленческие и организационные.

Ориентирующие принципы определяют основополагающие идеи для поиска безопасных решений. Они служат методической и информационной базой БЖД. К ним относятся принципы активности оператора, гуманизации деятельности, замены оператора, классификации, ликвидации или снижения опасности, системности и т.д.

Технические принципы направлены на предотвращение действия опасных и вредных факторов и основаны на использовании физических законов. К ним относят принципы блокировки, вакуумирования, герметизации, защиты расстоянием, компрессий, прочности, слабого звена, флегматизации, снижения потенциала земли или напряжения прикосновения и т.д.

Управленческие принципы позволяют определять взаимосвязь и отношения между отдельными стадиями, этапами процесса обеспечения БЖД. К ним относят принципы контроля, адекватности, обратной связи, ответственности, плановости, стимулирования, управления, эффективности, однозначности и т.д.

Организационные принципы реализуют положения НОТ. К ним относят принципы несовместимости, эргономичности, подбора кадров, последовательности, резервирования, нормирования, компенсации, информации, защиты времени, рациональной организаций труда на РМ и т.д.

По сфере реализации все принципы обеспечения БЖД подразделяют на группы: общественно-методологические, медико-биологические и инженерно-технические.

Общественно-методологические принципы применяют во всех сферах деятельности. К ним относят принципы системности, информации, классификации, организации, планирования, контроля, анализа, управления, эффективности, обучения и т.д.

К медико-биологическим принципам относят принципы нормирования вредных веществ, санитарного зонирования, медицинского профилактического предупреждения, компенсации и т.д.

Самые многочисленные принципы инженерно-технические: экранирования, прочности, слабого звена, недоступности, блокировки, резервирования, дублирования, вакуумирования, ограничения, несовместимости и т.д.

Безопасность - состояние защищенности жизненно-важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.
Существуют следующие виды безопасноси:

· Экологическая безопасность

· Национальная безопасность

· Промышленная безопасность

· Пожарная безопасность

· Информационная безопасность

· Экономическая безопасность

· Военная безопасность

· Внутренняя безопасность

· Внешняя безопасность

· Национальная безопасность

Экологическая безопасность - совокупность состояний, процессов и действий, обеспечивающая экологический баланс в окружающей среде и не приводящая к жизненно важным ущербам.

Национальная безопасность - совокупность официально принятых взглядов на цели и государственную стратегию в области обеспечения безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз политического, экономического, социального, военного, техногенного, экологического, информационного и иного характера с учетом имеющихся ресурсов и возможностей

Промышленная безопасность , промышленная безопасность опасных производственных объектов - состояние защищённости жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.

Пожарная безопасность - состояние объекта, характеризуемое возможностью предотвращения возникновения и развития пожара, а также воздействия на людей и имущество опасных факторов пожара. Пожарная безопасность объекта должна обеспечиваться системами предотвращения пожара и противопожарной защиты, в том числе организационно-техническими мероприятиями.

Информационная безопасность - это состояние защищённости информационной среды, защита информациипредставляет собой деятельность по предотвращению утечки защищаемой информации , несанкционированных и непреднамеренных воздействий на защищаемую информацию, то есть процесс, направленный на достижение этого состояния.

Экономическая безопасность или финансовая безопасность - это состояние какого-либо субъекта, характеризующаяся наличием стабильного дохода и других ресурсов, которые позволяют поддержать уровень жизни на текущий момент и в обозримом будущем.

Национальная безопасность - это безопасность в первую очередь Русской нации, а также иных наций проживающих на территории России

Вопрос 5. Виды нормативных правовых актов, принятых в РФ.

1. КонВиды нормативно-правовых актов

Классификация нормативно-правовых актов производиться по различным основаниям: по юридической силе; по содержанию; по объёму и характеру действия; субъектам, их издающим.

По юридической силе все нормативно-правовые акты подразделяются на две большие группы законы и подзаконные акты.

По объёму и характеру действия нормативно-правовые акты подразделяются:

На акты общего действия, охватывают всю совокупность отношений определённого вида на данной территории;

На акты ограниченного действия - распространяются на часть территории

На акты исключительного (чрезвычайного) действия. Их регулятивные возможности реализуются лишь при наступлении исключительных обстоятельств, на которые рассчитан акт (военные действия, стихийные бедствия.)

По субъектам их издающих подразделяются:

Акты законодательно власти (закон)

Акты исполнительной власти (подзаконные акты);

Акты судебной власти (юрисдикционные акты общего характера).

Закон - это изданный высшим представительным органом в особом порядке нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Подзаконный акт обычно определяется, как акт, принятый в соответствии с законом для конкретизации и дополнения его положений. Иногда говорят, что подзаконные акты принимаются «во исполнение закона». Подзаконные акты в Российской Федерации, кроме Президента РФ, издают органы исполнительной власти федерального и регионального уровней, а также органы местного самоуправления.

В литературе, подзаконные акты издаваемые в Российской федерации подразделяются на три группы: федеральные акты, акты субъектов Федерации, акты органов местного самоуправления.

Виды нормативно-правовых актов Российской Федерации

1.Конституция (Основной закон) Российской Федерации принята 12 декабря 1993 года, является основой всего законодательства России. Высшим нормативным правовым актом, имеющим высшую юридическую силу, верховенство и прямое действие на территории всей страны. Ей должны соответствовать все законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации (ст. 15 Конституции РФ).

Конституция РФ определяет Российскую Федерацию - как демократическое федеративное государство с республиканской формой правления.

2. Федеральные законы Российской Федерации - они также имеют верховенство на всей её территории обладают высшей юридической силой по отношению к другим нормативным актам (кроме Конституции РФ) издаваемым в Российской Федерации по вопросам, отнесённым к предметам ей ведения и совместного ведения Федерации, и её субъектов (ст. 71-72 Конституции РФ) и её субъектов.

3. Указы президента Российской Федерации - издаются Президентом по широкому кругу полномочий главы государства, предусмотренных Конституцией (гл. 4 Конституции РФ).

В отличие от законов указы Президента могут быть как нормативными, так и индивидуально-правовыми актами. К числу последних относятся , например, указы о награждении граждан орденами и медалями.

4. Постановление Правительства РФ. По данным В.М. Сырых, ежегодно Правительство принимает более 1000 нормативных актов по различным вопросам. Примерно каждый третий федеральный закон содержит поручение Правительству разработать «в свое исполнение» те или иные нормативные акты.

5. Нормативно-правовые акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти (ведомств). Особенность их состоит в том, что министерства и ведомства могут издавать приказы и инструкции, содержащие нормы права, в случаях и пределах, предусмотренных законами РФ, указами Президента, постановлениями Правительства.

6. Нормативно-правовые акты субъектов РФ и местного самоуправления. Локальные акты. Органы власти и управления субъектов Федерации, решая задачи, которые встают перед ними, и согласно своей компетенции принимают решения, выражая их в нормативно-правовых актах. Издаваемые ими нормативно-правовые акты распространяются лишь на территории соответствующих регионов. Принимаются в соответствии с действующими федеральными законами и не могут им противоречить

7. Нормативный договор. Нормативный договор - соглашение с участием уполномоченных государственных органов, содержащее правовые нормы. Обязательны для многочисленного формально не определенного круга лиц, рассчитаны на многократное применение.

8. Обычай как источник права.

Правовой обычай - сложившееся в результате длительного применения общепризнанное правило, официально не зафиксированное в нормативно-правовом акте.

Особенность обычая состоит в том, что это правило поведения, вошедшее в привычку. С юридической точки зрения, обычай - неписанный источник права, характеризующийся неупорядоченностью, множественностью и разнообразием.

Обычай, санкционированный государством, - весьма редко встречающаяся форма права.

9. Прецедент - правило, вновь сформулированное в решении суда правоположение общего характера, которому придается общеобязательное значение, служит эталоном при рассмотрении судами аналогичных дел. Публикуются для всеобщего сведения в официальных изданиях высших судебных органов.

Вопрос 6. Правовые основы безопасности жизнедеятельности человека. Культура безопасности жизнедеятельности.

Правовую основу обеспечения безопасности жизнедеятельности составляют соответствующие законы и постановления, принятые представительными органами Российской Федерации (до 1992 г. РСФСР) и входящих в нее республик, а также подзаконные акты: указы президентов, постановления, принимаемые правительствами Российской Федерации (РФ) и входящих в нее государственных образований, местными органами власти и специально уполномоченными на то органами. Среди них прежде всего Министерство природных ресурсов РФ, Государственный комитет РФ по охране окружающей среды, Министерство труда и социального развития РФ, Министерство здравоохранения РФ, Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и их территориальные органы.

Правовую основу охраны окружающей среды в стране и обеспечение необходимых условий труда составляет закон РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1991 г.), в соответствии с которым введено санитарное законодательство, включающее указанный закон и нормативные акты, устанавливающие критерии безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды его обитания и требования к обеспечению благоприятных условий его жизнедеятельности. Ряд требований по охране труда и окружающей среды зафиксировано в законе РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» (1991 г.) и в законе РФ «О защите прав потребителей» (1992 г.).

Важнейшим законодательным актом, направленным на обеспечение экологической безопасности, является закон РФ «Об охране окружающей природной среды» (2002 г.).

Из других законодательных актов в области охраны окружающей среды отметим Водный кодекс РФ (1995 г.), Земельный кодекс РФ (2001 г.), законы Российской Федерации «О недрах» (1992 г.) и «Об экологической экспертизе» (1995 г.). безопасность жизнедеятельность

Среди законодательных актов по охране труда отметим и Трудовой кодекс РФ, устанавливающие основные правовые гарантии в части обеспечения охраны труда.

Правовую основу организации работ в чрезвычайных ситуациях и в связи с ликвидацией их последствий составляют законы РФ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (1994 г.), «О пожарной безопасности» (1994 г.), «Об использовании атомной энергии» (1995 г.). Среди подзаконных актов в этой области отметим постановление правительства РФ «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (1995 г.).

Культура безопасности жизнедеятельности - это состояние развития человека, социальной группы, общества, характеризуемое отношением к вопросам обеспечения безопасной жизни и трудовой деятельности и, главное, активной практической деятельностью по снижению уровня опасности.

Основные направления деятельности КБЖ:

научно-методическое обеспечение формирования культуры безопасности жизнедеятельности;

патриотическое и нравственное воспитание молодежи, популяризация деятельности МЧС России;

научно-методическое обеспечение информационной политики в области безопасности жизнедеятельности;

научное и учебно-методическое сопровождение подготовки населения и специалистов в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

развитие современных методов обучения населения и подготовки специалистов, в том числе с применением технических средств массовой информации, передовых информационно-коммуникационных технологий и дистанционных форм обучения;

совершенствование организации обучения подрастающего поколения в области безопасной жизнедеятельности;

разработка учебно-методической литературы, мультимедийных пособий, компьютерных обучающих программ;

популяризация профессии спасателя и пожарного.

7. Права и обязанности граждан в сфере безопасности жизнедеятельности и охраны здоровья

Сохранение жизни и условий, необходимых для ее поддержания, является естественной потребностью всех живых существ. По мере развития человеческой популяции сформировались общественные системы жизнеобеспечения - вооруженная и правовая защита, медицина, производство и распределение пищевых продуктов, одежды и других средств поддержания жизни. В XIX и особенно в XX в. производство техники и всплеск урбанизации общества потребовали создания новых систем обеспечения жизнедеятельности людей.

Жизнедеятельность в настоящее время понимается как совокупность процессов, протекающих в любом организме и составляющих сущность и проявления жизни.

Сущность жизни заключается в эволюции специфического порядка обмена веществ посредством матричного синтеза структуры. Обмен веществом - непременное условие поддержания и воспроизведения структуры. Структура в свою очередь является непременным условием для осуществления обмена веществ и поддержания его специфичности. Жизнь прекращается с разрушением структуры, специфической для каждого вида организмов. Жизнь изменяется с изменением структуры.

Специфичность структуры и обмена веществ обусловливается и поддерживается информацией, содержащейся в размножающихся матричным путем генетических программах. Эволюционные и случайные изменения организма происходят в процессе обмена веществом и энергией с окружающей средой. По своей сути жизнедеятельность представляет собой процесс взаимодействия факторов внутренней среды организма с внешней, окружающей средой.

К наиболее известным проявлениям деятельности большинства биологических систем, как правило, относят: межклеточную коммуникацию, клеточное распознавание, физиологические процессы клетки, развитие, биологическое размножение, взаимодействие между организмами и другие процессы.

Проявления жизнедеятельности человека гораздо более многочисленны, чем у других организмов. Их обстоятельное научное познание возможно лишь при четкой систематизации знаний на основе использования метода классификации по тем или иным критериям.

С позиций медицинской науки организм человека целесообразно рассматривать как открытую саморегулирующуюся многофункциональную суперсистему, а его жизнедеятельность - как совокупность процессов, обеспечивающих реализацию функций поддержания жизни, т.е. жизненно важных функций.

Согласно теории функциональных систем академика П.К. Анохина, осуществление каждой функции обеспечивается временной или постоянной специфической системой различных процессов и структур. Например, для осуществления поворота головы временно создается функциональная система, включающая в себя: головной и спинной мозг, двигательные нервы, костно-мышечный аппарат шеи, а также системы, постоянно обеспечивающие обмен веществ в организме. Одной из постоянных систем является функциональная система, поддерживающая оптимальный для обмена веществ уровень углекислого газа и кислорода и для этого объединяющая органы дыхания, сердце, аппарат кровообращения и кровь, органы пищеварения и выделения, железы внутренней секреции и т.д.

В зависимости от целевой установки организма его функции могут быть основными и вспомогательными. Например, в общебиологическом аспекте основной функцией организма является репродуктивная функция, обеспечивающая воспроизводство себе подобных, а вспомогательной - функция выживания в реально существующих условиях.

Функция выживания в свою очередь интегрирует множество процессов и явлений, обеспечивающих максимальную продолжительность существования конкретного организма, продолжительность его жизни. В рамках этой интегральной функции можно выделить две группы вспомогательных функций:


О интегральную функцию потребления, которая включает в себя функции обеспечения организма питательными веществами, водой, кислородом, энергией, информацией и т.п.;

О интегральную функцию защиты, которую представляют функции реагирования или распознавания опасности и функции реакции или устранения вредного воздействия.

Распознавание опасности осуществляется организмом человека посредством предвидения (прогнозирования), функционирования органов чувств, интерорецепторов, иммунной системы и других функциональных систем.

Функция защитной реакции организма представлена группами функций по выделению, обезвреживанию и удалению опасных объектов (факторов, компонентов, элементов, субстратов и т.д.).

В ходе эволюции репродуктивной функции и функции выживания у человека сформировались системы активной осознанной деятельности, т.е. функциональные системы по выполнению физической и психической работы.

Работоспособность (трудоспособность, боеспособность) и ее продолжительность приобретают особое общественное значение при рассмотрении человека в социальном аспекте, когда его организм используется в качестве орудия выполнения экономических, политических и других задач. Продолжительность трудоспособности, как и жизни вообще, зависит от выживаемости индивида, являясь в определенной степени результатом интегральной функции выживаемости.

Общеизвестно, что эффективность социально значимых функциональных систем обеспечения репродуктивности, работоспособности и выживаемости человека во многом зависит от эмоционального состояния организма, основу которого составляет эмоциональная реактивность - способность организма отвечать возникновением эмоций на изменения окружающей и внутренней сред.

Таким образом, жизнь человека как биологического и общественного существа проявляется в основном репродукгивностью, выживаемостью, работоспособностью и эмоциональной реактивностью, а под жизнедеятельностью человека следует понимать не только совокупность процессов, протекающих в его организме, но и процессов, осуществляемых человеком в окружающей среде с целью удовлетворения своих биологических и социальных потребностей.


Окружающая среда, согласно Федеральному закону «Об охране окружающей среды», понимается как совокупность компонентов природной среды, природных, природно-антропогенных объектов и антропогенных объектов.

Природная среда (природа) в свою очередь является совокупностью компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов.

Компонентами природной среды называют землю, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.

Природными объектами называют естественные экологические системы, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства.

Природно-антропогенный объект - природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение.

Антропогенный объект - объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов.

По отношению к природе и антропогенным объектам окружающая среда может быть:

О благоприятной, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных, природно-антропогенных и антропогенных объектов;

О неблагоприятной, каковой окружающая среда становится при ее изменении, например при загрязнении.

Под загрязнением понимают поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на ее компоненты и объекты. Загрязняющее вещество - вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышают нормативы, установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов, и оказывают негативное воздействие на окружающую среду.


Окружающая человека среда, т.е. среда, в которой он осуществляет свою жизнедеятельность, называется средой обитания. Согласно школьным основам безопасности жизнедеятельности, среда обитания - окружающая человека среда, обусловленная в данный момент совокупностью факторов, способных оказывать прямое или косвенное, немедленное или отдаленное воздействие на деятельность человека, его здоровье и потомство.

Как и окружающая среда, среда обитания человека может быть благоприятной и неблагоприятной. Благоприятной называют такую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Среду обитания и ее факторы с негативным действием принято называть неблагоприятными.

Человек, осуществляя свою жизнедеятельность, не только зависит от среды обитания, но и воздействует на нее, также оказывая благоприятное или неблагоприятное воздействие. Поэтому отношения человек - окружающая среда следует рассматривать в аспекте взаимности.

При детальном анализе отношений организма с окружающей его средой выявляются более сложные причинно-следственные связи, например их взаимодействия могут быть жизненно необходимыми, полезными, индифферентными, вредными и даже опасными для обеих сторон.

Опасность в современном русском языке обозначает возможность, угрозу чего-нибудь очень плохого, какого-нибудь несчастья.

Наиболее широко распространено определение опасности как возможности возникновения явлений или процессов, способных губить людей, наносить им материальный ущерб, разрушительно действовать на среду обитания.

Опасность в сфере обеспечения безопасности жизнедеятельности человека трактуется как потенциальное свойство окружающей среды, ее отдельных элементов, проявляющееся в нанесении вреда объекту защиты, в качестве которого может выступать и сам источник опасности. Опасностью обладают все системы, имеющие энергию, химически или биологически активные компоненты, а также характеристики, не соответствующие условиям жизнедеятельности человека.

В технической литературе, посвященной проблемам выживания человека в техносфере, под опасностью понимают явление, процесс или объект, способные в определенных условиях наносить ущерб здоровью человека. В системе стандартов безопасности труда и управления охраной труда под термином «опасность» понимают «фактор среды и трудового процесса, который может быть причиной травмы, острого заболевания или внезапного резкого ухудшения здоровья» (ГОСТ 12.0.230-2007). В системе менеджмента профессионального здоровья и безопасности - источник, ситуацию или действие, которые потенциально могут нанести вред человеку или привести к ухудшению здоровья, или сочетание перечисленного» (OHSAS 18001:2007).

В медицинской среде принято употребление термина «опасность» как возможности причинения вреда организму - заболевания, травмы, ухудшения течения болезни или другого нарушения здоровья, а также как возможности смерти, о чем свидетельствуют часто встречающиеся словосочетания: «опасность заболевания», «опасность осложнения», «опасность травмы», «опасность смерти» и т.д.

В области охраны труда, а также в профилактической медицине неблагоприятное воздействие производственной среды характеризуют как вредное и опасное. Согласно российскому трудовому законодательству, вредным называется такой производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию; опасным называется производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме.

При неблагоприятном (вредном или опасном) для организма человека взаимодействии с окружающей средой происходит ограничение или утрата тех или иных функций организма: человек теряет работоспособность или заболевает. Такая ситуация называется патогенной , т.е. приводящей к болезненным (патологическим) состояниям. Как правило, патологической ситуации предшествует угроза или риск ее возникновения.

Понятие заимствованного из французского языка слова «риск», означающего «действие наудачу, в надежде на счастливый исход», в современном русском языке трансформировалось в «возможную опасность», а в профессиональном - в «сочетание вероятности возникновения в процессе трудовой деятельности опасного события, тяжести травмы и другого ущерба для здоровья человека, вызванных этим событием» (ГОСТ 12.0.230-2007). Специалисты в области создания технических систем различают и изучают такие виды риска, как индивидуальный, коллективный, социальный, экологический, профессиональный, производственный, мотивированный и немотивированный, приемлемый и т.д.

В российском здравоохранении термин «риск» также получил применение: риск для здоровья - вероятность развития патологического эффекта у человека или группы людей, подвергшихся определенному неблагоприятному воздействию.

Фактором риска обычно называют фактор любой природы, который при определенных условиях может провоцировать или увеличивать риск развития нарушений здоровья. Например, по данным мировой статистики Всемирной организации здравоохранения за 2010 г., предотвратимыми факторами риска смерти и заболевания признаны: непригодная для питья вода и отсутствие средств санитарии, использование твердых видов топлива в домохозяйствах, низкая масса тела при рождении, неправильная практика кормления детей раннего возраста, недостаточное питание детей, избыточный вес или ожирение, вредное употребление алкоголя, употребление табака, небезопасный секс.

В Концепции развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г. записано, что в России «существуют четыре основных фактора риска: высокое артериальное давление, высокий уровень холестерина, табакокурение и чрезмерное потребление алкоголя, вклад которых в структуре общей смертности составляет 87,5 %». Основными внешними факторами риска смерти в России также являются дорожно-транспортные происшествия и самоубийства.

К факторам риска возникновения и развития гипертонической болезни относят: наследственную предрасположенность, табакокурение, гиподинамию, ожирение, пьянство, стресс, пожилой возраст и др.

Классификации факторов, оказывающих воздействие на организм, отличаются разнообразием и противоречивостью, так как явление опасности окружающей среды для жизнедеятельности человека рассматривается разными учеными с различных позиций.

До формирования современного учения об окружающей среде в качестве основных факторов влияния на заболеваемость и смертность нередко рассматривали (социологи и клиницисты продолжают рассматривать) демографические факторы - возраст, расу и национальность, пол, сексуальную ориентацию, место проживания и социальные - социально-экономическое положение, культуру и воспитание, религиозные убеждения, жизненные события, социальную мобильность, социальные связи и т.п.

В научно-популярной литературе вредные факторы нередко разделяют на бытовые, производственные и экологические.

Приведенные классификации факторов, влияющих на здоровье человека, безусловно, имеют право на существование. Вместе с тем они лишь отчасти отражают причинно-следственные связи патологических процессов и не в полной мере отражают опасности и угрозы повседневной жизнедеятельности человека.

С позиций обеспечения жизнедеятельности человека главным критерием в распределении факторов должен быть результат влияния.

По влиянию на здоровье человека все факторы окружающей среды целесообразно распределять на пять групп:

О жизненно необходимые факторы - элементы среды обитания, без которых невозможна жизнь человека, - воздух, вода, питательные вещества, микроорганизмы и др. Их отсутствие приводит к смерти, а недостаток - к патологическому состоянию (болезни);

О полезные факторы - элементы среды обитания, без которых невозможна нормальная жизнедеятельность организма - солнечная радиация, музыка, половой партнер, физическая нагрузка и т.д. Их отсутствие или недостаток приводит к патологическому состоянию (болезни);

О индифферентные факторы - элементы окружающей среды, влияние которых на организм, скорее всего, еще не изучено. Их наличие или отсутствие в среде обитания человека не оказывает воздействия на здоровье;

О вредные факторы - элементы окружающей среды, воздействие которых на человека в определенных условиях приводит к болезни или другому нарушению здоровья, в том числе к нарушению здоровья потомства. Это механические примеси во вдыхаемом воздухе, ультрафиолетовое излучение, шум, этанол, канцерогены, курение и т.п.;

О опасные факторы - элементы окружающей среды, воздействие которых на человека в определенных условиях приводит к острому заболеванию, травме или другому внезапному резкому ухудшению здоровья, смерти, - ионизирующая радиация, боевые отравляющие вещества, движущиеся предметы, вирус лихорадки Эбола и проч.

При оценке факторов окружающей среды нужно помнить, что любой фактор, даже жизненно необходимый, в зависимости от интенсивности (доза) или продолжительности (время) воздействия может стать вредным и опасным.

По составу элементов факторы окружающей среды можно объединить в две группы - единичные и комплексные. Это чисто теоретическая классификация, нужная для научных и образовательных целей. Фактически организм человека подвергается воздействию комбинации факторов.

Комплексные факторы в соответствии с классификацией компонентов и объектов окружающей среды можно распределить на три основные группы и их подгруппы:

О комплексные факторы природных и природно-антропогенных объектов - Земля, недра, почвы; подземные и поверхностные воды; атмосферный воздух; растительный и животный мир; озоновый слой атмосферы; лучистая энергия (радиация) и др.;

О комплексные факторы антропогенных объектов - включает подгруппы социальных факторов, факторов обитаемости антропогенных объектов и факторов питания; в свою очередь в подгруппе социальных факторов выделяют такие комплексные факторы, как уклад жизни общества, социальных, профессиональных и семейных групп, а также уклад жизни индивида (образ жизни). В укладе жизни профессиональных групп особый интерес представляет комплекс вредных и опасных производственных факторов, в подгруппе факторов питания - недостаточное и избыточное поступление в организм питательных веществ и т.д.

Особое место занимает группа комбинации комплексных факторов, которая в настоящее время практически не исследуется.

Единичные факторы окружающей среды в соответствии с классификацией форм движения материи можно подразделить на физические, химические, биологические и психофизиологические. Эта классификация основана на Классификации вредных и опасных производственных факторов (ГОСТ 12.0.003-74) и по сути представляет ее модификацию.

В группу физических факторов включены: механические (движущиеся предметы, неподвижные опасные предметы, движение воздуха, примеси воздуха), акустические колебания окружающей среды, термические факторы, электромагнитные факторы, барометрическое давление, другие физические факторы.

Химические факторы в свою очередь разделяют:

О по химической структуре - химические элементы, химические соединения;

О в зависимости от пути проникновения в организм человека - вещества, проникающие через органы дыхания, желудочно-кишечный тракт и кожные покровы, слизистые оболочки;

О по характеру негативного воздействия на организм человека - токсические или общеядовитые вещества, вещества раздражающего действия, сенсибилизирующего действия, канцерогенные, мутагенные и вещества, влияющие на репродуктивную функцию.

В группе биологических факторов целесообразно выделять: биологические вещества - аллергены, прионы, вирусы; микроорганизмы и продукты их жизнедеятельности - бактерии, простейшие, грибки; макроорганизмы - растения, грибы, животные.

Психофизиологические факторы распределяют на две подгруппы - физические и нервно-психические нагрузки. В свою очередь среди физических нагрузок выделяют статические и динамические, а среди нервно-психических - интеллектуальные, сенсорные и эмоциональные, монотонность, режим деятельности.

Результатом взаимодействия организма с окружающей средой является его состояние. Специфические особенности факторов среды, как правило, определяют характерные особенности состояния организма.

Состояния здоровья и болезни знакомы каждому человеку, и каждый человек знает, что одновременно можно быть и больным, и здоровым, что наши ощущения отражают лишь отдельные, частные и не всегда существенные нарушения тех или иных функций организма. Хотя человеку иногда кажется, что он полностью болен, вполне очевидно, что универсальной болезни нет. Естественно, что не может быть и универсального здоровья.

Определения здоровья как нормы существования человека, которое было бы безоговорочно принято учеными всех специальностей, нет. Медики и философы, социологи и экономисты, рассматривая данную абстрактно-логическую категорию с разных позиций, определяют ее по-своему, акцентируя внимание на аспектах, представляющих их профессиональный интерес.

В российской медицинской литературе получило распространение мнение о том, что определение здоровья человека дано в 1946 г. при создании Всемирной организации здравоохранения. Однако в преамбуле Устава ВОЗ, на которую у нас принято ссылаться, изложены лишь принципы, которые авторы текста посчитали основными «для счастья, гармоничных отношений между всеми народами и для их безопасности». Один из них сформулирован так: «Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов». По общему признанию, этот принцип является удачным политическим лозунгом и в этом качестве успешно используется в управлении государственными и межгосударственными структурами мирового сообщества.

В преамбуле и во всем английском тексте Устава ВОЗ нет даже намека на толкование слова «health» (здоровье). Зато оно имеется в дополненном переводе 26-го издания Англо-русского медицинского энциклопедического словаря Т. Стедмана (2000): «Health - здоровье - состояние организма с оптимальным функционированием органов и тканей, без признаков болезни или аномалий».

Подобное понятие существует и в русском языке. Например, в Толковом словаре живого великорусского языка Владимира Даля (2-е издание, 1880) написано: «ЗДОРОВЬЕшт здравie ср. состояние животнаго тела (или растешя), когда все жизненныя отправления идуть въ полном порядке; отсутствие недуга, болезни».

При данном толковании слово «здоровье» приобретает значение научного медицинского термина, так как состояние организма можно изучать и оценивать на молекулярном, клеточном, орга- низменном и социальном уровнях.

Для целей Федерального закона Российской Федерации от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в его тексте дано следующее определение здоровья: «здоровье - состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма».

Для того чтобы данное определение здоровья приобрело практическую значимость, необходима детальная характеристика основных функций человеческого организма с позиции их значения для жизни человека и общества. В зависимости от уровня исследования организма критерии здоровья человека могут быть:

О биологическими - биохимические, гистохимические, цитохимические и другие показатели состояния организма;

О медико-биологическими - показатели состояния физиологических систем, иммунологической реактивности и т.д.;

О общественно значимыми - показатели репродуктивности, выживаемости, работоспособности, эмоциональной реактивности.

Общественно значимые показатели основных функций организма являются интегральными, включающими в себя медико-биологические и биологические показатели, отражающие состояние вспомогательных функций. Интерпретация результатов органолептических, лабораторных и инструментальных исследований организма на основе знания функциональных систем дает возможность объективно оценить здоровье человека.

Следовательно, здоровье - состояние организма с оптимальным функционированием органов и тканей, т.е. состояние, обеспечивающее осуществление жизненных функций; болезнь - состояние организма с неудовлетворительным функционированием органов и тканей, т.е. состояние организма, ограничивающее осуществление жизненных функций.

Человек в своей жизнедеятельности проявляет себя как творческое и деятельное существо, наделенное свободой, сознанием и способностью к деятельности. Неоднозначность человека и его непредсказуемость подтверждается множественностью его трактовок.

Человек и его жизнедеятельность в христианстве

Так, согласно христианским догматам, человек – высшее существо из всех земных, но реальность не ограничивается этим, земным, миром. Есть еще и мир «небесный», высший, а раз мир этот высшей, то и существа, живущие в нем, «выше» всех людей; а это означает, что человек не является высшим существом с безграничными способностями. Человек свободен в выборе жизненного пути, но в конечном счете у него их всего два: путь спасения или путь греха.

Человек и его жизнедеятельность в философии Просвещения и кантианстве

Человек в философии просвещения признается высшим существом на земле, сущность которого состоит в его страстях: желаниях, чувствах, эмоциях, любви, ненависти, радости жизни и так далее. Религия заставляет человека лишать себя своей сущности. Человек же не должен лишать себя этих радостей; сознательно лишая себя этого, он нарушает свою природу, свою сущность. Человек в светском гуманизме эпохи просвещения - высшее существо на земле, сущностью которого являются его страсти: желания, чувства, эмоции, любовь, ненависть, радости жизни и так далее. Человек не должен полностью ограничивать себя, так как при сознательном лишении себя этого, он приходит к нарушению своей природы, своей сущности.

Замечание 1

В философском учении И. Канта человек оказывается разорванным между двумя мирами, но не между небом и землей, как в средневеково-теологическом и истинно-христианском, а между эмпирией, чувственной реальностью, сущим и должным, идеальным, нравственным. Человек должен поступать, главенствуясь должным, нравственным. Соблюдение данного принципа большинством индивидов является неотъемлемым условием успешного функционирования и развития социума.

Человек и его жизнедеятельность в философии жизни и экзистенциализме

Индивидуальность, феномен существования человека «здесь и сейчас» становится центром философского дискурса в экзистенциализме. В XX веке формируется еще одна трактовка гуманизма – экзистенциально-атеистическая. Так, экзистенциалист Жан Поль Сартр одну из своих работ посвятил обоснованию гуманизма с экзистенциалистских позиций, назвав ее «Экзистенциализм – это гуманизм». В ней он утверждает, что экзистенциализм можно считать гуманизмом, поскольку в нем провозглашается свобода человека.

В философии жизни человек предстает как существо, поведение которого детермнировано внеразумными началами. Так, например, у А. Шопенгауэра Человек – высшая объективация воли, через его самосознание воля осознаёт себя. Чувственно воспринимаемый мир – это лишь представление человека, обусловленное особенностями его чувств и мышления. Видя бессмысленность и трагичность этого мира, человек может понять его иллюзорность, осознать, что смерть – это лишь прекращение существования интеллекта и чувственно воспринимаемого мира, но после неё для каждого индивида остаётся воля как бесконечная жизнь. Таким образом, через самосознание человека воля осознаёт себя.

Человек и его жизнедеятельность в марксизме

Согласно социально-философским воззрениям, восходящим к К. Марксу, человек – частица общества, а значит, каково общество, таков и человек, развитие общества детерминирует развитие человека, «бытие человека определяет его сознание». Как писал Маркс, «индивид есть общественное существо. Поэтому всякое проявление его жизни – даже если оно и не выступает в непосредственной форме коллективного, совершаемого совместно с другими, проявления жизни, - является проявлением и утверждением общественной жизни».

Замечание 2

Человек, таким образом, меняется от эпохи к эпохе с развитием общества. Такой позиции, помимо Маркса, придерживались Гегель, Лосский, Спенсер, Дюркгейм. Исходя из этого подхода, изучая общество, мы изучаем человека как его типичного представителя.

Режим жизнедеятельности человека - это безопасность, залог здоровья и высокой продуктивности в повседневности. Термином принято обозначать такой распорядок, который стабильно установился и регулярно поддерживается. Как рассказывают в курсе ОБЖ, режим жизнедеятельности человека - это сложное комплексное понятие, в которое включаются самые разные аспекты повседневности. Это и пища, а также регулярность ее поглощения, отдых, в том числе долговременный сон. Безусловно, под режимом жизнедеятельности человека понимается и трудовая активность каждого отдельно взятого гражданина.

Общее представление

Считается, что самая значимая часть режима - это трудовая деятельность. Под этим термином в рамках понятия режима жизнедеятельности человека (это комплексное явление) принято осознавать только целесообразные действия, которые помогают формировать некоторый тип ценностей. Вполне возможно, это будут материальные аспекты, но не обязательно. Современный подход к формулировке общего понятия режима жизнедеятельности человека - это широкое рассмотрение аспекта трудовой активности, включающее производство духовных ценностей.

Внимание всем факторам

Чтобы человек мог гордиться продуктивной, разумной, современной и успешной жизнью, он должен ответственно относится к формированию своего режима. Жизнедеятельность человека включает в себя не только ту часть повседневности, которая посвящена труду, но именно эта составляющая ставится на первое место как самая значимая. Работа вынуждает подчинять свою повседневность строго определенному ритму. На основании этого формируется режим жизнедеятельности человека. Это образ жизни, в котором установлено, во сколько нужно просыпаться, вставать, какие действия совершать, когда и что кушать, где и как отдыхать.

Ритм как главное правило жизни

Ритм, в который укладывается принятый человеком общий режим жизнедеятельности - это жизненный закон, подчиняющий себе все сферы повседневности. Принято говорить, что это - база для труда, позволяющая сделать свою повседневность продуктивной и эффективной. Благодаря ритмичности можно сделать обыденность максимально рациональной. Сочетание упорядоченности, зацикленности, продуманности - это способ повышения продуктивности, касающийся как трудовой активности на рабочем месте, так и в рамках прочих задач, с которыми человек сталкивается в своей жизни.

Режим жизнедеятельности человека - это установленный порядок работы, предполагающий активное участие всего человеческого организма в решении определенных для себя задач. Труд напрямую связан с установлением физиологической ритмичности повседневности. Режим жизнедеятельности задает, в какие именно часы человек вынужден переносить нагрузки, что провоцирует активизацию метаболизма, кровообращения, дыхания. Режим жизнедеятельности человека - это установленный порядок работы, следующей за ней усталости и отдыха, в котором нуждается всякий. Когда приходит ощущение, что силы заканчиваются, необходимо дать себе небольшую передышку. В то же время режим предполагает наличие таких дней, когда нагрузка ниже средней. Подобное чередование позволяет восстановиться после нагрузок. Режим жизнедеятельности человека - это залог его продуктивности, способности работать длительный временной промежуток.

Научный подход

Особенное внимание тому, что это - режим жизнедеятельности человека, в своих работах уделял довольно известный отечественный ученый Введенский. В трудах этого физиолога можно найти перечисление тех условий, соблюдение которых помогает повысить человеческую работоспособность. В частности, он особенное внимание призывал уделять правильному началу рабочего процесса - входить в него нужно постепенно.

Режим жизнедеятельности человека - это еще и корректная последовательность рабочего процесса. Необходимо продумать действия, чтобы оптимизировать их. Наилучших результатов добивается тот, кто отрабатывает рабочий процесс буквально до автоматизма, становится в нем докой. База эффективного и комфортного режим жизнедеятельности человека - это, как указывает в своих работах упомянутый физиолог, корректное распределение нагрузок. Это означает, что наиболее высокой продуктивности добивается тот, кто в пределах дня, недели, года может распределить задачи, добиваясь эффективного решения минимальным приложением усилий.

Нагрузка и режим жизнедеятельности

Обычно человек вынужден существовать в неравномерном режиме дня. Некоторые временные промежутки он проводит в состоянии активности и даже спешки, в то время как другие отмечаются спокойствием и полным отсутствием продуктивной деятельности. Как говорят ученые, оба этих периода сказываются на здоровье отрицательно. Чтобы восстановиться, необходимо дать организму полноценный отдых. В это понятие включается не только покой, но и активность, деятельность, которая помогает вернуть работоспособность к высокому уровню, восстановить силы. Считается, что наиболее эффективный вариант подхода к восстановлению - это активный отдых. Именно он результативно поднимает работоспособность до прежнего уровня или даже выше.

По заверениям физиологов, человеку необходим ежедневный отдых. Незаменимым его видом будет сон, который всякий гражданин должен предоставлять себе по мере надобности. Если режим сна не соблюдается, это провоцирует переутомление. Такое нарушение режима жизнедеятельности может отрицательно повлиять на качество работы нервной системы. В ряде случаев это даже провоцирует очень серьезные нарушения здоровья.

Кушать тоже нужно правильно

Не менее значимый аспект режима жизнедеятельности человека - это систематизированное питание с соблюдением установленного графика, подчиненного особенностям здоровья. Врачи уже довольно давно пытаются привлечь внимание широкой общественности к тому, что именно правильное питание позволяет сохранить здоровье и поддерживать себя в хорошей форме. Откорректировав диету, составив режим и поддерживаясь его, можно тем самым подарить себе долгие годы жизни, каждый день встречать полным энергии и бодрым, готовым к трудовой активности.

Правильное питание - это не только режим, контролирующий временные промежутки между приемами пищи, а также частоту таковых. Жизнедеятельность требует определённых ресурсов, которые поступают с пищей. Человек должен обеспечивать приток необходимого количества углеводов, жиров, белков. Невозможно нормальное функционирование организма без солей минералов, витаминов. Особенное внимание следует уделять потребляемой жидкости.

Особенности питания

Физиологи и диетологи сходятся во мнении, что кушать нужно каждые три или четыре часа, если прием пищи не предполагал употребления мясных блюд. Если же человек съел мясное блюдо, тогда временной промежуток удлиняется вдвое.

Воду, равно как и прочие напитки, следует преимущественно пить до еды, а вот во время приема пищи, сразу после него врачи рекомендуют воздержаться от жидкости. Правильный подход к формированию режима питания позволяет эффективно снабжать организм расходными материалами для энергетических химических реакций, что дает человеку силы для повседневной активности, в том числе трудовой.

Особенности режима жизнедеятельности при посещении учебного учреждения

Эффективность процесса обучения в любом образовательном учреждении напрямую зависит от качества настроенного режима жизнедеятельности. Если обучающийся сталкивается с излишне большими нагрузками, это приводит к перегруженности, за счет чего полностью пропадают и интерес к занятиям, и мотивация. Подобный подход неприемлем. Чтобы предупредить негативные последствия большой нагрузки, необходимо ответственно отнестись к распределению занятий и заданий в период прохождения обучения. Корректировка режима жизнедеятельности позволяет подстроиться под программу учебного заведения и эффективно усваивать все данные.

В последнее время медицинская статистика показывает повышение частоты случаев разнообразных патологий, в том числе хронических, среди обучающихся в разных учреждениях. Это распространяется и на школьников, и на студентов. Доктора буквально бьют тревогу: уже к концу школьной программы у каждого четвёртого есть нарушение осадки или проблема с сердцем, сосудами. До трети всех школьников страдают близорукостью, а к завершению университетской программы этот процент вырастает еще существеннее. Считается, что оптимизировать ситуацию поможет корректировка режима жизнедеятельности. В первую очередь необходимо добавить физическую активность, корректно вписав ее в повседневность, чтобы не вызвать перегрузку организма. Оптимальным будет часовой режим физической активности ежедневно.

Возможности корректировки

Несмотря на общие заверения, что наилучшую работоспособность человек показывает при стабильном и постоянном режиме жизнедеятельности, важно понимать, что в случае надобности необходимо вносить коррективы в свою повседневность. Режим - это фактор, который желателен к учету, но не следует возводить его в ранг обязательства первой ступени. Если реальные обстоятельства принуждают отступить от принятого режима, необходимо подчиниться им и скорректировать день. При этом человек не должен грызть себя мыслями о несделанном из-за уступок. Важно понимать, что несовершенное сегодня будет закончено, выполнено завтра или в другой день, поэтому поводов для паники и психического напряжения нет.

В то же время доктора призывают по возможности четко следовать четырем основным пунктам программы. Через них каждому доступно осознание окружающего мира, знакомство с собой и своими потребностями, возможностями. Физическая нагрузка, умственная, питание, отдых, в том числе сон - все это позволяет сделать повседневность продуктивной и активной, а труд - результативным. Распределяя корректно время между этими пунктами, можно сформировать действительно полезный режим жизнедеятельности, при котором человек будет здоров и успешен.

Терминология: четкие формулировки

Под жизнедеятельностью принято понимать такой метод существования, который включает в себя нормальную повседневную активность. В рамках жизнедеятельности человек контактирует со средой вокруг. При этом подвергаются оценке параметры среды вокруг. Таковые могут быть комфортными, если у человека есть возможности формирования действительно подходящих для реализации жизнедеятельности условий.

Процесс жизнедеятельности сопряжен со взаимосвязями с элементами, формирующими окружающую среду. Все эти элементы в рамках определённого подхода принято делить на производственные, бытовые. Первые предполагают контакт с машинами, иными особями, формирующими социум, при этом цель такого взаимодействия - получения средств, посредством которых можно существовать в современных условиях. Это предполагает в том числе и физическую активность, трудовую, осуществляемую через мышечную ткань.

Особенности мышечной активности

Этот аспект человеческой активности принято разделять на две категории: динамическая, статическая. Первая предполагает переменность приложения усилий. Такой процесс сопряжен с переменой длины мышц, а человек одновременно с этим меняет положение тела в пространстве. А вот статическая мышечная активность - это постоянное усилие, при котором нет необходимости корректировки конфигурации мышц.

Статическая нагрузка позволяет долговременный временной промежуток сохранять постоянное состояние. Если сравнивать статику и динамику (в этом случае мышца то расслабляется, то сокращается), то первый вариант утомляет значительно больше. Процесс мышечного возбуждения сопряжен с переработкой питательных компонентов, в ходе чего продуцируется выброс энергии. Задействуются белки, углеводы, жиры. Одновременно с этим перерабатывается и кислород.

Жизнедеятельность и здоровый образ жизни

ЗОЖ (здоровый образ жизни) - это такая систематизация своей жизни человеком, когда осознанно происходит отказ от вредных привычек, вместе с этим контролируются разные аспекты поведения. Основная задача этого режима жизнедеятельности - поддержание здоровья на выбранном уровне.

Каждый день должен быть лучшим!

Под здоровьем принято понимать довольно сложное явление, имеющее несколько аспектов. Это и благополучие с разных точек зрения (социальная позиция, физическое состояние, психика и духовные аспекты), и функционирование организма, позволяющее человеку взаимодействовать с окружающей средой. Одновременно с этим под здоровьем принято понимать возможность выполнять функциональность, предполагаемую общественными ожиданиями. Также термин включает в себя способность корректировки поведения, иных особенностей человека под диктуемые внешними условиями параметры. Наконец, здоровье - это отсутствие заболеваний.

Режим жизнедеятельности призван сохранять человеческое здоровье, а при возможности улучшать его, повышая качество повседневности. ЗОЖ представляет собой комплекс мероприятий, оказывающих существенную помощь и в общем случае позволяющих достигнуть желаемого эффекта.