Роль женщины в разных религиях. Роль женщины в исламской религии


Почему в религиях разное отношение к мужчине и женщине?
На этот вопрос по традиции отвечают представители различных религиозных конфессий.

1. Иеромонах Иов (Гумеров):

В современном мире материнство, увы, больше не воспринимается в качестве основного предназначения женщины. А стремления современных девушек добиться успеха в политике, бизнесе, науке нередко подчиняет себе все остальное. Подобные изменения не могут не затронуть и мужчин, и семью, и общество в целом.
В конечном итоге, цена подобных перемен - это разрушенные или, наоборот, налаженные человеческие взаимоотношения. И здесь, чтобы лучше понять настоящее и оценить будущее, стоит заглянуть в прошлое.

Некоторые мужчины любят шутить, что женщина сотворена из ребра - единственной кости, в которой нет мозга. Однако шутка эта вряд ли отличается особым остроумием. Древнееврейское слово "цела", которое в русской Библии переведено как "ребро", означает еще "часть" и "грань". В данном конкретном случае - эмоционально-чувственную грань, более тонкую душевную организацию, которая отличает женщину. С помощью данного примера можно доказывать не столько превосходство мужчины, сколько обратное. Даже факт создания женщины вызван тем, что само по себе существование первого человека не является еще законченностью творения: Не хорошо быть человеку одному (Быт. 2:18).

В библейском описании творения женщины нет оснований для традиционного в мифологическом мышлении полярного противопоставления мужского женскому. А святитель Иоанн Златоуст в Беседах на Книгу Бытия подчеркивает, что жена была "равна по достоинству" мужу. Итак, нормальные, идеальные, гармонические отношения, которые существовали между мужчиной и женщиной до грехопадения, расстроились. В мире падшем, противоестественном - брак есть некий прообраз и предвосхищение нормальных, естественных взаимоотношений между мужчиной и женщиной.

Подчеркнуто-уважительное, почтительное отношение к женщине в христианстве имеет мало общего с современным феминизмом, пытающимся, как мне кажется, сознательно или бессознательно, но стереть естественные различия между мужчиной и женщиной. Прошу заметить, что слово "естественные" я употребляю в христианском контексте, как нормальные, такие, которые были сотворены Богом. А это значит, что в человеке существует иерархия: дух-душа-тело. Естественным, гармоничным является именно иерархическое устроение человеческой личности, когда идеально-духовная сторона определяет душевное и физическое существование, а не наоборот. Мы исходим только из того, что "времена меняются и мы меняемся вместе с ними", и, соответственно, не может быть никаких ценностей и ориентиров, данных раз и навсегда. Подчеркну, что в нашей религии к женщине очень уважительное отношение.

2. Исмаил Хазрат Шангареев, муфтий, член Совета муфтиев России:

Нет ничего более совершенного, чем то, что Всевышний Аллах возложил на женщину определенные биологические и социальные функции: способность зачать, рожать, вскармливать и быть хранительницей домашнего очага. Ну а мужчине – заботиться о семье, обеспечивать материальное благосостояние и преумножать достояние.

Правильные семейные отношения гарантируют благополучие и счастье, стабильность и спокойствие. Мужчина не может выполнять работу женщины и ее обязанности, также как и женщина не может исполнять дела, возложенные на мужчину. И если кто-то из супругов забывает или пренебрегает своими обязанностями, то постепенно утрачивается общность интересов, духовная близость – это приводит к разрыву семейных уз. Вырабатывается тот модуль поведения, который мы видим в западных странах, где утрачены прочные глубокие семейные связи, традиции, где каждый член семьи не ограничен никакими правилами и нормами. Каждый живет духовно обособленно друг от друга, и как хочет, так и распоряжается своей жизнью, честью и достоинством. Такая свобода мужчины и независимость женщины откладывает отпечаток на стиль семейной жизни – нет ответственности ни перед кем. И современная женщина теряет былую нравственную чистоту и целомудрие, простое понятие о женской чести, и представляется лишь как товар, который можно купить или продать.

Нельзя отрицать объективность того, что женщине в средние века пришлось испытать на себе унижение, притеснение и презрение. Даже были времена, когда слабый пол исключали из рода человеческого и относили к злым элементам. Ну а самого наивысшего апогея притеснение достигло, когда мужчина считал женщину – домашним атрибутом и предметом наслаждений. Ее можно было купить или унаследовать.
С появлением Ислама к женщине было возвращено чувство собственного достоинства. Мужчину обязали заботиться о ней, выполнять свой долг перед семьей.

Современная семья переживает большие трудности. Ведь семья – это малая система общества. Ислам выступает для семьи чем-то вроде регулятора. Священный Коран полон аятами, утверждающими права женщины в ее мирских делах, отношениях, поклонениях, решениях и свидетельствах в мирской и загробной жизни. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) прочитал проповедь в прощальном хадже на Арафате. Он сказал следующее: «обходитесь с женщинами хорошо, поистине они ваши жены, ничего кроме этого вы не владеете. Кроме того, как они совершат явное распутство и, если они это совершат, избегайте их ложе, и ударяйте их не очень сильно. А, если они повинятся вам, то не ищите пути против них.
И еще сказал: «Кто лучший своим нравом, у того вера полнее, чем у других верующих, и лучший из вас тот, кто хорош нравом к своей жене».

3. Архиепископ митрополит Тадеуш Кондрусевич, ординарий архиепархии Божией Матери в Москве:

- В Римско-Католической церкви особо чтят Деву Марию - мать Иисуса Христа. Именно в Ватикане были провозглашены отсутствующие в православии и протестантизме догматы. В 1854 году - о непорочном зачатии Девы Марии, в 1950 году - о ее телесном вознесении после смерти. Кроме того, в марте 1987 года была обнародована шестая по счету энциклика папы Иоанна Павла II "Матерь Искупителя". В ней, как и некогда на полотнах знаменитых живописцев, образ Марии предстает как идеал истинной женственности, наделяясь эпитетами "блаженная", "ласковая"… Любопытно, что еще в XIII - XIV веках доминиканские монахи особо выделяли такие черты Девы Марии, как покорность и смирение. Не случайно, согласно христианским воззрениям, именно смирение лежит в основании женского идеала. В свою очередь Иоанн Павел II также подчеркивает послушание и безропотную веру, с которой Мария приняла свое предназначение, отвечая в сцене Благовещения: "Се раба Господня. Да будет мне по слову Твоему". Современные женщины, по словам энциклики, "взирая на Марию, открывают в ней секрет достойного переживания своей женственности и подлинной самореализации.

В последние десятилетия руководство католической церкви весьма часто выступает с заявлениями о том, что положение женщин в современном мире не отвечает требованиям справедливости. Но католическая церковь не предоставляет женщинам права быть священнослужителями. В решении данного вопроса позиция католической церкви такова: женщина не может выполнять роль духовного наставника, поскольку ни священное писание, ни теология не дают оснований изменить существующую традицию. Важнейшим аргументом против служит тот факт, что Христос ни одну женщину не включил в число 12 своих ближайших учеников. К тому же, священник, в понимании церкви, выступает как заместитель Христа, поэтому женщине выполнять эту роль недопустимо.

Основной сферой религиозной деятельности женщин по католическим представлениям выступает семья - "домашняя церковь", а также дело воспитания детей в религиозном духе. А "мирские" общественные занятия женщин объявляются излишними, второстепенными.

4. Раввин Меир Шлезингер:


- Статус женщины в современном обществе значительно изменился. Но нынешнюю ситуацию надо принимать очень осторожно: в ней есть много явлений, подчас даже не имеющих право на существование.
Например, современное общество допускает женщину к участию во всех делах наравне с мужчиной. Но несправедливость для женщины заключается в том, что при этом она должна еще вести домашнее хозяйство, рожать и кормить детей. Человечество потеряло много эмоциональной и интеллектуальной силы из-за того, что не предоставляло женщинам возможность развиваться. Их угнетение - это беда всех нас.

На конференции в Париже главный раввин Франции сказал: «В Париже у женщин прав более чем достаточно, но мы не смогли решить проблему уважения к ним: у нас не уменьшилось количество избиений женщин, не уменьшилось количество проституток или жалоб на сексуальные домогательства». Этим он хотел сказать, что одним предоставлением юридических прав невозможно коренным образом исправить положение слабого пола в обществе.

10 лет назад одной феминистически настроенной даме предложили составить программу действий по достижению равноправия женщин. Она не смогла этого сделать, ибо не в состоянии была объяснить, чего толком хочет. Помощь религии здесь не может быть всеобъемлющей в силу ее консервативной природы. В первую очередь, необходимо знать, что нужно самим женщинам для их освобождения.

Наша цель понять, какова позиция женщины в иудаизме. Мы говорим о правах женщины по Галахе. В одном российском городе глава еврейской общины на заседании говорил о правах женщины. Двух дам из руководства общины в тот момент не было. Их предложили подождать. Но мужчины этой общины ответили, что они лучше знают проблему и все обсудят и решат сами…

Обычно мужчина говорит, что в его доме за ним всегда остается последнее слово. А знаете, какое последнее слово мужчины? «Как скажешь, дорогая»! В Галахе описаны некоторые ситуации, в которых женщинам предоставлено меньше юридических прав, чем мужчинам. Эти законы ущемляют права женщины, потому что сыновья получают деньги, а дочери нет. Но Галаха говорит, что в подобной ситуации определенная сумма выделяется для того, чтобы обустроить дочерей. А уже после этого наследство распределяют дальше. Таким образом, обеспечение дочерей - это не часть наследства. Права незамужней женщины идут перед наследством. Это механизм, который предусматривает их минимальное обеспечение.

Здесь шла речь о проблеме в целом, а не только о юридическом аспекте, который вполне возможно решить. В первую же очередь, важно духовное содержание проблемы: чего хотят сами женщины, и какие права мы все хотим им предоставить.

5. Пандито хамбо лама Дамба Аюшеев, председатель Буддийской традиционной сангхи России:


- Индийское общество времен палийского канона (4-2 вв. до н. э.) было крайне патриархальным, склонным во всем подчеркивать превосходство мужчин. Приниженное положение женщин в обществе закреплялось в брахманической литературе. Достаточно вспомнить известное изречение Ману: «День и ночь женщины должны находиться в зависимости от своих мужчин... Отец охраняет ее в детстве, муж охраняет в молодости, сыновья охраняют в старости; женщина никогда не пригодна для самостоятельности.» (Ману, 9. 2-3). Религиозные потребности женщины в ортодоксальном брахманизме также не принимались во внимание. Им запрещалось слушать и изучать Веды, самостоятельно выполнять какие-либо обряды, посты и обеты. Главный религиозный долг женщины - это служение мужу: «Муж, даже чуждый добродетели, распутный или лишенный добрых качеств, добродетельной женой должен быть почитаем как бог» (Ману, 5. 154).

Ранний буддизм продемонстрировал принципиально иной подход к женщинам. Будда прямо признавал, что для достижения Просветления - конечной цели учения - не существует никакой разницы между мужчинами и женщинами, при условии, что и те и другие станут монахами. В соответствии с этим Будда, после некоторых колебаний, основал женскую монашескую общину, во главе которой стала Махапраджапати, тетка Будды, в детстве заменившая ему мать. Однако вступление женщин в сангху было обставлено несколькими дополнительными условиями. Они известны под названием «Восьми правил» (garu-dhamma):

1. Монахиня, даже если провела в монашестве сто лет, должна оказывать знаки уважения монаху, даже если он только что принял посвящение.

2. Монахини не должны проводить «летнее отрешение» сезона дождей в месте, в котором нет монахов.

3. Каждые две недели монахини должны посещать общину монахов для проведения церемонии упосатхи (общего собрания монахов) и получения инструкций и поучений от монахов.

4. После окончания «летнего отрешения» сезона дождей монахини должны участвовать в специальном собрании обеих общин для обсуждения поведения монахов и монахинь.

5. Монахиня, совершившая нарушение разряда сангхадисеса (тяжелых проступков) должна подвергнуться наказанию в течение двух недель в обеих общинах - мужской и женской.

6. До посвящения в монахини кандидатка должна пройти двухлетний испытательный срок, и затем оно должно быть проведено в обеих сангхах - мужской и женской. Для монахов подобный испытательный срок не предусматривался и посвящение проводилось только в мужской сангхе.

7. Монахиня не должна оскорблять или порицать монаха никаким образом, даже косвенно.

8. Монах может поучать монахиню, но монахиня никогда не должна поучать монаха или давать ему какие-либо советы.

Женские монастыри действительно находились под покровительством мужских, однако во многом подобное покровительство было просто необходимо для защиты монахинь от грабителей или насильников.
Буддийская община в широком смысле состояла из четырех частей: монахи, монахини, миряне-буддисты и мирянки-буддистки. Функционирование монашеских общин полностью зависело от материальной поддержки мирян, и женщины-мирянки играли здесь не последнюю роль. Главное, чем расплачивались буддийские монахи за материальную поддержку - это открытая публичная проповедь, обращенная ко всем слоям индийского населения, в том числе и к женщинам. Если мирянин или мирянка приглашали монаха на угощение, то после его окончания монах произносил поучение, поясняющее какие-либо положения учения Будды.
Хотя отношение раннего буддизма к женщинам, возможно, не было идеальным с современной точки зрения, оно все же предоставляло слабому полу гораздо большие возможности для духовного роста, чем какое-либо другое современное учение. Те женщины, которые были способны полностью оставить мирскую жизнь, могли стать монахинями и посвятить себя поиску освобождения уже в этой жизни. Можно не сомневаться, что поддержка женщин была одной из главных причин быстрого распространения буддизма в Индии в первых веках до н. э.

6. Кабир Хельмински, шейх суфийского ордена мевлеви


- С самого начала появления человеческого сознания, и женщина, и мужчина шли по Пути Воссоединения, приближения к Истине и Источнику мироздания. В конечном счете нет ни мужчины или женщины, а есть лишь Реальность Бытия Бога. В пределах традиций Суфизма, признание этой правды вдохновило духовное созревание женщин на этом Пути, который не всегда был возможен на Западе.

С развитием мистической стороны Ислама и духовного роста, именно женщина, Рабия ал-Адавийя (717-801 нашей эры), была первой, кто выражал отношения с божественным на языке, который мы признаем языком Суфиев. Там Бог именуется как Возлюбленный. Рабия была первым человеком, который говорит о сущности Суфизма доступным языком, легко понятным каждому.

В течение столетий, женщины так же как мужчины продолжили нести свет этой любви. По многим причинам, женщины часто были менее видимы и менее откровенны чем мужчины. В пределах некоторых Суфийских орденов (тарикатов), женщины участвовали наравне с мужчинами в проводимых церемониях; в других же - собрались в их собственных кругах для чтения зикра и проводили собрания отдельно от мужчин. Некоторые женщины полностью посвятили себя аскетизму, уйдя из общества и находясь вдали от людей. Так сделала, к примеру, Святая Рабия; другие же выбрали роль благотворителей, Исламских миссионеров, способствовали распространению Религии и научных исследований. Многие из Великих Суфийских Учителей разных эпох и народов, всемирно известных во всем мире, имели учителей-женщин, учеников-женщин, и духовных друзей-женщин. Все они оказали благотворное влияние на их мысли, сознание и бытие.

Женщины суфии во всем мире и сегодня продолжают преподавать и разделять опыт как лично (из уст в уста) так и в письменной форме. В Судане, например, до сих пор есть такие женщины-учителя, которые особенно искусны в мастерстве целительства. На Ближнем Востоке, они также играют важную роль в передаче Суфийских традиций. В Турции в частности обучение продолжается в женских кругах так же как и в мужских.
Школы суфизма уже давно распространяются от Ближнего Востока до Европы, и новые волны продолжают прибывать.

Описание.

Глава I. Статус женщины в Исламе
Глава II. Женщины в Индуизме и Христианстве

Выдержка из работы.

«ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени А. С. ПУШКИНА»

Реферат

На тему

по

Выполнила: Красавина Марина Львовна,

Студентка 106 группы

Государственное и Муниципальное Управление

Санкт-Петербург

2009 год

Содержание

Введение 3

Глава I. Статус женщины в Исламе

1.1 Роль женщины в исламском обществе 4

1.2 О равенстве мужчины и женщины перед Аллахом 5

1.3 Одежда 7

1.3.1 Понятие о хиджабе. Основные требования к одежде 7

1.3.2 Полное покрытие женщины. (Понятие о никабе) 8

1.4 Понятие о разводе и его условиях 9

1.4.1 Условия развода 9

1.4.2 Порядок развода 10

1.4.3 Нежелательность развода 11

Глава II. Женщины в Индуизме и Христианстве

2.1 Индуизм как религия 13

2.3 Женские движения 15

2.4 Дочери, приданое и заблаговременное определение пола ребенка 16

2.5 “Неприкасаемость” и рост самосознания далитов 17

2.6 Религия и протест 19

2.7 Образ женщины в современном христианстве 20

Заключение 22

Литература 28

    Введение

Неудивительно, что сегодня, когда так много говорится о ролях и правах женщин, религиозные организации мира становятся микрокосмосом дебатов о ролях и правах женщин. Тема данной работы - «Женщины в религии Востока». Мы обратились к этой теме в связи с тем, что упорный рост насилия, направленного против женщин, как личного, так и на уровне институтов общества, в большой степени объясняется традиционным исключением женщин из процессов развития социума и принятия решений. Необходимо глубокое исправление коллективного взгляда человечества в этом вопросе, которое направлялось бы всеобщими ценностями и духовными принципами. Необходимо также принятие определенных законодательных актов, которые дали бы практическое выражение равноправию полов через обращение к конкретным случаям несправедливого отношения, с которым сталкиваются женщины.

Домашнее насилие жизненная реальность для многих женщин по всему миру, вне зависимости от их национальной и классовой принадлежности или образования. Во многих обществах традиционное верование, будто женщины это обуза, делают их легкой мишенью для чувства гнева. Иногда, когда экономика испытывает упадок, мужчины вымещают свое раздражение на женщинах и детях. Повсеместно насилие к женщинам процветает потому, что оно проходит безнаказанным. Верования и практики, приводящие к угнетению женщин, должны быть пересмотрены в свете критерия справедливости. Поэтому тема работы важна и актуальна.

Цель работы:

  • определить имеют ли три традиции - исламская, иудейская и христианская - единый взгляд на положение женщины или, напротив, они в этом вопросе различаются?
  • Определить, в иудаизме и христианстве положение женщины лучше, чем в Исламе?

Найти ответы на такие сложные вопросы нелегко. И первая трудность заключается в том, чтобы занять ясную и объективную позицию, или, по крайней мере, сделать для этого все возможное, ибо этому и учит Ислам. Другая большая трудность - широта предмета.

В связи с этим задачей работы является рассмотрение статуса и положения женщины в трех религиях: Исламе, Индуизме и Христианстве.

Глава I. Статус женщины в Исламе

1.1 Роль женщины в исламском обществе

Она прослеживается в самой концепции устройства этого мира. По замыслу Всевышнего все созданные Им творения существуют в парах, и только Аллах один и нет Ему равных. Такое устройство служит залогом развития жизни на земле и продолжения рода созданных видов живых существ. В этом смысле на женщину возложена великая по своей значимости функция - сохранение человеческого рода. Немаловажное значение имеет, в каком виде будет сохранен это род. Ведь рождение на свет Божий нового поколения еще не означает, что в будущем мы будем иметь здоровое, жизнеспособное общество. Поэтому воспитание детей, особенно на первых порах жизни, является важнейшей задачей матери. Этот процесс, естественно, требует определенной подготовки и наличия знаний в разных областях жизни.

Женщина - это и мать, и сестра, и дочь, и жена. Отношение ко всем этим группам женщин со стороны мужчин строго контролируемо Всевышним. Притеснение и ущемление прав кого-либо из них является строго наказуемым. По поводу матерей в достоверном хадисе (изречении) сказано: “Рай находится под ногами матерей”, т.е. отношение к ним определяет благополучие мужчины-мусульманина в вечности. Что же касается сестер, дочерей и жен, то мужчины ответственны за них перед Всевышним, так как “каждый из вас является управляющим, и каждый из вас будет ответствен за управление, возложенное на него” (хадис). От женщин во многом зависит то, какой будет религиозность и воспитанность следующих поколений. На них возложена великая функция сохранения спокойствия, умиротворенности, религиозности домашнего очага; от них зависит воспитанность и богобоязненность подрастающего поколения.

3. Три религиозные системы поразительным образом различаются в отношении развода. Христианство полностью отрицает развод. Новый Завет безоговорочно настаивает на нерасторжимости брачных уз.

Это отношение основано на словах Иисуса (мир ему), сказавшего:"А я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать: и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует" (Евангелие от Матфея, 5:32).

Такой бескомпромиссный идеал является, без всякого сомнения, недостижимым. Он предполагает такой уровень морального совершенства, которого человеческие общества вряд ли когда-либо смогут достичь. Когда супружеская пара понимает, что семейная жизнь не удалась, то запрет на развод не приводит ни к чему хорошему. Принуждать такие пары к продолжению совместной жизни против их воли не является ни эффективным, ни разумным. Неудивительно, что весь христианский мир добился разрешения на развод.

Иудаизм, с другой стороны, позволяет развод без всякого повода к нему. В Ветхом Завете мужу дается право на развод с женой, если она ему просто не нравится: "Если кто возьмет жену и сделается ее мужем, и она не найдет благоволения в глазах его, потому что он находит в ней что-нибудь противное, и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит ее из дома своего. И она выйдет из дома его, пойдет и выйдет за другого мужа; и сей последний муж возненавидит ее и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит ее из дома своего, или умрет сей последний муж ее, взявший ее себе в жены, то не может первый ее муж, отпустивший ее, опять взять ее себе в жены, после того, как она осквернена: ибо сие есть мерзость перед Господом, и не порочь земли, которую Господь, Бог твой, дает тебе в удел" (Второзаконие, 24:1-4).

Вышеприведенные стихи вызвали серьезные дебаты среди еврейских теологов, у которых возникли разночтения таких слов, как "неприятный"(displeasing), "непристойность" (indecency), "отвращение" (dislike), упомянутых в стихах. В Талмуде "зарегистрированы" эти разные точки зрения: "Школа Шаммай придерживается мнения, что муж не должен оставлять свою жену, пока не обнаружит ее вины в половых отношениях, в то же время, согласно учению Хиллел, считается, что он может развестись с ней, даже если она просто разбила блюдо в его доме. Ребе Акиба говорит, что развод возможен, если муж найдет другую женщину, красивее, чем его жена" (Гиттин, 90 а-б).

Новый Завет придерживается шаммаитской школы, иудейские же законы основаны на мнении последователей гиллелитской школы и Ребе Акиба. Поскольку возобладала точка зрения гиллелитов, то восторжествовала нерушимая традиция иудейского права давать мужу свободу в инициации развода без всякой причины на это.

Ветхий Завет не только дает мужу право разводиться с "разонравившейся" женой, он считает развод с "плохой" женой обязанностью мужчины: "Плохая жена несет унижение, потупление взоров, ранит сердце. Опускаются руки и слабнут колени мужчины, жена которого не способна дать ему радости. Женщина - источник греха, и через нее мы гибнем. Не храни воду в худом сосуде и не позволяй дурной жене вести речи, какие ей хочется. Если же она восстает против воли твоей, дай ей развод и отправь от себя" (Екклесиаст, 25:25).

Талмуд указывает на те особые действия, которые может совершить женщина, и после совершения которых, муж обязан дать ей развод: "Если она ела на улице, если она жадно пила на улице, если она кормила грудью на улице, в каждом случае, как говорит ребе Мейер, она должна покинуть своего мужа" (Гиттин, 89а).

Талмуд также рекомендует развод с бесплодной женой (у которой нет детей в течение десяти лет): "Наши ребе учат: если муж взял себе в жены женщину и прожил с ней десять лет, и она не зачала, он должен дать ей развод" (Е.,64а).

Жены, напротив, по иудейскому праву не могут быть инициаторами развода. Еврейская жена, однако, может просить права на развод перед иудейским судом в случае, если у нее существуют для этого веские причины. Существует совсем немного таких причин, в соответствии с которыми женщина может обратиться с просьбой о разводе. Эти основания таковы: наличие у мужа физических недостатков или кожной болезни, или в случае невозможности мужем выполнять свои супружеские обязанности и т.п.

Суд может поддержать просьбу женщины о разводе, но не может расторгнуть брак. Только ее муж может расторгнуть брак с ней, выдав ей разводное письмо. Суд может осудить, наложить штраф, взять под стражу, вынести общественное порицание с тем, чтобы заставить его выдать необходимое разводное письмо его жене. Однако если муж достаточно упрям, он может отказаться дать жене развод и она будет связана с ним. Хуже того, он может покинуть ее, не дав развода, и она будет незамужней и неразведенной.

Он же имеет право жениться на другой женщине или сожительствовать с незамужней женщиной без совершения свадебного обряда и иметь от нее детей, которые в соответствии с иудейским правом будут считаться законнорожденными. Покинутая жена, напротив, не сможет выйти замуж за другого человека, пока она является замужней перед законом и не может сожительствовать с другим мужчиной, поскольку в этом случае она будет считаться прелюбодейкой, а ее дети от этой связи будут считаться вне закона на десять последующих поколений.

Женщина, находящаяся в таком положении, называется "агуна" ("связанная") . В США сегодня по приблизительным данным от 1000 до 1500 таких женщин, а в Израиле их около 16000. Мужья способны вымогать тысячи долларов у своих "связанных" жен за дачу разводного письма по еврейскому закону.

Ислам занимает усредненную позицию в отношении к разводу в сравнении с христианским и иудейским законами. Брак, по Исламу, является священным и не может быть расторгнут без основательных причин. Супругов наставляют употребить все возможные средства для сохранения брака, если появляется опасность его распада. Развод не отвергается, если нет другого выхода.

Как последнее средство, Ислам признает развод, но он предупреждается всеми возможными способами. Сначала следует сказать о признании развода. Ислам признает право обоих супругов прекратить их матримониальные отношения. Ислам дает мужу право для совершения талак (развод) , более того, в отличие от Иудаизма, наделяет жену правом расторжения брака путем процедуры, которая известна под названием "кула".

Если муж развелся со своей женой, то он не имеет права потребовать назад подарки, данные ей как свадебный дар. Коран запрещает мужьям, дающим развод женам, требовать назад свадебные подарки независимо от того, насколько дорогими и ценными они были: "Если захотели вы заменить одну жену другой и если первой из них был выделен вами [в качестве махра] даже кинтар золота, то не забирайте ничего из [богатства] этого. Неужели станете вы отбирать что-либо несправедливо и совершая грех явный?" (Коран, 4:20).

Если жена хочет расторгнуть брак, то она может вернуть свадебные подарки своему мужу. Возвращение свадебных даров в этом случае является компенсацией для ее мужа, который хотел бы сохранить ее при себе, в то время как жена оставила его.

Коран учит мусульманина не брать назад подарков, подаренных супруге, кроме как в том случае, если она сама является инициатором расторжения брака: "О разводе объявляется дважды, после чего надо или удержать жену по-хорошему, или отпустить ее достойным образом (т.е. без споров об имуществе и оговора). Не дозволено вам удерживать что-либо из дарованного [в качестве махра ], если только не возникли у обеих сторон опасения, что нарушают они этим законы, Аллахом установленные. А если же опасаетесь вы, что нарушат муж и жена законы эти, то не совершат они греха, если выкупит она развод [за счет махра , при замужестве оговоренного]. Таковы законы, Аллахом установленные. Так не нарушайте же их. А те, кто не соблюдает законы Всевышнего, - нечестивцы" (Коран, 2:229).

Взаимоотношения женщин и мужчин, определение их места и роли в обществе нашли отражение во всех религиях, при этом женщине отводилась далеко не последняя роль. О том, что в эпоху каменного века культ женщины был распространен на огромном пространстве от Пиренеев до Сибири и носил почти универсальный характер, свидетельствуют данные археологии и этнографии.

КУЛЬТ БОГИНИ-МАТЕРИ У НАРОДОВ, СОХРАНИВШИХ ПЕРЕЖИТКИ НЕОЛИТА, и не только у них, мыслится как хозяйка Вселенной и одновременно как мать зверей и людей. У племени маори она именуется Пэпа-Мать-земля, у эвенков - Бугады, у индейцев - Шакти (Пракрити), у египтян Исида, у эллинов - Деметра, у карфагенян - Танит, у арамян - Анаит. Все перечисленные образы являются как бы ипостасями одной и той же богини-матери - животворящей силы Вселенной. Об этом рассказывает древнешумерская легенда, согласно которой творцом мироздания является женщина - богиня-мама, сотворившая по своему образу и подобию первого человека - женщину-луну. А от нее уже произошли все остальные люди.

Образ шумерской богини живо перекликается с персонажем древнегреческой мифологии - Геей, родившей даже небо - Уран, а потом и все живое. Культ великой матери приобрел особую популярность и в Древнем Риме, во II-III вв. она почиталась за нравственное совершенство и сострадание. В ее честь устраивался праздник - закрытый для мужчин, с участием девушек и матрон. Таким образом, богиня-мать воспринималась как возведенное в абсолют женское начало, которое было причиной мироздания и в то же время его управительницей. Исходя из этих представлений, регулировались взаимоотношения женщин и мужчин в обществе, где женщины, так же как в религии, играли далеко не последнюю роль. У некоторых народов в глубокой древности преимущественно женщинам принадлежали жреческие функции. Так, у северных индейцев заклинания совершались только женщинами, у чукчей и других северных народов шаман-мужчина должен был облачаться в женский костюм. Вполне естественно, что при таком важном культовом значении женщин в их руках оказывалась и политическая власть. Женщины часто становились вождями.

К ЖЕНСКОМУ КУЛЬТУ ОКАЗАЛИСЬ НЕРАВНОДУШНЫМИ И МОНОТЕИСТИЧЕСКИЕ религии, в частности христианство и ислам. В христианских общинах женщины играли значительную роль, что свидетельствует о том, что первые христиане обращали свои призывы в равной степени и к мужчинам, и к женщинам. Среди первых уверовавших в Христа были и женщины, сопровождавшие Его из Галилеи в Иерусалим и присутствовавшие при его казни. Иисус Христос допускал к себе женщин наравне с другими учениками, некоторые из них "были исцелены Им от злых духов и болезней, как то Мария, называемая Магдалина, из которой Иисус изгнал семь бесов, и Иоанна, жена Иродова приставника Хуза, Сусанна и многие другие, которые служили им от имений своих".

Женщины сопровождали Иисуса Христа на Голгофу, присутствовали при его распятии, готовили Его тело к погребению, они же стали и первыми вестницами Его чудесного Воскресения. Однако любопытно, что среди его ближайшего окружения - 12 апостолов все же нет ни одной представительницы женского пола. Тем не менее женщины играли большую роль и в пропаганде христианского учения.

Апостол Павел объявил равенство в христианстве мужчин и женщин. Он приветствует женщин в своих посланиях как своих сотрудниц, например, Прискиллу, Фиву, Евдотию и Синтихию, Апфию. Жена апостола Петра сопровождала его в миссионерских путешествиях, как, по-видимому, и жены других апостолов. Последние присутствовали на собрании христиан после вознесения, они же были вместе с учениками и в День сошествия Святого Духа (Деян. 1.11). В собраниях христиан женщины получали дары пророчества. Однако сказано: "Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить... Разве от вас вышло Слово Божие? Или до вас одних достигло" (1 Кор. 14-34).

Позднее отношение к женщине стало более дифференцированным, что нашло свое отражение в поздних редакциях Священного Писания. Например, на Эфесском соборе 431 года всерьез обсуждался вопрос наличия души у женщины, на Маконском соборе 585 года пытались разобраться, можно ли применить слово homo (лат. человек) по отношению к женщине... Постепенно из всех остальных писаний, создававшихся с конца I и на протяжении II-III вв., епископы отобрали самые распространенные и наиболее соответствующие церковному учению, а все остальные стали называться апокрифами и в большинстве были уничтожены позднее. В период инквизиции многие женщины были как ведьмы сожжены на кострах.


СОГЛАСНО РАННИМ ВАРИАНТАМ БИБЛИИ, БОГ СОЗДАЛ МУЖЧИНУ И ЖЕНЩИНУ
из праха земли одновременно, однако наиболее распространенной является версия сотворения женщины из ребра мужчины - Адама, сотворенного первым. Тем самым признается приоритетность мужского начала, что нашло свое отражение в следующих библейских постулатах: женщина зависит от мужчины, не имеет права разводиться; на церковных собраниях женщина должна держаться скромно, не снимая с головы покрывала (1.Корф. 11.4-11.5); женщина должна безмолвствовать, памятуя слова Господни, обращенные к первой жене: "Муж твой будет господствовать над тобой" (1. Корф. 14.34).

В Библии создан стереотип "добродетельной женщины", которая должна быть хранительницей семейного очага, надежной опорой мужу, вместе с тем быть покорной, гостеприимной, равной помощницей для всех членов семьи. В посланиях апостола Павла говорится: "Что не муж от жены, а жена от мужа, поскольку именно жена была создана для мужа, а не наоборот. Муж глава жене своей, как Христос - глава Церкви".

Аналогичный подход к женщине, женскому началу, как второстепенному, присутствует и в Коране. Здесь говорится, что первым человеком, созданным из праха, был Адам - мужчина, а супруга, имя которой писание даже не сохранило, была сотворена из его же плоти (сура 15, аят 26). Отсюда же, как и в христианском церковном учении, следует, что женщина зависит от мужчины; она не должна появляться на улице без покрывала, не должна разговаривать с мужчинами; не имеет права разводиться.

Таким образом, женщина ставится в зависимость от мужчины актом творения, так как сотворена из части тела мужчины, однако если углубиться в смысл этих высказываний и подробнее рассмотреть легенду создания женщины из ребра Адама, то можно сделать некоторые выводы о значении слова "ребро". Так, например, можно предположить, что речь идет о ребре не в анатомическом смысле, а как об одной из граней бытия, и женское начало только вместе с мужским началом может составлять целостность бытия, тем более что именно эта идея переплетения мужского и женского начал во имя создания новой жизни была основой почти для всех ранних верований, связанных с культом древа жизни.

Однако, исходя из церковных учений в средневековой христианской философии, продолжала развиваться идея вторичности женского начала, которое, согласно теории Филона Александрийского (I в. до н. э.), является чувственно-эмоциональной стороной бытия, противоположной рационально-активному мужскому началу. Эту теорию развили в дальнейшем А. Шпренгер и Г. Инститорис в известной книге "Молот ведьм" (1487 год) - настольной книге инквизиции. В ней авторы представляют "развернутую систему доказательств справедливости подавления и физического уничтожения женщин на основе их изначальной греховности", определяя конкретные признаки ведьмы практически в любой женщине.

ИЗ СКАЗАННОГО СЛЕДУЕТ, ЧТО ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ЖЕНЩИНЫ И РЕЛИГИОЗНЫХ ИНСТИТУТОВ складывались довольно сложно и далеко не в пользу женщин. Равноправие женщин и мужчин наблюдается только в буддизме, где причиной всего сущего считается изначальный Будда и равное ему по значимости женское начало вселенской абсолютной мудрости - Лхамо. Что касается отношения самой религии к женщине, то можно отметить идею Будды, что "женщина наравне с мужчиной способна достичь духовного совершенства, т.е. нирваны".

Таким образом, если на раннем этапе формирования и развития религиозных воззрений женскому началу поклонялись как созидательной силе, причине мироздания, тем самым отводя ей первостепенную роль, то в более поздний период формирования общих религиозных норм и догматов роль женщины постепенно стала второстепенной. Из творца вселенной она превратилась в обыкновенное творение, сначала на равных правах с себе подобным творением - мужчиной, а в более поздний период стараниями духовенства оказалась подчинена последнему.

В заключение добавим, что современные научные исследования, нисколько не унижая роли женщины, все же обнаружили значительно больше биологических и психологических различий между полами, чем это предполагалось прежде. Достаточно сказать, что новые генетические признаки сначала возникают именно у мужчин и появляются у женщин лишь через несколько поколений. Женщины и мужчины более эффективны в разных видах деятельности. А ожесточенная борьба за равенство полов и эмансипация, право служить в морской пехоте, принимать решения в семье и брать на себя основную ответственность за близких вряд ли сделали женщин более привлекательными и счастливыми.

Женщины в религии Востока

1.1 Роль женщины в исламском обществе

Она прослеживается в самой концепции устройства этого мира. По замыслу Всевышнего все созданные Им творения существуют в парах, и только Аллах один и нет Ему равных. Такое устройство служит залогом развития жизни на земле и продолжения рода созданных видов живых существ. В этом смысле на женщину возложена великая по своей значимости функция - сохранение человеческого рода. Немаловажное значение имеет, в каком виде будет сохранен это род. Ведь рождение на свет Божий нового поколения еще не означает, что в будущем мы будем иметь здоровое, жизнеспособное общество. Поэтому воспитание детей, особенно на первых порах жизни, является важнейшей задачей матери. Этот процесс, естественно, требует определенной подготовки и наличия знаний в разных областях жизни.

Женщина - это и мать, и сестра, и дочь, и жена. Отношение ко всем этим группам женщин со стороны мужчин строго контролируемо Всевышним. Притеснение и ущемление прав кого-либо из них является строго наказуемым. По поводу матерей в достоверном хадисе (изречении) сказано: “Рай находится под ногами матерей”, т.е. отношение к ним определяет благополучие мужчины-мусульманина в вечности. Что же касается сестер, дочерей и жен, то мужчины ответственны за них перед Всевышним, так как “каждый из вас является управляющим, и каждый из вас будет ответствен за управление, возложенное на него” (хадис). От женщин во многом зависит то, какой будет религиозность и воспитанность следующих поколений. На них возложена великая функция сохранения спокойствия, умиротворенности, религиозности домашнего очага; от них зависит воспитанность и богобоязненность подрастающего поколения.

Что касается прав их, то они едины в правах своих с мужчинами во всем. Не нужно понимать это в том смысле, что если мужчина поднимает гири в 32 кг, то и женщина также должна их поднимать. У каждого своя функция в этой жизни. Если женщина рожает детей, вскармливает их молоком своим и воспитывает, то мужчина должен прикладывать максимум усилий для моральной, психологической и духовной стабильности в семье, для материального достатка ее и защиты от внешней агрессии. Одним из самых главных принципов единства и равенства в правах является то, что все едино вознаграждаемы за правильность выполнения и ответственность подхода к тем функциям, которые были возложены на них, как на мужчин, так и на женщин.

В исламской семье женщина - это, в первую очередь, праведная жена своего супруга и хранительница домашнего очага. Супружество является отдельной темой разговора. Это особая сфера человеческих взаимоотношений, включающая четкие предписания обязанностей и прав мужа и жены, где муж -это глава семейства, а жена - хозяйка дома.

Однако не следует делать выводы, что роль женщины ограничивается ее домом, семьей и домашним хозяйством. Просто это естественная стихия приложения ее врожденных способностей и проявления женской натуры. При желании женщина-мусульманка с согласия мужа или родственника, который отвечает перед Аллахом за сохранность ее чести и морали, может заниматься собственным бизнесом или участвовать в общественной и политической жизни общества, работать во благо мусульманской уммы в приемлемых для нее сферах, таких как медицина, образование, моделирование и пошив одежды, кулинария. Как известно, супруга пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) Хадиджа успешно вела торговое дело; история указывает нам имена мусульманок - государственных деятелей.

И сегодня мусульманка общественно активна: женщины в исламском мире осваивают новые компьютерные технологии, занимаются политической, преподавательской, журналистской деятельностью, врачуют, обучают и т.д. Без дальнейшего перечисления ясно, что учеба и работа, вопреки бытующему мнению, для мусульманок доступны и разрешены.

Другое дело, что эти вопросы решаются индивидуально в каждой конкретной семье. Ведь, в конечном итоге, чем бы ни занималась женщина вне дома, ей не под силу (в отличие от мужчин) “с головой уйти” в работу, до конца отвлечься от мыслей о семье и своих близких. Дом, с которым ее связывают наиболее крепкие узы, объективно продолжает оставаться “на ней”. Так стоит ли разрываться на части? Потому-то большинство мусульманок и делает добровольный выбор в пользу своего изначально женского дела - посвятить жизнь своим близким, родным людям. Тем более что Шариат не ограничивается только декларированием уважительного отношения к женщине.

Действительное соблюдение мусульманских законов гарантирует женщине защищенность (социальную, материальную, физическую и даже психологическую). Обязательным условием является предоставление возможности образования, как в духовной, так и в материальной сфере.

Борьба с религиозным экстремизмом в России и мире

В отличие от отечественного закона “О противодействии экстремистской деятельности” в обществе понятие “экстремизм” трактуется более широко. В него нередко включают: религиозный, национальный и этнический, расовый, политический, военный...

География мировых религий

Существуют разные точки зрения на роль религии в обществе, но ученые сходятся во мнении, что религия была и остается сегодня важным фактором в развитии любой цивилизации...

Женщины в религии Востока

Женщины в религии Востока

Некоторые западные обозреватели заявляют, что Ислам является оковами женщины, унижающими ее достоинство и разрушающими ее как личность, что женщина полностью подчинена мужчине, который господствует абсолютно во всем и превосходит ее...

Женщины в религии Востока

Никаб - это тонкая ткань с прорезью для глаз, прикрывающая лицо женщины. Изначально необходимо заметить, что данный вопрос является предметом споров уже давно, даже среди тех, которые очень грамотны в вопросах религии, богобоязненны и искренни...

Женщины в религии Востока

Образ женщины в Священном Писании Ветхого Завета по книге Бытия

От времен допотопных, нужно перейти к послепотопным. История этого перирода связана с женщинами, чьим призванием стало супружество с такими патриархами Ветхого Завета как Авраам, Исаак и Иаков...

Общественно-политические воззрения протопопа Аввакума

Все сочинения Аввакумом писались тогда, когда над ним уже была занесена рука смерти, когда над ним и в его собственных глазах, и в глазах его приверженцев уже мерцал венец мученичества. Он преисполнен иронии ко всему, смотрит на все как человек...

Религия в контексте культуры

Может ли современная культура быть религиозной? Приведем пример и попытаемся разобраться в сложных взаимоотношениях религии и культуры в сегодняшнем дне. религия культура общество человек Одной из фундаментальных характеристик человека...

Религия в контексте общества потребления

Достаточно вспомнить, например, идеи таких классиков, как К.А. Сен-Симон и О. Конт. Они, как известно, объявили религию пройденной стадией развития человечества, которая потеряла значение в век науки и рационализма. И, в общем-то...

Реформы конца XX века привели к тому, что российское общество оказалось в глубоком кризисе: произошло резкое обнищание значительной части населения, сопровождающееся кризисом системы социального обеспечения и здравоохранения...

Введение

Глава I. Статус женщины в Исламе

1.1 Роль женщины в исламском обществе

1.2 О равенстве мужчины и женщины перед Аллахом

1.3 Одежда

1.3.1 Понятие о хиджабе. Основные требования к одежде

1.3.2 Полное покрытие женщины. (Понятие о никабе)

1.4 Понятие о разводе и его условиях

1.4.1 Условия развода

1.4.2 Порядок развода

1.4.3 Нежелательность развода

Глава II. Женщины в Индуизме и Христианстве

2.1 Индуизм как религия

2.3 Женские движения

2.4 Дочери, приданое и заблаговременное определение пола ребенка

2.5 “Неприкасаемость” и рост самосознания далитов

2.6 Религия и протест

2.7 Образ женщины в современном христианстве

Заключение

Литература

Введение

Неудивительно, что сегодня, когда так много говорится о ролях и правах женщин, религиозные организации мира становятся микрокосмосом дебатов о ролях и правах женщин. Тема данной работы - «Женщины в религии Востока». Мы обратились к этой теме в связи с тем, что упорный рост насилия, направленного против женщин, как личного, так и на уровне институтов общества, в большой степени объясняется традиционным исключением женщин из процессов развития социума и принятия решений. Необходимо глубокое исправление коллективного взгляда человечества в этом вопросе, которое направлялось бы всеобщими ценностями и духовными принципами. Необходимо также принятие определенных законодательных актов, которые дали бы практическое выражение равноправию полов через обращение к конкретным случаям несправедливого отношения, с которым сталкиваются женщины.

Домашнее насилие жизненная реальность для многих женщин по всему миру, вне зависимости от их национальной и классовой принадлежности или образования. Во многих обществах традиционное верование, будто женщины это обуза, делают их легкой мишенью для чувства гнева. Иногда, когда экономика испытывает упадок, мужчины вымещают свое раздражение на женщинах и детях. Повсеместно насилие к женщинам процветает потому, что оно проходит безнаказанным. Верования и практики, приводящие к угнетению женщин, должны быть пересмотрены в свете критерия справедливости. Поэтому тема работы важна и актуальна.

Цель работы:

· определить имеют ли три традиции - исламская, иудейская и христианская - единый взгляд на положение женщины или, напротив, они в этом вопросе различаются?

· Определить, в иудаизме и христианстве положение женщины лучше, чем в Исламе?

Найти ответы на такие сложные вопросы нелегко. И первая трудность заключается в том, чтобы занять ясную и объективную позицию, или, по крайней мере, сделать для этого все возможное, ибо этому и учит Ислам. Другая большая трудность - широта предмета.

В связи с этим задачейработы является рассмотрение статуса и положения женщины в трех религиях: Исламе, Индуизме и Христианстве.

Глава I. Статус женщины в Исламе

1.1 Роль женщины в исламском обществе

Она прослеживается в самой концепции устройства этого мира. По замыслу Всевышнего все созданные Им творения существуют в парах, и только Аллах один и нет Ему равных. Такое устройство служит залогом развития жизни на земле и продолжения рода созданных видов живых существ. В этом смысле на женщину возложена великая по своей значимости функция - сохранение человеческого рода. Немаловажное значение имеет, в каком виде будет сохранен это род. Ведь рождение на свет Божий нового поколения еще не означает, что в будущем мы будем иметь здоровое, жизнеспособное общество. Поэтому воспитание детей, особенно на первых порах жизни, является важнейшей задачей матери. Этот процесс, естественно, требует определенной подготовки и наличия знаний в разных областях жизни.

Женщина - это и мать, и сестра, и дочь, и жена. Отношение ко всем этим группам женщин со стороны мужчин строго контролируемо Всевышним. Притеснение и ущемление прав кого-либо из них является строго наказуемым. По поводу матерей в достоверном хадисе (изречении) сказано: “Рай находится под ногами матерей”, т.е. отношение к ним определяет благополучие мужчины-мусульманина в вечности. Что же касается сестер, дочерей и жен, то мужчины ответственны за них перед Всевышним, так как “каждый из вас является управляющим, и каждый из вас будет ответствен за управление, возложенное на него” (хадис). От женщин во многом зависит то, какой будет религиозность и воспитанность следующих поколений. На них возложена великая функция сохранения спокойствия, умиротворенности, религиозности домашнего очага; от них зависит воспитанность и богобоязненность подрастающего поколения.

Что касается прав их, то они едины в правах своих с мужчинами во всем. Не нужно понимать это в том смысле, что если мужчина поднимает гири в 32 кг, то и женщина также должна их поднимать. У каждого своя функция в этой жизни. Если женщина рожает детей, вскармливает их молоком своим и воспитывает, то мужчина должен прикладывать максимум усилий для моральной, психологической и духовной стабильности в семье, для материального достатка ее и защиты от внешней агрессии. Одним из самых главных принципов единства и равенства в правах является то, что все едино вознаграждаемы за правильность выполнения и ответственность подхода к тем функциям, которые были возложены на них, как на мужчин, так и на женщин.

В исламской семье женщина - это, в первую очередь, праведная жена своего супруга и хранительница домашнего очага. Супружество является отдельной темой разговора. Это особая сфера человеческих взаимоотношений, включающая четкие предписания обязанностей и прав мужа и жены, где муж -это глава семейства, а жена - хозяйка дома.

Однако не следует делать выводы, что роль женщины ограничивается ее домом, семьей и домашним хозяйством. Просто это естественная стихия приложения ее врожденных способностей и проявления женской натуры. При желании женщина-мусульманка с согласия мужа или родственника, который отвечает перед Аллахом за сохранность ее чести и морали, может заниматься собственным бизнесом или участвовать в общественной и политической жизни общества, работать во благо мусульманской уммы в приемлемых для нее сферах, таких как медицина, образование, моделирование и пошив одежды, кулинария. Как известно, супруга пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) Хадиджа успешно вела торговое дело; история указывает нам имена мусульманок - государственных деятелей.

И сегодня мусульманка общественно активна: женщины в исламском мире осваивают новые компьютерные технологии, занимаются политической, преподавательской, журналистской деятельностью, врачуют, обучают и т.д. Без дальнейшего перечисления ясно, что учеба и работа, вопреки бытующему мнению, для мусульманок доступны и разрешены.

Другое дело, что эти вопросы решаются индивидуально в каждой конкретной семье. Ведь, в конечном итоге, чем бы ни занималась женщина вне дома, ей не под силу (в отличие от мужчин) “с головой уйти” в работу, до конца отвлечься от мыслей о семье и своих близких. Дом, с которым ее связывают наиболее крепкие узы, объективно продолжает оставаться “на ней”. Так стоит ли разрываться на части? Потому-то большинство мусульманок и делает добровольный выбор в пользу своего изначально женского дела - посвятить жизнь своим близким, родным людям. Тем более что Шариат не ограничивается только декларированием уважительного отношения к женщине.