Сальмонеллёз, причины возникновения и меры профилактики, кулинарная продукция, предоставляющая наибольшую опасность. Цели и уровни современной медицинской профилактики Пищевые отравления, классификация


Профилактика заболеваний – система мер медицинского и немедицинского характера, направленная на предупреждение, снижение риска развития отклонений от нормы в состоянии здоровья и заболеваний, предотвращение или замедление их прогрессирования, уменьшение их неблагоприятных последствий.

По отношению к населению медицинская профилактика определяется как: индивидуальная, групповая, популяционная (массовая).

Виды профилактики: социальная, медицинская, медико-социальная.

Профилактические мероприятия могут быть направлены на целевые группы: здоровые люди, лица с высоким общим риском, лица, кажущиеся здоровыми, но имеющие доклинические формы заболевания, пациенты с жалобами и симптомами определенных заболеваний, группы медицинских работников.

Этапы профилактики.

Первичная - предотвращение возникновения заболеваний; уменьшает возможность возникновения заболеваний или нарушения. Это система социальных, гигиенических, воспитательных и медицинских мер, направленных на предотвращение заболеваний путем: устранения причин и условий их возникновения и развития; повышения устойчивости организма к воздействию факторов окружающей природной, производственной и бытовой среды, способных вызвать патологические реакции.

Вторичная - совокупность мер, предназначенных для предупреждения или задержания (ослабления) развития болезни путем ее раннего выявления и соответствующего лечения; изменение течения болезни в благоприятную сторону, предотвращение опасных проявлений и осложнений путем воздействия на модифицирующие факторы риска; прерывает, предотвращает или замедляет прогрессирование заболевания или нарушения в ранней стадии.

Третичная - система мер, направленных на предупреждение рецидивов болезней и их перехода в хронические формы, на снижение прогрессирования осложнений заболевания или нарушения, которые уже произошли. Это комплекс психологических, педагогических, социальных мероприятий, направленных на устранение или компенсацию ограничений жизнедеятельности, восстановления утраченных функций с целью возможно более полного восстановления социального и профессионального статуса (реабилитация).

Этическая ответственность. При выявлении факторов риска медики первичного звена здравоохранения должны учитывать возможность отрицательного влияния на человека самой процедуры. Этические предосторожности: р азъяснение пациенту индивидуальной пользы профилактических мер, предоставление информации об ограниченной годности теста, возможности ложноположительных результатов, советы должны быть даны в деликатной форме, не вызывать ощущений посягательства на личную жизнь пациента, рекомендуемые профилактические мероприятия должны быть доказательными, помогать улучшению качества жизни и ее продлению.



Учреждения медицинской профилактики.

Структура организации профилактики неинфекционных заболеваний и формирования здорового образа жизни в Свердловской области. Межсекторальное сотрудничество.

Организация профилактической деятельности может осуществляться в: поликлиниках для взрослых, ОВП, ФПАе, женской консультации, стационаре, санатории, других медицинских организациях, на предприятиях.

Организованы: Свердловский областной центр медицинской профилактики, Городской центр медицинской профилактики; в области действуют 25 ЦЗ. Центр здоровья для взрослых: оценка функциональных резервов организма, углублённое профилактическое консультирование, диспансерное наблюдение 2 групп здоровья, помощь при отказе от курения, работа на предприятиях. Популяционная профилактика. Отделение/кабинет медицинской профилактики: диспансеризация и профосмотры, диспансерное наблюдение 2 групп здоровья, помощь при отказе от курения. Популяционные и групповые методы профилактики, работа со СМИ.

Для детей: в детских поликлиниках кабинет здорового ребёнка; в учебных заведениях дошкольных, школах, учреждения СПО, ВПО – медицинский кабинет школы, детского сада, (колледжа, вуза). Центры здоровья для детей: оценка функциональных резервов организма, углублённое профилактическое консультирование. Профилактика зависимостей, работа в школах и детских садах, популяционная профилактика.

Подготовка специалистов по медицинской профилактике: Уральский государственный медицинский университет, Свердловский областной медицинский колледж.

В зависимости от состояния здоровья, наличия факторов риска заболевания или выраженной патологии можно рассмотреть три вида профилактики.

1. Первичная профилактика - система мер предупреждения возникновения и воздействия факторов риска развития заболеваний (вакцинация, рациональный режим труда и отдыха, рациональное качественное питание, физическая активность, охрана окружающей среды и т.д.). Ряд мероприятий первичной профилактики может осуществляться в масштабах государства.

Вакцинация- распространённый способ первичной профилактики.

Профилактика первичная (Primary prevention) - комплекс медицинских и немедицинских мероприятий, направленных на предупреждение развития отклонений в состоянии здоровья и заболеваний, общих для всего населения, отдельных региональных, социальных, возрастных, профессиональных и иных групп и индивидуумов.

Первичная профилактика включает:

А) Меры по снижению влияния вредных факторовна организм человека (улучшение качества атмосферного воздуха, питьевой воды, структуры и качества питания, условий труда, быта и отдыха, уровня психосоциального стресса и других, влияющих на качество жизни), проведение экологического и санитарно-гигиенического контроля.

Б) Меры по формированию здорового образа жизни, в том числе:

Создание информационно-пропагандистской системы повышения уровня знаний всех категорий населения о негативном влиянии факторов риска на здоровье, возможностях его снижения;

Обучение здоровью;

Мерыпо снижению распространенности курения и потребления табачных изделий, снижению потребления алкоголя, профилактика потребления наркотиков и наркотических средств;

Побуждение населения к физически активному образу жизни, занятиям физической культурой, туризмом и спортом, повышение доступности этих видов оздоровления.

В) Меры по предупреждению развития соматических и психических заболеваний и травм, в том числе профессионально обусловленных, несчастных случаев, инвалидизации и смертности от неестественных причин, дорожно-транспортного травматизма и др.

Г) Выявление в ходе проведения профилактических медицинских осмотров вредных дляздоровья факторов, в том числе и поведенческого характера, для принятия мер по их устранению с целью снижения уровня действия факторов риска.

Виды профилактических медицинскихосмотров:

при приеме на работу или поступлении в учебное заведение;

При приписке и призыве на воинскую службу;

Для экспертизы допуска к профессии, связанной с воздействием вредных и опасных производственных факторов либо с повышенной опасностью для окружающих;

Для раннего выявления социально-значимых заболеваний, таких как онкологические, сердечно-сосудистые, туберкулез и др.;

Осмотров профессиональных групп (декретированных контингентов) работников общественного питания, торговли, детских учреждений и т.д.) с целью предупреждения распространения ряда заболеваний.

Д) Проведение иммунопрофилактики различных групп населения.

Е) Оздоровление лиц и групп населения, находящихся под воздействием неблагоприятных для здоровья факторов с применением мер медицинского и немедицинского характера.

Перед здравоохранением всегда стояла задача определить объем гигиенических знаний, который должен стать основой для гигиенического воспитания различных групп населения. Объем информации, который составляет основу пропагандистской работы, должен быть минимально необходимым и достаточным для решения задач первичной профилактики неинфекционных заболеваний. Первичная профилактика реализуется за счет навыков здорового образа жизни, который включает соблюдение режимов труда и отдыха, правил личной гигиены, принципов регулярного сбалансированного питания, навыков необходимой и достаточной физической нагрузки, предупреждение избыточных стрессовых состояний, отказ от курения, злоупотребления алкоголем и других вредных привычек, умение сознательно и целенаправленно использовать возможности современной медицины. Все эти составляющие здорового образа жизни в указанных пределах являются наиболее важными для реализации задач первичной профилактики перечисленных заболеваний.

2. Вторичная профилактика - комплекс мероприятий, направленных на устранение выраженных факторов риска, которые при определенных условиях (стресс, ослабление иммунитета, чрезмерные нагрузки на любые другие функциональные системы организма) могут привести к возникновению, обострению и рецидиву заболевания. Наиболее эффективным методом вторичной профилактики является диспансеризация как комплексный метод раннего выявления заболеваний, динамического наблюдения, направленного лечения, рационального последовательного оздоровления.

Профилактика вторичная (sесondary prevention) - комплекс медицинских, социальных, санитарно-гигиенических, психологических и иных мер, направленных на раннее выявление и предупреждение обострений, осложнений и хронизации заболеваний, ограничений жизнедеятельности, вызывающих дезадаптацию больных в обществе, снижение трудоспособности, в том числе инвалидизации и преждевременной смертности.

Вторичная профилактика включает:

А) Целевое санитарно-гигиеническое воспитание, в том числе индивидуальное и групповое консультирование, обучение пациентов и членов их семей знаниям и навыкам, связанным с конкретным заболеванием или группой заболеваний.

Б) Проведение диспансерных медицинских осмотров с целью оценки динамики состояния здоровья, развития заболеваний для определения и проведения соответствующих оздоровительных и лечебных мероприятий.

В) Проведение курсов профилактического лечения и целевого оздоровления, в том числе лечебного питания, лечебной физкультуры, медицинского массажа и иных лечебно-профилактических методик оздоровления, санаторно-курортного лечения.

Г) Проведение медико-психологической адаптации к изменению ситуации в состоянии здоровья, формирование правильного восприятия и отношения к изменившимся возможностям и потребностям организма.

Д) Проведение мероприятий государственного, экономического, медико-социального характера, направленных на снижение уровня влияния модифицируемых факторов риска, сохранение остаточной трудоспособности и возможности к адаптации в социальной среде, создание условий для оптимального обеспечения жизнедеятельности больных и инвалидов (например: производство лечебного питания, реализация архитектурно-планировочных решений и создание соответствующих условий для лиц с ограниченными возможностями и т.д.).

Примером организации работы по вторичной профилактике отдельных заболеваний, определяющих состояние заболеваемости, инвалидности и смертности населения, может быть опыт работы школ по профилактике гипертонической болезни сердца, сахарного диабет, бронхиальной астмы и хронической обструктивной болезни легких (ХОБЛ) и т.д.

Речь идет о конкретных, индивидуальных действиях медицинских работников первичного звена с группами пациентов с конкретными индивидуально-выявленными факторами риска по индивидуальной программе их устранения и регулярной оценкой состояния здоровья с учетом дополнительных методов лабораторно-инструментальных исследований.

В конечном итоге имеется в виду, что по истечении времени (3-5 лет), по мере снижения воздействия индивидуальных факторов риска, наступает улучшение состояния здоровья, снижается риск обострений, уменьшается потребность в обращении пациента на станцию скорой медицинской помощи, необходимости в стационарном лечении.

3. Некоторые специалисты предлагают термин третичная профилактика как комплекс мероприятий, по реабилитации больных, утративших возможность полноценной жизнедеятельности. Третичная профилактика имеет целью социальную (формирование уверенности в собственной социальной пригодности), трудовую (возможность восстановления трудовых навыков), психологическую (восстановление поведенческой активности) и медицинскую (восстановление функций органов и систем организма) реабилитацию.

Профилактика третичная - реабилитация (син. восстановление здоровья) (Rehabilitation) - комплекс медицинских, психологических, педагогических, социальных мероприятий, направленных на устранение или компенсацию ограничений жизнедеятельности, утраченных функций с целью возможно более полного восстановления социального и профессионального статуса, предупреждения рецидивов и хронизации заболевания.

  • 8. Преступность: понятие, признаки, свойства.
  • 9. Характеристики преступности и способы их измерения.
  • 10. Преступление и преступность: их соотношение.
  • 11. Криминологическая характеристика преступности в рф на современном этапе: основные тенденции и закономерности.
  • 12. Латентная преступность: понятие, виды, особенности.
  • 13. Региональные особенности российской преступности.
  • 15. Социологические концепции преступности и ее причин.
  • 16. Детерминация преступности в рф теоретические проблемы.
  • 17. Детерминация преступности в рф на современном этапе: содержательная сущность.
  • 18. Детерминация преступности в рф: социальный аспект.
  • 19. Детерминация преступности в рф: экономический аспект.
  • 20. Детерминация преступности в рф: нравственно-культурный аспект.
  • 21. Фоновые явления преступности. Понятие, виды, взаимосвязь с преступностью.
  • 22. Личность преступника: понятие и структура.
  • 23. Типология и классификация личности преступника.
  • 24. Криминологическая характеристика личности преступника в рф на современном этапе.
  • 25. Механизм индивидуального преступного поведения. Его соотношение с детерминантами индивидуального преступного поведения.
  • 26. Криминогенная мотивация в детерминации индивидуального преступного поведения.
  • 27. Криминогенная ситуация в детерминации индивидуального преступного поведения. Классификация криминогенных ситуаций.
  • 28. Планирование преступления как стадия механизма индивидуального преступного поведения.
  • 29. Совершение преступления как стадия механизма индивидуального преступного поведения.
  • 30. Виктимологический фактор в детерминации индивидуального преступного поведения.
  • 31. Профилактика преступности: понятие и содержание.
  • 32. Классификация мер профилактики преступности.
  • 33. Общесоциальная и специально-криминологическая профилактика: сравнительная характеристика.
  • 34. Специальная профилактика: понятие, система мер, субъекты.
  • 35. Правовые средства профилактики преступности.
  • 36. Криминологическое прогнозирование: понятие, методы, разновидности.
  • 37. Криминологическое планирование (программирование): понятие и виды.
  • 38. Преступность несовершеннолетних в рф на современном этапе: основные характеристики и тенденции.
  • 39. Детерминация преступности несовершеннолетних: ее особенности.
  • 40. Криминологическая характеристика личности несовершеннолетнего преступника в рф на современном этапе.
  • 41. Профилактика преступности несовершеннолетних: специфические аспекты.
  • 42. Рецидивная преступность в рф на современном этапе. Понятие, тенденции, закономерности.
  • 43. Особенности личности рецидивиста.
  • 44. Особенности детерминации рецидивной преступности.
  • 45. Специфика профилактики рецидива.
  • 46. Организованная преступность: понятие, признаки, тенденции.
  • 47. Профессиональная преступность: понятие, признаки, тенденции.
  • 48. Насильственная преступность: особенности детерминации и профилактики.
  • 49. Женская преступность: особенности детерминации и профилактики.
  • 1 Вопрос. Состояние, динамика и структура женской преступности
  • 2 Вопрос. Особенности детерминации и причинности женской преступности
  • 50. Пенитенциарная преступность: особенности детерминации и профилактики.
  • 31. Профилактика преступности: понятие и содержание.

    Предупреждение преступности - это система мер, предпринимаемых государственными органами, общественными организациями, представителями власти и другими лицами, направленных на противодействие процессам детерминации преступности, имеющие целью ресоциализацию потенциальных преступников, предотвращение совершения новых преступлений.

    Некоторые авторы предлагают для обозначения такой деятельности термин «предупреждение преступлений» (указывая, что не может быть предупреждено уже существующее явление) , однако устоявшимся в теории и употребляющимся в большинстве работ является термин «предупреждение преступности» .

    В литературе и нормативных актах также часто употребляются термины «профилактика преступности», «предотвращение преступлений» и «пресечение преступлений». Некоторые авторы не считают нужным выделять какие-то смысловые оттенки данных понятий и рассматривают их как синонимы общего понятия «предупреждение преступности» , однако определённые семантические отличия между ними всё же имеются .

    Понятие «профилактика преступности» может пониматься как в широком, так и в узком смысле. В широком понимании профилактика является синонимом предупреждения. В узком же смысле слова профилактикой считаются меры, направленные на выявление и ликвидацию причин и условий конкретных преступных деяний, а также на установление лиц, потенциально способных совершить преступление, с целью осуществления направленного предупредительного воздействия . Такая деятельность является одним из этапов комплексного предупреждения преступности.

    Предметом предупреждения преступности – является комплекс общественных (правовых) отношений, направленных на предупреждение (профилактику) преступности в целом и отдельных преступлений.

    Деятельность по предупреждению преступности должна быть направлена на:

    1.выявление, устранение либо ослабление или нейтрализацию неблагоприятных факторов формирования личности, затрудняющих процесс социализации;

    2.выявление и пресечение начавшегося процесса неправильного формирования личности и ее коррекцию;

    3.недопущение перехода на преступный путь лиц с явной антиобщественной направленностью;

    4.предупреждение совершения преступлений лицами, уже совершившими ранее преступления.

    Выделяется два вида предупреждения преступности:

    1)общее предупреждение преступности – направленное на выявление, нейтрализацию или устранение причин и условий преступности, отдельных ее видов, а также способствующих ей условий;

    2)индивидуальное предупреждение преступности – направленное на выявление и оказание профилактического воздействия в отношении лиц, поступки которых указывают на реальную возможность совершения ими преступлений в будущем, а также по оказанию положительного влияния на их ближайшее окружение.

    32. Классификация мер профилактики преступности.

    Классификация - это систематизированное распределение объектов и явлений на определенные группы, классы, разряды на основании их сходства и различия по одному или нескольким признакам.

    Познавательная ценность классификаций заключается в том, что их знание позволяет глубже понять и изучить различные грани процесса предупреждения преступлений.

    Меры предупреждения преступности могут классифицироваться по различным основаниям (признакам). Когда в основе классификации лежит совокупность (сочетание) признаков, образующих некий социальный тип или обособляющих одно социальное явление от других, речь идет о типологии. Типология - это более сложный вид классификации.

    I.По методу предупредительного воздействия:

    1)меры стимулирования (целенаправленное включение объекта в общественно полезные связи-отношения);

    2)меры ограничения (воспрепятствование объекту вступать в криминогенные отношения).

    Это – две взаимосвязанные стороны предупредительной деятельности.

    II.По механизму воздействия:

    1)меры стимулирования (поощрения - предоставление различных благ за определенные общественно полезные действия);

    2)наказания (ответственности - принудительное лишение определенных благ соразмерно совершенному правонарушению, а также причинения лишений и страданий правонарушителю, с достижением целей общего и специального предупреждения);

    3)восстановления (компенсации - заглаживание вреда, возмещение ущерба, восстановление социальной справедливости);

    4)безопасности (меры защиты- т.е. принудительного ограничения поведения физических и деятельности юридических лиц, применяемые при наличии указанных в законе оснований и имеющие цель предотвращения вредоносного воздействия источника опасности).

    Они отличаются друг от друга по методу, непосредственным целям, основаниям, содержанию, субъектам и срокам применения.

    В уголовном праве Германии "восстановление" наряду с наказанием и мерами безопасности рассматривается в качестве так называемой “третьей колеи” уголовно-правового регулирования.

    В реальной жизни более распространены “сплавы” мер предупреждения, в которых они сочетаются в разных пропорциях. Соединение может быть параллельным (например кара + меры безопасности + возмещение ущерба при основном наказании в виде лишения свободы), последовательным (уголовное наказание за умышленное преступление + запрет на службу в милиции).

    III.По объему меры профилактики делятся на общие, особенные и индивидуальные:

    Общие профилактические меры направлены на устранение причин и условий преступности в целом (страна, регион, город, административный участок и т.д.);

    Особенные меры предупреждения адресованы тем или иным группам преступлений (например, совершаемые н/л, рецидивистами, насильственные, корыстные);

    Индивидуальные меры профилактики направлены на устранение либо блокирование причин и условий конкретного преступления.

    IV.По уровню профилактического воздействия меры предупреждения реализуются на:

    2)специализированном;

    3)индивидуальном уровнях.

    Пример, решение проблем занятости населения – это общий уровень социальной профилактики; система трудоустройства лиц, освобожденных из мест лишения свободы, – это специализированный уровень социальной профилактики; трудоустройство освобожденного Петрова – индивидуальная социальная профилактика.

    Пример, существование в России разрешительной системы на огнестрельное оружие для всех граждан - это общий уровень мер безопасности, особый режим выдачи лицензий для лиц, ранее судимых - это специальный уровень мер безопасности, а выдача лицензии конкретному гражданину Иванову – индивидуальный уровень мер безопасности.

    Аналогичным образом обстоит дело с мерами восстановления и наказания.

    V.По масштабу меры предупреждения делятся на применяемые:

    1)на территории Российской Федерации;

    2)субъекта Федерации;

    3)города, района, микрорайона, предприятия, административного участка.

    VI.В зависимости от степени дозволенности:

    1)дозволительные меры предупреждения ("разрешено все, что не запрещено " - меры социальной профилактики);

    2)разрешительные (лицензирование, разрешительный порядок, предъявляются специальные требования к субъекту - соответствующая квалификация, специальная подготовка, сертификация);

    3)запретительные (нельзя, например, охранять свой сад при помощи провода, к которому подключен электроток высокого напряжения).

    VII.По отрасли законодательства, в рамках которой регламентируются меры предупреждения, их можно подразделить:

    на конституционно-, административно-, гражданско-, уголовно-правовые, а также гражданско-, административно-, уголовно-процессуальные.

    1)экономические; 2)социально-политические; 3)идеологические; 4) культурно-воспитательные; 5)правовые; 6)организационно-управленческие и технические меры.

    ХI.В зависимости от типа преступного поведения или особенностей объекта предупредительного воздействия, выделяются следующие меры предупреждения:

    1)корыстной, 2)насильственной, 3)сексуальной, 4)экономической, 5)профессиональной, 6)организованной преступности, 7)преступности несовершеннолетних, 8)женщин и т.д.

    X.В зависимости от момента применения профилактического воздействия меры можно подразделить на:

    1)меры ранней профилактики (меры предкриминального контроля - пр., постановка на учет в отделах профилактики несовершеннолетних, которые еще не нарушили уголовный закон, но уже совершили ряд административных правонарушений);

    2)меры предупреждения рецидива (меры посткриминального контроля - меры пенитенциарного предупреждения, когда предупредительное воздействие связано с лишением свободы, и меры постпенитенциарного предупреждения (контроля) когда предупредительные мероприятия осуществляют после освобождения из исправительного учреждения).

    ХI.По профилактической направленности меры предупреждения можно подразделить на меры, направленные на устранение:

    1) общественной опасности личности;

    2) криминогенных ситуаций;

    3) условий формирования криминогенных установок личности.

    4)меры, направленные на личность потенциальной жертвы (потерпевшего) или меры виктимологической профилактики.

    ХII.По субъектам применения:

    а) государственными органами и их должностными лицами;

    б) общественными организациями.

    Профилактика I Профила́ктика (греч. prophylaktikos предохранительный, предупредительный)

    комплекс мероприятий, направленных на обеспечение высокого уровня здоровья людей, их творческого долголетия, устранение причин заболеваний, в т.ч. улучшение условий труда, быта и отдыха населения, охраны окружающей среды.

    На всех этапах развития здравоохранения профилактическое направление в нашей стране было и остается основополагающим принципом, идеологией охраны здоровья народа. Различают индивидуальную и общественную, первичную и вторичную профилактику.

    Индивидуальная и общественная профилактика . Индивидуальная П. включает меры по предупреждению болезней, сохранению и укреплению здоровья, которые осуществляет сам , и практически сводится к соблюдению здорового образа жизни (Здоровый образ жизни), к личной гигиене, гигиене брачных и семейных отношений гигиене одежды, обуви, рациональному питанию и питьевому режиму, гигиеническому воспитанию подрастающего поколения (см. Грудной ребенок (Грудной ребёнок), Ясельный возраст, Дошкольный возраст, Школьный возраст, Подростковый возраст), рациональному режиму труда и отдыха, активному занятию физической культурой (см. Закаливание , Зарядка, Спорт, Физическая культура) и др.

    Общественная П. включает систему социальных, экономических, законодательных, воспитательных, санитарно-технических, санитарно-гигиенических, противоэпидемических и медицинских мероприятий, планомерно проводимых государственными институтами и общественными организациями с целью обеспечения всестороннего развития физических и духовных сил граждан, устранения факторов, вредно действующих на населения. Меры общественной П. направлены на обеспечение высокого уровня общественного здоровья, искоренение причин порождающих болезни, создание оптимальных условий коллективной жизни, включая условия труда, отдыха, материальное обеспечение, жилищно-бытовые условия, расширение ассортимента продуктов питания и товаров народного потребления, а также развитие здравоохранения, образования и культуры, физической культуры. Эффективность мер общественной П. во многом зависит сознательного отношения граждан к охране своего здоровья и здоровья других, от активного участия населения в осуществлении профилактических мероприятий, от того, насколько полно каждый гражданин использует предоставляемые ему обществом возможности для укрепления и сохранения здоровья.

    Практическое осуществление общественной П. требует законодательных мер, постоянных и значительных материальных затрат, а также совместных действий всех звеньев государственного аппарата, медицинских учреждений, предприятий промышленности, строительства, транспорта, агропромышленного комплекса и т.д.

    Первичная и вторичная профилактика . Первичная П. - социальных, медицинских, гигиенических и воспитательных мер, направленных на предотвращение заболеваний путем устранения причин и условий их возникновения и развития, а также на повышение устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов окружающей природной, производственной и бытовой среды. В отличие от вторичной П., нацеленной на раннее выявление заболевания, предупреждение рецидивов, прогрессирования болезненного процесса и возможных его осложнений, целью первичной П. является сохранение здоровья, предотвращение воздействия вредных факторов природной и социальной среды, способных вызывать патологические изменения в организме.

    Возникновение и развитие представлений о первичной и вторичной П. неразрывно связано с поисками этиологического (причинного) подхода к борьбе с наиболее распространенными неинфекционными заболеваниями, осуществлением фундаментальных научных исследований проводимых с целью установления истинных масштабов распространенности неинфекционных болезней, выявлением первичных отклонений от нормального течения процессов жизнедеятельности и пусковых механизмов развития патологических процессов, приводящих к возникновению различных форм неинфекционной патологии, а также установлением их связи с воздействием различных факторов внутренней и внешней среды на .

    В большинстве экономически развитых стран четко определилось изменение профиля заболеваемости: сердечно-сосудистые и онкологические заболевания, хронические неспецифические болезни органов дыхания и другие формы неинфекционной патологии заняли ведущее место среди причин смертности, инвалидности и временной нетрудоспособности населения. При этом отмечается тенденция к «омоложению» неинфекционных заболеваний, особенно сердечно-сосудистых, что наносит наиболее ощутимый ущерб здоровью населения и трудовым ресурсам общества.

    Рост заболеваемости и отсутствие достаточно эффективных средств излечения неинфекционных болезней требуют постоянного совершенствования методов борьбы с ними. Хотя вторичная П. является неотъемлемой частью борьбы с неинфекционной патологией, ее меры не могут приостановить роста заболеваемости неинфекционными болезнями и, следовательно, не в полной мере решают проблемы их профилактики. Поэтому одновременно с расширением профилактических мер и совершенствованием медицинской помощи больным неинфекционными болезнями провозится разработка основных направлений развития научных медицинских исследований. Одной из первоочередных задач медицинской науки стало изучение причин возникновения и механизмов развития наиболее распространенных неинфекционных заболеваний и разработка эффективных методов их профилактики и лечения. Задачи медицинской науки сосредоточены на открытии средств предупреждения и лечения злокачественных новообразований, сердечно-сосудистых заболеваний и др. Это изменение в проблематике научных медицинских исследований совпадает с общей ориентацией научно-исследовательской деятельности на опережающее развитие фундаментальных, в частности биологических, наук.

    В тесном взаимодействии с фундаментальными проводятся социально-гигиенические, эпидемиологические и клинико-социальные исследования, на основе которых получены данные о распространенности различных форм неинфекционной патологии в разных регионах страны среди различных социальных и возрастных групп населения, установлена конкретная значимость тех или иных условий жизни, природных и социальных факторов в возникновении и развитии определенных форм патологии у отдельных групп населения. В частности выявлено, что распространенность отдельных форм неинфекционной патологии - ишемической болезни сердца (Ишемическая сердца), инфаркта миокарда (Инфаркт миокарда), Инсульта, диабета сахарного (Диабет сахарный) и др., значительно выше, чем это предполагалось. Определены факторы, воздействие которых на организм достоверно повышает вероятность возникновения и развития неинфекционных болезней - так называемые факторы риска. Установлено, что в качестве факторов риска могут выступать явления различной природы: неблагоприятные условия жизни (например производственные факторы, загрязнение объектов окружающей среды), наследственные или приобретенные отклонения в течении обменных процессов, отдельные нарушения регуляции функций (например, особенности жирового обмена, суточная масса тела, колебания содержания в организме, несовершенство регуляции сосудистого тонуса и возникающие в связи с этим первые признаки артериальной гипертензии). Принципиально важным результатом комплексных научных исследований является установление связи неблагоприятных факторов образа жизни (нерациональные режим и , ограничение двигательный активности, вредные привычки) с возникновением различных форм неинфекционной патологии, а также формулирование положения о роли здорового образа жизни в сохранении здоровья и П. неинфекционных болезней.

    Изучения факторов риска показало, что многие из них повышают вероятность заболевания различными формами неинфекционной патологии. Например, курение - один из ведущих факторов риска возникновения хронических неинфекционных заболеваний легких, ишемической болезни сердца, злокачественных опухолей дыхательных путей и ряда других локализаций; нерациональное питание, избыточная масса тела приводят к ожирению, сахарному диабету, сердечно-сосудистым заболеваниям. Установлено, что роль отдельных факторов риска в возникновении и развитии конкретных болезней не одинакова. Так, подавляющее большинство исследователей из известных более чем 20 факторов риска, способствующих возникновению сердечно-сосудистых болезней, выделяют основные - артериальную гипертензию, курение, гиперхолестеринемию (повышенное содержание холестерина в крови), избыточную массу тела, недостаточную физическую . Среди факторов риска, приводящих к возникновению хронических неспецифических заболеваний органов дыхания у взрослых, основными являются курение, загрязнение воздушной среды, производственное загрязнение воздуха на рабочих местах, респираторные вирусные заболевания. При этом курение значительно более агрессивный агент, чем загрязнение воздушной среды, и играет ведущую роль в развитии хронических неспецифических болезней легких. Значимость отдельных факторов риска не одинакова и зависит от степени выраженности и сроков продолжительности действия каждого из них, их сочетанного воздействия, а также от соответствующих условий. Например, по данным ряда исследователей, при отягощенной наследственности в отношении сердечно-сосудистой патологии и нарушений жирового обмена создается особенно неблагоприятный , наслоение на который других факторов риска резко увеличивает угрозу развития ишемической болезни сердца. Установлено также значительное повышение вероятности возникновения неинфекционных заболеваний при комбинированном воздействии факторов риска.

    Принципиально важным для организации эффективной борьбы с распространенными неинфекционными заболеваниями является доказанное многочисленными исследованиями положение о том, что многие факторы риска начинают действовать и проявляться уже в детстве и, следовательно, истоки возникновения большинства форм неинфекционной патологии, в т. ч. сердечно-сосудистых болезней, следует искать начиная с детского возраста. При этом особая важность широкого внедрения мер первичной П. в отношении детей и подростков определяется не только распространенностью среди них факторов риска, но и тем, что именно в детском и юношеском возрасте меры первичной П. наиболее эффективны. Так, при переводе на специальную диету до 7-летнего возраста детей, родившихся с повышенным содержанием липопротеидов в крови от родителей, страдавших нарушениями жирового обмена, удается добиться нормализации уровня липопротеидов. С помощью своевременных мер удается также в ряде случаев устранить артериальную гипертензию у детей и юношей. Например, планомерное проведение в течение года в отношении группы школьников в возрасте 12-13 лет, страдающих артериальной гипертензией, немедикаментозных профилактических мероприятий (ограничение приема соли и углеводов, повышение физической активности, упорядочение режима труда и отдыха) привело достоверному снижению у них артериального давления.

    Необходимость проведения широких профилактических мер в отношении детского населения и юношества, включая прежде всего меры воспитательного и санитарно-просветительского характера, увеличивается и в связи с тем, что в этом возрасте формируются основные поведенческие установки, взгляды, навыки, привычки, вкусы, т.е. все, что определяет в дальнейшем образ жизни человека. В этот период можно предупредить возникновение вредных привычек, эмоциональности, невоздержанности, установки на пассивный и нерациональное питание, которые в дальнейшем могут стать факторами риска возникновения неинфекционных заболеваний и с большим трудом, а порой болезненно изживаются в зрелом возрасте. Именно у детей следует воспитывать привычку к двигательной активности, занятиям физкультурой и спортом, разнообразному и умеренному питанию, чуткости и вниманию к окружающим, рациональному режиму. Эти привычки будут способствовать противодействию влияниям факторов, обусловливающих возникновение и развитие различных форм неинфекционной патологии, коррекции, а возможно и ликвидации внутренних факторов риска.

    Выявление и изучение факторов риска оказалось продуктивным также и для целей вторичной профилактики неинфекционных заболеваний. Клинические и эпидемиологические исследования показали, что многие факторы риска при возникновении различных форм неинфекционной патологии на стадии развившегося заболевания утяжеляют его течение, повышая вероятность перехода в тяжелые формы даже со смертельным исходом. Таким образом, эффективная вторичная П. неинфекционных болезней включает и меры первичной П. Это положение лишний раз свидетельствует о единстве профилактической деятельности в области охраны здоровья, и в этой связи, несмотря на различие первоначальных целей, первичная и вторичная П. могут рассматриваться как две стадии единого профилактического процесса, призванного обеспечить высокий уровень общественного и индивидуального здоровья, а также выполнение основной экономической функции здравоохранения - сохранения и приумножения трудовых ресурсов общества на основе предупреждения заболеваемости и инвалидности. Эта стадийность достаточно четко выражена в целях и направленности каждой из упомянутых форм профилактической деятельности в отношении сохранения трудовых ресурсов: меры первичной П. предназначены для предупреждения заболеваемости, вторичная П. направлена на предотвращение инвалидности и развития тяжелых форм заболевания, при которых либо утрачивается, либо существенно ограничивается.

    Повышение эффективности профилактики является генеральной линией здравоохранения. Однако осуществление профилактических мер - задача не только органов здравоохранения, но и важнейший раздел деятельности министерств и ведомств, Советов народных депутатов, трудовых коллективов.

    При возрастающих масштабах и интенсификации общественного производства особое значение приобретают комплексные общегосударственные и региональные программы по охране и укреплению здоровья человека.

    II Профила́ктика (греч. prophylaktikos предохранительный)

    в медицине - совокупность предупредительных мер, направленных на сохранение и укрепление здоровья; в СССР П. является основным принципом охраны здоровья населения.

    III Профила́ктика

    совокупность мероприятий, направленных на предупреждение конкретных заболеваний или патологических состояний.

    Профила́ктика антидо́тная (греч. antidotos средство против чего-либо, противоядие) - П. отравлений или поражений отравляющими веществами, основанная на применении средств обезвреживания ядов в организме (антидотов).

    Профила́ктика индивидуа́льная - П., осуществляемая индивидуумом и основанная на соблюдении правил личной гигиены в быту и труде.

    Профила́ктика йо́дная - П. заболеваний эндемическим зобом, основанная на использовании в питании поваренной соли, обогащенной йодистым калием.

    Профила́ктика обще́ственная ( . П. социальная) - П. направленная на охрану и укрепление здоровья коллектива и всего общества.

    Профила́ктика социа́льная - см. Профилактика общественная .

    Профила́ктика специфи́ческая инфекционных болезней - П. возникновения и распространения инфекционных болезней путем создания невосприимчивости к ним населения, основанная на активной и пассивной иммунизации, а также применении лечебных средств, в т. ч. антибиотиков и бактериофагов, активных в отношении определенных видов возбудителей болезней.

    Профила́ктика э́кстренная - П. инфекционных болезней при подозрении на людей в условиях эпидемического очага или применения противником биологического оружия, основанная на применении антибиотиков, иммунных сывороток, бактериофагов и некоторых других лекарственных средств.


    1. Малая медицинская энциклопедия. - М.: Медицинская энциклопедия. 1991-96 гг. 2. Первая медицинская помощь. - М.: Большая Российская Энциклопедия. 1994 г. 3. Энциклопедический словарь медицинских терминов. - М.: Советская энциклопедия. - 1982-1984 гг .

    Синонимы :

    Смотреть что такое "Профилактика" в других словарях:

      Наука, исследующая условия предотвращения и предохранения людей от заболеваний. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПРОФИЛАКТИКА предупреждение наступления болезни мерами, противодействующими… … Словарь иностранных слов русского языка

      ПРОФИЛАКТИКА - (от греч. prophylatto предупреждаю). Профилактика в СССР совокупность предупредительно оздоровительных мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья и физич. развития коллектива трудящихся, на предупреждение возникновения и… … Большая медицинская энциклопедия

      - (от греч. prophylaktikos предохранительный) в медицине система мер по предупреждению болезней, сохранению здоровья и продлению жизни человека. В ветеринарии профилактика система общественных и ветеринарных мероприятий по предупреждению болезней… …

      Предупредительные меры для поддержания технического объекта и оборудования в исправном или работоспособном состоянии. По английски: Preventive inspection Синонимы английские: Prophylaxis См. также: Производительность Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

      Предотвращение, предупреждение, предохранение Словарь русских синонимов. профилактика сущ., кол во синонимов: 11 аэропрофилактика (1) … Словарь синонимов

      профилактика - Операция или группа операций планово предупредительного характера для поддержания технических устройства (агрегата, машины, прибора и т.п.) в исправном или работоспособном состоянии с заданным уровнем надежности. Профилактика предупреждает… … Справочник технического переводчика

      - (от греческого prophylaktikos предохранительный), 1) в медицине система мер по предупреждению болезней, сохранению здоровья и продлению жизни человека. 2) (Техническое) предупредительные меры для поддержания технического объекта в исправном или… … Современная энциклопедия

      В технике предупредительные меры для поддержания технического объекта в исправном или работоспособном состоянии (замена или ремонт отдельных деталей, чистка, смазка и т. п.) … Большой Энциклопедический словарь

    Екатерина Николаевна Кулебякина, врач-психиатр высшей категории (выступление на всероссийской научно-практической конференции в г.Обнинске).

    На рубеже 20-21 веков человечество столкнулось с таким явлением как компьютерная зависимость. Безусловно, прогресс не стоит на месте, компьютеры и интернет прочно вошли в нашу жизнь, они являются неотъемлемым рабочим инструментом. Тем не менее, как лекарство в малом количестве лечит, а в большом – становится ядом, так и компьютер из рабочего инструмента превращается в монстра, поглощающего наших детей.

    Причины формирования компьютерной зависимости

    Начну с известного факта, что нервная система у ребенка не сформирована, она активнее всего формируется в дошкольном и начальном школьном периоде. Именно на этот возраст и выпадает «подсаживание» на интернет.

    Среди причин, обуславливающих формирование компьютерной зависимости, на первом месте стоит недостаток родительского общения. Родители либо вынуждены больше уделять времени зарабатыванию денег, либо ставят личный карьерный рост выше внутрисемейного общения, либо члены семьи настолько далеки друг от друга в своих интересах, что общение внутри семьи носит формальный характер. Часто в наше время родители стремятся компенсировать недостаток внимания к ребенку, задаривая его игрушками, и это – вторая причина, способствующая формированию компьютерной зависимости. Изобилие игрушек, ярких, красочных, разных, не способствует развитию воображения у ребенка. Зачем что-то представлять, если уже есть готовый образ? Если мы вспомним биографии известных людей (Бетховен, Верди, Михаил Щукин, Мария Ермолова, Валентина Серова и т.д.), то увидим, что их детство не изобиловало игрушками и подарками, но это лишь способствовало их творческому воображению. Подобно маленькой Козетте, умевшей представить крохотную сабельку то куклой, то лошадкой, они научились превращать старую шаль в королевское платье, а палку в рыцарский меч. К сожалению, современные, чрезмерно иллюстрированные, детские книги также обедняют воображение ребенка и снижают интерес к самому процессу чтения.

    Недостаток воображения приводит к тому, что ребенок не в состоянии сам себя занять, он постоянно скучает, нуждается в том, чтобы его кто-то развлекал.

    В свете этой скуки настоящим бичом стал телевизор и детские каналы, причем не столько само содержание, сколько бесконечное, ничем не ограниченное пассивное потребление информации через мультфильмы, телевизионные игры, викторины и прочие «веселилки».

    Здесь следует отметить несколько пагубных факторов:

    1. Пассивность, отсутствие работы ума, ребенок не учится думать, привыкая механически потреблять информацию. Но такая информация не может долго сохраняться, поскольку при ее получении отсутствуют необходимые процессы обобщения, анализа, систематизации. Мы же не утруждаем себя качественной и количественной сортировкой мусора. В итоге, мозг не удерживает информацию, над которой не трудился.

    2. Подмена реального общения виртуальным. Это пагубная иллюзия, когда ребенок чувствует себя как бы приобщенным к веселью на экране, но в жизни трудиться для этого не хочет.

    3. У родителей создается впечатление, что ребенок занят чем-то полезным, а на самом деле – это суррогат, подделка. Ведь информированность не является синонимом знаний и образованности.

    Таким образом, телевизор готовит почву для компьютерной зависимости. Дети подрастают, у них появляется желание самим находить для себя источник пассивного информирования, и они лезут в интернет, пользование которым чрезвычайно легко и не требует работы ума. Меня всегда удивляло, что гиперактивные дети, которые 10 минут не могут высидеть на уроке спокойно, часами просиживают за компьютером; интеллектуально слабые, даже ограниченные дети, не способные осмыслить решение задачи в два действия, с легкостью пользуются социальными сетями, создают свои странички, легко осваивают компьютерные игры, но при этом они не становятся умнее, способнее, спокойнее. Наоборот, при попытке оторвать их от компьютера, они становятся раздражительными, грубыми, учебные навыки падают. Проведенные исследования показали, что при компьютерной игре происходит активация отдельных зон головного мозга, отвечающих за эмоциональные переживания, таким образом ничего не созидая, не вкладывая ни во что свои эмоции, ребенок получает крайние эмоциональные перегрузки, которые ведут сначала к эмоциональной несдержанности (ребенок не может контролировать свое поведение, свои реакции), а потом к эмоциональной выхолощенности (апатия, безразличие, равнодушие).

    В результате пассивного информирования ребенок лишается самого главного – умения самостоятельно анализировать, сопоставлять, делать единственно верные выводы. А, следовательно, он становится легко управляемым, перестает быть самостоятельной личностью, он не может аргументировано противостоять, отстаивая свою точку зрения, а зачастую и не имеет ее, привыкнув, пассивно повторять то, что слышит. Именно эти дети составляют опасную категорию неустойчивых личностей, вовлекаемых в ранние половые связи, наркотики, преступные сообщества. Такие дети, точнее уже подростки, легко попадают под влияние негативных лидеров, увлекаются агрессивными течениями, именно они становятся «идейной массовкой» маргинальных течений, что и наблюдал весь мир на киевском майдане и в трагические майские дни в Одессе.

    Крайне опасна подмена реального общения виртуальным. Чаще всего на такое общение попадаются дети, испытывающие проблемы в поддержании контактов со сверстниками. Не имея необходимых знаний и навыков общения (поддержание беседы, терпения, умения прощать и т.д.), формирующихся в дошкольном и начальном школьном периоде, они не пользуются авторитетом у сверстников, поэтому уходят в игры, где на какое-то время могут ощутить себя «всемогущими», в социальной сети, где могут общаться под разными масками, ничем не рискуя. Для этих детей характерна чрезмерная обидчивость, подозрительность, застревание на негативных моментах. А если ребенок растет в семье один, да еще в условиях гиперопеки со стороны взрослых, то эти черты становятся доминирующими в его характере и усугубляют самоизоляцию.

    Необходимо отметить и негативное физиологическое воздействие на нервную систему ребенка. В процессе анализа картинки на мониторе раздражение идет по зрительному тракту от сетчатки глаз до затылочных долей, вызывая при этом холостое, бесполезное раздражение различных зон головного мозга, что ведет к хроническому перевозбуждению и переутомлению нервной системы. Поскольку люди, страдающие компьютерной зависимостью, лишают себя и сна ради игры, а значит, снижается качество сна, то это приводит к хроническому астеническому состоянию, проявляющемуся раздражительностью, неадекватным эмоциональным реагированием на заурядные бытовые события, интеллектуальным истощением, неспособностью к длительному умственному напряжению, к монотонной работе. Катастрофически снижается устойчивость к стрессу. Многочисленные срывы у детей на экзаменах ГИА и ЕГЭ (и особенно на этапах подготовки к ним) – результат хронического астенического состояния.

    Меры по профилактике компьютерной зависимости

    Любую беду легче предотвратить, чем исправлять. Поэтому необходимо как можно раньше привлекать ребенка к реальному общению и реальному созиданию. Часто ли мы смотрим и обсуждаем с детьми фильмы и книги? Угадываем, на что похоже облако? Часто ли мы делаем с детьми домики и мебель из картонных коробок, или нам легче купить им все готовое в магазине? Хватает ли нам терпения учить их пользоваться ножом и чистить картошку, или легче все сделать самим, чтобы не возиться с порезанным пальцем? Это тот минимум, который при желании доступен каждой семье.

    Необходимо научить ребенка находить себе дело, чтобы он не ждал, пока его чем-нибудь займут, нагружать его обязанностями по дому и активно поощрять его созидательность. Необходимо как можно раньше приучить ребенка к тому, что любое удовольствие, любое развлечение должно быть заработано его личными усилиями.

    На более масштабном уровне необходимо сделать доступными различные секции, кружки, которые способствовали бы развитию творческих и интеллектуальных способностей ребенка. Необходимо понимание того, что первоочередная задача – научить ребенка думать самостоятельно, ставить себе задачу и искать пути к ее решению, памятуя о том, что умение мыслить важнее информированности.