Системно-морфологический подходв технике, науке, социальной сфере. Что такое положение, что значит положение Основные постулаты написания положений в диссертации


значения слова положение в толковых словарях русского языка:

Толковый словарь Ожегова.

положение

- состояние кого-чего-нибудь, сложившиеся обстоятельства
Пример: Тяжелое п. в семье. Выход из трудного положения. Быть на положении больного. Войти в чье-н. п. (посочувствовать , помочь). Выйти из положения (найти выход из затруднительных обстоятельств). Быть на высоте положения (вполне удолетворять чему-н. в своих поступках, деятельности). Хозяин положения (о том, кто может независимо действовать в данной обстановке).
***
2. - расположение, постановка тела или частей его, поза
Пример: П. рук при упоре. В сидячем положении.
***
3. - местонахождение в пространстве
Пример: Определить п. судна.
***
4. - место, роль кого-нибудь в общественной жизни, в коллективе, в семье
Пример: Руководящее п. Социальное п.
***
5. - совокупность общественно-политических отношений, обстановка общественной жи ни
Пример: Международное п. Внутреннее п. в стране. Экономическое п.
***
6. - научное утверждение, сформулированная мысль
Пример: Основные положения исследования.
***
7. - распорядок государственной, общественной жизни, устанавливаемый властью
Пример: Перевести армию на мирное п. Осадное п.
***
8. - свод правил, законов, касающихся чего-нибудь
Пример: П. о выборах.

Ефремова Т.Ф. Толковый словарь русского языка.

положение

ср.
1) а) Местонахождение кого-л., чего-л. в пространстве.
б) Расположение какого-л. пункта или участка земной поверхности.
2) а) Расположение, постановка тела или частей его; поза.
б) Расположение предметов.
3) а) Состояние, обусловленное какими-л. обстоятельствами.
б) Условия существования кого-л., чего-л.
в) Совокупность обстоятельств, создающих определенную обстановку.
4) а) Совокупность общественно-политических отношений, обстановка общественной
жизни.
б) Режим, распорядок государственной, общественной жизни, устанавливаемый
властью.
5) а) Место, роль в обществе, в общественной жизни.
б) Роль , место в семье, учреждении, какой-л. области деятельности и т.п.
6) Свод правил, законов по определенному вопросу.
7) Основная мысль, развиваемое и доказываемое утверждение; тезис .

С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка.

положение

, -я, ср. I. Местонахождение в пространстве. Определить п.
судна.
2. Расположение, постановка тела или частей его, поза. П. рук при
упоре. В сидячем положении.
3. Состояние кого-чего-н., сложившиеся
обстоятельства. Тяжелое п. в семье. Выход из трудного положения. Быть на
положении больного. Войти в чъе-н. п. (посочувствовать , помочь). Выйти из
положения (найти выход из затруднительных обстоятельств). Быть на высоте
положения (вполне удовлетворять чему-н. в своих поступках, деятельности).
Хозяин положения (о том, кто может независимо действовать в данной
обстановке).
4. Совокупность общественно-политических отношений, обстановка
общественной жизни. Международное п. Внутреннее п. в стране. Экономическое
п.
5. Место, роль кого-н. в общественной жизни, в коллективе, в семье.
Руководящее п. Социальное п.
6. Распорядок государственной, общественной
жизни, устанавливаемый властью. Перевести армию т мирное п. Осадное п.
7. Свод правил, законов, касающихся че-го-н. П. о выборах.
8. Научное
утверждение, сформулированная мысль. Основные положения исследования. * В
положении (разг.) и в интересном положении (устар.) - беременна.

    основные положения - [Интент] Тематики проектирование, документация EN general considerations … Справочник технического переводчика

    Основные положения - 6.1 Основные положения 6.1.1 При выборе методов проведения анализа риска аварий ГТС следует учитывать цели анализа риска, тип, класс, назначение и этап жизненного цикла анализируемого ГТС, характер опасностей, объем и качество исходных данных,… …

    ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ НАДЕЖНОСТИ СТРОИТЕЛЬНЫХ СООРУЖЕНИЙ - общие принципы обеспечения безопасности, эксплуатационной пригодности и долговечности строительных сооружений, инженерных систем, конструкций и материалов. Основные понятия надежности, классификация строительных сооружений по степени… … Российская энциклопедия по охране труда

    Основные положения по определению стоимости строительства - 2. Основные положения по определению стоимости строительства. 11 Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Основные положения по расчету. Нагрузки и воздействия - 1. Основные положения по расчету. Нагрузки и воздействия. 4 Пример расчета к п. 1.8. 10 Источник: Руководство: Руководство по проектированию бетонных и железобетонных конструкций гидротехнических сооруженийСловарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    основные положения мутационной теории - ПАТОЛОГИЯ ЭМБРИОГЕНЕЗА см. мутационная теория … Общая эмбриология: Терминологический словарь

    ГОСТ Р 52069.0-2003: Защита информации. Система стандартов. Основные положения - Терминология ГОСТ Р 52069.0 2003: Защита информации. Система стандартов. Основные положения оригинал документа: 3.18 документ: Зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. Определения… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    ГОСТ Р ИСО 5725-1-2002: Точность (правильность и прецизионность) методов и результатов измерений. Часть 1. Основные положения и определения - Терминология ГОСТ Р ИСО 5725 1 2002: Точность (правильность и прецизионность) методов и результатов измерений. Часть 1. Основные положения и определения оригинал документа: 3.4 базовый элемент (ячейка) в эксперименте по оценке прецизионности… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    ГОСТ 7.55-99: Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Основные положения - Терминология ГОСТ 7.55 99: Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Основные положения оригинал документа: межгосударственная стандартизация: Стандартизация объектов, представляющих межгосударственный интерес по ГОСТ… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    ГОСТ 25804.1-83: Аппаратура, приборы, устройства и оборудование систем управления технологическими процессами атомных электростанций. Основные положения - Терминология ГОСТ 25804.1 83: Аппаратура, приборы, устройства и оборудование систем управления технологическими процессами атомных электростанций. Основные положения оригинал документа: Аппаратура вида I Аппаратура, имеющая два уровня качества… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Книги

  • Основные положения информационной безопасности. Учебное пособие , В. Я. Ищейнов, М. В. Мецатунян. В учебном пособии рассмотрены основные положения информационной безопасности; методы и средства обеспечения информационной безопасности: вопросы зашиты информации: способы и средства…
  • Основные положения информационной безопасности: Учебное пособие , Ищейнов В.Я.. В учебном пособии рассмотрены основные положения информационной безопасности; методы и средства обеспечения информационной безопасности; вопросы зашиты информации; способы и средства…

Профессиональная подготовка летного состава.

Основные положения

Глава 3. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ЛЕТНОГО СОСТАВА

Профессиональная подготовка летного состава - это процесс приобретения им знаний, умений и навыков для летной работы. Знания о какой-либо системе или процессе - это объем информации, накопленный в памяти человека к определенному моменту времени. Умение - это способность человека выражать свои знания в какой-либо форме. Навык - это умение, доведенное до автоматизма.

Знания, умения и навыки используются при решении летными специалистами творческих и алгоритмических задач. Творческие задачи возникают в результате недостатка информации для их решения. При этом последовательно уточняются постановка задачи, метод ее решения и полученные результаты. Это трудоемкий процесс с непредсказуемым моментом окончательного решения, требующий больших ресурсов времени. Алгоритмические задачи, наоборот, кроме четкой, однозначной постановки, имеют не только известный и расписанный до конечного числа конкретных шагов метод решения, приводящий при безошибочной работе к однозначному результату. Время решения алгоритмических задач не сопоставимо с временем решения творческой задачи. При удачно составленном алгоритме оно может считаться минимальным. Поэтому в условиях острого дефицита времени решить творческие задачи оказывается невозможно. Только навык, применяемый под контролем мышления, обеспечивает в этом случае решение алгоритмической задачи, например удержание ВС на заданной траектории движения по взлетно-посадочной полосе при дестабилизирующем влиянии внешней среды. Летному и тем более командно-летному составу приходится наряду с алгоритмическими решать творческие задачи. Ни в одной другой отрасли народного хозяйства эффективность производства и безопасность работы не зависят в такой степени от уровня профессиональной подготовленности специалистов, как в гражданской авиации.

В гражданской авиации построена сложная, рациональная структура профессиональной подготовки летного состава в учебных заведениях и летных подразделениях, которая подвергается здесь анализу.

Профессиональная подготовка летного состава проводится в целях получения, поддержания и повышения уровня профессиональных знаний и умений, необходимых для выполнения своевременных и правильных действий членов экипажа в ожидаемых условиях и особых ситуациях, обеспечивающих высокую безопасность, регулярность и экономическую эффективность полетов.

Профессиональная подготовка летного состава включает:

Первоначальную подготовку;


Переподготовку на другой тип ВС;

Повышение квалификации;

Подготовку в летных подразделениях.

Каждый из этих этапов должен содержать теоретическую подготовку, практические занятия на авиационной технике, тренажерную и летную подготовку.

Профессиональная подготовка проводится в соответствии с утвержденными нормативными документами (учебными планами и программами, инструкциями и курсами учебно-летной подготовки) и строится на принципах:

Сознательного и активного участия каждого обучаемого в учебном процессе;

Эксплуатационной направленности процесса подготовки, конечной целью которой является приобретение знаний и выработка практическихумений членов экипажа действовать безошибочно и своевременно в ожидаемых условиях и особых ситуациях в полете;

Применения программированного обучения с использованием технических средств обучения (ТСО), что позволяет учитывать индивидуальные особенности обучаемых;

Систематической самостоятельной учебы членов экипажа в процессе летной деятельности в целях поддержания полученных профессиональных знаний и практических навыков на уровне, обеспечивающем высокую безопасность полетов.

Нормативные, методические и учебные документы, используемые в системе профессиональной подготовки летного состава, разрабатываются Центрами ГА, научно-исследовательской opraнизациями, Академией ГА и учебными заведениями с участием методически подготовленных и опытных специалистов командно-летного и инспекторского состава производственных подразделений ГА по заданиям УЛС в УУЗ МВТ РФ и утверждаются заместителем Министра ВТ по согласованию с начальниками УЛС, УУЗ, ГУЭРАТ и Главной инспекции ГС ГА.

Методическое обеспечение профессиональной подготовки летного состава осуществляется УЛС ГС ГА через Центр ГА, Академию ГА, учебные заведения, АУЦ, летно-штурманские отделы, летно-методические кабинеты ГA и летно-методические классы летных подразделений по заданиям УЛС и УУЗ ГС ГА.

Методическое обеспечение включает:

Разработку перспективных направлений по повышении эффективности системы профессиональной подготовки;

Разработку документов, регламентирующих профессиональную подготовку, а также разработку средств обучения;

Координацию и контроль разработки документов по профессиональной подготовке;

Контроль за внедрением утвержденных документов и средств обучения.

Методическое руководство системой профессиональной подготовки осуществляется в целях организации элективного учебного процесса и контроля за методами обучения, выполнения требований документов, определяющих профессиональную подготовку: - в летных учебных заведенияхи УТО - УУЗ ГС ГА;

- в летных подразделениях - УЛС ГС ГА, ЛШО ТО УВТ.

Ответственность за профессиональную подготовку летного состава возлагается:

За переподготовку на другой тип ВС и повышение квалификации - на УУЗ ГС ГА;

За подготовку в летных подразделениях ГА - на УЛС ГС ГА, заместителей начальников управлений по организации летной работы начальников ЛШО ТО УВТ, заместителей командиров авиапредприятий по организации летной работы и командиров летных подразделений.

Составной частью профессиональной подготовки является техническая подготовка, включающая изучение летным составом принципов функционирования систем ВС и его летной эксплуатации в различных условиях на земле и в полете.

Ответственность за техническую подготовку летного состава при всех видах подготовки возлагается:

В ГС I"A-на начальника ГУЭРАТ;

В управлениях - на заместителей начальников управлений по эксплуатации авиационной техники (главных инженеров);

В авиапредприятиях и летных подразделениях - на начальников АТБ (главных инженеров) и старших инженеров летных подразделений.

Кроме того, на вышеуказанных должностных лиц возлагается ответственность за:

Обеспечение практических занятий и стажировки на авиационной технике летного и преподавательского состава;

Своевременную и качественную подготовку специалистов, назначаемых для проведения теоретических и практических занятий;

Оснащение учебной базы летных подразделений и учебно-тренировочных центров средствами обучения и т.д.).

Для решения задач профессиональной подготовки в учебных заведениях, АУЦ и авиапредприятиях создаются учебно-методические базы, которые представляют собой комплекс специализированных помещений, оборудования и средств обучения (тренажерные комплексы, учебно-методические классы, классы программированного обучения и т.д.).

Ответственность за оснащение, состояние и развитие учебно-методической базы возлагается на соответствующих командиров (начальников) учебных заведений, АУЦ, авиапредприятий.

Оценка уровня подготовленности обучаемого (проверяемого), оценка профессиональных знаний и умений дается по пятибалльной системе: "1" (единица), "2" (два), "3" (три), "4" (четыре), "5" (пять), соответствующей следующим критериям знаний и умений:

«1» - общее понимание принципа;

«2» - начальное знание предмета;

«3» - знание предмета и способность применять знания на практике;

«4» - глубокое знание предмета, способность применять знания на практике быстро, точно и своевременно;

«5» - исчерпывающее знание вопроса и способность применять знания на практике быстро, точно и своевременно с учетом конкретных обстоятельств.

Критериями оценки уровня подготовленности членов экипажа (квалификации, практической работы) и их црофессиональных навыков и умений являются также:

Своевременность выполнения операций;

Безошибочность их выполнения;

Последовательность выполнения операций;

Выдерживание параметров и режима полета с заданной точностью согласно установленным нормативам оценки практической работы;

Количество времени, затрачиваемое на выполнение операций;

Осознанность выполняемых операций; способность и умение действовать в особых ситуациях, возникающих в полете, когда данная ситуация не определена документами, определяющими правила, порядок выполнения полетов, летную эксплуатацию ВС.

Оценка знаний и умений, поддающихся количественным критериям, определяется исходя из величины обобщенного количественного критерия, который рассчитывается как отношение количества правильно выполненных операций (ответов) к общему количеству операций в задании (общему количеству вопросов). При этом оценка, выставляемая по пятибалльной системе, определяется значением обобщенного критерия;

Менее 0,5 - оценка "1";

От 0,5 до 0,7- оценка "2";

От 0,7 до 0,8 - оценка "3";

От 0,8 до 0,9 - опенка "4" ;

От 0,9 до 1 - оценка "5";

Приоритетное значение имеют оценки, определяющие практическую подготовку обучаемого, его умение действовать своевременно и безошибочно.

При контроле знаний и умений (устно или письменно), не поддающихся количественным критериям:

Оценка "5" ставится в том случае, если обучаемый (проверяемый) безупречно ответил на все вопросы, показал глубокое знание предмета, грамотно излагал свои мысли и при этом применил свои знания при решении практических задач (заданий) в соответствии с требованиями нормативных документов;

Оценка "4" ставится при условии, если обучаемый (проверяемый) правильно ответил на большинство вопросов, допущенные незначительные ошибки исправил самостоятельно, показал глубокое знание предмета, грамотно излагал свои мысли и при этом применил свои знания при решении практических задач (заданий) в соответствии с требованиями нормативных документов;

Оценка "3" ставится в том случае, если обучаемый (проверяемый) неправильно ответил на один из вопросов или на два вопроса дал неполные ответы, но после дополнительных вопросов проверяющего (экзаменатора) своими ответами внес ясность по поставленным вопросам, показал достаточные знания предмета, но допускал неточности в терминологии;

Оценка "2" ставится в том случае, если обучаемый (проверяемый) на вопросы ответил неправильно, показал только начальные знания предмета, допустил грубые ошибки и после дополнительных вопросов их не исправил, свои знания не мог применить при решении практических задач;

Оценка "1" ставится в том случае, если обучаемый (проверяемый) неверно ответил на все вопросы или отказался отвечать на вопросы.

При контроле знаний, навыков и умений по системе "зачет, незачет" зачет ставится при значении обобщенного критерия 0,7 и болев (70% и более правильных операций и ответов с использованием объективных методов контроля) или оценке "3" при контроле знаний и умений, не поддающихся количественным критериям.

Слово "система" стало излюбленным (и вследствие этого избитым) в речах всех любителей трибун и совещаний, поэтому точный смысл его давно расплылся (в чем легко убедиться, попросив любого краснобая сказать, что он под этим термином разумеет). В литературе существует более сорока определений этого термина, каждое из которых ориентировано на ту или иную область знаний. Один из основателей общей теории систем Л.Берталанфи дал весьма краткое определение: "Система есть комплекс взаимодействующих элементов", из которого следуют два главных признака системы:

1) система состоит из дробных частей (элементов);

2) эти элементы представляют собой не случайную совокупность, соседство, а каким-то образом между собой взаимодействуют, т.е. между ними существуют определенные связи.

Если это краткое определение слегка развернуть с учетом названных признаков, то получится довольно работоспособная формула: "Система - это упорядоченное определенным образом множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство" . Важным дополнением к этому определению является замечание, что любая система представляет собой элемент системы более высокого порядка (надсистемы), а ее элементы, в свою очередь, обычно выступают в роли систем более низкого порядка (подсистем) .

Система характеризуется составом элементов, структурой и выполняет определенную функцию.

Элементы - это относительно неделимые части целого, объекты или операции, которые в совокупности образуют систему . Элемент считается неделимым в пределах сохранения определенного качества системы. Например, в микрокалькуляторе блок питания является элементом, который можно рассматривать как неделимое целое, поскольку тот факт, что блок питания имеет сложное устройство и сам состоит из многих деталей, имеет для системы "микрокалькулятор" весьма несущественное значение. Другой пример - бухгалтерия предприятия. Если предприятие рассматривать как систему, то бухгалтерия - это элемент данной системы, который в известной степени можно представить как неделимое целое, обеспечивающее определенную часть жизнедеятельности предприятия. Пример из другой области - интегрирование. В рамках учебного курса "математический анализ" этот раздел представляет собой замкнутую часть целого, которую изучают именно как элемент курса, но вместе с тем это - разветвленная самостоятельная дисциплина, включающая в себя множество подразделов, правил и процедур.

Структура - это закономерные устойчивые связи между элементами системы, отражающие пространственное и временное расположение элементов и характер их взаимодействия. Именно структура делает систему некоторым качественно определенным целым, так как структура предполагает взаимодействие элементов друг с другом по-разному, выдвигая на первый план те или иные стороны, свойства элементов. Структура является важнейшей характеристикой системы, так как при одном и том же составе элементов, но при различном взаимодействии между ними меняется и назначение системы, и ее возможности. В подтверждение этого на рис. 12 приведен пример пары различных систем, построенных из одних и тех же элементов.


Рис. 12


Другой характерный пример - в стихотворении С.Я.Маршака "Мельник, мальчик и осел", где упомянутая троица по пути домой из одних и тех же элементов, перечисленных в названии, создавала разные системы, но никак не могла угодить общественности, и закончилось все это, если помните, так:

Тьфу ты! - хохочет народ у ворот:
- Старый осел молодого везет!


Функция - это внешнее проявление свойств объекта (системы или ее элемента) в данной системе отношений, определенный способ взаимодействия объекта с окружающей средой. Чаще всего функции проявляются в форме действий и отражают возможности системы.

Например, функцией товарной биржи как системы является предоставление возможности купить или продать товар клиентам без лишних затрат личного времени на поиск контрагента. Функция брокера как элемента этой системы - это поиск контрагента в соответствии с заявкой клиента. Другой пример: функции турникета в проходной предприятия - исключить возможность неконтролируемого прохода на территорию и обеспечить возможность поочередного контроля проходящих. Еще пример: функция витрины магазина - показать товары потенциальному покупателю.

Надо заметить, что большинство систем или их элементов выполняют не одну, а несколько функций. При этом из всего перечня функций объекта всегда можно выделить одну (реже - две) наиболее важную его функцию в данной системе отношений. Эта функция называется главной полезной функцией (ГПФ) объекта и, как правило, соответствует первоначальной цели создания или использования объекта. Действительно, если я взял в руку палку при появлении поблизости злой собаки, то ГПФ палки - защитить мои брюки и ноги от повреждения ее зубами, но если я взял ту же палку, чтобы заделать дыру в заборе, то ГПФ этой палки уже совсем другая - перекрыть доступ через дырку для незваных двуногих и четвероногих посетителей. Конструктивные элементы системы следует отличать от подсистем , являющихся частями системы. В качестве подсистемы обычно выступает выделенная по функциональному признаку группа элементов. Иногда подсистема содержит всего один элемент; с другой стороны, один и тот же элемент может входить сразу в несколько подсистем. В таблице Рис. 13 приведены примеры такой "многоликости".

Рис. 13. Примеры систем и их состава.


Система Элементы Подсистемы и их состав
Авторучка перьевая Перо
Баллон для чернил
Корпус
Поршень
Колпачок
Держатель
Подсистема письма (перо, баллон)
Подсистема набора и хранения чернил (баллон, корпус, поршень)
Подсистема защиты пишущего узла от повреждения(корпус, колпачок)
Подсистема защиты костюма от загрязнения чернилами (колпачок)
Подсистема крепления, фиксации авторучки (колпачок, держатель)
Вексель Бумажный носитель
Физические и полиграфические элементы защиты
Реквизиты векселя
Управляющие надписи на векселе
Подсистема идентификации векселя (бумажный носитель, реквизиты)
Подсистема актуализации векселя (реквизиты, управляющие надписи)
Подсистема защиты от подделки (физические и полиграфические элементы защиты, бумажный носитель)
Завод Дирекция
Бухгалтерия
Планово-экономический отдел
Отдел сбыта
Отдел снабжения
Отдел основного производства
Отдел рекламы
Отдел кадров
И т.д.
Административно- управленческая подсистема (дирекция, бухгалтерия, планово-экономический отдел, отдел кадров)
Подсистема производства (отдел основного производства, вспомогательные производственные группы, отдел снабжения)
Подсистема внешних сношений (дирекция, отдел снабжения, отдел сбыта)
Подсистема перспективного планирования и маркетинга (дирекция, планово-экономический отдел, отдел кадров, отдел рекламы, отдел сбыта)

Возможно, деталировка второго и третьего столбцов этой таблицы покажутся читателю сомнительными или неполными. В таком случае попробуйте сами для сомнительных случаев определить и перечень элементов, и перечень подсистем. Позже мы вернемся к этому вопросу и поясним причины этих сомнений, а пока продолжим знакомство с основными определениями.

Все системы, независимо от их природы, обладают рядом общих свойств.

Целостность системы означает, что комплекс объектов, рассматриваемый в качестве системы, обладает общими свойствами, функцией и поведением, причем свойства системы не сводимы к сумме свойств входящих в нее элементов.

Делимость системы отражает тот факт, что любой объект можно представить состоящим из элементов. В соответствии с этим любой объект нужно рассматривать в трех аспектах: как нечто целое (систему), как часть более общей системы (надсистемы) и как совокупность более мелких частей (подсистем). Способность всегда представить себе эти три (как минимум!) этажа является краеугольным камнем, основной характеристикой системного подхода.

Любую составную часть системы можно выделить и рассматривать отдельно, изолированно. Однако эта изолированность относительна, так как всегда необходимо помнить, что взаимодействие между выделенной частью и ее окружением в системе в той или иной мере влияет на поведение и свойства этой выделенной части.

Именно это свойство - делимость - позволяет упростить изучение и преобразование даже очень сложных систем, не упустив при этом ничего существенного.

Чтобы представить степень общности системного подхода, ниже приведены примеры систем и некоторые элементы этих систем.

Система Примеры элементов системы
Государственная система Парламент, министерство, ...
Экологическая система Симбиотическое сообщество растений, животных, ...
Автомобиль Мотор, кузов, ...
Наука Раздел, ...
Нервная система Спинной мозг, нервное волокно, ...
Ландшафт Долина, роща, озеро, ...
Мировоззрение Принцип, этическое правило, ...
Законодательство Таможенный кодекс, Закон "О ветеранах", ...
Товарная биржа Расчетная палата, брокер, ...
Таракан Голова, ноги, ...
Библиотека Стеллаж, картотека, ...
Токарный станок Станина, суппорт, резец, ...

Ясно, что при таком разнообразии систем не обойтись без их классификации. И действительно, существует множество классификаций систем . Например, системы можно классифицировать по таким признакам:

1) по происхождению (естественные, искусственные),

2) по типу элементов (абстрактные, конкретные),

3) по виду элементов (материальный предмет, процесс, информационный блок),

4) по состоянию (статические, динамические),

5) по связям с окружением (открытые, закрытые).

Сейчас для нас наиболее важным является разделение систем на естественные (возникающие и существующие независимо от человека и его воли) и искусственные (созданные человеком сознательно для прямого или косвенного удовлетворения какой-либо своей потребности). Мы сосредоточим внимание на искусственных системах, поскольку и разнообразие их, и актуальность для человека, и, как это ни странно, недостаточная степень познания (а ведь они - дело рук самого человека!), и, наконец, важность их для преуспеяния человека, - все это дает достаточно оснований для нашего выбора.

Искусственные системы, в свою очередь, можно разделить на несколько классов, каждый из которых по-своему касается человека. Вот эти классы:

1. Технические системы (машины, приборы, аппараты, технологии, и т.п.),

2. Социальные системы (государство, город, профсоюз, выборы, и т.п.),

3. Информационные системы (наука, связь, пресса, обучение, и т.п.),

4. Культурологические системы (философия, театр, этика, живопись, и т.п.)

Уже эта классификация дает ответ на вопрос о причинах сомнений читателя в корректности содержания таблицы Рис. 13. Дело в том, что творения рук человеческих неизбежно встраиваются не в одну, а в несколько надсистем, и в каждой из них и окружение нашей системы, и принципы ее "деталировки" различны. Например, телевизор - это техническая система? Да, конечно. Это информационная система? Пожалуй, в чистом виде нет, но он входит в информационную надсистему связи. Это социальная система? Нет, но в социальной надсистеме "город" ему отведено определенное место. Впрочем, телевизор можно рассматривать и как самостоятельную информационную систему (это мы сделаем ниже), и как элемент культурологической надсистемы "телевидение" (заметим, что надсистема "телевидение" существует и в социальной сфере, но это совсем другая надсистема!). И разумеется, в каждой из названных надсистем основными, наиболее существенными с точки зрения роли телевизора в надсистеме будут совершенно разные его свойства, элементы.

Другой пример - валютная биржа. Это техническая система? Нет, конечно, но в самой валютной бирже работает множество технических систем (строительные конструкции, технические средства жизнеобеспечения: освещение, отопление, вентиляция, и т.п.). Это социальная система? Безусловно, слишком сильно она связана с социальными процессами в обществе, так же как и с другими социальными структурами. Это информационная система? Конечно, и сама она напичкана информационными подсистемами, и внешние ее связи - почти исключительно информационные. Это культурологическая система? В целом, наверное, нет, но влияние ее наличия и функционирования на мировоззрение, этические принципы и нормы достаточно значительно, т.е. она в той или иной мере связана с культурологическими системами.

Упражнения:

1.Охарактеризовать перечисленные ниже объекты как системы с точки зрения их происхождения, типа, вида, состояния, связей с окружением и класса (последнее - только для искусственных систем): а) перчатка, б) садовая земляника, в) ветер, г) лимфа, д) стая, е) митинг, ж) закон, з) совесть, и) книга, к) пруд, л) булыжник, м) праздник, н) воспитание, о) гавань.

2. Определить элементный состав следующих систем: а) облако, б) задача, в) собрание акционеров, г) виноградник, д) рабочий день, е) ложь, ж) муравейник, з) гайка, и) стол письменный, к) ботинки.

3. Какие функции выполняют следующие системы: а) деревенская улица, б) кассовый аппарат, в) семья, г) русло реки, д) верблюд, е) парус, ж) грядка, з) нора?. Какие из этих функций наиболее важны, какие - второстепенные?

3.2. Системное представление объекта

Первый шаг системного анализа - представление изучаемого объекта в виде системы. Для искусственной системы этот шаг сводится к выявлению и словесному определению следующих понятий:

а) надсистема, в которую входит объект,

б) главная полезная функция объекта,

в) перечень подсистем объекта,

г) структура системы.

Простота формулировок этого первого шага отнюдь не означает простоты его исполнения. Коварный ложный след ожидает неопытного аналитика уже на первом этапе - этапе определения надсистемы. Слишком часто вместо надсистемы хочется назвать всего лишь обобщенное определение исходного объекта, а эта ошибка заводит в тупик, который ощущается неопытным аналитиком только на следующих шагах системного анализа. Проверьте себя и попробуйте в качестве упражнения для приведенных в таблице примеров выбрать надсистему из нескольких предложенных (а может быть, и не только из предложенных). В этом поможет Вам материал раздела 2.2, где для различения "неразлучной" четверки логических операторов используются вспомогательные тест-вопросы.

Исходный объект Варианты надсистемы
1 Электромотор Двигатель
Электродрель
Зубоврачебный кабинет
Изделие электротехнической промышленности
2 Немецкая овчарка Порода собак
Население моей квартиры
Питомник
Теплокровное животное
3 Закон "О предприятиях и предпринимательской деятельности" Предпринимательство
Гражданское законодательство
Документ, регламентирующий конкретный вид человеческой деятельности
Книга "Как зарегистрировать предприятие"
4 Токарный станок Устройство для обработки металла
Цех металлообработки
Завод металлоконструкций
Машиностроение
Магазин "Домашний мастер"
5 Деньги Платежное средство
Рынок
Валюта
Товарообмен
Семейный бюджет

В данном случае этот способ реализуется так. Чтобы проверить корректность определения надсистемы, можно воспользоваться двумя правилами:

1) Задайте себе вопрос: "Является ли?" . Правильный ответ - "Нет, не является" (в противном случае имеет место не соединение, а обобщение исходного понятия).

2) Проверьте, корректно ли звучит вопрос: "Какую функцию выполняет в?"

Кстати, второй вопрос, если он оказывается корректным, сразу же выводит на ответ о главной полезной функции нашей системы.

Дальнейшее исполнение первого шага системного анализа (определение подсистем и структуры), как правило, затруднений не вызывает, но часто оказывается неполным. Впрочем, эта неполнота не смертельна и не должна особенно беспокоить аналитика, т.к. на следующем шаге она неизбежно выявится и будет скорректирована.

После этих первоначальных понятий о системном анализе полезно потренироваться и закрепить прочитанное не только знанием, но и умением это знание применить.

Упражнения:

1. Представить в виде системы 2-3 объекта из числа следующих: карандаш, плафон, касса, амперметр, литейный участок, город, изгородь, река, стая, справочник химика, хранение картофеля, IBM PC, платежное поручение, фьючерсный контракт, подъезд, ухо, отвертка, вирус, техника игры на гитаре.

2. Из одного и того же набора из 3-4 элементов сконструировать не менее двух различных систем. Изобразить графически структуру каждой системы (если возможно, наподобие рис.12)

3. Определите, какие из предложенных систем естественные, а какие - искусственные: государство, нация, магазин, рынок, капитализм, семья, инфляция, девальвация, шайка, парк, живая изгородь, булыжник, заповедник, эпидемия, мумиё, стадо, буль-терьер, война, нефть, курорт, миграция населения, иностранец, шоссе.

4. Назвать главную полезную функцию (ГПФ) для каждой из следующих систем: электрометр, овчарка, токарный станок, рубль, ракета, метафора, картина, выборы, магазин, блокнот, нотариат.