Сухур время. Сухур и ифтар (утренний и вечерний прием пищи)


Пост (Ураза, Ораза, Марх) الصوم - это воздержание от приема пищи в дневное время суток (от рассвета до заката).

«О те, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан вашим предшественникам, - быть может, вы устрашитесь»
Сура «Аль-Бакара (Корова)», аят 183.

Виды постов:

  1. Пост в месяц рамадан - является обязательным (фардом).
  2. Пост в день Арафа - по желанию. В хадисе от Ибн Маджи и Насаи, пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Пост в День Арафа служит искуплением грехов, совершённых за прошлый и будущий годы» .
  3. Пост в день Ашура - по желанию. Это пост в запретном месяце Мухаррам, который стирает грехи за год. В хадисе от Муслима, пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Пост в день Ашура служит искуплением грехов прошлого года» .
  4. Пост в первые девять дней месяца Зуль-Хиджа - по желанию. В хадисе от Ибн Маджа, пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Пост в первые дни месяца Зуль-Хиджа, приравнивается к одному году поста» .
  5. Пост в месяц Мухаррам - по желанию. В хадисе от Муслима, пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «После Рамадана лучшим для поста является месяц Мухаррам» .
  6. Пост в месяц Шабан - по желанию. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) держал в этот месяц пост и советовал другим.
  7. Шестидневный пост в месяце Шавваль - по желанию. В хадисе от Муслима, пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Если кто-то завершил пост в Рамазан и прибавил к нему шесть дней поста в месяце Шавваль, он получит такую награду, будто бы постился весь год».
  8. Пост пророка Дауда . Это пост через день - по желанию. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил, что это самый любимый пост для Аллаhа.
  9. Пост в обычные дни по сунне - по желанию. Это три дня в середине каждого месяца (13, 14, 15 числа, хадис от Тирмизы) и каждый понедельник и четверг. В хадисе от Тирмизи, пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Дела людей представляются Аллаhу в понедельник и в четверг. И я хочу, чтобы мои дела представлялись в то время, когда я соблюдаю пост».

Пост в рамадан

Поститься в Рамадан - обязательно (фард) для мусульман. Рамадан - время поста , размышлений, милосердия, щедрости и поклонения для мусульман всего мира.

Все взрослые, здоровые и умственно полноценные люди обязаны поститься. От поста освобождаются больные и пожилые люди, женщины в особые периоды, дети и те, кто находится в путешествии. Однако, по своему желанию они могут держать пост и совершать другие благие дела.

Пост нарушает принятие пищи и питья, супружеская близость, намеренно вызванная рвота, курение (хотя и вне поста это запрещено мусульманам), и, что особенно важно, сквернословие. Во всех этих случаях нарушенные дни нужно восполнить, а если пост был прерван намеренно, то принести искупление в виде непрерывного поста на протяжении 60 дней или выплаты очистительной милостыни.

Рамадан по своей природе - время самопожертвования. Личное самопожертвование, лежащее в основе поста, имеет для мусульманина множество значений:

  • Постящийся испытывает голод и жажду и проникается сочувствием к тем, кто не может есть каждый день и не имеет вдоволь чистой питьевой воды.
  • Благодаря усиленному поклонению мусульмане чувствуют себя ближе к своему Создателю и осознают, что все, чем они одарены в жизни, - благословение Всевышнего.
  • Раздавая милостыню, люди развивают у себя чувства щедрости и сопереживания. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Милостыня никогда не уменьшит богатство».
  • Благодаря самоконтролю человек практикует хорошие манеры, благую речь и полезные привычки . Оберегая свой язык и слух от лжи, сплетен, клеветы и сквернословия, взор - от взгляда на недозволенное, желудок - от недозволенной пищи и питья, ноги - от посещения злачных мест, человек становится чище, сдержанней и получает великую награду от Всевышнего.
  • Изменяя свои ежедневные привычки, мусульмане переходят к здоровому образу жизни, в том числе к полезному питанию и отказу от вредных привычек. Когда вы в течение дня воздерживаетесь от курения и поглощения сладкого, ваше тело постепенно привыкнет обходиться без них, пока привычка не исчезнет бесследно.
  • На собраниях мусульмане укрепляют узы братства в своей общине.

Рамадан - особенное время для мусульман, но уроки, извлеченные из него, могут оказывать воздействие целый год. Всевышний приказал людям поститься, чтобы они могли научиться сдержанности (Коран 2: 183). За пост мусульманин получает вознаграждение Всевышнего, которое невозможно описать человеческим языком. В достоверном хадисе, которой приводят Бухари и Муслим, сказано: «Тому, кто во время Рамазана будет соблюдать пост с верой и надеждой на награду Всевышнего, простятся все его прежние грехи».

Самоконтроль и искреннее поклонение особенно важны во время Рамадана, но желательно, чтобы мусульмане сохраняли эти ценности на протяжении всего года, а не только в священный месяц. В этом истинная цель и испытание Рамадана.

Сухур

Сухур — это утренний прием пищи перед самим постом в предрассветное время. Сухур обязательно совершать до утреннего намаза (фаджр, иртэ намаз). Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) призывал совершать сухур: «Принимайте пищу перед рассветом [в дни поста]! Воистину, в сухуре — Божья благодать (баракят)!».

Время приема пищи оговорено в Священном Коране:

«...Ешьте и пейте, пока вы не сможете отличить белую нитку рассвета от черной, а затем поститесь до ночи.»

В сухур нужно говорить: «Навайту ан асума савма фард миналь-фаджри иляль-магриби халисан лил-ляхи та‘аля». Перевод: «Я намерился держать пост месяца рамадан от рассвета до заката искренне ради Аллаха». Обязательным условием является намерение или ният в сердце о решимости держать пост.

Ифтар

Ифтар — вечерний прием пищи или разговение. Время ифтара - вечерний намаз (магриб, ахшам намаз), когда солнце село за горизонт, т. е. начинается сразу после захода солнца.

Дуа при ифтаре на арабском: ذَهَـبَ الظَّمَـأُ، وَابْتَلَّـتِ العُـروق، وَثَبَـتَ الأجْـرُ إِنْ شـاءَ الله .

Транскрипция: 3ахаба-з-зама"у, ва-бталляти-ль-"уруку ва сабата-ль-аджру, ин ша"а-Ллаху.

Перевод: Ушла жажда, и жилы наполнились влагой и награда уже ждет, если будет угодно Аллаh у.

Также есть другое дуа: «Аллаахумма лякя сумту ва ‘аляя ризкыкя афтарту ва ‘аляйкя таваккяльту ва бикя аамант. Йа вааси‘аль-фадли-гфир лий. Аль-хамду лил-ляяхил-лязии э‘аанани фа сумту ва разакани фа афтарт».

Перевод: «О Господи, я постился для Тебя (ради Твоего довольства мною) и, используя Твои блага, разговелся. На Тебя надеюсь и в Тебя верю. Прости меня, о Тот, Чья милость безгранична. Хвала Всевышнему, Который помог мне поститься и накормил меня, когда я разговлялся»

Что нарушает пост?

1. Пища и питье в любом виде (или то, что может заменить пищу, например энергетические уколы). Также курение.

2. Выход крови через кровопускание.

3. Рвота, вызванная намеренно.

4. Половой акт или намеренное семяизвержение. Также поцелуи, обнимания или разглядывания женщин.

5. Выход крови из-за менструации или послеродового кровотечения.

Случаи, которые не нарушают пост

1. Прием пищи или питье или курение по забывчивости.
2. Непроизвольное семяизвержение.
3. Кровопускание или сдача крови на анализы или в качестве донора.
4. Полоскание рта, промывание носа, принятие ванны, душа, плавание.
5. Уколы по медицинской необходимости.
6. Пробование пищи на вкус без проглатывания (например при готовке).

Кому можно не держать пост

1. Путешественникам. Можно не поститься путнику во время всего путешествия. Путешествием считается отдаление на 80 км (по ханафитскому мазхабу).
2. Больным.
3. Беременным и кормящим грудью.
4. Если есть опасность, например угроза смерти или физических осложнений.

1. Избегать переедания или полного наполнения желудка пищей.

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил:

«Наихудший сосуд, который может быть наполнен сыном Адама (человеком) - это его желудок. Человеку достаточно есть столько, сколько необходимо для поддержания сил. Если сказать больше, то треть (желудка) - для пищи, треть - для питья и треть - для дыхания»

2. Правильный подбор еды во время ифтара. Избегать жирной, жаренной и сладкой еды. Желательно начать трапезу с жидкой еды, идеально подходят суп, айран и молоко. После следует сделать небольшой перерыв.

3. Включить в рацион фрукты, овощи, орехи. А также продукты богатые клетчаткой и минералами, так как они очень важны для организма.

4. Больше принимать воду. Именно простую воду, а не соки или другие жидкие продукты, так как вода это питательный источник для клеток. Не стоит забывать, что организм состоит на 2/3 из воды, кровь на 90%, мышцы на 75%.

Польза поста

И напоследок не будем забывать о том, что этот месяц творит настоящие чудеса с нашим телом и мышлением. Вот только семь из множества благ, которые получает постящийся в этом мире:

  1. Вы становитесь лучше.
    Контролируя во время поста свои мысли и поступки, и остерегаясь сплетен, вы привыкаете мыслить и говорить позитивно. Раздавая милостыню и совершая благие поступки, человек становится милосерднее и внимательнее к нуждам, окружающих его людей. Ясные мысли и возможность быть полезным делают человека счастливым.
  1. Вы становитесь сильнее.
    Испытание жаждой и голодом, в котором каждый постящийся проявляет терпение, открывает нам простые истины: мы более выносливы, чем нам кажется, и телом, и духом.
  1. Вы становитесь благодарным.
    Благодаря Всевышнего за сладость первого глотка воды после дневного поста, человек осознаёт, какими огромными богатствами наделил его Создатель. А ведь ещё пару месяцев назад многие уже не задумывались об этом. Рамадан - это напоминание о том, насколько велика милость Аллаха к своим созданиям.
  1. Ваши жировые запасы сгорают.
    При обычном методе подсчета калорий основное внимание уделяется сжиганию калорий, потребляемых в день, чтобы увидеть результаты. При ежедневном посте сжигание жира выходит за рамки потребляемых калорий. В течение как минимум восьми часов сахар и углеводы, употребленные в этот день, полностью сжигаются, после чего организм обращается к жировым запасам для получения энергии. Тем не менее, важно помнить, что питание, которое у вас есть, должно содержать здоровую комбинацию белков, жиров и медленных углеводов, чтобы подпитывать работу мышц.
  1. Усиливается мозговая деятельность.
    Пост приводит организм в состояние мягкого стресса, вызывая выработку белка, называемого нейротрофическим фактором мозга. Этот белок помогает в омоложении и регенерации стволовых клеток головного мозга, а также укрепляет память и двигательную функцию. Аналогичным образом, снижение количества гормонального кортизола, вырабатываемого надпочечниками, означает, что уровень стресса значительно снижается во время Рамадана.
  1. Снижается холестерин и чувствительность к инсулину.
    Было доказано, что пост понижает артериальное давление, регулирует уровень плохого холестерина и устраняет чувствительность к инсулину. Все это факторы риска сердечных заболеваний, которые являются одной частых причин преждевременной смерти. Пост помогает регулировать уровень сахара и инсулина и снижает риск развития диабета.
  1. Профилактика заболеваний.
    Окислительный стресс может привести к множеству возрастных заболеваний. К ним относятся хронические заболевания, такие как рак, диабет, артрит, инсульт, болезнь Альцгеймера, болезнь Паркинсона. Хронические воспалительные процессы в организме вызывают такие последствия, как болезнь Крона, артрит, ожирение, астма и рак. Пост значительно помогает снизить риск заболеваний путем детоксикации и выработки противовоспалительных соединений.

Пост в Рамадан несет невообразимую пользу организму, если соблюдать его правильно. Не нужно забивать желудок пищей, наедаться фаст-фудом и сладостями, тратить время на бесполезные разговоры и занятия, и награда за пост многократно вернется вам и в мирской, и в будущей жизни.

Как правильно поститься от Шамиля Аляутдинова

Хотим вам показать видеоролики о том из как нужно правильно поститься из уст настоящего эксперта Шамиля Аляутдинова - не только имама и праповедника, но и активиста по правильному питанию.

Источник видео - канал tvumma.

Расписание ифтаров в рамадан 2019 для Москвы

Время сухура - до фаджра (утренний намаз), т.е. когда наступает время утреннего намаза, то кушать нельзя.
Ифтар - можно кушать. Наступает в Магриб.

Источник времен намазов - Московская Соборная мечеть.

Число День Фаджр Шурук Зухр Аср Магриб Иша
5 мая Вс 2:29 4:38 12:28 16:37 20:16 22:20
6 мая Пн 2:28 4:36 12:28 16:38 20:17 22:21
7 мая Вт 2:27 4:34 12:28 16:39 20:19 22:22
8 мая Ср 2:26 4:32 12:27 16:40 20:21 22:23
9 мая Чт 2:25 4:30 12:27 16:40 20:23 22:24
10 мая Пт 2:24 4:28 12:27 16:41 20:25 22:25
11 мая Сб 2:23 4:26 12:27 16:42 20:27 22:27
12 мая Вс 2:22 4:24 12:27 16:43 20:29 22:29
13 мая Пн 2:21 4:22 12:27 16:43 20:31 22:31
14 мая Вт 2:20 4:20 12:27 16:44 20:33 22:33
15 мая Ср 2:18 4:18 12:27 16:45 20:35 22:35
16 мая Чт 2:17 4:17 12:27 16:46 20:37 22:37
17 мая Пт 2:15 4:15 12:27 16:46 20:38 22:38
18 мая Сб 2:13 4:13 12:27 16:47 20:40 22:40
19 мая Вс 2:11 4:11 12:27 16:48 20:42 22:42
20 мая Пн 2:10 4:10 12:27 16:48 20:44 22:44
21 мая Вт 2:08 4:08 12:27 16:49 20:45 22:45
22 мая Ср 2:06 4:06 12:27 16:50 20:47 22:47
23 мая Чт 2:05 4:05 12:27 16:50 20:49 22:49
24 мая Пт 2:03 4:03 12:28 16:50 20:50 22:50
25 мая Сб 2:02 4:02 12:28 16:52 20:52 22:52
26 мая Вс 2:01 4:01 12:28 16:52 20:54 22:54
27 мая Пн 1:59 3:59 12:28 16:53 20:55 22:55
28 мая Вт 1:58 3:58 12:28 16:54 20:57 22:57
29 мая Ср 1:57 3:57 12:28 16:54 20:58 22:58
30 мая Чт 1:55 3:55 12:28 16:55 21:00 23:00
31 мая Пт 1:54 3:54 12:29 16:55 21:01 23:01
1 июня Сб 1:53 3:53 12:29 16:56 21:02 23:02
2 июня Вс 1:52 3:52 12:29 16:56 21:04 23:04
3 июня Пн 1:51 3:51 12:29 16:57 21:05 23:05
4 июня Вт 1:50 3:50 12:29 16:57 21:06 23:06
5 июня Ср 1:49 3:49 12:29 16:58 21:07 23:07

- Рустам Хамитович, кому нельзя соблюдать пост?

С точки зрения ислама, не соблюдать пост могут несовершеннолетние дети, пожилые, беременные женщины и кормящие матери. А вот с точки зрения медицины нельзя держать уразу при сложных формах заболеваний - диабете, язве желудка, хронической сердечной недостаточности, ишемии, болезни сосудов, тромбообразовании. Беременным можно перенести уразу на более поздний срок. А те, у кого нет возможности соблюдать пост или это невозможно по состоянию здоровья, могут каждый день накормить одного нуждающегося, то есть отдавать садаку фидия.

Соблюдение уразы - стресс для организма. Как и когда нужно начинать готовиться к посту, чтобы не пришлось в тягость?

В исламе кроме уразы Рамадан есть дополнительный пост нафль. Наш пророк держал уразу каждый понедельник и четверг. Чтобы приучить организм, можно держать несколько дней поста по начала месяца Рамадан. Человек должен условно разделить желудок на три части, и не только во время поста. Это - сунна Пророка. Одна часть - для еды, вторая - для воды и третья для воздуха. У нас зачастую культура питания такова, что встаем из-за стола, наевшись до отвала. Информация о том, что организм наелся, до мозга доходит только через 20-30 минут после принятия еды. А за эти полчаса человек может съесть много чего. Потом, конечно, жалеет об этом. Поэтому нужно вставать со стола, не насытившись полностью. Вот это и есть способ подготовки организма к стрессу.

Некоторые, по указанию врача, должны принимать лекарство три раза в день. Можно ли менять время принятия препарата во время уразы?

Это зависит от болезни. Некоторые лекарства может принимать дважды в день. В этом году ураза приходится на лето, когда дни длинные. Может получиться так, что препараты можно будет принимать один раз в сутки. А если больному нельзя пропустить прием лекарств, то можно перенести уразу на то время, когда дни будут короче.

В нашей местности постящимся приходится не кушать и не пить по 18-19 часов. Какие советы нужно учитывать, чтобы не обессилеть?

Человек должен употреблять в день не менее двух литров воды. Постящемуся необходимо выпивать столько воды после ифтара. Конечно, не сразу. Если организм не будет нуждаться в жидкости, то не обессилит. В жаркие дни нужно пить еще больше. Особенно полезны минеральные воды. Потому что в жару мы теряем много соли через пот. Чтобы держать в балансе водно-солевой обмен, можно во время уразы принимать комплекс минералов и витаминов. Вода необходима особенно. Жажда отразится и в деятельности сердца и сосудов: кровь сгущается, могут возникнуть тромбы. Во время сухура обязательно нужно есть или хотя бы выпить воды. Наш Пророк тоже говорил о пользе сухура.

- Чем лучше питаться, чтобы в течение дня сохранить силы и не захотеть есть и пить?

Что касается напитков, пейте то же, что и употребляли до уразы. Если раньше пили черный чай, то не надо переходить на зеленый, или наоборот. Нашему мозгу и мускулам необходима глюкоза. Поэтому ешьте продукты с углеводами. Но это не должны быть быстрые углеводы - сахар и конфеты, от них только навредите. Нужно есть фрукты, богатые глюкозой. После ифтара можно начать трапезу финиками или изюмом. Первые или вторые блюда - разницы нет. Главное, после ифтара не наброситься на еду резко. Это - стресс для организма и создает тяжесть в желудке. Не зря во время ифтара делают глоток воды или съедают один финик и сразу же удаляются для чтения намаза. Нужно приучиться к тому, чтобы есть понемногу до утреннего сухура.

Некоторые ощущают пользу кофе. Но он, хоть и утоляет чувство голода, вызывает жажду. Можно ли пить кофе во время поста?

Кофе - и полезный и вредный одновременно напиток. Если организм обессилен, то он усугубит состояние. Как невролог могу сказать одно: среди нервных узлов, исходящих из головного мозга, есть специальные соединения - синапсы. Там находятся нейромедиаторы - они передают импульс из одной нервной клетки в другую. Кофе стимулирует работу этих медиаторов. И тогда человек просыпается и начинает чувствовать себя хорошо. Если человек без сил, значит, медиаторов и так мало. Организм не может восстановиться, а выпив кофе, человек, наоборот, теряет силы.


- Как начать первый день поста, чтобы правильно его организовать?

Я сам стараюсь брать отпуск с началом уразы. В этом году так же ухожу на отдых. Кто-то, вероятно, может в этот день взять отгул на работе.

На самом деле первый день уразы - время адаптации организма, стресс. Но это полезный стресс. Недавно прочитал слова руководителя лаборатории нейробиологии национального института проблем старения США Марка Мэттсона. Он пишет, что кратковременное голодание полезно для нервных клеток. Клетки переживают стресс, во время голодания формируются кетоны, они способствуют выработке в клетках энергетических станций - митохондрий. Они в свою очередь улучшают память. Этот специалист считает, что в целях профилактики болезни Альцгеймера полезны кратковременные голодания. Также недавно читал об исследованиях биологов университета в Массачусетсе. Они пишут, что голодание в течение 24-48 часов полезно для кишечника.

Любой стресс может принести пользу. Наши дедушки и бабушки не могли себе позволить есть столько, сколько сейчас едим мы. А какая продолжительность жизни! Они всю жизнь не наедались, и организм постоянно был в состоянии стресса. Ураза - это отдых для желудка, поджелудочной железы, кишечников. Такие перерывы нужны и важны нашему организму.


Не вредно ли голодать на протяжении дня и кушать на ночь? Многие боятся, что питание перед сном приводит к ожирению.

Об этом я уже сказал - не нужно наедаться. Через два-три дня организм уже привыкает к такому режиму и не просит много еды. Конечно, если много есть, можно прибавить в весе и во время уразы. Знаю такие случаи.

По мнению хазратов, организму требуется три дня, чтобы привыкнуть к посту. Что считает на этот счет медицина?

Да, необходимо два-три дня. Лично мне для привыкания хватает и одного дня. Организм может приучиться ко всему, Всевышний так задумал. Человек чаще хочет не кушать, а пить. Особенно в жару. Во время голодания организм начинает использовать свои запасы - гликогены.

- Как подготовить себя перед уразой, чтобы резко не остановить работу организма?

За две недели можно отказаться от обеда и заменить его водой. Можно уменьшить порции еды и пить вместо этого воду.

Время сухура и ифтара (последнее соответствует времени молитвы магриб) для городов России на текущий год представлен в таблице, доступной для скачивания .

Пост (ураза, руза) представляет собой один из столпов ислама, поэтому его соблюдение является для мусульман обязательным.

Обычно под мусульманским постом обыватель понимает воздержание от употребления пищи и питья в светлое время суток. На самом же деле это понятие гораздо шире: в него входит добровольный отказ не только от приёма пищи, но и от совершения каких-либо грехов, совершаемых глазами, руками и языком, а также от некоторых действий. Находясь в состоянии держания уразы, верующий должен чётко осознавать, что он совершает это ради своего Создателя, и не иметь при этом каких-либо иных намерений.

В исламском вероучении, в зависимости от времени соблюдения и значимости, выделяется два вида поста: обязательный (фард) и желательный (суннат).

Первый массово соблюдается мусульманами на протяжении Священного месяца Рамазан, обладающего несравнимым благом для людей. В Своём Писании Аллах напутствует нас:

«В месяц Рамазан был ниспослан Коран - верное руководство для людей, ясные доказательства верного руководства и различение. Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься» (2:185)

Придерживающихся уразы в благословенный месяц мусульман ожидает огромная награда, а за её оставление, не имея на то уважительной причины, непременно последует суровое наказание. Доказательством этому служит следующее высказывание Милости миров Мухаммада (с.г.в.): «Тому, кто во время Рамазана будет соблюдать пост с верой и надеждой на награду Всевышнего, простятся его прежние грехи» (хадис приводят Аль-Бухари и Муслим).

Однако Господь сделал обязательным соблюдение уразы не всем людям.

Кому не нужно держать пост:

1. Людям, не являющимся мусульманами

Важное условие для соблюдения уразы - это исповедование человеком ислама. Для остальных пост не обязателен. В то же время это не означает, что за проведённые без поста дни в месяцы Рамазан каждому человеку, вне зависимости от его вероисповедания, не придётся нести ответ перед Всевышним в День Великого суда.

2. Несовершеннолетним

Ураза вменяется в качестве обязательной для совершеннолетних. При этом необходимо понимать, что подразумевается совершеннолетие с исламской точки зрения, которое наступает не в 18 лет, как принято в большинстве стран мира, а в период полового созревания, которое у каждого человека наступает по-разному.

3. Умственно недееспособным

Умственная дееспособность перечисляется в числе условий обязательности поста. Иными словами, не находящийся в здравом рассудке человек вправе воздержаться от соблюдения этого столпа ислама.

4. Всем, кто находится в пути

Держать уразу не обязательно тем людям, которые находятся в дороги, то есть путникам. Следует отметить, что, согласно шариату, путниками считаются люди, которые удалились на расстояние более 83 км от дома и их путешествие длится не более 15 суток.

5. Физически больным людям

Люди, которые страдают от какой-либо болезни, требующей постоянный прием лекарственных препаратов, либо грозящей сильными недомоганиями и болями, вплоть до угрозы жизни в случае соблюдения уразы, освобождаются от её необходимости.

6. Беременным

Женщины, вынашивающие ребёнка и опасающиеся за жизнь своего будущего чада, вправе не придерживаться поста в месяц Рамазан.

7. Кормящим женщинам

Женщины, которые кормят младенцев своей грудью, также могут не поститься.

8. Женщинам в дни менструации и кровотечений, вызванных родами

В менструальных период и во время послеродовых кровотечений женщины, согласно шариату, находятся в положении ритуального осквернения, ввиду чего несоблюдение уразы им дозволено и, более того, необходимо. Если беременные и кормящие вправе соблюдать пост, то в эти дни женщинам лучше воздержаться.

9. Людям, находящимся без сознания

Верующие, которые пребывают в бессознательном состоянии долгое время, например, в состоянии комы, по понятным причинам так же освобождаются от уразы.

В ситуациях, когда человек пропускает один или несколько дней поста по перечисленным выше причинам, ему надлежит восполнить их потом, когда устранится причина, которая даёт право на несоблюдение поста, например, когда путник вернётся домой или человек выйдет из комы. Верующим, не способным держать уразу в течение года, например, по причине болезни, надлежит за каждый из пропущенных дней кормить одного нуждающегося. Если и это для человека сложно в материальном плане, ибо он сам относится к числу нуждающихся, то он полностью освобождается от данной обязанности.

Желательный пост - это тот, соблюдение которого желательно, но не вменяется мусульманам в качестве обязательного. За соблюдение такого поста верующему полагается награда, а за его оставление греха нет.

Дни, когда желательно держать уразу:

  • День Арафа - за пост в этот день Господь может простить человеку прегрешения, совершённые им за 2 года. Пророк Мухаммад (с.г.в.) пояснял: «Пост в День Арафа служит искуплением грехов, совершённых за прошлый и будущий годы» (хадис от Ибн Маджи и Насаи).
  • День Ашура - постящимся в десятый день месяца Мухаррам стираются все грехи за предшествующие 12 месяцев. Посланник Аллаха (с.г.в.) напутствовал свою умму: «Пост в служит искуплением грехов прошлого года» (хадис приводит Муслим). Однако шиитские богословы уверяют, что держать уразу в этот день нежелательно, поскольку в эту дату был мученически убит внук Заключительного Пророка (с.г.в.) - имам Хусейн, который особо почитаем у мусульман-шиитов.
  • Первые 9 дней месяца Зуль-Хиджа - об этом можно встретить упоминание в хадисе: «Пост в первые дни месяца Зуль-Хиджа, приравнивается к одному году поста» (Ибн Маджа).
  • Месяц Мухаррам - ураза в этот запретный месяц считается суннатом. Ведь сам Пророк Мухаммад (с.г.в.) как-то изрёк: «После Рамадана лучшим для поста является месяц Аллаха - Мухаррам» (хадис приводит Муслим).
  • Месяц Шаабан - ещё один месяц, на протяжении которого желательно поститься. В лунном календаре он идёт перед Рамазаном. В хадисах от Бухари есть упоминание, что Заключительный посланник Всевышнего (с.г.в.) усердствовал в соблюдении уразы в месяц Шаабан, кроме некоторых дней.
  • 6 дней месяца Шавваль - так же желательны для поста. Шавваль следует за Священным месяцем Рамадан. «Если кто-то завершил пост в Рамазан и прибавил к нему шесть дней поста в месяце Шавваль, он получит такую награду, будто бы постился весь год» (хадис от Муслима).
  • Ураза через день , или пост Пророка Дауда (а.с.), который держал уразу через день и который, как говорил Милость миров Мухаммад (с.г.в.), «является самым любимым постом для Аллаха» (в соответствие с хадисом от Муслима).
  • 3 дня в середине каждого месяца - Пророк (с.г.в.) наставлял: «Если захочешь поститься в середине месяца, то постись в 13, 14 и 15 дни» (ат-Тирмизи).
  • Каждый понедельник и четверг - именно в эти дни Посланник Всевышнего (с.г.в.) регулярно соблюдал уразу. «Дела людей представляются Аллаху в понедельник и в четверг, - говорил он. - И я хочу, чтобы мои дела представлялись в то время, когда я соблюдаю пост» (хадис приводит ат-Тирмизи).

Время соблюдения поста в исламе

Известно, что в исламе пост соблюдают на протяжении светлого времени суток. Отсчёт ведётся с наступления утренней зари. В Священной Книге мусульман можно встретить аят:

«Ешьте и пейте, пока вы не сможете отличить белую нитку на рассвете от черной, а затем поститесь до ночи» (2:187)

Постящемуся надлежит прекратить утренний приём пищи (сухур) до наступления времени фаджр-намаза (как правило, за 30 минут).

Однажды один из подвижников спросил Пророка Мухаммада (с.г.в.) о том, какой временной промежуток должен быть между сухуром и азаном на утренний намаз, на что тот ответил: «Столько, сколько необходимо, чтобы прочесть пятьдесят аятов» (хадис от Бухари и Муслима).

Окончание времени соблюдения поста (ифтар) наступает с закатом солнца и совпадает со временем наступления вечернего намаза. В данном случае, верующему после поста следует сначала разговиться, а затем приступить к намазу.

По окончании сухура читается следующая дуа (ният):

نَوَيْتُ أَنْ أَصُومَ صَوْمَ شَهْرِ رَمَضَانَ مِنَ الْفَجْرِ إِلَى الْمَغْرِبِ خَالِصًا لِلَّهِ تَعَالَى

Транскрипция: «Науайту ан-ассумма саума шяхри Рамадаана мин аль-фаджри иль аль-магриби хаалисан лилЛяяхи тя’ааля»

Перевод: «Я намерился держать пост месяца Рамазан от рассвета до заката искренне ради Аллаха»

Сразу же после разговения - при ифтаре - произносят дуа:

اللَهُمَّ لَكَ صُمْتُ وَ بِكَ آمَنْتُ وَ عَلَيْكَ تَوَكَلْت وَ عَلَى رِزْقِكَ اَفْطَرْتُ فَاغْفِرْلِى يَا غَفَّارُ مَا قَدَّمْتُ وَ مَأ اَخَّرْتُ

Транскрипция: «Аллахумма лякя сумту уа бикя аманту уа аляйкя таваккяльту уа ‘аля ризкыйкя афтарту фагъфирли йа гаффару ма каддямту уа ма аххарту»

Перевод: «О Аллах! Ради Тебя я держал пост, в Тебя уверовал и на Тебя лишь уповаю, разговляюсь тем, что Ты мне послал. Прости, о Прощающий мои грехи, прежние и будущие!»

Действия, нарушающие уразу

1. Намеренный приё м пищи и курение

Если постящийся осознанно съел или выпил что-либо, закурил, то его ураза в этот день не будет принята. Но если он съел что-то не намеренно, например, по забывчивости, то в этом случае человеку надлежит прекратить поглощение еды или питья, как только он вспомнил о своём посте, и он может продолжить держать уразу - такой пост будет считаться действительным.

2. Интимная близость

После совершения полового акта пост нарушается. Аналогичные последствия и у поцелуя губы в губы, а также семяизвержения вследствие сознательной стимуляции (мастурбации).

3. Закапывание лекарства в нос и уши

Ураза становится недействительной, как только человек использует специальные лекарственные препараты, применяемые для закапывания в нос и слуховой канал, если они попадают в гортань. В то же время инъекции, которые делаются в вену или мышцу, а также глазные капли пост не нарушают.

4. Проглатывание жидкости при полоскании горла

При соблюдении поста необходимо проявлять осторожность, полоща горло в лечебных целях или просто для смачивания, - попадание воды внутрь сделает ваш пост недействительным. Купаться в водоёме и принимать ванну в состоянии уразы допустимо, но следует остерегаться проникновения жидкости через носовые пазухи, глотку и уши.

5. Использование медицинских ингаляторов

Во время поста следует по возможности избегать применения ингаляторов.

6. Намеренное вызывание рвоты

Если человек, держащий уразу, намеренно вызвал рвоту, то его пост считается нарушенным. Если же рвота произошла не по воле человека, то пост остаётся действительным.

7. Менструация

В ситуации, когда у женщины в светлое время суток наступает , ей надлежит прекратить поститься. Этот день ей необходимо будет восполнить после завершения месячных.

Польза от соблюдения поста

Данный столп ислама несёт в себе множество достоинств для соблюдающих его верующих.

Во-первых, ураза способна ввести человека в райские сады, чему можно найти подтверждение в жизнеописании Пророка (с.г.в.): «Поистине, в Раю есть врата, называемые «Ар-Райян», через которые в День Суда будут входить постящиеся. И не войдет через эти врата никто, кроме них» (хадис от Бухари и Муслима).

Во-вторых, пост будет служить в качестве заступника мусульманина в Судный день: «Пост и Коран в Судный день будут заступаться за раба Аллаха» (хадис от Ахмада).

В-третьих, ураза влечёт за собой , о чём было сказано ранее.

Кроме того, все просьбы верующего, соблюдающего пост, будут приняты Всевышним. Пророк Мухаммад (с.г.в.) сказал: «У постящегося никогда не отвергается дуа во время разговения» (Ибн Маджа).

Во время Рамадана многих интересует один вопрос: как питаться так, чтобы чувствовать легкость в течение целого дня? Ссылаясь на авторитетные источники, мы попытались ответить на этот вопрос.

Общие правила

Первым правилом правильного питания является умеренность в еде. Зачастую многие набрасываются на еду после разговения, и с таким же напором заполняют свой желудок перед началом поста. Переедание вредно как на ночь, так и под утро.

Пророк Мухаммад говорил: " Наихудший сосуд, который может быть наполнен сыном Адама (человеком) - это его желудок. Человеку достаточно кушать столько, сколько необходимо для поддержания сил"

Также общим правилом как на сухур, так и на ифтар является отказ от жаренной, жирной, пересоленной, острой и слишком сладкой еды. Жаренное и жирное раздражает слизистую желудка и кишечника, и с трудом усваивается. Соленые, острые и сладкие вызывают жажду.

Что кушать на сухур?

Многие пытаются поесть ночью так, чтобы не вставать утром на сухур. Это очень неправильно. Так как вы упускаете тот баракат, что есть в этом питании.

В хадисах пророка Мухаммеда (С) сказано: «Ешьте перед рассветом, ибо в сухуре благодать (баракат)»

Энергии от медленно усваиваемой пищи хватит на 8 часов, в то время как от быстро усваиваемых - только на 3-4 часа.

Необходимо делать акцент на крупы, сухофрукты, орехи, продукты содержащие отруби, цельные зерна пшеницы, злаки, зеленые бобовые, горох, кукуруза, чечевица, мясо, яйца (желательно только белок), сыр, банан и немного овощей.

Также полезно на сухур есть отварную или тушенную куриную грудку, суп-пюре из пшеницы, протеиновый коктейль, изюм или финики. Можно в рацион включить льняные и оливковые масла, которые помогут вам сохранить незаменимые жирные кислоты.

Желательно воду пить за 30 минут до еды. Если во время еды пить воду, то разбавиться желудочный сок и начнется процесс брожения. И возможно изжоги из-за меньшего количества желудочного сока.

На сухур не советуется употреблять такие фрукты как виноград, апельсин, яблоко. Они содержат большое количество кислот, которые вызывают жажду в течение дня.

Примерное меню на сухур:

1) гречка с морковным салатом и с сыром. Морковный салат отлично сочетается с орехами.

2) Домашний творог, сметана и мед с сухофруктами

3) овсянка или многозлаковые хлопья, замоченные в воде с финиками и орехами;

4)домашние яйца всмятку и салаты, сыроедческие хлебцы

5) протеиновый коктейл с творогом.

6) тушенная куриная грудка с отварным рисом.

Также на блендере можно сделать следующий коктейль:

¼ стакана промытых подсолнечных семечек, 3 столовых ложки вымоченного кунжута, 2 крупных спелых банана и 100 мл воды. Все это пропустить через блендер. Этот густой и сладкий энергетический напиток обеспечит отличную подзарядку на весь день.

Что кушать на Ифтар?

Во время разговения до еды выпить достаточное количество воды, чтобы промыть желудочно-кишечный тракт чистой водой. Вода обязательно должна быть теплой комнатной температуры. Посланник Аллаха (мир ему) начинал своё разговение с нескольким количеством фиников. Сахар, содержащийся в финиках, дает человеку чувство насыщения, т.к. он очень быстро всасывается в кровь. Организм в течение дня находится в гипогликемическом состоянии (снижение уровня глюкозы в крови). Значит, финики - идеальный вариант для разговения.

После фиников с водой подождите минут десять, за это время можете прочитать вечернюю молитву намаз. После этого можете приступить к еде. За это время финик усвоится организмом, а мозг поймет, что в организм поступила еда. И чувство голода заметно уменьшится. Вы спасете себя от переедания.

Если начать разговение сразу с тяжелой пищей, мясом, мучными изделиями, то для переваривания этой пищи потребуется много времени, пока определенная часть не переработается в глюкозу, благодаря которому человек чувствует себя сытым. Из-за этого человек чувствует мнимый голод и чрезмерно заполняет желудок едой.

На ифтар лучше употреблять продукты, которые перерабатываются быстро. Оптимально будет овощное блюдо, мясо-овощное или рыбное. Полезны салаты из свежих овощей, блюда из круп. Сладости возможны, но в небольшом количестве.

Отличным коктейлем на разговение является молоко с финиками. Утром в стакан молока можно положить 4-5 фиников и поставить в холодильник. До вечера молоко впитает финик и превратится в наивкуснейший напиток.

Как избежать обезвоживания?

Исключаем из своего рациона чай, кофе, газировку. Они содержат кофеин и различные химические компоненты, которые выводят жидкость из организма. На сухур советуется пить стакан воды с щепоткой соли. Это убережет вас от обезвоживания, так как соль удерживает воду.

Лучше всего утоляет жажду вода, зеленый и травяной чай.

Также немаловажную роль во время поста играет ваше психологическое состояние. Вы не должны бояться остаться голодным или умереть от жажды. Старайтесь занять себя в течение дня совершением хороших дел, выстаиванием молитв, чтением Корана и тогда вы не заметите как наступит время для разговения.

20:36 2016

Определение

Са хуром в арабском языке называется всё то, что пьют и употребляют в пищу в конце ночи, незадолго до появления зари. Само же употребление этой пищи и этого питья называется су хуром. Чаще всего используют слово сахур, но, как говорят, правильнее будет употреблять слово сухур, поскольку сахур – эта пища, а вознаграждение полагается за её приём, а не за неё саму.

Сахар (мн. асхар) в арабском языке – это конец ночи незадолго до появления зари. Также говорят, что это промежуток времени от начала последней трети ночи до появления зари.

В фикхе эти слова употребляются в таком же смысле.

Шариатский хукм

Прием пищи незадолго до появления зари является сунной для постящегося. Ибн Мунзир даже передаёт, что относительно желательности сухура имеется единогласное мнение всех исламских ученых (иджма’).

Анас – да будет доволен им Аллах! – передал, что Пророк – мир ему и благословение Аллаха! – сказал: «Принимайте пищу перед появлением зари, ибо поистине, в этом есть баракат!» (аль-Бухари и Муслим), - а со слов ‘Амра б. аль-‘Аса – да будет доволен им Аллах! – сообщается, что Пророк – мир ему и благословение Аллаха! – сказал: «Разница между нашим постом и постом людей Писания – приём пищи перед появлением зари» (Муслим).

Сухур также служит человеку поддержкой для соблюдения поста. На это указал Пророк – мир ему и благословение Аллаха! – когда говорил о желательности сухура, сказав: «Поддержку для поста ищите в приёме пищи перед появлением зари, а для ночных молитв – в небольшом сне перед полуднем!» (Ибн Маджах).

Достоинство сахура можно достигнуть посредством всего, что только можно будет назвать приёмом пищи или питьём, в соответствии с вышеприведённым хадисом ‘Амра б. аль-‘Аса. Это также подтверждается и хадисом, который передаётся от Абу Са’ида, где Посланник Аллаха – мир ему и благословение! – говорит: «В приёме сахура содержится благодать. Поэтому не пренебрегайте им, даже если это будет всего один глоток воды, ибо поистине, Аллах и Его ангелы благословляют тех, кто принимает пищу перед появлением зари!» (Ахмад).

В хадисе, который передаёт Абу Хурейра, – да будет доволен им Аллах! – сообщается, что Пророк – мир ему и благословение Аллаха! – сказал: «Верующий получит большое вознаграждение, если поест финики перед появлением зари» (Ибн Хиббан).

Время сахура

Как утверждает большинство ученых, время сахура – это промежуток, начинающийся с середины ночи и заканчивающийся появлением зари. Некоторые ханафиты и шафииты сказали, что это промежуток времени между началом последней трети ночи и появлением зари. Большинство ученых считает, что сахур желательно откладывать до тех пор, пока у человека не возникнет опасение, что появилась вторая заря (фаджру-с-саний), в соответствии со словами Всевышнего: «Ешьте и пейте, пока не станете отличать белую нить зари от черной» (Коран, 2: 187). В этом аяте имеется ввиду вторая заря, так как Пророк – мир ему и благословение Аллаха! – сказал: «Пусть азан Билала и продолговатая заря не останавливает вас от сахура. Прекращайте только когда увидите зарю, рассеянную на горизонте!» (ат-Тирмизи).

Желательность откладывания они также подтверждают словами Пророка – мир ему и благословение Аллаха! – «Моя умма будет пребывать в благе, пока будет откладывать сахур и не будет медлить с приёмом пищи после захода солнца» (Ахмад), - и тем, что смыслом сахура является придание силы для соблюдения поста, и чем ближе к появлению зари будет сухур, тем больше в нём будет поддержки для поста.

Откладывание сахура к сомнительному времени

Шафииты, ханбалиты и Мухаммад б. аль-Хасан говорят, что приём человеком пищи и питья, когда он сомневается, появилась ли вторая заря, не является порицаемым поступком. Ахмад, как передаётся в ривайате Абу Давуда, говорил: «Если человек сомневается, появилась ли заря, то он может продолжать приём пищи пока у него не возникнет уверенность в её появлении, так как в данном случае действует основа – продолжение ночи (бакау-ль-лейли)». Некоторые ханбалитские ученые, в том числе аль-Аджуррий, говорили: «Если двух людей, разбирающихся в установлении факта появления зари, попросят пронаблюдать за зарёй, и впоследствии один из них скажет, что заря появилась, а другой скажет, что не появилась, то можно будет принимать пищу, пока они оба не станут утверждать о появлении зари». Такие же слова принадлежат группе сподвижников и некоторым другим людям.

По мнению ханбалитов порицается совершение полового акта в то время, когда имеется сомнение, появилась ли вторая заря, так как в данном случае человек может впасть в такую ситуацию, когда он обязан будет совершить каффару (искупление нарушенного посредством полового акта поста), а также по той причине, что совершение полового акта не является таким поступком, который придает силы для соблюдения поста.

Ханафиты придерживаются мнения, что если человек сомневается в появлении зари, то ему желательно не есть, поскольку он не исключает возможность её появления, а поскольку приём пищи нарушает пост, то ему следует проявлять осторожность. Автор «аль-Бадаи’» пишет:

«В этом случает действует основа, которая передаётся от Пророка – мир ему и благословение Аллаха! – в хадисах: «Дозволенное очевидно, и запретное очевидно, а между ними есть сомнительное…» (аль-Бухари и Муслим); «Оставь то, что вызывает у тебя сомнение, и обратись к тому, что сомнений у тебя не вызывает» (ат-Тирмизи).

Но если человек поест, будучи сомневающимся в появлении зари, то на него не будет возложена обязанность возместить нарушение поста, так как нарушение поста в данном случае будет считаться сомнительным по причине наличия сомнения в появлении зари, а также потому, что в данном случае действует основа «продолжение ночи», и потому, что наступление дня не устанавливается сомнением».

В «аль-Фатава-ль-хиндийа» написано: «По основному мнению, если человек поест когда уже появится заря, то он должен будет возместить этот день поста. Но очевидно, что он не должен его возмещать, если ему не было точно известно о появлении зари. Возмещать он должен только в том случае, если он ел заведомо зная о появлении зари, но и при этом никакие дополнительные искупительные действия на него не возлагаются».

Абу Ханифа, Абу Йусуф и некоторые маликиты говорят, что приём пищи и питьё в момент сомнения относительно появления второй зари является порицаемым. Аль-Хасан передаёт со слов Абу Ханифы, что в случае возникновения сомнения относительно появления зари принимать пищу не следует, а кто поест тот поступит не хорошо, в соответствии с хадисом: «Кто впал в сомнительное, тот подобен пастуху, который пасёт своё стадо у границ заповедного места, опасаясь что окажется на его территории. У каждого правителя есть своё заповедное место, а заповедным место Аллаха на Его земле являются Его запреты» (аль-Бухари), - а кто ест имея сомнение в появлении зари, тот ходит у границ заповедного места имея опасение оказаться в нём, и из-за приёма пищи подвергнуть свой пост нарушению, поэтому это является порицаемым.

Большинство маликитов утверждает, что тот, кто поел имея сомнение относительно появления зари, обязан возместить пост, несмотря на принцип продолжения ночи. А сам этот поступок по их мазхабу считается запрещенным. Исключение составляет тот случай, когда таковому станет известно, что он поел до появления зари.

У них это касается только обязательного поста, что же касается дополнительного поста, то по единогласному мнению возмещать его не надо, поскольку приём пищи во время него не является харамом. Единогласно также, что на того, кто поел, будучи сомневающимся в появлении зари, не возлагаются никакие искупительные действия. А кто поел будучи убеждённым в том, что ночь продолжается, затем у него возникнет сомнение, то он должен будет возместить, но не будет считаться впавшим в запретное. И если человек в момент появления зари будет принимать пищу, то он обязан будет выплюнуть всё со рта.

Следование за иджтихадом, устанавливающим факт появления зари

Если человек желает поесть перед появлением зари, но не имеет возможности самостоятельно или с помощью другого человека точно установить факт появления зари, то он может прибегнуть к иджтихаду. Аль-Хальваний говорит, что нет ничего плохого в том, чтобы принимать пищу, руководствуясь не твердой убеждённостью относительно появления зари, а обоснованным мнением (акбару-р-ра’йи), если это такой человек, который разбирается в таких вещах, если же он не разбирается, то ему следует оставить приём пищи.

Нет ничего плохого и в том, чтобы принимать пищу, руководствуясь звуком барабанов, используемых для объявления о начале сухура, при условии, что их много, и звуки от них раздаются с разных краёв города. Можно также опираться и на звук только одного барабана, если известна праведность того человека, который в него бьет. Если же он неизвестен, то одиночным звуком нужно пренебречь и не есть.

Некоторые ханафиты не разрешают руководствоваться в этом деле криком петуха. Другие же сказали, что в этом нет ничего плохого, если это такой петух, чья надежность в этом деле неоднократно проверена.

(Кувейтская Энциклопедия фикха) перев. с араб.: Арсен Шабанов