Технология речевого развития детей в доу. Современные технологии речевого развития


Современные технологии речевого развития детей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

«Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития, только тогда она сумеет вызвать в процессе обучения к жизни те процессы, которые сейчас лежат в зоне ближайшего развития» Л. С. Выготский

Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию тему публичной лекции: «Современные технологии речевого развития детей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования».
В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте дошкольного образования «Речевое развитие» выделено как основная образовательная область. (на слайде)
В настоящее время развитие речи детей остаётся одной из актуальных проблем современного дошкольного образования. И определяющим моментом в успешном решении задач развития речи детей дошкольного возраста является правильный выбор педагогических технологий, которые были бы не только адекватны возрастным возможностям детей, но и обеспечивали возможность легко решать речевые задачи в разных формах работы с детьми. Организация речевого развития детей в воспитательно- образовательной деятельности предусматривает поиск эффективных технологий развития детской речи.
Педагогические технологии– это система методов, способов, приёмов обучения, образовательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных условиях.
Требования к выбору технологий вы видите на экране.
В связи с вышесказанным, предлагаю вашему вниманию раскрытие следующих технологий, используемых в моей практике
1. Первую технологию, о которой хочу рассказать, наверняка-ка часто берут на вооружение педагоги-практики, - это метод наглядного моделирования или (мнемотехники).
1.1. Мнемотехника (в переводе с греческого - "искусство запоминания") - это система различных приемов, облегчающих запоминание. То, что прочно ассоциируется, - запоминается, а то, что не образует прочных ассоциативных связей. - забывается.
К. Д. Ушинский писал: "Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету".
Задачи использования мнемотехнических средств обучения представлены на слайде:
Как любая методика, работа по мнемотехнике строится от простого к сложному. Сначала в работе используются простейшие мнемоквадраты, мнемодорожки, а затем постепенно вводятся мнемотаблицы.
Для обогащения словарного запаса и при отгадывании и загадывании загадок дети с большим удовольствием используют мнемоквадраты, мнемодорожки.
При обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при заучивании стихов эффективным дидактическим материалом служат мнемотаблицы.
Мнемотаблица - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и т. д. Опорным в таблице является изображение главных героев сказки, а также те предметы, действия и явления, которые "завязаны " вокруг них.
Овладение действием наглядного моделирования способствует развитию умственных способностей детей. Ребенок учится сопоставлять, обобщать, группировать материал, в целях запоминания, развивается речь, память и мышление. Одним из приемов наглядного моделирования является геометрическая схема- круги Эйлера. С помощью символов дети наглядно отображают отношения между понятиями или множествами объектов, выкладывая их в свой круг. Затем в пересечении кругов (кругов Эйлера) выделяются одинаковые признаки предметов. Дети сравнивают предметы, определяя сначала их сходство, а затем различия.
Круги Эйлера используются в процессе обучения составлению творческих и сюжетных описательных рассказов.
ВЫВОД:
Таким образом, используя в работе данную игровую технологию, я формирую социальный опыт детей, упражняю в умении находить объекты, обладающие не одним, а сразу несколькими признаками и решаю целый класс интереснейших речевых, логических задач, которые необходимы ребенку при подготовке к школе.
2. Далее я хочу остановиться на технологии активизирующего обучения речи как средству общения (автор Ольга Альфонсасовна Белобрыкина).
По мнению автора технологии, важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении.
К основным видам деятельности дошкольника относят игру и общение, следовательно, игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребенка через использование лингвистических игр.
Лингвистические игры, представленные в данной технологии, позволяют развивать различные виды речевой активности, каждому ребенку легко и свободно проявлять интеллектуальную инициативу, являющуюся специфическим продолжением не просто умственной работы, а познавательной деятельности, не обусловленной ни практическими нуждами, ни внешней оценкой.
Уважаемые коллеги, я предлагаю вам такое упражнение.
Давайте попытаемся назвать полностью пословицы по двум словам.
– Кормит, портит
ЩЕЛЧОК – Труд кормит, а лень портит
– Дом, стены
ЩЕЛЧОК – Дома и стены помогают
– Семья, душа
ЩЕЛЧОК – Семья вместе – душа на месте. Замечательно!
Важнейшим условием развития речи является создание комфортного коммуникативного поля в семье, а также искренность и уместность включения формул речевого этикета в различные ситуации общения. Введению формул речевого этикета в речевое общение дошкольников способствуют также специальные дидактические семейные игры и упражнения, которые представлены сборником «Система работы по формированию речевого этикета и культуры общения». Общая цель и семьи, и детского сада - хорошо воспитанный, культурный и образованный человек.
В этом сборнике мною разработана система правил для смелых и упорных родителей, формулы и ситуации речевого этикета. Обращаю внимание на слайд:
Сегодня нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения. Педагогические технологии речевого развития могут не только изменять процессы воспитания и обучения, но и совершенствовать их.


Данные технологии оказывают существенное влияние на развитие связной речи детей дошкольного возраста.

Презентация на тему: Современные технологии речевого развития детей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

Конференция: Развитие детей дошкольного возраста

Организация: МАДОУ «Детский сад №1 г. Сольцы»

Населенный пункт: Новгородская область, г. Сольцы

«Речь удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им».

Г. Гегель

Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других представителей живого мира. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность. Судить о начале развития личности ребёнка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребёнка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов. Поэтому определение направлений и условий развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач.

Сотрудники дошкольных учреждений создают условия практического овладения разговорной речью для каждого ребёнка.

1. Побуждают детей к общению со взрослыми и сверстниками: обращение к взрослым с вопросами, суждениями, высказываниями; побуждают детей к речевому общению между собой.

2. Задают детям образцы правильной литературной речи: речь чёткая, ясная, красочная, полная, грамматически правильная речь включаются разнообразные образцы речевого этикета.

3. Обеспечивают развитие звуковой культуры речи в соответствии с возрастными особенностями: следят за правильным произношением, в случае необходимости поправляют и упражняют детей (организуют звукоподражательные игры, проводят занятия по звуковому анализу слова, используют чистоговорки, скороговорки, загадки, стихотворения); наблюдают за темпом и громкостью речи детей, в случае необходимости деликатно поправляют их.

4. Обеспечивают детям условия для обогащения их словаря с учётом возрастных особенностей: включают называемые предметы и явления в игру и предметную деятельность; помогают ребёнку овладеть названием предметов и явлений, их свойств; обеспечивают развитие образной стороны речи (переносный смысл слов); знакомят детей с синонимами, антонимами.

5. Создают условия для овладения детьми грамматическим строем речи: учат правильно связывать слова в падеже, числе, во времени, роде, пользоваться суффиксами; учат формулировать вопросы и отвечать на них, строить предложения.

6. Развивают у детей связную речь с учётом их возрастных особенностей: поощряют детей к рассказыванию, развёрнутому изложению определённого содержания; организуют диалоги между детьми и со взрослыми.

7. Уделяют специальное внимание развитию у детей понимания речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции.

8. Создают условия для развития планирующей и регулирующей функции речи детей в соответствии с их возрастными особенностями: стимулируют детей комментировать свою речь; упражняют в умении планировать свою деятельность.

9. Приобщают детей к культуре чтения художественной литературы.

10. Поощряют детское словотворчество.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте» .

Развитие речи дошкольников в детском саду осуществляется во всех видах деятельности по следующим направлениям:

1. Развитие связной речи (диалогическая, монологическая). Монологическая речь (описание, повествование, рассуждение).

2. Обогащение, расширение и активизация словарного запаса.

3. Формирование грамматического строя речи, т.е. навыков образования и употребления грамматических форм: морфология - части речи и изменение слов по родам, числам и падежам; словообразование - образование слов по аналогии с помощью приставки, суффикса, окончаний; синтаксис - соединение слов в словосочетания, предложения разных типов (простые, сложные) и их эмоциональная окраска (повествовательное, побудительное, вопросительное).

4. Развитие звуковой культуры. Способность слышать, распознавать фонологические средства языка: знакомство с линейными звуковыми единицами: звук слог слово фраза текст; просодические единицы: ударение, интонация (мелодика речи, сила голоса, темп и тембр речи). Формирование этих сложных речевых навыков требует повторяемости фонетических упражнений, связной речи.

5. Развитие образной речи. Это составная часть воспитания культуры речи в широком смысле слова. Под культурой речи понимается соблюдение норм литературного языка, умение передавать свои мысли, чувства, представления в соответствии с назначением и целью высказывания: содержательно, грамматически правильно, точно и выразительно. Источники развития выразительности детской речи: художественная литература; устное народное творчество.

Очень важно, чтобы процесс развития речи детей осуществлялся с учётом общедидактических принципов, отражающих закономерности усвоения языка и речи (М. М. Алексеева, Л. П. Федоренко, О. П. Короткова, В. И. Яшина и др.). К наиболее важным из них относятся:

  1. Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей. Он предполагает усвоение речевого материала не путём простого воспроизведения, а на основе решения мыслительных задач.
  2. Принцип коммуникативно-деятельного подхода к развитию речи.
  3. Принцип формирования элементарного осознания явлений языка (Ф. А. Сохин, А. А. Леонтьев). При этом подчёркивается, что осознанность является показателем степени сформированности речевых умений.
  4. Принцип обогащения мотивации речевой деятельности.

Предполагается, что к концу дошкольного возраста речь станет универсальным средством общения ребёнка с окружающими людьми: старший дошкольник может общаться с людьми разного возраста, пола, социального положения, свободно владеть языком на уровне устной речи, уметь ориентироваться на особенности собеседника в процессе общения. Сегодня в центре внимания - ребёнок, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому основная цель современного педагога – выбрать методы и технологии организации воспитательно-образовательного процесса, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Технология обучения детей составлению сравнений.

Обучение детей дошкольного возраста составлению сравнений необходимо начинать с трёхлетнего возраста. Модель составления сравнений: педагог называет какой-либо объект, обозначает его признак, определяет значение этого признака, сравнивает данное значение со значением признака в другом объекте. В младшем дошкольном возрасте отрабатывается модель составления сравнений по признаку цвета, формы, вкуса, звука, температуры и др. На пятом году жизни тренинги усложняются, даётся больше самостоятельности при составлении сравнений, поощряется инициатива в выборе признака, подлежащего сравнению. На шестом году жизни дети учатся самостоятельно делать сравнения по заданному признаку. Технология обучения детей составлению сравнений развивает у дошкольников наблюдательность, любознательность, умение сопоставлять признаки предметов, обогащает речь, способствует мотивации развития речевой и мыслительной деятельности.

Технология обучения детей составлению загадок.

Традиционно в дошкольном детстве работа с загадками основывается на их отгадывании. Развивая умственные способности ребёнка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые. Педагог показывает модель составления загадки и предлагает составить загадку про какой-либо объект. Таким образом, в процессе составления загадок развиваются все мыслительные операции ребёнка, он получает радость от речевого творчества. К тому же это самый удобный способ наладить работу с родителями по развитию речи ребёнка, т. к. в домашней непринуждённой обстановке, без особых атрибутов и подготовки, не отрываясь от домашних дел, родители могут играть с ребёнком в составление загадок, что способствует развитию внимания, умению находить скрытый смысл слов, желанию фантазировать.

Технология обучения детей составлению метафор.

Метафора – это перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего для обоих сопоставляемых объектов. Мыслительные операции, которые позволяют составить метафору, вполне усваиваются умственно одарёнными детьми уже в 4-5 лет. Основная цель педагога: создание условий для усвоения детьми алгоритма составления метафор. Если ребёнок усвоил модель составления метафоры, то он вполне может самостоятельно создавать фразу метафорического плана. Приём создания метафор (как художественное средство выразительности речи) вызывает особую сложность в умении находить перенос свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего для сопоставляемых объектов. Такая сложная мыслительная деятельность позволяет развить в детях способность создавать художественные образы, которые они употребляют в речи в качестве выразительных средств языка. Что позволяет выявить детей, несомненно, способных к творчеству, и способствовать развитию в них таланта.

Обучение детей составлению творческих рассказов по картине.

Предлагаемая технология рассчитана на обучение детей составлению двух типов рассказов по картине: текст реалистического характера, текст фантастического характера. Оба типа рассказов можно отнести к творческой речевой деятельности разного уровня. Основополагающим моментом в предлагаемой технологии является то, что обучение детей составлению рассказов по картине основывается на алгоритмах мышления. Обучение ребёнка осуществляется в процессе его совместной деятельности с педагогом посредством системы игровых упражнений.

Широко применяется в работе с дошкольниками проектная деятельность и мнемоника. Исследовательская деятельность интересна, сложна и невозможна без развития речи. Работая над проектом, дети получают знания, расширяют свой кругозор, пополняют пассивный и активный словари, учатся общению со взрослыми и сверстниками. Очень часто для запоминания незнакомых слов, текстов, разучивания стихотворений педагоги в своей практике используют мнемонику. Мнемоника, или мнемотехника – в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Особенности методики – применение не изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения диких животных используется ёлка, обозначения домашних – дом. Работа по развитию связной речи детей ведётся по следующим направлениям: обогащение словарного запаса, обучение составлению пересказа и придумыванию рассказов, разучивание стихотворений, отгадывание загадок.

Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить проблему быстрой утомляемости и потери интереса к занятию. Использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы с памятью. Применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания. Метод наглядного моделирования и проектный метод можно и нужно использовать в работе с детьми дошкольного возраста.

Выше перечисленные технологии оказывают существенное влияние на развитие речи дошкольников. Но, к сожалению, в последние годы, отмечается увеличение количества детей, имеющих различные речевые нарушения и традиционные методы не всегда бывают эффективны. Поэтому педагоги дошкольных учреждений используют в работе нетрадиционные методы и технологии развития речи. Одна из таких технологий – это Позволяет разнообразить процесс обучения дошкольников ЛЕГО-технология . Эта технология объединяет элементы игры с экспериментированием, а, следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников. ЛЕГО – технология – это средство развивающего обучения, стимулирует познавательную деятельность детей дошкольного возраста, способствует воспитанию социально активной личности с высокой степенью свободы мышления, развития самостоятельности, способности решать любые задачи творчески. Использование ЛЕГО в образовательной деятельности дошкольного учреждения является актуальным в свете новых преобразований в дошкольном образовании, а именно, внедрение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Конструктор ЛЕГО используется как в совместной деятельности взрослого и детей, а так и в самостоятельной деятельности дошкольников. ЛЕГО – это не просто игрушка, это замечательный инструмент, помогающий увидеть и понять внутренний мир ребёнка, его особенности, желания, возможности, позволяющий более полно раскрыть его личностные качества, понять имеющиеся у него трудности.

Один из методов новой образовательной технологии «РКМЧП» (развитие критического мышления через чтение и письмо) - синквейн . Инновационность данного метода – создание условий для развития личности, способной критически мыслить, т.е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать. Использование метода «Синквейн» позволяет решить сразу несколько важнейших задач: придаёт лексическим единицам эмоциональную окраску и обеспечивает непроизвольное запоминание материала; закрепляет знания о частях речи, о предложении; значительно активизирует словарный запас; совершенствует навык использования в речи синонимов; активизирует мыслительную деятельность; совершенствует умение высказывать собственное отношение к чему-либо; стимулирует развитие творческого потенциала.

Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации. Синквейн (от французского слова «cinq»-пять) - это стихотворение, состоящее из пяти строк. У него есть свои правила написания и нет рифмы.

Правила составления синквейна:

Первая строка – заголовок, тема синквейна, состоит она из одного слова – имени существительного.

Вторая строка – два прилагательных, которые раскрывают данную тему.

Третья строка – три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме.

Четвёртая строка – фраза, в которой человек высказывает своё отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата, пословица или собственное суждение составителя синквейна.

Пятая строка – слово резюме, которое заключает в себе идею темы. Эта строка может содержать только одно слово – существительное, но допускается и большее количество слов.

Актуальность использования синквейна в том, что это сравнительно новый метод – открывающий творческие интеллектуальные и речевые возможности. Он гармонично вписывается в работу по развитию лексико- грамматической стороны речи, способствует обогащению и актуализации словаря.

В-третьих - является диагностическим инструментом, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала.

В-четвертых – носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но способствует развитию памяти, внимания, мышления

В-пятых – использование синквейна не нарушает общепринятую систему воздействия на речевую патологию и обеспечивает её логическую завершенность. Используется для закрепления изученной темы.

И в-шестых – имеет игровую направленность.

Но его самое главное достоинство – простота. Синквейн могут составить все.

Данные технологии работы будут ресурсны в плане развития речи дошкольников, формирования коммуникативной компетентности детей, если:

Дети совместно решают интересную и значимую для них учебно-игровую задачу, выступая помощникам по отношению к кому-то,

Обогащают, уточняют и активизируют свой лексический запас, выполняя речевые и практические задания,

Педагог выступает не жёстким руководителем, а организатором совместной образовательной деятельности, который не афиширует своё коммуникативное превосходство, а сопровождает и помогает ребёнку стать активным коммуникатором.

Список использованной литературы:

  1. Кузеванова О.В. Формы организации коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста/ О.В. Кузеванова, Т.А. Коблова. // Детский сад: теория и практика – 2012. – № 6.
  2. Малетина Н.С., Пономарева Л.В. Моделирование в описательной речи детей с ОНР. Дошкольное воспитание. 2004. №6. С.64-68.
  3. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пос. для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост.: Л.С. Киселёва, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова.: Аркти, 2005.
  4. Поздеева С. И. Открытое совместное действие педагога и ребёнка как условие формирования коммуникативной компетентности детей /С.И.Поздеева// Детский сад: теория и практика. - 2013. - № 3.
  5. Рангаева А.// Педагогическое мастерство: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). - М.: Буки-Веди, 2014. - С. 58-60.
  6. Сидорчук, Т.А., Хоменко, Н.Н. Технологии развития связной речи дошкольников. Методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений, 2004.
  7. Сохин Ф. А. О задачах развития речи. / Психология дошкольника. Хрестоматия. Сост. Г. А. Урунтаева. – М.: Академия, 1998.
  8. Ушакова, О.С. Теория и практика развития речи дошкольника: Развиваем речь. - М: ТЦ Сфера, 2008.
  9. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования /http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html

Современные технологии речевого развития дошкольников

Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка, считается богатство его речи, поэтому нам, педагогам, важно поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкольников.

В настоящее время, в соответствии с ФГОС ДО образовательная область «Речевое развитие» включает:

· владение речью как средством общения и культуры;

· обогащение активного словаря;

· развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

· развитие речевого творчества;

· развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

· знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

· формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Развитие речи у детей в настоящем времени представляет собой актуальную проблему, что обусловлено значимостью связной речи для дошкольников.

В качестве основного приема обучения используется образец рассказа педагога. Но опыт показывает, что дети воспроизводят рассказ воспитателя с незначительными изменениями, рассказы бедны выразительными средствами, лексический запас слов мал, в текстах практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения.

Но главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет уже только - что услышанное. За одно занятие детям приходится выслушивать несколько однообразных однотипных рассказов.

Детям этот вид деятельности становится скучным и неинтересным, они начинают отвлекаться. Доказано, что чем активнее ребенок, чем больше он вовлечен в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Воспитателю нужно побуждать детей к речевой деятельности, а также важно стимулировать речевую активность и в процессе свободного общения.

В работе с детьми необходимо большое внимание уделять речевому развитию и найти эффективные игровые технологии речевого развития детей.

Понятие «игровые технологии речевого развития» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр, которые обладают поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом.

Стало очевидно, что необходимо изменение способов работы воспитателя на занятиях по развитию речи дошкольников. Такими средствами являются технологии речевого развития. Для формирования и активизации связной речи дошкольников используются следующие технологии:

· Технология «Азбука общения» Л.Н. Шипицыной,

· Технология «Развитие диалогического общения» А.Г. Арушановой,

· «Обучение составлению творческих рассказов»,

· Технология ТРИЗ,

· Моделирование,

· Мнемотехника,

· Технологии обучения образной речи:

Технология обучения детей составлению сравнений

Технология обучения составлению метафор

Технология обучения составлению загадок

· Технология синквейна

· Сказкотерапия (Сочинение детьми сказок),

· Артикуляционная и пальчиковая гимнастика,

· Логоритмика,

· Минидраматизации, инсценировки

Технология «Азбука общения»

Технология «Азбука общения» позволяет развить навыки межличностного общения со взрослыми и сверстниками. Технология нацелена на формирование у детей представлений об искусстве человеческих взаимоотношений. «Азбука общения» представляет собой сборник специально разработанных игр и упражнений, направленных на формирование у детей эмоционально-мотивационных установок по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым людям, на создание опыта адекватного поведения в обществе, способствующего наилучшему развитию личности ребенка и подготовки его к жизни.

«Развитие диалогического общения»

Фундаментальными составляющими проблемы развития речи детей дошкольного возраста, по мнению А.Г. Арушановой, является диалог, творчество, познание, саморазвитие. Технология направлена на формирование коммуникативной компетенции, в основе которой способность ребенка наладить общение с окружающими людьми при помощи вербальных и невербальных средств.

Моделирование

Широкое применение в обучение детей получила такая технология, как знаково-символическая деятельность (моделирование). Этот прием помогает педагогам наглядно обозначить элементарные связи и отношения между предметами, объектами действительности.

Моделирование - способ, при котором речевая действительность может быть представлена в наглядной форме. Модель – это схема явления, отражающая его структурные элементы и связи, наиболее существенные формы, стороны и свойства объекта. В моделях связных высказываний речи это их структура, содержание (свойства объектов при описании, взаимоотношения героев и развитие событий в повествовании), средства внутри текстовой связи.

На занятиях по развитию речи дети учатся пересказывать, составлять творческие рассказы, сочинять сказки, придумывать загадки и небылицы.

Моделирование может являться составной частью каждого занятия.

Методы моделирования:

1.Предметное моделирование (детские рисунки сюжетных фрагментов героев, предметов для игры; плоскостные театры; фланелеграф; иллюстрации рассказов, сказок, стихотворений)

2.Предметно – схематическое моделирование (структура текста - круг, разбитый на сектора (начало, середина, конец); театры геометрических фигур)

3.Графическое моделирование (структуры описательного рассказа об игрушках, транспорте и другие; схемы к рассказам, стихотворениям; наборы схем для графического плана; детские схемы).

Использование моделирования в рассказывании положительно влияет на речь детей.

Мнемотехника

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Мнемотехника - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.

Мнемотехника помогает развивать:

Ассоциативное мышление

Зрительную и слуховую память

Зрительное и слуховое внимание

Воображение

Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы).

Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей.

Мнемотаблицы используют для:

Обогащения словарного запаса,

При обучении составлению рассказов,

При пересказах художественной литературы,

При заучивании стихов.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Как любая работа строится от простого к сложному.

Мнемотаблицы могут быть предметные, предметно - схематические и схематические. Если дети, справились с предметной моделью, то задание усложняется: даётся предметно – схематическая модель. Этот вид мнемотаблиц включает меньшее количество изображений. И только после этого дается схематическая мнемотаблица.

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т.к. у детей остаются в памяти отдельные образы: цыпленок – желтого цвета, мышка серая, елочка зеленая. А для старших дошкольников - чёрно-белые. Старшие дошкольники могут сами участвовать в их рисовании и раскрашивании.

Технологии обучения образной речи

Технология обучения детей составлению сравнений

Обучение детей дошкольного возраста составлению сравнений необходимо начинать с трехлетнего возраста. Упражнения проводятся не только на занятиях по развитию речи, но и в свободное время.

Модель составления сравнений:

· воспитатель называет какой-либо объект;

· обозначает его признак;

· определяет значение этого признака;

· сравнивает данное значение со значением признака в другом объекте.

Например:

Цыпленок (объект №1);

По цвету (признак);

Желтый (значение признака);

Такой же желтый (значение признака) по цвету (признак), как солнце (объект № 2).

В младшем дошкольном возраста отрабатывается модель составления сравнений по признаку цвета, формы, вкуса, звука, температуры и др.

На первый взгляд фраза, произнесенная воспитателем, таким образом, кажется громоздкой и несколько нелепой, но именно повторы такого длинного сочетания позволяют детям понять, что признак - это понятие более общее, чем значение данного признака.

Например:

«Мячик по форме круглый, такой же круглый по форме, как яблоко».

До четырехлетнего возраста воспитатель побуждает детей к составлению сравнений по заданным признакам. Находясь на прогулке, педагог предлагает детям сравнить прохладный ветер по температуре с какими-либо другими объектами. Взрослый помогает ребенку составить фразы типа: "Ветер на улице по температуре такой же прохладный, как воздух в холодильнике".

На пятом году жизни тренинги усложняются:

· в составляемой фразе не произносится признак, а оставляется только его значение (одуванчики желтые, как цыплята);

· в сравнениях усиливается характеристика, второго объекта (подушка мягкая, такая же, как только что выпавший снег).

В этом возрасте детям дается больше самостоятельности при составлении сравнений, поощряется инициатива в выборе признака, подлежащего сравнению.

В старшем возрасте дети учатся самостоятельно делать сравнения по заданному воспитателем признаку. Воспитатель указывает на объект (дерево) и просит сделать сравнения с другими объектами (цвету, форме, действию и т.д.). При этом ребенок сам выбирает какие-либо значения данного признака.

Например:

«Дерево по цвету золотистое, как монетки» (воспитатель задал признак цвета, а его значение - золотистое - выбрано ребенком).

Технология обучения детей составлению метафор.

Метафора - это перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего для обоих сопоставляемых объектов.

Цель педагога: создание условий для усвоения детьми алгоритма составления метафор. Если ребенок усвоил модель составления метафоры, то он вполне может самостоятельно создавать фразу метафорического плана.

Сначала целесообразно использовать наиболее простой алгоритм составления метафоры.

1. Берется объект 1 (радуга). Про него и будет составлена метафора.

2. У него выявляется специфическое свойство (разноцветная).

3. Выбирается объект 2 с таким же свойством (цветочная поляна).

4. Определяется место расположения объекта 1 (небо после дождя).

5. Для метафорической фразы необходимо взять объект 2 и указать место расположения объекта 1 (Цветочная поляна - небо после дождя).

6. Составить предложение с этими словами (цветочная небесная поляна ярко засияла после дождя).

Не обязательно называть детям термин "метафора". Скорее всего, для детей это будут загадочные фразы или посланцы Королевы Красивой Речи.

Например:

Детям предлагается взглянуть на картину зимнего пейзажа, где на заснеженных елях сидят снегири.

Задача: составить метафору относительно этих птиц.

Работу с детьми следует организовывать в форме обсуждения. В качестве пособия может быть использован лист бумаги, на котором воспитатель обозначает последовательность мыслительных операций.

Что за птицы изображены на заснеженных елях?

Снегири (воспитатель на листе бумаги пишет букву "С" и ставит стрелку вправо).

А какие они?

Круглые, пушистые, красные (воспитатель уточняет - "красногрудые", и ставит букву "К" на листе бумаги).

А что еще бывает с такими красными бочками или красной грудкой?

Вишня, яблоки… (воспитатель ставит стрелку вправо от буквы "К" и рисует яблоко).

Так что можно сказать про снегирей, какие они?

Снегири красногрудые, как яблоки.

А где снегири находятся?

На заснеженных елках (воспитатель ставит стрелочку вниз от буквы "С" и рисует схематично ель).

Давайте теперь объединим эти два слова (воспитатель обводит круговым движением руки изображения яблока и ели).

Произнесите эти два слова подряд!

Яблоки заснеженных елей.

Кто составит мне предложение с этими словами?

В зимнем лесу появились яблоки на заснеженных елях. Яблоки зимнего леса радовали глаз лыжников.

Технология обучения детей составлению загадок .

Традиционно в дошкольном детстве работа с загадками основывается на их отгадывании. Верный ответ одаренного ребенка на конкретную загадку очень быстро запоминается другими детьми. Если педагог через некоторое время задает ту же самую загадку, то большая часть детей группы просто вспоминает ответ.

Развивая умственные способности ребенка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые. В процессе составления загадок развиваются все мыслительные операции ребенка, он получает радость от речевого творчества.

А.А. Нестеренко разработаны модели составления загадок. Обучение детей составлению загадок начинается с 3 лет. Однако, в этом возрасте это будет коллективный речевой продукт, сочиненный совместно со взрослыми. Старшие дети сочиняют самостоятельно, в подгруппе, паре.

В работе с детьми дошкольного возраста используются три основных модели составления загадок. Обучение должно идти следующим образом.

Воспитатель вывешивает одну из табличек с изображением модели составления загадки и предлагает детям составить загадку про какой-либо объект.

Что бывает таким же?

Для составления загадки выбран объект (самовар). Далее детьми даются образные характеристики по заданным воспитателем признакам.

Какой самовар по цвету? - Блестящий.

Воспитатель записывает это слово в первой строчке левой части таблицы.

Какой самовар по действиям? - Шипящий (заполняется вторая строчка левой части таблицы).

Какой он по форме? - круглый (заполняется третья строчка левой части таблицы).

Воспитатель просит детей дать сравнения по перечисленным значениям признаков и заполнить правые строчки таблицы:

Например: блестящий - монета, но не простая, а начищенная монета.

Табличка может выглядеть следующим образом:

После заполнения таблички воспитатель предлагает прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки "Как" или "Но не".

Чтение загадки может происходить коллективно всей группой детей или каким-либо одним ребенком. Сложенный текст неоднократно повторяется всеми детьми.

Итоговая загадка про самовар: "Блестящий, как начищенная монета; шипящий, как проснувшийся вулкан; круглый, но не спелый арбуз".

Рекомендации: целесообразно значение признака в левой части таблицы обозначать словом с четко выделенной первой буквой, а в правой части допустима зарисовка объекта. Это позволяет тренировать детскую память: ребенок, не умея читать, запоминает первые буквы и воспроизводит слово в целом.

Работа по обучению детей составлению загадкам продолжается по следующим моделям: в сравнении с действиями предмета ("Пыхтит, как новенький паровозик»), в сравнении одного объекта с каким-либо другим объектом, находя между ними общее и различное («Как зонтик, но на толстой ножке»).

Например:

Светло-зеленый, как весенняя трава.

Гудящий, как летящая пчела.

Овальный, но не толстый кабачок. (Пылесос).

Ходит, но не человек.

Летает, но не самолет.

Каркает, но не ворона. (Галка)

Зеленая, как трава.

Мохнатая, как медведь.

Колючая, но не кактус. (Ель).

С целью развития словесного творчества используются лимерики. Как правило, это стихотворение состоит из 5 строк. Лимерики создаются группой детей, где ведущую роль играет воспитатель. Такие занятия мы начинаем с детьми 4–5 лет. Из вышеизложенной рифмовки с добавлением последующих у нас получился лимерик:

Жил-был снегирек,

Красный, как огонек.

К нам в детский сад прилетал

И зернышки на кормушке клевал.

Вот как мы заботимся о птичках.

В процессе составления стихов у детей не только развивается словесное творчество, они учатся делать выводы, мораль, заботиться о своем здоровье, своих близких, «пернатых друзьях».

Технология синквейна

Синквейн – новая технология в развитии речи дошкольников. Синквейн – стихотворение без рифмы из пяти строк.

Последовательность работы:

· Подбор слов-предметов.

· Подбор слов-действий, которые производит данный объект.

· Дифференциация понятий «слова – предметы» и «слова – действия».

· Подбор слов – признаков к объекту.

· Дифференциация понятий «слова – предметы», «слова – действия» и «слова - признаки».

· Работа над структурой и грамматическим оформлением предложения.

Артикуляционная и пальчиковая гимнастики

Большое место в развитии речи детей занимает использование артикуляционной гимнастики. Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любого происхождения; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Известный педагог Сухомлинский сказал: «Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев». Пальчиковая гимнастика - это инсценировка стихов или каких-либо историй при помощи пальцев. Такая тренировка движений пальчиков и кистей рук является мощным средством развития мышления ребенка. В момент этой тренировки повышается работоспособность коры головного мозга. То есть при любом двигательном тренинге упражняются не руки, а мозг.

Прежде всего, мелкая пальцевая моторика связана с развитием речи. В мозгу двигательные и речевые центры - самые ближайшие соседи. И при движении пальчиков и кистей, возбуждение от двигательного центра перекидывается на речевые центры головного мозга и приводит к резкому усилению согласованной деятельности речевых зон.

Логоритмика

«Логоритмика» в развернутом варианте звучит как «логопедическая ритмика», то есть устранение недостатков речи с помощью движений. Проще говоря, любые упражнения, сочетающие в себе речь и ритмичные движения, и есть логоритмика! Во время таких упражнений развивается правильное речевое дыхание, формируется понимание темпа, ритма, выразительности музыки, движений и речи, умение перевоплощаться и выразительно двигаться в соответствии с выбранным образом, проявляя и развивая тем самым свои творческие способности.

Обучение составлению творческих рассказов

Обучение творческого рассказывания занимает особое место в формировании связной речи детей дошкольного возраста. Следует детей обучать связным высказываниям, которые характеризуются самостоятельностью, законченностью, логической связью между своими частями. Составление рассказа – более сложная деятельность, чем пересказ. Ребенок должен сам в соответствии с заданной темой определить содержание и выбрать речевую форму повествования. Серьезной задачей является систематизация материала, изложение его в нужной последовательности, по плану (воспитателя или своему). Рассказы могут быть описательными и сюжетными. В связи с этим можно выделить три категории рассказов:

1. Рассказ по восприятию (о том, что видит ребенок в момент рассказа);

2. Рассказ по памяти (о том, что воспринимал до момента рассказа);

3. Рассказ по воображению (придуманный, основанный на вымышленном материале, на преобразовании имеющихся представлений)

Технология рассчитана на обучение детей составлению двух типов рассказов:

· текст реалистического характера;

· текст фантастического характера.

Отдельно можно выделить обучение детей творческому рассказыванию по картинам по технологии Т.А. Ткаченко, представляющее собой использование сюжетных картин в качестве наглядной опоры при обучении творческому рассказыванию. Заслуживает внимания предложенная автором классификация видов творческого рассказывания:

1. Составление рассказа с добавлением последующих событий.

2. Составление рассказа с заменого объекта.

3. Составление рассказа с заменой действующего лица.

4. Составление рассказа с добавлением предшествующих событий.

5. Составление рассказа с добавлением предшествующих и последующих событий.

6. Составление рассказа с добавлением объекта.

7. Составление рассказа с добавлением действующего лица.

8. Составление рассказа с добавлением объектов и действующих лиц.

9. Составление рассказа с изменением результата действия.

10. Составление рассказа со сменой времени действия.

В каждом из предложенных видов творческого рассказа содержится направление изменения сюжета. Данный прием хорошо работает и при формировании навыков творческого рассказывания на материале знакомых сказок. Вид творческого рассказа является основанием для трансформации сюжета сказки.

ТРИЗ технология

Умелое использование приемов и методов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) успешно помогает развить у дошкольников изобретательскую смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление.

Основным рабочим механизмом ТРИЗ служит алгоритм решения изобретательских задач. Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ним истину, он должен учить ее находить. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ. Если же не задает вопроса, тогда педагог должен указать противоречие. Тем самым он ставит ребенка в ситуацию, когда нужно найти ответ, т.е. в какой – то мере повторить исторический путь познания предмета или явления.

Основные этапы методики ТРИЗ

1. Поиск сути (Перед детьми ставится проблема или вопрос, который надо решить.) И все ищут разные варианты решения, то, что является истиной.

2. «Тайна двойного». На этом этапе мы выявляем противоречие: хорошо-плохо

Например, солнце – это хорошо или плохо. Хорошо-греет, плохо-может сжечь.

3. Разрешение этих противоречий (при помощи игр и сказок).

Например, зонт нужен большой, чтобы скрыться под ним от дождя, но он нужен и маленький, чтобы носит его в сумке. Решение этого противоречия – складной зонтик.

Сказкотерапия

Для развития речи детей дошкольного возраста используется такая методика, как сказкотерапия. Развитие речи дошкольника сказкотерапией – наиболее эффективный и доступный для него способ совершенствования разговорных способностей. Сказкотерапия позволяет решить следующие задачи:

· Развитие речи при помощи пересказов, рассказов от третьего лица, совместного рассказывания и рассказывания по кругу, а также сочинения собственных сказок.

· Выявление творческих способностей ребенка, содействие в их развитии.

· Снижение уровня агрессивности и тревожности. Развитие коммуникативных способностей.

· Обучение преодолению страхов и трудностей.

· Развитие способности к грамотному выражению эмоций.

Во время сочинения сказок можно использовать следующие приемы:

· «Салат из сказок» (смешивание разных сказок);

· «Что будет, если... (сюжет задает воспитатель);

· «Изменение характера персонажей (сказка на новый лад);

· «Введение в сказку новых атрибутов, героев».

Игры-драматизации, инсценировки

Игры-драматизации оказывают эффективное влияние на развитие речи детей. В игре – драматизации происходит совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи. В игре-драматизации ребенок стремится познать собственные возможности в перевоплощении, в поиске нового и в комбинациях знакомого. В этом проявляется особенность игры-драматизации как творческой деятельности, деятельности, способствующей развитию речи детей. И, наконец, игра - драматизация является средством самовыражения и самореализации ребенка, что соответствует личностно – ориентированному подходу в работе с детьми дошкольного возраста.

Выше перечисленные технологии оказывают существенное влияние на развитие речи детей дошкольного возраста. Современные образовательные технологии могут помочь в формировании интеллектуально смелой, самостоятельной, оригинально мыслящей, творческой, умеющей принимать нестандартные решения личности.

МАДОУ «Детский сад «Журавлик»

«Современные образовательные технологии по развитию речи дошкольников в условиях ФГОС ДО.»"

Воспитатель Сычёва Ю.С.

С.Покрово-Пригородное

2017

В условиях реализации ФГОС ДО принципиально новой является необходимость решения речевых задач в контексте детской деятельности (игры, детского исследования, труда, экспериментирования), не переводя ее в учебную по форме и методам воздействия. Это требует новых технологий речевого развития дошкольников.

При выборе технологии необходимо ориентировать на следующие требования:

1)ориентация технологии не на обучение, а на развитие коммуникативных умений детей, воспитание культуры общения и речи;

3)технология должна носить здоровьесберегающий характер;

4)основу технологии составляет личностно-ориентированное взаимодействие с ребенком;

5)реализация принципа взаимосвязи познавательного и речевого развития детей;

6)организация активной речевой практики каждого ребенка в разных видах деятельности с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.

Технологии речевого развития:

1)проектная деятельность;

2)исследовательская деятельность;

3)игровые технологии;

4)информационно-коммуникационные технологии;

5)технология проблемного обучения.


Метод проектов

Рекомендуется проводить с дошкольниками монопроекты, содержание которых ограничивается рамками одной образовательной области и интегрированные проекты, в которых решаются задачи из разных образовательных областей программы.

Темы монопроектов по речевому развитию дошкольников могут быть следующие:

«Со словами поиграем – много нового узнаем», «Раз – словечко, два – словечко» (формировать у детей интерес к словотворчеству и поэтическому слову);

«Использование при ѐ мов мнемотехники для развития монологической речи» (учить связно, последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни);

«Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста через изучение основ журналистики» (ознакомление с творческими профессиями: поэт, музыкант, журналист, писатель)

«Как рождается книга?» (развитие речевого творчества детей);

«Трудно ли быть вежливым?» (освоение правил этикета, умений использовать их в повседневном общении);

«Спор хороший и плохой» (освоение этикета убеждения и спора).

В младшей группе возможно использование краткосрочных мини-проектов, которые представляют собой серии образовательных ситуаций: «Прогулка куклы Кати» (подбор верхней одежды и одевание куклы в соответствии с сезоном, подбор игрушек для игр на прогулке, знакомство с правилами безопасности при выходе на прогулку); «Поможем малышам (животным) найти мам» (узнавание, называние и установление соответствия взрослых животных и их детенышей, знакомство с внешними особенностями домашних животных и некоторыми правилами обращения с ними) и др.

Проекты в средней группе предполагают обязательное использование элементарного экспериментирования, выполнение заданий проекта парами или небольшими подгруппами.

Примерные темы проектов для детей средней группы: «Зачем людям транспорт?», «Камень, ножницы, бумага», «Как человек узнает время?», «Зачем человек придумал посуду?», «Почему сок, вода, молоко разного цвета?» и др.

Проекты для детей старшего дошкольного возраста характеризуются познавательной и социально-нравственной направленностью тематики: «Если с другом вышел в путь...», «Добрые слова в день рождения», «Как открыть книжный гипермаркет?», «Жалобная книга природы».

Тематика детских проектов может соответствовать праздникам и знаменательным событиям, происходящим в стране, городе, детском саду или группе.

Например, при подготовке к празднованию Дня воспитателя дети подготовительной к школе группы берут интервью у работников детского сада, узнают особенности их профессиональной деятельности, отмечают некоторые личностные черты и с учетом этого готовят поздравления и подарки.

Результатом проектной деятельности может быть коллективный продукт, полученный в результате сотрудничества детей всей группы: альбом рисунков, рассказов, коллаж «Наш детский сад» и т.д.

Технология исследовательской деятельности.

Познавательная активность реализуется детьми в наблюдениях, сенсорном обследовании, опытах, экспериментировании, эвристическом обсуждении, развивающих играх и т.д. Ребенок может рассуждать, спорить, опровергать, доказывать свою точку зрения в активной познавательной деятельности. С этой целью педагог может использовать разнообразные бытовые и проблемные ситуации, содержащие познавательные задачи, заимствовать их из художественной и научной литературы, из явлений и процессов окружающего природного мира.

Занятия по экспериментальной и исследовательской деятельности позволяют обогатить, активизировать и актуализировать словарь ребенка. Понятийный словарь, формируемый в процессе практических действий, очень глубокий и стойкий, поскольку связан с формированием собственного жизненного опыта ребенка, активнее входит в связную речь. Опустив кусочек льда в воду, ребенок надолго запомнит это явление; выявив его причину, будет знать, что лед плавает, потому что он легче воды. Если поместить большое количество льдинок в воду, то можно наблюдать, как они сталкиваются, трутся друг о друга, трещат и крошатся, что напоминает явление ледохода. Смоделированная ситуация позволит ребенку в дальнейшем ярко и подробно описать приход весны. Происходит формирование и закрепление грамматических категорий речи: согласование существительных с прилагательными, местоимениями, числительными; формирование падежных форм, сложных синтаксических конструкций, использование предлогов.

На занятиях-опытах развивается связная речь. Ведь при постановке проблемы ее необходимо сформулировать; при объяснении своих действий суметь подобрать подходящие слова, доходчиво передать собственную мысль. Во время таких занятий происходит формирование монологической речи, умение выстраивать и оречевлять собственные действия, действия товарища, собственные суждения и умозаключения. Развивается и диалогическая речь (совместное наблюдение за предметами и явлениями, обсуждение совместных действий и логических заключений, споры и обмен мнениями). Происходит сильный всплеск речевой активности и инициативности. В этот момент мало говорящие дети преображаются, стремятся выйти на передний план коммуникации.

Игровые технологии

ϖ Мнемотехника

Данная технология включает различные приемы, облегчающие запоминание и увеличивающие объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.

Особенности технологии: применение не изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например для обозначения диких животных используется елка, обозначения домашних – дом.

Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам., т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная. Позже - усложнять или заменять другой заставкой - изобразить персонажа в графическом виде.

Мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Их используют: для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов.

ϖ Моделирование

Модели особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: ключевое слово или словосочетание в каждой стихотворной строчке «кодируется» подходящей по смыслу картинкой. Таким образом, все стихотворение зарисовывается автоматически. После этого ребенок по памяти, опираясь на графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе предлагается готовая план-схема, а по мере обучения ребенок активно включается в процесс создания своей схемы.

В процессе развития речи старших дошкольников используются специальные предметно – схематические модели. При формировании у детей представлений о слове и предложении детей знакомят с графической схемой предложения. Педагог сообщает, что, не зная букв, можно писать предложение. Отдельные черточки в предложении - это слова. Детям можно предложить построить предложение: «Наступила холодная зима. Дует холодный ветер».

Графические схемы помогают детям более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание. В этой работе можно использовать различные картинки и предметы.

Для словесного анализа предложений в подготовительных группах воспитатели используют модель «живые слова». Сколько слов в предложении столько педагог и вызывает детей. Дети встают по порядку в соответствии с последовательностью слов в предложении.

ϖ Артикуляционные и речевые упражнения

ϖ Игры на развитие речевого дыхания

ϖ Подвижные и хороводные игры с текстом

ϖ Игры на формирование фонематического восприятия

ϖ Коммуникативные игры

ϖ Пальчиковые игры

ϖ Дидактические игры: игры с предметами (игрушки, реальные предметы, природный материал, предметы - декоративно-прикладного искусства и т. д.); настольно-печатные (парные картинки, домино, кубики, лото); словесные игры (без наглядного материала).

ϖ Театрализованная игра

ϖ Логоритмика

Информационно – коммуникационные технологии

Компьютерные игровые комплексы (КИК) – одна из современных форм работы, в которой взаимоотношения взрослого и ребенка выстраиваются посредством технических видов коммуникации, позволяющих не только общаться в равных условиях, но и систематизировать знания, закреплять умения, свободно их использовать в самостоятельной жизнедеятельности.

Наряду с использованием развивающих компьютерных игр педагоги создают компьютерные презентации, которые используют на своих занятиях в соответствии с требованиями реализуемой программы, а с детьми младшего и среднего дошкольного возраста проводятся фронтальные и подгрупповые занятия с использованием мультимедийного оборудования (проектор, экран), что повышает интерес детей к изучаемому материалу.

Технология проблемного обучения

Это организация образовательной деятельности, которая предполагает создание под руководством воспитателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность воспитанников, в результате чего и происходит речевое развитие. Педагог выступает не ж ѐ стким руководителем, а организатором совместной образовательной деятельности, который сопровождает и помогает реб ѐ нку стать активным коммуникатором, что актуально в настоящее время и соответствует ФГОС ДО.

Педагогам полезно иметь картотеку проблемных ситуаций и вопросов, которая позволит задавать проблемную ситуацию в процессе ОД.

Примеры проблемных вопросов в разделе «Ознакомление с художественной литературой и развитие речи».

Что будет,если в сказке появится новый герой?

Как вы думаете Баба -Яга добрая или злая?

Если бы вы оказались на месте героя рассказа, о чем бы подумали?

Почему говорят: «Сказка - ложь, да в ней намек»?

Для чего используются образные слова?

Можно ли словами «нарисовать» портрет?

Как бы вы поступили, оказавшись на месте героя произведения?

«Подготовка к обучению грамоте»:

Из чего состоит слово, если мы его произносим?

Из чего состоит слово, если мы его пишем?

Может ли слово состоять только из гласных звуков?

Может ли слово состоять только из согласных звуков?

Воспитатель читает письмо: «Здравствуйте ребята. Меня зовут Умка. Живу я в вечном царстве льда и снега, на севере. Недавно я узнал, что у вас наступило лето. Я никогда не видел лето, но очень хочу узнать что же это такое». Как мы можем помочь Умке узнать о времени года –лето?

«Связная речь»

Тема: «Ежиный суп»

Задачи:

– Обучение составлению окончания рассказа по данному началу с иллюстрированием продолжения незаконченного повествования;

– Развитие навыков самостоятельного связного пересказа текста с предварительным отображением его содержания в рисунках – иллюстрациях;

– Развитие творческого воображения;

– Обучение действиям планирования разв ѐ рнутого высказывания на основе составления наглядного

картинного плана;

– Активизация и обогащение словарного запаса.

Задания Используя иллюстрации к сказке как картинный план, пересказать сказку;

Придумать собственную сказку по аналогии с данной, направляя воображение реб ѐ нка с помощью вопросов, помогая ему иллюстрировать сво ѐ сочинение.

Технологии обучения образной речи:

Технология обучения детей составлению сравнений.

Модель составления сравнений:

– воспитатель называет какой-либо объект; - обозначает его признак;

– определяет значение этого признака;

– сравнивает данное значение со значением признака в другом объекте.

В младшем дошкольном возрасте отрабатывается модель составления сравнений по признаку цвета, формы, вкуса, звука, температуры и др.

На пятом году жизни дается больше самостоятельности при составлении сравнений, поощряется инициатива в выборе признака, подлежащего сравнению.

На шестом году жизни дети учатся самостоятельно делать сравнения по заданному воспитателем признаку.

Технология обучения детей составлению сравнений развивает у дошкольников наблюдательность, любознательность, умение сопоставлять признаки предметов, обогащает речь, способствует мотивации развития речевой и мыслительной деятельности.

Технология обучения детей составлению метафор.

Метафора – это перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего для обоих сопоставляемых объектов. Не обязательно называть детям термин «метафора». Скорее всего, для детей это будут загадочные фразы Королевы Красивой Речи.

Прием простого алгоритма составления метафоры.

1. Берется объект 1 (радуга). Про него и будет составлена метафора.

2. У него выявляется специфическое свойство (разноцветная).

3. Выбирается объект 2 с таким же свойством (цветочная поляна).

4. Определяется место расположения объекта 1 (небо после дождя).

5. Для метафорической фразы необходимо взять объект 2 и указать место расположения объекта 1 (Цветочная поляна - небо после дождя).

6. Составить предложение с этими словами (цветочная небесная поляна ярко засияла после дождя).

ϖ Обучение детей составлению творческих рассказов по картине .

Предлагаемая технология рассчитана на обучение детей составлению двух типов рассказов по картине.

1 - «текст реалистического характера»

2 - «текст фантастического характера»

Оба типа рассказов можно отнести к творческой речевой деятельности разного уровня.

Основополагающим моментом в предлагаемой технологии является то, что обучение детей составлению рассказов по картине основывается на алгоритмах мышления. Обучение ребенка осуществляется в процессе его совместной деятельности с педагогом посредством системы игровых упражнений.

Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе.

Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.


Как дети строят свои высказывания, можно судить об уровне их речевого развития. Профессор Текучева А.В., под развитием речью следует понимать любую единицу речи, составные языковые компоненты которой (знаменательные и служебные слова, словосочетания). Это представляет собой организованное по законам логики и грамматического строя данного языка единое целое.

Основная функция развития речи - коммуникативная. Развитие обеих форм речи - монолога и диалога - играет ведущую роль в процессе развития речи ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду. Обучение развития речи можно рассматривать как цель и как средство практического овладения языком. Освоение разных сторон речи является необходимым условием развития связной речи и в тоже время развитие связной речи способствует самостоятельному использованию ребенком отдельных слов и синтаксических конструкций.

У детей без речевой патологии развитие речи происходит постепенно. Одновременно развитие мышления, связано с развитием деятельности и общения. В дошкольном возрасте происходит отделение речи от непосредственного практического опыта. Главной особенностью является возникновение планирующей функции речи. Она приобретает форму монологической, контекстной. Дети осваивают разные типы связных высказываний (описание, повествование, отчасти рассуждение) с опорой на наглядный материал и без него. Постепенно усложняется синтаксическая структура рассказов, увеличивается количество сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Таким образом, к моменту поступления в школу связная речь у детей с нормальным речевым развитием развита достаточно хорошо.

Современные компьютерные технологии позволяют нам объединить, систематизировать имеющийся материал по развитию речи. И мы избегаем трату времени на поиск пособий на полках кабинета, срисовывание иллюстраций, хранение большого количества речевого материала. Данный материал можно хранить на дисках, флэш-картах и в самом компьютере.

Мы можем использовать уникальную возможность компьютера демонстрировать иллюстративный и речевой материал на интерактивной доске при обучении детей пересказу рассказа с использованием серии сюжетных картин, опорных сигналов, сюжетной картины, прочитанного логопедом рассказа.

С помощью компьютера мы можем не только показать и увидеть, но и услышать необходимый речевой материал. В данном случае мы можем воспользоваться компьютером как проигрывателем CD.

Возможности компьютерных технологий очень велики. Не всегда интересный речевой материал можно найти в CD. Учитель-логопед может сам записать речевой материал на диск и использовать компьютер как магнитофон и проигрыватель.

Бывают компьютерные программы, которые неоценимы при обучении составлению рассказа по серии картинок. С их помощью картинки можно передвигать по полю экрана, выстроить их в сюжетно-логической последовательности. В случае правильного или неправильного расположения картинок компьютер подает звуковой сигнал.

Во время обучения творческому рассказыванию можно использовать DVD диски. При проигрывании диска, мы можем продемонстрировать начало, середину или конец сказки, тем самым, побуждая детей к творчеству: придумыванию предшествующих или последующих событий.

Компьютер даёт возможность использовать в работе готовые учебные программы. Большое затруднение найти их в продаже практически невозможно или материал, содержащийся в этих программах, недостаточно профессионален. Очень хочется верить, что в будущем учителя-логопеды будут иметь достойный рабочий материал по развитию связной речи с использованием возможностей современных компьютерных технологий. Здесь им должны помочь многочисленные методические центры, институты, академии и прочие заведения педагогической науки.

Создание условий для использования современных технологий в коммуникативно-речевой деятельности

В контексте деятельностно-коммуникативного подхода технология есть открытая динамическая система, которая способна, с одной стороны, трансформироваться под действием "внешних", социальных факторов, а с другой - активно преобразовывать окружающую ее социальную реальность.

В настоящее время велика роль новых технологий. Мы не можем двигаться вперед, если в ДОУ не будет новых технологий. Такие технологии дают детям новые знания, новые возможности самовыражения, расширяют кругозор. Современные основополагающие документы, включая национально образовательную инициативу "Наша новая школа", требуют повышения компетентности не только педагога, но и ребенка. Значительную роль в этом играют педагогические технологии. Если применять информационные технологии в ДОУ, то это позволяет нам преодолеть интеллектуальную пассивность детей в непосредственно образовательной деятельности. Также дает возможность повысить эффективность образовательной деятельности педагога ДОУ. Всё это является обогащающим и преобразовывающим фактором развития предметной среды. Исследовательская технология направлена на формирование у детей научных понятий, исследовательских умений и навыков, знакомство с основами проведения экспериментальной работы.

Мы можем рассмотреть технологию, которая способствует формированию коммуникативно-речевой активности ребенка.

Речевое развитие ребенка - это один из главных факторов становления личности в дошкольном детстве, определяющих уровень социальных и познавательных достижений дошкольника - потребностей и интересов, знаний, умений и навыков, а также других психических качеств. Эффективность процесса формирования коммуникативно-речевых навыков ребенка во многом зависит от организации комплексной работы по данному направлению в дошкольном учреждении с использованием современных технологий. Которые помогают решать проблему формирования коммуникативно-речевой активности человека. А это приобретает все большее значение в современной жизни. Важнейшие социальные функции выполняет речь: то есть помогает устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием становления личности. Различные ситуации общения требуют разных коммуникативных и диалогических умений. Формировать которые важно, начиная с раннего возраста. Если учитывать это, то приоритетным направлением деятельности педагогического коллектива детского сада стало формирование коммуникативно-речевой активности дошкольников. В своей работе в ДОУ я использую современные технологии, и работаю по следующим направлениям (средствам) :

  • * обучение детей пересказу с использованием мнемотехники;
  • * развитие связной речи в ходе творческого рассказывания (сочинение сказок, составление рассказов, используем черно-белый вариант карт Проппа) ;
  • * развитие связной монологической речи с использованием наглядности (игрушек, картин, предметов, схем) ;
  • * сказкотерапия.

При этом я формирую коммуникативно-речевую активность дошкольников.

Задачи педагогов - должны формировать навыки культуры речевого общения, развивать речь и расширять словарный запас. Ещё развивается словотворчество и воображение детей в процессе интеграции разных видов деятельности.

Для решения выделенных нами задач мы создали специальные условия с учетом ФГОС:

  • * возникновение новых практических идей, объединение данных идей в педагогической практике конкретных воспитателей;
  • * рефлексия практики педагогической деятельности (и родителей, и воспитателей, и детей - всех обучаю анализировать то, что делали) ;
  • * распространение опыта, новшества, коррекция, устранение негативных факторов - все это помогает анализировать, видеть недостатки, создавать свою технологию, выделять структуру, конкретизировать знания по созданию новых технологий;
  • * формулирование сущности и названия новой технологии и ее описание;
  • * создание предметно-развивающей среды. Территория детского сада является продолжением речевой развивающей среды в ДОУ, где воспитатели вместе с детьми, используя элементы декора, проявляют творчество и фантазию. Занятия в театральной студии и музыкальные занятия способствуют развитию красноречия детей, умения пользоваться интонацией - строить интонационный рисунок высказывания, передавая не только его значение, но и эмоциональный "заряд";
  • * поскольку развитие мелкой моторики напрямую связано с речевым развитием ребенка, особое внимание педагоги детского сада уделяют организации занятий по бисероплетению, графике, изобразительному искусству;
  • * формирование речевой среды (речевые игры, карты Проппа, мнемодорожки);
  • * сотрудничество с родителями. Работа была бы невозможна без тесного взаимодействия с родителями воспитанников. В группах имеются уголки, которые содержат информацию по развитию речи. Родителям предлагаются брошюры, шпаргалки, информационные листки с необходимой просветительской информацией;
  • * проведение непосредственно-образовательной деятельности в разной форме (непосредственно-образовательная деятельность-путешествие, непосредственно-образовательная деятельность-проект, непосредственно-образовательная деятельность-сказкотерапия);
  • * научно-методическое сопровождение, которое заключается в участии в секции научного общества "Инсайт". Все это предполагает организацию деятельности на основе задачного метода, систематический анализ, выделение затруднений, выделение самоанализа, который включает в себя самодиагностику, осознание затруднений, самоконтроль. Сюда же входит и отслеживание новинок. Главное - анализировать, устанавливать связи, проводить диагностику, оформлять результаты.

В своей работе я использую такую технику, как мнемотехника, сказкотерапия, технологию проектирования, технологию ТРИЗ "Салат из сказок", технологию общения. Мнемотехника способствует развитию памяти и воображения, эмоционально-чувствительной сферы ребенка. Сказкотерапия - направление психотерапевтического воздействия на человека с целью коррекции поведенческих реакций, проработки страхов и фобий. Сказкотерапия можно применять для детей самого малого возраста, практически от рождения.

Она способствует развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств. Также для активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения). Татьяна Зинкевич -

Евстигнеева в книге "Основы сказкотерапии" отмечает, что основной принцип работы - вырастить внутреннего созидателя, который умеет взять под контроль внутреннего разрушителя. Сказочная ситуация, которая задается ребенку, должна отвечать определенным требованиям:

  • * Ситуация не должна иметь правильного готового ответа (принцип "открытости");
  • * Ситуация должна содержать актуальную для ребенка проблему, "зашифрованную" в образном ряде сказки;
  • * Ситуации и вопрос должны быть построены и сформулированы так, чтобы побудить ребенка самостоятельно строить и прослеживать причинно-следственные связи.

У детей дошкольного возраста происходит практическое овладение речью. Главные задачи речевого развития в дошкольном возрасте являются:

  • · расширить словарь и развить грамматический строй речи;
  • · убывание эгоцентризма детской речи;
  • · развить функции речи;
  • · речь должна быть как орудие общения, мышления, как средство перестройки психических процессов, планирования и регулирования поведения;
  • · развить фонематический слух и осознания словесного состава речи.

В дошкольном возрасте в существенной связи с речи активно развивается воображение как способность видеть целое раньше частей.

В.В. Давыдов утверждал, что воображение составляет "психологическую основу творчества, делающего субъекта способным к созиданию нового в различных сферах деятельности".

ФГОС дошкольного образования определяет пять основных

направлений развития ребенка:

  • · социально-коммуникативное развитие;
  • · познавательное развитие;
  • · речевое развитие;
  • · художественно - эстетическое;
  • · физическое развитие.

В познавательном развитии предполагается развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

В речевом развитии включается овладение речью как средством общения и культуры. Обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Нужно обратить внимание педагогов при планировании работы по познавательному и речевому развитию детей.

В дошкольном возрасте благодаря познавательной активности ребенка происходит зарождение первичного образа мира. В процессе развития ребенка формируется образ мира.

Но педагоги должны помнить, что процесс познания детей отличается от процесса познания взрослого. Взрослые могут познавать мир умом, а дети эмоциями.

Для взрослых людей информация первична, а отношение вторично. А у детей все наоборот: отношение первично, информация вторична.

Познавательное развитие тесно связано с развитием речи дошкольника. Развивать речь ребенка, при этом не включая ее в какую-либо деятельность, невозможно! Речевое развитие детей происходит очень стремительно.

При безошибочном организованном педагогическом процессе с применением методик, как правило, таких как - игровых, учитывающих особенности детского восприятия, а также с правильно организованной предметно - развивающей средой дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок напряжения усвоить предложенный материал. А чем лучше подготовленный ребёнок придет в школу - имеется в виду не количество накопленных знаний, а именно готовность к мыслительной деятельности, тем успешнее будет для него начало школьного детства.