Органами управления евразийского экономического союза выступают. История создания Евразийского экономического союза. Отладка в «песочницах» новых проектов и платформ


«Цифровая повестка в рамках Союза сегодня является одним из важнейших направлений: открываются новые возможности для экономик всех государств-членов. Приоритет в стратегии развития перевозок грузов всеми видами транспорта – использование цифровых технологий при оформлении перевозки и контроле доставки», – отметил Адамкул Жунусов. Министр ЕЭК считает, что такие технологии необходимо внедрять на всех этапах движения грузов от отправителя до получателя и делать это надо незамедлительно.

Так, на автомобильном транспорте предусматривается присоединение государств-членов Союза к Дополнительному протоколу об электронной накладной e-CMR, что будет являться очередным шагом к безбумажному документообороту на транспорте. В этой связи представляет практический интерес европейский опыт внедрения электронных накладных при осуществлении международных автомобильных перевозок.

Наконец, китайская конкуренция на евразийском пространстве играет немаловажную роль. В течение последних десяти лет Китай методически построил свою сеть на основе своей финансовой мощи. Китай также подписал стратегические партнерские отношения с Казахстаном, Узбекистаном, Таджикистаном и Кыргызстаном.

Это правда, что Китай имеет двойное преимущество в регионе. Россия всегда с недоверием наблюдала за китайской экспансией в своем среднеазиатском «пред-карре». Однако в течение нескольких месяцев тон более примирен: если Пекин смотрит на огромные энергетические ресурсы России и Центральной Азии, России нужны китайские финансовые потоки.

На железнодорожном транспорте предстоит переход на электронную железнодорожную накладную, внедрение технологии электронного таможенного транзита, перевод таможенной процедуры временного ввоза транспортных средств международной перевозки при железнодорожном транзите исключительно в электронную форму.

Как отметил Адамкул Жунусов, сотрудничество стран Союза с Китайской Народной Республикой также открывает огромные возможности для развития экономических связей, торговли, создания новых транспортных маршрутов между Европой и Азией, что позволит существенно нарастить экономический потенциал. От реализации совместного с Китаем проекта по сопряжению ЕАЭС и Экономического пояса Шелкового пути ожидается значительный синергетический эффект.

Примечания: «Почему Евразийский союз никогда не станет Европейским союзом», Стратфорт, 17 сентября Каролина Галакторос, «Китай и Новый шелковый путь к величайшей империи в истории?» Май Ли Хуэй, конференция Московского университета им. Ломоносова, 27 марта.

Виньетка: Астана. Бывшая Советская Республика решает присоединиться к Евразийскому профсоюзу с хорошим миром переговоров о свободной торговле, которые продолжаются в течение нескольких месяцев с Брюсселем. Решительная закрытая встреча между президентом Армении и Владимиром Путиным.

Финансирование части инфраструктурных проектов предполагается за счет средств Азиатского банка инфраструктурных инвестиций и Фонда Шёлкового пути. В качестве первого шага китайская сторона предложила государствам, расположенным вдоль Шёлкового пути, формирование перечня пилотных проектов с учетом общих интересов. Такой перечень из 39 проектов уже подготовлен специально созданной рабочей группой и одобрен министрами транспорта государств-членов Союза, напомнил Жунусов. Среди наиболее значимых совместных инициатив он отметил строительство новых автодорог в рамках международного транспортного маршрута Европа – Западный Китай протяженностью 8 445 км, высокоскоростной магистрали Москва – Казань протяженностью 770 км (в рамках ВСМ Москва – Пекин), железной дороги Китай – Кыргызстан – Узбекистан как южного ответвления континентального моста Евразии, открывающего доступ на рынки Западной Азии и стран Ближнего Востока. Отдельный акцент министр ЕЭК сделал на реализации проекта «Южная железная дорога Армения – Иран», которая соединяет действующую железнодорожную систему Армении с Ираном. Для предметного обсуждения этих проектов решено пригласить министра транспорта Китая Ли Сяопэна на очередное Совещание министров транспорта государств-членов Союза в декабре 2017 года, рассказал Адамкул Жунусов.

ЕАЭС ожидает 11% рост ВВП от цифровых проектов

Минимум 11% от ожидаемого совокупного роста ВВП Евразийского экономического союза (ЕАЭС) к 2025 году будет обеспечивать реализация цифровых проектов и инициатив. Если страны Союза не обеспечат синхронизацию своих усилий по реализации цифровой повестки, ее вклад в рост ВВП будет вдвое ниже. Об этом говорится в проекте Основных направлений реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза до 2025 года, который размещен на правовом портале Евразийской экономический комиссии (ЕЭК) для общественного обсуждения.

Между Евросоюзом и Россией Армения выбирает Путина. Бывший президент СССР Серж Саркисян подтвердил, что страна приняла решение присоединиться к Евразийскому профсоюзу, продвигаемому из Москвы, отказавшись от подписания Соглашения о свободной торговле со странами ЕС. Новость, которая все удивила всех в Брюсселе, учитывая продолжающиеся переговоры в течение нескольких месяцев и созрела после воспоминания между Саркисяном и Путиным. Таким образом, Кремль получает еще одну роль в том, что в намерениях президента России должно быть своего рода «российским ЕС».

Наиболее значимыми источниками прироста ВВП вследствие реализации общей цифровой повестки могут стать такие факторы, как устранение нормативно-правовых барьеров и развитие экономики данных, каждый из которых даст ежегодный прирост ВВП ЕАЭС на 0,3% и 0,2% соответственно. Рост занятости в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) обеспечит дополнительный рост общей занятости в странах Союза на 2,46% к 2025 году. К этому же году дополнительный прирост объема экспорта ИКТ-услуг может составить до 74%.

Не случайно новости были ознакомлены с официального сайта Кремля после закрытой встречи Саркисяна и Путина: Оба президента заявили о своем намерении внести свой вклад в развитие экономической интеграции евразийской территории. Вот почему Армения решила присоединиться к Евразийскому профсоюзу и участвовать в дальнейшем формировании евроазиатского экономического союза.

Довольно загадочная встреча и неожиданное столкновение. Прежде всего из-за плохого предупреждения, а во-вторых, потому что он влетает в вечные месяцы плотных переговоров между Брюсселем и Ереваном, чтобы вступить в страну в зону свободной торговли Европейского Союза. Брюссель упал с облаков, так что представители ЕС в столице Армении собрались в срочном порядке, чтобы поговорить о том, что делать. Ясно одно: вступление в Евразийский профсоюз не позволяет Армении навсегда войти в Соглашение о всеобъемлющей свободной торговле Европейского Союза.

Проект Основных направлений реализации цифровой повестки подготовлен правительствами государства-членов совместно с Комиссией во исполнение поручения глав стран ЕАЭС. В нем определены цели, принципы, задачи, направления и механизмы сотрудничества государств Союза в цифровой сфере.

Согласно Основным направлениям страны Союза самостоятельно разрабатывают, формируют и реализуют национальную политику в сферах цифровизации, связи и информатизации, но придерживаются в этой сфере согласованной политики. Совместная работа в рамках цифровой повестки позволит стимулировать и поддерживать новые цифровые инициативы и проекты; ускорит процессы свободного передвижения товаров, услуг, капитала и рабочей силы; повысит конкурентоспособность хозяйствующих субъектов и граждан за счет цифровых преобразований во всех сферах жизни общества; создаст условия для устойчивого развития экономик государств Союза при переходе на новые технологический и экономический уклады; обеспечит кооперацию хозяйствующих субъектов на основе сквозных цифровых процессов, создание и развитие цифровых активов; введет государства ЕАЭС в глобальные, макрорегиональные и региональные процессы цифровой трансформации с учетом возникновения новых возможностей и рисков; поддержит диалог между всеми заинтересованными организациями и гражданами стран Союза для продвижения лучших практик в области цифровой экономики и т.д.

Учитывая продвинутый этап переговоров с ЕС, между Саркисяном и Путиным должно было произойти важное событие. Взвешивание могло быть той ролью, которую Россия играет в армяно-азербайджанском конфликте в Нагорном Карабахе, самопровозглашенной независимой республике Азербайджана, расположенной на Южном Кавказе.

Вполне очевидно, что Путин был очень убедителен. Неизбежно смущение за закрытой дверью в Брюсселе и неловкая попытка Саркисяна наложить на него часть: Мы не хотим прощаться с диалогом с ЕС. В последние годы с помощью наших европейских партнеров мы начали важные институциональные реформы, реформы, которые будут продолжаться и в будущем. Путин, безусловно, может быть удовлетворен.

Реализация цифровой повестки Союза возможна в том числе через разработку специальных механизмов проработки и согласования государствами-членами инициатив; реализацию проектов в рамках цифровой повестки; применение «регулятивных песочниц» и т.д.

Совместные инициативы и проекты в рамках цифровой повестки позволят значительно расширить возможности государств, граждан и хозяйствующих субъектов как внутри ЕАЭС, так и на внешних рынках.

Но главной целью остается Украина. Киев, как для своего населения, так и для экономического значения, является самым благородным для Кремля, который никогда не скрывал своих намерений присоединиться к нему в своей собственной сфере влияния. Если в последние месяцы эти попытки были более или менее косвенными, то с какого момента эта часть стала более чем очевидной. 14 августа Россия ввела карательный таможенный контроль за импортом украинских товаров, чтобы удержать Киев от подписания в ноябре следующего года в Вильнюсе торгового партнерства с ЕС.

Заинтересованные стороны смогут представлять инициативы в Комиссию, которая с участием экспертной площадки прорабатывает и согласовывает их с государствами-членами.

После проработки и согласования инициативы формируется проект. Для его реализации государства-члены имеют возможность прорабатывать различные механизмы финансирования, такие как механизмы целевого и проектного финансирования, механизмы на основе консорциумов и государственно-частного партнерства, в том числе механизмы с использованием сервисной модели, вырабатываемые за счет привлечения институтов финансирования, включая Евразийский банк развития.

Сгибание мышц, которое предсказывает сильное возмездие, если Киев выбрал Европу вместо Евразии. Условия, благоприятствующие России, более склонным к Брюсселю, чтобы закрыть глаза на проблемы неуважения гражданских прав. Евразийский союз - это новая реальность. Попытка на данный момент только частично преуспела.

Тем не менее, Евразийский союз далеко не обладает потенциалом. Своеобразное географическое положение Союза позволяет его странам легко достигать практически всех основных евро-азиатских рынков, от Европейского Союза до Дальнего Востока, через Турцию, Иран, Индию и Юго-Восточную Азию.

Проект Основных направлений сопровождается также проектом перечня первоочередных инициатив в рамках реализации цифровой повестки ЕАЭС. Перечень составлен на основании предложений представителей органов государственной власти и бизнеса стран Союза, а также членов рабочих групп на начальном этапе проработки цифровой повестки ЕАЭС. Среди предложений – инициативы по цифровой прослеживаемости, цифровой промышленной кооперации, развитию электронной торговли и другие.

Первое соглашение о свободной торговле Евразийского союза было подписано с Вьетнамом. Не менее преимущества для других евразийских стран: например, по мнению казахстанского аналитика Марата Шибутова, Казахстан выиграет от более дешевых потребительских товаров, чем китайцы, нового незащищенного выхода для своих материалов и новые возможности для туризма.

Евразийский союз также очень активен в регионе Северной Африки и Леванте, который после многих лет забвения снова стал одним из эпицентров интересов России. Россия и Египет, хотя и не географически смежные, имеют многолетние отношения: в шестнадцатом веке, например, Москва финансировала реконструкцию исторического монастыря Санта-Катерина на горе Синай, а в последующие столетия она поддержала бы местное коптское христианское меньшинство, Однако настоящая дружба на самом деле является продуктом советской эпохи, когда Насер, официально не согласованный, фактически стал союзником Москвы, из которого он получил как военную, так и экономическую помощь.

Россия готовится ратифицировать протокол о единой ИТ-системе госзакупок в ЕАЭС

19 мая 2017 года комитет по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Государственной Думы РФ рекомендовал ратифицировать протокол, направленный на определение правил и процедур регулирования госзакупок в ЕАЭС. Также планируется провести интеграцию веб-ресурсов, на которых проходят онлайн-торги стран-участниц Содружества.

Сегодня российско-египетские отношения крепче, чем когда-либо, обе страны объединены не несколькими стратегическими интересами, а между Путиным и Аль-Сиси личные отношения превосходны, о чем свидетельствует фараонный прием, полученный Зар во время его визита в Египет в феврале российско-турецкого кризиса Египет предложил новые возможности также в сельскохозяйственном секторе, и теперь Египет стремится заменить Меццалуну экспортером фруктов и средиземноморской продукции; и хотя шансы на замену турецких фруктов и овощей египетскими на самом деле ограничены, перспективы российско-египетского сотрудничества остаются оптимистичными.

Проведение унификации систем госзакупок в ЕАЭС будет проходить в два этапа. До 1 января 2018 года, согласно протоколу, будут внесены соответствующие изменения в национальное законодательство. Второй этап, до 1 января 2019 года, будет направлен на технологические изменения, которые обеспечат информационную открытость госзакупок и совместимость технологических платформ.

Израиль также выразил сильную заинтересованность в Евразийском союзе. После окончания «холодной войны» в сопровождении массовой еврейской общины, возникшей в России и нескольких бывших советских республиках, Иерусалим установил прочные отношения с Москвой, и это, со своей стороны, смягчило ее традиционную позицию по палестинскому вопросу. Однако, в отличие от Израиля, страна еще не инициировала официальных переговоров с Евразийским экономическим союзом, хотя недавняя московская инаугурация Российско-Тунисского торгового центра, которая станет своего рода постоянной выставочной ярмаркой для продуктов как Страны, которые обращают внимание на других членов евразийского квинтета, могут стать важным шагом вперед в этом направлении.

Соглашение о зоне свободной торговли стран СНГ от 18 октября 2011 года будет являться правовой базой для создания общего рынка госзакупок. Протокол о правилах и процедурах регулирования государственных закупок был принят Советом глав правительств СНГ 7 июня 2016 года в Бишкеке . В пояснительной записке, которую подготовило правительство РФ для ратификации протокола Госдумой, указано, что протокол соответствует положениям договора о создании ЕАЭС, который был подписан 20 мая 2014 года.

Однако перспективы создания зоны свободной торговли с Турцией кажутся размытыми, по крайней мере, на данный момент. Тем не менее, не так много месяцев назад ситуация была совсем другой. Несмотря на часто расходящиеся стратегические интересы, «Медведь и Полумесяц» создали процветающее экономическое сотрудничество, охватывающее целый ряд отраслей, от газа до туризма. Путин и Эрдоган были в хороших личных отношениях, хотя и не хватало той «зрелищности», которая характерна для генерала Аль-Сиси. Наконец, в бывшей советской Евразии существует сильный турецкий компонент - большинство в Казахстане, Кыргызстане и некоторых республиках Российской Федерации, таких как Татарстан, Баширия и Сача-Якузия.

ЕЭК предлагает синхронизировать цифровые повестки в сфере промышленности

Среди ключевых технологий - аддитивное производство, высокопроизводительные автоматизированные линии быстрого производства электронной компонентной базы, технологии и программное обеспечение роботизированного управления производством, национальные CAD /CAE/CAM-системы, новые технологии сборочного производства, системы управления жизненным циклом изделия. Проект «Цифровая фабрика» тесно связан с концепциями «Индустрия 4.0 » (Германия) и «Цифровое производство» ().

Это, с одной стороны, потенциально восприимчиво к сиренам пантомимеизма, с другой стороны, оно способно действовать как мост между двумя довольно отдаленными реальностями, такими как Россия и Турция. Поэтому неудивительно, что если бы первый призыв Турции присоединиться к Евразийскому союзу пришел из Назарбаева на саммите Турецкого совета 6 июня. Предложение могло быть слишком смелым, но совместные экономические интересы были слишком сильными чтобы быть проигнорированным.

В Южной Азии двумя интересными деловыми партнерами являются Иран и Индия. Тегеран, фактически союзник России, несмотря на отсутствие официального соглашения, разделяет с Москвой не несколько стратегических интересов, от враждебности к суннитским экстремистам до оппозиции к разделу Каспийского моря, что фактически уступит место строительству нефтепроводов и газопроводы, которые обходят две страны. Иран также является единственным истинным союзником Армении в исламском мире, и на самом деле это главный мост Еревана в остальной мир.

2016

Подписание «Заявления​ о цифровой повестке ЕАЭС»

26 декабря на заседании Высшего Евразийского экономического совета главы государств-членов подписали «Заявление​ о цифровой повестке ЕАЭС».

Решением о формировании цифровой повестки был установлен срок до 1 декабря 2017 года для разработки и представления на рассмотрение Евразийского межправительственного совета основных направлений реализации цифровой повестки до конца 2025 года правительствами государств-членов союза.

Наконец, после отмены экономических санкций Персия стала своего рода новой границей международного бизнеса; и Россия, несмотря на то, что она приняла международные санкции, хорошо ухаживала, отрезав мосты Тегераном, сделав ее такой выгодной. Неплохо, но не вводить в заблуждение: относительный вес торговли между двумя странами в целом ограничен, а важность российско-индийских отношений в основном связана с военным сотрудничеством и такими областями, как энергетика ядерный. Однако в последние годы вес самой изящной экономической составляющей развивается, о чем свидетельствует растущий импорт алмазов в Индию, область, где две страны прекрасно дополняют друг друга, и запуск таких проектов, как Северный коридор - Юг, который соединит Россию и страны Кавказа и Центральной Азии с Индией через Иран.

Минкомсвязи предложила ввести единые тарифы на услуги связи в ЕАЭС

Проект осуществляется в рамках Соглашения стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) от 8 сентября 2015 года. В настоящее время Соглашение ратифицировано всеми странами-участницами ЕАЭС и это означает, что экспериментальный этап проекта, целью которого было тестирование и обкатка системы, закончен, и маркировка предметов одежды из натурального меха в Российской Федерации становится обязательной.

Однако создание зоны свободной торговли идет довольно медленно: технико-экономические исследования еще не завершены, и их заключение является необходимым условием для открытия переговоров по Соглашению о свободной торговле. В условиях сохраняющейся напряженности между Россией и Западом политические и экономические отношения с Китаем становятся все более важными. При этом можно было бы ожидать пламенной деятельности по координации инициатив в евразийском регионе и устранению правовых барьеров, которые препятствуют потокам товаров, услуг и капитала между Китаем и странами Евразийского союза.

2015: Формирование союза

В январе 2015 года в Евразийский экономический союз вошли республика Беларусь , республика Казахстан, Российская Федерация и республика Армения. В августе того же года к ним присоединилась Кыргызская Республика.

Вопрос цифровой экономической трансформации в рамках ЕАЭС был поднят уже в первый год существования межгосударственного объединения. Так, 18 июня 2015 года в Санкт-Петербурге на Деловом форуме Шанхайской организации сотрудничества министр ЕЭК Карине Минасян обозначила новое направление для сотрудничества - развитие цифрового пространства государств ЕАЭС и ШОС, так называемой цифровой экономики .

2014: Создание ЕАЭС

29 мая 2014 года в Астане президенты России , Белоруссии и Казахстана подписали документы о создании с 2015 года Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Договор был заключен с целью обеспечения экономического прогресса путем совместных действий, направленных на решение стоящих перед государствами-членами общих задач по устойчивому экономическому развитию, всесторонней модернизации и усилению конкурентоспособности национальных экономик в рамках глобальной экономики.

Система управления будет схожа с той, которая действует с 2012 г. после трансформации Таможенного союза в Единое экономическое пространство (ЕЭП). Члены коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) и ее председатель Виктор Христенко сохранят должности. Договор завершает пятилетний этап формирования союза, который начался в 2009 г. с созданием Таможенного союза, объясняет министр торговли ЕЭК Андрей Слепнев: союз станет самостоятельным субъектом международного права.

Кликните на изображении два раза, чтобы увеличить его

Единый рынок товаров и услуг

Три страны договариваются о создании единого рынка товаров и услуг, хотя в полной мере он заработает не раньше 2025 г. - должны быть созданы единые рынки газа и нефти. Торговая политика ЕАЭС не поменяется: единые таможенное регулирование и тариф, свободное перемещение товаров. Не изменятся и нормативы распределения доходов от ввозных пошлин: 87,97% получит Россия , 7,33% - Казахстан, 4,7% - Белоруссия.

В соглашении прописаны механизмы защиты рынка от импорта. Могут устанавливаться сезонные пошлины на срок до 6 месяцев, применяться защитные, антидемпинговые и компенсационные меры.

«В критических обстоятельствах» комиссия ЕАЭС может до завершения расследования вводить на 200 дней ретроактивные антидемпинговые пошлины. Пока идет антидемпинговое расследование, есть риск, что импортеры завезут годовой запас товаров, и нужно этот ущерб предотвращать. Это разрешенный ВТО инструмент», - рассказывает Слепнев .

О возможности введения таких пошлин гендиректор «Северстали» Алексей Мордашов просил премьера Дмитрия Медведева еще в 2013 г. Без этого защитные расследования бессмысленны, объяснял он.

Единый режим для инвестиций

В странах союза планируется унифицировать режим для инвестиций. Инвесторы получат право возмещать за счет государства ущерб их вложениям в результате беспорядков, войн и революций. Национализация частных активов, с одной стороны, запрещена, с другой - в приложении о защите инвестиций описан механизм компенсации: она должна быть рыночной, выплачиваться быстро, за задержку могут начисляться проценты.

В целом цифровая интеграция в рамках ЕАЭС, на этапе построения новой цифровой экономики в 2017 году, может обеспечить целый ряд преимуществ.

Объединение ресурсов, данных, компетенций и точек зрения

Страны союза смогут совместно использовать имеющийся потенциал как в части техники и технологий, так и в части цифровых данных, наработанных и нарабатываемых компетенций и, что не менее важно, точек зрения на происходящее. Объединение всех видов ресурсов крайне важно для их совместного и планомерного наращивания.

Ускорение процесса цифровизации

Вовлечение большего числа участников в построение цифрового пространства не через бюрократизацию процесса, а на основе интенсивного инициативного взаимодействия должно в среднесрочной перспективе ускорить цифровую трансформацию экономик государств-членов союза. В свою очередь, подобная трансформация должна способствовать и ускорению самих экономик стран союза.

Стандартизация

Подготовка единых стандартов, как обязательных для применения, так и рекомендуемых, позволяет контролировать и упорядочивать рынки ЕАЭС и трансграничные сделки. Помня о всех возможных минусах, свойственных запретительной стандартизации, в рамках дискуссии государств-членов союза возможно выработать наиболее подходящие варианты и технологии применения обязательных и рекомендованных правил и процедур.

Управление цифровыми рисками и экономическая безопасность

Единые политика и практика в отношении безопасности должны способствовать устойчивому развитию цифровой экономики за счет совместной наработки соответствующих компетенций и кейсов. Скоординированная защита экономических интересов потребителей (граждан), коммерческих и некоммерческих организаций, государственных структур на межгосударственном уровне имеет большое значение не только для отдельных государств, но и для межгосударственных объединений. В перспективе, формируя единый центр по цифровой безопасности , ЕАЭС способен обеспечить стабильную цифровую экономическую зону для всех государств-членов и повысить привлекательность для присоединения других стран.

Интеграция через совместные проекты

Союзное объединение и скоординированное развитие цифрового пространства позволяет избежать деструктивной внутренней конкуренции. Поднять уровень развития слабых в области цифровизации участников и усилить компетенции сильных возможно через проекты, которые интегрируют множество субъектов из разных государств-членов. Кроме того, совместные проекты позволяют довести опыт различных субъектов до требуемого общего уровня в рамках всего союзного пространства.

Усиление внутренних рынков

Через разработку и внедрение новых информационных технологий , через построение цифровых платформ, через интенсивное информационное взаимодействие и обмен цифровыми большими данными ЕАЭС способен усилить внутренние рынки и поддержать собственный бизнес в конкурентной борьбе. Сбалансированное соревновательное, но не уничтожающее конкурирование на внутренних рынках разумно поддерживать с применением актуальных и релевантных методов, технологий и инструментов.

Отладка в «песочницах» новых проектов и платформ

Скорости цифровой экономики предлагают бизнесу несколько иные модели, основанные на более энергичных и быстрых вариантах прохождения деловых циклов, в том числе жизненных циклов товаров (услуг). и предсказательная аналитика, гибкие подходы к управлению, готовность пользователей к новинкам и иные факторы формируют особые условия, в которых сокращается время, отводимое бизнесу на принятие решения. В пространстве ЕАЭС вполне целесообразно сформировать некие виртуальные или межгосударственные зоны - «песочницы» - для широкого тестирования новых продуктов и сервисов бизнеса под соответствующим контролем. Причем это может быть интересно не только для субъектов внутри союза, но и для внешних субъектов, желающих войти с инновациями на внутренние рынки ЕАЭС.

Трансграничные интеграторы

Ведение бизнеса в рамках цифровой экономики предполагает приоритет информационных методов, технологий и инструментов, что приводит к широкому применению цифровых платформ как предметно-ориентированных автоматизированных информационных систем. Территориальные ограничения для цифрового бизнеса при этом не до конца, но во многом снимаются. Цифровые платформы в таком случае становятся преимущественными трансграничными интеграторами для бизнеса в государствах-членах союза. Дальнейшее выстраивание единого и сильного внутреннего рынка ЕАЭС зависит от результативности внедряемых цифровых платформ, вовлеченных в единую цифровую экосистему.

Улучшение межгосударственного взаимодействия

Большая и значимая часть реального экономического объединения может быть реализована через цифровую экосистему и специализированные платформы. Здесь важна роль межгосударственных автоматизированных информационных систем, особенно когда стоит задача по всесторонней модернизации, кооперации и повышению конкурентоспособности национальных экономик в условиях глобального мира. Главная задача, которая стоит перед подобными цифровыми платформами - это организация взаимодействия Евразийской экономической комиссии с органами законодательной, судебной, исполнительной власти государств-членов союза и с различными экономическими субъектами - как внутренними, так и внешними.

Сохранение социально-культурной и исторической целостности

Совместными усилиями государства-члены союза могут объективно и адекватно выработать единую стратегию формирования и развития цифрового пространства, которая позволит сохранить не только экономическую самостоятельность, но и социальные, моральные, культурные, исторические ценности, присущие каждой из стран ЕАЭС. При этом отработка межкультурных факторов цифровой экономики для последующей активной совместной работы государств-членов ЕАЭС способна в долгосрочной перспективе сформировать цифровое пространство, значимое и полезное для населения всех стран, объединенных в союз.

Международная цифровая конкуренция и партнерство

Евразийский экономический союз имеет все шансы стать одним из лидеров глобального цифрового пространства, только если не упустит конкурентов на старте. Однако новая экономика требует достаточно гибкого подхода и не исключает, при явной конкуренции, тесного партнерства по отдельным направлениям, рыночным сегментам и технологическим нишам. Евразийской экономической комиссии придется приложить усилия не только для решения проблем единой технологической цифровизации, технической и управленческой стандартизации, трансформации и платформизации рынков, эффективного использования кадрового потенциала и т.п., но и для решения вопросов межгосударственной коммуникации, цифрового образования, сближения суверенных позиций, развития продуктивного информационного пространства, инициирования специальных рабочих групп и «союзных» компаний или ассоциаций. Потребуются время и силы, чтобы минимизировать скептицизм в отношении совместного развития единого цифрового пространства и наладить реальное доверие в ЕАЭС на всех уровнях взаимодействия.

Евразийский экономический союз (ЕАЭС) - международное интеграционное экономическое объединение (союз), договор о создании которого был подписан 29 мая 2014 года и вступает в силу с 1 января 2015 года. В состав союза вошли Россия, Казахстан и Белоруссия. ЕАЭС создан на базе Таможенного союза Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) для укрепления экономик стран-участниц и «сближения друг с другом», для модернизации и повышения конкурентоспособности стран-участниц на мировом рынке. Государства-члены ЕАЭС планируют продолжить экономическую интеграцию в ближайшие годы.

История создания Евразийского экономического союза

В 1995 году президенты Беларуси, Казахстана, России и позже присоединяющихся государств - Кыргызстана и Таджикистана подписали первые соглашения о создании Таможенного союза. На основе этих договоренностей в 2000 году было создано Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС).

6 октября 2007 года в Душанбе (Таджикистан) Беларусь, Казахстан и Россия подписали соглашение о создании единой таможенной территории и Комиссии Таможенного союза в качестве единого постоянно действующего руководящего органа Таможенного союза.

Евразийский таможенный союз или Таможенный союз Беларуси, Казахстана и России появился на свет 1 января 2010 года. Таможенный союз был запущен в качестве первого шага на пути к формированию более широкого типа Европейского союза экономического союза бывших советских республик.

Создание Евразийского таможенного союза было гарантировано 3 различными договорами, подписанными в 1995, 1999 и 2007 годах. Первый договор в 1995 году гарантировал его создание, второй в 1999 году гарантировал его формирование, а третий в 2007 году объявил о создании единой таможенной территории и формирование таможенного союза.

Доступ продукции на территорию Таможенного союза предоставлялся после проверки этой продукции на соответствие требованиям технических регламентов Таможенного союза, которые применимы к данным продуктам. По состоянию на декабрь 2012 года, был разработан 31 Технический регламент Таможенного союза, которые охватывают различные виды продукции, некоторые из которых уже вступили в силу, а часть вступят в силу до 2015 года. Некоторые технические регламенты будут еще разработаны.

Перед тем, как Технические регламенты вступили в силу, основой для доступа на рынок стран-членов Таможенного союза являлись следующие правила:

1. Национальный сертификат - для доступа продукта на рынок страны, где было выдан этот сертификат.

2. Сертификат Таможенного союза - сертификат, выданный в соответствии с «Перечнем продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках таможенного союза", - такой сертификат действует во всех трех странах-членах Таможенного союза.

С 19 ноября 2011 года государства-члены реализовали работу совместной комиссии (Евразийской экономической комиссии) по укреплению более тесных экономических связей для создания Евразийского экономического союза к 2015 году.

С 1 января 2012 года три государства образовали Единое экономическое пространство для продвижения дальнейшей экономической интеграции. Все три страны ратифицировали базовый пакет из 17 соглашений, регулирующих запуск Единого экономического пространства (ЕЭП).

29 мая 2014 года в Астане (Казахстан) подписан договор о создании Евразийского экономического союза.

Задачи

    Завершение оформления в полном объёме режима свободной торговли, формирование общего таможенного тарифа и единой системы мер нетарифного регулирования

    Обеспечение свободы движения капитала

    Формирование общего финансового рынка

    Согласование принципов и условий перехода на единую валюту в рамках ЕврАзЭС

    Установление общих правил торговли товарами и услугами и их доступа на внутренние рынки

    Создание общей унифицированной системы таможенного регулирования

    Разработка и реализация межгосударственных целевых программ

    Создание равных условий для производственной и предпринимательской деятельности

    Формирование общего рынка транспортных услуг и единой транспортной системы

    Формирование общего энергетического рынка

    Создание равных условий для доступа иностранных инвестиций на рынки Сторон

    Обеспечение свободного передвижения граждан государств ЕврАзЭС внутри Сообщества

    Согласование социальной политики с целью формирования сообщества социальных государств, предусматривающего общий рынок труда, единое образовательное пространство, согласованные подходы в решении вопросов здравоохранения, трудовой миграции и др.

    Сближение и гармонизация национальных законодательств

    Обеспечение взаимодействия правовых систем государств ЕврАзЭС с целью создания общего правового пространства в рамках Сообщества

    Взаимодействие с ООН