Торт попал под суд. Непростая история студии "Союзмультфильм"; мультфильмы которой нас вырастили Кто выкупил советские мультфильмы


Год назад скончался Олег Видов (1940-2017), актер любимый этой страной в первой половине своей жизни и вдоволь наслушавшийся обвинений в предательстве Родины во второй.

Да, за границу Видов по существу бежал, достойной актерской там не сделал, вызывая у некоторых особей прилив злоязычия. Но главный упрек актеру заключается в том, что Видов украл советские мультики, на чем безу-у-умно обогатился.

Как же это произошло?


В 1992 году, когда «Союзмультфильм», равно как и большая часть страны, пребывал в коматозе, к его руководству ввалился кумир советских девочек. Видов и его жена Джоан Борстен, создав компанию «Films by Jove», вознамерились купить пакет советских мультов дабы прокатывать наше за границей. Сумма сделки так и осталась за кадром (Видов настаивает, что «Союзмультфильм» получил не менее 500 000 гринов). Количество мультфильмов тоже загадка, в разных источниках мелькают цифры от 547 до 1300.


ВИДОВ С ЖЕНОЙ

И это была ошибка.

Конечно, Видов хотел заработать денег, но почему бы и нет? Он ведь не лишал мультиков российских детей. Он хотел расширить аудиторию восприятия нашей великой мультипликации за границей. Правда, защищаясь от обвинений в воровстве, Видов порой впадал в слишком уж пафос аттестируя себя меценатом, но это, я считаю, простительные издержки.

Ведь тратится супругам тоже пришлось. Вот что говорил Видов:

«Мы восстановили на компьютерах голливудских студий утраченные цвета мультфильмов. Сделали переводы и адаптировали тексты так, чтобы русские сказки стали понятны западному зрителю. Потом пригласили для озвучивания ведущих актеров Голливуда. Джессика Ланг у нас была Царевной Лебедь, Билл Мюррей - Котом Базилио, Тимоти Далтон, один из Джеймсов Бондов, - Князем Гвидоном, Катрин Денев - Снежной Королевой, Хулио Иглесиас пел в «Щелкунчике»

Понятно, что подгоняя мультфильмы под товарный вид, пришлось чем-то жертвовать. Часть мультфильмов порезали ради 13-минутного телестандарта. Где-то оригинальный музон заменили новоделом. А уж как не понравилась нашим зрителям голливудская озвучка, слов нет.


Проблемы Видова начались в начале нулевых, когда «Союзмультфильм» перестал быть арендным предприятием, перейдя под государственное крыло. Тут выяснилось, что прежние хозяева не имели права продлевать с Видовым контракт на тридцать лет. Само существование арендного предприятия «Союзмультфильм» ограничивалось десятилетним сроком.

Но Видов-то уже вложился по полной. Какая у него могла быть реакция на предложение «Положь взад!»? Он говорил:

«В России идет очередной передел интеллектуальной собственности. Пришли новые начальники, им тоже очень хочется что-нибудь продать. А мы со своим контрактом на западный манер - как кость в горле. В этом смысле наша ситуация лишь отчасти уникальна - сколько западных бизнесменов пошли в Россию и обнаружили, что на их инвестиции покушаются местные чиновники».

Началась информационная война, иначе не скажешь. В мгновение ока любимый некогда актер стал в глазах народа вором и проходимцем наживающимся на культурном наследии.

Особенно отличался Эдуард Успенский, на всех углах кричавший, что Видов украл у него Чебурашку. У Успенского вечно все (-ё-) крадут. Того же Чебурашку он делил с кондитерской фабрикой и художником Шварцманом. А нынешний скандал с Простоквашино?

Подавляющая часть мультипликаторов, несмотря на оголтелый вой прессы, Видова поддержала. Патриарх Федор Хитрук сказал:

«Вопрос с правами на мультфильмы очень запутанный. Крайним чиновники почему-то делают Олега Видова, который якобы скупил все картины. Я беру смелость утверждать, что это неправда. Видов лишь представляет наши мультфильмы на Западе. Более того, его фирма реставрирует старые копии. Видов знакомит американскую детвору с нашими лучшими мультфильмами. Ему спасибо за это надо сказать».

Точка в противостоянии актера и «Союзмультфильма» была поставлена в 2007 году, когда бизнесмен Алишер Усманов выкупил у «Films by Jove» права обратно.

Что касаемо Видова, то народ у нас злопамятный. Нет-нет да упрекнет: «Мультики украл!»

Арбитражный суд Москвы удовлетворил иск Федерального государственного унитарного предприятия «Объединная государственная киноколлекция» и признал ничтожным договор 1992 года, по которому права на прокат за рубежом 547 советских мультфильмов получила американская компания Films by Jove.

Отныне правопреемник «Союзмультфильма» может сам продвигать за границей ленты, ставшие уже классикой, а также снимать продолжения. Среди них: «Чебурашка», «Ежик в тумане», «Аленький цветочек», «Маугли», «Сказка о царе Салтане» и другие.

Изначально с иском в суд обратилось Федеральное государственное унитарное предприятие «Киностудия Союзмультфильм». Однако недавно произошла реорганизация фильмофонда и «Киностудия Союзмультфильм» был преобразован во ФГУП «Объединенная государственная киноколлекция». Поэтому на заседании суда произошла формальная замена истца.

Рассмотрение дела по существу не могло начаться в течение семи лет. Как рассказал BFM .ru представлявший интересы заявителя в суде, юрист Александр Попенков, «Киностудия Союзмультфильм» обратилась в суд еще в 2003 году. Однако слушания раз за разом откладывались, поскольку у суда не было данных о том, что зарегистрированная в Калифорнии американская компания была должным образом уведомлена о поданном иске. В последний раз, прошлой зимой, судебную повестку направили агенту по совершению процессуальных действий Films by Jove, адрес которого был указан в реестре юридических лиц США . Оттуда пришел ответ, что по указанному адресу этот человек не проживает. Однако суд пришел к выводу, что с его стороны было сделано все возможное для извещения участвующей в деле стороны. Поэтому дело было рассмотрено без представителя американской компании.

Вторым ответчиком по делу выступало ОАО «Киностудия Союзмультфильм». Эта компания является правопреемником арендного предприятия (АП ) «Киностудия Союзмультфильм», которое возникло в 1989 году на базе одноименной советской киностудии, существовавшей с 1936 года. Такая организационно-правовая форма, как арендное предприятие, недолгое время существовала в СССР в период перестройки. Трудовой коллектив брал в аренду у государства собственное предприятие и вел на нем предпринимательскую деятельность. Договор аренды между трудовым коллективом киностудии и государством в лице Комитета по кинематографии (Госкино) был заключен на десять лет - до 1999 года, сообщает РИА «Новости».

Снежная Королева заговорила голосом Катрин Денев

В период существования АП в мае 1992 года и был заключен спорный договор с Films by Jove. По словам Александра Попенкова, по этому соглашению американская компания получила права на показ за рубежом и переработку нескольких сот советских мультфильмов - точное количество кинолент юристу неизвестно. Однако по некоторым данным, речь идет о 547 мультфильмах. Среди них классические ленты «Чебурашка», «Ежик в тумане», «Аленький цветочек», «Маугли», «Сказка о царе Салтане».

«По заключенному договору, с фильмами могли делать все, что угодно: переозвучивать, снимать продолжение. Так и произошло. Например, «Снежная королева» заговорила голосом Катрин Денев», - рассказал Попенков.

Вначале срок соглашения с FBJ составлял 10 лет. Однако впоследствии договор был продлен еще на 20 лет.

Об американской компании известно, что она принадлежит актеру Олегу Видову, снявшемуся в фильме «Всадник без головы», а также его жене Джоан Борстен. Что же касается ФГУП «Киностудия Союзмультфильм», то оно было образовано в октябре 1999 года. Ему в связи с окончанием арендного договора от 1989 года государства с ОАО «Киностудия Союзмультфильм» перешло все имущество киностудии.

По мнению Александра Попенкова, арендное предприятие «Киностудия Союзмультфильм» получило права на советские мультики в рамках договора с Госкино только на десять лет, и поэтому не имело права заключать договор, выходящий за рамки этого срока. Он также отметил, что президиум Высшего арбитражного суда (ВАС ) после длительных разбирательств между двумя «Союзмультфильмами» встал на сторону ФГУП , признав за ним права на советские мультфильмы.

По словам Попенкова, в 2002 году ФГУП пыталось решить дело с американской компанией в досудебном порядке. «Мы были не против того, чтобы они остались нашими агентами за рубежом, - рассказал он. - Однако мы сказали, что если они хотят быть пользователями договора, то должны представить отчеты и платить деньги. Мы готовы были подтвердить договор или переподписать его. Но они отказались, встали в позу и заявили, что у них заключен договор с ОАО ».

Представители ОАО «Киностудия Союзмультфильм» на заседание суда во вторник не явились. Они не признавали поданного иска. Как ранее заявила РИА «Новости» представитель ОАО , авторские права на фильмы никогда не принадлежали государству, они принадлежали предприятию, а правопреемником советской киностудии было сначала АП , а потом ОАО .

«Любой иск направлен на восстановление прав. Какие права ФГУП могли быть нарушены оспариваемым договором от 1992 года, если само ФГУП образовано только в 1999 году? Если вас не было, то и прав у вас не было», - цитирует агентство слова адвоката второго ответчика.

По сведениям юриста, FBJ провела большую работу по реконструкции советских мультфильмов. Ленты были оцифровали, раскрашены, переозвучены. Некоторые герои заговорили голосами голливудский звезд: Сильвестра Сталлоне, Арнольда Шварцнеггера, Мадонны.

Тем временем, ФГУП , руководствуясь решением ВАС , продала права на прокат советских мультфильмов за пределами СНГ предпринимателю Иосифу Берову. В ответ компания FBJ подала в США иск против коммерсанта и выиграла его.

Между тем, по некоторым данным, спорную коллекцию объемом около 300 часов в 2007 году выкупил предприниматель Алишер Усманов и передал детскому каналу ВГТРК .

Однако, по словам Александра Попенкова, истцу об этом известно лишь из газет. Впрочем, если это и так, то принятое судом решение делает заключенные позже соглашения недействительными, так как права были куплены у ненадлежащего лица.

По словам юриста, решение Арбитражного суда Москвы открывает «Объединенной государственной киноколлекции» целый ряд возможностей по выпуску классических советских лент за рубежом, а также съемке продолжений. «Такие предложения уже поступили», - сказал юрист.

Права на мультфильмы, принадлежащие "Объединенной государственной киноколлекции" (Госколлекция), передадут творческо-производственному объединению "Союзмультфильм", а саму ОГК реорганизуют, сообщает РИА "Новости" со ссылкой на временно исполняющего обязанности генерального директора организации Василия Шильникова.

По его словам, передача прав на аудиовизуальные произведения приведет к тому, что доход от коллекции золотого фонда анимации полностью перейдет студии. "Это справедливая идея, что доход от коллекции старых мультфильмов идет в распоряжение тех, кто сейчас занимается производством. Мы так и поступали последние годы. Больше 70% от всех доходов, которые приносила коллекция "Союзмультфильма", мы направляли в творческо-производственное объединение на создание фильмов, поддержание каких-либо нужд и так далее", - пояснил он.

Вопрос о ликвидации "Объединенной государственной киноколлекции" и передаче авторских прав киностудии "Союзмультфильм" встал еще в июне, во время встречи премьер-министра РФ Владимира Путина с аниматорами. Но выяснилось, что все аудиовизуальные произведения, в том числе фильмы и анимация, права на которые принадлежат ФГУП "Объединенная государственная киноколлекция" при ее упразднении станут народным достоянием . После чего возникло новое распоряжение, но уже не о ликвидации, а о реорганизации Госколлекции и передаче всей аудиовизуальной продукции, находящейся в ее распоряжении, "Госфильмофонду".

Кроме того, согласно последнему постановлению правительства авторские права на мультфильмы от Госколлекции должны быть переданы ФГУП творческо-производственному объединению "Союзмультфильм".

По словам Шильникова, ранее этот вопрос не мог быть решен, так как согласно российскому законодательству государство не могло забрать и передать авторские права другой организации: киностудию оно этими правами не наделяло - права возникали у студий при публикации фильма.

"Нашли решение, согласно которому передача прав возможна. Это договор об отчуждении, который добровольно подписывают стороны. В отношении коллекции "Союзмультфильма" мы такую сделку подпишем, имея распоряжение сверху - от Росимущества и министерства культуры", - сказал Шильников.

По его словам, проект договора об отчуждении прав на анимационные фильмы от ОГК в пользу ТПО "Союзмультфильм" направлен в министерство культуры на согласование.

В свою очередь, директор киностудии "Союзмультфильм" Николай Маковский пояснил РИА Новости, что схема, по которой будут осуществляться авторские начисления, будет утверждаться не быстро, но обещает стать эффективной. "Главная наша задача теперь - разработать механизм авторских отчислений, который был бы прозрачным и позволил бы авторам полностью контролировать процесс начисления средств. Механизм необходим и для того, чтобы защищать авторскую собственность", - рассказал Маковский.

Жизнь киностудии «Союзмультфильм» — это наглядный пример того, что история России полна самых неожиданных поворотов. И если советское телевидение у многих ассоциируется с Останкинской башней, то «Союзмультфильм» неразрывно связан с колокольней и церковью Николая Чудотворца. Именно в стенах древнего храма на протяжении более чем 80 лет рождались шедевры советской и мировой мультипликации.

Первая специализированная анимационная студия была основана 10 июня 1936 года по инициативе Иосифа Сталина. За время её существования на студии было создано более 1 500 рисованных и кукольных фильмов. Золотым веком «Союзмультфильма» считается период с 60-ых по 80-е годы прошлого века.

10 июня у «Союзмультфильма» очередной День Рождения. Наша статья — дань уважения и благодарности людям, чей труд дал мировую славу студии «Союзмультфильм», а нам — незабываемое детство.

Что чаще всего вспоминает взрослый человек, оглядываясь на ушедшее детство? Конечно, потрясающе интересные мультфильмы, которые были с необыкновенной любовью нарисованы вручную талантливыми художниками, например, такие как: «Аленький цветочек», «Снежная королева», «Сказка о царе Салтане», «Маугли» и многие другие. Известно, что даже ещё не умеющий разговаривать малыш с упоением следит за приключениями непоседливых героев и выражает свои эмоции.

Становясь взрослее, дети с удовольствием повторяют запомнившиеся фразы из мультипликационных фильмов, а порой даже подражают любимым персонажам. Нередко даже взрослые предпочитают вместе с малышами смотреть мультики про космические баталии и исторические путешествия, переключая каналы со скучных передач. Радостные ощущения, прекрасную анимацию и современные спецэффекты нам и сегодня продолжают дарить художники «Союзмультфильма», у которых, кажется, фантазия никогда не иссякнет.

С годами в сфере мультипликации многое изменилось, особенно в 90-е годы, и не в лучшую сторону, но и сейчас детвора с удовольствием просматривает те старые сказки, в которых всё настоящее: герои, декорации, голоса известных актеров. Неудивительно, что 10 июня — День рождения киностудии «Союзмультфильм», наши сограждане считают особенным праздником, ведь он легко уносит нас в сказочное детство.

КАК РОЖДАЛАСЬ МУЛЬТИПЛИКАЦИЯ?

Когда мы говорим о мультипликации в нашей повседневной жизни, то конечно вспоминаем Уолта Диснея и его студию, но вряд ли кто-то также бойко назовёт имена Фёдора Хитрука или Вячеслава Котёночкина — ведущих мультипликаторов «Союзмультфильма». А ведь история отечественной и зарубежной анимации началась в один и тот же 1906 год, когда балетмейстер Мариинского театра Александр Ширяев снял незамысловатый кукольный мультфильм с танцующими фигурками на фоне декораций.

В. Старевич работает над «Стрекозой и муравьём»

Ещё одним первопроходцем в волшебный мир анимации стал Владислав Старевич, создавший во времена царской России несколько мультфильмов о приключениях насекомых («Стрекоза и муравей», «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами»). Его работы получили восторженные отзывы не только российских, но и зарубежных зрителей, которые, будучи незнакомы с покадровой анимацией, удивлялись тому, как можно выдрессировать насекомых. После Октябрьской революции 1917 года Владислав Старевич вместе с семьей эмигрировал в Италию, где продолжил свою работу. Советская мультипликация на протяжении многих лет после революции находилась в застое, исключение составляли лишь несколько экспериментальных студий конца 20-х годов, деятельность которых была преимущественно пропагандистской.

Началом расцвета советской мультипликации можно считать 1924 год, когда на студии «Культкино» были созданы анимационные фильмы «Советские игрушки», «Каток», «Почта» и «Органчик», заложившие прочный фундамент для дальнейшего развития отечественной анимации. Мультипликаторы того времени изобрели новую технику, которая за счёт плоских марионеток позволяла создавать большее количество мультфильмов в короткие сроки. Так архитектор Александр Птушко, попав на Мосфильм, создал полнометражный фильм «Новый Гулливер», где соединил актёрскую игру с кукольной мультипликацией. Этот опыт был хорошо принят советским зрителем, и в 1936 году Птушко стал первым директором студии «Союздетмультфильм», которая спустя год будет переименована в «Союзмультфильм».

Студия «Союзмультфильм»

Студию создали 10 июня 1936 года в качестве ответа иностранному Disney. Отечественные чиновники как раз познакомились с творениями американских мультипликаторов. Они сразу поняли, какая волшебная сила заключена в этих движущихся картинках — ведь с их помощью можно воплотить на экране всё что угодно. Было решено, что и наши художники могут создавать мультфильмы нисколько не хуже и даже лучше западных.

Первый мультик, выпущенный студией, назывался «В Африке жарко», и был он чёрно-белым. Сценарий написал детский поэт Сергей Михалков. В нём рассказывается о том, как жарко зверятам, живущим в Африке, и как сильно им хочется мороженого.

Почти сразу после успеха мультика про Африку студия перешла на производство цветных мультфильмов

Первые из них были короткометражными, и в диснеевском стиле рассказывали детям о приключениях зверей. Однако художники быстро оттачивали мастерство, придумывали новые техники работы — и вот уже в 1938 году советские дети стали счастливыми зрителями мультфильмов «Лимпопо», «Бармалей», «Мойдодыр » и других, созданных в технике «эклер ». По этой технике на пленку первоначально снимали настоящих людей и животных, после чего покадрово прорисовывали их движения. Таким способом художники добились невероятной живости своих персонажей.

Великая Отечественная война стала для молодой студии нелёгким временем. Сначала всех художников переориентировали на создание агитационных «кино-плакатов», которые предполагалось использовать для поднятия боевого духа населения. Но через пару месяцев это дело было признано не столь важным, и студию решили эвакуировать в Самарканд. Работать там оказалось практически невозможно — не было условий. Через год студия вернулась в Москву. В тяжёлых военных условиях — не хватало материалов, еды, сотрудников, не было отопления в цехах, а зачастую и света — мультипликаторы создали несколько любимейших нами картин: «Сказка о царе Салтане », «Краденое солнце » и «Синдбад-мореход».

В послевоенные годы дела на студии резко улучшились. Художники отказались от «диснеевщины». Стали выпускать произведения, наполненные авторскими приёмами, и студия установила новый самобытный канон того, каким должен быть настоящий детский мультфильм.

Как видно, советские мультфильмы до сих пор предпочитает смотреть большая часть населения страны.

В настоящее время ФГУП «Фильмофонд киностудии «Союзмультфильм» является единственным исключительным правообладателем крупнейшей коллекции советской и российской мультипликации.

Многие фильмы киностудии «Союзмультфильм» удостоены премий международных кинофестивалей. Среди них — «Серая шейка» (1948 год), «Цветик-семицветик» (1948 год), «Когда зажигаются елки» (1950 год), «В лесной чаще» (1954 год),«Необыкновенный матч» (1955 год),«Снежная королева» (1957 год), «Шайбу! Шайбу!»(1964 год), «Каникулы Бонифация» (1965 год),«Варежка» (1967 год), «Ежик в тумане»(1975 год), «Путешествие муравья» (1983 год) и др.

В наши дни сфера показа мультфильмов довольно таки широка: начиная с любимых советских мультиков и заканчивая современными как зарубежного, так и отечественного производства.

Сейчас мультфильмы стали доступны в любом количестве, любой тематики и для разных возрастных аудиторий. Их так много, что родители не нарадуются, ведь их дети могут получить то, чего не было в достатке у них самих, они показывают им мультфильмы с самого раннего возраста. А действительно ли это полезно и необходимо? На самом деле всё не так просто…

Естественно, перед родителями встаёт вопрос: какие мультфильмы полезны для просмотра детям, а какие, наоборот, вредны ?

У старых добрых советских мультфильмов есть множество преимуществ перед западными и современными отечественными. Конечно, советские мультики возникли как подражатели диснеевских произведений, но они превзошли их и во многом потому, что представляли собою продукт иной цивилизации, иной культуры. Наш народ стремился во всём достичь совершенства и мультипликация не явилась исключением, поэтому советские карикатуристы создавали настоящие шедевры. Во многом этому помогла щедрая государственная поддержка, благодаря которой в арсенале художников имелись все существующие технологии.

К тому же мультфильмы — это важнейшее образовательное средство, поскольку они сопровождают становление личностей детей.

Различий между мультфильмами разных времен очень много. И, конечно, нельзя утверждать, что во всех проблемах виноваты только мультики. Немалое значение имеет и воспитание. И все-таки подумать над тем, что смотрит ваш ребенок, стоит!

В жизни «Союзмультфильма», как в жизни человека, была пора становления, пора зрелости и пора немощной старости. И многие теперь уверены, что более никаких рыночно- бандитских встрясок нашему любимому детищу — «Союзмультфильму» — не будет. А будут новые фильмы, которые, как и советские, будут любимы в нашей стране.

ИАЦ

Авторы Чебурашки, Кота Матроскина, Волка и Зайца и других известных советских мультперсонажей Эдуард Успенский, Григорий Остер, Юрий Энтин, Александр Курлянский, Анатолий Савченко и Алексей Котеночкин решили обратиться с открытым письмом к президенту Дмитрию Медведеву.

Писатели просят главу государства о встрече, на которой хотят обсудить ситуацию с правами на своих героев, которые сейчас принадлежат ФГУП "Союзмультфильм". Авторы надеются, что президент поможет им отстоять их авторское право и по справедливости определит порядок использования оставшегося от СССР мультипликационного наследия.

Сценаристы не претендуют на права на мультфильмы как на целое произведение, они пытаются найти основания для приватизации "права на персонаж", то есть возможности использовать узнаваемый персонаж (Винни-Пуха или Волка из "Ну, погоди!") в коммерческих целях. В 90-е гг. часть мультипликаторов самовольно продавали права на использование тех или иных персонажей (наиболее известны многократные случаи продажи права на Чебурашку). Сейчас, когда государственный контроль над отраслью восстановлен, эти некогда успешные сделки представляются как юридический прецедент.

Как отмечают в ФГУП "Союзмультфильм", права на анимационные фильмы всегда принадлежали и сейчас принадлежат "Союзмультфильму". Права на персонажи как на часть аудиовизуальных произведений - мультфильмов, также принадлежат "Союзмультфильму", это неоднократно разъяснялось юридическими и государственными инстанциями. Что касается авторских прав сценаристов, то они, как особо отметили в "Союзмультфильме", оплачиваются по закону: владелец прав выплачивает проценты от прибыли при реализации произведений вообще, и персонажей в частности.

В ФГУП считают, что используя свой общественный авторитет, известные мультипликаторы пытаются получить большую, но незаконную выгоду от реализации своих произведений: бывшие творческие работники киностудии, прежде всего художники-постановщики и сценаристы, пытаются обогатиться, продавая права на коммерческое использование персонажей мультфильмов – на обертках мороженого, на школьных принадлежностях, в мягкой игрушке и т.д. Это делается со ссылкой на авторские права, якобы принадлежащие то ли художникам, то ли сценаристам. Они пытаются использовать свое "право на персонаж" как люди, якобы его единолично придумавшие или нарисовавшие. Кроме того, сценаристы и художники постоянно вступают в конфликт между собой.

Однако в "Союзмультфильме" отмечают, что юридических оснований у соавторов мультипликационных фильмов распоряжаться персонажами нет и никогда не было. "На сегодняшний день нет ни одного судебного решения, прямо закрепляющего права коммерческого распоряжения персонажем за сценаристом или художником-постановщиком", - отметил представитель ФГУП.

В настоящее время РФ законодательно определило все аспекты авторского права: с 1993 года действует федеральный закон (ФЗ) "Об авторском праве и смежных правах", а с 1 января 2008 - четвертая часть Гражданского кодекса (ГК) РФ. Действующее законодательство подтверждает, что права на персонаж мультфильма, как части произведения, принадлежат владельцу прав на весь мультфильм, как единое произведение: "охраняемые законом права на часть произведения, на его название, на персонаж произведения включаются в состав авторских прав на произведение в целом" (пункт 7 статьи 1259 ГК РФ). Иными словами, права на коммерческое использование персонажей мультипликационных фильмов принадлежат ФГУП "Союзмультфильм".

"Бывшие творческие работники киностудии "Союзмультфильм" пытаются представить персонаж частью другого, отдельного от мультфильма художественного произведения - сценария, рисунка и т.п. якобы использованных при производстве мультфильма. Но такая позиция вызвана либо юридической неграмотностью, либо основана на сознательных недомолвках. На самом деле сам персонаж появляется только в процессе создания мультфильма, его узнаваемость и популярность и есть результат появления мультфильма, а не его предтеча", говорят в "Союзмультфильме".

"Любой участник творческой киногруппы вносил в создание персонажа свой труд, как составную часть работы всей киностудии. Сценарист - давал словесное описание образа и его действий, художник – рисовал варианты его внешнего облика, кукловод - отрабатывал движения, монтажер - создавал последовательность действий. Авторские права на эти отдельные результаты творческого труда действуют и оплачиваются до сих пор, но никто из участников киногруппы не может распоряжаться результатом коллективного труда - узнаваемым персонажем", - заключили представители "Союзмультфильма".

Киностудия "Союзмультфильм" образована в 1936 году. За время существования киностудии на ней произведено около 1500 анимационных фильмов. В 1960-80-е годы ХХ века на киностудии созданы самые известные мультфильмы – две серии "Малыша и Карлсона" (1968-1970), 18 серий "Ну, погоди!" (1969-1993), четыре серии "Крокодила Гены" (1969-1983), три серии "Винни-Пуха" (1969-1972), 10 серий "38 попугаев" (1975-1983) и многие другие. В 90-е гг. "Союзмультфильм" перешел на арендные соглашения, его сотрясали различные скандалы. В 2003г.киностудия переименовывается в ФГУП "Фильмофонд киностудии "Союзмультфильм". В настоящее время ФГУП является единственным исключительным правообладателем крупнейшей коллекции советской и российской мультипликации, насчитывающей около 1300 рисованных и кукольных мультипликационных фильмов. В конце декабря 2006 года правительство РФ выпустило специальное распоряжение, подтвердив исключительные права ФГУП на аудиовизуальные произведения, снятые на "Союзмультфильме" с момента создания и до перехода киностудии на арендные отношения, то есть с 1936-го до 1989 год.