Управляющим компаниям могут запретить выставлять счета за коммунальные услуги. Информационно расчетные центры жкх Создание ерц


В рамках заседания Президиума Государственного Совета, состоявшегося 23 ноября 2010 года, Президент России поставил на повестку дня вопрос о создании единых расчетных центров. "Думаю, что люди не дожны оплачивать безалаберность коммунальщиков и расхлябанность в системе местного самоуправления, поэтому есть неплохая идея создания муниципальных баз данных. В таких базах могла бы храниться информация по всем направлениям, причем в режиме постоянной актуализации и об объемах поставленных ресурсов, и об истории платежей, кто как платит у кого какие проблемы" - подчеркнул Президент.

В поддержку высказанной идеи выступил и Василий Алексеевич Юрченко, который в то время занимал должность губернатора Новосибирской области: "Необходимо создавать информационные центры при муниципалитетах или жилищных инспекциях. Эти центры будут консультировать граждан по вопросам оказания жилищно-коммунальных услуг и взаимодействия с управляющими компаниями, внедрять передовые технологии, по сбору, хранению данных о потреблении коммунальных ресурсов, их стоимости и оплате".

Как мы видим концепция таких центров заключалась в сборе, переработке и хранении информации о правильности начисления упрвляющими организациями, ТСЖ, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами собственникам и нанимателям жилых помещений, платы за пользование помещениями, за потребление коммунальных ресурсов, сведения о потребленных коммунальных ресурсах.

Однако впоследствии данная модель была дополнена сегментом проведения этими центрами расчетных функций, а также функций платежного агента, которому от собственников помещений поступают денежные средства, подлежащие распределению конечным поставщикам ресурсов и управляющим организациям. В тот же период данная схема получила название "расщепление платежей".

Примечательно то, что до сих пор в законодательстве Российской Федерации такая дефиниция как "расщепление платежей" отсутствует.
Однако по прошествии времени система единых информацинно-расчетных центров (ЕИРЦ) стала повсеместно внедряться в субъектах Российской Федерации, показала как свои положительные так и отрицательные стороны. И, что немаловоажно, возникла проблема так называемого "навязывания" этих ЕИРЦ путем несовершенства жилищного законодательства, позволяющего использовать часть 15 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) в качестве лазейки: управляющая организация вправе заключить агентский договор с организацией ЕИРЦ на осуществление платежей за пользование помещением и коммунальные услуги.

Фактически без предварительного согласования с собственниками. Однако большинство неискушенных граждан из числа собственников, полагаясь на правомерность деятельности ЕИРЦ, к сожалению, не владеет информацией о том, что прежде, чем заключить договор с организацией ЕИРЦ, собственники должны принять соответствующее решение на общем собрании. В регионах активный сегмент гражданского общества в настоящее время отстаивает свои жилищные права и интересы. Люди не против феномена ЕИРЦ, а против необосновнанного навязывания тех услуг ЕИРЦ, которые им не нужны.

Прежде всего, следует отметить что использование схемы оплаты через ЕИРЦ - есть ни что иное как изменение порядка внесения платы за содержание помещений, за коммунальные услуги.

Привычный порядок внесения такой платы непосредственно управляющей организации (часть 7 статьи 155 ЖК РФ) закреплен в договорах управления многоквартирным домом (ДУ МКД) (пункт 3 части 3 статьи 162 ЖК РФ).

Согласно статье 423 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) порядок внесения платы является существенным условием ДУ МКД. Часть 8 статьи 162 ЖК РФ и часть 1 статьи 452 ГК РФ регламентируют порядок внесения изменений и дополнений в договор в той же форме, в какой заключен основной договор (т.е. письменной форме).

Немаловажным аспектом является и взимание комиссии организацией ЕИРЦ за оказание услуг платежного агента. Аналогичным образом, перечень работ и услуг, а также их финансовое обоснование должны ежегодно утверждаться на общем собрании собственников помещений согласно Постановлению Правительства от 13.08.2006 г. №491. Минстрой Российской Федерации в своем письме от 15.06.2016 № 18560-ОД/04 подтверждает данную норму подзаконного нормативного правового акта Правительства России.

Наконец, за последние 6 лет накоплена большая судебная практика, направленная против "произвола" управляющих организаций, ТСЖ ит.п. и ЕИРЦ.

Так в Апелляционном Определении Саратовского областного суда от 17.09.2013 по делу № 33-5947 суд признал недействительными агентские договоры, заключенные между ТСЖ и организацией ЕИРЦ без решения общего собрания членов ТСЖ, а расходы на обязательные платежи агентам за совершение расчетно-кассовых операций - незаконными. Наряду с этим в Постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 07.04.2016 г. по делу № А62-2433/2015 суд оставил в силе решения судов нижестоящей инстанции, кассационную жалобу организации ЕИРЦ - без удовлетворения и подчеркнул недопустимсть навязывания собственникам условий о перечислении ими денежных средств на расчетный счет организации ЕИРЦ, как невыгодных для собственников и не относящихся к предмету договора управления.

Плата иным организациям - подчеркнул суд - может вноситься только на основании решения собрания собственников жилья.

Таким образом, внедрение в России ЕИРЦ должно проводиться в строгом соизмерении с жилищными правами и интересами собственников, ибо только с их предварительного согласия и принятия соответствующего решения на общем собрании могут устанавливаться, изменяться и прекращаться гражданские права и обязанности, но никак не путем злоупотребления правами граждан и использования лакун и коллизий нашего еще не вполне совершенного жилищного законодательства.

Президент РТ поручил «Татэнергосбыту» взять под контроль коммунальные платежи населения на 33 млрд рублей

Накануне президент Татарстана на заседании правительства РТ упрекнул жилищников в финансовой неразберихе. Из года в год поставщики коммунальных услуг жалуются на «хулиганство» при расщеплении платежей жильцов. Наконец «гордиев узел» был разрублен. Сегодня президент РТ распорядился создать с 1 января единый расчетный центр под управлением «Татэнергосбыта», под контроль которого перейдет денежный поток в 33 млрд рублей.

Проводы зимы

Первое в этом году заседание республиканского штаба по подготовке к предстоящему отопительному сезону прошло сегодня под руководством президента Татарстана Рустама Минниханова без привычных «постзимних» финансовых разборок… Пожалуй, впервые за последнее десятилетие жилищники «проводили» зиму не без долгов, конечно, но с обнадеживающими шансами на полную и скорую их оплату поставщикам этих ресурсов.

Как заявил министр строительства, архитектуры и ЖКХ Ирек Файзуллин, просроченная задолженность коммунальщиков за газ к 1 мая этого года составила 566,6 млн рублей, снизившись на 61 млн рублей, а долг за электроэнергию составил 205,7 млн рублей, снизившись на 45,7 млн рублей. Оценивая масштабы «долговой петли», Ирек Файзуллин отметил, что накопленные за зиму долги за газ и электроэнергию заметно ниже «уровня задолженности в 2013-2016 годах. А учитывая, что коммунальщики в этом году «отпустили» тепла на 9,3 млрд рублей, то прозвучавшие цифры долга не должны пугать газовиков, а, напротив, даже радовать невиданными чудесами платежной дисциплины.

Добавим, что уровень собираемости платежей за услуги ЖКХ с населения на порядок выше - 98,6%. Ежегодный сбор достигает 33 млрд рублей, указал Файзуллин. Казалось бы, разрыв между долгами населения и управляющих компаний перед поставщиками ресурсов стремительно сокращается, а последние исправно рассчитываются по счетам энергетиков и газовиков. Так к чему копья ломать?

Уровень собираемости платежей за услуги ЖКХ с населения - 98,6%. Ежегодный сбор достигает 33 млрд рублей, указал Файзуллин. Фото kirov.ru

«Татэнергосбыт» вводит «казначейский» порядок в ЖКХ

И тем удивительнее прозвучала главная и сенсационная новость дня об учреждении правительством республики единого расчетного центра, через который будет проходить весь денежный поток населения республики за услуги ЖКХ.

Интересно, что о предстоящей реформе в сфере расчетов доложил не кто-либо из профильного министерства, а глава Государственной жилищной инспекции Сергей Крайнов, осуществляющий надзор за исполнением жилищного законодательства. Главный бич ЖКХ, по его словам, отсутствие внешнего контроля за целевым расходованием средств населения, чему невольно потворствует и частая смена федеральных методик для расчета платежей за тепло.

Только в прошлом году ее меняли дважды: просто задергали, граждане дезориентированы! - воскликнул он, не называя, впрочем, автора творческих преобразований. Зато медвежьей услугой исправно пользуются «карманные» ЕРЦ.

«Отдельными управляющими компаниями Альметьевска расторгнуты договоры с единым расчетным центром города, а взамен созданы собственные ЕРЦ. Это позволило скрывать размер платы за поставленные коммунальные услуги. Долги управляющих компаний ООО «ЖЭУ-10», «ЖЭУ-13» и ООО «Русло» перед «ресурсниками» достигли 36 млн рублей», - сообщил Крайнов. «Играют» с начислениями по ОДН, по его словам, ЕРЦ Бугульмы, а в Казани используют расхождения в методиках при начислении платы за тепло. Всего по итогам 2016 года выявлено 1868 нарушений, возвращено 25 млн рублей излишне начисленной платы.

Эти нарушения станут невозможными, если расчеты будет проводить единый расчетный центр, сообщил Сергей Крайнов, уточнив, что такое поручение дано президентом РТ. По его словам, преимущество центра в том, что здесь будет введена система расчетов, подобная казначейской. Описывая «казначейскую» структуру нового центра республики, он указал, что в нем будут образованы три группы счетов, на которые и будут поступать средства населения после их расщепления. Для перечисления за «жилищные услуги» будут открыты счета подрядных организаций, но деньги будут поступать «только после подписания ими актов выполненных работ с УК». «За поставленные коммунальные услуги будут открыты счета ресурсоснабжающих организаций. Но им перечисления будут производиться только после подписания актов сверки с УК. За управление домами - на счета управляющих организаций, которыми УК смогут распоряжаться поэтапно при предоставлении соответствующих документов»,- сообщил Крайнов.

По словам Рифнура Сулейманова, 47 муниципальных ЕРЦ рассчитывают 1,269 млн лицевых счетов в республике, а более тысячи ЕРЦ работают при ТСЖ и ЖСК. Фото Максима Платонова

Расщепление платежей доверят банковскому агенту

Вслед за ним на трибуну поднялся глава «Татэнергосбыта» Рифнур Сулейманов, на базе которого по поручению президента решено учредить республиканский расчетный центр. Он отметил, что подобные центры уже созданы в нескольких субъектах РФ. «Сбербанк уже создал центры в 12 регионах РФ, а ИНТЕР-РАО - в Московской и Ленинградской областях. Они оказывают влияние на положение региона, поэтому нам нужно защитить и свои интересы», - сказал он.

Рифнур Сулейманов согласился с тем, что расчет платежей за услуги ЖКХ ведется в республике разрозненно, хотя еще в 2011 году правительство рекомендовало преобразовать ЕРЦ в муниципальные с участием в капитале «ресурсников». Но до сих пор система остается прежней. По его словам, 47 муниципальных ЕРЦ рассчитывают 1,269 млн лицевых счетов в республике, а более тысячи ЕРЦ работают при ТСЖ и ЖСК. Причем возможности для хранения всей информации у них нет, а размер платы за услуги сильно разнится: от 50 копеек до 82 рублей за подготовку одного лицевого счета. В результате страдают поставщики коммунальных услуг, которые получают деньги в конце месяца, и не в полном объеме, отметил он. Говоря о функционале нового ЕРЦ, он предложил разделить «зоны ответственности». «ЕРЦ будет формировать квитанции, а расщепление и перечисление платежей будет выполнять уполномоченный банк», - сказал он как о решенном деле. Однако пока неизвестно, кто им станет. Банк-партнер определится во время конкурсного отбора, уточнили представители Минстроя.

В подчинение «Татэнергосбыта» перейдут действующие сегодня муниципальные ЕРЦ, обслуживающие управляющие компании Казани, Набережных Челнов и других городов. Им придадут статус филиалов «Татэнергосбыта».

«Единая расчетная база позволит обеспечить четкость расщепления платежей между поставщиками услуг ЖКХ и своевременность их поступлений, - заявил президент РТ Рустам Минниханов. - Это решение уже принято. Ни у кого никакой задачи нет, кроме как обеспечить сбор платежей, а возможности для воздействия (на должников, - прим . ред . ) у него есть», - пояснил он.

Объясняя выбор в пользу «Татэнергосбыта», глава Минстроя РТ Ирек Файзуллин рассказал, что компания охватывает всех потребителей электричества, а показатель сбора платежей превышает 99%

«Это не его инициатива, это поручение президента»

Президент уточнил, что создание ЕРЦ республики не его инициатива (гендиректора ТЭС Рифнура Сулейманова), а поручение президента. «Для него это дополнительная нагрузка», - заметил Минниханов, поручив к четвертому кварталу завершить передачу баз данных.

Чтобы всем было понятно - это не его инициатива, это поручение президента, правительства, а для него это дополнительная нагрузка, - разъяснил для всех Минниханов. Ничего он от этого не получает, кроме проблем. Но когда мы все систематизируем, когда мы систематизируем и выстроим, то можем быть уверенными за сбыт и за сбор и сможем спать спокойно. Других форм работы не будет. Если есть муниципалитеты, которые уже сейчас хотят включиться в эту работу, то нужно приветствовать. Пусть приступают, чтобы в конце года закончить передачу всех баз данных. Чтобы с 1 января эта система заработала, в четвертом квартале должен пройти переходный период, нужно отработать всевозможные ситуации. Чем быстрее организуем, тем меньше будет проблем. Рифнур, это задача стоит. Если что-то не получается, то вот - министр, вот - премьер-министр, если какое-то недопонимание есть, в любое время пишите мне.

Объясняя выбор в пользу «Татэнергосбыта», глава Минстроя РТ Ирек Файзуллин рассказал, что компания охватывает всех потребителей электричества, а показатель сбора платежей превышает 99%. «Татэнергосбыт» два года отрабатывал пилотный проект по прямым договорам с населением, поэтому расчетную систему можно упростить. «И у нас сегодня, у ТЭС штатные люди есть в каждом муниципальном образовании - нет смысла держать такую армию расчетчиков. Они же на шее у населения находятся! - дополнил Файзуллин.

По его словам, будущий размер комиссии за расчетные услуги «Татэнергосбыта» определится позже, но обычно она колеблется в пределах 2-4/% от общей суммы сборов. «Замечу, что за расчет электричества ТЭС комиссию не получает», - сказал Файзуллин.

«В связи с реконструкцией Адмиралтейской слободы запланировано прекращение работы промышленной площадки Казанского вертолетного завода, и будет закрыта ведомственная котельная, отапливающая семь жилых домов и два детских сада», - сообщил Калинкин. Фото Олега Тихонова

Казань: есть три микрорайона, которые могут остаться без тепла

Глава исполкома Денис Калинкин доложил на заседании штаба, что предыдущий сезон прошел без резонансных отключений, но уже сейчас обнаружились проблемные дома, которые могут остаться без тепла.

Требует решения вопрос с переключением шести МКД в Советском районе от убыточных котельных УК «Просто молоко». Проблема осложнена тем, что в районе улицы Арбузова нет других источников тепла, поэтому необходимо строительство блочно-модульной котельной с ориентировочной стоимостью 35,5 млн рублей, - обозначил первую точку Калинкин. - В связи с реконструкцией Адмиралтейской слободы запланировано прекращение работы промышленной площадки Казанского вертолетного завода, будет закрыта ведомственная котельная, отапливающая семь жилых домов и два детских сада. Для переключения потребителей необходима реконструкция котельной «Казэнерго», а также прокладка теплотрассы и установка узлов. Предварительная стоимость - 21 млн рублей. И третье - теплоснабжение 13 МКД и детского сада в бывшем военном городке в жилом массиве Аракчино Кировского района Казани, где требуется перекладка сетей, переданных Минобороны РФ в ветхом состоянии.

Однако премьер-министр Алексей Песошин слегка приостановил желание властей быстро получить спасительный транш из бюджета РТ: «Пока не будет решен комплекс вопросов по Адмиралтейской слободе, котельная будет работать. Думаю, прокуратура нам поможет. «Просто молоко» - котельная тоже будет работать. По военному городку тоже надо разобраться, потому что там дома, находящиеся в аварийном состоянии, не приняты, они сейчас в воздухе «висят».

Луиза Игнатьева

Вместе с тем, из материалов круглого стола, имеющихся в распоряжении портала ГАРАНТ.РУ, следует, что во многих регионах России
(г. Москва, Московская область, Ленинградская область, г. Казань) ЕИРЦ уже созданы. Однако, как отметил Юрий Липатов, в работе существующих расчетных центров имеются недостатки. Так, по его словам, нередко выявляются ошибки при формировании платежных документов, отсутствует прозрачность расчетов, недостаточно активно ведется работа по возврату дебиторской задолженности, существуют перебои в функционировании личных кабинетов пользователей.

Вместе с тем в Московской области работа по внедрению расчетных центров началась еще в 2013 году и, по словам министра ЖКХ Московской области Евгения Хромушина, собираемость платежей с момента внедрения системы ЕИРЦ достигает 100%. Однако, министр отметил позицию жителей многоквартирных домов, которые не доверяют расчетам, если они осуществлены частной компанией, в какой организационно-правовой форме бы они ни были представлены. "Граждане хотят, чтобы за организацию, которая осуществляла расчет коммунальных платежей, отвечала муниципальная или региональная власть", – подчеркнул министр. – Поэтому в состав ЕИРЦ должна входить государственная структура, например, по примеру Подмосковья" [блокирующий пакет (25,1%) ООО "МосОблЕИРЦ" принадлежит ГУП МО "Коммунальные системы Московской области". – Ред. ].

Елена Солнцева пояснила, что организации, которые будут выполнять функции ЕИРЦ, могут быть отобраны на конкурсной основе органом государственной власти субъекта или же учреждены непосредственно им. В этом случае субъект федерации будет нести субсидиарную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение ЕИРЦ своих обязанностей.

Какие документы необходимо предоставить гражданину в управляющую организацию для перерасчета размера платы за коммунальные услуги за период временного его отсутствия? Узнайте ответ из материала "Перерасчет платежей при временном отсутствии жильцов" в"Домашней правовой энциклопедии" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Первый заместитель Председателя Правительства Ленинградской области – председатель комитета финансов Роман Марков , в свою очередь, поделился опытом работы созданных в области ЕИРЦ, которым к настоящему времени передали полномочия по расчету, начислению и распределению денежных средств, перечисляемых гражданами за коммунальные услуги, более 130 управляющих организаций. В связи с этим представитель региона предложил предусмотреть в законопроекте возможность продолжения работы уже созданных центров. "На уровне региона нами очень много затрачено средств и сил для создания этой системы, и хотелось бы, чтоб как минимум три года была возможность этим центрам работать без процедуры отбора", – предложил Роман Марков.

Заместитель министра энергетики РФ Вячеслав Кравченко положительно оценил практику регионов по внедрению ЕИРЦ, отметив необходимость учесть их предложения при рассмотрении законопроекта.

Законопроект планируется внести в Госдуму в текущую весеннюю сессию.

Вы желаете создать Расчетно-кассовый центр в своем городе и начать строить серьезный бизнес на организации обслуживания населения?

Для начала, вам необходимо оценить потенциальное количество обслуживаемых лицевых счетов. Опыт показывает, что организация РКЦ становится прибыльной как бизнес-проект начиная с 27-28 тыс. лицевых счетов (порядка 80-110 тыс. населения). Для создания РКЦ такого масштаба необходимо, как минимум, согласие муниципальных властей.

  1. Необходимо определиться с принципами формирования доходной базы. Возможны следующие схемы:
  • Открытое включение услуг РКЦ в тариф на содержание и текущий ремонт (он же – «тариф на управление»).
  • Абонентская плата за обслуживание одного лицевого счета.
  • Комбинированная схема – абонентская плата за обслуживание одного ЛС и процент от собранных денег.
  • Процент от начисленных средств.
  • Процент от собранных денег.

Наиболее предпочтительным, на наш взгляд, является схема с процентом от собранных средств. Она понятна всем участникам схемы и ориентирует РКЦ на максимальный процент сбора. Оптимальный размер, по нашему опыту, составляет 4-4,5% (сюда же входит и оплата за сбор средств, в том числе комиссии банков). Однако каждая из этих схем имеет свои достоинства и недостатки.

  1. Необходимо определиться с якорным клиентом, который должен обеспечить до 80% оборота РКЦ. Как правило, если есть явно декларируемое согласие органов местного самоуправления на создание РКЦ, якорными клиентами выступают крупные управляющие организации. Один из вариантов – когда одна или несколько крупных управляющих организаций тем или иным образом аффилированы с муниципальными властями. Тогда задача создания РКЦ сильно упрощается. В ином случае, потенциальные якорные клиенты должны увидеть выгоды от работы с будущим РКЦ. Этими выгодами могут быть:
  • Сокращение затрат на биллинг. Необходимо показать крупным управляющим организациям, что перенос биллинга на аутсорсинг для них экономически выгоден. Для этого нужно наличие не одного, а нескольких якорных клиентов. Тогда можно предоставить расчеты, из которых будет видна выгода и для управляющей организации, и для РКЦ.
  • Процент за услуги РКЦ должен быть такой, чтобы переход на работу с РКЦ был для них выгоден.
  • При работе с РКЦ его клиенты должны получать дополнительные услуги – например, услуги портала, юридические услуги по взысканию задолженности, услуги подготовки отчетности.

  • Методические материалы, основанные на параметрах потенциальных клиентов РКЦ, которые демонстрируют для клиентов экономическую выгоду переноса биллинга на аутсорсинг.
  • Типовые договоры между РКЦ и его клиентами в зависимости от выбранной схемы работы.
  • Типовые коммерческие предложения от РКЦ к имеющимся и потенциальным клиентам по дополнительным услугам.
  • Консультации по организации дополнительных услуг.
  • Проведение переговоров и презентаций для потенциальных клиентов и органов МСУ по дополнительным услугам и созданию МИР на базе РКЦ.
  • Расчет параметров (процент, цена обслуживания ЛС и т.п.) доходной части исходя из заявленных Заказчиком с описанием методологии расчета.
  1. Необходимо понимать топологию офисов РКЦ. В типовой схеме у РКЦ есть три вида офисов:
  • Центральный офис, где располагаются сервера и происходит регулярный прием граждан.
  • Абонентские пункты, где происходит прием граждан по вопросам регистрации движений по лицевым счетам, объяснение начислений в квитанциях, распечатка, при необходимости, квитанций плательщикам по индивидуальным запросам, прием показаний приборов учета и т.п.
  • Пункты приема платежей. Они могут быть совмещены с абонентскими пунктами.
  • Отдельно стоящие терминалы расчетного центра по приему платежей.
  • Необходимо договориться с банками о комиссии по приему платежей и принципах документооборота. Стандартная комиссия Сбербанка – 1,5-2%. Необходимо договариваться. Учитывая большие обороты и административный ресурс можно попробовать договориться на комиссию в 0,8-0,9% (меньше получится, вряд ли, т.к. комиссия за инкассацию обычно – 0,7% от суммы). Если это удастся – это будет дополнительный аргумент для якорных клиентов (см.п.3). В зависимости от договоренности с банками будет понятна необходимость в пунктах приема платежей РКЦ, а также их топология, если делать их все-таки необходимо. Топология также будет зависеть от наличия и качества каналов связи в населенном пункте. Договариваться с почтой о приеме платежей целесообразно только в малонаселенных пунктах, где отсутствуют офисы Сбербанка и держать собственный пункт приема платежей экономически невыгодно. Случаи, когда с почтой удалось договориться менее, чем за 1,5% от суммы платежа, нам неизвестны.
  • Все вышеперечисленное относилось к классической схеме организации РКЦ, когда его клиентами являются управляющие организации, и РКЦ работает по агентским договорам. Возможны также альтернативные схемы, например, работы напрямую с поставщиками ресурсов. Однако они более сложны, так как требуют детальной юридической проработки ввиду того, что противоречат Жилищному Кодексу и Постановлениям Правительства №307 и №354 для Организации альтернативных схем РКЦ.
  • Компания 1С-Рарус предлагает:

    • Описание альтернативной схемы работы РКЦ с аргументацией в ее пользу, учитывая параметры Заказчика, и ссылками на нормативные акты, подтверждающие возможность работы по предлагаемой схеме .
    • Разработка типовых договоров между РКЦ и потенциальными клиентами.
    • Разработка схем проведения общих собраний собственников (при необходимости), разработка необходимых документов (извещения, протокол и т.п.).
    • Участие в качестве внешних экспертов в общих собраниях собственников (при необходимости).
    • Расчет типовой сметы на проведение общего собрания собственников.
    1. После решения вышеперечисленных вопросов необходимо составить бизнес-план создания и функционирования РКЦ. Для составления бизнес-плана надо понимать возможности в кредитных и инвестиционных ресурсах, а также ожидаемую отдачу для инвесторов на вложенные средства. Составление такого бизнес-плана - это, прежде всего, поиск баланса между следующими позициями:
    • Ежемесячный оборот (зависит от количества якорных клиентов, которое в свою очередь, зависит от привлекательности РКЦ для них – см. ниже).
    • Мощность административного ресурса.
    • Ожидания инвесторов РКЦ.
    • Возможности кредитования для организаторов РКЦ.
    • Уровень сбора платежей в муниципалитете.
    • Добро муниципальных властей на жесткое обращение с неплательщиками.
    • Предлагаемые якорным клиентам условия сотрудничества.
    • Допустимые ошибки в работе РКЦ (Имеется в виду вот что: если политическая обстановка в муниципалитете сложна, то никто не простит РКЦ даже одной массовой ошибки при расчете квитанций. Массовой считается ошибка, когда количество неправильных квитанций превышает 2% от общего количества. Если это недопустимо – то это ужесточает требования к ПО и персоналу, а следовательно, увеличивает и расходы).
    1. После формирования бизнес-плана можно приступать к выбору ПО, поскольку уже ясно, на какие деньги можно рассчитывать. Для помощи в выборе ПО и необходимого оборудования.

    Компания 1С-Рарус предлагает:

    • Разработка оптимальной топологии расположения абонентских пунктов и пунктов приема платежей (если они есть в модели РКЦ) на основе разработанной (или предложенной Заказчиком) схемы функционирования РКЦ.
    • Предложение по каналам связи и средствам коммуникации с рекомендациями поставщиков либо создание программно-аппаратного комплекса «под ключ».
    • Методические рекомендации по выбору программного обеспечения.
    • Рекомендации по выбору конкретного ПО исходя из требований по качеству и параметров бизнес-плана.