В каких случаях проводится государственная экологическая экспертиза. Как проходить государственную экологическую экспертизу для обезвреживания и размещения отходов


Настоящего Федерального закона, в том числе повторная, проводится при условии соответствия формы и содержания представляемых заказчиком материалов требованиям настоящего Федерального закона, установленному порядку проведения государственной экологической экспертизы и при наличии в составе материалов, подлежащих экспертизе:

документации, подлежащей государственной экологической экспертизе в соответствии со и настоящего Федерального закона, за исключением объектов, указанных в подпунктах 7.1 и 7.3 статьи 11 и подпункте 4.1 статьи 12 настоящего Федерального закона, в объеме, который определен в установленном порядке, и содержащей материалы оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе;

(см. текст в предыдущей редакции)

положительных заключений и (или) документов согласований исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, получаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

(см. текст в предыдущей редакции)

заключений федеральных органов исполнительной власти по объекту государственной экологической экспертизы в случае его рассмотрения указанными органами и заключений общественной экологической экспертизы в случае ее проведения;

абзацах третьем - пятом

1.1. Государственная экологическая экспертиза объектов, указанных в подпунктах 7.1 и 7.3 статьи 11 и подпункте 4.1 статьи 12 настоящего Федерального закона, в том числе повторная, проводится при условии соответствия формы и содержания материалов, направляемых федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченными на проведение государственной экспертизы проектной документации, требованиям настоящего Федерального закона, установленному порядку проведения государственной экологической экспертизы и при наличии в составе направляемых материалов:

(см. текст в предыдущей редакции)

документации, подлежащей государственной экологической экспертизе и содержащей материалы оценки воздействия объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах особо охраняемых природных территорий, на соответствующую особо охраняемую природную территорию, в случае проведения государственной экологической экспертизы объектов, указанных в подпункте 7.1 статьи 11 и подпункте 4.1 статьи 12

(см. текст в предыдущей редакции)

документации, подлежащей государственной экологической экспертизе и содержащей материалы оценки воздействия искусственных земельных участков на окружающую среду, в случае проведения государственной экологической экспертизы объектов, указанных в подпункте 7.3 статьи 11 настоящего Федерального закона;

заключений общественной экологической экспертизы в случае ее проведения;

материалов обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных органами местного самоуправления.

подпункте 7.1 статьи 11 и подпункте 4.1 статьи 12 настоящего Федерального закона, правами и обязанностями в соответствии со и настоящего Федерального закона обладает лицо, являющееся заказчиком в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Федеральный орган исполнительной власти в области экологической экспертизы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно запрашивают документы, указанные в абзацах четвертом и пятом настоящего пункта (сведения, содержащиеся в них), в федеральных органах исполнительной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, если указанные документы (сведения, содержащиеся в них) находятся в распоряжении таких органов либо организаций и лицо, представившее на экспертизу материалы, не представило указанные документы по собственной инициативе.

(см. текст в предыдущей редакции)

При направлении материалов на государственную экологическую экспертизу объектов, указанных в подпункте 7.3 статьи 11 настоящего Федерального закона, правами и обязанностями в соответствии со и настоящего Федерального закона обладает лицо, с которым заключен государственный или муниципальный контракт на подготовку проектной документации искусственного земельного участка либо заключен договор о создании искусственного земельного участка.

2. Государственная экологическая экспертиза проводится при условии ее предварительной оплаты заказчиком документации, подлежащей государственной экологической экспертизе, в полном объеме и в порядке, устанавливаемых федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Начало срока проведения государственной экологической экспертизы устанавливается не позднее чем через пятнадцать дней, а в отношении объектов, указанных в подпунктах 7.1 и 7.3 статьи 11 и подпункте 4.1 статьи 12 настоящего Федерального закона, не позднее чем через три дня после ее оплаты и приемки комплекта необходимых материалов и документов в полном объеме и в количестве, которые соответствуют требованиям пунктов 1 , 1.1 и настоящей статьи.

(см. текст в предыдущей редакции)

Начало срока проведения государственной экологической экспертизы не изменяется в случае, если федеральный орган исполнительной власти в области экологической экспертизы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации запрашивают необходимые для проведения государственной экологической экспертизы документы (сведения, содержащиеся в них) самостоятельно.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Срок проведения государственной экологической экспертизы не должен превышать два месяца и может быть продлен на один месяц по заявлению заказчика, если иное не предусмотрено федеральным законом.

(см. текст в предыдущей редакции)

4.1. Направление материалов на проведение государственной экологической экспертизы объектов, указанных в подпунктах 7.1 и 7.3 статьи 11 и подпункте 4.1 статьи 12 настоящего Федерального закона, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченными на проведение государственной экспертизы проектной документации, в течение трех дней с даты представления этих материалов в данные органы.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Государственная экологическая экспертиза проводится экспертной комиссией , образованной федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации для проведения экологической экспертизы конкретного объекта.

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Результатом проведения государственной экологической экспертизы является заключение государственной экологической экспертизы, отвечающее требованиям

Доронин Олег Леонидович, генеральный директор компании "Экологические услуги", Н. Рогожинская, коммерческий директор компании "Экологические услуги"

Публикуем материал пятого обучающего видео-урока из цикла "Введение в экологию за 30 дней" , который компания "Экологические услуги" размещает на канале YouTube.

Когда организация решает заняться обезвреживанием и размещением отходов, то прежде чем приступить к самой деятельности, на это ей понадобится лицензия на обезвреживание и размещение отходов. С начала подготовки документов до запуска работы может пройти минимум год. За это время руководству организации предстоит определиться с перечнем отходов, с которым компания планирует иметь дело, выбрать площадку, где будет кипеть работа, найти, закупить и установить оборудование, обучить сотрудников работе по обращению с отходами, а главное - подготовить внушительный перечень документов, входящих в материалы обоснования лицензируемой деятельности, пройти ряд процедур. Среди которых проведение общественных слушаний и прохождение государственной экологической экспертизы.

Более подробнее о перечне документов, который требуется собрать, чтобы была получена лицензия на обезвреживание и размещение отходов, читайте на странице услуги .

В этой статье мы затронем только процесс прохождения государственной экологической экспертизы.

Рис. Действующие лица при прохождении государственной экологической экспертизы


Итак, государственная экологическая экспертиза - это установление соответствия будущей деятельности конкретной организации, которая априори будет негативно влиять на окружающую среду, законодательным правилам и нормам. Регламентом, утвержденным Министерством природных ресурсов, определено, что экспертом выступает государственная экспертная комиссия территориального органа Росприроднадзора.

Проектная документация объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I - V классов опасности, подлежит государственной экологической экспертизе (сокращенно – ГЭЭ).

Прохождение экспертизы, перечисление этапов процедуры, процесс взаимодействия представителей Росприродзадзора и заявителя (соискателя лицензии), сроки оказания услуги описаны в утвержденном Приказом Минприроды России от 06.05.2014 №204 "Административном регламенте Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по организации и проведению государственной экологической экспертизы федерального уровня".

Рис. Этапы процедуры государственной экологической экспертизы


Процедура ГЭЭ состоит из 6-ти этапов:
  • Прием и регистрация заявления и материалов.
  • Рассмотрение заявления и представленных материалов.
  • Формирование и направление межведомственных запросов.
  • Подготовка и издание приказа об организации и проведении ГЭЭ.
  • Проведение ГЭЭ.
  • Выдача заключения ГЭЭ.
Проведение государственной экологической экспертизы выполняется в течение 3 месяцев , но может быть продлено на 1 месяц по заявлению заказчика. В случае несогласия более трети состава экспертной комиссии с выводами проекта экспертного заключения срок может быть продлен максимум еще на 3 месяца.

Список документов для проведения ГЭЭ весьма обширен. На первом этапе прохождения экологической экспертизы заявитель предоставляет в территориальный орган Росприроднадзора заявление о проведении экспертизы, опись с описанием всего перечня материалов для рассмотрения экспертной комиссии и весь комплект материалов, нужных для получения лицензии.

Регламентом предусмотрена подача документов заявителем двумя способами - почтовым отправлением или в электронном виде с усиленной квалифицированной электронной подписью.

Особенности проведения ГЭЭ

Перечислим ряд особенностей прохождения государственной экологической экспертизы, которые описаны в регламенте. К примеру, на этапе "Проведение ГЭЭ" в случае необходимости экспертная комиссия может выехать на объект заявителя.

Также важно упомянуть, что присутствие заявителя на заседаниях экспертной комиссии является факультативным , то есть он самостоятельно принимает решение, присутствовать ему на заседаниях комиссии или нет. Его участие обязательно при передаче материалов и заявления; в случае, если Росприроднадзор попросит дополнить материалы недостающими документами; в момент оплаты госпошлины и в момент выездной проверки экспертной комиссии.

Информация о завершении ГЭЭ и решение экспертной комиссии официально публикуется в сети Интернет.

Отдельно стоит отметить, что в рамках подготовки материалов обоснования лицензии на обезвреживание и/или размещение отходов перед прохождением государственной экологической экспертизы соискателю лицензии необходимо пройти 2 серьезных шага – разработать раздел ОВОС и пройти общественные слушания. Результаты этих шагов в виде протокола общественных слушаний по местонахождению объекта обезвреживания/размещения отходов и в документе “Оценка воздействия на окружающую среду” (ОВОС) на объект обезвреживания/размещения отходов" входят в перечень документов для прохождения ГЭЭ. Описание этих двух процедур заслуживает написания отдельных подробных статей.

Результатом государственной экспертизы является заключение экспертной комиссии о соответствии представленной документации экологическим требованиям.

(с изменениями от 15 апреля 1998 г., 22 августа, 21, 29 декабря 2004 г., 31 декабря 2005 г., 4, 18 декабря 2006 г., 16 мая, 26 июня, 23, 24 июля, 8 ноября, 30 декабря 2008 г., 9 апреля, 8 мая, 17 декабря 2009 г.)

1. К полномочиям органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в области экологической экспертизы на соответствующей территории относятся:

делегирование экспертов для участия в качестве наблюдателей в заседаниях экспертных комиссий государственной экологической экспертизы объектов экологической экспертизы в случае реализации этих объектов на соответствующей территории и в случае возможного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, намечаемой другой административно-территориальной единицей;

принятие и реализация в пределах своих полномочий решений по вопросам экологической экспертизы на основании результатов общественных обсуждений, опросов, референдумов, заявлений общественных экологических организаций (объединений) и движений, информации об объектах экологической экспертизы;

организация общественных обсуждений, проведение опросов, референдумов среди населения о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит экологической экспертизе;

организация по требованию населения общественных экологических экспертиз;

информирование федеральных органов исполнительной власти в области экологической экспертизы о намечаемой хозяйственной и иной деятельности на территории соответствующего муниципального образования;

информирование органов прокуратуры, федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды и органов государственной власти субъектов Российской Федерации о начале реализации объекта экологической экспертизы без положительного заключения государственной экологической экспертизы;

осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации иных полномочий в данной области.

2. Органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов имеют право:

получать от соответствующих государственных органов необходимую информацию об объектах экологической экспертизы, реализация которых может оказывать воздействие на окружающую среду в пределах территории соответствующего муниципального образования, и о результатах проведения государственной экологической экспертизы и общественной экологической экспертизы;

направлять в письменной форме федеральным органам исполнительной власти в области экологической экспертизы аргументированные предложения по экологическим аспектам реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности.

Глава III. Государственная экологическая экспертиза

Федеральным законом от 16 мая 2008 г. № 75-ФЗ в статью 14 настоящего Закона внесены изменения. Изменение вступает в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования Федерального закона № 75-ФЗ

1. Граждане и юридические лица, права которых нарушены органами экологической экспертизы, заказчиками документации, подлежащей экологической экспертизе, и иными заинтересованными лицами в результате неисполнения ими законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе, могут требовать возмещения им убытков в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.

2. Моральный вред, причиненный гражданину неправомерными действиями в области экологической экспертизы, подлежит компенсации причинителем в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации.

Глава VIII. Разрешение споров в области экологической экспертизы

Президент Российской Федерации Б. Ельцин

Москва, Кремль

представляет собой процедуру, целью которой является недопущение нарушений прав граждан на благоприятную окружающую среду (данное право закреплено Конституцией РФ). О порядке ее проведения и нюансах, касающихся экспертизы такого рода, речь пойдет далее в статье.

Об экологической экспертизе проектной документации

В современном мире все больше внимания уделяется вопросам, связанным с контролем соблюдения природоохранных норм на любой из стадий реализации проектов, в т. ч. при подготовке проектной документации. Экспертиза ее призвана установить соответствие планируемого строительства и прочей деятельности требованиям, установленным нормативными актами, действующими на территории России.

В ходе проведения экспертизы таких объектов удается выяснить, насколько они способны нанести вред окружающей среде, и предпринять меры по предотвращению возможных негативных последствий. Проведение подобной процедуры позволяет избежать реализации проектов, изначально вредных для природы, и ненужных трат, связанных с ними.

Экологическая экспертиза может быть как государственной, так и негосударственной (общественной). Детально об их проведении поговорим далее.

О государственной экоэкспертизе

О том, кто занимается государственной экоэкспертизой проектной документации, говорится в ст. 10 ФЗ «Об экологической экспертизе» от 23.11.2995 № 174-ФЗ. Согласно этой норме, проведение экспертизы возлагается на Госкомитет России по охране окружающей среды и его территориальные подразделения.

Отнесение проектной документации к подведомственности федерального органа власти или органа субъекта РФ осуществляется на основании ст. 11-12 упомянутого выше ФЗ. Так, федеральные органы проводят экспертизу проектной документации, касающейся:

  • строительства или реконструкции объектов, расположенных в особо охраняемых природных зонах федерального уровня;
  • объектов, являющихся особо опасными, уникальными или технически сложными;
  • строительства или реконструкции объектов обороны и безопасности, расположенных в особо охраняемых природных зонах регионального и местного значения (при условии, что такое строительство или реконструкция допускается действующим законодательством РФ);
  • объектов, создаваемых или реконструируемых в целях размещения и/или обезвреживания отходов 1-5 классов опасности, и проекты вывода таких объектов из эксплуатации;
  • земель, используемых, но не предназначенных для размещения или обезвреживания отходов 1-5 классов опасности;
  • искусственных земельных участков на территории водных объектов, относящихся к собственности РФ.

К компетенции же органов власти субъектов РФ относится экспертиза строящихся/реконструируемых объектов, находящихся в региональных или местных природоохранных зонах, не отнесенных к компетенции федерального органа.

Об общественной экоэкспертизе

Помимо государственной законодательно предусматривается и проведение общественной, о чем сообщает гл. IV ФЗ «Об экологической экспертизе».

Не знаете свои права?

При этом инициировать ее проведение вправе:

  • общественные организации/объединения (в т. ч. те, которые непосредственно занимаются охраной окружающей среды, имеющие полномочия на проведение экоэкспертизы и прошедшие аккредитацию в соответствии с законодательством);
  • органы местного самоуправления;
  • рядовые россияне.

Для проведения общественной экоэкспертизы из представителей перечисленных организаций и граждан создаются специальные общественные комиссии, которые действуют на основании госрегистрации поданного ими заявления. Эксперты, принимающие участие в экспертизе, должны придерживаться требований, предусмотренных п. 5 ст. 16 ФЗ № 174-ФЗ.

Подобной экоэкспертизе могут подлежать объекты, сведения о которых представляют охраняемую законом (государственную, коммерческую и т. п.) тайну. Проводится общественная экспертиза ранее государственной или одновременно с ней.

Проводящие экоэкспертизу общественные организации вправе рассчитывать:

  • на получение в полном объеме проектной документации от заказчика;
  • знакомство с документами нормативно-технического характера, которыми устанавливаются требования к проведению государственной экоэкспертизы;
  • участие в качестве наблюдателей в заседаниях комиссий государственной экоэкспертизы, осуществляющих обсуждение заключений, которые были сделаны общественной экспертизой.

Права и обязанности заказчиков экоэкспертизы

Действующее законодательство наделяет заказчиков рядом прав и обязанностей. В частности, заказчик экспертизывправе:

  • получать информацию о сроках начала проведения экспертизы;
  • получать материалы экспертизы для ознакомления;
  • давать пояснения;
  • представлять замечания;
  • требовать устранения нарушений в порядке проведения экспертизы;
  • обжаловать заключение экспертов в суде и требовать возмещения вреда, причиненного умышленным нарушением законодательства об охране окружающей среды.

К обязанностям заказчика экологической экспертизы проектной документации , в соответствии со ст. 27 ФЗ № 174, относятся следующие:

  • представление документации в необходимом объеме и по форме, соответствующей требованиям законодательства;
  • оплачивать экспертизу в установленном размере;
  • осуществлять деятельность в соответствии с документацией, получившей положительное заключение экспертной комиссии.

О порядке проведения экспертизы

Порядок проведения экологической экспертизы проектной документации регламентируется ст. 14 ФЗ «Об экологической экспертизе». Согласно указанной правовой норме, процедура осуществляется при выполнении определенных условий:

  1. В случае соответствия представляемых документов по содержанию и форме тем, которые предусмотрены действующим законодательством (при наличии в пакете всех необходимых материалов). Права и обязанности заказчиком при проведении процедуры определяет Градостроительный кодекс.
  2. При условии ее полной предварительной оплаты лицом, подающим документы для проведения.

Дата начала проведения процедуры устанавливается органом власти, осуществляющим экспертизу, но в любом случае срок не может превышать 3 дней с момента оплаты и представления полного комплекта документов. Исключение составляют лишь объекты размещения отходов: в этом случае начало проведения экспертизы должно быть назначено не позднее чем через 15 дней с момента оплаты и подачи всех документов.

Максимальный срок проведения экспертизы составляет 3 месяца, его продление возможно только по заявлению заказчика (и лишь на срок, не превышающий 1 месяца). Для проведения экоэкспертизы в каждом конкретном случае формируется экспертная комиссия, по результатам работы которой выдается заключение. Оно представляет собой документ, содержащий выводы экспертов относительно соответствия документации требованиям законодательства в области экологической безопасности.

При несогласии части экспертов с выводами квалифицированного большинства специалистов их мнения прилагаются к заключению дополнительно. Принятие решения о проведении повторной экспертизы возможно только арбитражным судом либо судом общей юрисдикции.

Следует отметить, что в некоторых случаях порядок проведения экологической экспертизы может быть отдельно регламентирован соответствующими федеральными и региональными нормативно-правовыми актами. В качестве примера можно привести объекты, строительство которых осуществляется для проведения чемпионата мира по футболу 2018 года.

Заключения, выданные экспертными комиссиями, должны быть поданы для утверждения в федеральный орган исполнительной власти или госорган субъекта РФ. Лишь после утверждения этот документ приобретает юридическую силу.