В россии отменили открепительные удостоверения на выборах. В россии отменили открепительные удостоверения на выборах Отмена открепительных удостоверений последние изменения избирательного голосования


Сегодня Госдума приняла в третьем, окончательном, чтении пакет законопроектов об отмене открепительных удостоверений на выборах.

Законопроекты позволяют избирателям, отсутствующим в день выборов по месту регистрации, голосовать по заявлению о включении в список избирателей по месту голосования. Наблюдатели получат право знакомиться со сведениями об избирателях, подавших такие заявления.

Удачное совпадение

В 2018 г. выборы президента приходятся на неделю, на которую выпадает Международный женский день 8 марта. В соответствии с принятой поправкой выборы могут быть перенесены на следующее воскресенье, которое выпадает на 18 марта и совпадает с 18 марта, днем присоединения Крыма к России.

Сроки подачи заявления - от 45 дней до 14 часов за день до голосования. Заявление может быть подано избирателем только лично по предъявлении паспорта, а также через портал госуслуг либо через МФЦ. На заявления будут наклеивать особые марки во избежание подделок. В день голосования избиратель может быть включен в список избирателей только по решению участковой избирательной комиссии и только после установления факта того, что он не проголосовал на другом избирательном участке.

Если в мае законопроекты примет Совет Федерации и одобрит президент, новый порядок голосования пройдет испытание более чем в 20 регионах, где осенью будут выбирать губернаторов и депутатов. «Мы не скрываем, что для нас это серьезное тестирование перед выборами президента», – говорил ранее зампред ЦИК Николай Булаев.

Отмена открепительных удостоверений была в списке по повышению явки на президентских выборах, по некоторым оценкам, рост явки может достигать 10%. Недавно начальник управления внутренней политики президента Андрей Ярин заявил, что о показателях в 70% явки и 70% голосов за основного кандидата на предстоящих президентских выборах речи не идет, главное - обеспечить прозрачность выборов. Ранее собеседники «Ведомостей» в администрации президента говорили о необходимости реализации на президентских выборах формулы «70 на 70». Согласно мартовскому опросу ВЦИОМ, уже сейчас 69,9% россиян говорят, что примут участие в выборах.

«МК» неоднократно писал о двух законопроектах, внесенных от имени сенаторов Андрей Клишаса и Анатолия Широкова: они предлагают изменить Законы «Об основных гарантиях избирательных прав граждан…» и «О выборах Президента РФ». Выступая от имени авторов, г-н Клишас назвал основной целью нововведений обеспечение «максимально открытой, гласной и прозрачной процедуры выборов» главы государства в 2018 году. Использование видеотрансляций с избирательных участков, смягчение правил работы наблюдателей по сравнению с выборами других уровней, возможность разукрупнения избирательных участков, чтобы гражданам было легче до них добраться, - эти и другие меры, по мнению г-на Клишаса, позволят добиться искомой цели.

Особое внимание г-н Клишас уделил идее отменить на выборах президента голосование по открепительным удостоверениям, предусмотрев возможность голосования «по месту нахождения»: гражданин сможет подать заявление о включении в список избирателей «по месту нахождения» с указанием участка, где он намерен голосовать, эти сведения должны быть включены в единую информационную базу на основе «ГАС-Выборы», чтобы предотвратить повторное голосование. Новая схема, сказал сенатор, сможет дополнительно привлечь на участки от 10 до 12 млн избирателей, думают в Центризбиркоме. ЦИК потом разработает порядок сбора сведений о заявлениях и доведения их до участковых комиссий, заверил г-н Клишас: работа над текстами подзаконных актов «уже идет в рамках экспертных групп». «Далеко не у всех есть время и деньги, чтобы добраться до места регистрации и получить открепительный», - заявил он.

Для тех, кто задумает «каруселить», прописаны увеличенные в несколько раз административные штрафы: до 30 тысяч рублей за неоднократное голосование, при повторном нарушении штраф вырастет до 50 тысяч рублей. Сейчас с Верховным судом обсуждается вопрос о введении уголовной ответственности за такого рода нарушения, но как новый состав будет выглядеть - неизвестно.

Глава думского Комитета по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников («ЕР») назвал отмену голосования по открепительным талонам «вызывающей наибольший резонанс», но призвал ее поддержать, потому что «причин для голосования не по месту регистрации может быть много - и медицинских, и семейных, и связанных с работой».

Большинство вопросов было именно по этой теме. Вице-спикер Игорь Лебедев (ЛДПР) напомнил, что участковые комиссии не имеют доступа к системе «ГАС-Выборы». Г-н Крашенинников сказал, что «обмен информацией - ключевая история», но гражданин, подавший заявление о намерении голосовать не по месту регистрации, сможет проголосовать только на одном участке - «все остальное должно быть заблокировано». Впрочем, позднее Виктор Пинский, выступая от имени фракции «ЕР», сообщил, что ЦИК планирует создать около 500 участков по стране специально для тех, кто заявление о прикреплении к другому участку по месту нахождения подать не успел, а просто вдруг в день выборов захотел воспользоваться конституционным правом…

«Все, что озвучено ЦИКом по этому поводу, не оставляет возможности контроля за голосованием по месту нахождения со стороны партий и наблюдателей. Как предполагается остановить массовую фальсификацию?» - спросил Валерий Рашкин (КПРФ). На этот и несколько аналогичных вопросов г-н Клишас смог сказать лишь, что «это тонкий момент, над которым сейчас работает ЦИК», да и вообще «нельзя ни один закон написать таким образом, чтобы его нельзя было нарушить». Михаил Емельянов («СР») попросил все же уточнить детали, потому что «главный вопрос - как оппозиция сможет проконтролировать, чтобы не было двойного-тройного голосования». Деталей зал не дождался. Максимум, что «уточнил» докладчик: «контроль и со стороны комиссий, и со стороны наблюдателей будет», а содержание подзаконных актов, над которыми трудится ЦИК, станет известно перед вторым чтением.

Кстати, среди предложений сенаторов есть и право кандидата в президенты отказаться от участия в дебатах. «У нас различный политический вес у кандидатов», - пояснил г-н Клишас: по его словам, неправильно было бы «тяжеловесам» поднимать своим участием в дебатах вес каких-то «самовыдвиженцев». О каком тяжеловесе в первую очередь идет речь, всем присутствующим было ясно без уточнений.

Что изменится, если будут приняты поправки в Закон «О выборах Президента РФ»

Упростится работа наблюдателей. Сейчас они должны заблаговременно записываться на определенный избирательный участок и оставаться только на нем. Согласно законопроекту, наблюдатели смогут спокойно переходить с участка на участок без предварительного уведомления.

■ Прекратятся «карусели» с открепительными удостоверениями, потому что их просто отменят. Сейчас открепительные - это головная боль не только для наблюдателей, но и для избирательных комиссий, которые обязаны в течение месяца до выборов ежедневно дежурить по 4 часа, чтобы эти удостоверения выдавать желающим. А потом - учитывать их в итоговых протоколах выборов. Предполагается, что после принятия закона любой избиратель сможет проголосовать на любом избирательном участке страны по месту своего пребывания. Для этого достаточно за три дня до выборов (не позднее) прикрепиться к ближайшему или самому удобному для него избирательному участку. Причем сделать это можно будет даже без личного визита, а по телефону или электронной почте. Однако если избиратель злоупотребит своим правом и прикрепится сразу к нескольким участкам (что всплывет неизбежно, поскольку каждый участник голосования при внесении в списки избирателей фиксируется системой ГАС-выборы), то к голосованию он допущен не будет и подвергнется штрафу - 30 тысяч рублей.

■ Избирательные участки станут меньше по численности избирателей, а их самих станет больше. Сейчас в Москве и других городах одна участковая избирательная комиссия (УИК) может ожидать 2–2,5 тысячи избирателей. Согласно законопроекту, максимальная численность избирателей составит 1,5 тысячи на УИК. Комиссиям станет проще, а шаговая доступность участка улучшится.

■ Проще станет собирать подписи кандидатам в президенты. Сейчас выбраковываются подписи, в которых некорректно указан адрес. Ну, к примеру, люди вместо «бульвар» пишут «б-р» или забывают указывать корпус в домах, где идет сквозная нумерация квартир независимо от номера корпуса. Теперь придирок к точности адреса станет меньше.

■ Все участки оснастят камерами, изображения с которых выведут на единый и всем доступный ресурс. Это уже делалось во время президентских выборов 2012 года, но тогда не имело постоянной законной силы, а было разовой акцией, основанной на распоряжении главы правительства и кандидата в президенты Путина. Теперь эту практику закрепят навсегда.

■ И - появится столь долгожданный многими электронный бюллетень единого образца. Пока он будет применяться только на участках с комплексом для электронного голосования, но в перспективе это шаг к дистанционному голосованию через Интернет.


Госдума приняла втретьем, окончательном чтении пакет поправок визбирательное законодательство, отменяющий открепительные удостоверения навыборах идающий возможность голосовать непоместу регистрации, атам, где находишься. Это относится квыборам президента вмарте 2018 года икрегиональным выборам, начиная с10 сентября этого года.

Пакет предложений покоррекции выборного законодательства внесли вначале марта глава комитета Совета Федерации поконституционному законодательству игосстроительству Андрей Клишас иего коллега Анатолий Широков. Инициативы, разработанные при участии Центризбиркома, были одобрены нижней палатой впервом чтении 12 апреля идополнены ковторому чтению. Так, изначально механизм голосования поместу пребывания был отдан исключительно наоткуп ЦИК, авпоследующей редакции рамочные нормы регламента

Центризбиркома были закреплены взаконопроекте.

Согласно документу, гражданин может быть включен всписок избирателей, заблаговременно подав заявление поместу пребывания впорядке, установленном ЦИК. Закон устанавливает сроки, когда можно это сделать— неранее чем за45 дней додня голосования инепозднее 14:00 субботы накануне выборов. Подать заявление можно будет только при наличии паспорта или временного удостоверения личности, если паспорт меняют.

ТИК, УИК, МФЦ и« Госуслуги»

Подать заявление, как поясняли вЦИК, можно будет втерриториальной избирательной комиссии (ТИК) неранее чем за45 дней довыборов инепозднее чем запять дней, атакже вучастковой избирательной комиссии (УИК) неранее чем за10 дней довыборов инепозднее чем запять дней. Законопроект также предусматривает возможность подачи заявления через портал « Госуслуги» или вмногофункциональных центрах (МФЦ).

Для тех, кто зачетыре дня ипозднее решил голосовать непопрописке (например, из-за срочной командировки), предусмотрена другая процедура. Они смогут подать заявление вУИК поместу регистрации до14:00 субботы накануне дня голосования. Заявление, которое избиратель должен будет предъявить поместу пребывания, будет защищено специальными марками воизбежание фальсификаций иповторного голосования, при этом гражданин будет обязан указать причину, покоторой меняет место для голосования. Проголосовать такой избиратель сможет неналюбом участке, ихколичество будет ограничено (от9 тыс. до15 тыс.), планируют вЦИК.

До14:00 субботы смогут прикрепиться кучастку поместу пребывания те, кто планировал голосовать поместу жительства, новсилу непредвиденных обстоятельств оказался недома. Это касается тех, кто накануне выборов попал вбольницу или вСИЗО, атакже военнослужащих, которых, например, перебросили научения.

Врегионах отменяют досрочку

Всоответствии споправками, подготовленными ковторому чтению иподдержанными депутатами, норма оголосовании поместу пребывания распространится инарегиональные выборы иреферендумы. ВЦИК ожидают, что это нововведение позволит отказаться отпрактики досрочного голосования, ккоторому ранее было много претензий. При этом навыборы вГосдуму эта норма распространяться пока небудет.

Внастоящее время навыборах вГосдуму инапрезидентских выборах досрочное голосование недопускается, аврегионах власти сами решают, организовать досрочное голосование для тех, кто неможет явиться научасток поместу регистрации вдень выборов, или использовать открепительные.

Взаконопроекте оговаривается, что региональные парламенты могут принять новый закон остарых правилах, тоесть обиспользовании открепительных и(или) досрочного голосования. Однако зампред ЦИК Николай Булаев уже заявил, что ниводном регионе, где 10 сентября пройдут выборы губернаторов изаксобраний, доначала кампании принять такой документ неуспеют.

« Вернуться» народной участок можно будет после проверки

Врамках доработки закона депутаты предусмотрели ситуацию, когда избиратель подал заявление оботкреплении сосвоего участка иприкреплении кдругому, новдень выборов все-таки пришел голосовать поместу регистрации. Такой избиратель сможет проголосовать только порешению участковой комиссии итолько после проверки, подтверждающей, что оннепроголосовал ранее.

Кроме того, закон допускает возможность публикации винтернете информации покаждому участку околичестве избирателей, открепившихся отнего иприкрепившихся кнему. ВЦИК сообщали, что данные будут обнародованы насайте комиссии впятницу— задва дня довыборов. Глава ЦИК Элла Памфилова заявляла, что комиссия ищет возможность публиковать нетолько количественные сведения, нои— усеченно— личные данные, учитывая требования закона озащите персональных данных.

Кроме того, взаконе прописывается норма обобеспечении избирательных прав граждан сограниченными возможностями. Органы исполнительной власти субъектов вобласти социальной защиты исоциальной поддержки инвалидов будут обязаны содействовать избиркомам вработе синвалидами сучетом имеющихся уних стойких расстройств функций организма.

Требования кподписным листам упрощают

Закон также предусматривает упрощение требований кподписным листам, вкоторых проставляются автографы избирателей вподдержку того или иного кандидата. Кпримеру, парламентские партии могут выдвигать кандидатов напост президента без сбора подписей избирателей, непарламентские партии должны собрать неменее 100 тыс. подписей, чтобы ихкандидаты были зарегистрированы. Кандидату-самовыдвиженцу для регистрации навыборах необходимо собрать минимум 300 тыс. подписей.

Уточняется, что адрес места жительства избирателя может несодержать каких-либо реквизитов, вслучае если это непрепятствует его однозначному восприятию. Ранее избиркомы нередко браковали подписи граждан, которые, например, неуказали район проживания, хотя основные элементы адреса были написаны правильно.

Также закон разрешает инвалидам позрению обратиться кдругому человеку запомощью впроставлении подписи идаты вподписном листе.

Штрафы занарушения навыборах возрастут вразы

Закон ужесточает административную ответственность занарушения навыборах. Так, занеоднократное голосование одного итогоже лица, атакже заорганизацию такого голосования устанавливается штраф в30тыс.руб.

Также законом увеличиваются размеры штрафа завыдачу бюллетеня вцелях предоставления возможности проголосовать вместо избирателя или проголосовать более одного раза с3,5 тыс. до30тыс.руб. Аналогичные санкции предусмотрены завыдачу гражданину заполненного бюллетеня, атакже заего получение. Штраф занеоднократное подобное административное правонарушение составит 50тыс.руб.

Видеонаблюдение иразукрупнение участков

Закон закрепляет возможность организации видеонаблюдения наизбирательных участках странсляцией винтернете. Глава ЦИК Элла Памфилова ранее заявляла, что оснастить видеокамерами напрезидентских выборах получится 85% всех избирательных участков страны.

Визначальной версии законопроекта предусматривалось разукрупнение избирательных участков сцелью сокращения численности избирателей накаждом с3 тыс. до1,5 тыс. Всоответствии споправками, утвержденными депутатами, проводить такое разукрупнение можно будет только посогласованию срегиональными избиркомами иЦИК. Решения обизменении границ избирательных участков должны приниматься непозднее чем за70 дней додня выборов.

Проект закона о внесении изменений в закон о выборах Президента, внесённый сенатором Клишасом, до внесения одобренный Центральной избирательной комиссией России.

Самой главной новацией законопроекта является отмена открепительных удостоверений на выборах Президента России. Предполагается включение избирателя в список избирателей на основании письменного заявления, поданного заблаговременно на любом участке по месту временного нахождения или же на основании простой явки избирателя на специально определённые для этих целей избирательные участки или же на любой участок, находящийся за рубежом.

Институт открепительного удостоверения существует в нашем законодательстве с приснопамятного 1937 года. Статья 15 Положения о выборах в Верховный Совет СССР, принятого 4-й сессией ЦИК СССР VII созыва 9 июля 1937 года устанавливала: "При перемене избирателем места своего пребывания в срок между опубликованием списка избирателей и днем выборов соответствующий Совет депутатов трудящихся выдает ему по форме, установленной Центральной избирательной комиссией, «удостоверение на право голосования» и отмечает в списке избирателей — «выбыл»; в пункте нового местожительства — постоянного или временного — избиратель вносится в список избирателей при пред"явлении удостоверения личности, а также «удостоверения на право голосования».

В телепередаче "Старая квартира", шедшей в конце 1990-х годов, один из агитаторов, работавших на советских выборах, вспоминал, что при помощи открепительных удостоверений во времена социализма "нагоняли" явку до 99 процентов: заранее при обходе квартир определялись те граждане, которые не пойдут на выборы, после чего таким нехитрым способом они исключались из списка избирателей. Может, так оно и было: советские "выборы" - феномен изученный не слишком хорошо.

Так что открепительное удостоверение - явление хорошо изученное и достаточно активно применяемое. Особенно с учётом того, что всё больше и больше россиян живут или пребывают в день голосования не по месту официальной регистрации по месту жительства.

Правда, если в 1937 году избирателю по предъявлению удостоверения выдавали весь комплект бюллетеней по соответствуюющему участку, то сейчас он обеспечивается только бюллетенями своего округа. А, находясь вне округа, только бюллетенями по пропорциональному голосованию. В-общем, на президентских выборах всё понятнее всего - любой избиратель может получить бюллетень образца, единого для всей федерации, а то, в каком именно регионе он его получит, для итогов голосования по стране в целом не имеет никакого юридического значения: бюллетень один, победитель тоже один.

Зато приёмка с Гознака, рассылка по регионам и пересчёт в регионах открепительных удостоверений с последующей передачей в районы, а оттуда - в участковые комиссии - это замечательный вид спорта для членов избирательных комиссий всех уровней. Сначала принять и пересчитать, потом - выдать избирателям и учесть в протоколах комиссий. И чтобы всё сошлось до одной штуки. Бланки строгой отчётности, как-никак.

Воспоминания наблюдателей в различных регионах страны могут позволить увидеть разные способы возможных нарушений с открепительными удостоверениями - от выдачи бюллетеней не по своему округу до выдачи открепительных одним лицам с вписыванием в них других лиц. Благо, в Калининградской области такого не было, так что нам в этом плане есть чем гордиться. Но описываемые нарушения объединяет то, что для них и открепительные удостоверения не нужны и являются лишь дополнительным предметом антуража, в то время, как для большинства избирателей их получение может представлять известную сложность.

Ну отвыкли уже избиратели ходить на участок более одного раза, а потому избирательное право, за которое прежде боролись, приходится превращать в удобный клиентский сервис.

В 21 веке информационные технологии теоретически позволяют сделать единый список избирателей для всей страны или всего региона, чтобы избирателю было достаточно прийти куда угодно. Разве что за исключением "медвежьих углов" и иных районов, куда и так особо не захочешь добираться или же требуется непропорционально много времени, чтобы добраться. А потому вполне можно было бы поставить систему голосования в режим "реального времени", чтобы, подобно расчёту банковской картой, система сразу фиксировала, голосовал уже избиратель в другом месте или не голосовал. Даже явку можно будет вести ежесекундно, не говоря об отсутствии необходимости возни с большим количеством бумажной документации, которую потом всё равно изучают единицы.

Только вот понятно, что вопрос не столько в технических возможностях формирования единого электронного реестра избирателей на каждом участке (или же - вообще голосования из дома через систему "Госуслуги"), а в доверии к этой процедуре со стороны гражданского общества. В разных странах её решают по-разному. В Армении, например, вывешиванием распечатанных списков каждого участка на стене. Но, при желании, любую даже самую зарегламентированную и задокументированную процедуру можно использовать для злоупотреблений (или же, что ещё проще, заявить о мнимых злоупотреблениях), если к ней не будет доверия. Даже если она будет абсолютно прозрачной.

Только вот доверие повысить одними институциональными методами достаточно сложно. Оно формируется постепенно, десятилетиями, причём - в совершенно различных институтах и разными способами. Но вот как это делать - совсем другая история, к которой открепительные удостоверения не имеют никакого отношения.

Госдума приняла в третьем, окончательном чтении пакет поправок в избирательное законодательство, отменяющий открепительные удостоверения на выборах и дающий возможность голосовать не по месту регистрации, а там, где находишься. Это относится к выборам президента в марте 2018 года и к региональным выборам, начиная с 10 сентября этого года

Закон поддержали 381 депутатов, высказались против - 36.

Материалы по теме

Важнейшее изменение закона касается также отмены открепительных удостоверений. Тем избирателям, кто в день выборов не будет находиться в месте регистрации, закон теперь разрешает проголосовать без открепительного удостоверения, по заявлению. Для того, чтобы реализовать это право, нужно будет подать заявление в избирком по месту пребывания. Заявителя включают в список местных избирателей в порядке, установленном ЦИК РФ. Поправки предлагают также установить срок для подачи такого заявления - не ранее чем за 45 дней до выборов и не позднее 14:00 за день до голосования.

Заявление может быть подано избирателем лично по предъявлении паспорта, через портал госуслуг или через многофункциональный центр государственных и муниципальных услуг (МФЦ).

По подсчетом ЦИК, отмена открепительных удостоверений «вернет» на участки до 20 миллионов избирателей, которые не живут по месту прописки.

Перед заседанием Госдумы депутат фракции КПРФ Юрий Синельщиков заявил, что КПРФ будет голосовать против законопроекта.

По его словам парламентария, истинный замысел разработчиков законопроекта заключается в повышении процента явки проголосовавших, за счет исключения из списка избирателей, не пришедших на выборы.

«Но исходя из того, что записано в законопроекте, исходя из того, что предполагает записать в своих инструкциях Центральная избирательная комиссия, получается так, что по заявлению гражданина его не включают в список. А по его заявлению его, прежде всего, исключают из того списка, где он состоит. А потом, когда он во время выборов обратится на участок по месту своего пребывания, его будут включать в список после предварительной проверки, выяснив, что он не проголосовал еще где-либо», - пояснил депутат Сергей Пантелеев (фракция КПРФ).

«Может получиться и так, что эти граждане никуда не явятся. Но их исключат из соответствующих списков. Тем самым формально обеспечивается повышение процента явки избирателей на участки. Потому что те граждане, которые являются сомнительными, из списков автоматически исключаются, - уточнил Пантелеев. - Это, конечно, очень выгодно для правящей партии. Это очень выгодно на президентских выборах. Чтобы показать высокий процент поддержки победителя».

Закон также предусматривает упрощение требований к подписным листам, в которых проставляются автографы избирателей в поддержку того или иного кандидата. К примеру, парламентские партии могут выдвигать кандидатов на пост президента без сбора подписей избирателей, непарламентские партии должны собрать не менее 100 тыс. подписей, чтобы их кандидаты были зарегистрированы. Кандидату-самовыдвиженцу для регистрации на выборах необходимо собрать минимум 300 тыс. подписей.

Уточняется, что адрес места жительства избирателя может не содержать каких-либо реквизитов в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию. Ранее избиркомы нередко браковали подписи граждан, которые, например, не указали район проживания, хотя основные элементы адреса были написаны правильно.

Закон ужесточает административную ответственность за нарушения на выборах. Так, за неоднократное голосование одного и того же лица, а также за организацию такого голосования устанавливается штраф в 30 тыс. руб.

Также законом увеличиваются размеры штрафа с 3,5 до 30 тыс. руб. за выдачу бюллетеня в целях предоставления возможности проголосовать вместо избирателя или проголосовать более одного раза. Аналогичные санкции предусмотрены за выдачу гражданину заполненного бюллетеня, а также за его получение. Штраф за неоднократное подобное административное правонарушение составит 50 тыс. руб.

Согласно законопроекту, выборы президента России в 2018 году переносятся с 11 на 18 марта. В этот день в 2014 году был подписан договор о принятии в состав России Республики Крым.