Важные положения, связанные с уделом (ризкъ). Хадисы о том, что Имамы — те, о ком Всевышний Аллах сказал, что дал им в наследие Писание, и что они — «опережающие благодеяниями


Да, в суре «Ал-Гафир» действительно существует такой аят, в котором Всевышний говорит о принятии Им молитв. И Всевышний Аллах действительно внемлет обращениям Своих рабов. Но существует разница между ответом на обращения рабов и принятием их молитв.

Всевышний Аллах внемлет всем молитвам. Но даст ли Всевышний Своему рабу то, что он просит, то есть приятие или непринятие его молитвы связано с мудростью и желанием Всевышнего. Простой пример: если больной вызывает к себе врача, он отвечает на его вызов. Затем справляется о состоянии здоровья больного и при этом не сразу выписывает ему рецепт, а выдает нужные лекарства лишь после обследования больного. При этом врач учитывает особенности больного.

Наподобие этого Всевышний Аллах внемлет на обращения Своих рабов и при этом не отвечает на все их просьбы. Так как в большинстве случаев мы выпрашиваем у Всевышнего то, что полезно для нас в этом мире, и при этом забываем об Ахирете. И то, что мы вымаливаем у Всевышнего Аллаха не всегда может быть полезным для нас в Судный день. К тому же наши обращения ко Всевышнему могут основываться на ложных потребностях или скорополительных решениях. Иной раз что-либо, в чем мы видим для себя благо, на самом деле может обернуться для нас злом. И в Коране, относительно этого, сказано следющее: «Возможно вам ненавистно то, что для вас благо. Что вам желанно то, что для вас - зло. Аллах ведает об этом, а вы не ведаете».

Поэтому если Всевышний Аллах не дает нам именно то, что мы просим у Него, не выражать недовольства, а напротив, довольствоваться своим предопределением.

Иногда мы торопим события. Но Всевышнему Аллаху лучше ведомо, в чем мы нуждаемся больше, что предпочтительнее и полезнее для нас. По этой причине все то, что мы получаем или же не получаем от Всевышнего Создателя, напрямую связано с Его мудростью. Поэтому может случиться так, что Всевышний Аллах дает больше того, что вымаливает у Него Его раб. К примеру, кто-то может молить Всевышнего о сыне. Но Всевышний Аллах может даровать ему дочь, в которой будет больше блага, нежели в мужчинах.

Жена Имрана (мир ему) вымаливала у Всевышнего сына. Но Всевышний Аллах даровал ей такую дочь, которая превосходила нас, мужчин. Всевышний даровал ей Марьям, которая впоследствии родила пророка Иисуса (мир ему).

Основной целью обращения ко Всевышнему Аллаху является совершение поклонения. По этой причиной в Ахирете его эквивалент может быть возвращен человеку в виде воздаяний.

Обращание человека ко Всевышнему является признанием своей слабости, зависимости от воли своего Создателя, веры в то, что Всевышний Аллах слышит его молитвы. Поэтому чем больше обращается человек ко Всевышнему, тем больше и его иман в Него. И чем больше он ищет покровительства у своего Творца, тем больше наполняется его душа умиротворением.

Обращение ко Всевышнему Аллаху с молитвами, то есть признание своей слабости, Его величия и могущества является одним из важных видов поклонения. Разве сказанное находит отражение в каждом виде поклонения? К примеру, в земном поклонении (саджда) Всевышнему Аллаху, человек показывает насколько он ниже своего Создателя, насколько он немощен без Его покровительства, при этом указывая на Его безграничное могущество и величие.

Посланик Аллаха сказал: «Дуа (обращение ко Всевышнему) - суть поклонения». И по причине того, что дуа является отдельным видом поклонения, в Судный день верующий удостоится воздаяния и за него.

Для того, что наши обращения ко Всевышнему Аллаху были приняты Им, нам следует выполнять требования, присущие этому бренному миру. Само по себе дуа делится на две части. Первая из них: «дуа фи`ли». То есть, обращение ко Всевышнему Аллаху посредством своих благих деяний. Например, пахота земли, засеивание семян, полив посадок. То есть, выполнение всех требований для получения хорошего урожая. По причине выполнения этих требований, такое обращение ко Всевышнему в большинстве случаев принимается Им.

Второй вид - дуа каули - обращение ко Всевышнему Создателю посредством слов и желания сердца. И наряду с этим видом дуа следует совершать и дуа фи`ли. То есть нельзя желать чего-либо и вместе с тем быть лежебокой. Если бы все ограничивалось лишь словесным обращением ко Всевышнему, то все люди превратились бы в тунеядцев. А Всевышний Аллах не желает, чтобы Его рабы были лентяями.

К тому же, если бы Всевышний Аллах отвечал на все наши обращения к Нему, то это привело бы к нарушению баланса бренной жизни. Не секрет, что большинство людей желают быть сильными мира сего, то есть быть правителями, начальниками. если Всевышний Аллах удовлетворит все подобные желания людей, то кто тогда будет работать? Кто согласиться на то, чтобы над ним кто-то командовал?

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Всевышний Аллах внемлет обращениям каждого. Всевышний отвечает на обращения Своих рабов посредством того, что дает то, что просит Его раб, либо оставляет это на Судный день, или же прощает грехи в той степени, которое соответствует степени его обращения, при условии, что человек не будет просить о греховном, о разрыве родственных отношений, и не будет торопить принятия Всевышним его молитвы говоря: «Почему не принимается мое дуа».

Есть и другие требования принятия Всевышним Аллахом дуа. Например, быть усердным в дуа, не употреблять в пищу запретного и т.п.

В. Что такое поклонение?

О. Поклонение — это слово, которое в обобщенном виде означает угодные Аллаху высказывания и дела людей: мольба, молитва, покорность, благоговение и т. д. Всевышний Аллах сказал:

«Скажи: «Молитва моя, и моя жертва, и жизнь моя, и смерть моя — все ради Аллаха, Господа миров»

(Скот (Аль-Анъам), 162).

«Всевышний Аллах сказал: «Наилучшее средство для Моего раба приблизиться ко Мне — это выполнять все, что Я предписал ему».

(Священный хадис, считающийся словами Аллаха, приводимый Аль-Бухари).

В. Какие существуют виды поклонения?

О. Существуют многочисленные виды поклонения, среди которых можно назвать мольбу, страх, надежду, упование, боязнь и опасение, жертвоприношение, обет, коленопреклонение, земные поклоны, обход (наподобие обхода Каабы), клятва, признание власти и правления и другие разновидности поклонения Аллаху, установленные шариатом.

В. Как нам поклоняться Аллаху и служить Ему?

О. Мы должны делать это так, как повелел нам Аллах и Его Посланник. Всевышний Аллах сказал:

«О вы, верующие, повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь Посланнику, и не делайте тщетными труды ваши»

(Мухаммад, 33).

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«Тот, кто предпринял действие, на которое не было нашего предписания, то его действие отвергается».

(Об этом рассказал Муслим).

В. Поклоняемся ли мы Аллаху со страхом и надеждой?

О. Да, мы поклоняемся Ему подобным образом. Всевышний Аллах повелел Его рабам:

«И взывайте к Нему со страхом и надеждой»

(Аль-Араф, 56).

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«Я прошу, Рая у Аллаха, и прошу избавить от Огня».

(Об этом рассказал Абу Давуд с достоверным иснадом).

В. Что такое ихсан при поклонении?

О. Ихсан при поклонении означает, что во время поклонения человек постоянно помнит о том, что Всевышний Аллах наблюдает за ним. Всевышний Аллах сказал:

«Который видит тебя, когда ты стоишь на молитве, Который видит движения твои среди тех, которые падают ниц»

(Поэты (Аш-Шуа ‘ ра), 218-219).

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«Ихсан состоит в том, что ты поклоняешься Аллаху, как будто ты видишь Его» А если ты и не видишь Его, то Он видит тебя».

(Об этом рассказал Муслим).

В. Кому наиболее обязан человек после Аллаха и Его Посланника?

О. Следующими по обязанности идут родители. Всевышний Аллах сказал:

«Господь твой повелел, говоря: «Не поклоняйтесь никому, кроме Него, будьте добры к родителям. Если один из них достигнет до преклонных лет с тобой, или оба они, никогда не говорите им ни слова, выражающего отвратительность и не упрекайте их, а обращайтесь к ним с добрым словом»

(Ночной перенос (Аль-Исра), 23).

Абу Хурайра рассказывал: «Однажды к посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) пришел человек и спросил его: «О Посланник Аллаха, к каким людям мне следует относиться наиболее дружелюбно?» «К матери», — ответил Пророк (да благословит его Аллах и приветствует). «А к кому после нее?» — спросил человек. «К матери», — ответил Пророк (да благословит его Аллах и приветствует). «А затем?» — спросил человек. «К матери», — ответил Пророк (да благословит его Аллах и приветствует). «А затем?» — спросил человек. «К отцу», — ответил Пророк (да благословит его Аллах и приветствует)».

(Текст согласован).

(единение Господа, единение Аллаха,

единение имен и атрибутов Аллаха)

И ИХ ПОЛЬЗА

В. Почему Аллах посылал посланников?

О. Они были посланы, чтобы призывать людей к поклонению Ему и отрицать любое приобщение к Нему. Всевышний Аллах сказал:

«И возвели Мы среди каждого народа посланника, проповедовавшего: «Поклоняйтесь Аллаху и избегайте тагута (лжебога)»

(Пчёлы (Ан-Нахл), 36).

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«...все пророки — братья... и их религия одна». При этом имеется в виду, что все посланники призывали к единобожию.

(Текст хадиса согласован).

В. Что означает единение Господа?

О. Это означает, что Он Единственен в Его действиях, таких, как творение, регулирование, выращивание, оживление, умерщвление и т. д. Всевышний Аллах сказал:

«Вся хвала принадлежит Аллаху, Господу всех миров»

(Открывающая (Аль-Фатиха), 2).

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«...Ты Господь небес и земли...»»

(Текст согласован).

В. Что есть единение Бога?

О. Это означает, что все акты поклонения направлены только Ему Одному: мольба, пожертвование, обет, признание только Его власти и правления, молитва, просьба с надеждой, страх, обращение за помощью, упование и т. д. Всевышний Аллах сказал:

«И Бог ваш — единый Бог; нет Бога, кроме Него, Милостивого, Милосердного»

(Корова (Аль-Бакара), 163).

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«Пусть будет первым, к чему ты призовешь их, свидетельство, что нет божества, кроме Аллаха».

(Текст согласован).

В. Какова цель единения (признания единственности) Господа и Бога?

О. Цель единения Господа и Бога заключается в том, чтобы люди прониклись величием своего Господа, предметом своего поклонения, поклонялись только Ему, повиновались Ему во всех своих действиях, чтобы вера укоренилась в их сердцах и воплотилась в реальные действия на земле.

В. Что означает единение атрибутов Аллаха и Его имен?

О. Это утверждение того, что Аллах Сам говорил о Себе в Коране, а также описание Его Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) в истинных хадисах в том виде, в каком эти атрибуты приводятся без каких-либо толкований, без уподоблений, лишений, придаваний им образа и без подвержения нашему воображению типа «восседание на троне», «снисхождение на нижнее небо», «рук» и т. д. Всевышний сказал:

«Нет ничего, подобного Ему, и Он — Всеслышащий, Всевидящий»

(Совет (Аш-Шура), II).

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«Каждую ночь Аллах нисходит на ближайшее небо».

(Об этом рассказал Муслим).

Аллах нисходит достойным Его Величию образом, непохожим ни на одно из Своих творений и неподдающимся нашему воображению.

В. Где находится Аллах?

О. Аллах находится на Своем троне на небе. Всевышний сказал:

«Он есть — Милосердный, который воссел на Престоле»

(Таха, 5).

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«Истинно, Аллах написал Книгу, прежде чем создать Его творения, и в этой записи сказано: «Моя милость предшествовала моему гневу». И эта запись находится у Него над троном».

(Об этом рассказал Аль-Бухари).

Тот, кто отрицает, что Аллах находится на Престоле, тот опровергает Аллаха, а опровержение Аллаха является неверием.

В. С нами ли Аллах?

О. Аллах находится с нами Своим слухом, видением и знанием. Всевышний Аллах сказал:

«Не бойтесь, ибо Я — с вами. Я слышу, и Я вижу»

(Таха, 46).

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«...вы взываете к Слышащему и Близкому, Который рядом с вами (Его знанием)».

(Об этом рассказал Муслим).

В. Какая польза от единобожия?

О. Польза от единобожия состоит в избавлении от вечной пытки в будущей жизни, истинном наставлении в земной жизни, отпущении грехов. Всевышний Аллах сказал:

«Те, которые веруют и не смешивают веру свою с несправедливостью (т. е. многобожием), для них — безопасность, и они — на верной дороге»

(Скот (Аль-Анъам), 82).

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«Долг Аллаха перед Его рабами состоит в том, чтобы не подвергать наказанию того, кто никого не приобщает к Аллаху".

(Текст согласован).

6. СМЫСЛ ФОРМУЛЫ «НЕТ БОЖЕСТВА,

КРОМЕ АЛЛАХА» И ЕЕ УСЛОВИЯ

В. В чем состоят условия формулы «Нет божества, кроме Аллаха» и каков ее смысл?

О. Знай же, о мой брат-мусульманин, да наставит Аллах нас с тобой на верный путь, что слова «нет божества, кроме Аллаха» являются ключом к вратам Рая. Однако ключ становится ключом только тогда, когда он имеет зубцы. Ключ с зубцами откроет тебе дверь, а без них открыть ничего не удастся. Именно условия формулы «нет божества, кроме Аллаха» и являются зубцами к ключу от врат Рая. Эти условия являются следующими:

1. Знание смысла этой формулы, который состоит в отрицании поклонения кому-нибудь, кроме Аллаха, и утверждение Одного Аллаха в качестве предмета поклонения. Всевышний Аллах сказал:

«Посему, знай, что нет бога, кроме Аллаха»

(Мухаммад, 19).

На небесах и на земле нет другого истинного предмета поклонения, кроме Аллаха. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«Кто умер со знанием того, что нет божества, кроме Аллаха, тот попадет в Рай»,

(Об этом рассказал Муслим).

2. Убежденность, не допускающая сомнения. Это означает, что человек должен твердо и без малейшего сомнения всем сердцем верить в это. Всевышний Аллах сказал:

«Поистине верующие это те, которые веруют в Аллаха и посланника Его, и затем не сомневаются...»

(Комнаты (Аль-Худжурат), 15).

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«Свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха и, истинно, я посланник Аллаха. Любой раб, встретивший Аллаха в Судный День этими словами, несомненно, без всякой помехи войдет в Рай».

(Об этом рассказал Муслим).

3. Принятие сердцем и словесным признанием этой формулы в ее полном смысле. Всевышний Аллах сказал о язычниках:

«И когда говорили им «нет божества, кроме Аллаха», они возносились. И говорили: «Откажемся ли мы от наших богов из-за сумасшедшего поэта?»

(Выстроенные в ряды (Ас-Саафат), 35-36).

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«Мне было повелено сражаться с людьми, пока они не скажут, что нет божества, кроме Аллаха. Тот, кто скажет «нет божества, кроме Аллаха», убережет свое имущество и жизнь от меня, за исключением тех случаев, когда Ислам дает на то право, а разобрать то, что у него на душе, за Аллахом, Велик Он и Могуч».

(Текст согласован).

4. Повиновение и покорность тому, что гласит эта формула. Всевышний Аллах сказал:

«Обратитесь вы к Господу вашему, и покоритесь вы Ему»

(Толпы (Аз-Зумар), 54).

5. Правдивость, идущая от сердца, при произнесении формулы единобожия. Всевышний Аллах сказал:

«Алиф, Лям, Мим. Думают ли люди, что они будут оставлены в покое, если скажут: «Мы веруем» и что они не будут испытаны? И Мы испытали тех, которые были прежде них. Итак, Аллах, без сомнения, распознает тех, которые правдивы, и, без сомнения. Он распознает лжецов»

(Паук (Аль-Анкабут, 1-3).

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«Как только человек от всего сердца правдиво засвидетельствует, что нет божества, кроме Аллаха, и что Мухаммед Его раб и Его посланник, Аллах спасет его от огня».

(Текст согласован).

6. Душевная чистота и искренность, которые означают исполнение любого дела с благим намерением, без малейших признаков многобожия. Всевышний Аллах сказал:

«И не было повелено им ничего, кроме как служить Аллаху, — будучи искренними, в повиновении Ему»

(Ясное знамение (Аль-Баййина), 5).

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«Будут осчастливлены моим заступничеством те, кто от всего сердца или от всей души искренне скажут «нет божества, кроме Аллаха».

(Об этом рассказал Аль-Бухари, т. 1/193).

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«Аллах спас от огня того, кто сказал «нет божества, кроме Аллаха», со всей искренностью стремясь к Аллаху, Велик Он и Могуч».

(Об этом рассказал Муслим, т. 1/456).

7. Искренняя любовь к этой замечательной словесной формуле во всем ее глубоком смысле и значении, а также любовь к тем, кто придерживается ее условий и действует в соответствии с ней, и ненависть ко всему, что противоположно ей. Всевышний Аллах сказал:

« А среди людей есть такие, которые берут, помимо Аллаха, равных; они любят их, как любят Аллаха. А те, которые уверовали, сильнее любят Аллаха. »

(Корова (Аль-Бакара), 165).

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«Всю сладость имана (веры) вкушает человек, имеющий три свойства: любящий Аллаха и Его посланника больше всех и всего, любящий другого только ради Аллаха, не желающий вернуться к неверию после того, как Аллах спас его от этого зла, также как не желающий быть брошенным в огонь»,

(Из книги «Аль-Валяъ ва альБараъ» доктора Мухаммеда Сайда аль-Кахтани).

8. Отрицание всех видов тагута. Тагут — это лжебог и любой предмет поклонения, кроме Аллаха. Всевышний Аллах сказал:

« Кто не верует в идолопоклонство и верует в Аллаха, тот ухватился за надежную опору, для которой нет сокрушения. »

(Корова (Аль-Бакара), 256).

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«Тот, кто сказал «нет божества, кроме Аллаха» и отрицал все, чему поклоняются, помимо Аллаха, тот сохранит свое имущество и кровь».

(Об этом рассказал Муслим).

Факих со своим иснадом передал от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), который сказал: «Тот, кто будет обладать пятью вещами, не лишится пяти благ».

1. Тот, кто благодарит Аллаха, не будет лишен увеличения благ. Аллах Всевышний сказал:

«Если вы будете благодарны, Я окажу вам ещё больше милости» 66 .

2. Тот, кто проявляет терпение, не будет лишен награды. Аллах Всевышний сказал:

«Аллах умножает награду терпеливым без счёта!» 67 .

3. Если человек обращается к Аллаху с покаянием, то он не будет лишен принятия этого покаяния. Великий Аллах сказал:

«И только Аллах - Тот, кто принимает покаяние Своих покорных рабов» 68 .

4. Если человек просит прощения, то не будет лишен прощения. Великий Аллах сказал:

«Попросите же у своего Господа прощения. Поистине, Он прощает грехи вернувшимся к Нему кающим
ся» 69 .

5. Если делает ду"а, то не будет лишен принятия этой мольбы. Аллах Всемогущий сказал:

«Взывайте ко Мне, и Я отвечу на вашу мольбу» 70 .

Было передано и шестое : если человек расходует имущество на благие дела, то он не будет лишен замены. Аллах Всемогущий сказал:

«То, что вы расходуете на пути истины и на добрые деяния, Он вам возместит» 71 .

Факих со своим иснадом передал от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что, поистине, наш Пророк (мир ему) сказал:

«Кто бы из мусульман ни обратился к Аллаху с мольбой, его мольба не останется не принятой: либо Аллах удовлетворит его мольбу уже в этой жизни, либо сделает её запасом для него в мире вечном. Если в его мольбе не будет ничего греховного или того, что приведёт к разрыву родственных связей, то эта мольба будет искуплением за его грехи» .

Язид сказал: «В Судный день Всевышний Аллах покажет Своему рабу каждую непринятую мольбу, с которой он обращался, будучи в этом мире и скажет ему: «О, мой раб, ты в такой-то день взывал ко Мне, и Я держал эту мольбу для тебя. Вот для тебя награда за эту ду"а». И человеку будут даны все награды, так что он даже пожелает непринятия всех своих обращений».

Ну"ман бин Башир передал, что Пророк (мир ему) сказал: «Ду"а - это поклонение. Затем прочитал следующий аят:

«Ваш Творец сказал: «Взывайте ко Мне, и Я отвечу на вашу мольбу. Те, которые настолько возгордились и превознеслись, что не поклоняются Мне и не взывают ко Мне, войдут в ад униженными" 72 .

Абу Зарр сказал: «Мольбы хватает для благодеяния, как соли хватает для супа, чтобы улучшить вкус».

Передано, что Хасан Басри сказал: «Пророк (мир ему) сказал: «Мольба раба Аллаха принимается, пока он не поторопится». Его спросили: «О, Посланник Аллаха, как человек торопится?». На это Посланник Аллаха (мир ему) ответил: «Этот человек говорит: «Я обращался к Аллаху с мольбой (снова и снова), но Он не дал мне то, что я просил».

Хасан передал, что он навестил Абу "Усмана Нахди, так как он был болен. Хасан сказал: «О Абу "Усман, обращайся к Всевышнему Аллаху с мольбами. Тебе, наверное, известны хадисы о мольбах больных людей».

Абу "Усман восхвалил и прославил Аллаха Та"аля, прочитал аяты из Корана и салаваты Пророку (мир ему). После этого он поднял руки, и мы подняли руки, и он совершил мольбу. Когда мы опустили руки, Абу "Усман сказал: «Радуйтесь, воистину, Аллах Всевышний принял ваши мольбы». Хасан спросил его: «Ты клянешься Аллахом?». Он сказал: «Да, я клянусь. Если бы ты сказал мне какое-нибудь слово, то я бы поверил тебе. А как же я не могу поверить в слова Аллаха, который сказал:

«Взывайте ко Мне, и Я отвечу на вашу мольбу» 73 .

Когда Хасан вышел из дома Абу "Усмана, сказал: «Абу "Усман знает больше, чем я».

Пророк Муса (мир ему) спросил Всевышнего Аллаха: «О, мой Творец, в какое время Ты принял бы у меня мольбу?». Аллах Великий сказал: «Ты Мой раб, а Я твой Господь, в какое бы только время ты ни обратился с мольбой, Я приму ее». Муса (мир ему) задавал этот вопрос несколько раз.

Аллах Великий сказал: «Обращайся ко Мне с мольбой в середине ночи, поистине, Я приму у тебя эту мольбу. Если даже ко Мне обратится с мольбой в это время сборщик налогов, то Я приму его просьбу».

А"маш передал от Мадика, который сказал:
«Аллах Всевышний сказал: «Кого отвлечет зикр (поминание Аллаха) от мольбы ко Мне, Я одарю его лучшим, чем были одарены молящиеся».

_____________________________________________

66. Сура "Ибрахим", 7 аят.

67. Сура "Аз-Зумар", 10 аят.

68. Сура "Аш-Шура", 25 аят.

69. Сура "Нух", 10 аят.

70. Сура "Гафир", 60 аят.

71. Сура "Саба", 39 аят.

72. Сура "Гафир", 60 аят.

73. Сура "Гафир", 60 аят.

Из книги "Танбихуль гафилин"

Сообщается в двух сборниках достоверных хадисов, что Анас Ибн Малик (да будет доволен им Аллах) сказал:«К пророку, да благословит его Аллах и приветствует, пришёл один человек и спросил его о Часе: “Когда (настанет) Час?” (Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в свою очередь) спросил: “А что ты для него приготовил?” Этот человек как будто смирился, а затем ответил: “О посланник Аллаха! Я не приготовил для него множество намазов, постов и милостыней, однако я люблю Аллаха и Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует”, и пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Ты будешь с теми, кого ты любил”».

В одной из версий хадиса Анас сказал:

«И мы ничему не радовались так, как порадовались словам пророка, да благословит его Аллах и приветствует: “Ты будешь с теми, кого ты любил”». (Аль-Бухари, Муслим)

В достоверном сборнике имама Муслима приводятся слова Анаса: «И я (тоже) люблю Аллаха, Его пророка, да благословит его Аллах и приветствует, Абу Бакра и ‘Умара и надеюсь, что благодаря моей любви к ним, буду вместе с ними, хотя я и не совершал дел, подобных их делам». (Аль-Бухари, Муслим)

Уважаемые братья-мусульмане! Учёные упомянули причины и пути для того, чтобы достичь этой степени любви и добиться счастья. Основными способами и путями можно назвать следующие:

Во-первых, это чтение Священного Корана, размышляя и понимая его смыслы, познавая его тайны и мудрости. Так, один из сподвижников нашего пророка (мир ему и благословение Аллаха) удостоился любви Аллаха благодаря чтению суры «Искренность». Он повторял её в своих молитвах, когда же его спросили об этом, он сказал: «Поистине, она описывает Милостивого, и я люблю читать её. На что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Сообщите ему, что Аллах любит его»». (Аль-Бухари от Айши (да будет доволен ею Аллах), Муслим)

Во-вторых, это приближение к Всевышнему Аллаху с помощью дополнительных видов поклонения после того, как он проявит огромное усердие, выполняя обязательные предписания, а также не будет преступать границы дозволенного. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сообщил от Великого Господа, что Он сказал: «Я объявлю войну тому, кто враждует с тем, кто близок ко Мне! Любимейшим из всего, что бы ни делал Мой раб в стремлении приблизиться ко Мне, является для Меня то, что Я вменил ему в обязанность, и не перестанет Мой раб приближаться ко Мне, делая больше положенного (добровольные виды поклонения), пока Я не полюблю его; когда же Я полюблю его, то стану его слухом, посредством которого он будет слышать, и его зрением, посредством которого он будет видеть, и его рукой, которой он будет хватать, и его ногой, с помощью которой он будет ходить, и если он попросит Меня (о чём-нибудь), Я обязательно дарую ему (это), а если обратится ко Мне за защитой, я обязательно защищу его». Достоверный сборник Аль-Бухари, книга «Смягчения сердец», глава «Скромность», (6502), от Абу Хурейры (да будет доволен им Аллах).

В-третьих, постоянное поминание Аллаха языком, сердцем и делами. Всевышний Аллах говорит:

فَاذْكُرُونِي أَذْكُرْكُمْ وَاشْكُرُواْ لِي وَلاَ تَكْفُرُونِ

«Поминайте Меня, и Я буду помнить о вас и будьте благодарны и не будьте отрицающими Меня [не будьте неблагодарны Мне]!» («Аль-Бакара»:152).

А наш пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Аллах (Свят Он и Велик) говорит: “Я буду со своим рабом, пока его губы шевелятся, поминая Меня”». (Сунан ибн Маджа от Абу Хурейры (да будет доволен им Аллах), Аль-Бухари)

Также посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), будучи лучшим поминающим своего Господа, сказал: «”Муфарридун” опередили». Сподвижники спросили: «А кто такие ”муфарридун”, о посланник Аллаха?» На что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:«Часто поминающие Аллаха из числа мужчин и женщин». Муслима от Абу Хурейры (да будет доволен им Аллах).

В-четвёртых, нужно любить то, что любит Всевышний Аллах и Его посланник, и предпочитать это тому, что нравится душе, когда страсти одерживают верх. Это восхождение к тому, что любит Господь, если даже этот подъём окажется сложным. Таким образом, человек предпочитает заслужить довольство Всевышнего, нежели получить довольство другого, если даже предстоит пережить огромные испытания и трудности, несмотря на физическую слабость своего тела.

Для достижения такой степени необходимы три вещи: во-первых, укрощение страсти, во-вторых, неподчинение ей и, в-третьих, борьба с сатаной и его приспешниками.

В-пятых, очень важно познать всем сердцем имена Аллаха и Его качества, ведь тот, кто познает Всевышнего, Его прекрасные имена и возвышенные качества и дела, того полюбит Всевышний Аллах, окажет почёт и будет доволен им. Здесь имеются в виду имена Аллаха и Его качества, которые утверждены в обоих Откровениях (Священный Коран и Сунна). При этом вера в них должна соответствовать убеждению посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), его сподвижников и тех, кто последовал за ними во благе. А именно: верить в имена и качества Аллаха нужно без искажения, без отрицания, без уподобления, без придавания образа и без необоснованного толкования.

Аллах (Свят Он и Велик) говорит, побуждая Своих рабов:

وَلِلّهِ الأَسْمَاء الْحُسْنَى فَادْعُوهُ بِهَا

«У Аллаха - самые прекрасные имена, взывайте же к Нему посредством их». («Аль-А’раф», 180).

Также сообщается в достоверной Сунне, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «У Аллаха девяносто девять имён, и кто выучит их, войдёт в Рай».(Аль-Бухари, Муслим от Абу Хурейры (да будет доволен им Аллах).)

В-шестых, нужно наблюдать за милостями, которые оказывает Аллах своим рабам, а также познавать явные и скрытые дары Всевышнего, ведь это побуждает человека любить Его. Оказание милости и добра овладевают чувствами человека и побуждают его любить того, кто дал ему эту милость и одарил его благом. В действительности же, дарующим милости и блага является только Всевышний Аллах. На это указывает здравый разум и Откровение (Священный Коран и достоверная Сунна). Поэтому обладатели разума на самом деле любят только Аллаха (Свят Он и Велик), ведь только Он (хвала Ему) заслуживает абсолютной любви. А всё остальное можно любить ради Него.

Человек по своей натуре любит того, кто оказал ему благо, обращался с ним любезно, утешал его и помогал во всех его начинаниях. И если человек, в действительности, познает эту истину, то поймёт, что всё благо, которое невозможно перечесть, исходит только от Аллаха (Свят Он и Велик).

Всевышний Аллах сказал:

وَإِن تَعُدُّواْ نِعْمَتَ اللّهِ لاَ تُحْصُوهَا إِنَّ الإِنسَانَ لَظَلُومٌ كَفَّارٌ

Таким образом, если мусульманин поймет эту истину должным образом, то ему будет намного легче выполнить свою обязанность - возблагодарить Аллаха (Свят Он и Велик) языком, сердцем и поступками. Именно тогда человек добьётся всех благ и будет осчастливлен достойным исходом.

Кроме того, наш Господь (Свят Он и Велик) обещал одарить ещё большим тех, кто благодарит Его:

لَئِن شَكَرْتُمْ لأَزِيدَنَّكُمْ

«Если вы будете благодарны, то Я одарю вас ещё большим». («Ибрахим», 7).

А наш пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Сколь удивительно положение верующего! Поистине, всё в его положении является благом для него, и это присуще только для верующего: если что-нибудь радует его, он благодарит Аллаха, и это становится для него благом, если же его постигает горе, он проявляет терпение, и это тоже становится для него благом». (Муслим от Сухейба (да будет доволен им Аллах).

Также сообщается в другом хадисе: «Поистине Аллах доволен рабом, который покушав еду, поблагодарит Его за это, или, попив что-то, поблагодарит Его за это». (Муслим от Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах).

В-седьмых, для достижения любви Аллаха есть еще один, очень удивительный и великий способ, ¬– это проявлять смиренность перед Величием Аллаха, принижать самого себя ради Него, проявлять богобоязненность словами и телом.

Как сказал Всевышний:

الَّذِينَ هُمْ فِي صَلَاتِهِمْ خَاشِعُونَ قَدْ أَفْلَحَ الْمُؤْمِنُونَ

«Воистину, преуспели верующие, которые смиренны во время своих намазов…» (Аль-Му’минун», 1-2).

Также Всевышний Аллах сказал о лучших созданиях:

إِنَّهُمْ كَانُوا يُسَارِعُونَ فِي الْخَيْرَاتِ وَيَدْعُونَنَا رَغَبًا وَرَهَبًا وَكَانُوا لَنَا خَاشِعِينَ

«Воистину, они спешили творить добро, взывали к Нам с надеждой и страхом и были смиренны перед Нами». («Аль-Анбийя», 90).

В-восьмых, чтобы заслужить любовь Всевышнего нужно использовать время, когда Аллах спускается в последнюю треть ночи и обращаться в это время с молитвами, взывая к Господу (Свят Он и Велик), проявляя полную покорность перед Ним, завершая всё это прощением и искренним покаянием.

Всевышний Аллах говорит о лучших созданиях:

تَتَجَافَى جُنُوبُهُمْ عَنِ الْمَضَاجِعِ يَدْعُونَ رَبَّهُمْ خَوْفًا وَطَمَعًا وَمِمَّا رَزَقْنَاهُمْ يُنفِقُونَ

«Они отрывают свои бока от постелей, взывая к своему Господу со страхом и надеждой, и расходуют из того, чем Мы их наделили». («Ас-Саджда», 16).

Встающие ночью для совершения ночной молитвы - самые благородные из тех, кто заслуживает любви, так как их ночной намаз перед Всевышним вбирает в себя почти все перечисленные причины любви Аллаха. Поэтому нет ничего удивительного в том, что доверенный на небесах Джибриль (мир ему), спустившись к доверенному посланнику на земле Мухаммаду, сказал ему: «Знай же, что достоинство верующего заключается в совершении им ночной молитвы, а его величием является то, что он не нуждается в людях». Привёл Ат-Табарани в «Аль-Авсат», (4278).

Аль-Хасан Аль-Басри сказал: «Я не знаю лучшего поклонения, чем молитва, совершаемая глубокой ночью». Его спросили: «Почему у тех людей, которые молятся по ночам, светлые лица?» На что он ответил: «Это потому, что они остались наедине с Милостивым, и Он наделил их из Своего Света». «Ихьйя ‘улум ад-дин», (1/355; 4/412).

В-девятых, любовь к праведникам и старание находиться рядом с ними там, где они собираются. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал в достоверном хадисе: «Всевышний Аллах сказал: “Я обязательно полюблю тех, кто полюбил друг друга ради Меня. Я обязательно полюблю тех, кто собирался ради Меня. Я обязательно полюблю тех, кто посещал друг друга ради Меня”». Ахмад (5/233, 247). Малик (6711) в «Муатта’»

Также сообщается в достоверном хадисе, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Самая надёжная связь веры - это любовь ради Аллаха и ненависть ради Аллаха». (Ахмад (4/286).

В-десятых, отстранение от всякой причины, которая может стать препятствием между тобой и Всевышним Аллахом. Можно будет это сделать, если мусульмане и общество верующих в целом будут отстраняться от всех видов дурных поступков, запретных дел и смертных грехов. Если сердца будут испорчены, будет бесполезным пытаться исправить мирские дела, и не сможешь получить пользы в следующем мире.

Всевышний Аллах сказал:

إِلَّا مَنْ أَتَى اللَّهَ بِقَلْبٍ سَلِيمٍ يَوْمَ لَا يَنفَعُ مَالٌ وَلَا بَنُونَ

«В тот день, когда ни богатства, ни сыновья не принесут пользы никому, кроме тех, которые предстанут перед Аллахом с непорочным сердцем». («Аш-Шуара», 88-89).

Постижение любви Аллаха - величайшая степень для раба, великая милость, вечное счастье и прекрасная жизнь. Поэтому счастливый человек должен стараться удостоится этой степени всеми путями, установленными пророком Мухаммадом (мир ему и благословение Аллаха) в его жизнеописании и Сунне, а именно, следуя верному вероубеждению, правильно поклоняясь, проявляя благодеяние в отношении созданий. Другими словами, осуществляя подлинную веру, проявляя богобоязненность втайне и открыто.

Всевышний Аллах сказал:

الَّذِينَ آمَنُواْ وَكَانُواْ يَتَّقُونَ أَلا إِنَّ أَوْلِيَاء اللّهِ لاَ خَوْفٌ عَلَيْهِمْ وَلاَ هُمْ يَحْزَنُونَ

«Воистину, приближённые к Аллаху не познают страха и не будут опечалены. Это те, которые уверовали и были богобоязненными». («Йунус», 62-63).

Кроме того, любовь Аллаха вызывает частое благословение и приветствие пророка (мир ему и благословение Аллаха).

О Аллах! Благослови и приветствуй нашего любимого пророка Мухаммада! О Аллах! Будь доволен праведными халифами и правителями, которые шли прямым путём: Абу Бакром, Умаром, Усманом и Али, а также всеми остальными сподвижниками и теми, кто последовал за ними добром до самого Судного Дня. Амин я Муджиб!!!

Факих (р.г.) с этим же иснадом передал от Хусайма, который сказал: «Ангелы скажут: «О наш Господь, ты расстелил этот мир перед неверующим и освободил его от бед».

Всевышний Аллах скажет ангелам: «Откройте занавес наказаний для этого неверного раба». Всякий раз, когда ангелы увидят эти наказания, они скажут: «О наш Господь, не принесет ему пользы то, чего он достиг в этом мире». Также ангелы скажут: «О наш Господь, ты забираешь этот мир у верующего раба, и приводишь его к бедам».

Всевышний Аллах скажет: «Откройте награды для верующего». Всякий раз, когда ангелы увидят эти награды, скажут: «О наш Господь, не принесет ему вреда то, чего он достиг в этом мире».

Мухаммед бин Фазил со своим иснадом передал от Абу Зарра (р.г.), который сказал: «Поистине, Посланник Аллаха (с.г.в.) сказал: «Обладающие большими богатствами будут унижен­ными, за исключением тех (из них), кто станет поступать со своим богатством так, так и так четыре раза или меньше этого». Факих (р.г.) сказал: «Смысл слов «Обладающие большими богатствами будут униженными» заключается в следующем: если богатый человек будет одним из обитателей рая, то его степень в раю будет ниже степени бедняков.

Если же богач будет одним из обитателей ада, то он будет на самой низкой степени ада, кроме тех (из них), кто раздавал милостыню направо и налево, спереди и сзади из своего богатства. Слова «меньше этого» означают, что степень подобных богачей будет низкой, так как шайтан украшает их богатства в этом мире». Передано от Абу Хурайры (р.г.), что, поистине, Посланник Аллаха (с.г.в.) сказал: «О мой Аллах, даруй целомудрие и необходимое для жизни пропитание тому, кто полюбил меня, и увеличь богатство и детей того, кто разгневался на меня». Пророк (с.г.в.) сказал: «Бедность в этом мире - трудность, а в Ахирате - радость».

Анас бин Малик передал, что Посланник Аллаха (с.г.в.) сказал: «Поистине, для каждого есть ремесло. У меня же два ремесла: бедность и борьба. Кто полюбил эти два ремесла, тот, поистине, полюбил меня. Кто же разгневался на них, тот поистине, разгневался на меня». Факих сказал: «Мусульманину нужно любить бедность и бедняков, даже если он является богачом, ибо в любви к беднякам есть любовь к Посланнику Аллаха (с.г.в.). Поистине, Великий и Всемогущий Аллах повелел Своему Посланнику (с.г.в.) любить бедняков и быть близким к ним». Аллах Всевышний сказал в Коране: «Так оставайся же вместе с теми, кто взывает к Господу своему утром и вечером, стремясь к лику Его, и не отводи глаза свои от них в стремлении к украшениям земной жизни» (Сура «Аль-Кахф», 28 аят).

Причиной ниспослания этого аята было следующее: поистине, Гуайнаха бин Хасин был предводителем арабов. Однажды он пришел к Посланнику Аллаха (с.г.в.). Рядом с Пророком (с.г.в.) сидели Салман Фарси, Сухаиб бин Сунан, Билал бин Хамама (да будет доволен ими Аллах). Также были и другие бедные из числа сподвижников. На них были старые одежды. Гуайнаха бин Хасим потребовал от Посланника Аллаха (с.г.в.) удалить от себя бедняков, так как он не желал сидеть рядом с ними по причине своей заносчивости.

Но Аллах Тааля запретил отдалять их и сказал: «Так оставайся же вместе с теми, кто взывает к Господу своему утром и вечером, стремясь к довольству Аллаха, то есть они обращаются к Аллаху с мольбами и совершают пятикратный намаз. Слово «ваджхаху» означает, что они желают довольства Аллаха. И не отводи глаза свои от них и не позорь их в стремлении к украшениям земной жизни». Аллах Всевышний сказал: «...и не подчиняйся тому, чье сердце Мы заставили пренебречь (необходимостью) поминать Нас».

Поистине, Всевышний Аллах повелел Своим пророкам сидеть рядом с бедняками и быть близкими к ним. Этот приказ касается и всех мусульман до Судного дня. Любить бедняка, уважать его и приветствовать его за руки является обязанностью каждого мусульманина, так как они в Судный день будут руководителями от Аллаха Тааля и есть надежда на их заступничество.

Из книги "Танбихуль гафилин"