Виды развивающих игр. Игровые упражнения для дошколят


Многие родители сталкиваются с проблемой, когда у ребенка большое количество игрушек, но он с ними не хочет играть. Возникает справедливый вопрос – почему!? Детей часто привлекает именно новизна игрушки, и когда он к ней привыкает, то перестает играть. Она не способна заставить работать его мозг, дать интеллектуальную нагрузку и привлечь интерес к себе. Всё это потому, что малыш растёт и развивается. Исправить ситуацию призваны развивающие игры. Они направлены на развитие интеллекта и тренируют мыслительные процессы. В процессе игры дети учатся решать творческие задания, что захватывает их.

Польза развивающих игр для детей

Все развивающие игры обладают общими особенностями:
  • В каждой игре есть набор определенных задач, решаемых с помощью палочек, кубиков, разнообразных деталей;

  • Задания распределены по уровням сложностей;

  • В играх информация об условиях задачи выдаётся разными способами: с помощью схем, чертежей, моделей и т.д. Таким образом, игры знакомят детей со способами передачи информации;

  • Увеличение степени сложности задач поддерживает постоянный интерес к игре. Кроме того, это заставляет ребенка самосовершенствоваться и самостоятельно развивать нетрадиционное мышление;

  • Ребенок должен сам находить решение к задаче, при этом подсказывать ему нельзя;

  • Многие игры позволяют играющим самим разрабатывать новые задания;

  • Развивающие игры предполагают отсутствие нажима со стороны взрослых. Если ребёнок не может решить задачу сейчас, возможно, он ещё не дорос до неё;

  • Игры позволяют наглядно представить решение задачи с помощью схем, картинок, узоров. Таким образом, можно проверить правильность решения;

  • Игры позволяют достичь потолка своих возможностей, и потом снова подняться на новую ступень с повышением уровня трудности заданий, благодаря применению уже полученных знаний.

Условия выбора развивающих игр

К трём годам ребенок обладает определенным опытом, представляющим скорее его потенциал. К тому, чтобы реализовать этот потенциал, призваны развивающие игры. В них сочетаются все основные аспекты гармоничного развития детей. В таких играх взаимосвязаны знания и эмоции, внешние и внутренние действия, активность может быть как индивидуальная, так и коллективная.

Все развивающие игры подразумевают совместные действия взрослого и ребёнка. Взрослый предлагает ребёнку поиграть и стимулирует интерес к игре.

Все игры проходят по определенным правилам. Причём правила подразделяются на две группы. Первая группа – это как действовать с предметами, последовательность и темп игры. Вторая группа – это правила общения. В такой форме малышу легче осознать, что организованным и собранным нужно быть и вне игры.

Показателем того, что игра понравилась ребенку, является просьба повторить и самостоятельные игровые действия. Игры обязательно должны соответствовать не только возрасту, но и возможностям конкретного ребенка, так как у каждого малыша свой путь развития. Недопустимо «перепрыгивание» через этапы развития. Задания должны идти от простого к более сложному. В развивающих играх, при соответствующей подготовке со стороны взрослого, ребенок может самостоятельно двигаться вперёд. Ему могут быть под силу такие задания, с которым не каждый взрослый справится.

Развивающие игры будут бессмысленны, если они не опираются на то, что уже умеет или любит делать ребёнок. Например, дети в три года любят бегать. На основе этого им можно предложить определенные развивающие игры.

Чтобы игры развивали, нужно отказаться от принуждения. Если ребёнок не хочет играть, подумайте, как его увлечь. Обязательно хвалите его за любой успех. В развивающих играх нельзя требовать запомнить какую-либо информацию. Если малышу она будет нужна, то он запомнит её самостоятельно. Главное, увлечь ребёнка.

Примеры и описание развивающих игр для детей



Их разработал венгерский математик Дьенеш с целью развития логического мышления детей. Игровой материал представляет собой набор из фигур (блоков), в количестве 48 штук. Все они различны по форме (треугольная, прямоугольная, круглая и квадратная), цвету (синие, желтые, красные), а также размеру и толщине.

Играть с ребёнком в блоки можно начать с двух летнего возраста. Сначала детей просят выполнить простые задания, например, найти такую же фигуру по размеру, цвету и т.д. в приложении к игре вы найдете большое количество заданий. Детям старшего возраста задания напечатаны на карточках, где все признаки обозначены определенными символами. Например, размер – это домик, большой или маленький.



Палочки Кюизенера – это изобретение математика из Бельгии по фамилии Кюизенер. В эту игру можно играть, начиная с трёх лет. Интересны они будут и взрослым. Другое название этого материала – счётные палочки или цветные палочки.

Палочки представлены в большом количестве (116, 241). Они различны по длине – от одного до десяти сантиметров, также в наборе десять цветов палочек. Каждая палочка обозначает определенное число. Каждое число может быть представлено набором палочек. Самое маленькое число – это один, оно обозначается белым кубиком с длиной один сантиметр. Голубая палочка – это число три. Три можно ещё представить как три белых кубика, или кубик и палочка, обозначающая число два.

Задания представляют собой постройку ковра с определенным узором или дорожки, а также выкладыванию картинки по образцу. В процессе игры дети запоминают цвета, размеры, числа и учатся их соотносить.

Многие родители жалуются на то, что детские психологи много говорят о важности раннего развития ребенка, но мало дают практических советов в этой сфере. Что ж, давайте вместе разберем примеры развивающих игр , которые вы легко сможете использовать без посредничества педагогов.

Во-первых, всем детям без исключения нужно общение со сверстниками. Но этому, как и многому другому, нужно учиться. Самой простой игрой для решения этой задачи может стать обыкновенный хоровод. Так как для общения нужно минимум два человека (а лучше, конечно, чтобы детей было больше), необходимо создать обстановку группового взаимодействия. Итак, детям предлагается, взявшись за руки образовать кружок вокруг игрушечного кота. Медленными шагами, взрослый вместе с детьми, идет по кругу, проговаривая стихотворение:

Котик наш котик,
Мягкий животик.
Пушистенькие лапки,
А в лапках царапки.
Мы хотим с тобой поладить,
Дай скорей тебя погладить.

На последнем предложении дети приближаются к игрушке и ласково ее гладят. Затем, взрослый предлагает кому-либо из детей «побыть котиком», и следующий хоровод идет уже вокруг него. Не все дети с охотой соглашаются гладить своего сверстника. Это и есть момент снятия барьера между собственной личностью ребенка и групповым общением. Такие развивающие игры на социализацию помогают малышам постепенно наладить коммуникацию с другими детьми, что безусловно будет очень полезным в будущем.

Примерами игр на познание окружающего мира, могут послужить различные виды сортировки предметов. Для этого хорошо подойдет раскладывание игрушек по цветам. Перед ребенком ставятся две или три цветные корзинки, например, красная, зеленая и синяя. Малышу нужно положить игрушку в корзину такого же цвета, что и она сама. Постарайтесь, что бы игрушка была полностью однотонная, иначе это может дезориентировать ребенка. Хорошим вариантом будет использование небольших разноцветных мячей. Такая игра будет способствовать запоминанию цветов и формированию логического мышления. Когда ребенок освоит цвета, игру можно усложнить и предложить ему сортировать пуговицы и нанизывать их в определенной последовательности на мягкую медную проволоку.

Развитию мелкой моторики могут послужить игры с различными видами шнуровок, которые можно сделать своими руками. Для создания такой игрушки лучше взять за идею, что-то давно знакомое ребенку, например, яблоко. Кусок плотного картона обклеиваем с двух сторон цветной бумагой желтого, зеленого или красного цвета. Вырезаем из него форму яблока, а по краям, равномерно, на расстоянии 1 см друг от друга, дыроколом проделываем отверстия. В каждом доме найдется ненужный шнурок от старых ботинок или же можно отправится в швейный магазин и купить красивые цветные шнурки. Завязываем конец шнурка на одном из отверстий. Теперь следует попросить ребенка продеть шнурок через все яблочко. Такое занятие направлено не только на тренировку мелкой моторики, но и развивает способность ребенка к концентрации.

Обучающие и развивающие компьютерные игры

2.1 Определение, основные понятия, классификация и примеры развивающих компьютерных игр для дошкольников

Развивающие компьютерные игры - это компьютерные программы, служащие для организации игрового процесса, главной целью которого является развитие личности ребенка.

Развитие представляет собой процесс новообразований в личности, новые психические качества или их новый уровень, процесс формирования способностей, интересов, потребностей, воли, эмоций. Такие игры направлены на развитие познавательных процессов ребенка (мышления, памяти, внимания, воображения и т.д.), а также, на становление положительных качеств личности, таких, например, как самостоятельность, последовательность, терпение, усидчивость, любознательность и др. В основе таких игр чаще всего находится задача, которая содержит определенную познавательную трудность, т.е. ориентирована на перспективный уровень умений. Подбирая дошкольнику такие игры стоит учитывать, что условие поставленной в игре задачи должно соответствовать уровню развития ребенка, содержание игры должно быть ему понятно и доступно, но решение задачи ориентировано на «ближайший уровень развития». При таких условиях компьютерная игра будет стимулировать общее развитие дошкольника. В качестве классификации, можно использовать следующие категории таких развивающих игр:

· конструкторские программы, в процессе которых детям надо либо сложить из разных частей фигуру определенной формы, либо, наоборот, разбить имеющуюся фигуру на заданные части. Эти программы развивают не только восприятие и координацию, но и образное мышление детей, а также усидчивость, усердие, терпение. Например, паззлы, тетрис, сложи узор.

· драматизации («конструкторы сказок»), совмещающие возможности текстового и графического редакторов для формирования и воспроизведения иллюстраций, можно «сыграть» сказку на компьютере, а можно распечатать иллюстрации, вырезать и создать настольный театр. Такой вариант игр замечательно подходит для групповой работы и способствует развитию воображения, восприятия, речевых навыков, коммуникабельности, положительного эмоционального настроя и т.д. Создать простейший мультфильм, например, можно с помощь программы ПервоЛого.

· программы, направленные на развитие зрительно-моторной координации ориентации ребенка в пространстве. Это различные лабиринты, по которым необходимо протащить предмет или игры, задачей которых является быстро поймать фигуру. К ним также можно отнести упомянутый выше тетрис.

· головоломки или игры, на развитие логического мышления. Существует огромное количество различных вариантов головоломок, от простых - ребусы, до сложных - например, игра с мальчиком Алексом, которому нужно помочь с помощью подручных средств отправить мячик в цель. Такие игры развивают воображение, мышление, помогают понять причинно-следственные связи, способствуют самостоятельности, проявлению инициативы, повышению самооценки.

· игры на развитие внимания и памяти. Это сравнение картинок - найди отличия, найди пару, найди тень; поиск спрятанных предметов; запоминание картинок (игра «мемори»); что изменилось и т.д. Кроме произвольного внимания и памяти, развивается усидчивость, терпение.

Развивающие компьютерные игры могут быть и просто творческого характера, не имеющие конкретной задачи. Целью их может быть развитие цветового восприятия, обогащение слухового опыта, побуждение познавательной активности, становление образно-символического мышления и т.п. К таким играм можно отнести различные графические редакторы, благодаря которым ребенок может рисовать свои картинки или раскрашивать готовые; музыкальные игры, например, «звуковое лото», «повтори мелодию»; текстовые редакторы; простые симуляторы, такие как «Колобок», уход за домашним животным. Следует отметить, что не смотря на то, что основная цель развивающих игр ориентирована на общее развитие дошкольников, в них содержатся обучающие элементы, т.е. такие игры имеют ряд второстепенных целей, направленных на усвоение детьми определенных знаний и умений. Например, играя в развивающие компьютерные игры, дети параллельно осваивают компьютер; учат цвета, формы; порядковый счет.

Анализ уровня организации молодежного досуга в сельской местности (на примере РОМЦ отдела культуры)

1.1.Определение и сущность понятия «досуг» Досуг - часть нерабочего времени, которая остается у человека после исполнения непреложных непроизводственных обязанностей. Первыми элементарными ценностями досуга являются отдых и движение...

Методика проведения уроков по математике в 3 классе с использованием компьютерных развивающих игр

В условиях стремительного развития научно-технического прогресса, быстрого увеличения информационной базы во всех сферах человеческого познания школа решает задачу о том...

Методика проведения уроков по математике в 3 классе с использованием компьютерных развивающих игр

Для выявления педагогических аспектов использования компьютерных развивающих игр по математике в начальной школе проведем их сравнительную экспертизу (по Смоляниновой О.Г.) для выбора дисков, удовлетворяющих цели исследования...

Методика проведения уроков по математике в 3 классе с использованием компьютерных развивающих игр

Методика проведения уроков по математике в 3 классе с использованием компьютерных развивающих игр

Для представления методики обучения математике в 3 классе с использованием компьютерных развивающих игр мы основывались на определении методической системы преподавания (по А.М. Пышкало) как структуры...

Методика экологического воспитания дошкольников

Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире...

Обучающие и развивающие компьютерные игры

Обучающие компьютерные игры - это компьютерные программы, служащие для организации игрового процесса, основной целью которого является усвоение ребенком конкретного образовательного материала. В них также заложены второстепенные цели...

Оздоровительное физическое воспитания дошкольников

Современное общество отличается многообразием примеров образа жизни человека, с которыми постоянно сталкивается каждый ребенок. Это многообразие не всегда является образцом для ребенка...

Особенности развития памяти в младшем школьном возрасте

Четкого единства на счет определения памяти у ученых нет. В широком смысле памятью можно назвать сохранение информации о раздражителе, после того как его действие уже прекратилось. . М.И.Демков отмечает...

Технологии осуществления педагогического процесса

Многообразие предметов деятельности определяет и видовое ее многообразие. На основе морфологического анализа человеческой деятельности, проведенного М. С. Каганом, Н. Е...

Формирование речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста

Этикет (французское etiquette - ярлык, этикетка) - совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда)...

Практически всем родителям широко известно мнение психологов и педагогов о том, что лучшая форма обучения и воспитания детей – это игра. Как стимулировать детское развитие? Как гармонично развивать его интеллектуально и физически? Читайте в нашей статье обзор самых эффективных развивающих игр для детей разного пола и возраста, активизирующих внимание, восприятие и воображение детей, память и мелкую моторику, логику и многое другое.

Развивающие игры: их значение

Современные дети развиваются стремительно. Их уже не могут сводиться только лишь к обычным умениям – считать, писать или читать. Для того, чтобы успешно обучаться и постигать мир, при подготовке к школе ребёнку нужно иметь определённый комплект гармонично развитых качеств. При оценке, готов ли малыш к школе или нет, рассматриваются показатели:

  • базового опыта
  • развития познания
  • эмоционального и языкового развития
  • физической подготовки
  • умения общаться
  • зрительного восприятия, различения и памяти
  • слуховых способностей
  • отношения к книгам
  • общей и психологической готовности.

Из этого становится понятным, что поиск способов всестороннего развития детей сегодня очень актуален. Новые технологии ведения учебного процесса, повышенные темпы обучения, огромные объёмы информации, которые следует переработать маленькому школьнику, предъявляют иные требования к его способностям, чем ранее.
Развивающие игры - самый простой и природный способ развивать ребёнка и готовить его к школе. Развивающие игры основаны на таких принципах :

  • принцип сочетания игры и обучения
  • принцип перехода от игры к активной познавательной деятельности
  • принцип поэтапного усложнения игр и заданий
  • принцип активизации умственного развития ребёнка.

В этих принципах заложено значение развивающих игр, так как они формируют условия, в которых ребёнок будет эффективно всесторонне развиваться.
Каждый возрастной период развития ребёнка предназначен для освоения нового. Развивающие игры способствуют формированию необходимых для жизнедеятельности умений и навыков, например, захватывать и держать предмет, удерживать внимание, быть усидчивым и многого другого. В процессе игры ребёнок формирует свою эмоциональную сферу, совершенствует мелкую моторику. Вот почему важно подбирать игры и игрушки по возрасту ребёнка.

Виды развивающих игр

Для малышей

  • раскраски с крупными изображениями и наклейками
  • мягкие пазлы большого размера
  • игры о цветах и формах («сортеры», «трансформеры», пирамиды)
  • (длина, высота, количество, размер, вес предметов).

Эти несложные игры положительно повлияют на развитие внимания и памяти малыша, цветовое восприятие, логическое мышление и, конечно, способствовать формированию детского творчества. Не забывайте, что такими играми малыши занимаются вместе с родителями.


Познавательные (дидактические)

Такие игры (тематические наборы карточек и картинок, кубики с картинками и цифрами) расширяют представление ребёнка об окружающем мире: о животном мире, флоре и фауне, природе, профессиях, одежде, посуде и т. д.

Для развития внимания и памяти

  • «Ищем пару»
  • «Отличия»
  • «В поисках предмета»
  • «Что не так?»
  • «Лабиринт»

Такие игры также позитивно влияют на развитие внимания и памяти ребёнка. Малыш учится концентрироваться, ведь ему предстоит найти спрятанный предмет или отличия между практически одинаковыми рисунками, отбирать предметы по парам или выделить лишние (одинаковые). В результате малыш станет более наблюдательным и внимательным, находчивым и решительным.

Игры для развития мышления и логики

Развиваем логическое мышление с детства при помощи специальных игр. «Дополни рисунок», «Соедини точки», «Составь мозаику», «Сделай бусы», «Ассоциации» и другие игры призваны учить ребёнка делать сравнение, анализ и систематизацию информации, находить связи между предметами и обобщать, определять основное и делать выводы, а значит - самостоятельно размышлять. Такие умения пригодятся в дальнейшем на уроках математики.

Раскраски

Раскраски призваны развивать творческие способности малыша, умение держать карандаш и делать их точные движения, различать и запоминать цвета.

Пазлы

Пазлы - игра, где картину нужно собрать из частей - это увлекательно и полезно. Для самых маленьких используйте крупные пазлы из мягкого материала, а детям постарше подойдут наборы мелких частей, из которых можно собрать красочные картины.

Загадки и ребусы

Игры, в которых предстоит отгадывать и расшифровывать что-либо, очень нравятся и маленьким, и большим детям. Загадки расширяют кругозор, стимулируют умственные процессы, учат логически и интуитивно мыслить. Благодаря загадкам малыш больше узнаёт об окружающем мире. Ребусы и шарады - это своеобразная гимнастика для ума. Благодаря таким заданиям ребёнок расширяет словарный запас, тренируется самостоятельно мыслить, писать.

Математические игры

Обучайте детей простым манипуляциям с цифрами с раннего возраста. В этом вам помогут красочные карточки, кубики и книжки с цифрами и весёлыми картинками, которые помогут легко, в занятной форме познакомить малыша с миром чисел и цифр, понятиями количества, счётом и арифметикой.

Головоломки, конструкторы, шнуровки

Сочетают развитие логики и мелкой моторики. Этим типом игр ребёнок может заниматься самостоятельно.

Обзор рынка развивающих игр

Какие игры для детского развития сегодня родителям доступны в продаже?

  • : они «говорят» с малышом, «поют песенки». Они влияют на развитие музыкального слуха ребёнка, способствуют становлению его эмоциональности, коммуникабельности. Также они могут помочь малышу начать говорить.
  • сортеры (вкладыши): отличные помощники по изучению цветов, фигур, и цифр. Объёмные фигуры нужно вставлять в соответствующие отверстия. Вариаций игр с такими игрушками можно придумать множество.
  • пазлы: собирание картин из отдельных элементов может быть интересно и детям и взрослым.
  • кубики: учимся строить дома, изучая фигуры, числа и цвета. Тренируем логику и руку для письма.
  • конструкторы: собираем по образцу или придумываем свой проект. Деревянные, блочные, пластиковые, бумажные или металлические - сейчас большой выбор.
  • настольные игры: домино, шашки, шахматы, лото, настольный баскетбол, футбол, хоккей - развивают логическое мышление и быстроту реакции.
  • сюжетно-ролевые игрушки: маленькие и большие куклы, персонажи из мульфильмов, плюшевые игрушки - с помощью их малыш моделирует ситуации и учится играть в ролевые игры, которые являются хорошим тренажёром для социальной адаптации ребёнка.
  • сенсорно-двигательные (погремушки, карусельки-мобиле, игрушечные музыкальные инструменты) - вводят ребёнка в мир звуков, движения, форм.
  • пирамидки: конусообразные и шарообразные, деревянные и пластмассовые, разноцветные и прочие - тренируют первые навыки логического мышления малыша.
  • счётные столики (абаки): палочки с нанизанными предметами разной формы и цветов - хорошо учат ребёнка счёту, группировке и сортировке предметов, сенсорному восприятию.
  • шнуровки: готовят руку малыша к письму.
  • игрушки для активных игр: спортивный инвентарь и предметы повседневного обихода - физически развивают малыша, помогают понять способы действий с предметами.
  • наборы детского творчества: пластилин, моделирующие глины, аппликации - развивают детское творчество.

«Совет. При выборе развивающих игр для своего ребёнка лучше проконсультироваться у продавца детского магазина, для какого возраста та или иная игра/игрушка, с какой она целью используется, какие качества ребёнка она развивает».

Не забывайте, что все игры разработаны специалистами для развития определённых способностей малышей. Если не учитывать эти правила, то вы не достигнете намеченного результата и зря потратите деньги.

Игры детей от 0 до 3 лет

Пусть дошкольник побольше раскрашивает, учится рисовать.

Для школьников

Игры для детей, достигших школьного возраста, меняют свой характер. Настольные игры, интересные школьникам, всё также развивают разнообразные способности. Младшим школьникам становится интересно играть в командные настольные игры, а также деловые детские игры, которые способствуют их успешной социализации, развивают коммуникативные способности, мышление. Ребята в этом возрасте стремятся творчески проявить себя. Младшим школьницам нравится учиться вышивать, шить, создавать собственными руками поделки, и украшения. Мальчики с удовольствием выцарапывают гравюры, выпиливают лобзиком и чаще всего просят строительные наборы: так хочется смастерить что-либо!
Актуальность в этом возрастном периоде приобретают компьютерные игры, которые тоже могут быть развивающими.

Компьютерные и онлайн игры

В настоящее время появилось большое количество специализированных электронных ресурсов, предлагающих развивающие компьютерные и он-лайн игры для детей. Такие игры - абсолютно логичное продолжение всех предметных и устных игр и занятий с детьми с целью развития их способностей. Позитивные стороны тут тоже присутствуют - например, ребёнок постепенно учится компьютерной грамотности. Здесь нет ничего сложного: ребёнок просто играет в понравившуюся , тем самым тренируя память или внимание или скорость мышления и тому подобное. Он может научиться логически мыслить, обобщать, делать правильный выбор, тренироваться в математике или учить языки. И всё происходит в доступной игровой форме.


При занятиях за компьютером существуют правила:

  1. Обращайте внимание, в какой позе ребёнок сидит за компьютером. Сидеть нужно не сутулясь, не наклоняясь в какую-либо сторону, не кособочась.
  2. Следите за расстоянием монитора от лица ребёнка. Расстояние между ними должно быть не меньше диагонали вашего монитора.
  3. Научите пользоваться «мышкой». Этот полезный навык пригодится в развивающих компьютерных играх.

Детские компьютерные игры появились не так давно - всего несколько лет назад, однако эта сфера стала очень популярной среди детей и их родителей.

Выводы

Уважаемые родители, помните, что каждый ребёнок - индивидуален, и его развитие происходит в своём темпе. Старайтесь подбирать игры, которые будут развивать вашего ребёнка в соответствии с уровнем его общего развития и возраста. Не огорчайтесь, если малыш не справляется с заданием: отложите игру, предложите другую. Настроение и интерес ребёнка подскажут вам, чем он хочет заниматься. Будьте рядом во время игры, подсказывайте и объясняйте, как играть. Заинтересуйте ребёнка игрой и скоро увидите, каких успехов он достигнет.


Уделяйте развивающим играм достаточное количество времени, однако не перегружайте ребёнка. Ведь использование развивающих игр помогает развить индивидуальные качества ребёнка, а не воспитать гения. Перегружая малыша бесконечными непростыми заданиями, можно и отбить у него охоту учиться. Пусть лучше игры будут источником пользы и удовольствия.

Развивающие игры для детей дошкольного возраста поощряют к деятельности, в которой совершенствуется мышление и память ребенка. Формируется его характер и навыки, востребованные для дальнейшего обучения.

Правильно организованная игровая деятельность считается незаменимым средством воспитания, поскольку помогает детям расти здоровыми, получить навыки, которые пригодятся в жизни.

Дошкольников привлекают новые действия, позитивно окрашенные эмоции. Верные союзники взрослых в воспитании - развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста, «умные» игрушки.

Интересная и полезная деятельность в 4–6 лет влияет на формирование характера ребенка, совершенствует его внимание, память, мышление и другие функции растущего организма. Все это востребовано и необходимо для последующего успешного обучения в школе.

Развивающие игры для детей дошкольного возраста

Дошкольники обучаются способам действий, в этом заключается познавательный аспект развивающей игры. Дети не получают готовые знания, а добывает их сами. Происходит формирование психических процессов, способностей.

В игре ребенок учится отыскивать предметы по признакам, обмениваться с другими детьми. Развиваются отношения дошкольников (воспитательная сторона игрового процесса).

Отличить развивающие игры от сюжетных, дидактических, театрализаций и других занятий позволяет ряд особенностей:

  • особый игровой замысел, который предлагает детям взрослый человек;
  • подготовленный заранее материал для игры;
  • определенные правила;
  • организованное общение ребят.

Игровой замысел учитывает возрастные качества детей. Младшие дошкольники больше интересуются предметами, их свойствами. Для них следует выбирать разнообразный по фактуре материал, который они получают в собственные руки. Современные компьютерные игры привлекают детей старшего дошкольного возраста.

Взрослый человек в обучающей игре - это ее организатор и непосредственный участник:

  • сообщает замысел, правила;
  • обучает игровым действиям;
  • направляет игру;
  • помогает детям;
  • поощряет за достижения, следит за соблюдение правил.

Коллективные

В развивающих играх присутствуют индивидуальная и коллективная составляющая деятельности. Дошкольники учатся общаться, постепенно осваивают правила социума.

Благодаря коллективным развивающим занятиям ребенок может слушать, говорить и делиться своими чувствами. В игре «Раздувайся пузырь» для детей среднего дошкольного возраста ребята с помощью взрослого учатся взаимодействовать.

Описание:

  1. Воспитатель или родитель предлагает ребятам присесть на стулья в комнате. Подходит к одному из дошкольников и задает вопрос: «Как тебя зовут? Назови свое имя, чтобы тебя услышали».
  2. Ребенок отвечает, ведущий берет его за руку и добавляет: «Пойдем играть!». Взрослый с первым дошкольником идет к следующему малышу.
  3. Когда все дети становятся «змейкой», ведущий замыкает кольцо ребят и говорит: «Какой большой пузырь у нас получился! Давайте сделаем его маленьким».
  4. Дошкольники смыкаются в тесный кружок, затем дуют в сжатые ладони - «надувают пузырь», издавая с каждым выдохом «ф-ф-ф» и делая шаг назад. Вновь получается большое кольцо.
  5. Взрослый выходит в центр и дотрагивается до сомкнутых рук детей, восклицает: «Пузырь лопнул!». Ребята хлопают в ладоши и бегут к ведущему. Играть можно несколько раз.


Математические

Дошкольники изучают азы точных наук в игровых ситуациях. Уровень восприятия и запоминания объективно сложного для детей материала зависит от подготовки, проведенной взрослыми.

Развивающие математические игры связаны с использованием готового набора «Геометрическая мозаика», природного и бросового материала, канцелярских принадлежностей.

С их помощью взрослый формирует у ребенка представления о форме и размерах геометрических фигур, количестве и числе предметов. Математические игры развивают мелкую моторику и логическое мышление.

Описание игр:

1. «Чудесный мешочек»

В мешочек из плотной ткани взрослый кладет шишки, матрешки, кубики, небольшие шарики. Ребенку или группе детей объясняет, что в чудесном мешочке спрятались разные предметы, называет их. Подзывает дошкольника и предлагает достать: 4 кубика, 3 шишки, 2 шарика (не подглядывая).

2. «Молоточек»

Взрослый предлагает детям поднимать карточки с цифрами, соответствующие количеству ударов молоточком.

3. «Будь внимателен!»

1 вариант . Ведущий молча показывает ребятам разное количество игрушек, других предметов либо изображений. Дети поднимают таблички с соответствующими цифрами.
2 вариант . Взрослый демонстрирует карточки с цифрами, а дошкольники 5–6 лет показывают игрушки (изображения предметов).

С мячом

Когда ребенок бегает, играет в мяч, прыгает, у него формируется ловкость, повышается выносливость и развивается координация. Дошкольник также усваивает значение предметов и явлений. Дети начинают запоминать, что означают слова: «брось мяч», «иди», «стоп» и другие.

Каждая частичка информации, полученная в игре, находит благодатную почву, дети собирают ее, используют в дальнейшем. Для детей младшего дошкольного возраста подойдут яркие мячи разного цвета и диаметра, мишени, корзины.

Описание игр:

1. «День и ночь» (бросать и ловить мяч)

Дети берут в руки по одному мячу. Когда ведущий произносит: «день», ребята начинают бросать мячи вверх, вниз, в стену или мишень. Раздается команда взрослого «ночь», дети замирают в том движении, которое они выполняли.

Нельзя двигаться, пока ведущий не скажет «день». Играть можно с небольшой группой детей в течение 4–5 минут.

2. «Детский боулинг»

Проводят во дворе или помещении две линии, образующие «поле для боулинга. Чем меньше дети, тем короче должно быть расстояние между линиями. На одной черте устанавливают 3 пластиковые кегли. Дети находятся за второй чертой.

Каждый из малышей по очереди старается сбить кегли мячиком. Его можно бросать или катить, как ребенку будет удобнее. Каждая сбитая кегля приносит игроку очко, ему вручают маленький бумажный квадратик. Кто наберет их больше остальных, тот и победил в игре.

Скороговорки

Нарушение дикции очень часто приводит к проблемам в школе. Формирование правильной речи возможно с помощью детских развивающих игр. В них ребенок учится произносить буквы, слова и предложения.

Особенно увлекают скороговорки детей среднего дошкольного возраста. Они радуются веселым речевым тренировкам, состоящим из коротких забавных фраз:

  1. Все бобры для своих бобрят добры.
  2. – Расскажите про покупки! – Про какие «про покупки?» – Про покупки, про покупки, про покупочки свои!
  3. Скворцы да синички - веселые птички.
  4. Иголки у елки - колки.
  5. Щетинка у чушки, чешуя у щучки.

Произнесение русских скороговорок и потешек укрепляет речевой аппарат, обогащает словарный запас дошкольника. Взрослому необходимо контролировать правильность произнесения букв и слов, особенно ребенком 6 лет, предлагать ему новые скороговорки.

С канатом

Скакалки, веревки дают возможность весело провести время с ребенком. Простые игры с канатами нравятся младшим и старшим дошкольникам.

Описание игр:

1. «Змея»

Проводят во дворе, на дорожке сада или парка, в комнате. Участвовать может один малыш или несколько детей. Взрослый кладет веревку на землю и просит ребенка перепрыгнуть несколько раз. Растягивает канат по земле, удерживая один конец. Просит детей помочь шевелить «змею». Игру лучше проводить под веселую музыку.

2. «Веревочные забавы»

Длинный канат взрослый укладывает в виде ломаной линии на траву или дорожку. Предлагает ребенку ходить по канату, придумать и выполнить другие виды упражнений, например, прыгать через веревку на одной или двух ногах, ползать по ней.

Подвижные

Развивающую направленность подвижных игр ни педагоги, ни родители не ставят под сомнение. Многие взрослые люди с детских лет помнят любимые подвижные игры. Есть русские забавы, которым несколько сотен лет, например, «Гуси-гуси», «У медведя во бору».

Игры классифицируют по интенсивности движений (малой, средней и высокой подвижности). Есть забавы с водящим и без него, с предметами и другие виды.

Описание игр:

1. «У медведя во бору»

Водящий - «медведь» спит в «берлоге». Дети делают вид, что наклоняются и собирают дары леса. Постепенно приближаются к ведущему. Поют песенку: «У медведя во бору грибы, ягоды беру, а медведь не спит - на детей рычит».

Водящий встает и рычит, изображая недовольного «хозяина леса». Дети бросаются врассыпную. Для усовершенствования игры можно менять исходное положение водящего (в центре, стоя, сидя на стуле, за скамейкой.).

2. «Дракон»

Колонна детей превращается в ходе игры в «дракона». Первый ребенок изображает «голову», а последний - «хвост». По сигналу ведущего «голова» стремится ухватить «хвост», а тот увертывается. Когда «хвост» пойман, дети меняются местами.

Настольные

Детское домино, трафареты для рисования, раскраски и другие настольные игры развивают память и сообразительность ребенка, позволяют организовать его досуг.

Есть в магазинах готовые наборы, не менее интересно детям играть в самодельное домино (картонки с геометрическими фигурами, автомобилями, овощами и фруктами, животными).

Рисование с помощью трафаретов развивает творческие навыки и глазомер ребенка.

Дети любят разгадывать головоломки, одна из современных забав - пазлы - им особенно по душе. Простые предназначены для детей младшего дошкольного возраста, они могут собрать 4–6 элементов. Более сложные насчитывают десятки фрагментов, взрослые обычно с удовольствием помогают детям собрать картинку по образцу.

Компьютерные

Яркие картинки на экране дают возможность ребенку изучать цвета и геометрические формы, буквы и цифры. Развивающие компьютерные игры увлекают детей, стимулируют логическое мышление, расширяют кругозор.

Выбор огромен, создают их для детей практически всех возрастных групп (исключая самых маленьких). Пребыванию дошкольника у экрана следует отводить не больше 20 минут в день.

Поиск соответствующих возрасту ребенка развивающих игр - одновременно интересная и сложная проблема для родителей. Сделать правильный выбор и организовать досуг ребенка помогут простые советы:


Дошкольники в развивающих играх получают навыки, которые помогают успешнее преодолевать ступени возрастной «лестницы». Ребята узнают о времени, природе, людях, науках, искусстве.

Для детей среднего дошкольного возраста важна социально-эмоциональная сторона деятельности. Они учатся в игре сотрудничеству, подчиняются правилам, что становится залогом успешной социализации.

Поэтому так важно научить ребенка справляться с возникающими проблемами. Преодолевая очередную трудную ситуацию, он радуется: «Я сделал!», «У меня получилось!».

Видео: Развивающие упражнения(игры) для детей 3-4 лет