Водное право. Характеристика и правовая охрана водных объектов в рф Основные направления правовой охраны водных объектов


  • 9.Правопреемство государств, его виды. Объекты правопреемства.
  • 10.Понятие принципов международного права. Их квалификация.
  • 11.Устав оон и принципы международного права.
  • 12.Принцип мирного разрешения международных споров.
  • 13.Принцип суверенного равенства.
  • 14.Принцип неприменения силы и угрозы силой.
  • 15.Принцип нерушимости государственных границ.
  • 16.Принцип территориальной целостности государств.
  • 17.Принцип невмешательства во внутренние дела.
  • 18.Принцип всеобщего уважения прав человека.
  • 19.Принцип самоопределения народов и наций.
  • 20.Принцип сотрудничества.
  • 21.Принцип добросовестного выполнения международных обязательств.
  • 22.Международный договор. Понятие и виды.
  • 23.Стадии заключения международного договора.
  • 24.Формы и структура международных договоров.
  • 25.Действие, действительность и толкование международных договоров.
  • 26.Прекращение и приостановление действия международных договоров.
  • 27.Устав оон: цели, принципы, структура, содержание.
  • 28.Понятие, классификация и порядок работы международных организаций.
  • 29.Региональные организации, их признаки, правомерность по Уставу оон.
  • 30.Генеральная Ассамблея оон. Структура и порядок работы.
  • 31.Совет Безопасности оон, его полномочия.
  • 32.Экономический и социальный Совет оон. Порядок формирования, компетенция.
  • 33.Международный Суд оон. Порядок формирования, компетенция.
  • 34. Специализированные учреждения оон: понятие, виды
  • 35.Понятия международно-правовой охраны окружающей среды.
  • 36.Принципы международно-правовой охраны окружающей среды.
  • 37.Международно-правовая охрана космической среды.
  • 38.Международно-правовая охрана воздушной среды.
  • 39.Международно-правовая охрана водной среды.
  • 40.Международные природоохранные организации.
  • 41. Совет Европы - цели, структура, направление деятельности, механизмы.
  • Членами Совета Европы является 41 государство, в том числе Россия. Штаб-квартира организации расположена в. Страсбурге
  • 42.Обсе: цели, принципы деятельности, механизм.
  • 43.Европейский Союз как международная организация.
  • 44. Снг: правовая природа, правосубъектность, структура.
  • 45.Понятие международных споров.
  • 46.Мирные средства разрешения международных споров.
  • 47. Международно-правовое понятие и состав государственной территории.
  • 48. Государственная граница и территориальные споры.
  • 49. Понятие международно-правовой ответственности.
  • 50.Международно-правовая ответственность государств.
  • 51.Ответственность индивидов в международном праве.
  • 53.Общие и специальные принципы международного экономического права.
  • 54.Виды и формы международного экономического сотрудничества.
  • 55.Виды воздушного пространства и их правовой режим.
  • 58.Ответственность за ущерб, нанесенный космическим объектом.
  • 59.Виды и формы сотрудничества государств в борьбе с преступностью.
  • 60.Правовые основания выдачи преступников.
  • Процедура выдачи
  • Выдача и передача
  • 61. Понятие населения и государства в международном праве.
  • 62 Способы получения и изменения гражданства. Утрата гражданства.
  • 63. Международные организации, действующие в сфере международных экономических отношений.
  • 64. Международная согласительная процедура.
  • 65. Международное арбитражное и судебное разбирательство. Международный арбитражный суд в Гааге
  • 66. Процедура решения споров в международных организациях.
  • 67. Арктика и Антарктика: правовая защита.
  • 68. Внутренние морские воды: границы, режим.
  • 69. Территориальное море и прилежащие зоны.
  • 70. Континентальный шельф: понятие, правовой режим, границы.
  • 71. Международно-правовой режим открытого моря.
  • 72. Экономическая зона.
  • 73. Международные стандарты в области прав человека.
  • 74. Международное сотрудничество в области прав человека.
  • 75. Понятие прав человека, их правовая защита.
  • 76. Международная защита прав меньшинств.
  • 77. Международная защита прав женщин.
  • 78. Региональное сотрудничество в области прав человека.
  • 79. Консульское представительство.
  • 80. Международные организации, действующие в сфере защиты прав человека.
  • 81. Международная организация гражданской авиации (икао).
  • 82. Виды и формы международно-правовой ответственности.
  • 83. Основания возникновения международно-правовой ответственности.
  • 84. Борьба с незаконным оборотом наркотиков.
  • 85. Борьба с международным терроризмом.
  • 86. Принципы международного воздушного права.
  • 87. Принципы международного космического права.
  • 88. Органы внешних сношений государства: внутригосударственные, внешние.
  • 89. Европейский Суд по правам человека: порядок образования, компетенция.
  • 90. Международная организация труда: компетенция, структура, основные направления деятельности.
  • 91. Международное агентство по атомной энергии (магатэ).
  • 92. Привилегии и иммунитеты международных организаций.
  • 93. Понятие государственного суверенитета в современном международном праве.
  • 94. Нации и народы, борющиеся за независимость, как субъекты международного права.
  • 39.Международно-правовая охрана водной среды.

    Международно-правовая охрана морской среды направле­на прежде всего на предотвращение ее загрязнения нефтью, нефтепродуктами, радиоактивными отходами. Женевские конвенции по морскому праву 1958 г. и Конвен­ция ООН по морскому праву 1982 г. налагают на государства обязанность охранять морскую среду обитания. Международная конвенция по предотвращению загрязне­ния моря нефтью 1954 г. запрещает слив нефти и смеси с судов и танкеров, обязывает государства-члены оборудовать порты установками по приему остатков нефти с судов. Конвенция по предотвращению загрязнения моря сброса­ми отходов и других материалов 1972 г. выделяет три группы веществ: для сброса которых требуется предварительное спе­циальное разрешение; предварительное общее разрешение; сброс которых вообще запрещен. Приложение 1 называет среди по­следних, в частности, хлорорганические соединения, ртуть, кад­мий, устойчивые пластмассы, нефть и ее смеси, радиоактивные материалы, материалы для биологической и химической войны. Конвенция по предотвращению загрязнения моря с судов 1973 г. предписывает запрет на сброс любых веществ, включая нефть и ядовитые вещества, сточные воды и мусор со всех ти­пов судов, за исключением военных кораблей и тех, что ис­пользуются на государственной некоммерческой службе. Прибрежные государства имеют право инспектировать иностран­ные суда и осуществлять судебное преследование нарушите­лей. Установлены единые международные стандарты по пре­дотвращению загрязнения. Ряд районов имеет особенно жест­кий режим, где сброс опасных веществ полностью категориче­ски запрещен (Черное, Средиземное, Красное моря; Персид­ский, Оманский заливы). Для борьбы с загрязнением значительных морских рай­онов принимаются особые меры вмешательства. В 1969 г. при­нята Международная конвенция относительно вмешательства в открытом море в случаях аварий, приводящих к загрязнению нефтью, а в 1973 г. - Протокол о вмешательстве относительно иных веществ, чем нефть. Стороны могут принимать в откры­том море такие меры, которые могут оказаться необходимыми для предотвращения, уменьшения или устранения серьезной угрозы их побережью. Прибрежное государство имеет право на применение принудительных мер по ликвидации аварий, а в случае реальной угрозы загрязнения побережья - даже пото­пить судно. Вопросы возмещения ущерба регулируются Конвенцией о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1969 г., а также последующей Конвенцией 1971 г., предусматри­вающей создание международного фонда для компенсации ущер­ба за загрязнение.

    40.Международные природоохранные организации.

    1)ЮНСЕД - Конференция ООН по окружающей среде и развитию (КОСР). Год создания: 1989г. Участники: государства-члены ООН. Цели: взаимодействие государств по ключевым проблемам (защита атмосферы, охрана земельных и водных ресурсов, использование новых методов биотехнологии, приостановка деградации окружающей среды). Основная деятельность: подготовка национальных отчетов и рабочих программ.2)ПРООН - Программа ООН по. Год создания: 1965г. Участники: 189 государств. Цели: помощь развивающимся странам в построении более эффективной экономики и рационального использования природных ресурсов. Основная деятельность: проведение исследований природных ресурсов, создание на местах учебных учреждений и материально-технической базы для проведения прикладных исследований.3)КУР - Комиссия ООН по устойчивому. Год создания: 1992 г. Участники: 53 государства с правом голоса (Африка 13, Азия 11, Восточная Европа 6, Латинская Америка и Карийский бассейн 10, Западная Европа и др. 13). Цели: содействие процессу устойчивого развития на национальном и международном уровнях. Основная деятельность: привлечение внимания к проблемам охраны окружающей среды; помощь в улучшении деятельности ООН в области охраны окружающей среды и развития; поощрение проведения семинаров и конференций.4)ВОЗ - Всемирная организация ООН по вопросам здравоохранения World Health Organisation (WHO) - Всемирная организация здравоохранения. Год создания: 1946г. Участники: государства члены ООН. Цели: охрана и улучшение здоровья человека посредством контроля и управления негативным воздействием на окружающую среду. Основная деятельность: проведение мероприятий по оздоровлению окружающей среды, в том числе обеспечение безопасности использования химических препаратов, оценка и контроль за уровнем загрязнения, защита от радиоактивного облучения.5)МСОП - Международный союз охраны природы - Всемирный союз охраны природы. 6)ИМО - Международная морская организация (специализированное агентство ООН до 22.05.82 -Межправительственная консультативная морская. Организация Объединенных Наций (ООН) по во­просам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). Сфера деятельности: 1) руководство межправительст­венными программами; 2) учет и организация охраны природных объектов, отнесенных к Всемирному на­следию; 3) оказание помощи в развитии экологическо­го образования.Международный союз охраны природы и природ­ных ресурсов (МСОП). Сфера деятельности: 1) сохра­нение естественных экосистем; 2) сохранение редких и исчезающих видов растений и животных, памятни­ков природы; 3) организация заповедников, резерва­тов, национальных природных парков; 4) экологичес­кое просвещение.Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ). Сфера деятельности: 1) охрана здоровья человека в ас­пекте его взаимодействия с окружающей средой; 2) организация санитарно-эпидемиологического мо­ниторинга окружающей среды; 3) проведение сани­тарно-гигиенической экспертизы и оценка качества окружающей среды.Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ). Сфера деятельности: 1) разработка Правил строительства и эксплуатации АЭС; 2) проведение экспер­тизы проектируемых и действующих АЭС; 3) оценка воз­действия радиоактивных материалов на окружающую среду; 4) установка норм радиационной безопасности.Продовольственная и сельскохозяйственная орга­низация ООН (ФАО). Сфера деятельности: 1) решение экологических проблем в сельском хозяйстве; 2) охрана и использование земель, водных ресурсов, лесов, живот­ного мира, биологических ресурсов Мирового океана.Всемирная метеорологическая организация (ВМО). Сфера деятельности: 1) изучение и обобщение воздей­ствия человека на погоду и климат планеты в целом и по отдельным регионам; 2) глобальный мониторинг.Международная организация труда (МОТ). Сфера деятельности: 1) повышение уровня образования руко­водителей, специалистов и трудящихся в области безо­пасности и охраны труда; 2) создание условий для безо­пасного труда; 3) предупреждение профессиональных заболеваний; 4) уменьшение загрязнения среды и лик­видация других факторов, отрицательно сказываю­щихся на здоровье и благополучии работающих.Гринпис (Зеленый мир) - международная непра­вительственная организация, созданная в 1971 году с целью сохранения природной среды Земли от разру­шения. Основные цели: привлечение широкой обще­ственности к вопросам охраны окружающей среды.

    Юридическое понятие "воды" отличается от естественнонаучных и житейских представлений о воде как о химическом соединении водорода и кислорода. В действующем Водном кодексе РФ отсутствует определение понятия "воды". Водный кодекс РФ 1995 г. определял воды как природные запасы воды, находящиеся в пределах государственных границ России в поверхностных водных объектах, т.е. поверхностных водотоках и водоемах (реках и водохранилищах на них, ручьях, каналах, озерах, болотах, прудах), ледниках и снежниках, внутренних морях, территориальном море Российской Федерации и подземных водных объектах. Это юридическое понятие вод.

    В соответствии с водным законодательством к водам не относится вода, изъятая из водных объектов. Речь идет о воде, которая течет из крана в наших домах или используется в технологическом процессе. Отношения, связанные с использованием такой воды, регламентируются гражданским, санитарным и иным законодательством РФ. К водам не относится и та вода, которая хотя и находится в природной среде, но не представляет самостоятельного естественного блага, а является структурным элементом других природных объектов (атмосферная влага, почвенная влага, вода, находящаяся в организмах растений и животных).

    Наиболее важные отношения собственности на водные объекты, водопользования и охраны водных ресурсов регулируются Водным кодексом РФ. Одновременно имеется значительный массив подзаконных актов в данной сфере.

    Основными организационно-правовыми инструментами обеспечения рационального использования и охраны вод и одновременно функциями государственного управления в данной сфере являются:

    Планирование рационального использования водных объектов;

    Нормирование допустимого воздействия на воды;

    Государственный мониторинг водных объектов;

    Государственный водный реестр;

    Государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов.

    Планирование рационального использования водных объектов ведется в форме схем комплексного использования и охраны водных объектов (ст. 33 ВК РФ). Схемы разрабатываются в целях: определения допустимой антропогенной нагрузки на водные объекты; определения потребностей в водных ресурсах в перспективе; обеспечения охраны водных объектов; определения основных направлений деятельности по предотвращению негативного воздействия вод.



    Схемы комплексного использования и охраны водных объектов разрабатываются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, рассматриваются бассейновыми советами и утверждаются для каждого речного бассейна уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Схемы являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления.

    Нормирование допустимого воздействия на воды осуществляется в целях поддержания поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства (ст. 35 ВК РФ). Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

    Государственный мониторинг водных объектов представляет собой систему наблюдений, оценки и прогноза изменений состояния водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальных образований, физических и юридических лиц (ст. 30 ВК РФ). Такой мониторинг осуществляется в целях: своевременного выявления и прогнозирования развития негативных процессов, влияющих на качество воды в водных объектах и их состояние, разработки и реализации мер по предотвращению негативных последствий этих процессов; оценки эффективности осуществляемых мероприятий по охране водных объектов; информационного обеспечения управления в области использования и охраны водных объектов, в том числе для государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов.

    Организация и осуществление государственного мониторинга водных объектов проводятся уполномоченными Правительством РФ федеральными органами исполнительной власти с участием уполномоченных органов исполнительной власти субъектов РФ.

    Государственный водный реестр представляет собой систематизированный свод документированных сведений о водных объектах, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальных образований, физических и юридических лиц, об их использовании, о речных бассейнах, о бассейновых округах (ст. 31 ВК РФ). В реестре осуществляется государственная регистрация договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обязанностей по договорам водопользования, а также прекращения договора водопользования.

    Государственный водный реестр создается в целях информационного обеспечения комплексного использования водных объектов, целевого использования водных объектов, их охраны, а также в целях планирования и разработки мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий.

    В государственный водный реестр включаются, в частности, документированные сведения: о водных объектах; об использовании водных объектов, в том числе о водопотреблении и водоотведении; о водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах, других зонах с особыми условиями их использования; о решениях о предоставлении водных объектов в пользование; о договорах водопользования.

    Государственный надзор за использованием и охраной водных объектов проводится в целях обеспечения соблюдения требований к использованию и охране водных объектов; особого правового режима использования земельных участков и иных объектов недвижимости, расположенных в границах водоохранных зон и зон специальной охраны источников питьевого водоснабжения; иных требований водного законодательства (ст. 36 ВК РФ).

    В соответствии с Водным кодексом РФ все воды (водные объекты) подлежат охране от загрязнения, засорения и истощения. При использовании водных объектов граждане и юридические лица обязаны осуществлять производственно-технологические, мелиоративные, агротехнические, гидротехнические, санитарные и другие мероприятия, обеспечивающие охрану водных объектов.

    Понятием "загрязнение" охватывается не только сброс сточных вод, содержащих химические вещества в количествах свыше допустимых норм, но и так называемое тепловое загрязнение, а также появление в воде микроорганизмов в недопустимых концентрациях. Критерием загрязненности воды является ухудшение ее качества вследствие изменения физических (повышение температуры), химических, биологических, органолептических свойств (вкус, запах, цветность, прозрачность) и появления вредных веществ для человека, животного и растительного мира. На органы исполнительной власти РФ и ее субъектов возложена обязанность осуществлять охрану водных объектов от всех видов загрязнения, включая диффузное загрязнение (загрязнение через поверхность земли и воздух).

    В отличие от загрязнения, которое затрагивает качество воды в водоемах, под засорением понимается поступление в водоем посторонних нерастворимых предметов (древесины, шлаков, металлолома, строительного мусора и т.п.), не изменяющих качество воды. Юридических критериев для определения засорения вод законодательство не устанавливает, предоставляя тем самым органам по регулированию использования и охране вод в каждом конкретном случае с учетом местных условий решать вопрос о засорении водного объекта.

    Под истощением понимается сокращение количества воды в водоеме, происходящее под влиянием человеческой деятельности и носящее устойчивый характер. Оно не относится к сезонным колебаниям стока воды в реках или естественным изменениям запаса воды в морях и озерах и т.д.

    В целях регулирования охраны водных объектов от загрязнения и засорения Водный кодекс РФ предусматривает ряд конкретных мер, в том числе запретительных. Так, запрещаются:

    Захоронение в водных объектах ядерных материалов, радиоактивных веществ;

    Сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты;

    Проведение на основе ядерных и иных видов промышленных технологий взрывных работ, при которых выделяются радиоактивные и (или) токсичные вещества, на водных объектах;

    Несанкционированный сброс сточных вод на ледники, снежники, а также засорение ледников, снежников отходами производства и потребления, загрязнение их нефтепродуктами, ядохимикатами и другими вредными веществами.

    В целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира на территориях, примыкающих к водным объектам, создаются водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы (ст. 65 ВК РФ). В их пределах устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности.

    В границах водоохранных зон запрещаются: использование сточных вод для удобрения почв; размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ; осуществление авиационных мер по борьбе с вредителями и болезнями растений; движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.

    В границах прибрежных защитных полос наряду с установленными ВК РФ ограничениями запрещаются: распашка земель; размещение отвалов размываемых грунтов; выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.

    Глава 6 Водного кодекса РФ, осуществляя специальное природоохранное правовое регулирование, непосредственно посвящена охране отдельных видов водных объектов.

    Как установлено в ст. 55 ВК РФ, мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений должны осуществлять собственники водных объектов, находящихся в частной собственности, исполнительные органы государственной федеральной власти в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности, органы исполнительной власти субъектов РФ в отношении водных объектов, находящихся в собственности субъектов РФ, и органы местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в муниципальной собственности.

    Как указывалось выше, полномочия органов государственной федеральной власти в данной сфере переданы органам государственной власти субъектов РФ, за исключением водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов РФ и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов РФ. Перечень таких водоемов (обычно это водохранилища) утвержден распоряжением Правительства РФ от 31 декабря 2008 г. N 2054-р.

    В порядке осуществления охраны водных объектов от негативного воздействия хозяйственной или иной деятельности человека Водный кодекс РФ устанавливает специальные охранные зоны:

    Береговая полоса водных объектов общего пользования;

    Водоохранные зоны;

    Прибрежная полоса.

    В соответствии со ст. 6 Водного кодекса береговая полоса представляет собой полосу земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования и предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет 20 м, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем 10 км, ширина береговой полосы которых составляет 5 м.

    Береговая полоса болот, ледников, снежников, природных выходов подземных вод (родников, гейзеров) и иных предусмотренных федеральными законами водных объектов не определяется.

    Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.

    В соответствии с п. 8 ст. 27 Земельного кодекса РФ, введенным Федеральным законом от 3 июня 2006г. N 73-ФЗ, в ред. Федерального закона от 19 июня 2007г. N 102-ФЗ, запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом РФ, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования.

    Статья 65 Водного кодекса РФ устанавливает понятие водоохранных зон. Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

    Водоохранные зоны были исключены из состава земель водного фонда, и сегодня могут относиться к другим категориям земель. При этом правовой режим водоохранных зон, установленный ВК РФ, ограничивает использование земель других категорий (например, сельскохозяйственных), прилегающих к водным объектам.

    Ширина водоохранной зоны морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ за пределами территорий городов и других поселений устанавливается от соответствующей береговой линии. При наличии ливневой канализации и набережных ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной.

    Ширина водоохранной зоны на территориях поселений при наличии ливневой канализации и набережных устанавливается от парапета набережной. При отсутствии набережной ширина водоохранной зоны измеряется от береговой линии.

    Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью:

    1) до 10 км - в размере 50 м;

    2) от 10 до 50 км - в размере 100 м;

    3) от 50 км и более - в размере 200 м.

    Для реки, ручья протяженностью менее 10 километров от истока до устья водоохранная зона совпадает с прибрежной защитной полосой. Радиус водоохранной зоны для истоков реки, ручья устанавливается в размере пятидесяти метров.

    Ширина водоохранной зоны озера, водохранилища, за исключением озера, расположенного внутри болота, или озера, водохранилища с акваторией менее 0,5 квадратного километра, устанавливается в размере 50 метров.

    Водоохранные зоны магистральных или межхозяйственных каналов совпадают по ширине с полосами отводов таких каналов. Водоохранные зоны рек, их частей, помещенных в закрытые коллекторы, не устанавливаются.

    В границах водоохранных зон запрещается:

    1) использование сточных вод для удобрения почв;

    2) размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ;

    3) осуществление авиационных мер по борьбе с вредителями и болезнями растений;

    4) движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.

    В границах водоохранных зон допускаются проектирование, размещение, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Глава 7 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" устанавливает требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в РФ.

    В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

    Ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта и составляет 30 м для обратного или нулевого уклона, 40 м для уклона до трех градусов и 50 м для уклона три и более градуса. Для расположенных в границах болот проточных и сточных озер и соответствующих водотоков ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в размере 50 м. Ширина прибрежной защитной полосы озера, водохранилища, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), устанавливается в размере 200 м независимо от уклона прилегающих земель.

    Ширина прибрежной защитной полосы морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ за пределами территорий городов и других поселений устанавливается от соответствующей береговой линии. При наличии ливневой канализации и набережных границы прибрежных защитных полос этих водных объектов совпадают с парапетами набережных.

    На территориях поселений при наличии ливневой канализации и набережных границы прибрежных защитных полос совпадают с парапетами набережных. При отсутствии набережной ширина прибрежной защитной полосы измеряется от береговой линии.

    В границах прибрежных защитных полос наряду с ограничениями, предусмотренными для водоохранных зон, запрещаются:

    1) распашка земель;

    2) размещение отвалов размываемых грунтов;

    3) выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.

    Лесной кодекс РФ леса, расположенные в водоохранных зонах, относит к защитным лесам. Защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями. Берегозащитные, почвозащитные участки лесов, расположенных вдоль водных объектов, склонов оврагов, определены Лесным кодексом РФ как особо защитные участки лесов. В соответствии со ст. 102 Лесного кодекса РФ в защитных лесах и на особо защитных участках лесов запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями.

    В лесах, расположенных в водоохранных зонах, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов, в том числе в научных целях. Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в водоохранных зонах, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. На особо защитных участках лесов, расположенных вдоль водных объектов, выполняющих берегозащитные функции, проведение выборочных рубок допускается только в целях вырубки погибших и поврежденных лесных насаждений.

    В соответствии со ст. 64 Водного кодекса РФ в целях охраны водных объектов, водные ресурсы которых являются природными лечебными ресурсами, устанавливаются зоны, округа санитарной охраны в соответствии с Федеральным законом от 23 февраля 1995г. N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах". Округ санитарной (горно-санитарной) охраны определяется как особо охраняемая природная территория с установленным в соответствии с законодательством РФ режимом хозяйствования, проживания, природопользования, обеспечивающим защиту и сохранение природных лечебных ресурсов и лечебно-оздоровительной местности с прилегающими к ней участками от загрязнения и преждевременного истощения. Для лечебно-оздоровительных местностей и курортов, где природные лечебные ресурсы относятся к недрам (минеральные воды, лечебные грязи и другие), устанавливаются округа горно-санитарной охраны. В остальных случаях устанавливаются округа санитарной охраны. Порядок организации округов санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения и особенности режима хозяйствования, проживания и природопользования в пределах их территории определяются Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 1996г. N 1425 "Об утверждении Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения". В составе округа санитарной (горно-санитарной) охраны выделяется до трех зон.

    Федеральным законом от 24 июня 1998г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлен запрет на захоронение отходов на территориях городских и других поселений, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

    Водным законодательством особым образом урегулирована охрана водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Для них устанавливаются зоны, округа санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купания, занятий спортом, отдыха и в лечебных целях, в том числе водные объекты, расположенные в черте городских и сельских поселений, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Разрешение на использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

    Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты.

    Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.

    Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, индивидуальные предприниматели и юридические лица в случае, если водные объекты представляют опасность для здоровья населения, обязаны в соответствии с их полномочиями принять меры по ограничению, приостановлению или запрещению использования указанных водных объектов.

    Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14 марта 2002г. N 10 введены в действие санитарные правила и нормы "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения СанПиН 2.1.4.1110-02". Зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью их создания и обеспечения режима является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены. Зоны санитарной охраны организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.

    Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой. В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы соответственно их назначению устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    ГОУ ВПО "Самарский Государственный университет"

    юридический факультет

    специальность: юриспруденция

    Контрольная работа по курсу "Экологическое право"

    "Правовая охрана вод"

    Выполнил студент

    Группы: 09 101.32 Сомов Андрей

    3. Правовые меры охраны вод

    1. Воды как объект правовой охраны

    Воды - это совокупность физико-географических водных объектов: рек, озер, водохранилищ, других поверхностных водоемов и водных источников, подземных вод, ледников, морей и т.д., которые составляют единый государственный водный фонд. Эти водные объекты находятся в собственности государства.

    Водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на:

    1) поверхностные водные объекты: моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и др.); водотоки -- реки, ручьи, каналы; водоемы -- озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища; болота; природные выходы подземных вод (родники, гейзеры); ледники, снежники;

    2) подземные водные объекты: бассейны подземных вод; водоносные горизонты.

    Право пользования водами, предлагающее возможность добычи воды и присвоения ее общественными организациями или гражданами или установление права оперативного управления, регламентируется законодательством, допускается при соблюдении установленных требований, и, основное, с сохранением за государством права собственности на эксплуатируемый водный объект.

    Поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами.

    Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд.

    Информация об ограничении водопользования на водных объектах общего пользования предоставляется жителям соответствующих поселений органами местного самоуправления через средства массовой информации.

    водный законодательство охрана ответственность

    2. Водное законодательство и юридическое понятие «воды»

    В соответствии с Водным кодексом РФ 2006 г. «воды» как юридическое понятие представляют собой природные запасы воды, находящиеся в пределах государственных границ РФ в поверхностных водоемах и водотоках (реках, водохранилищах, ручьях, каналах, озерах, болотах, прудах), ледниках и снежниках, внутренних морях, территориальном море РФ и подземных водных объектах .

    Кроме Водного кодекса, вопросы охраны вод регламентируются Конституцией РФ, Международными источниками водного права и иными законами в области водных отношений.

    Конституционные нормы о водных отношениях

    Конституция России - фундаментальный источник российского водного права. Согласно ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы (в том числе и воды) используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Земля и другие природные ресурсы находятся в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Согласно ст. 72 Конституции РФ охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

    Международные источники водного права

    Международные договоры

    Конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер, подписанная в Хельсинки в 1992 г. и ратифицированная Россией. Кроме того, Россия подписала и исполняет ряд двусторонних соглашений и договоров с соседними государствами по использованию и охране водотоков и водоемов. Такие договоренности имеются с Норвегией, Финляндией, Эстонией, Украиной, Казахстаном, Монголией, Китаем и др. Для организации работ по выполнению соглашений правительства сторон создали совместные комиссии или назначили уполномоченных.

    С российской стороны эти органы возглавляются уполномоченными на то лицами в ранге первого заместителя МПР России.

    Иные законы в области водных отношений

    Водные отношения регулируются также иными Федеральными законами: "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" 1998 г., ФЗ «Об охране окружающей среды» и «О континентальном шельфе РФ» "О безопасности гидротехнических сооружений" 1997 г., "Об охране озера Байкал" 1999 г., которые были приняты после принятия ВК РФ 1995 г.

    3. Правовые меры охраны вод

    Характерной особенностью правового режима вод является всестороннее регулирование их охраны от различных вредных воздействий.

    Правовая охрана вод - это система закрепленных законом мер, направленных на предотвращение их загрязнения, засорения и истощения. Загрязнением или засорением водное законодательство признает ухудшение качества вод в результате сброса в водные объекты или поступления в них иным способом вредных веществ (загрязнение) либо предметов или взвешенных частиц (засорение). Истощение вод - устойчивое сокращение их объема .

    В сфере охраны водных объектов важное значение имеют разработка и реализация государственных программ по использованию и охране вод, экологический мониторинг водных объектов, осуществление государственного учета поверхностных и подземных вод, ведение государственного водного кадастра.

    Законодательством предусмотрено, что использование водных объектов должно осуществляться с минимально возможными негативными последствиями для водных объектов.

    Поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем экологическим требованиям, обеспечивается в первую очередь с помощью установления и соблюдения нормативов предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты. Они устанавливаются исходя из:

    Предельно допустимой величины антропогенной нагрузки, длительное воздействие которой не приведет к изменению экосистемы водного объекта;

    Предельно допустимой массы вредных веществ, которая может поступить в водный объект и на его водосборную площадь.

    В целях охраны вод, обеспечения здоровья и безопасности населения устанавливаются нормативы содержания загрязняющих, вредных веществ в воде - их предельно допустимые концентрации (ПДК). Для предупреждения и устранения загрязнения водных объектов, которое может наступить в результате этой деятельности, определяются источники загрязнения.

    4. Государственный контроль за охраной вод

    Задачей государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов является обеспечение соблюдения:

    1) требований к использованию и охране водных объектов;

    2) особого правового режима использования земельных участков и иных объектов недвижимости, расположенных в границах водоохранных зон и зон специальной охраны источников питьевого водоснабжения;

    3) иных требований водного законодательства.

    Государственный контроль и надзор осуществляются уполномоченным Правительством федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

    Критерии отнесения объектов к объектам, подлежащим государственному контролю и надзору, определяются Правительством. На основании указанных критериев органами утверждаются перечни объектов, подлежащих контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов.

    При осуществлении контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов инспектора имеют право:

    1) осуществлять проверки объектов;

    2) проверять соблюдение требований к использованию и охране водных объектов;

    3) составлять по результатам проверок акты;

    4) давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений;

    и др. права предусм з/д

    5. Юридическая ответственность за нарушение требований по охране вод

    Лица, виновные в нарушении водного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Привлечение к ответственности за нарушение водного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить допущенное нарушение и возместить причиненный ими вред.

    Лица, причинившие вред водным объектам, возмещают его добровольно или в судебном порядке .

    В случае нарушения закрепленных законом правил рационального использования вод, невыполнения установленных мер по их охране наступает юридическая ответственность - административная, уголовная, гражданско-правовая (материальная) и иная.

    Нормы Водного кодекса РФ не содержат перечня водных нарушений и имеют отсылочный характер. Согласно ст. 130 лица, виновные в нарушении водного законодательства РФ, несут административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ.

    Административная ответственность в виде штрафа наступает по нормам КоАП РФ.

    Штрафы налагаются должностными лицами специально уполномоченного государственного органа управления использованием и охраной водного фонда за следующие виды водных нарушений:

    Самовольный захват водных объектов, самовольное водопользование, переуступку права водопользования, а также совершение других сделок, в прямой или скрытой форме нарушающих право государственной собственности на воды;

    Загрязнение и засорение вод, нарушение водоохранного режима на водосборах, вызывающее их загрязнение, водную эрозию почв и другие вредные явления;

    Ввод в эксплуатацию предприятий, коммунальных и других объектов без сооружений и устройств, предотвращающих загрязнение и засорение вод или их вредное воздействие;

    И др правонаруш, предусм з/д.

    Уголовная ответственность предусмотрена нормами Уголовного кодекса РФ за следующие экологические преступления в сфере охраны вод:

    Загрязнение, засорение, истощение поверхностных или подземных вод, источников питьевого водоснабжения либо иное изменение их природных свойств;

    Загрязнение морской среды из находящихся на суше источников либо вследствие нарушения правил захоронения или сброса с транспортных средств или возведенных в море искусственных сооружений веществ и материалов, вредных для здоровья людей и живых ресурсов моря либо препятствующих правомерному использованию морской среды.

    Разграничение таких нарушений водного законодательства как загрязнение, засорение, истощение вод, наказуемых в уголовном порядке, и подобных же административных проступков осуществляется по квалифицирующим признакам состава преступления - причинению существенного вреда, совершению этих деяний на территории заповедника, заказника, в зоне экологического бедствия или чрезвычайной экологической ситуации и др.

    Привлечение к уголовной или административной ответственности не освобождает виновных лиц от обязанности возмещения причиненного ущерба в порядке, установленном гражданским законодательством.

    1. Одна из фирм г. Тольятти обратилась в городскую администрацию с просьбой о строительстве комплекса автомобильных гаражей в зеленой зоне.

    Правомочна ли администрация города дать разрешение на такое строительство?

    В соответствии с ч.1 ст. 61« ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ»

    Зеленаязона относится к зеленому фонду городского поселения. ч.2 ст. 61« ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ» гласит «На территориях, находящихся в составе зеленого фонда, запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения» . Из этого следует, что администрация города не правомочна дать разрешение на такое строительство.

    2 . Задача: Организация без разрешения построила на территории национального парка «Лосиный остров» жилой дом, который стала использовать в качестве дачи для однодневного отдыха сотрудников.

    Администрация национального парка обратилась в прокуратуру города с письмом, в котором просила принять меры к наказанию самовольного застройщика.

    К какому виду правонарушений (земельных или экологических) относится самовольный захват земли и самовольное строительство?

    Какие виды эколого-правовой ответственности можно применить в данном случае?

    п. «Д» ч. 2 ст. 15 ФЗ от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях"гласит: «На территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе: д) строительство и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, не связанных с функционированием национальных парков». Таким образом совершенное неправомерное деяние относится к экологическому правонарушению. В данном случае к организации можно применить меры административной ответственности, предусмотренные ст. 8.39 Кодекса об административных нарушениях за «Нарушение правил охраны и использование природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях».

    Список использованной литературы

    1. Конституция РФ от 12.12.93.

    3. Сиваков Д.О. Водное право. Учебно-практическое пособие, М., 2007 г.

    4. См.Ерофеев Б.В. Экологическое право. М., 1992, с. 294.

    Размещено на Allbest.ru

    ...

    Подобные документы

      Становление правовых мер охраны редких и исчезающих видов животных. Особенности охраны редких и исчезающих видов животных в Российской Федерации, юридическая ответственность за нарушение законодательства. Международно-правовые меры по охране животных.

      реферат , добавлен 10.12.2013

      Сущность правовой охраны вод. Общая характеристика права водопользования. Административная и уголовная ответственность за нарушение водного законодательства. Виды юридической ответственности водопользователей за нарушение законодательства об охране вод.

      контрольная работа , добавлен 11.03.2014

      Охрана труда как система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Ответственность должностных лиц за нарушение законодательства об охране труда. Государственный контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства.

      курсовая работа , добавлен 11.01.2011

      Правонарушения государственных служащих, нарушение служебных обязанностей. Уголовная, административная и гражданско-правовая ответственность. Состав уголовных преступлений. Вид и тяжесть административного проступка. Меры дисциплинарных взысканий.

      контрольная работа , добавлен 26.03.2010

      Государство и контроль за использованием и охраной окружающей природной среды. Функции экологического контроля: государственного, общего, специального. Материальная ответственность за экологические проступки. Правовая охрана атмосферного воздуха.

      контрольная работа , добавлен 02.12.2007

      Юридическое понятие атмосферного воздуха. Законодательные нормативные акты и правовые средства государственного контроля по охране атмосферного воздуха. Юридическая ответственность за нарушения законодательства. Инструменты охраны атмосферного воздуха.

      контрольная работа , добавлен 04.03.2014

      Правовые основы и контроль соблюдения водного, лесного законодательства. Виды водных ресурсов и границы водоохранных зон. Схема лесорастительного районирования. Права пользования животным миром. Международно-правовой механизм охраны окружающей среды.

      презентация , добавлен 20.10.2013

      Требования к охране водных объектов и её меры. Правовой режим водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов. Особо охраняемые водные объекты. Оценка законности принятых органами власти решений и порядок возмещения причиненного вреда.

      контрольная работа , добавлен 01.02.2016

      Атмосферный воздух как объект правовой охраны. Нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, юридическая ответственность за нарушения законодательства об его охране. Государственный учет вредных воздействий на атмосферу.

      реферат , добавлен 28.01.2016

      Юридическая ответственность в сфере рационального использования природных ресурсов. Сохранение благоприятных для человека условий окружающей среды. Уголовно-правовые средства охраны лесов и водных ресурсов. Надзор за исполнением лесного законодательства.

    Правовая охрана вод от загрязнения, засорения и истощения. Основные направления обеспечения охраны вод обусловлены двумя факторами. Во-первых, на состояние водных объектов непосредственно влияет их эксплуатация, т.е. различные виды водопользования. Во-вторых, необходимость охраны водных объектов возникает из-за хозяйственной эксплуатации других объектов природы: земель, недр и лесов. Негативное влияние на состояние вод оказывает вырубка лесов, прежде всего в прибрежных районах рек, озер, морей, водохранилищ. Крайне неблагоприятное воздействие имеет добыча полезных ископаемых, особенно открытым способом: понижается уровень грунтовых вод, большие объемы сточных вод сбрасываются в водные объекты. В связи с этим решение проблемы охраны вод связано с необходимостью четкой регламентации процессов водопользования и эксплуатации сопредельных природных ресурсов путем установления разного рода ограничений.

    Основные неблагоприятные последствия антропогенного влияния на состояние вод выражаются в загрязнении, засорении и истощении водных объектов. Загрязнение водных объектов представляет собой сброс или поступление иным способом в водные объекты, а также образование в них вредных веществ, которые ухудшают качество поверхностных и подземных вод, ограничивают использование либо негативно влияют на состояние дна и берегов водных объектов. Засорение водных объектов - сброс или поступление иным способом в водные объекты предметов или взвешенных частиц, ухудшающих состояние и затрудняющих использование водных объектов. Истощение вод - устойчивое сокращение запасов и ухудшение качества поверхностных и подземных вод.

    Общие требования к охране водных объектов, касающиееся предотвращения загрязнения, засорения и истощения вод, установлены ВК, Федеральным законом от 31 июля 1998 г. № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» и некоторыми другими законодательными и нормативными правовыми актами.

    Органы государственной власти РФ и органы государственной власти субъектов РФ в соответствии с законодательством РФ принимают совместимые с принципом устойчивого развития меры по сохранению водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения, а также по ликвидации последствий указанных явлений. При использовании водных объектов граждане и юридические лица обязаны осуществлять производственно-технологические, мелиоративные, агротехнические, гидротехнические, санитарные и другие мероприятия, обеспечивающие охрану водных объектов. Использоваться водные объекты должны с минимально возможными негативными для них последствиями.

    Поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем экологическим требованиям, обеспечивается установлением и соблюдением нормативов предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты. Нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты устанавливаются законодательством РФ об охране окружающей природной среды и водным законодательством РФ.