Вопросы: Почему Конституцию принято называть законом высшей. Вопросы: Почему Конституцию принято называть законом высшей ведущих к разжиганию


Урок № 14

Обществознание, 9 класс

КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Д.З.: § 33, Конституция РФ (1993), ?? (с.211), задания (с.211-212)

© А.И. Колмаков



Понятия, термины

  • Конституция;
  • ценности;
  • право;
  • естественные, неотъемлемые права человека;
  • разделение властей

Изучение нового материала

1. На пути к конституции.

2. Закон высшей юридической силы.


На пути к Конституции

(П.Пестель)

(Н.Муравьев)


На пути к Конституции

Политические

и гражданские

права и свободы


Основной закон государства

Введение, 2 раздела,

137 статей,

9 положений

(кроме действий

ведущих к разжиганию

различных видов

ненависти)


Основной закон государства.

(базируется)

Признание, соблюдение и защита прав и свобод-

главная цель Конституции.


Основной закон государства

1.Закрепить и гарантировать

права человека.

2.Упорядочить государственную

власть

3.Утвердить правосудие

в стране.

(Основные задачи)

Соответствие законов Международным Актам

Разделение властей

Создание эффективной судебной системы.


Контрольные вопросы

  • Почему конституцию принято называть законом высшей юридической силы? Приведите конкретные примеры из текста Конституции РФ, подтверждающие эти положения.
  • Прочитайте статьи 2, 10, 15, 17, 18 Конституции РФ. Какие принципы правового государства нашли отражение в этих статьях?
  • Прочитайте ст. 1 Конституции РФ. Объясните, что означают понятия «демократическое государство», «федеративное государство», «правовое государство»? Что такое «республиканская форма правления»?
  • На какой ценностной основе строится наша Конституция?
  • Каким образом в основном законе страны закреплены фундаментальные права человека? Для обоснования ответа привлеките текст Конституции.

  • Статья 4. 2. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.
  • Статья 1. 1. Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
  • 2. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны
  • Статья 2. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
  • Статья 10. Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
  • Статья 15
  • 1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.
  • 2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
  • 3. Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
  • 4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
  • Статья 18. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

«Конституция Казахстана» - И на глазах твоих свершится диво - Гордиться ты начнешь самим собой! И сейчас игра "Да и нет". Итак, игра "Публичная лекция". Чем может заниматься член Конституционного Совета? Классный час. В пирамиде 7 ступеней и первая ступень - Конституция. Брейн-ринг Подготовила и провела Земскова В.Х.

«Урок Конституция России» - 14 декабря 1825г – восстание на Сенатской площади. Конституция современной России. Что для нас свято… (духовные ценности, на которых основывается Конституция РФ). План изучения нового материала. Познакомимся и осмыслим(задания для урока-практикума). Павел Пестель, автор «Конституции» Южного общества.

«Законы государства» - Единая система законодательства. Высокий уровень сознания и культуры личности и общества. Соблюдение принципа разделения властей. Американская конвенция о правах человека. Политическое просвещение широких слоёв населения. Соблюдение и охрана прав и свобод человека. Средства массовой информации в политике.

«Законы света» - "Повышение квалификаций различных категорий. Естественное. "Информационные технологии в. Цель: педагогической ИКТ-компетентности". Световой луч – линия, указывающая направление распространения световой энергии. 1. Существование и развитие всего живого происходит под влиянием света и тепла.

«Законность и правопорядок» - Государственное руководство реализуется через правовое регулирование. Организация внешних связей. Состояние правопорядка определяет меру прав и свобод. Факторы влияющие на формирование личности сотрудника. Принципы и требования законности. Укрепление законности не может достигаться ценой нарушения закона.

«Закон о Конституции» - Думы. Конституция. Основы государства и права. Субъекты РФ. 1-я российская и советская Конституция. “Constitutio”- установление. Конституция рассчитана на длительный срок действия. Особенности принятия Конституции. Понятие Конституции. Конституционные поправки и пересмотр Конституции. Конституция распространяется на всю территорию государства.

  • Прочитайте статьи 2 10 15 17 18 конституции РФ какие принципы правового государства нашли отражение в этих статьях
  • Статья 2: Принцип уважения прав человека отражает тот факт, что естественные, прирожденные, неотчуждаемые права человека составляют ядро правовой системы государства.
    Статья 10: Принцип разделения властей.
    Статья 15: Принцип верховенства права.
    Статьи 17 и 18: Незыблемость, гарантированность и реальность прав и свобод личности.

  • Вторая, семнадцатая и восемнадцатая - незыблемость, гарантированность и реальность прав и свобод личности.
    Десятая - принцип разделения властей
    Пятнадцатая - верховенство права.

  • На основе анализа определения позитивного права как системы общеобязательных социальных норм, охраняемых силой государственного принуждения, обеспечивающего юридическую регламентацию общественных отношений, выполните ряд заданий:
    укажите, какие черты нормативного подхода к праву нашли отражение в этом определении?
    докажите, что данное определение не даёт полного представления о сути современного понимания права;
    на базе ваших представлений о современном подходе к пониманию права составьте своё определение права (не обязательно краткое, можете дать описание; главное, чтобы оно отражало типичные черты современного правопонимания).
    Сравните два высказывания:
    «Что такое царства (государства) без справедливости, как не большие разбойничьи банды?.. Права не может быть там, где нет истинной справедливости. Ибо что бывает по праву, то непременно бывает справедливо. А что делается несправедливо, то не может делаться по праву» (Августин (354-430), христианский теолог).
    «С позиций правовой науки право под господством нацистов [речь идёт о германских фашистах] есть право. Мы можем об этом сожалеть, но мы не можем отрицать, что это было право… Мы можем чувствовать к нему отвращение, как… к ядовитой змее, но мы не можем отрицать, что оно существует» (Г. Кельзен (1881-1973), австрийский юрист)
  • В настоящее время большинство правоведов сходятся во мнении, что право имеет две стороны, две формы существования - естественное и позитивное право.
    Естественное право охватывает природные неотъемлемые права человека, принадлежащие ему от рождения (право на жизнь, свободу, независимость, честь, достоинство, неприкосновенность), и общие, исходные, начала права (справедливость, равенство, гуманизм, ответственность за вину) Оно зарождается и развивается в самом обществе независимо от государстваПо своей природе естественное право надгосударственно.
    Позитивное право, напротив, - продукт деятельности государства. То есть это совокупность правил поведения, создаваемых и охраняемых государством. Нормы позитивного права выражаются в законах, постановлениях, указах, судебных прецедентах и иных источниках права.
    В идеале, естественное право должно найти воплощение в позитивном. Но законы могут быть правовыми и не правовыми, и самое страшное, что права в законах может и не быть.
    Позитивное право - это система общеобязательных социальных норм, исходящих от государства и им охраняемых, регулирующих наиболее важные общественные отношения.
    Признаки позитивного права:
    а) общий характер права (право рассчитано на неоднократное применение в течение длительного времени, оно не персонифицировано, теправо адресовано не конкретному человеку, а множеству людей, организаций, предприятий);
    б) право исходит от государства и им охраняется, поэтому является общеобязательным;
    в) право имеет конкретную, форму, тевыражается в определенных, признаваемых в данном государстве источниках (законах, обычаях, судебных прецедентах, указах, распоряжениях, постановлениях и тд.);
    г) право представляет собой стройную систему, теединое, внутренне согласованное образование, где все нормы взаимозависимы и дополняют друг друга;
    д) право - один из видов социальных норм, действующих в обществе наряду с нормами морали, нравственности, обычаями (обычай кровной мести), нормами общественных организаций, религиозными нормами.
    О высказываниях:
    Справедливость - понятие относительное. Фактически государства управляются небольшой группой людей, которые действуют в соответствии со своими интересами и устанавливают в сознании большинства выгодное для себя (элиты) понимание справедливости. Поэтому право и основывается на справедливости. Есть и такое высказывание: "Царства земного палач - Справедливость. . "

  • 1. Дайте понятие государства, признаки государств
    2. Заполните таблицу
    Общая характеристика государства
    Принципы
    Сущность
    Публичная (всеобщая власть)
    Суверенитет
    Государственный аппарат
    3. Укажите, кто из мыслителей древности первым пришел к идее о разделении властей.
    а) Анаксагор; б) Платон; в) Сократ; г) Аристотель;
    4. Укажите, кто из французских мыслителей выдвинул тезис о разделение властей на 3 вида.
    а) Д. Дидро; б) Вольтер; в) Ш. Монтескье; г) Ж. Ж. Руссо;
    5. Назовите и охарактеризуйте три ветви власти в государстве.
    1.___________________________________________________________________________________________________________________________________
    2.____________________________________________________________________________________________________________________
    3.__________________________________________________________________
    6. Укажите неверный вариант ответа.
    Взаимодействие права и морали выражается в том, что они….
    воздействуют на наше поведение.
    регулируют наше поведение.
    связаны с юридическими законами.
    определяют меру свободы нашего поведения.
    7. Российская Федерация ставит своей целью построение …….. Государства:
    а) социалистического; б) милитаристского; в) правового; г) военно-полицейского;
    8. Гражданство – это:
    правовая принадлежность лица конкретному государству.
    устойчивая связь человека с государством.
    правовой институт.
    всё перечисленное.
    9. Укажите, что не является признаком права:
    а) закрепленность в законе; б) общеобязательность;
    в) обеспеченность силой государства; г) территориальность;
    10. Перечислите основные признаки правонарушения.
    ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
    11. Укажите неверный вариант ответа.
    Правонарушение – это:
    противоправное действие.
    общественно опасные намерения.
    противоправное бездействие.
    действие, приносящее вред обществу.
    12. Правонарушения могут совершать:
    а) все граждане государства; б) учреждения и организации;
    в) лица, достигшие определенного возраста; г) все перечисленные;
    13. Что относится к видам юридической ответственности?
    14. Укажите, какое наказание, согласно законодательству Российской Федерации, не может быть назначено несовершеннолетнему, совершившему преступление:
    а) штраф; б) исправительные работы;
    в) арест; г) пожизненное тюремное заключение;
    15. Верны ли следующие утверждения?
    Юридическая ответственность, уважение к праву и закону является критерием правовой культуры:
    а) любого гражданина; б) людей, находящихся на государственной службе;
    верно только А;
    верно только Б;
    оба варианта верны;
    оба варианта неверны;
    16. Соотнесите виды преступлений и преступления, им соответствующие:
    Воинские преступления
    Угон транспортных средств
    Преступления против личности
    Дезертирство
    Преступления против собственности
    Причинение телесных повреждений
    Государственные преступления
    Кража и хищение
    Преступления против человечества
    Шпионаж
    Преступления против общественной безопасности и общественного порядка
    Геноцид
    17. Наказание в уголовном праве:
    а) назначается по приговору суда;
    б) применяется к лицу, признанному виновным в совершении уголовного преступления;
    в) заключается в ограничении и лишении прав и свобод лица, совершившего преступление;
    г) предусматривает всё вышеперечисленное;
    18. Укажите неверный вариант ответа.
    Одним из основных признаков правового государства является:
    верховенство закона.
    сильная армия.
    незыблемость прав и свобод человека.
    разделение властей
  • Государство - это самостоятельная организация, устанавливающий правопорядок на определённых территориях и обладающая суверенитетом Признаки государства: народ, территории, правоохранительные органы.
    5. Судебная закоеодательная, исполнительная.
    8. Гражданство-это устойчивая связь. ..
    9. Г (возможно)
    12. Г
    14. В
    17. Г
    18. Сильная армия
  • 1. В чем заключается роль, которую выполняет гражданское общество в отношениях личности и государства?

    2. Существует ли взаимосвязь гражданского общества и правового государства? Ответ аргументируйте.

    3. Какие общественные организации возникают в различных сферах гражданского общества?

    4. Почему гражданское общество в развитых странах сформировалось лишь в последние 2 столетия?

    5. В чем различие между госуправлением и местным самоуправлением?

    6. Какие вопросы решает местное самоуправление?

    7. Назовите формы осуществления местного самоуправления.

    8. В чем заключается суть местного самоуправления?

  • Виды нормативных актов, которые имеют право принимать органы местного самоуправления, перечисляются в уставе муниципального образования и в законах субъектов Российской Федерации. Обычно к ним относят: решения, постановления выборного органа или главы муниципального образования - по вопросам осуществления местного самоуправления; распоряжения и приказы - по вопросам внутренней организации деятельности органов местного самоуправления.
    Действующее федеральное законодательство не обуславливает обязательное создание в муниципальных образованиях исполнительных органов местного самоуправления, предусматривая возможность избрания главы муниципального образования и других выборных должностных лиц, наделяемых при этом собственной компетенцией по решению вопросов местного значения в соответствии с уставом муниципального образования.

  • Статья 13

    a

    b

    Статья 15

  • Насчёт статьи 15 -незнаю

  • Статья 13

    1. Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение; это право включает свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка.

    2. Осуществление этого права может подвергаться некоторым ограничениям, однако этими ограничениями могут быть только те ограничения, которые предусмотрены законом и которые необходимы:

    a ) для уважения прав и репутации других лиц; или

    b ) для охраны государственной безопасности или общественного порядка (ordre public), или здоровья или нравственности населения.

    Статья 15

    1. Государства-участники признают право ребенка на свободу ассоциации и свободу мирных собраний.

    2. В отношении осуществления данного права не могут применяться какие-либо ограничения, кроме тех, которые применяются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной безопасности или общественной безопасности, общественного порядка (ordre public), охраны здоровья или нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.

    1)Какие 2 права ребенка зафиксированы в приведенных статьях Конвенции?

    2)Используя собственный социальный опыт, приведите пример реализации каждого из названных прав.

    3)Какие ограничения этих прав предусмотрены Конвенцией?

    4)Подтвердите необходимость любого из ограничений прав ребенка конкретными примерами.

  • 1)Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение

    право ребенка на свободу ассоциации и свободу мирных собраний

    2) Когда ребёнок находиться в магазине и выдит, например, плесень на помидоре, то он может подойти к продавцу, т. к. имеет на это ПОЛНОЕ ПРАВО по статье 13.

    Насчёт статьи 15 -незнаю

    3) 1- а) и б) из вышеперечисленного в ст. 13

    2- огорничения, которые необходимы в демократическом обществе и. ..(вышеперечисленное в ст. 15)... Прав и свобод других лиц.

    4)Если ребёнок находится в том же магазине и видит тот же помидор с плесенью и кричит об этом на весь магазин + говорит покупателям уйти из этого места из-за испорченности товара, то это нарушение ст. 13.

  • Представьте ситуацию: Вы являетесь свидетелем спора двух товарищей о принципах правового государства. Первый утверждает, что главным является верховенство закона в обществе. Второй считает, что приоритет принадлежит принципу незыблемости свободы личности, её прав и интересов, чести и достоинства. А как считаете вы? Свой ответ поясните.
  • Я считаю, что в этом споре прав и первый и второй товарищ, т. к для правового государства характерно и верховенство закона и незыблемость прав и свобод личности. Но в то же время свобода личности не может нарушать законы, а закон не может угнетать права, интересы, наконец, свободу личности, конечно же если личность не переступает рамки закона.

    Вышеперечисленные признаки правового гос-ва являются частью правового государства. Таким образом гражданин должен быть ответственным перед государством, а гос-во в свою очередь должно быть ответственным перед гражданином. Правовое гос-во-это демократическое гос-во, основанное на праве, где создаются условия для наиболее полного обеспечения естественных и неотчуждаемых прав человека!

    3.) Разделение властей выполняет важную функцию при функционировании правового государства – оно уравновешивает баланс власти и предохраняет от злоупотребления ею.

  • Сравните между собой правовое государство и гражданское общество. Какие выводы вы можете сделать? Какие признаки правового государства вы знаете?
  • Правовое государство-это государство, в котором соблюдаются законы, государство следующее принципам независимости судей, народному суверенитету, нерушимости прав и свобод человека. А гражданское общество-это общество, независящее от государства, способное контролировать гос. деятельность. Т. е гражданское общество является предпосылкой правового государства. Правовое государство-это такое взаимодействие государства и права, где государство, опираясь на право, регулирует внутренние правовые отношения, в центре которых стоят права и свободы человека и гражданина.

    • Почему путь был долгим и трудным?
    • Что дает высшая юридическая сила?
    • Какие ценности стали конституционными?
    • В чем главные задачи нашей Конституции?

    С термином «конституция» (от лат. constitutio - устройство, постановление) вы уже знакомы. Одна из первых конституций была принята, как вы знаете, в США в 1787 г. Истинный смысл и предназначение конституции в современном ее понимании состоит в том, чтобы обеспечить необходимое ограничение власти, закрепить неотъемлемые права граждан, сбалансировать интересы всех слоев общества.

    В России до 1918 г. не было закона, который бы именовался конституцией.

    На пути к конституции . Из истории вам известно, что первые попытки создать конституцию в России принадлежат декабристам П. Пестелю и Н. Муравьеву. Их горькую судьбу вы, конечно, помните: крепостная Россия в начале XIX в. не была еще готова к переходу от господства царского самодержавия к власти права и закона. Примером может служить один трагикомический факт. Очевидцы утверждали, что мятежные солдаты, пришедшие в декабре 1825 г. на Сенатскую площадь Петербурга, кричали: «Да здравствует Константин и его жена Конституция!» Не слишком понимая тонкости права и престолонаследия, они полагали, что Конституция - это жена великого князя Константина, который должен был сменить на троне своего брата - умершего императора Александра I.

    Но с середины XIX в. в России все же начинается медленный, трудный процесс вызревания первых ростков конституционного строя.

    Особенно активно он пошел в период правления Александра II - царя-реформатора. Годы его правления не случайно принято называть эпохой великих реформ. В это время Россия сделала три великих шага на пути установления конституционного порядка: в результате крестьянской реформы, отменившей крепостное право, было осуществлено правовое закрепление свободы крестьян, в результате земской реформы сложилось автономное муниципальное самоуправление (земство); и наконец, в результате судебной реформы сложилась бессословная, относительно независимая, демократическая судебная система.

    Хотим обратить ваше внимание, что уже в наши дни, оценивая эти шаги с высоты исторического опыта, специалисты приходят к выводу, что развитие системы правосудия в России в условиях сохранившегося монархического строя даже при отсутствии парламента резко ускорило демократические процессы. Причем именно так, как требовалось по высоким меркам цивилизации,- через право, закон, суд.

    В те же годы комиссией под руководством графа М. Лорис-Меликова был разработан конституционный проект, направленный на продолжение реформ. Умный, дальновидный император своей властью намерен был создать частично выборное учреждение для обсуждения проектов законов. Однако намерениям этим не суждено было сбыться.

    Как вы знаете, бомба революционеров - политических экстремистов (сторонников крайних, насильственных мер) - не только оборвала жизнь великого русского реформатора за несколько дней до подписания им указа о введении выборных представителей сословий (что было бы еще одним шагом на пути к ограниченной монархии), но и резко затормозила правовые преобразования. Многие демократические реформы были сведены на нет престолонаследником Александром III, вставшим на путь реакции,- такова трагическая цена политического экстремизма.

    Следующий крупный шаг на пути к конституции и конституционному строю в России был сделан уже в XX в. 17 октября 1905 г. Николай II подписал манифест «Об усовершенствовании государственного порядка». Царь «даровал» своим подданным политические и гражданские права и свободы, а также провозглашал создание нового законодательного органа - Государственной думы, избираемого на основе народного представительства.

    Потом были четыре советские Конституции - 1918, 1924, 1936 и 1977 гг. - факт сам по себе отнюдь не свидетельствующий о правовом расцвете и благополучии советского общества. По мнению современных ученых-правоведов, эти конституции выполняли в основном политико-пропагандистские функции, но не работали.

    За годы советской власти вся система права, законов, правосудия нашей страны была деформирована, ушла в сторону от основных направлений развития права, характерных для мировой цивилизации.

    Положение стало меняться только со второй половины 80-х годов и особенно после поражения августовского путча 1991 г., когда в стране начались коренные преобразования. 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием была принята Конституция Российской Федерации - первая демократическая Конституция в истории России.

    Закон высшей юридической силы . Конституция РФ - не только достаточно сложный, но и достаточно большой политикоправовой документ: он состоит из краткой вступительной части и двух разделов; первый раздел содержит 9 глав, 137 статей, второй - 9 положений. Глубокая проработка этого документа требует немало времени и сил. Однако такой цели мы сейчас не ставим, хотя в процессе дальнейшей работы будем обращаться к тексту Конституции.

    С отдельными (именно отдельными) положениями конституционно-правовой мысли мы хотим вас познакомить, чтобы положить начало вашей большой самостоятельной работе по изучению Конституции Отечества (напомним, что изучать этот документ можно только с его текстом в руках). Это поможет вам разобраться в ее содержании, понять заложенные в ней мысли, идеи и - главное - убедиться в том, что Конституцию своего Отечества следует глубоко уважать. Думается, что уважение к закону в нашей повседневной жизни начинается с уважения к Конституции страны.

    Прежде всего напомним, что Конституцию принято называть основным законом страны, поскольку только этот закон имеет высшую юридическую силу (вспомните, почему основной закон обладает высшей юридической силой во всей системе правовых актов). Это значит, что все иные законы, правовые акты, принимаемые в нашем государстве, должны ориентироваться на Конституцию, не могут ей противоречить. Если, например, в Конституции записано, что достоинство личности охраняется государством (ст. 21), то, следовательно, никакой другой закон, юридический акт не может быть основанием для его (достоинства личности) умаления, т. е. принижения, уменьшения. Если наша Конституция гарантирует каждому свободу мысли и слова (ст. 29), то это означает, что никакие другие законы, юридические акты не могут вводить каких-либо ограничений на свободу мысли и слова, например цензуру. Исключение составляют, разумеется, те случаи, когда ведется пропаганда, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, а также когда разглашается государственная тайна. Если в Конституции сказано, что труд свободен, что каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ст. 37), то никакие иные законы, правовые документы не могут вводить принудительный труд и т. д.

    Существуют, правда, исключения, когда вводятся определенные ограничения действия законов, закрепленных в Конституции. Но ограничения эти предусмотрены и четко регламентированы самой же Конституцией. Так, в статье 56 Конституции России предусмотрена возможность введения отдельных (именно отдельных!) ограничений прав и свобод граждан в условиях чрезвычайного положения. Вводятся они с целью обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя с обязательным указанием пределов и срока действия этих ограничений. Важно также знать, что все статьи нашей Конституции имеют прямое действие. И если вы считаете, что нарушена какая-либо статья, можно обращаться в суд или другие органы власти, ссылаясь на соответствующую статью Конституции.

    Далее важно отметить, что наша Конституция включает в себя определенный набор ценностей. Мы, понятно, не можем перечислить их все. Предлагаем вам прочитать краткую вводную часть и воочию убедиться в том, что наша Конституция базируется на таких, например, ценностях, как нравственные ценности (в кавычках приводятся фразы из текста Конституции): вера «в добро и справедливость»; ценности демократии: «утверждая права и свободы человека», «возрождая... государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы»; ценности патриотизма: «чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству»; ценности международного сотрудничества: «сознавая себя частью мирового сообщества»; ценности социального мира: «утверждая... гражданский мир и согласие» и т. д.

    Дальнейшее знакомство с текстом основного закона убедит вас в том, что ценности, объявленные в краткой вводной части, далее закрепляются, получают развитие в других частях Конституции - в ее разделах, главах, статьях. Конституция провозглашает: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Признание, соблюдение и защита этих прав и свобод - главная цель основного закона. Таковы высший смысл и назначение нашей Конституции как основного закона.

    И наконец, следует сказать об основных задачах Конституции, поскольку цели и задачи взаимосвязаны: правильно поставив задачи, т. е. определив, что нужно конкретно сделать, и настойчиво претворяя их в жизнь, можно достичь поставленной цели. Итак: что же нужно конкретно сделать?

    Вновь обращаясь к мнению ученых, находим решение и этой проблемы. Перед Конституцией, утверждают специалисты, стоят три главные задачи:

    1. закрепить и гарантировать фундаментальные права человека;
    2. упорядочить государственную власть;
    3. утвердить правосудие.

    Первая задача означает, что в Конституции должна быть закреплена и гарантирована вся совокупность естественных и неотъемлемых прав человека и гражданина, признанных мировым сообществом.

    Правам человека должна быть обеспечена полная и безусловная защита, а также беспрепятственное действие на всей территории России. В стране не должны издаваться законы, которые могли бы отменить, изменить или ограничить эти права. Все это и будет служить гарантией ненарушаемости личного достоинства и свободы человека.

    Эта задача поставлена в главе 2 нашей Конституции.

    Выполнение второй задачи требует такой организации власти, когда полностью исключается ее сосредоточение в одних руках. Для этого должно быть использовано ни в чем не превзойденное «изобретение» человечества - известный вам принцип разделения властей. С разделением властей связан также вопрос и о главе государства - Президенте России. Его статус должен быть четко определен в Конституции. Это нашло отражение в главах 3-8 Конституции РФ.

    Третья задача требует такой организации «третьей власти», которая сможет утвердить торжество правосудия в России. А чтобы правосудие смогло выполнить свою задачу, оно должно стать независимой и сильной властью, способной защитить права человека, противостоять своеволию и беззаконию, от кого бы они ни исходили.

    Эта задача изложена в главе 7 Конституции России.

    Итак, вы познакомились с некоторыми положениями конституционно-правовой мысли и таким образом сделали свои первые шаги в. изучении Конституции Отечества.

      Основные понятия

    • Конституция, ценности, закон, право, естественные, неотъемлемые права человека, разделение властей.

      Термины

    • Политический экстремизм.

    Вопросы для самопроверки

    1. Почему конституцию принято называть законом высшей юридической силы? Приведите конкретные примеры из текста Конституции РФ, подтверждающие это положение.
    2. Прочитайте статьи 2, 10, 15, 17, 18 Конституции Российской Федерации. Какие принципы правового государства нашли отражение в этих статьях?

      Прочитайте статью 1 Конституции Российской Федерации.

      Объясните, что означают понятия «демократическое государство», «федеративное государство», «правовое государство». Что такое «республиканская форма правления»?

    3. На какой ценностной основе строится наша Конституция?
    4. Каким образом в основном законе закреплены фундаментальные права человека? Для ответа привлекайте текст Конституции.

    Задания

    1. Опираясь на текст Конституции РФ, кратко объясните, как организована власть в нашей стране.
    2. Во второй главе Конституции есть статьи (57, 58, 59), в которых говорится об обязанностях гражданина. Иной раз можно услышать мнение, что эти статьи противоречат принципу прав и свобод человека. Выскажите ваше мнение. Свою позицию обоснуйте.
    3. В ряде стран (Великобритания, Исландия, Польша) конституционные нормы предусматривают введение должности народного правозащитника, который является верховным и независимым уполномоченным по правам человека. Наша Конституция также вводит эту должность, называется она «уполномоченный по правам человека» (см. статью 103, п. «Д»).

      Как вы думаете:

      1. На основе какого конституционного положения вводится такая должность?
      2. Почему народный правозащитник (уполномоченный по правам человека) должен быть обязательно независимым? Что это дает?
      3. Что значит «независимый»?
    4. Вы знакомы с утверждением о том, что уважение к праву и закону в нашей повседневной жизни начинается с уважения к Конституции РФ. Объясните почему. Какая тут связь?