Выдают ли многодетным семьям земельный участок. Предоставление земельного участка бесплатно в собственность гражданам и юридическим лицам


Родители 3-х и более детей вправе рассчитывать на получение земли для постройки дома — соответствующий закон, принятый депутатами Госдумы, принят несколько лет назад.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Не все представители упомянутой льготной категории знают о своих правах. Следует разобраться во всех аспектах существующей законодательной нормы.

Главная информация

Земельные участки предоставляются в соответствии с процедурой, установленной законодательно.

Допустимый возраст младшего ребенка — менее 16 или 18 лет (при обучении в общеобразовательном учреждении).

Получить земельный надел способны также многодетные , родители, воспитывающие нескольких детей в одиночку.

Первоначальные понятия

Основой госпроекта, помогающего улучшить условия быта, стал Федеральный закон , претерпевший изменения через четыре года.

Внесенные весной 2015 поправки дали разрешения муниципалитету сузить круг претендентов на земельный надел, отдавая предпочтение нуждающимся семьям, что повлияло на ход распределения участков.

Согласно законодательным нормам, многодетные семьи способны бесплатно получить землю под застройку или соответствующую компенсацию при отсутствии свободных участков госфонда.

Льготная земля по госпрограмме, впоследствии становится собственностью. Площадь ее варьируется, достигая 15 соток (в зависимости от региона).

В текущем году законодательные нормы и порядок льготного получения земли не изменились, несмотря на предполагаемое завершение проекта в связи с отсутствием земельного фонда.

Сколько времени потребуется для удовлетворения заявки? Все зависит от количества претендентов на землю по месту жительства многодетной семьи, наличия земельного фонда.

Заявка может быть рассмотрена, как в течении пары месяцев, но принятие важного решения депутатами иногда затягивается на долгие годы

.

Объясняется это нехваткой свободной земли — это актуально для городских условий.

Поправки к закону гласят о возможности получить компенсацию, вместо участка став обладателем квартиры или равноценной стоимости надела суммы денег для .

Где могут предоставить бесплатный надел

Участок, предоставляемый по льготе, должен находиться в регионе проживания. В крупных городах, при отсутствии земель в государственном фонде, семье предлагают надел, расположенный в области, селе.

Заявитель имеет право отказаться от участка, если его не устроят условия (неразвитая инфраструктура, отсутствие коммуникаций и т.д.).

При отказе от предоставленного участка процедура оформления начинается заново в случае смены решения.

Правовая база

Существует перечень нормативно-правовых документов, определяющих критерии передачи земель из государственного фонда в собственность частным лицам:

  • Указ Президента от 05.05.1992 года;
  • Федеральный Закон от 24.07.2008 года.

Как получить земельный участок многодетной семьи

Семье-заявителю предстоит постановка на очередь после обращения в муниципалитет по месту регистрации.

Происходит подача заявления указанного образца, и предоставляется необходимый комплект документов.

При составлении заявления указывается, как многодетным семья планирует использовать участок.

Когда административное лицо проверит документы (юридическая экспертиза) и вынесет положительное решение, о котором извещается официально, семья льготной категории получит номер дела и будет поставлена на учёт.

Дождавшись очереди, заявители узнают о решении комиссии относительно характеристик выделяемого участка.

Согласно законодательным нормам, максимальный срок принятие решения не превышает 30 дней. Юридически многодетная семья становится собственником земли по истечению года.

Условия оформления

Стать счастливым обладателем земли можно, выполнив следующие условия:

  • наличие не менее троих детей, младше 18 — родных или усыновленных;
  • пребывание на льготным учете;
  • нахождение в законном браке;
  • дети должны проживать с родителями — исключается пребывание в интернатах/детских домах;
  • родители не лишены прав на детей;
  • единый адрес регистрации;
  • пятилетний срок проживания в регионе;
  • отсутствие иного недвижимого имущества (исключение -место настоящей прописки);
  • гражданство РФ.

Необходимые документы

Необходимо обратиться в районную администрацию с пакетом документов:

  • заявление о пребывании на очереди;
  • ксерокопии паспорта родителей/родителя (при неполной семье);
  • справка, подтверждающая факт многодетности;
  • копии детских свидетельств о рождении;
  • свидетельство о браке родителей;
  • справка о регистрации членов семьи, подтверждающая факт единого места прописки (выдаётся в паспортом столе);
  • справка об отсутствии родителей прав;
  • подтверждение факта усыновления.

Пошаговые действия получателей

Лучшему пониманию заявителями алгоритма действий способствует пошаговая инструкция:

  1. Требуется собрать документы с целью подтверждения льготного статуса и обоснования претензий на получение участка.
  2. Обратиться в местные органы (муниципалитет).
  3. Подать заявление и папку документов.
  4. Ожидать официального извещения о решении муниципалитета.
  5. Получить ответ об одобрении/отказе.
  6. В случае одобрения заявления получить уведомление и учетный номер.
  7. Ознакомиться с порядком очередности на сайте соответствующих органов или посетив муниципалитет.

Возможные причины отказа

Районная администрация может не удовлетворить заявку многолетний семьи, несмотря на принадлежность к льготной категории.

Самая распространенная причина отказа — нехватка участков. Существует и перечень иных причин, с которыми следует ознакомиться заблаговременно.

Заявка будет отклонена, в следующих случаях:

  • члены семьи не являются гражданами РФ или отказываются от гражданства;
  • при переезде заявителя или членов его семьи в иной федеральный район;
  • отсутствие необходимого перечня документов;
  • предоставление заявителем некорректных сведений;
  • лишение прав родителя/родителей;
  • брак родителей не зарегистрирован официально;
  • игнорирование сроков обмена паспорта по возрасту;
  • достижение ребенком/детьми 18 лет (в некоторых случаях допускается превышение установленного в ограничении возраста — наличие ребенка до 23 лет, являющегося студентом ВУЗа, не станет причиной отказа).

В случае несогласия с решением местных властей заявитель имеет право оспорить его в суде по месту жительства путем подачи административного иска.

Особенности выдачи денежных средств вместо земли

Если в государственном фонде не хватает земли, многодетным семьям предлагается получить денежную компенсацию — .

Чтобы воспользоваться предложением, семье потребуется самостоятельно заявить о согласии.

В ином случае многодетных семьи продолжают стоять в общей очереди, ожидая выделения земельного участка.

Заявление о получении денежной компенсации составляется в аналогичной форме, но заявитель указывает о желании получить вместо земельного надела его денежный эквивалент .

Размеры компенсации определяются органами муниципалитета — предлагаемая сумма не превысит стоимость положенного семье участка.

Вопрос предоставления компенсации не предусмотрен законодательно и не гарантирован условиями социального проекта.

Он регулируется исключительно местными органами и зависит от финансовыми возможностями регионального бюджета.

На что обратить внимание

Семьи, претендующие на землю, должны учитывать следующие нюансы:

  • для создания схемы участка проводится топографическая съемка, схему утверждает архитектурное управление в течение 2-х месяцев;
  • потребуется межевание земельного надела;
  • расходы по вышеупомянутым пунктам работ ложатся на плечи заявителя;
  • участок следует поставить на учёт, обратившись за кадастровым паспортом. Заявитель получает паспорт и регистрирует землю в Росреестре.

Улучшение условий проживания — насущная проблема многодетных семей.

Некоторые банки Российский Федерации работают по госпрограмме, содействуя льготным категориям и предлагая использовать многодетным материнский капитал, погашая ипотечный кредит.

В числе актуальных предложений следующие:

Сбербанк России Предлагает от 9.75% годовых, срок договора — 30 лет
Банк Москвы Предусмотрены специальные условия, согласно которым средства сертификата владельцем используются для частичного погашения основной суммы долга или процентов по кредитованию
Россельхозбанк Средства материнского капитала идут на оплату первого ипотечного взноса (от 15% стоимости жилья). Минимальная процентная ставка, предлагаемая банком — 11.5% годовых (до 20 млн. рублей)
АК Барс Банк Специальная программа «Материнский капитал», предназначенная для покупки комнаты/квартиры (до полугода, ставка — 20% годовых)

Последнее десятилетие в России активно ведется политика поддержки граждан, имеющих трех и более детей, в рамках которой происходит безвозмездное выделение земельных участков многодетным семьям. Считается, что такие меры государственной помощи помогут малообеспеченным слоям населения улучшить свое материальное положение.

Выделение участков регламентировано , где указано, что многодетные семьи при соблюдении определенных условий могут претендовать на получение бесплатного участка для строительства жилого дома или для иных целей. В рамках реализации указанной нормы права в РФ периодически создаются долгосрочные программы по содействию развитию строительства для определенных категорий граждан.

Общие положения

В настоящее время в Российской Федерации действует , в рамках которого ведется политика содействия развитию жилищного строительства. В данном законе указано, на каком основании и при каких условиях многодетная семья может стать в очередь на земельный участок и когда она сможет его получить. Именно благодаря данному закону семья при появлении 3 ребенка, независимо от того, родной он или приемный, может рассчитывать на бесплатное выделение в пользование земельного участка с возможностью последующего приобретения его в личную собственность.

За предоставление земли в нашей стране отвечают местные органы власти. Так, если в наличии имеются подходящие участки, собирается комиссия, которая принимает решение о том, что определенная земля может быть передана во владение многодетных семей. Данное решение закрепляется документально, после чего составляется утвержденный перечень объектов.

В Законе № 161-ФЗ не сказано, на какой участок может рассчитывать многодетная семья, но исходя из практики, сложившейся в регионах нашей страны, размер предлагаемой площади варьируется в зависимости от региона проживания в пределах от 6 до 15 соток.

Если государство не может выделить участок соответствующего размера, то по согласию будущего собственника ему может быть выдан меньший надел, а недостающий размер компенсируется в денежном выражении. Решение о компенсации принимается комиссией по социальной политике.

В настоящее время норма права о получении земли является действующей, несмотря на то, что уже не один год ведутся обсуждения по поводу отмены выделения таких наделов многодетным. К сожалению, в реальности правом на получение участка воспользоваться не так уж и просто: под социальные цели выделяют крайне мало земли, а если и выделяют, то далеко от города, невысокого качества и с полным отсутствием инфраструктуры в окрестностях.

Кому положена бесплатная земля?

На сегодняшний день выделение бесплатного земельного надела доступно следующим категориям граждан:

  1. семьям, воспитывающим детей-инвалидов;
  2. семьям, воспитывающим не менее трех детей, ставшим на учет в качестве многодетных;
  3. жителям сельской местности, а также пенсионерам, прожившим в определенном месте не менее 5 лет;
  4. молодым гражданам (до 35 лет), работающим в сфере сельского хозяйства, культуры, образования или здравоохранения;
  5. семьям военнослужащих, погибших при боевых действиях;
  6. семьям, у которых на иждивении находятся ветераны ВОВ;
  7. военнослужащим, проходящим службу по контракту;
  8. жертвам репрессий;
  9. другим категориям граждан в зависимости от региона.

Условия получения

Несмотря на то, что в конце 2017 года Закон №161-ФЗ претерпевал незначительные изменения в тексте редакции, условия получения земельного участка остались нетронутыми.

Так, для выделения государством земли необходимо соответствовать следующим требованиям.

  • Наличие троих детей. Максимальный возраст детей – 18 лет, за исключением случаев, когда ребенок учится в высшем учебном заведении и официально является иждивенцем. При такой ситуации «расчетный» возраст ребенка повышается до 23 лет.
  • Брак между родителями официальный и зарегистрирован в органах ЗАГС.
  • Семья имеет постоянную прописку в регионе, где планируется получение участка и где лица стоят на очереди, на протяжении не менее 5 лет.
  • Все члены семьи являются полноправными гражданами РФ;
  • В собственности членов семьи нет иного земельного участка.

Также по решению местных органов в соответствии с законом участок может быть выделен одиноким матерям и отцам, воспитывающим ребенка.

В предоставлении надела может быть отказано в следующих случаях:

  1. родители лишены прав в отношении детей;
  2. кто-либо из членов семьи не проживает с семьей, а содержится в государственном учреждении (интернат, детский дом и т. д.);
  3. передача в государственный орган недостоверной информации для решения вопроса о выделении земли;
  4. смена гражданства членами семьи.

Помните, что отказ в предоставлении земельного участка вы всегда можете обжаловать. Главное не пропустить сроки подачи искового заявления – 3 месяца с момента получения уведомления об отказе под роспись.

Как получить участок?

Для того чтобы государство «заметило» многодетную семьи и приняло во внимание наличие как минимум троих детей для выдачи земельного участка на бескорыстной основе, следует пройти определенную процедуру, позволяющую в будущем получить заветные сотки.

  1. Официально закрепить за своей семьей статус многодетной (встать на учет в органах социальной защиты населения по месту проживания). Для этого подается заявление, к которому прилагается необходимый пакет документов. После поступления заявление рассматривается, позже заявитель уведомляется о принятом решении. Если решение положительное, то на руки выдается свидетельство о статусе многодетной семьи.
  2. Подать заявление о необходимости получения участка с соответствующим пакетом документов. В заявлении в обязательном порядке отражается целевое назначение просимого участка. В дальнейшем сотрудник местного органа проверяет документы, предоставляет их на рассмотрение жилищной комиссии. Если все хорошо, то семья ставится на очередь. На принятие решения у комиссии имеется один месяц.

Если семья по каким-то причинам отказалась от того участка, который ей был выделен, то необходимо заново пройти процедуру постановки на учет, т. е. подать заявление на выделение нового участка, независимо от того, какие проблемы послужили причиной такого отказа.

Не стоит забывать о том, что после получения участка на семью ложится ряд обязанностей – например, по своевременному и целевому освоению земли. Так, первым делом следует создать топографическую схему местности и предоставить ее на утверждение в местное управление архитектуры. На согласовании указанная схема может находиться до 2 месяцев. После этого необходимо заняться межеванием участка. Это также влечет за собой дополнительные расходы. Перед строительством дома обязательно следует получить паспорт объекта и зарегистрировать землю в Российском реестре.

Куда обратиться?

В каждом регионе для удобства подачи заявления могут быть использованы следующие возможности:


Документы не обязательно должны подавать родители. Вместо них это может сделать любой человек. Особенно актуально это для многодетных матерей, которые крайне ограничены во времени и не могут позволить себе походы по госучреждениям. Чтобы от вашего имени выступил другой человек, на него необходимо оформить доверенность и заверить ее у нотариуса.

Документы

Так как каждый регион вправе самостоятельно корректировать условия для предоставления земли (например, постановка на учет нуждающихся и т. д.), то и перечень необходимых документов может несколько отличаться.

К числу обязательных бумаг относятся:

  • заявление установленной формы о выделении участка;
  • паспорт заявителя, а также его копия (в некоторых регионах дополнительно необходимо предоставлять паспорта или иные документы, удостоверяющие личность, на всех членов семьи, претендующей на получение участка);
  • документы, а также их копии, подтверждающие факт родства (свидетельство о заключении брака, свидетельства о рождении, усыновлении и т. д.);
  • справка с места жительства, подтверждающая факт совместного проживания членов семьи, а также состав семьи.

В некоторых регионах дополнительно нужно брать справку о том, что лицо состоит в очереди нуждающихся в улучшении условий проживания, т. е. ему необходимо расширение жилплощади в связи с нехваткой метража на человека либо по иной причине.


Деньги вместо земли

Земельных участков с каждым годом выделяется все меньше, а количество желающих их получить становится только больше. Поэтому семьям, которым не хватило земельного надела, предлагают получить субсидию – денежную компенсацию стоимости участка согласно нормативам земли, установленным в определенном регионе.

Порядок предоставления денег таков, что для их получения семья должна выразить свое согласие в письменной форме посредством написания заявления. Если такое заявление не поступает, семья продолжает находиться в списке нуждающихся и двигается вперед в порядке очередности.

Нельзя с уверенностью заявить, что местные муниципальные органы выдадут денежную компенсацию. Этот вопрос отнесен к ведению каждого региона и зависит от финансового положения и наличия нужного количества денежных средств.


Как узнать очередь?

После постановки семьи на очередь льготников следует узнать, к какой из имеющихся очередей вас отнесли. Так, есть две группы многодетных семей:

  • претендующие на надел в первую очередь;
  • получающие участок на общих основаниях.

В некоторых регионах действуют особые правила очередности – есть категории граждан, которые могут получить землю вне очереди:

  • находящиеся в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий;
  • имеющие на иждивении не менее 5 детей;
  • воспитывающие ребенка-инвалида (либо в семье один из родителей имеет инвалидность).

Положено ли вашей семье внеочередное получение участка земли, можно узнать в местной администрации.

Как только прошло 30 дней с момента подачи заявления в администрацию, семья вносится в очередь под определенным порядковым номером либо же получает отказ в получении участка. С течением времени очередь двигается, следовательно, порядковый номер, принадлежащий конкретной семье, должен стремиться к убыли.

  1. Непосредственное обращение в администрацию, в отдел, ведающий земельными вопросами.
  2. Обращение в МФЦ, где по предъявлению паспорта вас быстро найдут в имеющемся списке претендентов на участок.
  3. Отслеживание очередности через интернет: на официальных сайтах местных администраций списки выкладываются в свободном доступе.


Можно ли стать собственником участка?

Ответ на этот вопрос напрямую зависит от целевого назначения выделяемого участка. Так, если он отведен под индивидуальное строительство жилого дома, то оформляется договор аренды с последующим переходом его в право собственности после полного возведения и регистрации дома.

Если речь идет о земле, предоставленной для занятия фермерством, то она сразу переходит в собственность многодетной семьи.

Продажа такого участка возможна, но только после получения на руки документов о том, что вы являетесь собственником указанной территории.

Не стоит забывать, что нецелевое использование участка может повлечь его изъятие государством обратно в свою собственность. Например, если место, предназначенное для дома, используется для выращивания плодовых деревьев, а нормы по строительству дома не выполняются, участок может быть отобран только по решению суда.

Таким образом, если вы являетесь многодетной семьей и решили построить частный дом либо заняться фермерством и садоводством, государство пойдет вам навстречу. Вы можете стать участником государственной программы, в рамках которой вашей семье выделят землю под строительство и выращивание сельскохозяйственных культур на бесплатной основе либо же по возможности компенсируют в денежной форме невозможность реализовать имеющееся у вас право.

Как получить земельный участок многодетной семье? Чтобы получить ответ на этот вопрос, члену семьи, принадлежащей к данной льготной категории, следует обратиться в земельный отдел города или поселка, на балансе которого находится участок.

Выделение земельного участка гражданам государства возможно в соответствии с нормами, заключенными в Земельном Кодексе (ЗК) – своде законов, которым регулируются права и обязанности сторон, а также описываются правила, обязательные для исполнения государственными лицами при принятии решений, касающихся земли и ее использования. Растолковать документ под силу юристу и квалифицированному специалисту земельного отдела.

На нашем сайте вы также сможете найти сведения о том, может ли многодетная семья получить землю, в том числе не затрачивая на приобретение собственных средств, а также где подать заявку и в каком порядке действовать, чтобы процесс занял как можно меньше времени и сил.

Общие правила

Консультация юриста бесплатно


Общие правила получения участка для многодетных семей не отличаются от порядка получения участка прочими льготными категориями граждан, которым по закону положены наделы.

Основным требованием, которому должны соответствовать семьи, претендующие на выделение участка земли, является их потребность в улучшении жилищных условий. Подтвердить это документально можно тем, что у семьи, обратившейся за выделением участка, нет собственного жилья, а тем более участка (в том числе и за пределами региона).

Несмотря на то, что в Земельном кодексе отмечено, что землю нужно купить или взять в аренду, следует отметить, что семьи, воспитывающие трех и более несовершеннолетних детей, могут получить участок бесплатно. Данная норма для льготных категорий граждан закреплена законодательно на уровне государства, а ее действие направлено на поддержку семей.

К основным требованиям, которые предъявляются семье-заявителю, являются:

  • гражданство Российской Федерации у всех членов семьи;
  • подтвержденный документально статус многодетной семьи;
  • проживание в регионе не менее пяти лет.

Кроме всего прочего, родители детей должны состоять в законном браке и не иметь претензий со стороны органов опеки к воспитанию и уходу за детьми (то есть семья должна считаться благополучной).

Воспользоваться правом получения земельного участка многодетные семьи не могут за пределами региона, в котором они зарегистрированы. Важно отметить и тот факт, что после подачи прошения о выделении участка комиссия обязательно проверит достоверность информации, а также убедится в том, что все члены семьи числятся и проживают по одному адресу.

Что касается размеров участка, который многодетная семья может получить в распоряжение, то однозначного ответа на этот вопрос нет, так как величина возможного надела напрямую зависит от места подачи заявления и регулируется региональными законами. В Московской области и более отдаленном от центра регионе площадь может отличаться очень сильно. Также наделы в черте города и за его пределами будут разными по площади.

Документы для получения земельного участка

Документы, необходимые для получения земельного участка, предоставляются заявителем лично при обращении. При подаче заявления в электронной форме прикрепляются сканокопии, а оригиналы предоставляются специалисту земельного отдела в назначенный для сверки день.

Список документов приведен ниже:

  • паспорт заявителя;
  • свидетельство о заключенном браке;
  • свидетельства о рождении детей.

Кроме того, заявитель обязан предоставить справки:

  • о том, что на момент обращения семья не утратила статуса многодетной;
  • о месте регистрации семьи;
  • не лишении родительских прав (опеки);
  • с места учебы детей или о посещении детских дошкольных учреждений.

Последний документ можно взять не только в школе, но и в вузе, но только лишь в случае, когда ребенок учится на дневном отделении. Возраст студента не должен превышать 23 лет.

Со всех перечисленных документов нужно снять копии, которые останутся в деле в учреждении, распоряжающемся землей.

В случае, когда дети воспитываются одним из родителей по причине смерти второго, в администрацию дополнительно предоставляют оригинал и копию свидетельства о смерти.


Консультация юриста бесплатно

Процедура выдачи участка многодетным семьям

Процедура выдачи участка многодетным семьям следующая:

  1. Родители многодетной семьи или один из них (в отдельных случаях попечитель) собирают пакет документов, перечисленных выше.
  2. Заявитель обращается в государственный орган, распоряжающийся земельными участками, с заявлением определенной формы, написанным собственноручно. Также допускается подача заявки посредством соответствующего сервиса портала «Госуслуги».
  3. Комиссия, состоящая из специалистов администрации и земельного отдела, проводит соответствующую проверку. Землеуправители собирают информацию об участке, заявителях и возможности передачи участка в пользование многодетной семье.
  4. По истечении нормативного времени заявителя приглашают в администрацию и вручают письменное решение о выдаче свободного земельного участка, постановке в очередь на получение надела или выдают мотивированный отказ. Срок рассмотрения заявления и вынесения решения не может быть больше тридцати дней, начиная со следующих суток после обращения. Решение вручается лично заявителю или же направляется по почте. На заявления, поданные в электронной форме, ответ приходит в личный кабинет.

Важно отметить, что многодетные семьи, как и некоторые другие льготные категории граждан, освобождаются от участия в аукционе, но при этом обслуживаются в соответствии с очередью среди заявителей льготных категорий, не имея преимуществ перед другими.

В случае положительного ответа на заявление многодетной семье выделяется участок. Заявитель вправе отказаться от надела, в случае если не согласен на данный надел по какой-либо причине. Претензии следует предъявить в письменной форме.

Если обе стороны пришли к согласию, то между органом власти и представителем семьи льготной категории заключается договор. После этого получатель обязан надлежащим образом оформить участок на себя, а именно утвердить границы надела в отделе архитектуры и строительства, размежевать участок и получить кадастровый номер надела.

В заключение статьи о правилах и процедуре получения земельного участка семьями, воспитывающими трех и более малолетних детей, хочется сказать, что многодетные семьи, не воспользовавшиеся правом бесплатного приобретения земли по причине ее отсутствия в земельном фонде региона, могут претендовать на выплату денежной компенсации. Размер компенсации отличается во всех регионах и не может превышать стоимости земли, рассчитанной специалистами земельного отдела конкретного региона.

Электронные услуги

Полное название услуги

Предоставление земельного участка бесплатно в собственность гражданам и юридическим лицам

Условия получения услуги на сайте

  • Кто может обратиться за услугой

    • Физические лица, Прием запросов и иных документов, необходимых для предоставления государственной услуги, от уполномоченных представителей физических лиц не предусмотрен.
    • Юридические лица и их законные представители,
    • Физические лица, имеющие в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, права на которые возникли у гражданина до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации либо после дня введения его в действие, при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования, и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации.
    • Физические лица, являющиеся членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, в случае соответствия земельного участка следующим условиям: земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, земельный участок распределен физическому лицу - члену садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения по решению общего собрания членов указанного объединения, а также земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте, и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.
    • Садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан либо лица, уполномоченные общим собранием членов этих объединений на подачу заявления, в соответствии с решением общего собрания членов этих объединений (в отношении земельных участков, относящихся к имуществу общего пользования указанных некоммерческих объединений граждан и подлежащих бесплатной передаче в собственность).
    • Религиозные организации, имеющие в собственности здания, сооружения религиозного и благотворительного назначения, расположенные на земельных участках, находящихся в собственности города Москвы, либо на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена.
    • Общероссийские общественные организации инвалидов и организации, единственным учредителем которых являются общероссийские общественные организации инвалидов, имеющие на день вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации в собственности здания, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в собственности города Москвы, либо на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена.
    • Собственники помещений в многоквартирном доме, расположенном на таком земельном участке (в случае, если в отношении земельного участка, на котором находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, проведен государственный кадастровый учет, и в государственный кадастр недвижимости до утверждения проекта межевания территории внесены сведения о местоположении границ такого земельного участка) в целях приобретения в общую долевую собственность в качестве общего имущества смежный земельный участок (в случае, если в соответствии с утвержденным проектом межевания территории использование этого смежного земельного участка предусматривается для эксплуатации, обслуживания и благоустройства данного многоквартирного дома). Прием запросов и иных документов, необходимых для предоставления государственной услуги, от уполномоченных представителей физических лиц не предусмотрен.
  • Стоимость услуги

    Бесплатно

  • Перечень необходимых документов

    • Сведения о документе, удостоверяющем личность заявителя;
    • Электронный образ документа, подтверждающего полномочия представителя действовать от имени заявителя.
    • Электронный образ документа, удостоверяющего (устанавливающего) права заявителя на здания, сооружения,подписанные электронной подписью нотариуса в установленном законодательством порядке
    • Электронные образы документов, удостоверяющих (устанавливающие) права заявителя на земельный участок / приобретение земельного участка, подписанные электронной подписью нотариуса в установленном законодательством порядке
    • Электронный образ из решения общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения о приобретении земельного участка в собственность
    • Электронный образ выписки из решения общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) о приобретении земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования, в собственность данного некоммерческого объединения,
    • Электронный образ учредительных документов;
    • Электронный образ проекта организации и застройки территории некоммерческого объединения граждан
    • Электронный образ разрешения залогодержателя права пользования земельным участком
  • Сроки предоставления услуги

    25 рабочих дней
    Срок предоставления государственной услуги исчисляется со дня, следующего за днем регистрации запроса.
    В общий срок предоставления государственной услуги не включается срок, на который приостанавливается предоставление государственной услуги.

    Сроки и основания приостановления
    20 рабочих дней
    Направление в Государственную инспекцию по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы для проведения проверки использования земельного участка информации о выявленных признаках незаконного (нецелевого) использования земельных участков (использование земельных участков для проведения работ по строительству (реконструкции) без оформленных в установленном порядке документов (документов, являющихся основанием для использования земельного участка и (или) разрешения на строительство), в том числе размещение на участке строительной техники, оборудования, строительных лесов, организация подъездных путей, разрытие траншей, подключение к сетям (отключение от сетей), ограждение земельного участка, разрытие земельного участка глубиной более 1 метра, возведение фундамента, цокольных этажей, пристроек, надстроек, подземных конструкций, возведение опор, стен, перекрытий или иных строительных элементов, демонтаж опор, стен, перекрытий или иных строительных элементов, а также при наличии факта проведения работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства на основании разрешения на строительство, но с нарушением градостроительных требований в виде превышения технико-экономических параметров, указанных в разрешении на строительство) в случае выявления таких признаков незаконного (нецелевого) использования земельных участков в процессе предоставления государственной услуги, а также о выявленных признаках незаконно размещенных объектов недвижимости на земельном участке

    61 рабочий день
    Внесение изменений в сведения государственного кадастра недвижимости в случае изменения установленного вида разрешенного использования земельного участка (если установленный вид разрешенного использования не соответствует его фактическому использованию) и (или) адреса земельного участка, а также в случае если Департаментом издано распоряжение об изменении вида разрешенного использования земельного участка и (или) адреса земельного участка, но измененные сведения не внесены в государственный кадастр недвижимости

    15 рабочих дней
    Необходимость утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории

  • Результат оказания услуги

    Выдача (направление) распоряжения Департамента о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно.
    Выдача (направление) решения об отказе в предоставлении государственной услуги.

    Условия получения услуги в ОИВ

    • Кто может обратиться за услугой:

      Физические лица

      В качестве заявителей могут выступать: 1. Физические лица, имеющие в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, права на которые возникли у гражданина до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации либо после дня введения его в действие, при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования, и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации. 2. Физические лица, являющиеся членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, в случае соответствия земельного участка следующим условиям: земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, земельный участок распределен физическому лицу - члену садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения по решению общего собрания членов указанного объединения, а также земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте, и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд. 3. Собственники помещений в многоквартирном доме, расположенном на таком земельном участке (в случае, если в отношении земельного участка, на котором находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, проведен государственный кадастровый учет и в Единый государственный реестр недвижимости до утверждения проекта межевания территории внесены сведения о местоположении границ такого земельного участка), в целях приобретения в общую долевую собственность в качестве общего имущества смежный земельный участок (в случае, если в соответствии с утвержденным проектом межевания территории использование этого смежного земельного участка предусматривается для эксплуатации, обслуживания и благоустройства данного многоквартирного дома). Интересы заявителей могут представлять иные лица, уполномоченные заявителем в установленном порядке.

      Юридические лица

      В качестве заявителей могут выступать: 1. Садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан либо лица, уполномоченные общим собранием членов этих объединений на подачу заявления, в соответствии с решением общего собрания членов этих объединений (в отношении земельных участков, относящихся к имуществу общего пользования указанных некоммерческих объединений граждан и подлежащих бесплатной передаче в собственность). 2. Религиозные организации, имеющие в собственности здания, сооружения религиозного и благотворительного назначения, расположенные на земельных участках, находящихся в собственности города Москвы, либо на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена. 3. Общероссийские общественные организации инвалидов и организации, единственным учредителем которых являются общероссийские общественные организации инвалидов, имеющие на день вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации в собственности здания, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в собственности города Москвы, либо на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена. 4. Собственники помещений в многоквартирном доме, расположенном на таком земельном участке (в случае, если в отношении земельного участка, на котором находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, проведен государственный кадастровый учет и в Единый государственный реестр недвижимости до утверждения проекта межевания территории внесены сведения о местоположении границ такого земельного участка), в целях приобретения в общую долевую собственность в качестве общего имущества смежный земельный участок (в случае, если в соответствии с утвержденным проектом межевания территории использование этого смежного земельного участка предусматривается для эксплуатации, обслуживания и благоустройства данного многоквартирного дома). Интересы заявителей могут представлять иные лица, уполномоченные заявителем в установленном порядке.

    • Стоимость услуги и порядок оплаты:

      Бесплатно

    • Перечень необходимых сведений:

      Запрос (заявление) на предоставление государственной услуги (оригинал, 1 шт.)

      • Обязательный
      • Предоставляется без возврата

      В случае, если собственниками зданий, сооружений являются несколько лиц, запрос подписывается и подается всеми собственниками совместно либо их уполномоченным представителем. Заявитель имеет возможность подать запрос в электронной форме путем заполнения на Портале интерактивной формы запроса.

      Документ, удостоверяющий личность заявителя (оригинал, 1 шт.)

      • Обязательный
      • Предоставляется без возврата

      Документ, подтверждающий полномочия представителя действовать от имени заявителя (оригинал, 1 шт.)

      • Обязательный

      Нотариально удостоверенные копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права заявителя на земельный участок, если права на земельный участок в соответствии с законодательством Российской Федерации признаются возникшими независимо от их регистрации в Едином государственном реестре недвижимости (нотариально заверенная копия, 1 шт.)

      • Обязательный
      • Предоставляется без возврата
      Представляются физическими лицами, имеющими в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, при отсутствии сведений о правах на земельный участок в Едином государственном реестре недвижимости.

      Нотариально удостоверенные копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права заявителя на здания, сооружения, если права на такие здания, сооружения в соответствии с законодательством Российской Федерации признаются возникшими независимо от их регистрации в Едином государственном реестре недвижимости (нотариально заверенная копия, 1 шт.)

      • Обязательный
      • Предоставляется без возврата
      Представляются физическими лицами, имеющими в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, при отсутствии сведений о правах на такие здания, сооружения в Едином государственном реестре недвижимости.

      Протокол общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения, иной устанавливающий распределение земельных участков в этом объединении документ или выписка из указанного протокола или указанного документа (оригинал, 1 шт.)

      • Обязательный
      • Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале оказания услуги
      Представляют физические лица, являющиеся членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.

      Схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная гражданином (оригинал, 1 шт.)

      • Обязательный
      • Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале оказания услуги
      Представляют физические лица, являющиеся членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, при отсутствии утвержденного проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок проекта организации и застройки территории некоммерческого объединения граждан, либо при отсутствии описания местоположения границ такого земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости.

      Нотариально удостоверенные копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на земельный участок садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, членом которого является заявитель, если права на земельный участок в соответствии с законодательством Российской Федерации признаются возникшими независимо от их регистрации в Едином государственном реестре недвижимости (нотариально заверенная копия, 1 шт.)

      • Обязательный
      • Предоставляется без возврата
      Представляют физические лица, являющиеся членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, при отсутствии сведений о правах на земельный участок в Едином государственном реестре недвижимости.
      • Обязательный
      • Предоставляется без возврата

      Схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная указанным лицом (оригинал, 1 шт.)

      • Обязательный
      • Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале оказания услуги
      Представляют садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан (в отношении земельных участков, относящихся к имуществу общего пользования) при отсутствии утвержденного проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок проекта организации и застройки территории некоммерческого объединения граждан, либо при отсутствии описания местоположения границ такого земельного участка в государственном кадастре недвижимости.

      Выписка из решения общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) о приобретении земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования, в собственность данного некоммерческого объединения (оригинал, 1 шт.)

      • Обязательный
      • Предоставляется без возврата

      Нотариально удостоверенные копии учредительных документов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, подтверждающие право заявителя без доверенности действовать от имени данного некоммерческого объединения, или выписка из решения общего собрания членов данного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных), в соответствии с которым заявитель был уполномочен на подачу указанного заявления (нотариально заверенная копия, 1 шт.)

      • Обязательный
      • Предоставляется без возврата
      Представляют садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан (в отношении земельных участков, относящихся к имуществу общего пользования).

      Нотариально удостоверенные копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на земельный участок садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, если права на земельный участок в соответствии с законодательством Российской Федерации признаются возникшими независимо от их регистрации в Едином государственном реестре недвижимости (нотариально заверенная копия, 1 шт.)

      • Обязательный
      • Предоставляется без возврата
      Представляют садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан (в отношении земельных участков, относящихся к имуществу общего пользования) представляются при отсутствии сведений о правах на земельный участок в Едином государственном реестре недвижимости.

      Копия проекта организации и застройки территории некоммерческого объединения граждан (копия, 1 шт.)

      • Обязательный
      • Предоставляется без возврата
      Представляют при наличии садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан (в отношении земельных участков, относящихся к имуществу общего пользования).

      Нотариально удостоверенные копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права заявителя на здание, сооружение, находящееся на земельном участке, если права на такое здание, сооружение в соответствии с законодательством Российской Федерации признаются возникшими независимо от их регистрации в Едином государственном реестре недвижимости (нотариально заверенная копия, 1 шт.)

      • Обязательный
      • Предоставляется без возврата
      Представляют религиозные организации и общероссийские общественные организации инвалидов и организации, единственным учредителем которых являются общероссийские общественные организации инвалидов при отсутствии сведений о правах на такое здание, сооружение в Едином государственном реестре недвижимости.

      Копии учредительных документов (для организаций, единственным учредителем которых являются общероссийские общественные организации инвалидов) (копия, 1 шт.)

      • Обязательный
      • Предоставляется без возврата
      Представляют религиозные организации и общероссийские общественные организации инвалидов и организации, единственным учредителем которых являются общероссийские общественные организации инвалидов.
    • Сроки предоставления услуги

      25 рабочих дней

      Основаниями для приостановления предоставления государственной услуги являются:

      1. Направление в Государственную инспекцию по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы для проведения проверки использования земельного участка информации о выявленных признаках незаконного (нецелевого) использования земельных участков (использование земельных участков для проведения работ по строительству (реконструкции) без оформленных в установленном порядке документов (документов, являющихся основанием для использования земельного участка и (или) разрешения на строительство), в том числе размещение на участке строительной техники, оборудования, строительных лесов, организация подъездных путей, разрытие траншей, подключение к сетям (отключение от сетей), ограждение земельного участка, разрытие земельного участка глубиной более 1 метра, возведение фундамента, цокольных этажей, пристроек, надстроек, подземных конструкций, возведение опор, стен, перекрытий или иных строительных элементов, демонтаж опор, стен, перекрытий или иных строительных элементов, а также при наличии факта проведения работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства на основании разрешения на строительство, но с нарушением градостроительных требований в виде превышения технико-экономических параметров, указанных в разрешении на строительство) в случае выявления таких признаков незаконного (нецелевого) использования земельных участков в процессе предоставления государственной услуги, а также о выявленных признаках незаконно размещенных объектов недвижимости на земельном участке.

      Срок приостановления не превышает 20 дней.

      2. Внесение изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости в случае изменения установленного вида разрешенного использования земельного участка (если установленный вид разрешенного использования не соответствует его фактическому использованию) и (или) адреса земельного участка, а также в случае если Департаментом городского имущества города Москвы издано распоряжение об изменении вида разрешенного использования земельного участка и (или) адреса земельного участка, но измененные сведения не внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

      Срок приостановления не превышает срок устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве.

      3. Необходимость утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (в случае обращения за предоставлением государственной услуги заявителей, указанных в пунктах 2.4.1.2 и 2.4.1.3 Административного регламента предоставления услуги (при отсутствии утвержденного проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок проекта организации и застройки территории некоммерческого объединения граждан, либо при отсутствии описания местоположения границ такого земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости).

      Срок приостановления не превышает 15 дней.

    • Результат оказания услуги

      Выдается:

      • Распоряжение Департамента о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно (копия, 1 шт.)

      Происходит:

      • Выдача (направление) распоряжения Департамента о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно
    • Формы получения

      Через законного представителя

      На WEB сайте

    • Основания для отказа в приеме документов

      Основаниями для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, являются:

      1. Обращение за предоставлением государственной услуги лица, не являющегося заявителем в соответствии с Административным регламентом предоставления услуги.

      2. Обращение заявителя за получением государственной услуги, предоставление которой не осуществляется Департаментом городского имущества города Москвы.

      3. Несоответствие представленных запроса и документов требованиям, установленным правовыми актами Российской Федерации, правовыми актами города Москвы, Едиными требованиями, Административным регламентом предоставления услуги.

      4. Утрата силы представленных документов.

      5. Отсутствие полного комплекта документов, необходимых для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем.

      6. Наличие в представленных документах недостоверных и (или) противоречивых сведений.

      7. Подача запроса от имени заявителя не уполномоченным на то лицом.

      8. Противоречие документов или сведений, полученных с использованием межведомственного информационного взаимодействия, включая использование Базового регистра, поданным заявителем документам или сведениям.

      Дополнительными основаниями для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, при предоставлении государственной услуги в электронной форме с использованием Портала являются:

      1. Некорректное заполнение обязательных полей в форме интерактивного запроса.

      2. Наличие противоречивых сведений в представленных документах и в интерактивном запросе.

      3. Обращение уполномоченного представителя физического лица.

      Основания для отказа в предоставлении услуги

      Основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги являются:

      1. Истечение срока приостановления предоставления государственной услуги, если в течение данного срока не были устранены причины, ставшие основанием приостановления предоставления государственной услуги, за исключением срока, установленного пунктами 2.9.3.2 и 2.9.3.5 настоящего Регламента.

      2. Наличие одного или нескольких оснований из числа предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, а именно:

      С заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов;

      Указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился обладатель данных прав или подано заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации;

      Указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок образован в результате раздела земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, за исключением случаев обращения с таким заявлением члена этого товарищества (если такой земельный участок является садовым или огородным) либо собственников земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд (если земельный участок является земельным участком общего назначения);

      На указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со статьей 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства, а также случаев, если подано заявление о предоставлении земельного участка и в отношении расположенных на нем здания, сооружения, объекта незавершенного строительства принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями и в сроки, установленные указанными решениями, не выполнены обязанности, предусмотренные частью 11 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации;

      На указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со статьей 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился правообладатель этого здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства;

      Указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка;

      Указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является зарезервированным для государственных или муниципальных нужд в случае, если заявитель обратился с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, постоянное (бессрочное) пользование или с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду, безвозмездное пользование на срок, превышающий срок действия решения о резервировании земельного участка, за исключением случая предоставления земельного участка для целей резервирования;

      Указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой с другим лицом заключен договор о развитии застроенной территории, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник здания, сооружения, помещений в них, объекта незавершенного строительства, расположенных на таком земельном участке, или правообладатель такого земельного участка;

      Указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой с другим лицом заключен договор о развитии застроенной территории, или земельный участок образован из земельного участка, в отношении которого с другим лицом заключен договор о комплексном освоении территории, за исключением случаев, если такой земельный участок предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, и с заявлением о предоставлении такого земельного участка обратилось лицо, уполномоченное на строительство указанных объектов;

      Указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок образован из земельного участка, в отношении которого заключен договор о комплексном освоении территории или договор о развитии застроенной территории, и в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка обратилось лицо, с которым заключен договор о комплексном освоении территории или договор о развитии застроенной территории, предусматривающие обязательство данного лица по строительству указанных объектов;

      Указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является предметом аукциона, извещение о проведении которого размещено в соответствии с пунктом 19 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации;

      В отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, поступило предусмотренное подпунктом 6 пункта 4 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации заявление о проведении аукциона по его продаже или аукциона на право заключения договора его аренды при условии, что такой земельный участок образован в соответствии с подпунктом 4 пункта 4 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации и уполномоченным органом не принято решение об отказе в проведении этого аукциона по основаниям, предусмотренным пунктом 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации;

      В отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, опубликовано и размещено в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации извещение о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности;

      Разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории;

      Испрашиваемый земельный участок не включен в утвержденный в установленном Правительством Российской Федерации порядке перечень земельных участков, предоставленных для нужд обороны и безопасности и временно не используемых для указанных нужд, в случае, если подано заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации;

      Площадь земельного участка, указанного в заявлении о предоставлении земельного участка садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, превышает предельный размер, установленный пунктом 6 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации;

      Указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов;

      Указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предназначен для размещения здания, сооружения в соответствии с государственной программой Российской Федерации, государственной программой субъекта Российской Федерации и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этого здания, сооружения;

      Предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается;

      В отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, не установлен вид разрешенного использования;

      Указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок не отнесен к определенной категории земель;

      В отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек, и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось иное не указанное в этом решении лицо;

      Указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок изъят для государственных или муниципальных нужд и указанная в заявлении цель предоставления такого земельного участка не соответствует целям, для которых такой земельный участок был изъят, за исключением земельных участков, изъятых для государственных или муниципальных нужд в связи с признанием многоквартирного дома, который расположен на таком земельном участке, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;

      Границы земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости";

      (в ред. постановления Правительства Москвы от 22.06.2018 N 606-ПП)

      Площадь земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, превышает его площадь, указанную в схеме расположения земельного участка, проекте межевания территории или в проектной документации лесных участков, в соответствии с которыми такой земельный участок образован, более чем на десять процентов;

      (в ред. постановления Правительства Москвы от 06.06.2016 N 305-ПП)

      Испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка;

      Указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен некоммерческой организации для комплексного освоения территории в целях индивидуального жилищного строительства, за исключением случаев обращения с заявлением члена этой организации либо этой организации, если земельный участок является земельным участком общего пользования этой организации;

      С заявлением о предоставлении земельного участка, включенного в перечень государственного имущества или перечень муниципального имущества, предусмотренные частью 4 статьи 18 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», обратилось лицо, которое не является субъектом малого или среднего предпринимательства, или лицо, в отношении которого не может оказываться поддержка в соответствии с частью 3 статьи 14 указанного Федерального закона.

      3. Наличие одного или нескольких оснований из числа предусмотренных Законом города Москвы от 19 декабря 2007 г. N 48 "О землепользовании в городе Москве":

      Отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости подтверждения имущественных прав на объекты недвижимого имущества, расположенные на земельном участке, отсутствие документов, подтверждающих имущественные права, возникшие на данные объекты недвижимости до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", а также отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зданиях, сооружениях, расположенных на земельном участке (в случае обращения за предоставлением земельного участка по основаниям, предусмотренным подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 и подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации);

      Судебное разбирательство в отношении земельного участка и (или) расположенных на нем зданий, сооружений, в том числе оспаривание прав на земельный участок, кадастровой стоимости земельного участка, границ, площади, разрешенного использования земельного участка, прав на расположенные на нем здания, сооружения;

      Наличие акта уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы о подтверждении факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка, факта наличия незаконно размещенного объекта недвижимости, за исключением случаев составления уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы акта о подтверждении пресечения незаконного (нецелевого) использования земельного участка;

      Включение расположенного на земельном участке объекта недвижимого имущества в утвержденный Правительством Москвы перечень объектов недвижимого имущества, созданных на земельных участках, не предоставленных (не отведенных) для целей строительства (реконструкции), и (или) при отсутствии разрешения на строительство, в отношении которых зарегистрировано право собственности и (или) сведения о которых внесены в установленном порядке в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, когда такой объект недвижимого имущества снесен либо завершены судебные разбирательства, связанные с размещением такого объекта недвижимого имущества;

      Наличие прав третьих лиц на земельный участок, оформленных в установленном порядке и препятствующих в соответствии с законодательством Российской Федерации принятию решения о предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов;

      Отсутствие разрешения залогодержателя права пользования земельным участком на предоставление земельного участка без проведения торгов;

      Непредставление подписанного заявителем проекта договора в тридцатидневный срок;

      Смерть заявителя - физического лица, прекращение деятельности заявителя - индивидуального предпринимателя, ликвидация заявителя - юридического лица;

      Отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости кадастровых сведений о координатах характерных точек границ преобразуемых (уточняемых) земельных участков, разрешенном использовании земельного участка, кадастровой стоимости;

      (в ред. постановления Правительства Москвы от 28.08.2018 N 981-ПП)

      Отсутствие утвержденного проекта межевания территории (в случае обращения с целью последующего предоставления земельного участка, смежного с земельным участком, на котором расположено здание, сооружение, в соответствии с требованиями статьи 24 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 43-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации");

      Наличие в границах земельного участка многоквартирного дома;

      Расположение границ здания, сооружения полностью или частично за пределами границ испрашиваемого земельного участка;

      Пересечение границ земельного участка с границами иных земельных участков, поставленных на кадастровый учет;

      Наличие обеспечительных мер, наложенных в отношении земельного участка, здания, сооружения, расположенного на испрашиваемом земельном участке, и (или) прав пользования на указанные объекты недвижимого имущества;

      Наличие ранее принятого в установленном порядке решения о предоставлении заявителю на испрашиваемом праве испрашиваемого земельного участка;

      Отсутствие кадастрового учета земельного участка;

      Отсутствие в течение 30 календарных дней оплаты стоимости земельного участка в соответствии со статьей 6 Закона города Москвы от 19 декабря 2007 г. N 48 "О землепользовании в городе Москве";

      Пересечение границ земельного участка с линиями градостроительного регулирования (красными линиями, обозначающими границы территорий общего пользования).

      (п. 2.10.1 в ред. постановления Правительства Москвы от 14.05.2015 N 271-ПП)

      Ведомство:

      (ДГИ г. Москвы)

Земельный участок многодетным семьям выдается в порядке, строго регламентированном законодательством.

Порядок предоставления такой недвижимости постоянно меняется, поэтому заинтересованному лицу нужно заранее узнать, как правильно получить землю в 2019 году.

Закон о предоставлении участков земли многодетным семьям в пользование постоянно претерпевает изменения. Последние были внесены весной 2016 года, по которым теперь может быть произведено выделение не голой земли, а готового жилья.

Однако воспользоваться правом, установленным в ФЗ, может только та семья, которая даст свое согласие на получение готового жилого помещения.

Выдаче подлежат:

  1. Квартира, за предоставление которой отвечают социальные фонды;
  2. Оформление жилого помещения по договору социального займа;
  3. Если семья хочет приобрести квартиру, ей может быть предоставлена субсидия, размера которой будет достаточно для полного или частичного погашения себестоимости жилья;
    В этом варианте предусматривается возможность погашения за счет этих средств ипотечного займа или иного кредита.

Однако внесенные в закон изменения не являются обязательными, регионы вправе самостоятельно решать, какую именно поддержку предоставлять многодетным семействам. Уточнить вероятность получения участка или готового жилья можно в городской администрации.

Ограничения

Последними нововведениями был установлен ряд ограничений при получении земли в собственность:

  1. Если во время нахождения в очереди, семья получит по наследству или в порядке дарения жилое помещение, они автоматически исключаются из списка ожидания. Претендовать повторно на получение такого объекта недвижимого имущества можно только спустя 5 лет;
  2. Законодательством установлен четкий размер выделяемой земли – на данный момент участок не может быть больше 15 соток, вне зависимости от того, будет семья строить на нем дом, или нет.

Условия госпрограммы

Нововведениями последних лет условия, по которым выделяются земельные участки многодетным семьям, не изменились.

  1. В семействе постоянно проживают три и более ребенка;
  2. Если в семье есть дети старше 23 лет, на период обращения за получением такой льготы, они должны учиться в бюджетном ВУЗе, не должны быть трудоустроены и приносить какой-либо доход своей семье;
  3. Для получения земельного участка, семейство должно постоянно проживать на территории одного и того же субъекта страны более 5 лет;
  4. Обеспечение землей возможно только для родителей, которые находятся в официальном браке;
  5. По правилам, предоставление такого объекта недвижимого имущества допускается только если у всех членов семейства оформлено гражданство Российской Федерации;
  6. По закону участок или компенсация полагается тем семьям, у которых нет земли. Проверить их наличие можно в Росреестре.

Законопроект предусматривает следующий порядок получения земли нуждающимися: заинтересованное лицо обращается в орган местного самоуправления, подает все документы, подтверждающие право на получение объекта недвижимости, после чего встает в электронную очередь, где и ожидает того момента, когда его уведомят о возможности оформления собственности на объект недвижимости.

Сроки предоставления участков варьируются в зависимости от субъекта РФ. Если в некоторых субъектах РФ многодетной семье достаточно прождать пару месяцев, в отдельных регионах страны очередь растягивается на несколько лет.

Будет ли действовать программа в 2019 году

Несмотря на последний указ Президента, направленный на улучшение положения многодетных семей России и увеличение уровня рождаемости по стране, вероятно, что в 2019 году программа по предоставлению бесплатных земельных участков будет отменена.

Связано такое решение с отсутствием земельных участков для бесплатного выделения. Ожидается, что такая отмена (иногда говорят, — приостановка программы ) произойдет только в некоторых регионах, поэтому точную информацию нужно уточнять в городской администрации.

Планируется, что в скором времени Правительство Российской Федерации займется решением проблем густонаселенных районов страны.

Какую землю можно получить

Предоставление земельных участков многодетным семьям в Московской области и в иных районах страны происходит в порядке, установленным местным законодательством. Получение земель семьями производится в размерах, установленных нормативами в каждом отдельном субъекте РФ.

Семейству необходимо узнать максимальный и минимальный размер предоставляемого объекта недвижимости в администрации своего региона. К примеру, в Московской области по внутреннему регламенту, таким семьям дают участки в размере не более 15 соток.

Таким категориям граждан дают землю только 1 раз. Соответственно, лицо, в отношении которого уже было распределение такой недвижимости, не может претендовать на повторное получение такой меры государственной поддержки.

Объекты, которые выделяются для индивидуального жилищного строительства, должны быть оборудованы всеми коммуникациями. По закону положено, чтобы на земле было все необходимое, чтобы семья могла сразу начать строительство своего жилого дома, без проведения длительных согласований.

Порядок оформления

Земельные участки выделяют в порядке, определенном соответствующим регламентом. Прежде всего, гражданам необходимо обратиться в местную администрацию, чтобы встать в очередь для получения недвижимости.


Заявителю необходимо иметь при себе следующий перечень документов:

  1. Заявление на получение земли;
  2. Оригиналы и копии паспортов родителей или иных документов, которые удостоверяют их личность;
  3. Оригиналы документов на детей;
  4. Оригинал свидетельства об официальном оформлении брака;
  5. Выписка из домовой книги, что необходимо для подтверждения того, что семья в течение длительного времени проживает в регионе, в котором ею планируется получение земельного участка для дальнейшего использования;
  6. Справка, подтверждающая, что ни отец, ни мать детей не были лишены своих родительских прав;
  7. Справку о составе семьи, которая подтверждает, что семейство – многодетное и имеет право на получение такой льготы.

Все оригиналы и копии документов, бланки, должны быть представлены в муниципалитет. После этого специалист рассматривает все полученные документы, сообщает семье о номере заведенного дела. Так как для получения земли определена очередность, то семейству также выдается номер очереди, по которой граждане могут получить свой участок.

После того, как семья будет пользоваться полученной недвижимостью в течение года, участок может быть передан в их собственность – для этого необходимо оформить приватизацию земли.

Если граждане по каким-либо причинам отказались от своей очереди, то для ее возобновления им необходимо вновь обратиться в городскую или районную администрацию, повторно сдать все документы.

Можно ли продать выделенный участок

С 2016 года в законодательстве предусмотрена возможность получения денег вместо земельного участка, но только при условии, что эти средства пойдут на погашение имеющегося кредита. Также, при желании граждан, возможно выделение квартиры вместо земли.

Если земля многодетным семьям уже была предоставлена, родители имеют право ее продать. Однако на порядок осуществления продажи влияют условия программы, по которым такая недвижимость была предоставлена нуждающимся:

  1. Договор аренды земли, при котором возможно строительство жилого дома и его последующего оформления в собственность, и только после этого – приватизация земли;
  2. Договор дарения – все члены семьи являются сособственниками участка, однако для этого обязательно строительство жилого дома;
  3. Оформление земли в долевую собственность – недвижимость оформляется на всех членов семьи, в том числе и на несовершеннолетних детей.

Продажа участка может быть осуществлена исключительно после того, как граждане оформят на него свое право собственности. Специалисты рекомендуют предварительно проконсультироваться с работниками администрации, чтобы во время оформления такой сделки не возникло никаких трудностей.


В каких случаях могут отказать

Земля для многодетных семей предоставляется в порядке, урегулированном законодательством. Однако в некоторых случаях власти принимают решение об отказе семейству в предоставлении такой меры государственной поддержки.

Причины отказа:

  1. При получении документов, специалист увидел нарушение в заполнении документации;
  2. Если в отношении земельного участка проходят разбирательства в суде;
  3. Семьи самостоятельно отказываются от получения такого объекта недвижимого имущества.

Как показывает практика, причин для такого отказа может быть намного больше, и большинство из них рассматриваются и устраняются в индивидуальном порядке.