Я необходимый гражданин своей страны. Эссе «Я гражданин своей страны


Я - гражданин Республики Беларусь.

Патриотизм не должен ослеплять нас;
Любовь к отечеству есть действие ясного
Рассудка, а не слепая страсть.
Н. Карамзин.

Получая в день своего шестнадцатилетия паспорт с гербом Республики
Беларусь на синей обложке, юноша или девушка вспоминают слова В.В.Маяковского:
Читайте,
завидуйте,
Я - гражданин…
Присягая на верность Родине, молодой солдат с гордостью говорит: « Я,
Гражданин Республики Беларусь, присягаю…»
Быть гражданином Белоруссии - значит иметь гражданство нашего государства. Именно в этом гражданстве проявляются связь человека с государством, общность их интересов, патриотизм, гордость за свою Родину и высокая честь.
Где бы ни был гражданин - на своей ли земле, далеко ли за ее пределами- - он гордится своей принадлежностью к родной стране. Нам - белорусским гражданам - присущи верность и любовь к Родине, забота о ее процветании, ответственность за ее судьбу. Вместе с тем мы всегда уверены в том, что наша жизнь, свобода, права надежно защищены родной страной. Лишение гражданства - это тяжкое наказание. Нет ничего страшнее, чем быть гражданином без родины!
Мощь и процветание Республики - главная гарантия свободного развития личности, прав и свобод граждан, которые провозглашает Конституция.
Знания, образование - одни из обязательных условий свободного, всестороннего развития личности. Наша Конституция закрепляет право на образование. Каждый юноша, каждая девушка получают обязательное среднее образование. В нашем государстве, безусловно, уделяется внимание уровню образования и квалификации граждан.
Так что же все- таки значит быть гражданином? Неужели это гордое звание может принадлежать лишь тому, кто всего лишь имеет паспорт и прописку?
Гражданин звучит так же гордо, как и человек.

Что же значит быть гражданином?
Это, значит, быть верным стране,
Это значит, ее не покинуть
Даже в самой холодной войне.
Это, значит, быть преданным людям
Тем, с которыми рядом живешь.
Это значит, тебя не погубят
Колдовские измена и ложь.
Это значит всегда быть счастливым,
Улыбаться ненастью, беде.
Это значит, страну не покинуть,
Это, значит, быть верным себе.

Сегодня мы - всего лишь учащиеся средней школы №4, но это только сегодня. Никто не может знать наверняка, что ждет нас завтра. Завтра нашей страны туманно и призрачно, но у него есть неоспоримое достоинство - это мы, пока еще юные, но целеустремленные и знающие подростки. Но разве мы только лишь целеустремленные и знающие? Неужели на этом все? Сегодня мы смело можем сказать: « Нет!» В первую очередь мы молодые представители граждан. Мы - будущее нашей страны. И станем ли мы гражданами и людьми с большой буквы, будет зависеть не только от наших знаний и стремлений, но и от условий, которые сможет создать наше государство для своего светлого завтра. Только мы - молодые, полные новых планов и идей - можем возродить юную красу голубоглазой светловолосой девушки по имени Белоруссия. Только мы сможем заставить другие страны уважать, ценить и вздыхать по стройной самобытной Голубоглазке. И пусть это звучит смело и вызывающе, но мы дети нашей « ciнявокай прыгажунi» и с гордостью и достоинством пронесем через всю жизнь это гордое имя « Я - Гражданин Республики Беларусь».

Я – ПАТРИОТ И ГРАЖДАНИН (БЕСЕДА)

Цели: - воспитывать патриотизм и умение быть достойным гражданином своей страны;

Познакомить с правами и обязанностями граждан.

Ход занятия:

  • Вступительная беседа

Кто такой гражданин своей страны? (Это человек, который ощущает свою связь с каким-то определенным государством, признает это государство своим, пользуется его защитой, использует свои гражданские права и выполняет свои гражданские обязанности).

Гражданами какой страны мы с вами являемся?

А что вы знаете об обязанностях граждан? (платить налоги, соблюдать законы…)

Основной закон – КОНСТИТУЦИЯ , в переводе с латинского «устройство» ,в ней изложены основы устройства государства, самые главные правила поведения людей и взаимоотношений государства и общества. Эти правила долгое время остаются постоянными неизменными, и гражданин обязан их знать. Наша Конституция принята в 1993 году.

  • Аукцион законов

Какие законы вы знаете?

  • Продолжение беседы

Если есть обязанности, которые должны выполнять граждане, то есть и права.

Это такие права как: право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, право на неприкосновенность жилища.

А что надо делать, если нарушаются наши гражданские права?

Как называются люди, которые нарушают права других граждан? (хулиганы, преступники).

От них нас защищает наше государство.

  • Мы говорили о государстве, в котором живем, а что такое Родина?

Человек, который любит свою Родину, чтит ее традиции, знает ее историю, подвиги и достижения ее народа, который готов встать на ее защиту, называется патриотом.

Что может случится с нашей Родиной?(война, неурожай, неурожай и т.д)

Патриотизм является очень могучей силой. Примером тому Великая Отечественная война, в которой люди умирали, но не дали захватить родную землю.

Являясь патриотом своей Родины, человек должен уважать и любовь других народов к своей Родине, жить сними в мире и согласии.

  • Работа с высказыванием.

Как понимаете слова Н.А Некрасова: «Поэтом можешь и не быть но гражданином быть обязан!»

  • Дидактическая игра «Что мы можем?»

Что в данное время мы можем сделать для своей Родины? (хорошо учиться, стать достойными гражданами, помогать друг другу, изучать традиции и прошлое своей Родины и т.д.)

  • Итог занятия

Если тебе не безразлично, что происходит с людьми вокруг тебя, если ты готов защитить слабого от сильного и злого, то ты уже сейчас можешь с гордостью сказать: «Я – гражданин и патриот России!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

использование исторических и культурных традиций России в становлении гражданина патриота

Использование исторических и культурных традиций России в становлении гражданина патриота.Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений – о...

"Воспитание гражданина и патриота России"

В статье представлен опыт работы ГБДОУ № 8 Пушкинского района Санкт-Петербурга по реализации познавательно-патриотического проекта "Святой благоверный Александр Невский", являющимся небесным пок...

Я гражданин своей страны

Гражданская деятельность является лучшей и единственной школой свободных граждан.
Пол Карл Фейерабенд (американо-австрийский философ)

Кто же такой гражданин своей страны. Я долго думала над данным вопросом, размышляла… А гражданин ли своей страны я? Являясь педагогом, смогу ли я воспитать граждан своей страны? Чем больше я размышляю над этой проблемой, тем больше вопросов у меня возникает.

Сегодня человечество вступило в информационную цивилизацию. Перед всеми государствами в области образования, в полном объеме встала задача формирования гражданского общества и воспитание личности как гражданина.

В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся. В сфере личностных универсальных учебных действий у выпускника начальной школы должны быть сформированы основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности.

Нет универсального рецепта как воспитать ребенка, чтобы он стал настоящим гражданином, любящим свою Родину, в которой он родился, где корни его народа, который будет ею гордиться. Как же обучить учеников стать гражданином своей страны? Этот вопрос для меня остается серьезным и сложным.

По этому вопросу я бы хотела обратиться к специалисту. Обратимся к человеку, который вопросу воспитания личности посвятил всю жизнь. Это Шалва Александрович Амонашвили. Шалва Александрович говорит, что «лучшие учителя для учителя - это его ученики. От них можно многому научиться, если воспринимать их, как своих учителей». Долгое время в человеке ценились послушание, повторение, подражание. Ученики задавали учителям вопросы и учителя отвечали им. Учитель всегда должен был демонстрировать уверенность, спокойствие и решительность во всех делах, и если он не мог ответить на вопрос ученика, это был плохой учитель.

Но вопрос остается тем же, кто же такой гражданин своей страны?Что значит быть гражданином своей станы? Быть гражданином своей страны - значит быть всегда на ее стороне? Даже если куда-то уезжаешь, то она должна оставаться в сердце навсегда? Быть гражданином своей страны - отдать свою жизнь ради нее, соблюдать все её законы, выбирать нового президента для нее и участвовать в других выборах для этой страны?

Недавно, я пересматривала фильм…совсем обычный фильм, который известен вам всем «Ирония судьбы или с легким паром…» Мне надолго заполнилась фраза учительницы о своей педагогической деятельности «Я учу их думать, хоть самую малость, иметь обо всем свое собственное суждение». А ведь гражданин, личность он должен думать, он действительно должен иметь свое собственное суждение. Как гражданин своей страны он имеет права на собственное мнение. В первую очередь гражданин - это патриот. Понимание патриотизма имеет глубокую теоретическую традицию, уходящую корнями вглубь веков. Уже у Платона имеются рассуждения о том, что родина дороже отца и матери. В более разработанном виде любовь к отечеству, как высшая ценность, рассматривается в трудах таких мыслителей, как Макиавелли, Крижанич, Руссо, Фихте.

Я ль буду в роковое время
Позорить гражданина сан
И подражать тебе, изнеженное племя
Переродившихся славян?

Мы граждане. Гражданственность заключается в заботе о судьбах Отечества, в патриотизме, в служении идеалам. Гражданские чувства — чувства гуманизма. Гражданские чувства порождают духовные потребности, подталкивают к деятельности, определяют поведение человека.
Иногда именно гражданские чувства помогают преодолеть страх, поднимают личность на подвиг, на самопожертвование. Константин Рылеев создал в своем стихотворении гражданина честного, смелого, яркого.

«Одинокий человеческий голос, измученный любовью и вознесённый над гибельной землёю, — говорит Федерико Гарсия Лорка, - должен высвободиться из гармонии мира и хора природы ради своей одинокой ноты». Этот голос Рылеева мы слышим в стихотворении «Гражданин», слышим и понимаем: каждая эпоха наполняет понятия «патриот», «гражданин» конкретно-историческим содержанием, но именно патриотизм и отличает настоящего гражданина от обывателя.

Получается, что недостаточно дать человеку образование, недаром современные нормативно-правовые документы отдают приоритет воспитанию личности, гражданина. Современная историческая эпоха требует, чтобы школа стала личностно-ориентированной, развивающей, воспитывающей. А чтобы стать таковой необходимо проникнуть во внутренний мир каждого ребенка, понять и принять его.

Главное в моем деле - дети как личности, с собственным видением мира, со своими интересами, возможностями, чувствами.

Что значит - быть настоящим гражданином (вводное занятие из тематического цикла бесед «Воспитать гражданина»)

Цели и задачи : помочь уяснить, какие основные признаки представляют содержание понятия «гражданственность»; формирование у школьников гражданских качеств, чувства ответственности и гражданского долга перед обществом; развитие сотрудничества, взаимопомощи (при работе в группах); выявление индивидуальных способностей и возможностей ребят; воспитание правильного отношения к закону, труду, дисциплине; создание мотивации на свое культурное совершенствование.

Ход занятия

I. Введение в тему.

Учитель . Мы часто слышим фразу: «Каждый человек должен быть настоящим гражданином своей Родины. Но, наверное, мало кто из вас серьезно задумывался над значением этих слов.

И цель нашего сегодняшнего занятия - постараться понять, кого же можно назвать гражданином, каким должен быть настоящий гражданин, то есть какими качествами он должен обладать.

Качеств, по которым можно приблизить личность к идеалу гражданина, много. И у каждого из вас есть свое представление о том, каким должен быть настоящий гражданин.

Отчет о выполнении опережающего задания.

Сейчас каждый сможет убедиться, насколько правильны его суждения. (10-15 качеств зачитываются из карточек, которые составили дети самостоятельно.) Затем в ходе обсуждения создадим обобщенный «портрет гражданина».

На доске открывается таблица, где записаны эти качества.

Настоящий гражданин должен:

Знать и соблюдать законы государства.

Самостоятельно соблюдать нравственные нормы поведения в обществе.

Быть добросовестным во всех делах.

Охотно выполнять общественные поручения.

Проявить готовность защищать Родину.

Проявлять чувство ответственности и долга перед родителями.

Показывать пример бережного отношения к природе и общественному достоянию.

Хорошо учиться, трудиться, охотно помогать товарищам.

Проявлять нетерпимость к злу и аморальности.

Уметь встать на защиту слабых.

Интересоваться политическими событиями в стране, историей и культурой Родины.

Учитель . Если ваше представление о том, каким должен быть настоящий гражданин, верно, то ваши записи должны совпадать с записью на доске. Но если они пока не совпадают, ничего страшного, просто давайте еще раз вместе разберемся в данной проблеме, подумаем.

II. Основная часть.

1. Обсуждение понятия «нравственность».

Учитель. Более подробно сегодня остановимся на таких вопросах:

Что такое нравственность и что такое закон?

Что общего в этих понятиях и в чем их разница? Почему настоящий гражданин должен быть высоконравственным и должен соблюдать закон?

Построим нашу работу по плану (записан на доске).

1. Что такое нравственность?

2. Каким должен быть культурный человек?

3. Что такое закон?

Мораль (нравственность) - это нормы поведения, принятые в обществе, которые помогают людям жить. (Определение на плакате.)

Давайте постараемся это понять. Вы только появились на свет: маленькие, неразумные, и с малых лет родители говорили вам, что такое хорошо, что такое плохо. Ведь родители уже знали эти правила, по которым живут люди, и старались передать их вам. Вы играли в песочнице с малышами, начинали плакать и отбирать у кого-нибудь понравившуюся игрушку, и мама тут же говорила: «Это чужое, брать нельзя!» Вы поднимали руку, хотели ударить девочку, а мама сразу: «Что ты, ведь драться некрасиво, тем более обижать девочку». Вы подрастали и уже начинали понимать, что можно делать, чего нельзя, и когда ехали в трамвае, уже не бежали занимать место, ведь мама не раз говорила: «Ты уже большой, постоишь, уступи место бабушке!»

Постепенно и у вас накапливался опыт морального поведения. Вы знали, что хорошо, что плохо, но тем не менее мы не всегда делаем то, что нужно, то есть нарушаем правила морали. В то же время вы хорошо понимаете, что за это вас накажут. И хорошо, если вы поймете, что поступать по справедливости лучше для вас и окружающих.

Если вы нарушаете правила, принятые в обществе, то вы совершаете аморальные поступки.

Задание по группам.

Постарайтесь назвать несколько таких действий, которые можно отнести к аморальным поступкам. (Записать.)

Для более слабого класса предложить выбрать поступки из перечисленных ниже: сорить в общественном месте; ходить босиком по траве; распивать алкогольные напитки; зарабатывать много денег: смотреть видеофильмы; грубить; ловить рыбу; курить; сплетничать, жадничать; обманывать.

Как вы поняли, что такое нравственность?

2. Обсуждение понятия «культура человека».

Учитель. «В человеке должно быть все прекрасно: и тело,

и душа, и мысли...». Эти слова принадлежат прекраснейшему человеку и замечательному писателю А. П. Чехову.

Когда мы говорим о культуре человека, то используем 2 понятия: внутренняя культура (то есть состояние души человека, его внутреннее содержание) и внешняя культура поведения. (Обсуждаем, в чем это проявляется.)

Работа с тестом «Познай людей и самого себя» (см. учебник «Граждановедение», ч. III, с. 82).

Учитель. Я надеюсь, работа над темой помогла вам глубже понять, что такое культурный человек. Хочется также верить, что сегодняшнее занятие поможет вам стать более культурными.

3. Обсуждение понятия «закон».

Учитель. Если вы с детских лет привыкли не нарушать моральные нормы, принятые в обществе, тогда в дальнейшей взрослой жизни вы навряд ли будете нарушать закон.

Мы переходим рассмотрению вопроса, что такое закон.

Закон - это документ, принятый государством (определение по таблице). Он записан на бумаге, и все люди должны соблюдать его.

Законы появились не так давно, и все наиболее известные моральные нормы были взяты за основу. Давайте это рассмотрим на одном примере. Во все времена у всех народов было запрещено брать чужое, воровать. Воровство считалось тяжелым грехом, за который жестоко наказывали, вплоть до лишения жизни или отрубания руки. Именно этот запрет и стал одним из законов, но сейчас за воровство не лишают жизни, не отрубают руки, но человека судят и лишают свободы (сажают в тюрьму).

Но размеры краж бывают разными.

Я приведу примеры, а вы постарайтесь определить, какие из перечисленных действий можно отнести:

К крупным кражам;

К мелким кражам;

К аморальным поступкам.

И как бы вы доказали виновность.

1) Ученик попросил у одноклассника ручку и оставил ее себе.

3) Мальчик, стоя в очереди в кассу, забрал сдачу, которую забыл стоявший впереди него мужчина.

4) Двое подростков утащили с лотка кассету с записью популярной музыки.

5) Группа молодых людей проникла на пустую дачу и унесла телевизор, картину, ковер.

Мы рассмотрели также условия и ситуации, в которых нарушены моральные нормы и законы. К какому выводу вы пришли? (За все поступки нужно нести ответственность.)

Что же общего между понятиями мораль и закон? (Нельзя нарушать. Обязательно последует наказание.) А в чем разница? (Разная степень вины и наказания.)

III. Итог.

На сегодняшнем занятии мы попытались определить, какими качествами должен обладать настоящий гражданин, и более подробно остановились на двух наиболее значимых качествах.

На следующих занятиях мы продолжим наш разговор, а сейчас давайте еще раз посмотрим на таблицу и вспомним, о чем мы с вами говорили.

>Сочинения по темам

Я гражданин России

Я живу в Российской Федерации, значит, я гражданин России, и мне следует гордиться этим. Мне всегда казалось, что родину нужно любить просто так, ни за что. Что ее нужно любить просто потому, что она есть, что мы в ней живем, что учимся и работает, что имеем возможность получать образование и лечение. Мне всегда казалось, что сама главная причина,­ для того, чтобы любить родину, это то, что она является нашей родиной. Но постепенно, я начал замечать, что очень многие говорят, что не любят родину. И хотя они являются гражданами России, они говорят, что хотели бы переехать в другую страну, потому что там условия жизни лучше, образование более качественное, политики слушают людей и­ принимают правильные законы.

­Мне стало интересно, почему люди, которые являются гражданами России, имеют настолько различные мнения. Почему одни думают одно, а другие другое. Ведь родина у нас одна, и она для всех одинаковая. Потом­ я понял, что, хотя родина у нас и одна, она дает нам не одно и то же. Каждый получает то, что заслуживает, так много, насколько много он работает. Но кто-то это осознает,­ а что-то нет. Поэтому начинает винить во всем страну.

Гражданин России в моем понимании­ должен если не любить, то уважать свою родину, то место, где он родился, то место, где сделал первые шаги в обучении или работе. Как бы все не сложилось впоследствии, как бы дальше не повернулась судьба, и­ куда бы ни свернула дорога вашей жизни, первые шаги вы сделали на вашей родине. Хотя бы поэтому, уважение в вашем сердце должно присутствовать.

Любой человек, которые родился в России и чувствует себя русским, уважает и ценит свою страну, по моему мнению, является гражданином России. Гражданин России никогда не скажет о ней плохого слова. Можно подмечать недостатки и работать над ними. Но если человек не готов бороться за что-то лучшее, а может только критиковать уже то, что существует, то он не имеет права говорить о недостатках. Если гражданин понимает несовершенность своей страны, он стремиться улучшить то, что существует, чтобы стана стала такой, какой должна­ быть. Гражданин своей страны старается сделать ее более пригодной для жизни, старается улучшить условия жизни. Гражданин понимает,­ что важно для­ его государства, и он не прячется в кусты, когда может что-то изменить. Наверное, именно поэтому, так мало человек можно назвать гражданами нашей страны по-настоящему. Ведь очень многие хотят переехать, чтобы найти лучшей жизни где-то еще. Это вполне естественное желание. Но, в таком случае, они не могут считаться гражданами России.