Заключенные по странам мира. Количество заключенных в рф достигло исторического минимума


В целях совершенствования демографической политики Российской Федерации постановляю:

1. Правительству Российской Федерации:

а) обеспечить повышение к 2018 году суммарного коэффициента рождаемости до 1,753;

б) обеспечить увеличение к 2018 году ожидаемой продолжительности жизни в Российской Федерации до 74 лет;

в) осуществлять начиная с 2013 года софинансирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при назначении выплаты, предусмотренной пунктом 2 настоящего Указа, в тех субъектах Российской Федерации, в которых сложилась неблагоприятная демографическая ситуация и величина суммарного коэффициента рождаемости ниже средней по Российской Федерации;

г) определить до 1 августа 2012 г. перечень субъектов Российской Федерации, в отношении которых будет осуществляться софинансирование расходных обязательств, предусмотренных подпунктом "в" настоящего пункта;

д) определить до 1 ноября 2012 г. объем средств для софинансирования расходных обязательств субъекта Российской Федерации, исходя из уровня его расчетной бюджетной обеспеченности, до 90 процентов от необходимых в 2013 году средств с постепенным увеличением собственных средств субъекта Российской Федерации до 50 процентов к 2018 году, а также утвердить правила софинансирования расходных обязательств, предусмотренных подпунктом "в" настоящего пункта;

е) обеспечить реализацию мер, направленных на совершенствование миграционной политики, включая содействие миграции в целях обучения и осуществления преподавательской и научной деятельности, участие Российской Федерации в программах гуманитарной миграции, а также разработку и реализацию программ социальной адаптации и интеграции мигрантов.

2. Рекомендовать высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации установить до 1 июля 2012 г. нуждающимся в поддержке семьям ежемесячную денежную выплату в размере определенного в субъекте Российской Федерации прожиточного минимума для детей, назначаемую в случае рождения после 31 декабря 2012 г. третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трёх лет.

3. Правительству Российской Федерации и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

а) принять меры, направленные на создание условий для совмещения женщинами обязанностей по воспитанию детей с трудовой занятостью, а также на организацию профессионального обучения (переобучения) женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет;

б) предусмотреть при формировании соответственно федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, а также на последующие годы бюджетные ассигнования на реализацию мероприятий, предусмотренных настоящим Указом.

4. Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент Российской Федерации В. Путин

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации


Документ с изменениями, внесенными:
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 18.10.2017, N 0001201710180017) (вступил в силу с 1 января 2018 года);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 09.11.2018, N 0001201811090014) (вступил в силу с 1 января 2019 года);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 21.03.2019, N 0001201903210002).
____________________________________________________________________


В целях совершенствования демографической политики Российской Федерации

постановляю:

1. Правительству Российской Федерации:

а) обеспечить повышение к 2018 году суммарного коэффициента рождаемости до 1,753;

б) обеспечить увеличение к 2018 году ожидаемой продолжительности жизни в Российской Федерации до 74 лет;

в) осуществлять начиная с 2013 года софинансирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при назначении выплаты, предусмотренной пунктом 2 настоящего Указа, в тех субъектах Российской Федерации, в которых сложилась неблагоприятная демографическая ситуация и величина суммарного коэффициента рождаемости не превышает 2. Софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, осуществлять с 1 января 2019 г. независимо от величины суммарного коэффициента рождаемости в этих субъектах Российской Федерации;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2018 года Указом Президента Российской Федерации от 18 октября 2017 года N 487 ; в редакции, введенной в действие Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2019 года N 116 .

г) определить до 1 августа 2012 года перечень субъектов Российской Федерации, в отношении которых будет осуществляться софинансирование расходных обязательств, предусмотренных подпунктом "в" настоящего пункта;

д) определить до 1 ноября 2012 года объем средств для софинансирования расходных обязательств субъекта Российской Федерации, исходя из уровня его расчетной бюджетной обеспеченности, до 90 процентов от необходимых в 2013 году средств с постепенным увеличением собственных средств субъекта Российской Федерации до 50 процентов к 2018 году, а также утвердить правила софинансирования расходных обязательств, предусмотренных подпунктом "в" настоящего пункта. Начиная с 2019 года определять объем средств для софинансирования расходных обязательств субъекта Российской Федерации, исходя из предельных уровней софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, утверждаемых Правительством Российской Федерации;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2019 года Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2018 года N 641 .

е) обеспечить реализацию мер, направленных на совершенствование миграционной политики, включая содействие миграции в целях обучения и осуществления преподавательской и научной деятельности, участие Российской Федерации в программах гуманитарной миграции, а также разработку и реализацию программ социальной адаптации и интеграции мигрантов.

2. Рекомендовать высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации установить до 1 июля 2012 года нуждающимся в поддержке семьям ежемесячную денежную выплату в размере определенного в субъекте Российской Федерации прожиточного минимума для детей, назначаемую в случае рождения после 31 декабря 2012 года третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трёх лет.

3. Правительству Российской Федерации и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

а) принять меры, направленные на создание условий для совмещения женщинами обязанностей по воспитанию детей с трудовой занятостью, а также на организацию профессионального обучения (переобучения) женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет;

б) предусмотреть при формировании соответственно федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, а также на последующие годы бюджетные ассигнования на реализацию мероприятий, предусмотренных настоящим Указом.

4. Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент
Российской Федерации
В.Путин

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

1.1. Количество заключенных в России

В России в местах лишения свободы находится около 650 тысяч человек, по этому показателю наша страна занимает второе место в мире после США. При численности населения в 2,4% от общемировой в РФ содержится около 7,5% от общего числа заключенных по всему миру.

В расчете на 100 тыс. населения в России приходится свыше 460 заключенных. Это второе место среди стран с достаточно высоким уровнем развития экономики.

Рис. Количество заключенных в расчете на 100 тысяч населения в России и странах с высоким и средним уровнем развития экономики
(страны с населением более 10 млн.чел. и ВВП на душу населения свыше 10 тыс.долл. в год)

В определенной степени столь значимое число заключенных объясняется тем, что преступность в РФ до сих пор остается достаточно высокой. Однако если сравнивать с другими странами бывшего СССР, то уровень преступности у нас является сопоставимым, а вот показатель численности осужденных в расчете на 100 тыс. населения в России вдвое выше.

Табл. Изменение уровня преступности и количества заключенных в России в 2005-2015 гг.

2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2014 в %
к 2005
Зарегистри-ровано преступлений, тысяч 3 555 3 855 3 583 3 210 2 995 2 629 2 405 2 302 2 206 2 191 -38%
Содержалось в местах лишения свободы, тыс.чел. 823 872 883 888 864 819 756 702 677 672 -18%

Уровень преступности в России за 10 лет снизился в 1,6 раза (на 38%). В то же время число заключенных сократилось всего в 1,2 раза (на 18%).

Причем количество тяжких и особо тяжких преступлений насильственного характера уменьшилась еще значительнее. С 2005 по 2014 г. количество лиц, осужденных приговором суда за убийства, сократилось в 2,2 раза, за изнасилование – в 2,3 раза, за разбой – 2,5 раза.

То, что число заключенных не сокращается пропорционально снижению преступности, свидетельствует о явных диспропорциях в работе судебной и тюремной системы.

Табл. Количество лиц, содержавшихся в местах лишения свободы в России в 2005-2015 гг.
(тысяч человек)

2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015
Исправительные колонии для взрослых 644,7 696,9 716,4 734,3 724,1 694,5 639,6 585,1 559,9 551,1 525,1
Воспитательные колонии для несовершенно-летних 14,5 12,8 10,8 8,6 6,0 4,1 2,8 2,3 2,0 1,8 1,7
Следственные изоляторы и тюрьмы 164,1 162,0 156,3 144,9 134,1 120,8 113,2 114,5 115,4 119,0 119,6
Всего содержалось в местах лишения свободы 823,4 871,6 883,4 887,8 864,2 819,3 755,7 701,9 677,3 671,9 646,3

Рис. Количество лиц, содержавшихся в местах лишения свободы в 2003-2015 гг.

По данным ФСИН России, по состоянию на 1 марта 2016 г. в учреждениях уголовно-исполнительной системы содержалось 650 613 чел.

В исправительных колониях отбывало наказание 526 343 чел., в т.ч. в колониях-поселениях – 32 079 чел.

В следственных изоляторах и функционирующих в режиме следственного изолятора помещениях содержалось 120 841 чел.

Таким образом, из общего числа заключенных отбывает наказание по приговору суда около 530 тысяч человек. Из них 99% содержатся в исправительных колониях для взрослых.

Табл. Количество лиц, находящихся в исправительных колониях для взрослых, по срокам наказания в 2005-2015 гг.
(тысяч человек)

2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015
до 3 лет 146,2 173,6 178,1 182,8 176,7 157,0 143,5 128,0 128,3 131,3 128,0
3-5 лет 157,7 172,1 180,4 182,7 178,2 168,7 151,2 133,4 125,7 124,0 123,0
5-10 лет 243,0 249,3 254,7 261,3 263,9 260,1 242,1 224,9 210,5 201,5 193,2
свыше 10 лет 97,8 101,8 103,2 107,5 105,3 108,8 102,8 98,8 95,4 94,4 94,2

Рис. Структура численности лиц, находящихся в исправительных колониях для взрослых, в зависимости от срока наказания в 2003-2015 гг.

Несмотря на то, что на государственном уровне уже много лет подряд декларируется необходимость отказа от наказания в виде лишения свободы для лиц, совершивших нетяжкие преступления, доля отбывающих наказание со сроком менее 3 лет за последние десять лет оставалась стабильной и составляла в среднем 22-24% от общей численности отбывающих наказание осужденных. Одновременно с этим постепенно увеличивается доля лиц, осужденных на срок свыше 10 лет.

На фоне общего снижения преступности нормальной можно было бы считать ситуацию увеличения доли осужденных на срок от 5 до 10 лет, то есть преимущественно за преступления средней тяжести. Однако этого не происходит: в 2015 г. в исправительных колониях для взрослых на долю осужденных с таким сроком приходилось 36% контингента, тогда как в 2011 г. этот показатель составлял 38%, а в 2003 г. – 43%.

Рис. Структура численности лиц, находящихся в исправительных колониях для взрослых, в зависимости от категории преступления в 2003-2015 гг.

С 2011 г. в структуре численности заключенных исправительных колоний основная доля принадлежит лицам, отбывающим наказание за убийства. К 2015 г. она достигла максимальных значений – 28% и продолжает расти. При этом на долю вынесенных судами приговоров за убийства в 2015 г. пришлось всего 1,28% от общего числа обвинительных приговоров (в 2005 г. – 2,31%).

Связано это с тем, что за убийства назначаются все большие сроки наказания и все меньше лиц, совершивших преступления данной категории, освобождается условно-досрочно.

С одной стороны, российское общество все менее терпимо относится к насильственным преступлениям, в особенности в сравнении с 90-ми годами. С другой стороны, законодательная база по ст.105 УК РФ (убийство) за последние годы не изменилась, поэтому с точки зрения закона ужесточение санкций необоснованно. Более того, требования закона даже смягчились по отношению к сотрудничающим со следствием преступникам. Лишение права осужденных за убийство на условно-досрочное освобождение и вовсе можно считать отказом судейского сообщества признавать за такими осужденными возможность искреннего раскаяния и исправления.

Изменение позиции судейского сообщества особенно сильно бросается в глаза при сравнении с другими категориями преступлений. Убийства – это единственная категория преступлений, по которой за последнее десятилетие количество обвинительных приговоров снизилось, а число отбывающих наказание выросло.

Рис. Сравнение динамики числа осужденных судами и числа отбывающих наказание заключенных по основным категориям преступлений в 2005-2014 гг.
(тысяч человек)

По остальным категориям количество преступлений и число осужденных снижается. Единственной категорией, по которой количество обвинительных приговоров и число отбывающих наказание осужденных увеличивается, являются преступления, связанные с наркотиками.

По числу заключенных на душу населения Россия соревнуется с США

Хорошо известно, что Россия и США прочно занимают первые места в мире по числу заключенных - лиц, находящихся в местах лишения свободы - в расчете на 100 тысяч населения, оторвавшись по этому прискорбному показателю от остального мира. При этом оба «чемпиона» поочередно занимают то первое, то второе место, как будто соревнуясь между собой (рис. 4, табл. 1) .

Рисунок 4. Число заключенных в России и США, на 100 тысяч человек населения (Расчетные данные автора)

Итак, с 2001 года США явно вырвались вперед. Однако, начиная с января 2005 года, Россия начинает потихоньку «наверстывать упущенное». Если, по данным ФСИН, на 1 января 2005 года количество заключенных составило 749647 человек (здесь и далее без системы военной юстиции), то к июлю 2005 года их было уже 782935 человек, к июню 2006 года – 832,4 тысячи человек, к ноябрю 2006 года – 855,0 тысячи человек, на 1 января 2007 года – 871,7 тысячи человек, а на 1 сентября 2007 года – 886,4 тысячи человек. При этом количество населения России за это же время сократилось, следовательно, уровень заключенных (на 100 тысяч населения) растет еще быстрее, чем абсолютное число наших сограждан, находящихся в местах лишения свободы. Если учесть, что по последним данным количество заключенных приближается к 900 тысячам, то у нас появляются шансы вновь догнать США.

Сравнительные сведения об уровне заключенных (на 100 тысяч человек населения) в ряде стран приводится в табл. 1 и 2 и на рис. 5 .

Таблица 1. Число заключенных в некоторых странах, 1990-2006, на 100 тысяч человек

2003/2004

2005/2006

Австралия

Англия и Уэльс

Болгария

Германия

Колумбия

Нидерланды

Норвегия

Финляндия

Рисунок 5. Число заключенных на 100 тысяч жителей в некоторых странах, 2005(2006)

Таблица 2. Число заключенных на 100 тысяч жителей в некоторых странах СНГ

Азербайджан

Белоруссия

Казахстан

Киргизстан

Туркмения

*Данные за 2004 г.

Как явствует из приведенных данных, во-первых, как уже отмечалось, Россия и США безусловно лидируют по числу заключенных на 100 тыс. жителей. Во-вторых, с конца 90-х годов минувшего столетия в большинстве стран наблюдается рост этого показателя. Мировая криминология объясняет это как результат "моральной паники" (С. Коэн), страха перед преступностью, раздуваемого властями и СМИ. По мере возрастания страха растет и репрессивное сознание (особенно среднего класса, которому есть, что терять), а вслед за ним и репрессивность государства , полиции, уголовной юстиции. В-третьих, к странам с традиционно низким уровнем заключенных относятся Дания, Норвегия, Финляндия, Япония. Кроме того, нельзя не отметить столь же традиционно высокий показатель в некоторых странах бывшего СССР (табл. 2).

Перейдем к более подробному рассмотрению российской ситуации.

Как видно из рис. 6, с 1999 года по 2004 год количество заключенных в российских пенитенциарных учреждениях в целом сокращалось, а с 2005 года начался рост этого показателя. Табл. 3 отражает более подробные сведения о числе заключенных в различного типа пенитенциарных учреждениях: в исправительных колониях (ИК) различного режима, воспитательных колониях для несовершеннолетних осужденных (ВК), подследственных - в следственных изоляторах (СИЗО), тюрьмах и в подразделениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов (ПФРСИ), а также сведения о количестве персонала уголовно-исполнительной системы (УИС).

Рисунок 6. Общее число лиц, находящихся в местах лишения свободы (заключенных) в России, 1999-2007, на конец года, тысяч человек

Таблица 3. Количество заключенных в российских пенитенциарных учреждениях на конец года, тысяч

1 .09. 2007

Всего заключенных.

в т.ч:

ИК общего режима

ИК строгого режима

ИК особого режима

ИК поселения

Лесные ИК

ИК для пожизненных

Всего в ИК

В/колонии

Всего в СИЗО, тюрьмах, ПФРСИ

Всего женщин

Детей в домах ребенка (человек)

Персонал УИС

* - нет сведений

Из данных табл. 3 прослеживается тенденция сокращения контингента ИК строгого режима, а также ВК, увеличение населения ИК поселений. Значительно растет количество женщин в числе заключенных. При этом их доля в общем числе осужденных изменяется не столь резко и однозначно: 1999 – 11,8%, 2000 – 13,0, 2001 - 13,7, 2002 – 13,0, 2003 – 14,2, 2004 – 12,9, 2005 – 13,2%.

Количество зеков при Сталине, в РФ и США сегодня. Тюремное рабство. June 28th, 2015

Поскольку в последнее время "пятая колонна" вновь начинает активно вопить про "зверства режима Сталина", давайте посмотрим на факты.
Хороший материал на эту тему был недавно опубликован на портале AfterShock.

Использование заключенных в качестве рабов очень хорошо объясняет тот феномен, что настоящие преступники разгуливают на свободе, что обеспечивает высокий уровень преступности, в то время как обычные люди оказываются за решёткой, в том числе за те преступления, которые совершали вовсе не они. Если вы собираетесь эксплуатировать заключённых, то вам нужны именно те, кто будет работать, но вовсе не нужны те, кто может оказывать сопротивление или организовывать бунты. При этом вам необходимо, чтобы на свободе кто-то регулярно совершал преступления, за которые можно будет осуждать тех, кто вам требуется в качестве рабов. И именно это становится очень мощной основой для организованной преступности, когда криминальные кланы сращиваются с правоохранительной системой и системой содержания в частных тюрьмах, которым постоянно необходимы нормальные заключённые в качестве рабов, и на которых они смогут заработать огромные деньги. И именно это объясняет рост числа заключённых одновременно с ростом преступности практически во всех странах, включая в первую очередь США.

При этом огромные деньги зарабатываются не только на труде самих заключённых, но и на их родственниках через систему обеспечения заключенных. Например, на повышенной стоимости телефонных разговоров, или на особых условиях оказания медицинской помощи, на которую устанавливаются совсем другие расценки. Вот перевод статьи из американского издания "The Nation": "Тюрьмы в США большой бизнес"

Естетсвенно, что столь положительный опыт эксплуатации заключённых не мог пройти мимо "прогрессивного настроенных" представителей человечества в лице украинских нацистов.
"На Украине, кроме государственных, могут появиться и частные тюрьмы. Об этом сказал заместитель министра юстиции Гия Гецадзе после посещения Киевского следственного изолятора."