Замок лебединое озеро в баварии. Интерьеры замка Нойшванштайн: дизайн и декор


Сказочные образы, созданные Уолтом Диснеем, не только радуют и воспитывают наших детей, но и переносят взрослых в чудесное время фантазий и невероятных возможностей. Изображение остроконечных башенок замка начинает отсчет времени перед началом путешествия в мир, где зло всегда будет побеждено добром, где живут принцессы и бесстрашные рыцари, где любовь и дружба побеждает все земные пороки.

Замок, сооруженный в парижском Диснейленде для Спящей Красавицы, стал прообразом для начального логотипа компании Диснея. И сейчас уже не секрет, что волшебный «дом» для Красавицы в парке развлечений был огромным макетом Нойшванштайна — Баварского замка, спрятанного в Альпах. Еще один интересный замок в Германии, заслуживающий внимания, замок Бург Эльц .

Вступившего на трон в 1864 году баварского монарха Людвига II сами баварцы ласково именуют «сказочным королем», и до сих пор он признается самой таинственной исторической личностью этих земель. Вся его жизнь и даже таинственная смерть сопровождалась легендами и домыслами. И главной причиной этому было глубокое одиночество короля, которым год от года он наслаждался с большей силой.

Прежде чем начать разговор о любом из замков, построенных Людвигом II, каждый экскурсовод непременно обращается к истории жизни баварского короля: к его детству и отрочеству, времени правления, и, конечно, низвержению и загадочной смерти.

Родовое поместье рода Виттельсбахов, феодальной династии средневековых рыцарей, находилось на берегу красивейшего озера Шванзее («лебединое озеро») рядом с городком Фюссен. Это юго-восточная баварская земля, граничащая с Австрией, по которой проходила историческая дорога римских завоевателей «романтише штрассе» (романтическая дорога). Великое переселение времен Клавдия Августа оставило вдоль этой трассы множество городков и замков, напоминающих о подвигах и заслугах средневековых рыцарей.

Замок Гогеншвангау, просуществовавший до XII века, был поднят из руин отцом Людвига Максимилианом II. Здесь, в летней резиденции Виттельсбахов, прошло детство и отрочество юного отпрыска феодального рода. Весь интерьер замка, включая настенные гобелены, был пропитан романтическими сюжетами средневековых легенд о Лоэнгрине — лебедином рыцаре, Тангейзере, Парсифале и о Ричарде Львином Сердце. Мальчик, представляющий себя участником сказочных сюжетов, и больше всего вдохновленный образом Лоэнгрина, вырос мечтательным, впечатлительным, пытающимся уединиться от реалий действительности.

Ценитель природы, музыки и поэзии, он обладал и великим архитектурным талантом. Эта страсть к строительству впечатляюще реализовалась во время его правления страной. И целью всей его жизни стало воплощение своих фантазий в реальные архитектурные замыслы. А замыслов было много. Людвиг II хотел построить несколько замков, которые должны были стать воплощением изысканности эпохи рыцарства и романтизма. Но воплотить в жизнь он успел только три – Линдерхоф, Херренкимзее и Нойшванштайн. Строительство последнего было закончено уже после смерти монарха. Но это не помешало Нойшванштайну стать самым популярным для посещения замком во всей Баварии.

Как добраться

Знакомство с замком начинается издалека, еще при подъезде к деревушке Гогеншвангау, где паркуются все автомобили и туристические автобусы. Уже отсюда открывается «открыточный» вид на сказочное сооружение, укрепившееся на вершине горы. В противовес европейским замкам, строившимся как оборонительные сооружения для демонстрации силы и могущества, Нойшванштайн выглядит кукольным дворцом для сказочного персонажа, демонстрирующим явную удаленность от реальной жизни.

Но реальность – это многотысячные потоки туристов, стремящихся попасть внутрь замка, и терминал у подножия горы, позволяющий приобрести «пропуск» в эту сказку. Билет – это регистрация посетителя и бронирование места в экскурсионной группе, с указанием времени начала. Подняться к замку можно пешком (около часа), на специальном автобусе, либо на стилизованной старинной конной повозке с баварским колоритным кучером. Многие выбирают именно последний вариант, получая тем самым возможность полюбоваться незабываемыми пейзажами и заранее проникнуться атмосферой сказочности.

Обзорная площадка около подножия замка позволяет рассмотреть все детали окружающего ландшафта. А он впечатляет! С одной стороны альпийские вершины отражаются в хрустальных водах Alpsee. Правее расстилается сочно-зеленая долина с белой церквушкой деревеньки Швангау, а с левой стороны, за шахматным профилем замка Гогеншвангау, виднеется маленькое озеро Schwansee.

Несмотря на свои невпечатляющие размеры, именно оно явилось вдохновенным пейзажем к созданию Чайковским своего изящного «Лебединого озера». Конечно, творческий полет композитора был рожден не только завораживающими баварскими пейзажами. Рождение образов и волшебной музыки напрямую касалось оперы Вагнера и легенды о лебедином рыцаре Лоэнгрине.

При рассказе о Нойшванштайне нельзя не упомянуть особое отношение короля Людвига II к немецкому композитору. Шестнадцатилетним юношей король был очарован музыкой Вагнера на премьере оперы «Лоэнгрин». Все его вдохновенные фантазии были воплощены на той сцене, а спустя несколько лет состоялось знакомство короля с великим композитором. Всю свою жизнь «сказочный король» был меценатом и покровителем музыканта. Он мечтал о том, что будущие свои творения Вагнер напишет именно в «Лебедином замке» Нойшванштайн.

Строительство

Строительство Нойшванштайна («Новый лебединый утес») было определено на месте, где ранее располагались две уже разрушенные временем крепости Швангау. Искусственный подрыв скалы позволил создать площадку для будущего строительства. На вершину горы были проложены дорога и трубопровод, после чего сразу, в 1869 году, началась стройка, темпы которой удивляли всю округу.

Надо сказать, что будучи ярым приверженцем всех новшеств технического прогресса того времени, Людвиг II стремился применить их в реализации своих проектов. Для облегчения транспортировки грузов и строительных материалов на стройке использовались паровой кран и локомобили. Новинкам технического прогресса было найдено применение и внутри архитектурного шедевра: водопровод, центральное отопление и система телефонизации.

Создатели проекта, архитектор Эдуард Ридель и художник по декорациям Христиан Янк, представили королю более 60 эскизов. А так как сама задумка всецело была посвящена Вагнеру, вдохновение создателей основывалось на впечатлениях от замка Вартбург, находящегося в Тюрингенском лесу, где в XI веке проводились легендарные «Состязания певцов». По проекту, которому, к сожалению, не дано было воплотиться полностью, в ансамбле замка планировались дворец, женские покои, донжон, рыцарский дом и подъездные ворота.

Архитектура

Подъездные ворота, увенчанные баварским гербом, встречают посетителей замка яркими цветами красного кирпича и желтого песчаника. С территории внутреннего двора, обрамленного двумя террасами, начинается путешествие по интерьерам замка. Гиды с большой любовью, даже с некоторым подобострастием, рассказывают о каждом уголке строений, куда только возможно провести посетителей.

Удивляет практически все: замыслы проекта, расположение, назначение определенных комнат и предметов интерьера. Продуманные до мелочей композиции фасадов, внутреннее убранство комнат и «сюрпризы» интерьеров создают впечатление, что в любой момент здесь может развернуться театральное действие. В Нойшваншайне, очевидно, соблюдено основное правило интриги сюжета: с каждым шагом интерес возрастает.

Здесь много архитектурных и интерьерных «сюрпризов», поражающих воображение посетителей. К 1886 году из 80 задуманных королем помещений замка завершено было только 15. Большинство из них очень камерные. Рассчитаны покои только на одного человека – самого Людвига. Ковровая живопись, покрывающая стены каждой из комнат, раскрывают различные сюжеты средневековых легенд и, конечно, опер Вагнера.

Зал Певчих

Возвращаясь к любимцу Людвига II Вангеру, надо сказать, что главным залом, которому предназначалась грандиозная музыкальная перспектива с театральными постановками и состязаниями певцов, стал Зал Певчих. Массивный трапециевидный дубовый потолок, накрывающий помещение зала производит не только сильное впечатление своей формой и декором, но и служит отличным резонатором для звука, создавая замечательную акустику. Условная небольшая сцена как бы всегда готова развернуть действие и наполнить зал ценителями музыки. Но, как ни печально, Вагнер, которому было посвящено создание этого Зала, здесь так ни разу не был.

Путешествие по замку проходит последовательно по всем жилым помещениям дворца, в котором баварский монарх успел прожить чуть более пяти месяцев. И здесь, изумленных убранством посетителей ждут сюрпризы.

Библиотека

Передвигаясь через салон – библиотеку, оформление которой целиком посвящено Парсифалю и Лоэнгрину, гид останавливает свое внимание на небольшой, украшенной резьбой двери. Сюрприз, открывающийся за дубовыми створами, приводит всех в восторг и изумление. Здесь находиться грот. Искусно созданная пещера с бассейном и подсветкой – место единения короля с природой. По проекту грот – сквозное помещение. Из него монарх мог попасть в свой кабинет, где антураж опять соответствовал общему стилю замка.

Замок Нойшванштайн — романтический замок баварского короля Людвига II около городка Фюссен и замка Хоэншвангау в юго-западной Баварии, недалеко от австрийской границы.

История замка
Замок Нойшванштайн расположен в Германии, близ городка Фюссен. Он был построен в 1869—1891 гг. королем Людвигом II, Баварским. Замок представляет собой место паломничества туристов со всего мира. Это даже не столько замок в привычном понимании этого слова людей X-XIII веков — это дворец, «дворец мечты» его создателя, который ему так и не удалось увидеть в полном своем великолепии.
Людвиг II, Баварский , основатель замка, провел свое детство в замке Хоэшвангау, построенном в 1832 г. его отцом, Максимиллианом II, Баварским. Стены Хоэшвангау были украшены сценами из средневековых легенд, включая и сказание о лебедином рыцаре Лоэнгрине. Максимиллиан II сделал лебедя лейтмотивом всего замка Хоэншвангау. Что касается Людвига, то в детстве он часто представлял себя на месте сказочных персонажей, особенно сильно будоражил его воображение Лоэнгрин. Людвиг II БаварскийЛюдвиг II БаварскийВ 1864 г. в возрасте 18 лет после неожиданной смерти отца Людвиг становится королем, не имея при этом никакого опыта как в жизни, так и в политике. В 1873 году он пишет: «Я стал королем слишком рано. Я еще многого не знал. Я только начал учить законы. Вдруг меня выдернули из-за моих книг и посадили на трон. Что ж я все еще продолжаю учиться… » Людвиг был одержим идеей святого царства Божей Милости. А в реальном мире он был конституционным монархом, правителем Баварии с правами и обязанностями и слишком малой свободой выбора.
В 1866 г. Бавария в союзе с Австрией терпит поражение в войне с Пруссией и вынуждена принять «оборонительный и оскорбительный союз», который отменяет право короля созывать армию в случае войны. С 1866 года Людвиг II перестает быть суверенным правителем. Людвиг начинает строить вокруг себя свой выдуманный мир, в котором он сможет чувствовать себя настоящим королем. В том числе начинается строительство замка Нойшванштайн. Чтобы укрыться от реальности он постепенно меняет свой режим и предпочитает спать днем, а бодрствовать ночью. «Прекраснейшее место, что можно найти , — писал Людвиг Рихарду Вагнеру, своему любимому композитору, — Здесь я построю замок в стиле старых немецких рыцарских крепостей… Моя крепость будет прекраснее и уютнее, чем Хоэншвангау ».
Раньше на выбранном месте строительства стоял замок Vorder-und-Hinterhohenschwangau, но к началу XIX в. от него остались одни руины.
Первый камень в основание «Нового Хоэшвангау» (имя «Нойшванштайн» замок получит после смерти Людвига) заложен 5 сентября 1869 года. Строительство замка шло не так быстро, как того хотелось королю. Разместить в горах столь сложный образец архитектуры было достаточно сложно. Огромное количество художников, архитекторов и мастеровых трудилось над воплощением идей и грез Людвига. Нереальные сроки, которые он порой ставил, требовали работы и днем и ночью. В ходе строительства король все более отдалялся от людей, поэтому план замка постоянно пересматривался. Например, была исключена комната для гостей и добавлен небольшой грот. Скромный зал для аудиенций превратился в Тронный зал. Уход от руководства Баварией не мог пройти незамеченным. Необдуманные поступки и плохое руководство землями привело к тому, что правительство объявило его сумасшедшим и сместило с должности в 1886 г. — хотя Баварская конституция того времени и не предполагала такой возможности. Людвиг был отправлен в Berg Palace. На следующий день после прибытия на место он погиб при загадочных обстоятельствах, утонув в озере Старнберг вместе со своим психиатром, который и объявил его сумасшедшим. В 1886 г. постройка замка еще не была завершена. Работа остановилась на главной башне, донжоне. Семь недель спустя смерти короля Людвига II, Баварского замок был открыт для посещения публики. Строительство замка Нойшванштайн было окончено лишь в 1891 г.
О Людвиге II и истории создания замка Нойшванштайн
В баварских Альпах, недалеко от австрийской границы, стоит Нойшванштайн - замок неземной красоты, его стройный силуэт с заостренными башенками на фоне неба и горных вершин - словно сбывшаяся наяву фантазия. Это самый знаменитый и по-настоящему “сказочный” замок баварского короля Людвига II. Недаром, именно Нойшванштайн впоследствии стал символом чудесного мира Уолта Диснея, киностудии и диснейлендов. Возводя этот замок, Баварский король Людвиг II был одержим идеей воплотить в жизнь свои представления о романтике, свои сказочные фантазии.
"Я хочу всегда оставаться тайной, как для себя, так и для других "
Эти слова будущий король Баварии Людвиг II сказал однажды своей гувернантке. Желание наследного принца сбылось. Его не понимали при жизни, смерть его была загадочна, а после смерти и подавно количество версий и объяснений его причудам только увеличилось. С детских лет Людвиг был погружен в себя, в свои мечты и фантазии. Детство Людвига прошло в родовом замке Хохеншвангау, который восстановил в готическом стиле его отец Максимилиан II Баварский на месте разрушенного замка Шванстайн. В Хоэншвангау Людвиг II познакомился с легендарным миром рыцаря Лебедя Лоэнгрина. Именно с этим героем впоследствии и отождествлял себя Людвиг II, страстный почитатель германской мифологии, человек впечатлительный и романтичный. Побывав на премьере одноименной оперы Вагнера в 1858 году, он был вне себя от восторга. Людвиг с детства боготворил Вагнера, мистические оперы великого композитора заменяли будущему королю сказки. И когда в восемнадцатилетнем возрасте Людвиг унаследовал королевский трон, он сразу же пригласил Вагнера в Мюнхен. Композитор к этому времени находился в очень сложной финансовой ситуации. Молодой король заплатил за Вагнера все долги, приблизил его к себе, отдал на попечение композитора крупнейший оперный театр. Рыцарские романы и германская мифология - вот темы вагнеровских опер. В своих произведениях Вагнер с большим размахом переносил на сцену мир мифов и легенд. Людвиг распорядился начать строительство по-настоящему “старинного” рыцарского замка, стены которого он замыслил расписать сценами из опер любимого Рихарда Вагнера, а также картинами на темы германской мифологии.
Не случайно замок Нойшванштайн, несмотря на свои внушительные размеры, кажется театральной декорацией, ведь строился он под руководством знаменитых театральных художников Георга Дольмана и Кристиана Янка. Возведение замка началось в 1869 г. под строгим контролем самого короля. Мать короля была недовольна строительством нового замка, парламент страны пытался всячески сократить расходы на него, но Людвиг, несмотря ни на что, упорно шел к цели - воплотить в жизнь свои фантазии. Как только стало возможно, Людвиг перебрался жить в Нойшванштайн, фактически став там затворником. Камень основания "Нового Замка" был заложен 5 сентября 1869 года. Но пригодный для жилья дворец не возможно было построить так быстро, как ожидал король. Проект был слишком обширным, да и строительный участок на горе представлял трудности. Вначале построили Здание Ворот, и Людвиг II жил здесь в течение множества лет. Поскольку король все более и более избегал каких-либо контактов с внешним миром и сосредоточился на идее своего королевского достоинства, то и программа строительства изменялась. Комнаты для гостей были заменены в планах "мавританским Залом" с фонтаном, который фактически никогда не был построен. "Комната Письма" была преобразована с 1880 года в маленький грот. Скромный "Зал для приёмов" стал огромным Тронным залом. Замок больше не был предназначен для приемов и гостей, а превращался в памятник королевскому величию и копию легендарного замка Чаши Грааля. Начиная с 1875 года, Людвиг II ведет активную жизнь по ночам, часто прогуливаясь горами в карете или санках, сконструированных по последним технологиям того времени. Нередко король на такие прогулки надевал исторические костюмы. Одним словом, перевоплощался. Его фантазии также поддерживались частными представлениями в родовом замке: оперы и театральные постановки давались только для одного Людвига II.

Нойшванштайн
не только должен стать образцом идеального средневекового замка, но за средневековым обликом скрывалась современная технология комфорта. Действительно, на то время замок был оборудован «по последнему технологическому слову». Комнаты королевского места жительства оснащены горячим воздушным центральным отоплением. Проточная вода была доступна на каждом этаже, и кухня снабжалась и горячей, и холодной водой. Туалеты имели автоматическую систему слива. Для вызова слуг и адъютантов король пользовался электрической системой звонка. На третьих и четвертых этажах были даже телефоны. Чтобы аккуратно и вовремя подавать еду наверх, использовали подъемник. Технические новинки применялись и непосредственно в строительном процессе, например, подъемные краны работали на паровых двигателях. Одна из отличительных особенностей Нойшванштайн - большие оконные стекла. Окна такого размера был все еще редкостью в дни Людвига II.
В конце же жизни у Людвига стали проявляться явные признаки психического расстройства. 9 июня 1886 г. специальная государственная комиссия официально объявила короля душевнобольным. Буквально через три дня Людвиг отправился со своим личным врачом на прогулку, и вскоре их тела были найдены в озере Штарнбергзее. Тайна его смерти так и не раскрыта. У кромки воды, где нашли несчастного короля, установлен крест. Неподалеку от замка, над 90-метровой пропастью натянут подвесной мост, который Людвиг II назвал в честь своей матери, королевы Марии, принцессы Прусской. Первоначально этот мост был деревянным, но в 1866 г. его конструкция была заменена на современную, металлическую.
Особенности архитектуры
Замок Нойшванштайн представляет собой симбиоз трех различных, в плане использования, частей: это центральное строение замка - Палас и отходящие от него крылья. Левое носит название Kemenate Building (вход в замок), правое - Дом рыцарей. Внутреннее убранство грандиозного здания выполнено в невероятном смешении и многообразии стилей, принадлежащих к различным временным эпохам. В помещениях соседствуют мавританские, готические и, одновременно, барочные элементы, но ощущения безвкусной эклектической мешанины, как ни странно, не возникает. Всего замок насчитывает около 360 комнат и залов, но поскольку строительство в полном объеме так и не было закончено, окончательная отделка проводилась только в некоторых из них. Внутреннее убранство уже упоминавшегося Зала Певцов, стены которого отделаны фресками на мотивы оперы любимого композитора Людвига II - Вагнера, «Тангейзер». Центральная, самая большая фреска увековечила рыцаря Парсифаля в тот момент, когда он впервые увидел Священный Грааль. Роскошный узорчатый потолок зала отделан деревянными панелями с изображениями знаков Зодиака на них. И потолок, и стены, и Певческая аркада сооружения украшены также богатой орнаментальной росписью. В настоящее время в Зале певцов проводятся концерты классической музыки. Этот зал занимает весь четвертый этаж пятиэтажного Паласа.
Прямо на третьем этаже, расположилось искусственное вкрапление рукотворной дикой природы, которое должно было вызывать удивление у посетителей - находившаяся внутри замка пещера со сталактитами и сталагмитами. Изначально, для оживления интерьера и придания большего сходства с природой, здесь бил настоящий каскад воды. В наше время система подачи воды то ли сломалась, то ли отключена, никаких фонтанов либо водопадов в гроте больше нет. Еще одними, оставляющими богатые впечатления у туристов, помещениями третьего этажа являются спальня и личная молельня короля. Обе они выполнены в готическом стиле, а в спальне разместилась, пожалуй, самая главная достопримечательность замка - резная кровать владельца апартаментов. Для того чтобы представить себе ее роскошь и великолепие узорной росписи, достаточно сказать, что над изготовлением этого сооружения без отдыха трудились 14 резчиков по дереву в течение 4,5 лет. Стены спальни увешаны картинами на тему жизни Тристана и Изольды - легендарных влюбленных из средневековых европейских легенд. Персональная молельня короля примыкает к его спальне. Она посвящена ангелу-хранителю хозяина - причисленному к лику святых французскому королю Людовику Святому, в честь которого баварский монарх и был назван.
Тронный зал Нойшванштайна выполнен архитекторами Эдуардом Илле и Юлиусом Гофманом в стиле византийской пресыщенной роскоши. Длинные ряды колонн идут через весь двухъярусный зал с украшениями из имитации порфира и лазурита. Заканчивается помещение полукруглой позолоченной апсидой - местом расположения королевского трона. Девять мраморных ступеней ведут к подножию помоста, на котором трон, украшенный золотом и слоновой костью, и должен был располагаться. История распорядилась иначе - монарх умер прежде, чем символ власти был изготовлен и установлен в предназначенном ему месте. Купол апсиды украшен росписями на теологические темы. Здесь изображен Иисус Христос в окружении богоматери Марии и апостола Иоанна, а ниже расположились фигуры королей, причисленных к лику святых, среди которых уже упоминавшийся небесный покровитель Людвига - Людовик Французский. Дополняет интерьер величественная люстра, выполненная в виде византийской короны. Люстра сделана из позолоченной меди, рассчитана на 96 свечей и весит почти 2 тонны - 18 центнеров.
Еще одним полностью достроенным сооружением замка стала расположенная на первом этаже королевская кухня. Несмотря на стилизацию под средневековье, замок был инженирован по последнему слову технологий XIX века. Здесь были смонтированы великолепные системы водоснабжения и водоотведения, а система воздушного обогрева была для своего времени передовой. Вода для замковых нужд доставлялась из расположенного двумястами метрами выше источника, и поступала в помещения, как в знаменитых фонтанах Петродворца, самотеком, используя принцип сообщающихся сосудов. Возвращаясь к кухне, следует отметить, что сюда вода не просто подавалась, а подразделялась на холодную и горячую. Кухня снабжена не только плитами, печами и жаровнями для приготовления пищи, но и специально сконструированным механизмом, функцией которого была подача приготовленных блюд в королевскую столовую, дабы не отвлекать Его величество мельтешением слуг от возвышенных дум. Сама столовая декорирована дубовыми
панелями, по стенам развешаны картины художников Фердинанда Рилоти и Иосифа Айгнера, изображающими сцены легендарного песенного состязания миннезингеров в Вартбурге 1207 года.
Архитекторам Нойшванштайна великолепно удалось выполнить один из краеугольных задач архитектуры - привязать сооружение к окружающей местности, вписать отдельно стоящий замок в природу верхней Баварии. Возвышающийся на одинокой скале с крутыми склонами, Neuschwanstein выглядит тем, чем и должен казаться - неприступным средневековым оборонительным сооружением. Из окон замка открывается невероятно живописный вид на долину Хоэншвангау, который Людвиг планировал улучшить, выстроив выше в горах еще один псевдостаринный замок, предназначением которого было сделать вид из Нойшванштайна еще более живописным. К сожалению, этим планам не суждено было сбыться.
Замок в наши дни
Замок Нойшванштайн стал местом публичного посещения и достопримечательностью Баварии еще в 19 веке. С тех пор поток туристов в строение, предназначавшееся по замыслу заказчика для уединенных мечтаний и бегства от реалий мира, год от года становится все больше и больше. Ежегодно замок посещают более 1,3 миллиона туристов. По этому показателю «Лебединый камень» уступает только парижской Эйфелевой башне. Особенно велик приток посетителей в летнее время, когда через спальню мечтателя-одиночки проходит около 6000 посетителей в день. Труднодоступность и уединенное месторасположение сделали Нойшванштайн привлекательным для утилитарного его использования гитлеровской Германией. Здесь в конце второй мировой войны располагались золотые запасы Рейхсбанка, позже исчезнувшие в неизвестном направлении. Здесь же хранилась личная коллекция драгоценностей, произведений искусства и мебели, отобранных Адольфом Гитлером из общей массы ценностей, вывезенных захватчиками из Европы.

Мифы и факты

Вдали от шумных городов, почти у самой границы с Австрией, в 1869 году началось строительство под руководством мюнхенского театрального художника Кристиана Янка. Но из-за экстравагантных вкусов и причуд Людвига, этот процесс продвигался очень медленно. Так например, только над резьбой по дереву в одной лишь спальне короля 14 плотников работали 4,5 года.
Строительство замка было остановлено, когда Людвига удалили от власти из-за интриг в его собственном кабинете. Король редко касался государственных вопросов лично, и своими выходками заслужил славу безумца. К тому же страдал от галлюцинаций - к примеру, обедал с духом Людовика XIV. По баварским законам, король может быть отстранен от власти, если признан непригодным к управлению. И после доклада его кабинета в 1886 году, был свергнут. Людвига перевезли в замок Берг, где вскоре тот утонул в Штарнбергском озере. Однако, относительно этой таинственной смерти, признанной в то время самоубийством, предполагают, что кабинет не был доволен простым отстранением Людвига от власти.
В отличие от многих средневековых замков, где стены увешаны картинами, отображающими сцены охоты, родовые поместья, а также облики предыдущих властелинов замка, в Нойшванштайне в залах висят панно с мифическими героями, персонажами из древних легенд и скандинавского эпоса. Каждое панно при этом будто дополняет друг друга, создавая единое впечатление сумрака и ужаса. Такой интерьер замка породил немало легенд и мифов, которые приписывают сумасшествию Людвигу II, воздвигшему это несравненное по красоте и великолепию строение.
Добавляет ореол загадочности, нереальности замку и самоубийство короля, а также его лечащего врача после того как правитель был свергнут с трона. Утопленник будто решил навсегда остаться в творении своей буйной фантазии.

В красивейшем уголке Баварских Альп на высоком холме, поросшем тёмно-зелёными елями, величаво возвышается . Его стройный силуэт с заострёнными, «игрушечными» башнями напоминает картинку из сказки.

Замок Нойшванштайн (Германия): факты

Его создатель Людвиг II воплотил в замка свои фантазии и мечты. Ещё с детства будущий король увлекался средневековыми легендами о рыцарях и древнегерманскими сагами, а с 16 лет он стал страстным поклонником творчества Рихарда Вагнера.

Вступив на престол, Людвиг II сделал Вагнера своим фаворитом, предоставил в распоряжение композитора роскошную загородную виллу и под впечатлением от его опер решил построить .

Замок Нойшванштайн: легенда о лебеде

Замок Нойшванштайн (Германия) был воздвигнут в 1869-1886 годах в стиле рыцарской крепости. Неслучайно король назначил архитектором и руководителем работ театрального художника Христиана Янка. Прежде всего, Людвиг II добивался архитектурной живописности. Название замка Нойшванштайн - «Новый лебединый камень» - связано с оперой «Лоэнгрин» Рихарда Вагнера, написанной по мотивам легенды о Рыцаре — Лебеде.

Предание гласит, что однажды в герцогстве Брабант правитель умер без наследника. Дочь герцога Эльза боится, что королевство будет потеряно, но вдруг появляется рыцарь на лодке, запряжённой лебедем. Он женится на герцогине Эльзе, обещает защищать и любить её, а в ответ просит только одного - возлюбленная никогда не должна спрашивать о его происхождении. Много лет Рыцарь-Лебедь правит Брабантом, но однажды герцогиня задаёт запрещённый вопрос. Тут к рыцарю немедленно является лебедь и увозит его в неизвестные края, из которых он когда-то явился. Весь свой замок монарх украсил лебедями. Они повсюду - в виде ваз и настенной живописи, вышитые золотом на гардинах, высеченные на фасаде и вырезанные на деревянной обшивке. Лебедь стал символом замка ещё и потому, что он был изображён на гербе рода графов Швангау, из которого происходил Людвиг II.

Тронный зал

Замок Нойшванштайн состоит из более чем 360 залов, и каждый из них посвящён героям Вагнера. Самое внушительное помещение - это, конечно, Тронный зал, оформленный в византийском стиле. В нём король хотел воплотить «Зал Святого Грааля» из драмы Вагнера «Парсифаль». Огромное помещение с высокими потолками поддерживают два ряда колонн.

Нижний ряд пурпурных колонн отделан под порфир, а верхний ряд изготовлен из искусственного лазурита. Ступени мраморной лестницы, обрамлённые изображениями 12 апостолов, ведут к нише, где должен был стоять королевский трон, украшенный крестом и гербом Баварии. Но трон так и не успели изготовить. Росписи на стенах иллюстрируют раннехристианские сюжеты. На уровне галереи со вторым ярусом колонн подвешена огромная позолоченная люстра в форме византийской короны. Пол, выложенный мозаикой, изображает стилизованный растительный и животный мир.

Певческий зал

Певческий зал предназначался для постановок опер Вагнера. При жизни Людвига II в Певческом зале не было дано ни одного концерта, но зато в наши дни здесь ежегодно проводится фестиваль классической музыки. Это самый большой и пышно убранный зал с многочисленными полотнами и гобеленами, посвящёнными рыцарю Парцифалю. Парцифаль - герой средневековой легенды и одной из опер Вагнера, прошедший путь от наивного, не знающего жизни юноши до короля Грааля. На самой большой, центральной картине Певческого зала запечатлён кульминационный момент легенды, когда Парцифаль впервые попадает в замок Грааль.

Замок Нойшванштайн: королевские покои

Резные дубовые панели, массивная деревянная мебель и расшитые шёлком портьеры (шторы) присутствуют во всех комнатах, составляющих королевские покои - в спальне, часовне, столовой, гостиной, рабочем кабинете. Весьма примечательна королевская опочивальня, выполненная в неоготическом стиле. Она изобилует резными украшениями и орнаментами, над изготовлением которых трудились 14 мастеров в течение 4,5 лет. На стенах висят картины, повествующие о трагической любви Тристана и Изольды. Оформление гостиной пронизывает лебединый мотив, её интерьер подчинён единому замыслу - легенде о Рыцаре-Лебеде.

Замок Нойшванштайн больше напоминает сказочное строение, в котором хотела бы жить каждая принцесса. Высокие башни в окружении лесов, расположенные на холме Альпов, мгновенно приковывают к себе взгляд, но то, как украшен музей изнутри, описать словами невозможно. Многие деятели культуры специально приезжают сюда, чтобы вдохновиться на создание очередного шедевра.

Основные данные о замке Нойшванштайн

Сказочный дворец находится в Германии. Дословно его название переводят как «Новый лебединый камень». Такое лирическое имя строению дал баварский король, который мечтал построить романтичный замок для своей резиденции. Архитектурное строение расположено на скалистой местности, что и отражается в названии.

Для тех, кто хочет посетить это уникальное место, стоит знать, где находится Нойшванштайн. Точного адреса у достопримечательности нет, так как она расположена в некотором отдалении от крупных населенных пунктов, но до музея ходят поезда и автобусы, а любой местный житель даст подробные указания, как добраться из города Мюнхена до городка Фюссен в Баварии. Доехать до замка можно и на арендованном автомобиле, используя координаты в навигаторе: 47.5575°, 10.75°.

Режим работы романтичного дворца зависит от сезона. С апреля по сентябрь внутрь можно попасть с 8:00 до 17:00, в остальные месяцы вход разрешен с 9:00 до 15:00. Зимой в декабре не стоит забывать про рождественские праздники, в это время музей не работает. Официально замок закрыт четыре дня в году: на Рождество 24 и 25 декабря и в Новый год 31 декабря и 1 января.

Замок Нойшванштайн выполнен в неоготическом стиле. Над проектом трудился Кристиан Жанк, но ни одно решение не принималось без одобрения Людвига Баварского, так как воплощались в жизнь исключительно идеи короля, затеявшего это непростое строительство. В результате сооружение в длину составляет 135 метров, а возвышается от основания на 65 метров.

История создания замка Нойшванштайн

Ни для кого в Германии не секрет, какой правитель построил знаменитый дворец в Баварии, так как фактически этот проект завладел правителем на многие годы. Начало было положено 5 сентября 1869. До этого на месте будущего «романтичного гнездышка» были руины старых крепостей. Людвиг II отдал приказ взорвать плато, чтобы опустить его на восемь метров и создать идеальную площадку для замка. Сначала провели дорогу к месту строительства, потом соорудили трубопровод.

Работа над проектом была поручена Эдуарду Риделю, а мастером был назначен Кристиан Жанк. Каждый чертеж создавался из описаний короля, после чего им же и утверждался. В течение первых четырех лет возвели величественные ворота, а также подготовили королевские покои на третьем этаже. Второй этаж был практически полностью оборудован для комфортного проживания в резиденции.

Дальнейшее строительство велось в еще более ускоренном режиме, так как Людвиг II мечтал уже скорее поселиться в замке Нойшванштайн, но за десять лет завершить его так и не удалось. В результате в 1884 г. король не выдержал и решил переехать во дворец, независимо от того, что работы еще продолжались. Фактически создатель этого архитектурного творения прожил в нем всего 172 дня, а последние детали по отделке замка заканчивали уже после его смерти.

Особенности экстерьера и интерьера

Большая часть замка выполнена из мрамора. Его специально привозили из Зальцбурга. Портал и эркер сделан из песчаника. Внешнее оформление полностью соответствует законам неоготики, а в качестве прототипов для создания дворца были приняты замки Хохеншвангау и Вартбург.

Изнутри творение Людвига Баварского не может не впечатлять, ведь здесь повсюду царит роскошь. Ключевым считается зал певцов, повторяющий исполнение Праздничного и Песенного залов Вартбурга. Складывается впечатление, что весь замок Нойшванштайн построен в окружении этого помещения. В качестве украшения использованы полотна, иллюстрирующие легенду про Парцифаля.

Несмотря на свое назначение, комната так и не была использована во время жизни короля. Впервые в ней состоялся концерт спустя 50 лет после смерти Рихарда Вагнера. С 1933 по 1939 годы в зале певцов регулярно проводились мероприятия, но из-за войны и вплоть до 1969 года помещение вновь опустело.

Нельзя не отметить самый красивый тронный зал, который так и не удалось завершить в полной мере. При его строительстве были использованы религиозные мотивы. Трон установлен в специальной нише, напоминающей базилику, что говорит о связи короля с богом. Все окружающее убранство изображает святых. Пол из мозаики выполнен в виде небосвода с изображенными на нем представителями флоры и фауны.

В интерьере всего замка Нойшванштайн четко прослеживается тесная дружба Людвига II и Рихарда Вагнера. Огромное множество картинок изображают сцены из опер немецкого композитора. Существуют сообщения от короля Вагнеру, в которых он описывает свой будущий проект и говорит другу, что однажды он поселится в этом сказочном месте. Еще одной особенностью украшения является использование лебедей, которые стали основной идеей для возведения романтичного дворца. Птица считается символом рода графов Швангау, чьим потомком был Людвиг II.

Во Вторую мировую войну все ценности Рейха хранились в сказочном дворце. Личная коллекция Гитлера, состоящая из драгоценностей, произведений искусства, мебели, была размещена по залам, но позднее все вывезли в неизвестном направлении. Ходят слухи, что большая часть ценностей была затоплена в озере Алат, поэтому сегодня на фото внутри замка уже не увидеть этих красот.

Замок имеет не только удивительную архитектуру и внутреннее убранство, но и интересную историю. Правда, не все задумки короля были воплощены в жизнь из-за нехватки средств на строительство. За время возведения Нойшванштайна бюджет был превышен более чем вдвое, поэтому царь оставил огромный долг после своей смерти. Кредиторам было важно, кто наследник этого творения, так как сумма задолженности составляла несколько миллионов марок.

Осенью 1886 года замок Нойшванштайн был открыт для платного посещения, что позволило завершить строительство и в течение десятка лет практически полностью покрыть накопившийся долг. В результате среди невоплощенных идей остались:

  • рыцарский зал;
  • башня высотой в 90 метров с церковью;
  • парк с фонтаном и террасами.


В настоящий момент лебединый дворец является одной из главных достопримечательностей Германии. Стоит также упомянуть, чем прославился этот музей, помимо своей удивительной истории. Во-первых, по рассказам Чайковский вдохновился на создание «Лебединого озера» после посещения этого романтичного места.

Во-вторых, увидеть замок можно на монете номиналом 2 евро, выпущенную специально для коллекционеров. Появилась она в 2012 году в рамках серии «Федеральные земли Германии». Цветное изображение дворца подчеркивает дух романтизма, свойственный этому строению.

В-третьих, в докладе нередко упоминают о том, что замок Нойшванштайн стал основой для создания дворца Спящей красавицы в знаменитом парке Диснея в Париже. Неудивительно, что архитектурный памятник нередко используют для съемок в фильмах или в качестве места действия видеоигр.

Замок на юге Германии по праву считается ключевой достопримечательностью страны, ведь его красота недаром привлекает тысячи туристов. «Лебединое гнездышко» прославилось на весь мир, и по сей день история его творения пересказывается и обрастает новыми легендами.

Замок Нойшванштайн (Neuschwanstein Castle ) находится на юге Баварии (в Германии) возле небольшого города Фюссена, недалеко от австрийской границы.

Построен замок был при короле Людвиге II. По его приказу была выбрана скала в Баварии, которую с помощью взрыва опустили примерно на 8 метров, таким образом расчистив место для строительства замка. К месту провели трубопровод и построили дороги. Первый камень был заложен 5 сентября 1869 года. В 1883 году замок Нойшванштайн был окончательно построен, но только весной следующего года король смог заселить его.


Любовь Людвига к музыкальным творениям Вагнера стала воплощением этого замка. Чайковский черпал свое вдохновение в замке при создании музыки к балету «Лебединое озеро». В есть замок Спящей красавицы, и именно замок Нойшванштайн в Германии стал его прототипом.

Строительство этого магического замка поручили Эдуарду Риделю, а художественные оформление воплощал в жизнь Кристиан Янк. Замок Нойшванштайн внутри удивителен и шикарен. Например, над резьбой в спальне короля четырнадцать плотников работали четыре с половиной года. Но по ряду причин западная терраса не была достроена, незаконченными остались также купальня, рыцарское помещение, тронный зал и третий этаж. А главная башня, в которой должна была находиться церковь, так и не была построена.



История замка Нойшванштайн включает в себя как исторически подтверждённые факты, так и различные мифы. Отождествляя себя с Лебединым рыцарем, король Людвиг при первой же возможности возвел свою мечту – лебединый замок удивительной и волшебной красоты. Если перевести слово Нойшванштайн, то получится словосочетание «Новый Лебединый Камень».

Король имел славу безумца, поэтому его отставка не стала удивлением. Именно в тот момент и остановили работы по строительству замка. Ореол загадочности вокруг замка породили загадочные истории про последние моменты жизни баварского короля Людвига II. Государственных вопросов король лично почти и не касался. Были случаи, когда Людвиг галлюцинировал и, по его словам, он обедал с духом короля Людовика XIV. На этих основаниях в 1886 году он был свергнут. После этого его перевезли на место его будущей гибели. Его последним пристанищем стал замок Берг, где он утонул в Штарнбергском озере. Той же участи подвергся и его врач психиатр.

Одной из достопримечательностей замка Нойшванштайн является грот, соединенный с залом певцов. Находится он на третьем этаже и выглядит как небольшая комнатка, оформленная в виде пещеры из сказки. Он является одним из образцов буйной фантазии Людвига.

Город Фюссен очень популярен среди туристов. Поэтому и не удивительно, что замок Нойшванштайн в Германии стал самым фотографируемым. Каждый день приблизительно шесть тысяч человек посещает его.

Просмотреть замок можно только в составе экскурсионной группы. Каждые пять минут экскурсии начинаются на английском и немецком языке поочередно. В рождественские праздники замок закрыт, но в остальное время работает ежедневно. Летний режим работы отличается от зимнего. Летом замок открыт с девяти утра и до шести вечера, а зимой с десяти утра и до четырех вечера.

Замок Нойшванштайн в Баварии по праву возглавляет список самых великолепных замков Германии.